Научная статья на тему 'Формальная модель бизнес-процессов рекламных предприятий реального сектора экономики'

Формальная модель бизнес-процессов рекламных предприятий реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1417
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ФОРМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / BUSINESS PROCESS / FORMAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корохова Елена Вячеславна, Никифоров Антон Иванович

На основе анализа задач рекламных агентств разработана формальная модель бизнес-процессов и приведены варианты их исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корохова Елена Вячеславна, Никифоров Антон Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMAL MODEL OF BUSINESS PROCESSES DEVELOPED FOR ADVERTISING COMPANIES WORKING IN THE REAL ECONOMICS SECTOR

Based on analysis of advertising agencies tasks, a formal model of their business processes was developed and possible follow up sequences were provided.

Текст научной работы на тему «Формальная модель бизнес-процессов рекламных предприятий реального сектора экономики»

Кондранин Евгений Анатольевич

Научно-исследовательский институт Специальных информационноизмерительных систем E-mail [email protected]

344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 154 Kondranin Yevgeniy Ananjlevich

The Scientific-research Institute (SRI) of special information-measuring systems 154, Bolshay Sadovay street, Rostov-on-Don, 344022,Russia .

УДК 004.42:659.1

Е.В. Корохова, А.И. Никифоров

ФОРМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ РЕКЛАМНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

На основе анализа задач рекламных агентств разработана формальная модель бизнес-процессов и приведены варианты их исполнения.

Бизнес-процесс; формальная модель.

E.V. Korokhova, A.L Nikiforov

FORMAL MODEL OF BUSINESS PROCESSES DEVELOPED FOR ADVERTISING COMPANIES WORKING IN THE REAL ECONOMICS

SECTOR

Based on analysis of advertising agencies’ tasks, a formal model of their business processes was developed and possible follow up sequences were provided.

Business process; formal model.

В современных экономических условиях успешное функционирование предприятия напрямую зависит от скорости его реакции на вызовы рынка и соответствия выпускаемых товаров и услуг требованиям заказчика. Важную роль в повышении эффективности его работы играет грамотная организация бизнес-процессов и последующая их автоматизация. Заказчиком поставлена задача разработки автоматизированной системы управления бизнес-процессами рекламных агентств и типографий в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к системам класса MRP-II.

Необходимым шагом, предшествующим разработке, является создание модели автоматизируемых процессов. Ниже представлена формальная модель бизнес-процессов рекламных предприятий реального сектора экономики, основная деятельность которых, как правило, сводится к разработке, печати и последующему размещению рекламных материалов. Последние два процесса (печать и размещение) могут осуществляться параллельно, однако для простоты мы будем их рассматривать как последовательные процессы, что, тем не менее, не отменяет общности нашего подхода, так как параллельные процессы могут быть приведены к последовательным методом декомпозиции [1].

Процессный подход к управлению предполагает, что бизнес-функции предприятия, осуществляемые отдельными функциональными подразделениями, должны быть “нанизаны” на стержень единого процесса, результат осуществления которого должен иметь ценность для клиента. Формальная модель бизнес-

процесса может быть представлена как граф управления бизнес-функциями [1], представленными в табл. 1:

5 (¿V, М,ЕМ, ЕЛ', Ей) . (1)

Здесь N - множество узлов, каждый из которых соответствует бизнес-функции;

По-И/ - входной и завершающий узелы соответственно;

Е - множество управляющих рёбер, построенное на множестве узлов, включающем узлы бизнес-функций, а также входной и завершающий узелы: V*,; € Л’ и € £:

М - множество узлов, соответствующих структурным подразделениям предприятия, причём М П Л' = С;

ЕМ - множество рёбер подчинённости, такое, что VI,] £ М: {г,]) £ ЕМ,

если структурное подразделение ] подчинено структурному подразделению V;

ЕМ - множество рёбер исполнения бизнес-функций, такое, что V* € М,} В N-.(1,}) € ЕЛ, если бизнес-функция у может быть выполнена в подразделении /';

Я - множество ресурсов предприятия;

ЕЯ - множество взвешенных ребер использования ресурсов, такое, что V! Е Дг; е £ Ей, если бизнес-функция у использует при своём выполне-

нии ресурс V;

Таблица 1

Бизнес-функции процесса печати

N Расшифровка

Ш Формирование “бланка заказа” на печать

2N Создание макета

3N Формирование путевого листа

4N Печать

5N Постпечатная обработка

6N Контроль и анализ заказов

7N Доставка

Рассмотрим подразделения, реализующие бизнес-функции процесса печати, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

Под разделения, реализующие бизнес-процесс печати

М Расшифровка

8М Отдел продаж

9М Отдел дизайна

10М Отдел печати (мини-типография)

11М Отдел постпечатной обработки (монтажа)

12М Отдел контроля и анализа заказов (бухгалтерия)

13М Отдел доставки

Анализ проведенных наблюдений показал, что на небольших рекламных предприятиях численностью не более 20-30 человек каждый из отделов представлен персоналом из нескольких человек, а функции контроля и анализа заказов возложены на бухгалтерию. Каждый из отделов выполняет возложенные на них биз-

нес-функции и тратит на это определённое время ^ (рис. 1). Также при печати используется типографская краска и различные расходные материалы (табл. 3).

Таблица 3

Ресурсы, потребляемые при выполнении бизнес-процесса печати

R Расшифровка

14R Временные затраты

15R Типографская краска

16R Материалы

Основываясь на информации, представленной в табл. 1-3, информационные объекты из (1) могут быть представлены в виде следующих кортежей:

N = (Ш, 2^ 3^ 4^ 5^ 6^ 7^;

М = (8М, 9М, 10М, 11М, 12М, 13М};

Я = (14Я, 15Я, 16Я};

Е = ((и0,Ш), (1N,2N), (2N,3N), (3^4№), (4N,5N), (5N,6N), (6N,7N), (7N,nf),( 1N,6N),(6N,2N)};

EN = ((8M,1N), (9M,2N), (10M,4N), (11M,5N), (12M,6N), (13М,7М)};

ЕЯ = ((14Я,Ш), (14R,2N), (14R,3N), (14R,4N), (14R,5N), (14Я,6^, (14R,7N), (15R,4N), (16R,4N), (16R,5N)}.

Формальный аппарат решения задачи планирования бизнес-процесса основан на введении специальной параллельной атрибутной порождающей грамматики, значение которой заключается в умении строить возможные последовательности необходимых для выполнения процесса бизнес-функций. Если обозначить множество узлов N. пО и;?/соответствующими символами V; У^Лтт и применить к ним множество порождающих правил Р, это натуральным образом определит порождающую грамматику бизнес-процесса.

Перечислим множество порождающих правил процесса печати (для удобства - без включения ресурсных характеристик):

по - 1Л'{8Л0;

1Н{8М) - 2Л{9М}|6Л?{12МЗ;

2ЛГ{9М} - ЗЛ-СвЛ/}; злда} - 4ЛГ{10М};

+ЛГ{10Л/} -» 5Л'{1Ш];

5Щ1Ш} 6ЛГ{12М}|2ЛГ(9М};

6Щ12М] -* 7Л’{13Д#]; 7Л{13М)

Рис 1. Граф вариантов и мест выполнения бизнес-функций процесса

печати

На основе приведённой грамматики могут быть порождены следующие варианты исполнения бизнес-процесса печати:

1. пО - 1Л?{8М} - 2ЛГ{9М} - ЗЛг'{8М} - 4ЛГ{10М) - 5]У{11М} - 6ЛГ{12М} - 7Л'{13М} -

2. и О - 1Л’{8М] - 2ЛГ{9М] - ЗЛГ{ВМ} - 4ЛГ{10М] - 5.\'{11М} - 2ДГ{9М} - 7#{13М} - л/;

3. по - 1Ы{8М] - 6ЛГ{12М} - ЗМ{8М) - 4Ы{10М] - 5/У{1Ш} - 6Ы{\2М) - 7ЛГ{13М} - л/;

4. пО - Ш{8М} - 6А/{12М} - ЗN{8M} - 4N[1014) - 5А/{11М} - 2ЛГ{9М} - 7ЛГ{13М} - п/.

Проведём аналогичную процедуру анализа бизнес-процесса размещения рекламных материалов (рис.2) (табл. 4-6).

Рис 2. Граф вариантов и мест выполнения бизнес-функций процесса размещения рекламы

Таблица 4

Бизнес-функции процесса размещения рекламы

N Расшифровка

Ш Формирование “бланка заказа” на размещение

2N Формирование путевого листа

3N Размещение рекламных материалов

4N Контроль и анализ заказов

Таблица 5

Подразделения, реализующие бизнес-процесс размещения рекламы

M Расшифровка

5M Отдел продаж

6M Отдел монтажа

7M Отдел контроля и анализа заказов (бухгалтерия)

Таблица 6

Ресурсы, потребляемые при размещении рекламы

R Расшифровка

14R Временные затраты

9R Рекламные материалы

Информационные объекты из (1) могут быть представлены в виде следующих кортежей:

N = {1N, 2N, 3N, 4N};

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M = {5M, 6M, 7M};

R = {8R, 9R};

E = {(n0,1N), (1N,2N), (2N,3N), (3N,4N), (4N,nf),(1N,4N),(4N,2N)};

EN = {(5M,1N), (5M,2N), (6M,3N), (7M,4N)};

ER = {(8R,1N), (8R,2N), (8R,3N), (8R,4N), (9R,3N)}.

Множество порождающих правил (без включения ресурсных характеристик):

пО -

IN{5M] — 2iV{SM} 4ЛТ{7М| 2Л'{5Л/} -+ 3JV{6Jlf}; 3;V{6Af} -» 4JV{7Af} 12ЛГ{5М); 4.Vf7,W} - nf.

Варианты исполнения бизнес-процесса размещения рекламы:

1. пО- Ш{£М} - 2ЛГ{5ЛГ) - 3N{6M) - 4;V{7M} - nf:

2. пО - ljV{SjVi} - 2jV{5M} - 3jV{6M} - 2Л{5М} - nf;

3. n 0 - г jV{ SAf} - 4N{ 7M} - 3 iV{ 6M} - AN{ 7M] - nf;

4. nO - 1jV{5Л/} - 4jV{7jV/} - 3A'{6Ai} - 2AF(5M} - nf.

Формальные модели в общем случае позволяют из всех возможных после -довательностей выполнения бизнес-функций выбрать оптимальные, однако для этого необходимо обладать полной информацией о затратах ресурсов при выпол -нении каждой бизнес-функции. Успешное внедрение автоматизированной системы управления Cafe-Print на рекламных предприятиях г.Ростова-на-Дону позволило выявить соответствующие затраты и усреднить их на достаточно большом промежутке времени.

Проведём анализ вариантов выполнения бизнес-процесса печати. Введём в модель множество ресурсных характеристик порождающей грамматики. В качестве ресурсов будем рассматривать время исполнения функции t, количество задействованных сотрудников n и стоимость исполнения s. Стоимость исполнения будет формироваться как за счёт временных затрат (при этом будет приниматься во внимание средняя стоимость часа работы сотрудника), так и за счёт материальных

затрат (в случае бизнес-функций 4М и 5М - это стоимость израсходованной краски р и стоимость расходных материалов т1 и т2).

Анализ более шестнадцати тысяч заказов, произведённых в течение года, позволяет каждой бизнес-функции предприятия поставить в соответствие значения ресурсов времени исполнения (/), количества исполнителей (п) и стоимости исполнения (^), приведённые в табл. 7.

Таблица 7

Соответствие значения ресурсов времени исполнения, количества исполнителей и

стоимости исполнения

1, ч п, чел. 8, руб.

Ш{8М} 0.08 3 7

2Щ9М} 1 2 180

3Щ8М} 0.67 3 2

4Щ10М} 0.5 2 740

5Щ11М} 0.17 1 20

6Щ12М} 0.17 1 14

7Щ13М} 240 1 0

241 3 963

Оценим варианты выполнения бизнес-процесса, используя метод Парето. Каждый из вариантов бизнес-процесса характеризуется показателями 1, п, 8. Соответствующие оценки вариантов для показателей времени и стоимости исполнения определяются суммированием компонентов (времени и стоимости исполнения бизнес-функций) и обозначаются а(1) и Р(б) соответственно, а для показателей количества исполнителей - максимальным числом исполнителей по каждой из компонент х(п). Поскольку, очевидно, требуется минимизация показателей, все оценки берутся со знаком ”минус”.

Будем считать, что вариант 3: строго предпочтительнее варианта Б-. если

оценка Б, превосходит оценку В1 хотя бы по одному показателю, а по всем остальным показателям не хуже её. Рассмотрим, приведённые в табл. 8.

Таблица 8

Варианты выполнения бизнес-процесса

Вариант а© Х(п) Р(8)

1 -242,59 -3 -963

2 -243,42 -3 -1129

3 -241,76 -3 -797

4 -242,59 -3 -963

Теперь осуществим ранжирование вариантов на основе их строгого предпочтения. Для этого построим булеву матрицу, элементами которой являются переменные П ^ такие, что

а,, = 1, если вариант В. строго предпочтительнее варианта В.,

.*. = в противном случае.

Такая из табл. 7 приведена в табл. 9.

Таблица 9

Матрица для вариантов________________________________

1 2 3 4

1 0 1 0 0

2 0 0 0 0

3 1 1 0 1

4 0 1 0 0

Столбец 3, содержащий только нули, определяет предпочтительный вариант выполнения бизнес-процесса печати:

яО - 1.V(8jV/} - 6JV{l2if} - - 4,V{10jV} - 5Л?(11Л/) - 6ЛГ{12М) - 7jVfl3AfJ - nf,

Это фактически означает невыгодность содержания дорогостоящих дизайнеров в штате предприятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 240 с.

Корохова Елена Вячеславна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет».

E-mail:alen [email protected]

344090, Ростов-на-Дону, ул. Мельчакова, 10

Тел.: +7(8632)696991

Никифоров Антон Иванович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет».

E-mail :[email protected]

Korokhova Elena Vaycheslavovna

Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»

E-mail:alen [email protected]

10, Melchikova street, Rostov-on-Don, 344090

Phone: +7(8632)696991

Nikiforov Anton Ivanovich

Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»

УДК 681.33

Е.В.Удод

ВЛИЯНИЕ РАЗМЕРОВ ОБЛАСТЕЙ РАЗБИЕНИЯ ГРАДУИРОВОЧНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕНЗОРЕЗИСТИВНОГО ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА НА ТОЧНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ЕЁ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ

МОДЕЛИ

Рассмотрено влияние размеров областей разбиения градуировочной характеристики тензорезистивного чувствительного элемента на точность построения математической модели этой градуировочной характеристики. Даны общие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.