Научная статья на тему 'Формализация инновационного развития Кузбасса'

Формализация инновационного развития Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ» / ИННОВАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КУЗБАСС / «ДВОЙНАЯ СПИРАЛЬ» / БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фридман Ю. А., Речко Г. Н., Оськина Н. А.

Обозначены отдельные типы региональных инновационных моделей. Рассмотрены концептуальные основы мо-дели инновационного развития региона по «тройной спирали». Анализируется кузбасский вариант работающей «двойной спирали» инновационного взаимодействия крупного бизнеса и власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фридман Ю. А., Речко Г. Н., Оськина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формализация инновационного развития Кузбасса»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.2 Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, Н.А. Оськина ФОРМАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КУЗБАССА

В последние несколько лет в Кузбассе активно обсуждается проблема перехода региона на инновационный путь развития. Однако у кузбасской интеллектуальной элиты пока нет целостного видения того, что такое инновационный путь развития для Кемеровской области, а его модельная конструкция ещё не сформирована. Между тем в некоторых российских регионах уже просматриваются определённые типы моделей построения инновационной экономики:

- эндогенные (возникшие внутри региона) инновационные модели;

- экзогенные (привнесенные извне) инновационные модели.

Примером эндогенных моделей являются формирующиеся пермская и томская инновационные модели.

Пермская область - индустриальный регион с сильной производственной базой и большой долей современных технологий (от моторо- до приборостроения). Ядро развивающихся там проектов -это производства с хорошей инженерной культурой и с добавлением нанокомпоненты (например, пермский «Новомет» построил предприятие по производству погружных насосов для нефтедобычи, конкурентоспособных не только на внутреннем, но и на мировом рынке).

Томская область - один из регионов-лидеров на инновационной карте России, в котором есть сильная научная база и созданная, по сути, за последние 15 лет мощная инновационная инфраструктура (так называемые «инновационные лифты»).

Томская инновационная модель, в отличие от пермской, выросла не на промышленности, а из вузовских и научных разработок. Некоторые из проектов «доросли» до серьезных бизнесов. Например, современное инновационное предприятие НПФ «Микран»1 - партнер Nokia Siemens

Networks по проекту производства базовых станций для сетей мобильной связи четвертого поколения по технологии LTE в томской ОЭЗ. Это первый подобный проект в России (стоимость

такого проекта в Западной Европе - порядка 50 млн. дол.)2.

Пример экзогенной инновационной модели -Якутия, где региональная власть смогла создать привлекательные условия для притока на территорию региона инновационных бизнесов. Одно из базовых преимуществ в Якутии - учет характера спроса на инновации. К примеру, в Якутии нужны стройматериалы, «работающие» при температурах минус 50-60 градусов. И регион занялся развитием серьезного бизнеса по изготовлению несущих строительных конструкций не из металла, а из базальтоволокна. Эта продукция будет востребована и в других регионах страны.

Безусловно, что для реализации региональной инновационной модели любого типа (эндогенной, экзогенной) необходимо партнерство науки, образования, власти и бизнеса (рис. 1).

Подобное партнерство, как свидетельствует мировой опыт, достаточно эффективно реализуется в рамках классической модели так называемой «Тройной спирали» (Triple Helix) [2].

Модель «тройной спирали» предусматривает обязательное участие всех ключевых партнеров -власть, бизнес, научно-образовательный ком-плекс3 - с возможностью лидерства каждого из них, особенно на начальном этапе процесса создания инновационной экономики. В варианте пермской модели - это бизнес (промышленное ядро), в томской модели - это научнообразовательный комплекс, а в Якутии - региональная власть, создавшая благоприятный инновационно-инвестиционный климат в регионе.

Концепция «Тройной спирали» предусматривает инновационное развитие как результат конструктивного взаимодействия научнообразовательного комплекса, бизнеса и власти (на национальном и региональном уровнях).

Во времени первоначально формируются так называемые двойные спирали взаимодействия -между вузами (наукой) и бизнесом, бизнесом и властью и т. д., которые затем складываются в «тройную спираль» (рис. 2).

1 Более 1000 чел. сотрудников (средний возраст 37 лет), выработка на 1 работающего - около 1 млн. руб., объем реинвестированных собственных средств в развитие - свыше 1 млрд. руб. [1].

2 http://www.micran.ru/news/1140/

3 Синоним «Университетов» в западной термино логии.

Стратегия социально-экономического развития региона

Региональные инновационные программы

■ шотсБщишго-инБестнцжкньге яроект!

■ фитнсавьж идр^гсе ресурсы

’ ШЕЫЕ отрасли

Рис. 1. Инновационное партнерство науки, образования, власти и бизнеса

Для модели инновационного развития по властью;

«Тройной спирали» характерно, как минимум: ❖ стремление к сотрудничеству всех Инсти-

♦♦♦ усиление роли научно-образовательного тутов триады «научно-образовательный комплекс

комплекса как лидера отношений с бизнесом и - бизнес - власть», при этом инновационная со-

/

/

/

/

БЖ4 С ТЬ

\

Рис. 2. «Тройная спираль» взаимодействия

И н н о ва ц и онна я деятел ь н ость Инновационно-инвестиционный климат

И Н Н ОЕ а ционно-инв есгиционные проекты

НоЕыеорга низа ционны е механизмы взаимодейсгеич

Интерактивная модель вза и м о де й стви я

Рис. 3. Двойная спираль взаимодействия «Бизнес-Власть»

ставляющая есть результат (трехстороннего) взаимодействия, а не создается

на административном ресурсе региональной (федеральной) власти;

♦♦♦ расширение традиционных функций каждого из Институтов триады в формате «частично брать на себя роль другого». Институты, способные выполнять нетрадиционные функции, считаются наиважнейшим источником инноваций.

Как представляется, изначально роли каждого Института строго определены: роль бизнеса в модели «Тройной спирали» заключается в производстве, власть - источник контрактных отношений, гарантирующих стабильное взаимодействие, а научно-образовательный комплекс (НОК) - источник знаний и технологий.

В процессе формирования экономики, основанной на знаниях, усиливается важность «знания» и роль научно-образовательного звена, которое постепенно занимает всё больший удельный вес на арене взаимодействия, выступая уже основой и источником развития. Сохраняя за собой одну из ключевых функций (ведение научных разработок и исследований, образовательная деятельность), научно-образовательный комплекс приобретает со временем также и предпринимательскую составляющую - как в части образовательного процесса, так и в части регламентов и процедур управления, в инкубировании наукоёмких компаний и т.п. К примеру, уже сегодня некоторые российские университеты имеют собственные каналы для трансфера технологий и предлагают образовательные программы по созданию предприятий, инкубированию программ и другим предпринимательским навыкам. Вместо того чтобы как раньше служить лишь источником новых идей для уже существующих фирм, современные

университеты стараются объединить свои исследовательские и образовательные возможности для создания фирм новой формации, особенно в продвинутых областях науки и технологии. Новые организационные механизмы, такие как бизнес-инкубаторы, научные парки, и различные объединения становятся источником экономической активности и международного обмена.

Таким образом, научно-образовательный комплекс занимает активную позицию, применяя знания на практике и вкладывая результаты в новые образовательные дисциплины. В свою очередь, бизнес-субъекты, совершенствуя свои технологии и делясь своими знаниями, участвуют в образовательном процессе. Власть (федеральная, региональная) выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор в дополнение к своей традиционной законодательной и регулирующей роли. Подобное взаимодействие в конечном итоге и порождает интерактивную инновационную модель.

В Кузбассе запущен процесс формирования (с разной степенью эффективности) так называемых «двойных спиралей» инновацион-ного взаимодействия - между вузами (академической наукой) и бизнесом, бизнесом и властью, и т. д.

На сегодняшний день наиболее продвинутой и успешной (результативной), по нашему мнению, можно назвать пока только двойную спираль взаимодействия между крупным бизнесом и региональной властью (рис. 3).

При этом и власть, и крупный бизнес (имеющий значимое влияние на экономику региона) стремятся находить приемлемые для обеих сторон формы взаимодействия в рамках сложившейся в Кузбассе модели партнерских отношений.

Это модель, при которой региональная власть

Региональное экономтесное пространство

Совет по ннвестніргоішон к инновационной деятельности при Губернаторе Келкроюкой ивлашн

''''Закон «О технопарках б Кемеровской обдгагтн» (ЗЮ8)

’-'Закол «Об нкжгаїціозшок политике Кетдеровской области» (3008) ’-’'Закол «О государсгленквк подожке зсквжтіощекнсн, нннавзщжшэин к лр ошводеттакимн деятельности я Кевиролской о блате» (2Я1Й)

’''Закон «О зонах экокянагюсхото олагоїщнягство вакня» (20Ш)

Сре дчеср о чжінр сі ноіяальиая целевая проїр амма «Развита» зпшоимщоншзй деятельности в Кеинр овекзн эЙласти на ЗНОЙ-ЯШ го^оа»

«Промашка научного н технологического еён-лечения соцкалыюжпномкчжкого развитияКемеровской области»,раїработанкзя СО РАБ

1 І

Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года

Рис. 4. Инновационный блок регионального экономического пространства: формирование законодательной базы

и бизнес весьма эффективно работают над решением нескольких главных задач, способствующих росту экономики региона, а уровень согласованности их экономических интересов, по нашей оценке [3, 4 и др.], достигал в отдельные периоды 50-60 %.

Это модель, при которой бизнес вкладывает в модернизацию и диверсификацию экономики, а власть занимается социальными вопросами: выбирает социально-ответственных партнеров, работает над улучшением инвестиционного климата, быстро конвертирует накопленный модельный потенциал в потенциал социально-экономический, обеспечивает поддержку социальной стабильности и полноценную социальную защиту населения. Всё это позволяет реально смотреть вперёд.

Чрезвычайно важно, что региональная власть постоянно работает над созданием регионального инновационного поля (рис. 4).

Во-первых, при Губернаторе Кемеровской области создан Совет по инвестиционной и иннова-

4

ционной деятельности .

4 Положение о Совете утверждено постановлением Губернатора Кемеровской области от 21.03.2008.

Во-вторых, приняты принципиальные законодательные акты в инновационной сфере - региональные законы5 «О технопарках в Кемеровской области», «Об инновационной политике Кемеровской области», «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области», «О зонах экономического благоприятствования».

В-третьих, решение проблемы инновационного развития Кемеровской области идет неразрывно с двумя программами:

• среднесрочная региональная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области на 2008-2011 годы» [5]. Это дополнительный инструмент стимулирования и развития инновационной инфраструктуры и поддержки перспективных инноваций;

• «Программа научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области» (принята в феврале 2009

5 Законы Кемеровской области соответственно от 02.07.2008 (№55-ОЗ и №66-ОЗ), от 26.11.2008 (№ 102-ОЗ), от 08.07.2010 (№87-ОЗ). -http://www.ako.ru/Ekonomik/inv_zakon.asp?n=10&s

п=3

года на совместном заседании Коллегии администрации Кемеровской области и Президиума СО РАН). Программа включает 118 проектов разной степени готовности по 16 приоритетным направлениям. Отбор самых перспективных проектов ведется специалистами администрации совместно с представителями СО РАН и экспертами Кузбасского технопарка.

В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области для субъектов инновационной деятельности и резидентов Кузбасского технопарка предусмотрены льготы и преференции (рис. 5).

Они могут претендовать на льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, по налогу на имущество организаций, на отсрочку или рассрочку по уплате региональных налогов. Кроме того, существует субсидирование части процентной ставки по кредитам, поддержка в разработке и экспертизе проектов с инновационной составляющей, и др.

На предоставление государственной поддержки могут претендовать субъекты инвестиционной и инновационной деятельности, проекты которых признаны соответствующими приоритетным направлениям социально-экономического развития Кемеровской области.

Процедурно проект рассматривается на Совете по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области, а затем (при положительном решении Совета) -Коллегией Администрации области, которая принимает решение о включении проекта в Перечень проектов Кемеровской области, получивших право на государственную поддержку.

Условие предоставления льгот и преференций для резидентов технопарка - регистрация в Реестре резидентов технопарков Кемеровской области (Статус резидента Кузбасского Технопарка присваивается постановлением Коллегии Администрации области на основании рекомендации Совета по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области).

Реестр резидентов Кузбасского технопарка (с их инновационными проектами), получивших право на государственную поддержку от региональной власти6 (в соответствии с Законом Кемеровской области «О технопарках в Кемеровской области»), и Перечень инвестиционных проектов Кемеровской области, получивших право на государственную поддержку от региональной власти7

6 Источник: http://www.ako.ru/Ekonomik/INVEST/ reestr_rezid.doc (с уточнением по материалам http: //www.ako.ru/Ekonomik/inv_help.asp?n=10&sn=1, http ://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp? C55864= On и др).

7 Источник: http://www.ako.ru/Ekonomik/INVEST/

inv_proekt.doc (с уточнением по материалам http:

(в соответствии с Законом Кемеровской области «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области»), - это два реально работающих сегодня механизма взаимодейст-

вия региональной власти и бизнеса в сфере инвестиционной и инновационной деятельности.

В качестве механизма привлечения в Кузбасс крупных инвесторов и внедрения передовых технологий предлагается создание региональных зон экономического благоприятствования8. С одной стороны, для участников этих зон вводятся:

• упрощенные административные процедуры,

• гарантированный доступ к необходимой инфраструктуре,

• пакет мер финансовой и нефинансовой поддержки.

С другой - устанавливаются внятные «правила игры» для участников особых зон, включая льготы по налогам и сборам на региональном и муниципальном уровне, а также конкретные обязательства каждого участника (по объему инвестиций, числу создаваемых рабочих мест, пополнению доходной части бюджетов и т.п.).

Выводы

1. Формализация инновационного развития Кузбасса является важной составляющей стратегического планирования в регионе.

2. В Кузбассе накоплен весьма позитивный опыт инновационного развития по типу моделей «двойной спирали».

3. Отсутствие «продвинутой науки» и «сильных университетских центров» региональные власти пытаются компенсировать на начальном этапе инновационного развития созданием особых региональных условий для стимулирования инновационной деятельности в Кемеровской области (Кузбасский Технопарк, пакет стимулирующих региональных законов и др.).

//www.ako.ru/Ekonomik/inv_help.asp?n=10&sn=1, http ://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C55864= On и др.).

8 Закон Кемеровской области № 87-ОЗ «О зонах экономического благоприятствования» принят 8 июля 2010 г., постановление №451 «О мерах по реализации закона о зонах экономического благоприятствования» - 19 октября 2010 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Научно-производственная фирма «Микран». Официальный сайт. - http://www.micran.ru/about/ activity/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Henry Etzkowitz. The Triple Helix: University-Industry-Government. Innovation In Action. - http:// e.mail.m/cgi-bin/link?check=1&cnf=f0871a&url=http%3A%2F%2Fwww.mformaworld.com%2Fsmpp%2Ftitle ~content%3Dt781928319&msgid=13064175860000000819 и http://www.unova.ru/article/5877.

3. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Блам Ю.Ш., Пимонов А.Г. Измерение уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики Кемеровской области //Вестник КузГТУ. - 2008. - №5. - С.98-103.

4. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Пимонов А.Г. Стратегия развития Кузбасса и согласование экономических интересов бизнеса и власти // Стратегическое управление пространственным развитием субъектов Федерации и городов Сибири / под ред. А.С. Новосёлова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. - 2009. - С. 50-75.

5. Среднесрочная региональная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области на 2008-2011 годы». - http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/legislation_RF/printable.

php?do4=document&id4=758d598d-f271-4f84-8f13-0c671ca3b365

□ Авторы статьи:

Фридман Юрий Абрамович, докт. экон. наук, проф., зав. лаб. Института экономики и организации промышленного производства СО

РАН

Тел. 8-3842-75-75-38

Речко

Галина Николаевна, канд. экон. наук, ведущий научн. сотр. Института экономики и ОПП СО РАН, доц. каф. прикл. информ. технологий

КузГТУ

E-mail: [email protected]

Оськина Наталья Анатольевна, мл. научн. сотр. Института экономики и ОПП СО РАН, ст. преп. каф. отраслевой экономики КузГТУ E-mail: : [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.