Научная статья на тему 'Фонтаны современного Саранска'

Фонтаны современного Саранска Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
378
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЙ ФОНТАН / СВЕТОДИЗАЙН / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОЛОРИСТИКА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гулая М. С.

Фонтанные сооружения современного города рассматриваются как объект, синтезирующий новейшие технологии в области водных конструкций, светового оформления и музыкального сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фонтаны современного Саранска»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

АРХИТЕКТУРА

УДК 712.5(470.345-25)

М.С. Гулая

студентка 3 курса архитектурного факультета СПб ГАСУ г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ФОНТАНЫ СОВРЕМЕННОГО САРАНСКА Аннотация

Фонтанные сооружения современного города рассматриваются как объект, синтезирующий новейшие технологии в области водных конструкций, светового оформления и музыкального сопровождения.

Ключевые слова Традиционный фонтан, светодизайн, национальная колористика.

Концепция организации среды для городского отдыха является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных и перспективных, а городские зоны отдыха находятся в центре внимания архитекторов и дизайнеров. Эстетика организации городской среды во многих странах Европы и в России раскрывается через водные сооружения, к которым относятся и фонтаны.

В современных исследованиях вода продолжает оставаться объектом изучения не только как одна из природных стихий, но получает эстетические характеристики. Движение воды, блеск капель, игра света и тени являются началом, оживляющим пространство, а секрет вечной привлекательности фонтанов кроется в необычайной магической способности притягивать к себе внимание, дарить ощущение радости и счастья.

Представляя собой предмет роскоши, требующий немалых вложений, фонтан в настоящее время выполняет не только развлекательную функцию, но и обеспечивает рекламную кампанию для торговых коммерческих организаций. Благодаря зрелищности фонтанных сооружений решается проблема привлечения людей в торговую зону.

Развитие фонтаностроения в России связано с именем Петра I. Фонтаны эпохи XVII-XVIII вв. (например, большой каскад Петергофского парка, г. Санкт-Петербург) относят к статическим. Это традиционные фонтаны с равномерным течением струй и постоянной подсветкой. Следует отметить прогрессивность дизайнерской мысли архитекторов-строителей того времени. Они были убеждены, что монотонно текущая вода не может быть единственным украшением фонтанных комплексов. Таким образом, обязательной частью фонтанных сооружений выступает богатый архитектурный декор.

Подобное явление мы наблюдаем в фонтаностроении советского периода в истории нашей страны. Фонтаны, сосредоточенные в Москве и столицах союзных республик, поражают масштабностью и величием скульптурных композиций.

Сегодня архитектурный фонтан в России принадлежит истории, а современное строительство связано с привлечением новейших технологий, где на главные роли выходит вода и свет.

Первые фонтаны в столице республики Мордовия - г. Саранске появились в начале XX в. Так, для благоустройства зоны отдыха одного из первых городских парков культуры и отдыха им. А.С. Пушкина, в 1935 г. наряду с верандами, озеленением, «живым календарем», протекающими ручьями, озерцами, освежающими воздушный бассейн, был сооружен и фонтан. После капитальной реконструкции 2006-2007 гг. был возведен новый фонтан, а также изящные питьевые фонтанчики.

В настоящее время в Саранске насчитывается девять действующих фонтанов, большая часть которых появились недавно. Несмотря на оригинальные дизайнерские решения, фонтаны условно можно объединить в светомузыкальные, являющие собой синтез света и музыкального сопровождения, а также светодинамические, транслирующие игру водных струй и света.

Одним из первых фонтанов современной конструкции, открывшихся в Саранске, стал светомузыкальный фонтан «Торнадо», спроектированный группой компаний «Боронд». Расположенный

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

рядом с храмом Казанской Божьей матери (Пролетарский р-он г. Саранска), фонтан выступает как социально-значимый объект. Привлечение новейших программных разработок и технологий в конструкции светомузыкального водного шоу-аттракциона позволило создать многофункциональную зону отдыха. Несколько режимов работы фонтана, среди которых есть игровой режим, а также режим светомузыкального шоу, позволяют заинтересовать как самых маленьких жителей города, так и более старшее поколение.

В рамках проведения международного форума «Россия - спортивная держава» (сентябрь 2011 г.) состоялось открытие светомузыкального фонтана «Адажио». Оригинальность дизайнерской мысли данного объекта выражается в пространственной объемности четырехуровнего водного каскада. Возможно, прообразом для дизайнеров послужило многоярусная внутренняя структура Мордовского республиканского театра оперы и балета им. И.М. Яушева, рядом с которым и функционирует фонтанный каскад. Расположение фонтана обусловило выбор музыкального сопровождения водного потока, включающего шедевры классической музыки.

Светодинамический фонтанный комплекс «Навеки с Россией» поражает своей масштабностью. В центре комплекса расположен монумент «Дружба народов», символизирующий братство народов России и мордвы. Три фонтанные аллеи расходятся от центра композиции в форме лучей по направлению к парку культуры и отдыха им. А.С. Пушкина, к Ледовому дворцу, к учебному корпусу МГУ им. Н.П. Огарева. Движение воды центрального фонтана, имеющего круглую форму, направлено с внешней окружности к центру. Смотровая площадка, опоясывающая кольцом главный фонтан, оборудована фонтанами «Торнадо», а многочисленные режимы водных эффектов сопровождаются яркой светодиодной подсветкой.

Точную территориальную принадлежность фонтанного комплекса «Навеки с Россией» сообщает цветовая гамма объекта. Можно говорить о национальной колористике, привлекаемой в дизайнерском проекте. Ландшафтный дизайн культурного объекта помимо эстетической ценности, несет определенную информационную нагрузку. Цветочная орнаментальная композиция, выстраивающая мордовскую символику, отражает идею «дружбы народов».

Функционирование фонтана обеспечивает сложный механизм водного сооружения, а «точные гидродинамические расчеты дают возможность реализовать необычные гидропластические эффекты -водные «выстрелы», «взрывы», «салюты» [2].

Уникальным проектом, не имеющим аналогов в России, является фонтан «Звезда Мордовии», возведенный на Площади Тысячелетия. Этот фонтан является самым сложным и высоким светомузыкальным фонтаном нашей страны. Яркая светодиодная подсветка и многочисленные режимы водных эффектов говорят о безграничных возможностях дизайнерской мысли в области городского фонтаностроения. Смелое дизайнерское решение по привлечению «босоногой зоны» с уровнем воды в пять-десять сантиметров позволяет горожанам в жаркие летние дни получить непосредственное общение с живой водой.

Этническая принадлежность фонтана «Звезда Мордовии» прослеживается в светодизайнерском оформлении. Привлекаются три несущих смысловую нагрузку цвета, где красно-коричневый выступает в роли жизнеутверждающего начала, белый - отвечает за духовность, чистоту намерений и помыслов; темно-синий означает плодородие земли, напоенной влагой. В оформлении нижней поверхности фонтана используется мордовская этнознаковая символика, где «круг олицетворяет солнце, луну, колеса, кольца; треугольник - завершение, женское начало; квадрат - порядок, истину, справедливость, мужское начало. Центральная фигура фонтана - «восьмиконечная розетка - солярный знак - символ Солнца, тепла, добра, открытости», объединяющая четыре фигуры и символизирующая стремление народов, проживающих на территории Мордовии (мокши, эрзи, русские, татары) к равновесию и стабильности» [1]. Оценить художественные достоинства фонтана возможно только с определенной высоты (например, с близко расположенных высотных зданий корпусов МГУ им. Н.П. Огарева, Дома быта, торгового центра «Огарев Plaza», Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина).

В ближайшем будущем планируется строительство группы высокотехнологичных сооружений с различными режимами водных эффектов на реконструируемой набережной реки Саранки. Фонтан меньшей величины должен появится около проектируемого «Мордовского Подворья» по ул. Кавказская. Также

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

планируется строительство светомузыкальных фонтанов в районных скверах г. Саранска.

Однако, как бы ни был красив светодинамический, тем более статический фонтан, ему трудно конкурировать с магией чудесных мелодий, сочных красок и волшебством танцующей воды. Несомненно, что только гармоничное слияние воды и света, следующих за великолепной музыкой, способно создать настоящее водное шоу - ни с чем несравнимый, потрясающий по красоте спектакль, привлекающий к себе тысячи зрителей.

Саранск называют городом будущего. Современный облик столицы Мордовии поражает красотой и многофункциональностью своих построек, а городские фонтаны стали символом современной дизайнерской мысли и образцом применения новейших технологий в области городского аквасветодизайна. Список использованной литературы:

1. Сапрыков В. Символы Республики Мордовия / В. Сапрыков // Наука и жизнь. - № 11, 1995. - С. 25-29.

2. Строим фонтаны будущего сегодня! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fontany.ru.

© Гулая М. С., 2016

УДК 510+ 621+624.001.25

К. С. Комарова

магистр БГТУ им. В. Г.Шухова г. Белгород РФ Н.Д. Комарова к.т.н., доцент СКФ БГТУ им. В. Г.Шухова г. Минеральные воды РФ

РИСКИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Аннотация

Рассматриваются проблемы разрушения зданий и сооружений в результате различных факторов. Приводятся величины приемлемого риска отказа конструкции строительного сооружения. Приведен анализ причины риска при проектировании и эксплуатации зданий и сооружений.

Ключевые слова

Риски, строительные конструкции, разрушение, безопасность, проектирование.

Современный период развития общества в области формирования среды жизнедеятельности характеризуется созданием уникальных сооружений и архитектурно-строительных комплексов, образуя все более сложные строительно-эксплуатационные системы. Подземная урбанистика, высотное строительство, оригинальные планировочные и конструктивные решения сооружений, основанные на достижениях высоких технологий и современных инженерных решениях, представляют прогрессивные тенденции современного строительного комплекса.

С ростом сложности строительства, увеличивается степень и частота внешних запроектных воздействий на здания и сооружения со стороны окружающей среды. Растет число техногенных аварий и катастроф, террористических актов. Все это в совокупности с массовым снижением качества строительства является фактором, провоцирующим аварийные ситуации зданий и сооружений. [2. с 29]

Причины носят следующий характер:

- природный (влияние внешней среды);

- социальный (условия эксплуатации, ошибки в проектировании, вызванные неполными знаниями проектировщиков об используемых материалах и работе конструкций, коррумпируемостью, проявляющейся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.