Научная статья на тему 'Фонологическая характеристика флексий существительных'

Фонологическая характеристика флексий существительных Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
605
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фонологическая характеристика флексий существительных»

Т.А. Пережогина, 2004

ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЛЕКСИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Т.А. Пережогина

Лингвистами установлено, что основной единицей языка является слово. Слово существует как самостоятельная значащая единица в языковом сознании людей и в речевой деятельности. С одной стороны, слово характеризуется фонетической офор-мленностью, а с другой — грамматической структурированностью. Однако вопрос

о роли внутрисловных структур (словообразовательных, формообразовательных, собственно морфемных) в механизме речевой деятельности пока не получил однозначного решения. Используется ли носителем языка информация о составных частях слова — морфемах — в процессе речевой деятельности или слово функционирует нерасчлененно?

Ученые дают различные ответы на этот вопрос, к тому же данные соответствующих экспериментов часто противоречивы. Трудно сказать, что является минимальной оперативной единицей речевой деятельности — отдельное значение, отдельные морфемы, отдельные слова или некие готовые «полуфабрикаты». Так, Е.С. Кубрякова1 считает, что говорящий владеет двумя разными механизмами речи: воспроизведения знакомых единиц и их извлечения из памяти, с одной стороны, и сборки единиц по правилам, с другой. Авторы монографии «Физиология речи. Восприятие речи человеком»2 утверждают, что морфема участвует в речевой деятельности наряду с единицами других уровней. Специалисты по психолингвистике 3, не отрицая участия морфемы в речевой деятельности в качестве единицы-механизма, отмечают, что к морфемному анализу носители языка обращаются в исключительных случаях. Исследователи детской речи 4 указывают, что в процессе онтогенеза выделяется период словотворчества, когда дети демонстрируют осознание составных частей слова. В этом возрасте слово порождается и воспринимается с опорой на внутреннюю структуру. По © мере развития человека эта стратегия сме-

няется другой, и взрослый человек лишь иногда применяет морфемный анализ слова в своей речевой деятельности.

В 80-е годы ученые Ленинградского университета предприняли специальное исследование корреляции между лингвистическим представлением внутренней структуры словоформы и данными об использовании этого представления в реальном речевом поведении людей 5. Главное внимание уделялось изучению морфем, входящих в основу слова. В результате этого исследования было установлено, что морфемы основы не являются элементами порождения и восприятия тех слов, которые знакомы человеку; не связана с морфемным строением и организация слов в семантическом лексиконе. Тем не менее было показано, что морфемы основы имеют психолингвистический коррелят. Носители языка используют морфемный анализ в процессе создания и восприятия новых слов, а также в условиях языковой игры.

Следует заметить, что в упомянутых исследованиях речевой деятельности человека не разграничивались устная и письменная формы. Между тем еще И.А. Бодуэн де Куртенэ обращал внимание на то, что в основе устной и письменной форм речи лежит различный опыт. Это значит, что им должны быть свойственны различные механизмы.

Все вышесказанное позволяет предположить, что стратегия морфемного анализа продолжает использоваться взрослыми грамотными носителями русского языка в письменных видах речевой деятельности.

Как известно, в русском письме ведущим принципом считается морфологический. Он основан на единообразном графическом представлении морфемы, значит, для овладения письменными видами речевой деятельности — чтением и письмом — морфемный анализ необходим. Интересно, что специалисты по методике преподавания русского языка уделяют большое

внимание словообразовательному и морфемному анализам в процессе обучения письму, считая их необходимым условием для формирования навыков грамотного письма. Единообразное оптическое представление морфемы оказывается очень удобным и для чтения, так как обеспечивает быстрое обращение к смыслу, часто без посредства звуковой формы (чтение «глазами», без проговаривания). Думается, что признание морфологического принципа в качестве ведущего в русском письме не было случайным и имело психолингвистическую основу.

Итак, есть основания полагать, что морфема может использоваться в качестве единицы-механизма в письменных видах речевой деятельности на русском языке грамотными людьми.

Особый интерес при изучении роли морфем в речевом механизме представляют флексии, поскольку они функционируют иначе, чем морфемы основы. Формообразовательные структуры в речи актуализируются более регулярно, а это означает, что флексии, как элементы этих структур, обладают большей психолингвистической определенностью, чем морфемы основы. Актуализации флексий в сознании грамотных людей способствуют и способы изучения парадигм словоизменения (склонения имен и спряжения глаголов) в курсе школьной грамматики (например, таблицы падежных окончаний имен существительных). Здесь важно обратить внимание на то, что обучение грамматике русского языка построено на письменной форме речи. Можно предположить, что визуальный образ флексии в сознании грамотного человека оказывается весьма устойчивым. Интересно, что младшие школьники довольно рано усваивают правописание флексий6.

Мы остановили свой выбор на изучении флексий существительных, потому что в речи они весьма частотны. По данным Йоссельсона7, имена (существительные, прилагательные, числительные) составляют приблизительно 55 % выборки, из них две трети — существительные.

Как известно, флексии служат основным средством различения падежных форм существительных; в качестве дополнительных средств рассматриваются чередования в основах и специальные акцентные характеристики. Чаще всего флексии оказываются в заударном положении в словофор-

ме и подвергаются сильной артикуляционной редукции. Акустические характеристики заударной части слова также весьма нечетки. Невыгодными оказываются и перцептивные свойства заударных флексий: установлено, что для восприятия важны такие фонетические характеристики, как начало слова, ударный гласный и акцентно-ритмическая структура. Несмотря на такие неблагоприятные фонетические условия флексии в русском языке противостоят морфологической абсорбции. Ученые объясняют это функциональной нагружен-ностью и регулярностью употребления флексий в речи.

Обратимся к характеристике флексий существительных. Известно, что в зависимости от системы падежных окончаний в формах единственного числа все существительные делятся на 3 класса (склонения):

1 склонение — существительные мужского

и среднего рода;

2 склонение — существительные преиму-

щественно женского рода, а также существительные мужского и общего рода;

3 склонение — существительные женского

рода, одно слово мужского рода путь и 12 слов среднего рода на —мя8.

Существительные каждого склонения имеют две частные парадигмы — единственного и множественного числа. Различия между частными парадигмами единственного числа у разных склонений более значительны, но ни одна из них не имеет шести материально выраженных различных форм; в составе каждой из частных парадигм представлены формы с омонимичными флексиями, причем омонимия проявляется по-раз-ному для графической и фонемной форм. Анализ графической формы флексий существительных, описанных в «Русской грамматике», позволил систематизировать их и представить в фонемной форме (фонема трактуется с позиций СПФШ). Ниже приводятся омонимичные флексии существительных в фонемной форме. Для обозначения фонем используются в основном буквы латинского алфавита, исключение составляет фонема /ы/.

Как видно из таблицы, все флексии существительных сводятся к 26 фонемным формам, большинство которых оказываются омонимичными.

Омонимичные флексии существительных в фонемной форме

I Флексия Акц. хар. Тип основы Г рамматическое значение Примеры

/а/ уд. На парно-тв. согл., шип., /ц/ Р. п. ед. ч. 1 скл. В. п. ед. ч. 1 скл. - быка, села, ножа, плаще, венца, - силача, отца

— « — И. п. ед. ч. 2 скл. - вода, сирота, овца, госпожа, свеча

На парно-тв. согл., /ц/ И. п. мн. ч. В. п. мн. ч. - леса, сердца

На парно-мягк. согл., Г)! Р. п. ед. ч. 1 скл. В. п. ед. ч. 1 скл. - огня, ручья, жития - коня, соловья

— « — И. п. ед. ч. 2 скл. - земля, семья

— « — И. п. мн. ч. В. п. мн. ч. - тополя, моря, края

* 1 слово И. п. ед. ч. 3 скл. В. п. ед. ч. 3 скл. - дитя

б/у На парно-тв. согл., тв. шип., /ц/ Р. п. ед. ч. 1скл. В. п. ед. ч. 1 скл. - месяца, пляжа, студента, молодца

— « — И. п. ед. ч. 2 скл. - воевода, афиша, курица

На парно-тв. согл., /ц/ И. п. мн. ч. В. п. мн. ч. - болота, ворота, полотенца

На парно-тв. согл. И. п. ед. ч. 1 скл. В. п. ед. ч. 1 скл. - болото

/е/ уд- На/у И. п. ед. ч. 1 скл. В. п. ед. ч. 1 скл. - житие, бытие

На парно-мягк. согл., 1)1, мягк. шип. П. п. ед. ч. 1 скл. - столе, окне, копье, плаще

— « — Д. п. ед. ч. 2 скл. П. п. ед. ч. 2 скл. - сироте, земле, семье, праще

На тв. шип., /и/ П. п. ед. ч. 1 скл. - кузнеце, ноже

— « — Д. п. ед. ч. 2 скл. П. п. ед. ч. 2 скл. - госпоже, овце

/і/ уд- На Г)! П. п. ед. ч. 1 скл. - житии

На парно-мягк. согл., 1)1, мягк. ШИП. Р. п. ед. ч. 2 скл. И. п. мн. ч. В. п. мн. ч. - слуги, земли, семьи, пращи - полки,воробьи, мячи, пути

* 1 слово Р. п. ед. ч. 3 скл. Д. п. ед. ч. 3 скл. П. п. ед. ч. 3 скл. - пути

б/у На парно-мягк. согл., 1)1, мягк. ШИП. И. п. ед. ч. 1 скл. Р.п. ед. ч. 1 скл. В. п. ед. ч. 1 скл. П. п. ед. ч. 1 скл. - поле, подмастерье - поля, подмастерья, гения, плача - поле, жителя, гения - поле, подмастерье

Продолжение таблицы

Флексия Аки. хар. Тип основы Г рамматическое значение Примеры

— « — И.п. ед.ч. 2 скл. Р.п. ед.ч. 2 скл. Д.п. ед.ч. 2 скл. П.п. ед.ч. 2 скл. - дядя,рохля,келья линия, пищя - дяди, кельи, пищи, линии - линии, пищи - дяде, келье, пище, линии

— « — И.п. ед.ч. 3 скл. В.п. ед.ч. 3 скл. Р.п. ед.ч. 3 скл. Д.п. ед.ч. 3 скл. П.п. ед.ч. 3 скл. - время, знамя - радости, времени, ДИТЯТИ

- « — И.п. мн.ч. В.п. мн.ч. - девочки, чудовища, подмастерья, кельи, вещи, лохмотья, линии, музеи, плечи

/ы/ УД- На парно-тв. согл, /ц/, ТВ. ШИП. Р.п. ед.ч. 2 скл. И.п. мн.ч. В.п. мн.ч. - воды, сирота, овц ы, госпожи - отцм, вши, штанб*, щипцы, ножи

На тв. шип. Р.п. ед.ч. 3 скл. Д.п. ед.ч. 3 скл. П.п. ед.ч. 3 скл. - лжи, вши

б/у На парно-тв. согл., /и/, ТВ. ШИП. Р.п. ед.ч. 2 скл. И.п. мн.ч. В.п. мн.ч. - картб/, ресницы, юноши, вельможи - юноши, индейцы, карты, ложи

На тв. шип., /ц/ И.п. ед.ч. 1 скл. В.п. ед.ч. 1 скл. П.п. ед.ч. 1 скл. Д.п. ед.ч. 2 скл. П.п. ед.ч. 2 скл. - полотенце, ложе - полотенце, ложе, - курице, юноше

На тв. шип. Р.п. ед.ч. 3 СКЛ. Д.п. ед.ч. 3 скл. П.п. ед.ч. 3 скл. - мыши, фальши

/о/ УД- На парно-тв. согл., мягк. шип., 1а/, 1)1 И.п. ед.ч. 1 скл. В.п. ед.ч. 1 скл. - селе, лицо, плече, ружьё

/и/ уд. На парно-тв. согл., шип., /ц/, 1)1, парно-мягк. согл. Д.п. ед.ч. 1 скл. П.п. ед.ч. 1 скл. В.п. ед.ч. 2 скл. - быку, кузнецу, пажу, силачу, огню, ручьи?, житию - в лесу, на лбу - сироту, овцу, господ, свечу, семью, броню

б/у — « — Д.п. ед.ч. 1 скл. В.п. ед.ч. 2 скл. - студенту, пляжу, полотенцу, плачу, полю, гению -воду, царицу, афишу, удачу, землю, каналью, линию

Продолжение таблицы

Флексия Акц. хар. Тип основы Г рамматическое значение Примеры

/¡и/ б/у На парно- мягк. согл., ШИП. Т.п. ед.ч. 3 скл. - любовью, ложью, ночыо, дочерью

/ош/ уд- На парно-тв. согл., ШИП., /ц/, 1)1 Т.п. ед.ч. 1 скл. - столам, яйцом, плечам, шалашам, ружьём

* На парно-мягк. согл. Т.п. ед.ч. 3 скл. - пут ём

/етУ уд- * На Г)! Т.п. ед.ч. 1 скл. - житием

/¿т/ б/у На парно- мягк. согл., 1)1, МЯГК. ШИП. Т.п. ед.ч. 1 скл. Д.п. мн.ч. - полем,гением, плаче.« - земля.м, музел.м, фамилия,«, пеням, чудищ&м

* На -мя Т.п. ед.ч. 3 скл. - временем

/ыт' б/у На тв. шип., /ц/ Т.п. ед.ч. 1 скл. - пляжем, месяц ем, полотенцем

¡0)! УД- На парно-тв. согл., шип., /ц/, парно-мягк. СОГЛ., 1)1 Т.п. ед.ч. 2 скл. - сиротой, овцой, госпожой, свечой, землёй, семьёй

Лу/ уд. На парно-мягк. СОГЛ., ШИП., 1)1 Р.п. мн.ч. В.п. мн.ч. - тополей, путей, мячей, питеы - коней, ханжей

1щ/ б/у На парно-тв. согл. Т.п. ед.ч. 2 скл. - лапой, зоной, кошкой

/у/ б/у На парно-мягк. согл., мягк. ШИП. Т.п. ед.ч. 2 скл. - пулей, тучей

* На парно-мягк. согл. Т.п. ед.ч. 3 скл. - дитятей

На парно-мягк. согл. Р.п. мн.ч. В.п. мн.ч. - пеней - дядей

/ьц/ б/у На тв. шип., /и/ Т.п. ед.ч. 2 скл. - лужей, юношей, царицей

На тв. шип. Р.п. мн.ч. В.п. мн.ч. - брошей, юношей - дожей

/о# уд- На парно-тв. согл., /и/ Р.п. мн.ч. В.п. мн.ч. - лесов, щипцов, - сватов, отцов

На/І/ Р.п. мн.ч. - краёв

1гИ б/у На парно-тв. согл. Р.п. мн.ч. В.п. мн.ч. - заводов - инженеров

№ б/у На/)/ Р.п. мн.ч. В.п. мн.ч. - музеев, хлопьев - подмастерьев

1ыИ б/у На/ц/ Р.п. мн.ч. В.п. мн.ч. - пальцев, болотцев - индейцев

/ат/ уд- На все согл. Д.п. мн.ч. - лесам, отцом, ножам, свечал/, тополям, ручыш

б/у На парно-тв. согл., ТВ. шип., /ц/ Д.п. мн.ч. - заводам, девочка.«, пальца.«, лужа-м, афишам

На парно-тв. согл. Т.п. ед.ч. 1 скл. - стулом, сыном, болотам

Окончание таблицы

Флексия Акц. хар. Тип основы Г рамматическое значение Примеры

/ат’^ уд. На все согл. Т.п. мн.ч. - лесами, отцами, мышами, ночами, полями, путями, краями

б/у На парно-тв. согл., ТВ. шип., /ц/ Т.п. мн.ч. - заводими, юноиш-ми. пальцами

Пт’У б/у На парно-мягк. согл., мягк. ШИП., !)! Т.п. мн.ч. - землями, рощами, музеями, фамилиям«

* /тп'М уд- На парно-мягк. согл. Т.п. мн. ч. - дочерьми, лошадьми

/а Ы уд- На все согл. П.п. мн.ч. - лесах, отцах, мышат, вещах, путях, тополях, краях

б/у На парно-тв. согл., /ц/, тв. шип. П.п. мн.ч. - заводах, пальцах, девочках, юношах

Ш б/у На парно- ягк. согл., Г)! П.п. мн.ч. - землях, музеях, фамилиях

Рассмотрим фонологические характеристики флексий существительных, объединенных в таблице.

1. Слоговая структура.

Преобладают флексии односложные

(24 из 26), они составляют 92%. Всего

2 флексии являются двусложными, причем обе они имеют значение Т.п. множественного числа, но употребляются после разных основ: /атЧ/ — после основы на парные твердые согласные, твердые шипящие и Ц; /¡гпЧ/ — после основы на парные мягкие согласные и мягкие шипящие. Кроме того, первая из флексий может быть ударной и безударной, вторая встречается только в безударном положении.

Важно отметить, что основы существительных, как правило, заканчиваются согласным, а флексии начинаются с гласного звука. Таким образом, граница между основой и флексией оказывается внутри слога, а это означает, что определенные фонетические характеристики (артикуляционные и акустические) окажутся общими для согласного основы и гласного флексии и отделение флексии в акустическом сигнале неизбежно приведет к искажению естественной картины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Положение относительно ударения.

Из представленных в таблице флексий всегда безударны 11, то есть 42%.

7 флексий могут встречаться как в безударной, так и в ударной позиции (27 %),

8 флексий возможны только под ударени-

ем (31 %). В основном эти флексии содержат фонемы /о/ и /е/, которые имеют ограниченную дистрибуцию в современном русском языке (в безударной позиции, как правило, не употребляются). Поскольку все флексии содержат гласный звук, они участвуют в формировании акцентно-рит-мической структуры слова, важной для восприятия.

3. Фонологическая модель.

Большая часть флексий существительных представляет собой сочетания двух фонем (69 %). Однофонемные флексии составляют 23 %, трехфонемных немного, всего

8 %. Однофонемные флексии состоят из гласной (модель V, 23 %), двухфонемные — из гласной и согласной (модель УС, 61 %; модель СУ, 8 %), трехфонемные имеют только модель УСУ.

У-модель имеют следующие флексии: /а/, /\/, /е/, /и/, /о/, /ы/.

УС-моделью обладают флексии: /ош/, /еш/, /о]/, /е)/, /о?/, /агп/, /аЬ/, /\т/, / ыт/, /а]/, /у/, /ы)/, /аГ/, /И/, /ыГ/, /Ш/.

СУ-модель отмечается у флексий: /¡и/, /шЧ/ (эти флексии малочастотны в речи).

УСУ-модель имеют синонимичные флексии: /атУ, /¡тЧ/.

4. Вокальная структура.

В составе флексий существительных представлены под ударением все шесть гласных фонем, в безударном положении — четыре.

Гласные фонемы (их ударные и безударные аллофоны) обладают различной ча-

стотностью в составе флексий существительных. Она составляет:

- /і/ - 27 %;

- /а/ - 23 %;

-/о/ - 15%.

- /ы/ - 15 %;

- /е/ - 12 %;

- /и/ - 8 %.

Необходимо отметить, что частота встречаемости гласных фонем в составе флексий существительных не совпадает с частотой встречаемости гласных фонем в тексте. Данные о частотности фонем были получены в Институте математики Сибирского отделения АН СССР на материале большой выборки затранскрибированных текстов 9. Авторы приводят не абсолютные или относительные цифры, характеризующие частоту встречаемости фонем, а их ранги, причем в одной таблице рангов пред-ствлены и гласные, и согласные фонемы. По этим данным, наибольшей частотностью обладает фонема /а/ (ранг 1), на втором месте — фонема /і/ (ранг 2). У нас они поменялись местами. Третье место среди гласных занимает фонема /о/ (ранг 6, на нашем материале также третье место). Но у нас фонема /о/ делит это место с фонемой /ы/ (ранг 20, по данным исследования Института математики, наименее частотная среди гласных фонем по встречаемости в тексте). Следующее место по частоте встречаемости гласных фонем в составе флексий существительных занимает фонема /е/ (в тексте ее ранг 12, то есть пятое место среди гласных). И, наконец, последнее место по частоте встречаемости гласных во флексиях существительных занимает фонема /и/ (по данным Института математики, она имеет ранг

9 и занимает четвертое место по частотности гласных фонем в тексте).

Таким образом, функционирование гласных в составе флексий существительных иное, чем в целом тексте.

В двусложной флексии /аш’і/ гласные контрастируют по ряду и подъему, причем этот контраст проявляется в меньшей степени, если флексия безударная (в этом случае фонема /а/ реализуется в своем аллофоне [ъ]). Контраст по ряду и подъему проявляется в большей степени, если первый гласный оказывается ударным. В двусложной флексии /іш’і/ такого контраста нет.

5. Консонантная структура.

В составе флексий существительных представлены только 5 согласных фонем:

/ш/, /ш’/, /')/, А/, /Ь/. По их частотности в составе флексий существительных они располагаются следующим образом:

-/)'/- 30%;

- /ш/ - 25 %;

- А/ - 20 %;

- /пт’/ - 15%;

- /Ь/ - 10 %.

Интересно, что частотность согласных в составе флексий существительных не противоречит частоте встречаемости согласных фонем в тексте. По данным Института математики Сибирского отделения АН СССР, ранги встречаемости данных фонем составляют: /)/ — 5, /ш/ — 15, Д/ — 29, /т’/ — 26, /Ъ/ — 31. Таким образом, частотность согласных в составе флексий существительных соответствует общей картине употребления согласных в тексте.

Обратим внимание на то, что в составе флексий существительных употребляется ограниченное число согласных фонем, из них большую часть составляют сонорные согласные. Акустические свойства сонорных согласных, как известно, очень невыгодны при восприятии, однако сонанты опознаются значительно лучше, если находятся в соседстве с гласными. В составе флексий мы имеем именно такую картину, что позволяет предположить хорошее опознание сонантов. Заметим, что большинство согласных, представленных в составе флексий существительных, являются твердыми. Мягкий согласный /т’/ в составе флексии находится перед гласным. Такая позиция является благоприятной для восприятия этого дифференциального признака, поскольку переходный участок последующего гласного оказывается наиболее информативным при восприятии мягкого согласного. Флексии существительных включают глухие щелевые фонемы А/ и /Ь/, различающиеся по месту образования. Л.В. Бондарко 10 отмечает, что глухость-звонкость согласных опознается носителями русского языка достаточно хорошо. Что касается места образования, то этот признак обладает ненадежными перцептивными характеристиками.

6. Функционирование.

Большинство флексий существительных (58 %) оказываются омонимичными: в одной фонемной форме совпадают флексии с разным грамматическим значением:

- 7 значений имеют флексии /\/, /ы/\

- 5 значений имеет флексия /а/;

- 4 значения имеет флексия /е/;

- 3 значения имеют флексии /у/, /ьц/;

- 2 значения имеют флексии /о/, /и/, /¡т/, Ду/, /оГ/, /аГ/, /¿Г/, /ыГ/, /ат/;

- 1 значение имеют флексии: /щ/, /от/, /еш/, /ыш/, /о]/, /ау, /ат’1Д /¡тЧ/, /тЧ/, /аЬ/, /Ш/.

Примечательно, что у безударных флексий омонимичность еще больше — 61 %.

Итак, изучение фонологической характеристики флексий существительных позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство флексий односложные.

2. Только в безударном положении употребляется 42 % флексий, еще 27 % могут употребляться как в безударной, так и в ударной позиции.

3. Наиболее типичны для флексий существительных модели УС (61 %>) и V (23 %).

4. Для создания флексий существительных используются все гласные фонемы, однако частотности их употребления в составе флексий и в целом тексте не совпадают.

5. Флексиям существительных свойственна «бедность» консонантной структуры: в составе флексий употребляется всего

5 согласных фонем, среди которых преобладают сонанты.

6. Большинство флексий существительных имеет омонимичные формы.

Рассмотренные выше фонологические характеристики флексий существительных окажутся полезными при изучении роли

флексий в речевой деятельности, и в частности при исследовании восприятия флексий существительных носителями русского языка. Но это задача следующего этапа работы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М., 1986.

2 Чистович Л.А., Венцов A.B. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком: Руководство по физиологии. Л., 1976.

3 Леонтьев А.А. О специфике слова // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.; Л., 1963. С. 133—137.

4 Проблемы детской речи: Материалы Всероссийской конференции. СПб., 1999.

5 Уровни языка в речевой деятельности: К проблеме лингвистического обеспечения автоматического распознавания речи / Под ред. Л.В. Бондарко. JI., 1986.

6 Цейтлин С.Н., Русакова М.В., Кузьмина Т. В. Правила русского письма в аспекте их онтогенетического освоения // Проблемы детской речи: Материалы Всероссийской конференции. СПб., 1999. С. 186-190.

7 Harry Н. Josselson. The Russian Word Count and Frequency Analysis of Grammatical Categories of Standard Literary Russian. Detroit: Wayne University Press, 1953.

8 Русская грамматика: В 2-х т. М.: Наука, 1980.

9 Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб., 1998.

10 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.