Научная статья на тему 'Фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) в сфере образования России'

Фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) в сфере образования России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА / ИЛИ ЭНДА-УМЕНТ-ФОНД / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУТ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степнов П. А.

В статье проанализированы основные тенденции генезиса, становления и развития фондов целевого капитала в вузовской системе Российской Федерации: правовой, экономический, организационный и исторический аспекты. Выделены ключевые проблемы создания и реализации эндаумент-фондов в России сравнительно с общемировой практикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENDOWMENT FUNDS IN THE RUSSIAN EDUCATIONAL SPHERE

The article analyzes the main trends in genesis, establishment and development of the endowment funds in the Russian system of higher professional education: legal, economic, organizational and historical aspects are discussed. The key problems of creation and implementation of the endowment funds in Russia are pointed out in comparison to worldwide practice.

Текст научной работы на тему «Фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) в сфере образования России»

УДК 338.63

ФОНДЫ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА

(ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

В статье проанализированы основные тенденции генезиса, становления и развития фондов целевого капитала в вузовской системе Российской Федерации: правовой, экономический, организационный и исторический аспекты. Выделены ключевые проблемы создания и реализации эндаумент-фондов в России сравнительно с общемировой практикой.

Ключевые слова: фонд целевого капитала, или энда-умент-фонд, федеральный закон, некоммерческая организация, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, институт, правоприменение.

П. А. Степнов P. A. Stepnov

ENDOWMENT FUNDS IN THE RUSSIAN EDUCATIONAL SPHERE

The article analyzes the main trends in genesis, establishment and development of the endowment funds in the Russian system of higher professional education: legal, economic, organizational and historical aspects are discussed. The key problems of creation and implementation of the endowment funds in Russia are pointed out in comparison to worldwide practice.

Keywords: endowment fund, Federal law, non-profit organization, state educational institution of higher professional education, institute, law enforcement.

Фонды целевого капитала (ФЦК), или эндаумент-фон-ды или просто эндаументы - одна из наиболее заметных новаций последних лет для российской сферы образования, где они в перспективе станут, будем надеяться, во-первых, новым важным источником дохода для государственных и негосударственных образовательных учреждений (ГОУ и НОУ) и, во-вторых, фактором дополнительной конкурентоспособности образовательных учреждений.

Сегодня в РФ в сегменте образовательных учреждений ФЦК созданы только в сфере высшего образования. С 2007 г. в России были основаны свыше двух десятков вузовских ФЦК с совокупным объемом активов более 1,5 млрд руб. Юридическим основанием для их создания стал закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» [1] (далее - Закон). Социальная деятельность - образование, наука, здравоохранение, спорт, культура, искусство и т. д. - была определена как область применения целевых капиталов (ЦК) (п. 1 ст. 3 Закона).

Западная научно-практическая мысль выработала такие определения EF:

- дар в виде денег или имущества в пользу организации для реализации ее цели. Средства EF могут быть инвестированы в целях получения постоянного дохода, используемого в текущей деятельности [2];

- дары с условием, что их основная сумма не будет напрямую потрачена на конкретные акты благотворительности, а инвестируется для создания источника дохода организации (основная сумма может оставаться неиспользуемой перманентно, определенное время или на срок до накопления конкретной суммы активов для достижения намеченной цели) (цит. по [3, с. 15]);

- дарение средств (денег или имущества) для инвестирования таким образом, чтобы основная часть осталась нетронутой [4];

- собственность или деньги, даруемые отдельному лицу, группе лиц или организации для использования их в качестве источника дохода. Цель - инвестировать фонд так, чтобы общая сумма активов равнялась основной сумме фонда с учетом инфляционной компенсации, дополнительного дохода для инвестиций и дополнительных расходов в перспективе [5];

- постоянный и необратимый фонд, который находится в собственности некоммерческой организации, освобожденной от налогообложения, управляемый банком или трастовой компанией организации (цит. по [3, с. 15])

ЦК по «российски» - это «сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, установленном законодательством» (п. 1 ст. 2 Закона).

Образовательные учреждения, муниципальные (МОУ) и государственные не могут являться собственниками ЦК (причем даже НОУ, т. е. образовательные организации, созданные в организационно-правовой форме учреждения, также не могут выступать собственниками ЦК).

Так как некоммерческая организация (НКО) - собственник ЦК может существовать только в форме фонда автономной НКО, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации (п. 4 ст. 2 Закона), то финансирование ГОУ и МОУ из ФЦК требует создания специализированной НКО для управления ЦК в форме фонда для формирования ЦК, которая станет его собственником.

Фонд формирует ЦК и передает его управляющей компании (УК), получает доходы от управления, распределяет их по конкретным адресам по Уставу ФЦК и его финансовому плану (ст. 13 Закона).

Получателями дохода от ЦК могут быть только НКО (за исключением государственных корпораций, политических партий и общественных движений), в том числе как одно, так и несколько ОУ. Возможные варианты: 1) 1 НКО -

I ЦК - 1 ОУ; 2) создание одного или нескольких ЦК (п. 4 ст. 6 Закона) под конкретные проекты: 1 НКО - несколько ЦК - 1 ОУ; 3) формирование нескольких ЦК для разных ОУ по направлениям использования: 1 НКО - несколько ЦК -несколько ОУ, например, создание региональных EF, аккумулирующих капитал для группы организаций социальной сферы, каждая из которых не обладает самостоятельными возможностями в создании ФЦК (например, в сфере начального (среднего) профессионального образования).

По приблизительным оценкам (по данным отчетности и официальных сайтов фондов) объем ЦК всех созданных EF во всех сферах в середине 2010 г. составлял в РФ около 2,7 млрд руб. Размеры активов EF вузов по текущему объему переданных в траст ЦК очень существенно различаются (от 7 до 400-500 млн руб.). В 2007 г. в РФ был период грюндерства ФЦК - учреждены первых 12 фондов (в основном в крупных вузах Москвы, Санкт- Петербурга и Новосибирска). Из-за финансового кризиса в 2008 г. было создано только четыре, в 2009 г. - всего два фонда. Несмотря на оживление тенденции роста числа EF, в РФ вузов с такими фондами всего лишь 2 % от их общего числа [6]. В чем же основные причины столь медлительного процесса научно-образовательного грюндерства EF? Здесь можно назвать следующие группы проблем: I - реальные российские,

II - потенциальные российские, III - общемировые.

I. Реальные российские проблемы.

1. Закрытость российских EF. Большая часть ФЦК информационно абсолютно непрозрачны (нет официального сайта в Интернете, не публикуются уставы, не обновляются годовые отчеты, что, как нам думается, свидетельствует в первую очередь о элементарном «отмыве» финансов через EF). Зарубежные EF формируются, как правило, при активном содействии партнеров и выпускников данного вуза.

2. Ограничения, генерируемые исторической и территориальной спецификой развития вузовского образования в стране:

а) основными получателями доходов от ЦК в России являются либо крупнейшие, либо старейшие вузы, что обусловлено их большей известностью среди потенциальных спонсоров и работодателей и, главное, наличием известных - авторитетных в общественном и административном аспектах - и финансово успешных выпускников. Соответственно, для региональных вузов и учреждений начального (среднего) профессионального образования (НПО (СПО)) возможности создания хотя бы минимальных по своим возможностям ФЦК ограничиваются отсутствием таких выпускников, а также меньшим интересом «выгодных» работодателей. Кроме того, страт «новых русских» в значительной мере представлен:

- людьми, источниками и факторами обогащения которых было все что угодно, но только не образование и культура (российская модель «процесса первоначального накопления капитала» оказалась очень традиционна, даже, можно сказать, архаична в данном смысле);

- практически все крупные бизнесмены, уже вне зависимости от уровня образования и культуры, стараются вывести большую часть прибылей из страны, минимизируя даже критически важные для поддержания бизнеса текущие капиталовложения. Рассчитывать на благотворительность этих людей по меньшей мере наивно. Российская статистика это подтверждает. ВВП РФ составляет примерно одну восьмую от ВВП США, численность населения - несколько более двух пятых от США, а суммарная величина ЦК EF всех вузов РФ - всего около 50 млн долл., в то время как средний размер активов EF в США и Канаде составил 372 млн долл. (медианное значение - 68 млн долл.). При этом активы EF всего лишь четырех крупнейших американских вузов на июнь 2010 г. достигали 68,5 млрд долл. (в 1360 раз (!!!) больше всей суммы активов EF в РФ): 27,6 млрд долл. (Гарвардский университет), 16,7 млрд долл. (Йель-ский университет), 15,9 млрд долл. (Стэнфордский университет), 8,3 млрд долл. (Массачусетский технологический университет) (см. [6]);

б) исторически сложившаяся во времена СССР отраслевая специализация учебных институтов, в результате которой самая распространенная категория гуманитарных институтов - педагогические - имеет многомиллионную армию относительно нищих выпускников;

в) ментальный барьер как фактор минимизации в современной России культуры и традиций благотворительности. В связи с бедностью абсолютного большинства населения, советской привычкой к бесплатности социальных услуг (образования), недоверием к любым благотворительным организациям, дореволюционные традиции благотворительности на данный момент не возрождены.

3. Фактическое отсутствие налоговых льгот для благотворителей. Базовым фактором распространения EF в мире стала система налоговых льгот для спонсоров: освобождение от налогообложения или обложение по пониженным ставкам. В РФ никаких налоговых льгот для юридических и физических лиц нет. Раз государственные и муниципальные образовательные учреждения (согласно ст. 2 Закона) не могут быть собственниками ЦК, следовательно, положения ст. 219 НК РФ в отношении жертвователей - физических лиц, перечисляющих денежные средства на формирование или пополнение ЦК (даже если получателями дохода являются бюджетные учреждения), не могут применяться.

4. Ограниченность видов источников ЦК. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона ЦК НКО формируется исключительно за счет пожертвований только в виде денежных средств (в валюте РФ или инвалюте) якобы для обеспечения контроля за генерацией ЦК и уклонениями от налогообложения. Следовательно, недвижимое имущество, ценные бумаги и другое имущество как инструмент формирования фондов почему-то исключены.

II. Потенциальные российские проблемы.

1. Ограничения по размеру ЦК и сроку его формирования. Согласно Закону, минимальный размер ЦК - 3 млн руб. При этом, если в течение одного года после поступления первого взноса общая сумма пожертвований не превысит трех миллионов рублей, ЦК не может быть сформирован. В этом случае НКО будет обязана вернуть полученные деньги.

Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)

95

Минимум в 3 млн руб. может являться существенным барьером для генерации ЦК в сфере НПО (СПО), которые, как правило, имеют меньшие хозяйственные возможности и ресурсы для своей деятельности, чем вузы.

2. Несоответствие срока доверительного управления имуществом EF и периода деятельности фонда. По общему правилу договор доверительного управления имуществом заключается на срок, не превышающий 5 лет (п. 2 ст. 1016 ГК РФ). Однако Законом установлен лишь минимальный срок, на который формируется ЦК, - 10 лет (п. 11 ст. 6) (цит. по [3, с. 41]).

Получается, что максимальный срок договора траста (5 лет) вдвое меньше срока функционирования ЦК (не менее 10 лет), в связи с чем у НКО потенциально могут быть проблемы с пролонгацией договора траста с УК (п. 15 ст. 16 Закона).

3. Порядок использования доходов от ЦК ОУ - получателем дохода. Процедуры контроля целевого использования средств в ОУ законодательно не определены (отчетность получателя дохода, сроки ее представления и т.д.), если размер его финансирования за счет дохода от ЦК в течение отчетного года составляет менее 5 млн руб., что потенциально может отражаться на доверии благотворителей.

III. Общемировые проблемы.

1. Проблема эффективности траста EF (для НКО -перспектива низкой доходности или даже убытков). Если у НКО закрытый характер деятельности, незначительное количество жертвователей, то в EF может возникнуть конфликт интересов групп крупных спонсоров по передаче траста ЦК в контролируемые ими компании.

2. Зависимость величины пожертвований от экономической конъюнктуры. В целом же перспективы развития ФЦК в РФ будут в ближайшее время определяться правоприменением Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (см. [7]); точнее, его положений относительно государственных (муниципальных) ОУ, действующих как бюджетные учреждения - они получили право

учреждать юридические лица, а значит, и ЕР Этот закон изменил юридический статус государственных и муниципальных учреждений, накладывавший ограничения на их финансово-хозяйственную деятельность.

Для успешного внедрения и развития ФЦК в дополнение к новациям в правоприменении в части налоговых преференций и состава инструментов формирования ЦК важно стимулировать переход с закрытой на открытую или смешанную модель ЕР Закрытая модель - это незначительное количество физических лиц-спонсоров. Смешанная модель ориентирована на максимально возможное число спонсоров и в рамках «скупого» олигархического капитализма оптимальна для небогатых российских выпускников, партнеров и вузов.

1. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: ФЗ от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

2. Электронная энциклопедия URL: http://www. investopedia.com (дата обращения 19.10.2014).

3. Эндаумент-фонды (фонды целевого капитала) государственных и муниципальных образовательных учреждений: практич. руководство / под ред. Я. М. Миркина. М. : Финансовый ун-т, 2010. 144 с.

4. Сайт Института развития эндаумента (Endowment Development Fund, LLC). URL: http://www.endowment.com/ glossary.htm (дата обращения 19.10.2014).

5. Электронная энциклопедия. URL: http://www.wikipedia. com (дата обращения 19.10.2014).

6. Эндаументы: три года в эмбриональном состоянии // Финанс. 2010. № 22(353). 21-27 июня. С. 23-25.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-Ф // СПС «КонсультантПлюс».

© Степнов П. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.