В этой связи при определении стратегии регулирования регионального рынка труда, целесообразно выделить региональные системообразующие центры подготовки квалифицированной рабочей силы и ее потенциальных потребителей. Определив их состав и структуру, выявив динамику и сделав определенные прогнозы их состояния на ближайшую перспективу, в дальнейшем возможно будет оказывать воздействие на поведение агентов на рынке труда, сглаживая дисбаланс между качеством и количеством подготавливаемой квалифицированной рабочей силы и ее востребованностью в различных сферах жизнедеятельности регионального сообщества. Требуется дальнейшее совершенствование государственной финансово-кредитной и налоговой политики, обеспечивающей экономическую привлекательность отечественных и иностранных инвестиций в регионы, где накоплены значительные резервы незанятой рабочей силы, особенно профессионально хорошо подготовленной.
В системе мер по регулированию региональных рынков труда также большая роль отводится и активизации работы местных служб занятости, их связи с федеральной службой занятости России.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Анализ рынка труда Ростова-на-Дону в 2005 году // www.donland.ru.
2. Зубаревич Н.В. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? М.: Поматур, 2005. ГМ 3. Использование трудовой мобильности // www.donland.ru.
я 4. Итоги в сельском хозяйстве за январь-февраль 2006 года // www.donland.ru.
0 5. Итоги промышленности за январь-февраль 2006 года // www.donland.ru.
1 6. Ростовская область. Социальный атлас российских регионов. Интернет-проект // www.socpol.ru.
7. Рынок труда и зарплата в январе-феврале 2006 года // www.donland.ru.
8. Социально-экономическая ситуация по итогом 2005 года. www.rosdepzan.ru.
9. Социальный атлас российских регионов. Интернет-проект // www.socpol.ru.
□ □
Ш
ВИТЧЕНКО А.Б.
0
1 ФОНДОВЫЙ РЫНОК КАК МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ & В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ И СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
со
^ -
X
>
О
о Переход к рыночным отношениям в России обусловил необходимость формирования фондово-^ го рынка, который за пятнадцать лет превратился в устойчиво функционирующий институт со сло-^ жившимся кругом участников и развитой инфраструктурой. Однако до последнего времени его роль как эффективного механизма привлечения денежных ресурсов на цели инвестиций и стимулирования роста производства оставалось незначительной. Одной из важнейших проблем в России является ся нехватка инвестиций при наличии устаревших мощностей. Поэтому необходимы колоссальные о финансовые средства, которые предприятия не в состоянии сформировать за счет внутренних ис-9 точников финансирования. В этой связи роль и значение фондового рынка в развитии экономики т трудно переоценить. Неумелые действия в отношении рынка ценных бумаг могут привести к ката-о строфе, как это было в 1997 году, когда был объявлен дефолт. Поэтому является актуальным форми-£ рование долгосрочной стратегии развития фондового рынка как механизма привлечения инвести-5 ций в российскую экономику. Методологией исследования фондового рынка, наиболее адекватной £ трансформационной экономике России, является системный подход и сочетание методов классичес-
2 кой экономической теории, неоклассического подхода, институционализма, поведенческого подхода, фундаментального и технического анализа.
о За период 1991-2000 гг. снижение инвестиций составило почти 70%. Столь стремительное сни-
[I жение инвестиционной активности привело к быстрому износу большей части оборудования пред-
§ приятий. Для изменения сложившейся ситуации нашей стране требуется не менее 15-25 млрд. долл.
о ежегодных инвестиций в основной капитал. О
ВёпоПё 1. А?ёа?пдЬ!ау аё1а1ёёа ё!аапдёоёё и 1дп0а1ёр ё 1990 а. [4, п. 15].
Проблема нехватки инвестиций выдвигает на первый план задачу оценки и анализа состояния потенциальных источников финансирования, а также условий и перспектив мобилизации финансовых ресурсов в размерах, достаточных для обновления производственной базы в масштабах всей экономики. Благоприятная конъюнктура рынков энергоносителей, которые являются основной статьей экспорта Российской Федерации, привела к тому, что в настоящее время в России имеются значительные финансовые ресурсы, однако нет средств их трансформации в инвестиции. Банки по-прежнему не способны осуществлять долгосрочное финансирование реального сектора в силу недостаточности собственных капиталов и коротких пассивов.
Как видно из таблицы 1, за три года рост капитализации банков незначителен — с 5,1% ВВП до 5,6% ВВП. В инвестициях предприятий кредиты банков составляют около 7,3%. Ограничения банковской системы по долгосрочным ресурсам обуславливают дефицит инвестиционных кредитов предприятиям. Основным источником накопления финансовых ресурсов на сегодняшний день являются как собственные средства предприятия, которые составляют 78,4% от объема инвестиций.
Оааёёоа 1. Аё!а1ёёа а/ёё ёдааёд/а а АА1 [3, п. 15]
Ш
Д
ь
□
ш
I
01
г
ш □
□ ш
о
I—
0
I—
^
о а ш
X
>
О х
X 0 т
I—
О
а
о <
>
о о
0
1_
о о
т
О
I—
О
о сь
о х О
СО
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Кредиты нефинансовым организациям 9,2% 10,4% 13,2% 14,7% 17,2% 18,8% 26-28%
Капитал, % ВВП 3,5% 3,9% 5,1% 5,4% 6,2% 5,6% 7-8%
Фондовый рынок, доля которого в объеме заемных средств во всем мире возрастает, способен обеспечить привлечение финансовых ресурсов в реальный сектор на долгосрочной основе. В современной экономике фондовый рынок способствует росту эффективности общественного производства за счет повышения эффективности распределения капитала в рамках национальной экономики, удлинению горизонта инвестиционных проектов и влияния на развитие высокотехнологичных отраслей. Преимущества фондового рынка в привлечении инвестиций в сравнении с кредитной системой в обеспечении высокой ликвидности, диверсификации рисков, снижении стоимости заимствований, возможности привлечения массового инвестора.
В России по итогам 2005 г. привлеченные путем эмиссии ценных бумаг средства составляют менее 9% совокупного объема инвестиций, что примерно в 5-7 раз ниже, чем в ведущих странах Европы и Северной Америки. [5, с. 35]. В силу сложившейся структуры собственности, основным инвестиционным инструментов являются корпоративные облигации. По итогам 2005 г. совокупный
объем средств, привлеченных посредством публичного размещения государственных, корпоративных и региональных ценных бумаг, составил около 15 млрд. долл., что примерно в 2 раза выше, чем в 2004 г., и почти в 20 раз больше, чем в 2000 г.
Перспективным инструментом привлечения инвестиций является первичное размещение акций (IPO). В англосаксонских странах (США, Великобритания и др.) посредством эмиссии акций финансируется до 15-20% всех инвестиций в основной капитал. Массовые IPO будут способствовать росту экономики и, увеличению числа торгуемых инструментов, повышения ликвидности и капитализации фондового рынка.
Однако по-прежнему большую часть финансовых ресурсов российские предприятия занимают на рынке еврооблигаций. Это объясняется тем, что, во-первых, денег на Западе гораздо больше. Во-вторых, даже не очень длительный по европейским меркам облигационный заем в нашем представлении — долгосрочный. В 2004-2005 гг. состоялись успешные размещения 15-30-летних займов, которые на внутреннем российском рынке отсутствуют. В-третьих, деньги еврозайма — едва ли не самые дешевые. Но такой способ привлечений инвестиций остается возможным только для избранного круга крупнейших компаний. Из осуществленных в 2005 г. в России 13 первичных размещений акций на Лондонской бирже размещено 94% всего объема акций (4,3 млрд. долл.). [1, с. 24]. Кроме того, значительная часть российских акций обращается за рубежом в виде американских депозитар-ГМ ных расписок (АДР). Это привело к тому, что события на рынке депозитарных расписок во многом jfl стали определять динамику внутреннего рынка российских акций, т.е. Россия практически потеряла О суверенитет национального фондового рынка. На внутреннем рынке новые эмиссии, организованные j с целью привлечения новых инвестиций, единичны. Объемы мобилизованных средств ничтожно малы по сравнению с объемами спекулятивных операций. Таким образом, главным риском фондового рынка Z на сегодняшний день является риск его утраты и перемещение на Запад. В России сложилась типичная модель «emerging market»: большую часть финансовых ресурсов российские предприятия зани-g мают на рынке еврооблигаций, там же проходит большинство российских IPO. Встает задача повы-□ шения конкурентоспособности российского финансового рынка.
Основные параметры фондового рынка в стране и его способность привлекать инвестиции оп--<> ределяет ряд фундаментальных факторов, таких как: политическая и социальная стабильность и состояние инвестиционного климата в стране; структура собственности; монетизация хозяйственен ного оборота и насыщенность хозяйства денежными ресурсами; степень зависимости рынка от внеш-g неэкономических факторов и зарубежных рынков; отраслевые различия экономик; роль энергоно-ф сителей в хозяйственной структуре экономики и динамика цен на них; степень принимаемого насе-| лением риска; состояние инфраструктуры и диспропорции в организации и нарушения принципов ^ устройства фондового рынка. Комплексный анализ проявления данных факторов в условиях нацио-о нального фондового рынка позволяет оценить возможность привлечения инвестиций и определить Ее основные направления развития данного института в условиях российской экономики. ЕЕ Для того чтобы фондовый рынок эффективно выполнял возложенные на него функции, необ-
о. ходимо наличие оптимальной инфраструктуры рынка ценных бумаг. Эффективность привлечения < инвестиций повышается на ликвидных рынках капитала, если рыночная цена ценных бумаг эмитента ^ устанавливается в условиях справедливого ценообразования, защищены права кредиторов и инвес-q торов, имеется институт развитых финансовых посредников и широкий набор инструментов для
0 инвестирования.
2 Российский фондовый рынок относится к формирующимся рынкам (emerging markets), что пре-
2 допределяет его характер и способность привлекать инвестиции. Особенность его формирования £ «сверху» — имплантация рыночного института в экономику со структурой нерыночного характера. Структура собственности основана на доминировании крупных корпоративных собственников.
1 Модель приватизации порождает непрозрачность эмитентов, тормозит их выход на рынок и провоем цирует массовые нарушения прав акционеров. Российский фондовый рынок является преимуществен->| но долговым, имеет двойной олигополистический характер со стороны участников и инструментов, * внешние факторы определяют около 80% динамики российского рынка акций.
® На фоне положительных сдвигов в развитии финансового рынка постепенно накопились про-
s блемы, которые могут оказаться тормозом для дальнейшего наращивания инвестиций отечественно-g го финансового сектора в экономику и несут в себе угрозу утраты Россией национального рынка <т) капиталов. Основными причинами, препятствующими росту инвестиций, являются: высокие риски
и отсутствие доверия со стороны инвесторов; низкий уровень корпоративного управления и нарушение прав акционеров; манипулирование и использование инсайдерской информации; высокая волатильность; недооцененость акций «второго эшелона»; малая доля свободно торгуемых акций; недостаточная операционная способность и низкая капитализация операторов рынка ценных бумаг; низкая ликвидность бумаг и недостаток финансовых инструментов для инвестирования; сверхконцентрация торгов, эмитентов и финансовых ресурсов на столичном рынке; отрицательное влияние стерилизации ликвидности и низкой монетизации сопровождающееся вывозом капитала; недостатки существующей инфраструктуры российского фондового рынка.
Динамика российского рынка ценных бумаг сильно коррелированна с динамикой иностранных рынков — лидеров (прежде всего США) и формирующихся рынков. Коэффициенты корреляции абсолютных значений индексов российского рынка акций и развитых рынков в 1995-2006 гг. составили 0,66, формирующихся рынков — 0,87. [2, с. 55]. В силу высокой доли нефтяного сектора в структуре экономики и экспорта России, отечественный рынок акций демонстрирует высокую степень зависимости от мировых цен на нефть.
Для того, чтобы обеспечить финансирование экономического роста и инноваций и повышение конкурентоспособности российского фондового рынка, нужно предоставить доступ к рынку капиталов большинству российских компаний путем увеличения количества первичных размещений ценных бумаг. Переориентация на обслуживание инвестиционных нужд реальной экономики тре- 2 бует смещения приоритетов развития с вторичного рынка на размещение первичных эмиссий и кор- ^ поративных облигационных займов. Этому будет способствовать использование системы налогово- ц го стимулирования инвесторов, расширение ассортимента инструментов фондового рынка и услуг, ® развитие институтов коллективных инвестиций, рост доли денежных ресурсов, направляемых через рынок ценных бумаг в регионы. Важнейшим аспектом является увеличение денежной массы в ^ экономике и повышение уровня корпоративного управления. Целесообразно рассмотреть возможность создания единого фондового рынка стран СНГ, который позволит переместить ликвидность из □ стран СНГ на российский рынок, создания масштабного рынка ипотечных ценных бумаг, осуществ- О ление системы мер по информационной поддержке инвестиций в реальный сектор через рынок ценных бумаг. Привлечение пенсионных накоплений может позволить осваивать капиталоемкие ^ проекты с длительной окупаемостью и стабилизирует рынок. а
Фондовый рынок, как сложная динамическая система, является весьма неустойчивым. Рынки ® ценных бумаг могут быть источниками масштабной финансовой нестабильности и макроэкономи- о ческих рисков. Степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значи- ®
СО
тельно выше, чем на развитых рынках ценных бумаг. Необходимо повышение роли государства — | но не в создании излишней регулятивной инфраструктуры, а в стимулировании его развития и на- ^ правленности на инвестиции в реальный сектор. о
Принципиальным в совершенствовании рынка в целом является снижение рисков торговой, ^ депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктуры. Это обеспечит консолидация депозитарных Р и клиринговых организаций и создание центрального расчетного депозитария. Ради более успеш- ^ ной конкуренции за ликвидность с зарубежными торговыми системами нужно объединение бирж в < единую конкурентоспособную площадку и создание единой национальной биржи, которая по своим о объемам и ресурсам вошла бы в число крупных бирж формирующихся рынков, позволила сконцен- 0 трировать торговую активность и была бы способна конкурировать со смежными рынками за инве- о стиции. В рамках этой биржи следует создать сегмент организованного рынка для акций быстро растущих и венчурных компаний. Для эффективного регулирования фондового рынка необходимо создание мегарегулятора, по образцу европейских рынков. За счет его коллегиальной системы управления и, как результат, сокращения длительных процедур согласования нормативных документов с ведомствами можно ускорить принятие необходимых рынку решений и повысить эффективность госрегулирования.
Чтобы была построена эффективная подсистема, которой является фондовый рынок, необходимо формирование основ эффективной системы в целом: экономическая политика, нацеленная на достижение экономического роста. Она должна включать в себя меры по борьбе с коррупцией, антимонопольную политику, эффективную реформу естественных монополий, стимулирование наукоемких отраслей, снижение инфляции. §
Данная программа мер позволит расширить рамки отечественной финансовой системы, увели- оо
о
чив объем инвестиционных ресурсов, способствуя повышению роли рынка в инвестициях в реальный сектор, снижению его рисков. Таким образом, ожидаемым результатом будет становление модели рынка ценных бумаг, которая обеспечит эффективную трансформацию сбережений в инвестиции.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Игнатишин Ю. Российский рейтинг IPO. Исследование процессов первичного размещения акций в
2005 г. // Рынок ценных бумаг. 2006. № 10.
2. Кузнецов 0., Гейнц Д. Фондовый рынок: инвестиции в экономический рост // Рынок ценных бумаг. 2006. № 8.
3. Потемкин А. Роль банковской системы и фондового рынка в финансировании реального сектора / / Рынок ценных бумаг. 2005. № 14.
4. Хулхачиев Б.В. Финансовый рынок России как механизм привлечения инвестиций. // Финансы.
2006. № 1.
5. Янукян М.Г. Современные тенденции развития международного рынка ценных бумаг // Финансы
и кредит. 2005. № 5.
В ОРГАНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ СТРАНЫ
01 -
.о ВОРОНОВ A.A., ГЛУХИХ Л.В.
ь
ш СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ
7
Z -
со
□ Любое действие, предпринимаемое в рамках корпоративной стратегии, осуществляется в усло-
виях неопределенности и риска, осложненных независимой, маскируемой и трудно выявляемой политикой конкурентов. Такое положение дел становится постоянным и неисчерпаемым источником изменений экономической конъюнктуры. Различные организационные трудности и сопротивление
о конкурентов еще больше усиливают неопределенность, снижая до нуля точность прогнозов и повы-
£ шая значимость фактора времени в реализации корпоративной стратегии. В соответствии с принци-
0 пом П. Лапласа, ни в одной управленческой ситуации невозможно полностью учесть все более-ме-® нее значимые факторы, а с точки зрения В. Гейзельберга, окружающая нас действительность харак-
1 теризуется принципом неопределенности, который применительно к промышленности формулиру-0 ется следующим образом: зная все факторы принятия управленческого решения в области стратеги-о ческого менеджмента, невозможно однозначно определить результат реализации этого решения. ф Соответственно, любое управленческое решение, принимаемое в рамках корпоративной стратегии, £ несет в себе элемент неопределенности, который компенсируется профессионализмом и активными
действиями руководителей предприятия. Именно в противостоянии новым, не поддающимся выявлению, измерению и управлению рискам и состоит роль руководителя, определяющая его место в
о реализации корпоративной стратегии.
о Руководитель каждого промышленного предприятия имеет собственное видение экономичес-
° кой конъюнктуры, стратегических возможностей и опасностей, замыслов и деятельности конкурен-
^ тов. Очевидно, что управленческое решение каждого вышестоящего руководителя, с одной стороны,
о должно четко указывать конкретное направление корпоративной стратегии, а с другой — учиты-
о- вать постоянное обновление обстановки и предоставлять руководителям нижестоящего уровня мак-
■I симально возможную свободу в реализации стратегии, которая будучи помноженная на профессио-
£ нализм, и даст победу в каждой конкретной ситуации. Более того, управленческое решение любого
2 руководителя устаревает уже в момент его принятия, поскольку существует временной лаг между '! выявлением «стратегического окна», его идентификацией, выработкой программы действий в рам-о ках корпоративной стратегии и ее реализации. Коррективы корпоративной стратегии ложатся на ^ плечи руководителей низшего уровня управления и непосредственно исполнителей и не могут и не § должны выполняться руководителями среднего и высшего звена. Вместе с тем, руководители этих о уровней несут ответственность уже не только за количество и качество принимаемых управленчес-О ких решений, но и за систему реализации стратегии, предусматривающую инициативные действия