Научная статья на тему 'ФОНД ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО - ПРОСВЕЩАЕМ, РАЗВИВАЕМ, ДЕЙСТВУЕМ'

ФОНД ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО - ПРОСВЕЩАЕМ, РАЗВИВАЕМ, ДЕЙСТВУЕМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
160
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / БИОСФЕРА / НООСФЕРА / ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Плямина Ольга Владимировна

Рассматриваются лучшие просветительские практики Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского (далее - Фонд им. В.И. Вернадского), в основе которых лежит учение Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере. Фонд им. В.И. Вернадского уже более четверти века ведёт свою работу по экологическому просвещению. В последнее десятилетие обращение к тематике Целей устойчивого развития, принятых ООН, является неотъемлемой частью для большинства программ и проектов Фонда. Представлены возможные способы мотивации развития у населения нашей страны экологической культуры. Отмечена необходимость экологизации сознания населения, которая подразумевает безусловное понимание необходимости внедрения экологических идей во все сферы жизнедеятельности. Определяются основные факторы интереса подростков к экологии и ведущие направления привлечения молодёжной аудитории к экологической деятельности и выстраиванию эколого-ориентированной модели образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE V.I. VERNADSKY FOUNDATION: EDUCATING, DEVELOPING, ACTING

The article discusses the best educational practices of the V.I. Vernadsky Non-governmental Ecological Foundation (the V.I. Vernadsky Foundation), based on Vernadsky’s doctrine of the noosphere. The V.I. Vernadsky Foundation has been working on the environmental education of Russian citizens for more than a quarter of a century. Since the previous decade, the issue of the Sustainable Development Goals adopted by the United Nations (the SDGs) has been an integral part of most of the V.I. Vernadsky Foundation’s programs and projects. The article presents possible ways of creating incentives for contributing to the development of ecological culture across the population of our country. The necessity of greening the consciousness of the population has been proven, which implies an unconditional understanding of the need to introduce environmental ideas into all spheres of life. The main factors of the adolescents’ interest in ecology and the major directions of attracting a youth audience to environmental activities and building an eco-oriented lifestyle model have been determined.

Текст научной работы на тему «ФОНД ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО - ПРОСВЕЩАЕМ, РАЗВИВАЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 504; 574

DOI 10.29003/m2513.0514-7468.2020_43_4/495-503

ФОНД им. В.И. ВЕРНАДСКОГО - ПРОСВЕЩАЕМ, РАЗВИВАЕМ, ДЕЙСТВУЕМ

О.В. Плямина*

Рассматриваются лучшие просветительские практики Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского (далее - Фонд им. В.И. Вернадского), в основе которых лежит учение Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере. Фонд им. В.И. Вернадского уже более четверти века ведёт свою работу по экологическому просвещению. В последнее десятилетие обращение к тематике Целей устойчивого развития, принятых ООН, является неотъемлемой частью для большинства программ и проектов Фонда. Представлены возможные способы мотивации развития у населения нашей страны экологической культуры. Отмечена необходимость экологизации сознания населения, которая подразумевает безусловное понимание необходимости внедрения экологических идей во все сферы жизнедеятельности. Определяются основные факторы интереса подростков к экологии и ведущие направления привлечения молодёжной аудитории к экологической деятельности и выстраиванию эколого-ориентированной модели образа жизни.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое просвещение, биосфера, ноосфера, ответственное отношение к природе, природоохранная деятельность, непрерывное экологическое образование.

Ссылка для цитирования: Плямина О.В. Фонд им. В.И. Вернадского -просвещаем, развиваем, действуем // Жизнь Земли. Т. 43, № 4. С. 495-503. DOI: 10.29003/m2513.0514-7468.2020_43_4/495-503.

Поступила 20.10.2021 / Принята к публикации 27.10.2021.

THE V.I. VERNADSKY FOUNDATION: EDUCATING, DEVELOPING, ACTING

O.V. Pliamina V.I. Vernadsky Nongovernmental Ecological Foundation

The article discusses the best educational practices of the V.I. Vernadsky Nongovernmental Ecological Foundation (the V.I. Vernadsky Foundation), based on Ver-

* Плямина Ольга Владимировна - генеральный директор Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского.

Жизнь Земли 43(2) 2021 495-503 4 95

nadsky's doctrine of the noosphere. The V.I. Vernadsky Foundation has been working on the environmental education of Russian citizens for more than a quarter of a century. Since the previous decade, the issue of the Sustainable Development Goals adopted by the United Nations (the SDGs) has been an integral part of most of the V.I. Vernadsky Foundation's programs and projects. The article presents possible ways of creating incentives for contributing to the development of ecological culture across the population of our country. The necessity of greening the consciousness of the population has been proven, which implies an unconditional understanding of the need to introduce environmental ideas into all spheres of life. The main factors of the adolescents' interest in ecology and the major directions of attracting a youth audience to environmental activities and building an eco-oriented lifestyle model have been determined.

Keywords: environmental culture, environmental education, biosphere, noosphere, responsible attitude to nature, environmental protection, continuous environmental education.

For citation: Pliamina, Olga V., "The V.I. Vernadsky Foundation: Educating, Developing, Acting", Zhizn Zemli [Life of the Earth], 2021, 43 (4), 495-503 (in Russ., abstract in Engl.). DOI: 10.29003/m2513.0514-7468.2020_43_4/495-503.

Введение. Академик Владимир Иванович Вернадский, чьё имя носит наш Фонд, посвятил свою жизнь науке: начав с геологии и положив начало геохимии, он перешёл к изучению вопросов радиоактивности, дав толчок развитию радиохимии. Постепенно объект исследований учёного рос в масштабе и укрупнялся, пока не вобрал в себя и экономику, и социальную сферу, и в итоге объял планету и межпланетное пространство - так к 1930-м годам зародилось учение о ноосфере, апогей мысли Владимира Ивановича Вернадского.

Согласно учению академика Вернадского, научное творчество и инновации должны лечь в основу социальной и государственной жизни - так появится ноосфера [3]. Роль движущей силы, которая трансформирует биосферу в ноосферу, Владимир Вернадский отводил человеческому разуму, способному породить научную мысль и обеспечить переход благодаря новым технологиям.

Задолго до повсеместного обсуждения глобальных экологических проблем учёный предупреждал о том, что научные разработки не станут абсолютным благом, а переход к ноосфере не будет безоблачным. Он подчёркивал ответственность каждой личности не только за развитие общества, но за сохранение биосферы [2].

И хотя идея Владимира Иванович Вернадского о ноосфере не сразу нашла отклик в умах и сердцах современников, именно она стала краеугольным камнем концепции устойчивого развития общества и основой Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Формируя ответственное отношение общества к окружающему миру, природному и культурному наследию России, объединяя усилия российского общества в решении экологических проблем, выявляя и поощряя проекты, имеющие практическое применение в области формирования и развития экологической культуры, энерго- и ресурсосбережения, Фонд им. В.И. Вернадского вносит свой вклад в достижение Целей устойчивого развития, принятых ООН (ЦУР).

Просвещение. Экологическое просвещение - это одно из самых актуальных направлений в нашей стране, где ведущая роль принадлежит учреждениям дополнительного образования, музеям и общественным организациям. Целью экологического просвещения выступает развитие экологической культуры. Термин «экологическая культура» появляется в XX в. с развитием знания о культуре и в свете изменений в мировоззрении людей, связанных с трансформацией биосферы.

В исследовании, посвящённом историческому и экономическому развитию России, С.М. Сухорукова отмечает, что качество окружающей природной среды напрямую зависит от культурной традиции общества. Если культура народа содержит нравственную «заслонку» от природоразрушительного хозяйствования, то люди могут способствовать эволюции и дальнейшему развитию системы «природа - общество -человек». В противном случае люди превращают окружающие их ландшафты в мёртвые зоны, обрекая себя на исчезновение [6].

В свою очередь, следствием развития экологической культуры выступает формирование экологического сознания - понимания ценности природной среды, осознание негативных последствий, в первую очередь, для человека. Формирование смыслов взаимодействия людей с природой зародилось одновременно с началом цивилизации, и наиболее экологичным общественное сознание было во времена широкого распространения родового общинного строя [8].

В дальнейшем тренд на экологичность и экологизацию возник лишь в XX веке. Особенно сильное влияние на эти процессы оказало широкое распространение работ Римского клуба в 1970-е гг., после чего уже было невозможно представить себе биосферу в виде среды с бесконечной ёмкостью, на которую хозяйственная деятельность не оказывает никакого влияния.

Эксперты в области развития экологической культуры сходятся во мнении о том, что для перехода к новой ступени развития общества необходимо пройти экологизацию сознания общества, «что подразумевает безусловное понимание необходимости внедрения экологических идей во все сферы жизнедеятельности: быт, экономику, политику, образование, обеспечение безопасности. Экологизация сознания будет способствовать переходу на новый уровень экологической культуры всего общества, а каждого из его членов - на новый уровень развития» [7, с. 127].

Фонд им. В.И. Вернадского не только идёт в ногу со временем, но и старается включать самые современные методы обучения и просвещения в свои проекты и программы.

С каждым годом расширяется наша целевая аудитория - уже давно это не только дети, но и взрослые - специалисты из тех областей, которые кажутся далёкими от экологии. Например, экологические дисциплины включаются в обучающие программы в военных вузах, а также преподаются специалистам космической отрасли. Современные тенденции фактически демонстрируют нам, что экология - это дело каждого, всех без исключения. Фонд им. В.И. Вернадского вносит свой вклад в развитие непрерывного экологического образования. Именно системный подход в реализации эко-лого-просветительских проектов позволяет нам охватить разные группы участников:

• дети и подростки школьного возраста;

• студенты, аспиранты и докторанты;

• молодые специалисты-экологи;

• молодые работники организаций-учредителей Фонда;

• работники образовательной сферы, включая высшую школу.

В работе с молодёжью (включая как поколение У, так и поколение 7) Фонд им. В.И. Вернадского использует современные методические приёмы, которые способствуют формированию экологического мышления.

Проекты Фонда от «дошкольных» до «студенческих и молодёжных» разрабатываются для каждой категории участников в соответствии с возрастными особенностями их развития и объединены технологиями развития универсальных навыков. Как по-

казывают последние исследования, именно универсальные навыки в большей степени обеспечивают успех как в жизни, так и в профессии [4].

Согласно внутреннему исследованию компании Google самыми продуктивными командами являются те, в которых у членов развиты «гибкие навыки» [11]. Дальнейшие исследования показали, что на успех работы повлияли развитые навыки коммуникации, эмпатии и лидерства.

Впрочем, мягкие навыки были определены как критически важные для успеха в профессии ещё в 1918 г. в исследовании Чарльза Риборга Манна «Исследования инженерного образования». В 2016 г. группа исследователей из Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Стэнфордского исследовательского центра экстраполировала содержащиеся в нём статистические данные. Они пришли к выводу, что, по крайней мере, 85 % эффективности сотрудника сводится к его мягким навыкам.

Фундаментом для формирования у людей комплексного представления об охране окружающей среды выступает концепция непрерывного экологического образования. Формирование ответственного отношения к природе (включая природоохранные привычки) наиболее органично и естественно происходит, если начинается ещё с дошкольного возраста.

На протяжении двенадцати лет Фонд им. В.И. Вернадского проводит мероприятие, которое многие годы является ведущей диалоговой площадкой, предоставляющей возможность выработки стратегии развития экологического образования, изучения лучших практик в этой области, обмена опытом - это Всероссийская конференция по экологическому образованию. Конференция проводится при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и ведущих вузов России. В 2021 г. в ней приняли участие более 850 представителей науки и образования.

Многие эксперты в области экологического образования и просвещения сходятся во мнении, что экологическое просвещение молодёжи с ранних лет важно не только потому, что именно на представителей новых поколений в ближайшем будущем ляжет ответственность по сохранению биоразнообразия нашей планеты, заботы о её природных богатствах, но и потому, что уже сейчас неравнодушные к судьбе нашей планеты дети и подростки могут активно вдохновлять и мотивировать взрослых (в первую очередь своих родных и близких) вести экологически ответственный образ жизни.

Фонд им. В.И. Вернадского разделяет данную позицию и уделяет особое внимание просвещению молодого поколения. Уже ставшие традиционными «Дни экологии в регионах», начиная с 2021 г., проходят в смешанном формате. Первый, просветительский блок, который включает лекции и видеоматериалы, посвящённые различным аспектами экологии, охраны окружающей среды, устойчивому развитию и деятельности академика В.И. Вернадского, проводится в онлайн-формате, что позволяет привлечь к участию более широкую аудиторию.

Следующий блок мероприятий реализуется, как и прежде, очно. В него входят: компьютерная олимпиада «Экоэрудит» - «ноу-хау» Фонда им. В.И. Верндаского, посещение музеев и промплощадок, а также мероприятия, подготовленные местными вузами.

Для более взрослой аудитории, интересующейся достижениями современной науки, Фонд издаёт журнал «Ноосфера» [5]. В этом году выпуск был посвящён Году науки и технологий в России. В журнале представлены статьи об исследованиях учёных в годы Великой Отечественной войны: о вкладе российской академической географии в Великую Победу, создании отечественной минерально-сырьевой базы урана, основах современной вирусологии и многие другие. 498

Вспоминая о переходе от биосферы к ноосфере при помощи современных технологий, который предсказал академик В.И. Вернадский, не стоит забывать и об информационных технологиях, которые не так давно открыли миру не только новые условия существования, но и новые возможности, в том числе и возможности взаимодействия с аудиториями в целях экологического просвещения.

Именно поэтому Фонд не только использует современные форматы в своей работе, но и привлекает молодёжь, которая говорит со сверстниками на одном языке и существует с ними в одном информационном поле. Кроме того, коммуникация молодёжи со своими сверстниками и в своей среде может способствовать привлечению новой аудитории - подрастающего поколения, входящего во взрослую жизнь - к вопросам экологической повестки, что должно сказаться самым положительным образом на экологически ориентированном устойчивом развитии нашей страны и мира.

Второй год молодёжь России активно присоединяется к проекту по разъяснению темы целей в области устойчивого развития в социальных сетях: «Цели устойчивого развития. Развиваемся вместе с нами». Под хэштегом «#ЦУР-просвет» участники публикуют свои посты, посвящённые теме устойчивого развития, а также рассказывают о том, какой вклад в их реализацию может внести каждый житель планеты. Активное участие в запуске проекта приняли стипендиаты Фонда им. В.И. Вернадского.

Развитие. Первопроходцем Фонда среди проектов развивающей направленности является Стипендиальная программа. Она была учреждена более 20 лет назад с целью поощрения научной, исследовательской деятельности, стимулирования практического решения вопросов развития и совершенствования топливно-энергетического комплекса России, поддержки разработки прикладных аспектов экологического образования, экологического просвещения, повышения уровня экологической культуры граждан России. Стипендиаты не только повышают уровень своей экологической культуры и увеличивают багаж знаний благодаря пулу организуемых для них мероприятий, но и сами организуют минипроекты, проводят развивающие занятия как для сверстников, так и для школьников в рамках других проектов Фонда.

Среди проектов Фонда развивающей направленности стоит отметить проект «Эко-Арт», в рамках которого проводятся занятия экологической и природоохранной направленности в международных и всероссийских детских центрах. Программа способствует формированию экологической культуры учащихся, культуры взаимоотношения с окружающей средой на всех её уровнях. Эта цель реализуется благодаря творческому подходу к различным аспектам экологии на каждом этапе программы.

Освещая деятельность Фонда, направленную на развитие отдельных категорий граждан России, обращаем внимание на проекты Фонда, реализуемые совместно с особо охраняемыми природными территориями (далее - ООПТ). Всё больше при реализации эколого-просветительских проектов на базе ООПТ используются разные формы и инновационные развивающие технологии в работе с детьми, подростками, молодёжью. И дополнительным стимулом для развития стало получение самыми передовыми дирекциями этих территорий лицензий на образовательную деятельность, которая ведётся в экологических центрах ООПТ, часто совмещающих музейную, просветительскую и образовательную деятельность.

Интересен результат реализации пилотного проекта Фонда «Школа ЕсоБЫк» с подростками, направленного на развитие их экологического сознания и поддержку эколого-просветительских центров заповедников.

«Школа ЕсоЗкйЬ» - это акселератор экологических идей, которые должны воплотиться в реальный проект. Во время обучения подростки получают возможность развить знания и навыки, необходимые для создания и реализации собственных инновационных экологических проектов в интересах устойчивого развития. В рамках Школы для участников организуется серия тематических онлайн вебинаров по ключевым вопросам охраны окружающей среды, устойчивого развития, формирования личностных компетенций и основам проектной деятельности. Практические навыки участники осваивают на базе ООПТ. В задачу участников проекта входит разработка и защита собственных экологических проектов. Самые успешные из них станут участниками (а возможно и победителями) Всероссийских конкурсов экологических проектов Фонда им. В.И. Вернадского, а авторы смогут рассчитывать на дальнейшую поддержку своей экологической деятельности. В 2021 г. участников «Школы ЕсоЗкйЬ» для проведения практического этапа принял Национальный парк «Красноярские столбы».

Действие. Кульминацией работы Фонда по вопросам экологического просвещения и развития соответствующих навыков являются практико-ориентированные экологические проекты и мероприятия.

Несмотря на многоплановость и полиформатность программ и проектов Фонда, все они объединены ключевыми составляющими, обеспечивающими их успешность. Всем активистам, волонтёрам и авторам проектов в природоохранной области важно не только видеть результаты своего труда и ощущать поддержку единомышленников, но и получать подтверждение их общественной значимости и востребованности. Именно благодаря проектам и конкурсам Фонда частные инициативы становятся не только видимыми, но и поддерживаются представителями бизнеса, профильными министерствами и ведомствами.

Прекрасным примером объединения целевых аудиторий является проект «Лучший эковолонтёрский отряд», который начал свой путь в 2018 г., в Год добровольца в России.

Традиционно церемонии награждения победителей наших проектов проходят на самом высоком уровне и в торжественной обстановке с участием видных государственных деятелей, а также экспертов в области экологии и природопользования. Это говорит о том, что государство понимает важность миссии эковолонтёров в нашей стране, ценит их вклад в развитие экологического сознания граждан и выражает благодарность за их труд.

Важную миссию по выявлению лучших из лучших, а также по поддержке и признанию экоинициатив несут два масштабных конкурса Фонда: «Национальная экологическая премия им. В.И. Вернадского» и Международный проект «Экологическая культура. Мир и согласие». Первый в 2020 г. отметил своё совершеннолетие. На каждый из конкурсов ежегодно поступает более 500 заявок из большинства регионов нашей страны, и количество участников с каждым годом только растёт. Среди участников конкурса - крупные предприятия, представители малого и среднего бизнеса, учреждения культуры, образования, общественные организации и экологические активисты со всей страны. В 2019 г. победителем Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие» в номинации «Экологическое воспитание и просвещение» стал проект «Уроки в музее и на природе», осуществлённый сотрудниками Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ещё одна задача, которая стоит перед Фондом в процессе реализации программ и проектов, - это повышение мотивации к участию в природоохранной деятельности 500

и волонтёрских проектах по сохранению природных богатств нашей страны. И здесь одним из важных аспектов является создание сообщества единомышленников, поддержка и вдохновение людей, которые решили посвятить значительную часть своего времени заботе о родной природе.

Самым масштабным проектом Фонда на сегодняшний день является завоевавший широкое признание в России экологический субботник «Зелёная Весна». Ежегодно участниками становятся более миллиона человек со всей страны, тысячи организаций и образовательных учреждений. Тонны собранных отходов сдаются на переработку, ликвидируются сотни стихийных свалок и высаживаются сотни тысяч деревьев. Начиная со старта проекта в 2014 г., мероприятия под эгидой «Зелёной Весны» на сегодня объединили уже более 14 миллионов россиян. Эти цифры говорят не только о масштабе события, но и о том, насколько много в нашей стране экологически ответственных людей.

Экологический субботник «Зелёная Весна» формирует сообщество единомышленников, которое даёт его участникам простор для творчества — они сами выбирают те направления экологической работы, которые наиболее актуальны и важны непосредственно для того места, где они живут: от просветительских мероприятий до экологических акций. Фонд им. В.И. Вернадского видит свою миссию в том, чтобы вдохновлять жителей нашей страны на новые инициативы, а также показывать пример по проведению экологических проектов на самом высоком уровне.

Фонд им. В.И. Вернадского отмечает своими наградами как усилия крупных корпораций, так и успехи эковолонтёрских отрядов небольших посёлков и малых городов России, признавая значимость вклада каждого в дело охраны окружающей среды. Есть много примеров, когда все жители села организуют у себя раздельный сбор мусора, вторично используют ресурсы, проводят акции, субботники. И зачастую они демонстрируют значительно более высокий уровень осознанности, чем жители горо-дов-миллионников.

Заключение. Развитие экологического сознания - один из ключевых трендов нового десятилетия. Сделать экологическое образование и просвещение основным компонентом учебных программ во всех странах к 2025 г. - новая цель, поставленная ЮНЕСКО перед мировым сообществом.

В рамках реализации глобальной рамочной программы «Образование в интересах устойчивого развития: на пути к достижению Целей устойчивого развития» в декабре 2020 г. Секретариат ЮНЕСКО организовал презентацию дорожной карты по реализации программы [9]. Презентация стала подготовительным мероприятием перед Всемирной конференцией ЮНЕСКО по устойчивому развитию образования. Следующим шагом стало принятие Берлинской декларации об образовании в интересах устойчивого развития на Всемирной конференции. Более 80 министров и заместителей министров и 2800 заинтересованных сторон в области образования и охраны окружающей среды обязались предпринять конкретные шаги по преобразованию обучения в интересах выживания нашей планеты. ЮНЕСКО призвала к 2025 г. сделать образование в интересах устойчивого развития одним из основных компонентов систем образования на всех уровнях, в том числе и в дополнительном образовании, реализуемом в музеях, библиотеках, эколого-просветительских центрах, домах творчества школьников и т. д.

Россия поддерживает решения Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития о создании «школы для завтрашнего дня», инвестициях в образование «для будущего» и подготовке молодёжи к «миру, который ещё предстоит».

С 2015 г. Фонд им. В.И. Вернадского имеет консультативный статус при ЮНЕСКО, а в 2018 г. стал первой российской организацией, избранной в состав Комитета по связи НПО (неправительственные организации) - ЮНЕСКО. Также Фонд является официальным партнёром российского комитета программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (РусМАБ).

Мы выстраиваем свою эколого-просветительскую работу не только в согласии с высокими идеалами и принципами ЮНЕСКО, как современными тенденциями, но и опираясь на учение академика В.И. Вернадского, опередившего время и выступившего автором концепции, которая, по сути, легла в основу теории устойчивого развития мира, сформулированной в Целях устойчивого развития.

В своей деятельности Фонд им. В.И. Вернадского уделяет особое внимание экологическому просвещению и его инновационным форматам, поскольку нашей общей задачей является не только обладание знаниями, навыками и ценностными ориентирами, но и чёткое понимание того, как необходимо просвещать, развиваться и действовать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берлинская декларация об образовании в интересах устойчивого развития (https:// en.unesco.org/sites/default/files/esdfor2030-berlin-declaration-ru.pdf).

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К. Баландина. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / Отв. ред. А.Л. Яншин. М.: Наука, 1991. 270 с.

4. Лошкарева Е.П., Лукша П.О., Ниненко И.И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. 2017. 92 с. (https://modnso.ru/roditelyam/ document/2_Навыки%20будущего.pdf).

5. Образование-2030. Учиться. Пробовать. Действовать // Сб. статей VII Всерос. конф. по экологическому образованию. М.: Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, 2021. 1048 с. (http://www.vernadsky.ru/proekti-fonda/mezhdunarodniy_forum_po_ ekologicheskomu_obrazovaniyu_v_interesah_ustoychivogo_razvitiya_rossii/).

6. Сухорукова С.М. Эколого-экономическое направление в России: XVIII-XXI вв. М.: Издательский Дом «Орион», 2010. 335 с.

7. Ткаченко Ю.Л., Комиссарова М.В., Щербакова И.С. Экологическая культура общества и пути её формирования // Общество: философия, история, культура. 2018. №4. С. 125-131 (https:// cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kultura-obschestva-i-puti-ee-formirovaniya).

8. Ткаченко Ю.Л., Комиссарова М.В., Швед М.А. Представления человека о природной среде и философский аспект преодоления мирового экологического кризиса // Общество: философия, история, культура. 2018. №1. С. 28-36 (https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-cheloveka-o-prirodnoy-srede-i-filosofskiy-aspekt-preodoleniya-mirovogo-ekologicheskogo-krizisa).

9. Education for sustainable development: a roadmap. Paris : UNESCO, 2020. 66 p. (https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374802.locale=en).

10. Mann C.R. A Study of Engineering Education // Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching Series, Bull. No. 11. NY, Carnegie Foundation, 1918. P. 106-107 (https://www. nationalsoftskills.org/downloads/Mann-1918-Study_of_Engineering_Educ.pdf).

11. Strauss V. The surprising thing Google learned about its employees - and what it means for today's students // The Washington Post (https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/ wp/2017/12/20/the-surprising-thing-google-learned-about-its-employees-and-what-it-means-for-todays-students/).

REFERENCES

1. Berlin Declaration on Education for Sustainable Development (https://en.unesco.org/sites/ default/files/esdfor2030-berlin-declaration-en.pdf).

2. Vernadsky, V.I., The biosphere and the noosphere (Moscow: Airis-press, 2004) (in Russian).

3. Vernadsky, V.I., Scientific thought as a planetary phenomenon (Moscow: Nauka, 1991), ed. by A.L. Yanshin (in Russian).

4. Loshkareva, E.P., Luksha, P.O., Ninenko, I.I., Smagin, I., Sudakov, D., Skills of the future. How to thrive in the complex new world (2017) (in Russian).

5. Education-2030. Learn. Try. Act, VII All-Russian Conference on the Environmental Education, Collection of articles (Moscow: The V.I. Vernadsky Nongovernmental ecological Foundation, 2021) (in Russian).

6. Sukhorukova, S.M., Ecological and economic path in Russia: 18-21 centuries (Moscow: Orion Publishing House, 2010) (in Russian).

7. Tkachenko, Y.L., Komissarova, M.V., Scherbakova, I.S., "Environmental culture of society and ways of its formation", Society: philosophy, history, culture, 2018, 4, 125-131 (in Russian).

8. Tkachenko, Y.L., Komissarova, M.V., Schved, M.A., "Human notions of the natural environment and the philosophical aspect of overcoming the global environmental crisis", Society: philosophy, history, culture, 2018, 1, 28-36 (in Russian).

9. Education for sustainable development: a roadmap (Paris: UNESCO, 2020) (https://unesdoc. unesco.org/ark:/48223/pf0000374802.locale=en).

10. Mann, C.R., "A Study ofEngineering Education", Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching (NY, Carnegie Foundation), 1918, 11, 189 p. (https://www.nationalsoftskills.org/downloads/ Mann-1918-Study_of_Engineering_Educ.pdf).

11. Strauss, V., "The surprising thing Google learned about its employees — and what it means for today's students", The Washington Post, 20/12/2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.