Научная статья на тему 'Фольклорный коллектив и его мир в Среднеобской лирической песне (лингвокультурологический аспект)*'

Фольклорный коллектив и его мир в Среднеобской лирической песне (лингвокультурологический аспект)* Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднеобские говоры / фольклорный дискурс / лирическая песня / лингвокультурология / ценностная картина мира

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Эмер Юлия Антоновна

В статье рассматривается фольклорный дискурс как одна из форм фиксации результатов познавательной деятельности человека на примере лирических песен, записанных в Среднеобских говорах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклорный коллектив и его мир в Среднеобской лирической песне (лингвокультурологический аспект)*»

УДК 800.86/87; 800.879; 801.1

ФОЛЬКЛОРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ И ЕГО МИР В СРЕДНЕОБСКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ (ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)*

Эм ер Юлия Антоновна канд. фнлол. н.,

доцент кафедры обгцего, славянорусского языкознания и кчассической филологии Томского государственного университета, г. Томск

E-mail: [email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: среднеобские говоры, фольклорный дискурс, лирическая песня, лингвокультурология, ценностная картина мира

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается фольклорный дискурс как одна из форм фиксации результатов познавательной деятельности человека на примере лирических песен, записанных в Среднеобских говорах.

Фольклорный дискурс представляет собой одну из форм фиксации результатов познавательной деятельности человека. В нем в особой, эстетически значимой форме отражаются ценностные представления фольклорного коллектива, реализующие, наряду с дескриптивным, аксиологический компонент модели мира.

Особенности реализации ценностной картины мира в фольклоре неоднократно привлекали внимание исследователей. Интерес к ценностному описанию указанного материала обусловлен, прежде всего, тем, что одним из важнейших свойств фольклорного дискурса является особый уровень аксиологической значимости. По утверждению А.Т.Хроленко, «народно-поэтическое слово не только строит фольклорный мир, но и оценивает его» [3, с.153].

Соглашаясь с исследователями фольклорной аксиологии в том, что фольклорный дискурс обладает особой аксиологической перспективой, представим ценностную модель фольклорного мира в среднеобской лирической песне, бытующей на территории среднеобского говора.

Лирическая песня - жанр традиционного фольклора, в котором «выражено, главным образом, идейно-эмоциональное отношение к событиям» [1, с. 183].

Рассмотрим необрядовые лирические песни, свободные от акционального сопровождении, но тесно связанные с мелодической структурой.

Задача жанра - выразить «идейно-эмоциональное отношение к событиям» -определяет его принципиальную ориентированность на представление некоторой аксиологической модели фольклорного коллектива. При этом именно лирическая песня демонстрирует максимальное (по сравнению с другими жанрами традиционного фольклора) единство ценностной картины мира.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Лингвокультурологический портрет современной сибирской деревни»), проект № 05-04-64402а/Т

В основе ценностной картины мира лирической песни, как жанра традиционного, лежат представления о норме, свойственные единому фольклорному коллективу (субъект оценки - фольклорный коллектив).

Лирическая песня отличается особым, достаточно обширным кругом затрагиваемых тем (любовная, семейная, военная, тюремная и др.) и объектов оценивания. Уже самим фактом фиксации в рамках данного жанра аксиологическую нагрузку получают все события, действующие лица и их поступки, элементы мизансцены. Жанр лирической песни отражает внутренние переживания героев через описание внешних событий, вследствие этого внутренний мир человека в традиционном фольклоре практически не оценивается.

Ценностная ориентация в лирической песне связана с эстетически зафиксированными представлениями о гармоничных (нормативных) и негармоничных состояниях мира. При этом традиционный фольклор фиксирует нормативный (гармоничный) и ненормативный (дисгармоничный) миры как полярные.

В структуре аксиологической модели фольклорного мира ядерными категориями, выполняющими функцию ценностной регламентации, становятся категории пространства и времени. В необрядовом фольклоре гармоничные состояния мира возможны только в «своем» пространстве, в качестве которого в жанре лирической песни выступает традиционный мир дома, семьи. Выход за пределы этого мира рассматривается как недобровольный, следовательно, приводит к нарушению гармонии (дисгармонично «чужое» пространство), причем это характерно для песен самого разного типа: любовных (Ее милочек уехал. /Про ее совсем забыл. /На далекой на сторонке/Он другую полюбил), солдатских (За Уралом есть там место, /Где кипел кровавый бой), тюремных/разбойных (Вся моя песенка пропета, /И не дойдет она к тебе. /Она в Сибири будет спета / Среди бродяжескойтолпъг) и др.

Пространственная структура фольклорной действительности в ценностном воплощении уточняется через систему подчитающихся гипероппозиции «свое/чужое» гипооппозиций - «близкий/далекий», «родной/неродной», «внутренний/внешний», «город/деревня» и др. (// скрылось солнце за горами, / Стоит казачка у ворот /Ив дальний путь глядит с тоскою, /А слезы льются из очей. //Вырастешь большая, / Отдам тебя замуж, /Не в город - в деревню, /В согласну семью).

Таким образом, семантика пространства в фольклоре в качестве аксиологически нагруженной категории проявляется через систему бинарных оппозиций, фокусирующих два оценочных полюса. Указанная категория, по мнению большинства исследователей (см. работы П.Г.Богатырева, В.Я.Проппа и др.), в фольклоре связана с категорией времени, ценностно поляризованной по той же модели. Так, в рамках суточного цикла ночь в символической системе темпоральных единиц связана с мотивом смерти (Приворотник усмехнулся, / Твой уж сын давно убит, / Он расстрелян прошлой ночью /Ив могиле крепко спит. //Она была очень красива, /Ия не мог ее любить. /Она была очень красива, / Увы, в ту ночь ее убить). Единицы, обозначающие переходное состояние в рамках суточного цикла, связаны с семантикой нарушения гармонии. Так, устойчивую связь с мотивом расставания демонстрирует семантика утра как перехода от ночи к световому дню: заря/зорька, утро, солнце встает и др. (Только станет светать, / Зорька заниматься, /А со мной милый мой / Станет расставаться... /Милый мой, взгляни / В окно, горит заря. Пусти меня, /Как проснется мать моя/Истанет спрашивать меня... // Ты вставай, /Милый мой, / Уже свет голубой. / Уже тихая заря, /Расставаться нам пора). Отметим, что утверждение о ценностной поляризации касается, прежде всего, актуализации циклического времени, время линейное проявляет аксиологические характеристики менее отчетливо. Вероятно, это связано с природой лирической песни как жанра традиционного фольклора, отражающего мир вне его динамики, стабильный, не ухудшающийся и не улучшающийся.

Пространственно-временная организация ценностной модели фольклорного мира в лирической песне иконична: выстраивается вокруг мира дома, семьи, где и сосредоточены ценностные приоритеты фольклорного человека. При этом такая аксиологическая организация свойственна всем жанрам необрядового фольклора - ценностный статус любой сферы человеческой деятельности определяется сквозь призму семейных ценностей.

Содержание ценностно окрашенной категории «семья» выражает позицию коллектива по отношению к социальному институту, который рассматривается в системе фольклорных ценностей как неотъемлемое свойство человеческого сообщества. Семья в песне - это микромир, обязательными представителями которого являются мать, отец, дочь/сын, муж/жена, родственники мужа и жены. Ценностные модели семьи, реализующиеся в лирических песнях разного типа, не тождественны. Прежде всего, это связано с дифференцированным воплощением ценностной модели мира, и семейной модели, в частности, в мужском и женском фольклоре. При этом модель семьи (впрочем, как и другие составляющие аксиологической модели фольклорного мира) реализуется в контексте ценностно окрашенной оппозиции «своё»/«чужое». Так, в солдатских и тюремных песнях (мужской фольклор) «свой» (гармоничный - «семейный») мир выступает в оппозиции негармоничному миру войны (Семья вся замертво лежит. / А завтра рано, чуть Светочек, /Заплачет наша вся семья. / Заплачут сестры мои, братья, /Заплачут мать мой и отец. /Еще заплачет дорогая, / С которой шел я под вена/). Семейный мир населен кровными родственниками и представлен, в первую очередь, такими персонажами, как мать и отец, аксиологическая значимость которых стабильна (Нас-то бреют - не жалеют, /Нас стригут - не берегут. /Повалились русы косы /По могучим по плечам, /По могучим по плечам, /По шелковым поясам. /Пропустите родну мать /Русы косы подбирать // Ты не плачь, родная мать, /Может, скоро ворочусь). Нестабильностью аксиологической значимости отличается жена (Ср.: Жена, жена ты милая, /Приветь, приветь меня. /Какой красивый был - / Теперь калека я! - и - Жена молодая / Закон развела. / От чужого мужа / Дитя родила). Значимость семьи как ценностно окрашенной категории подтверждается использованием ее внутренней структуры в качестве вторичной модели «зеркального» отражения «чужого» мира -военного пространства (Поженила его /Пуля быстрая, /Повенчала его/Сабля вострая).

В любовных и семейных песнях (женский фольклор) ценностная модель семьи также неоднородна. Если в любовных песнях фиксируется мировосприятие незамужней девушки, то в семейных песнях выражена позиция замужней женщины. В девичьем фольклоре основными аксиологически значимыми персонажами являются отец и мать как носители традиционных патриархальных представлений. Ценностная модель родителей, отраженная в девичьем сознании, вступает в конфликт с ее собственной моделью, где родители не желают ей счастья, запрещают встречи с любимым, противятся замужеству по любви (Покатилася головка/К отцу, матери родной, /Вот тогда отец поверил, / Что на свете есть любовь. //Заходит грозный наш отец /- Ох, дети, дети, мои дети, / Зачем пролили кровь мою?). Семейные песни представляют ценностную модель молодой женщины, где мир кровных родственников идеализируется и предстает как образец гармонии («свой» мир), а семья мужа противопоставляется ему как отрицательный аксиологический полюс. Наиболее аксиологически значимым персонажем в этом аспекте является свекровь (Во большой семье / У нас была, куда хотела ходила, / У свекровки будешь, /Куда захочешь не пойдешь. //Родная мамкаранюсеньки не взбудит / И, вышедши на улицу, не обсудит. // Катюшу не любят, / Не любят ни свекор, ни свекровка, / Что ни деверь, ни золовка...).

Жанровая специфика выражения ценностной модели лирической песни заключается, прежде всего, в том, что норма в рамках данного жанра выражается имплицитно, т.к. лирическая песня фиксирует, в большинстве своем, ситуации дисгармонии (то, что по законам фольклорного коллектива «не дблжно»). При этом жанр лирической песни

отражает внутренние переживания героев через описание внешних событий (Не шейте мне белое платье, /Носить я не буду его, /А сшейте мне желтого цвета - /Я с милым в разлуке живу).

В структуре рассматриваемого жанра можно отметить некоторые эксплицитные проявления коллективной нормы также, как проявление «идеологической территории» традиционного сознания. При этом формально выражается именно антинорма. Немногочисленность этих проявлений определяется спецификой лирической песни как жанра с достаточно развернутым сюжетом, с одной стороны, и с развитой системой символических средств - с другой. Наиболее последовательно это проявляется в тюремных/разбойничьих песнях, в которых для формализации нормы используются неопределенно-личные глаголы: Пришли, Ланцовушку забрали / И увезли его в тюрьму, / На двадцать пять лет заковали. //Посадили на недельку, /Просидел я круглый год. / Выводили на крылечко, / Окружил меня народ. В любовных и семейных песнях такие проявления встречаются редко и не отличаются однородностью: Нельзя, нельзя черемушку / Неспелою рвать. / Нельзя, нельзя девчоночку / Несватану брать. // Поглядите, добры люди, /Как жена мужа не любит.

Поскольку фольклор, как уже отмечалось, оценочен по своей природе и вся его содержательная сторона представляется как отражение ценностной картины традиционного сознания, то, рассуждая об объекте оценки в фольклоре и в лирической песне, в частности, следует сосредоточить внимание на тематической структуре рассматриваемого жанра: любовные, семейные, солдатские, тюремные/разбойничьи и др. типы песни.

Тематическая структура жанра определяет круг ценностно окрашенных категорий и специфику их оценочного выражения. Кроме категории семьи, универсальной оценочной категорией для лирических песен практически любого типа можно назвать категорию свободы. Свобода в русском фольклоре «предполагает как раз порядок, но порядок не столь жестко регламентированный /.../ свобода связана с нормой, законностью, правопорядком...» [2, с. 364].

В фольклоре в содержание категории свободы включается система социально регламентированных ролей традиционного общества, воспринимаемая традиционным сознанием как нормативная. На этих представлениях и основаны ценностные ориентации, выраженные в лирической песне. Несмотря на общность ценностных представлений о свободе в фольклоре, в лирических песнях разного типа рассматриваемая категория предстает в особом ценностном наполнении. Так, в солдатских песнях свобода, к которой стремится лирический герой, есть возвращение в традиционный мир нормы, порядка и к семейным отношениям как проявлению нормы. Таким образом, семья в солдатской песне рассматривается как воплощение свободы - в противовес дисгармоничному миру войны: Как один солдат /Богу молится, /Богу молится, /Домой просится: / «Командир-майор, / Отпусти домой. / Отпусти домой / До жены родной. /До жены родной, / К малым детушкам. //Там вдали, за синим морем, / Оставил Родину свою, / Оставил мать свою старушку, / Оставил жёнку молоду. В семейных песнях, отражающих преимущественно женское мировидение, замужество (переход в семью мужа) рассматривается, наоборот, как утрата свободы и получает негативную ценностную окраску (Уродимой мамочки / Дочь была одна. /Не собравшись с разумом, /Замуж отдана, /.../Не моя ли доченька / Слезы горьки льет? / На чужой сторонушке / Бедно там живет. // Мать совета не дала /Ехать мне с матросом, /Матрос замуж не возьмет, /Надсмеется, бросит. /Не послушала я, мать, / Твоего совета, /Я с матросом молодым /Еду вокруг света. /Год прошел, другой настал, /Дочь идет уныло, /Наруках она несет /Матросенка-сына. / Прими дорогая, прими дорогая...).

Объектом оценивания в лирической песне является и область этики. При этом в системе рассматриваемого жанра даже внешние оценки окружающего мира находятся в жесткой эстетической зависимости от этических характеристик его элементов. Так,

внешность положительной героини/героя всегда соответствует идеалу красоты, причем этот идеал является для данного жанра (а во многом - и для фольклора в целом) стабильным (Своею русою косою / Трепетала по волнам, / Гачу бою своей лентой / Украшала берега. // Только скрылся парень за туманом /И забыл про голубы глаза, /И забыл про голубы глаза. //Ой, да сказал, милая, /Моя чернобровая, да, /Я, да я не мыслю по тебе... Хороши глаза у чернобровой, /Да мне по них не стыдно поскучать...).

Таким образом, в лирической песне как жанре традиционного фольклора отражаются ценности стабильные, не зависящие от времени. Это определяется тем, что традиционный необрядовый фольклор представляет мир как лишенный динамики, онтологический мир идеальной нормы. Онтологический характер идеального мира определяет наличие единого, не рефлексирующего субъекта оценивания.

Ценностная ориентация в лирической песне связана с эстетически зафиксированными представлениями о гармоничных (нормативных) и негармоничных состояниях мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

2. Шмелев А. Д. «Широта русской души» // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000.

3. Хроленко А.Т. Семантическая структура фольклорного слова // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. Вып.19. Л.,1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.