М. Б.Зацепина
Фольклорные праздники в детском саду
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. Проведение праздника эмоционально насыщено выразительными средствами устного, музыкального и изобразительного искусства. Яркостью, колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно привлекательны для дошкольников. Они могут быть разнообразными по содержанию, посвящены многогранным сторонам социальной жизни дошкольного образовательного учреждения, природе, разным видам народного искусства.
Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими - более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклор-но-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме.
Приступая к осуществлению фольклор-но-праздничного проекта, необходимо продумать цель, задачи и методы его организации. Обращение педагогов к такой форме проведения праздника не должно быть стихийным или случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.
Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствуют следующие моменты:
• объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;
• удачный подбор художественной, научно-популярной литературы и музыкального репертуара;
• определение участников проекта и направления работы каждого из них;
• рассматривание проекта как единой воспитательно-развлекательной системы, в процессе осуществления которой личность ребенка развивается целостно;
• рассматривание проекта как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующих развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых;
• фольклорный праздник готовится и проводится с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей.
Необходимо определить идейно-тематический замысел мероприятия, то есть четко сформулировать идею и программное содержание. Основная цель фольклорного праздника - через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.
Важно продумать сценарный ход праздника («Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки» и т. д.). И только после этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация праздника. Сценарий следует завершить развязкой.
Проектная деятельность, связанная с организацией фольклорного праздника, обязательно включает постановку поисковых действий и предварительную работу, построенные в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек. Но изготовить простую игрушку, поучаствовать в выставке «Народная игрушка», выразив свои впечатления через продуктивную деятельность ребенок может и самостоятельно.
При разработке фольклорного праздничного проекта важно каждый законченный его этап обсуждать с ребенком: что у него получилось, что можно сделать еще и т. д. Например:
• искусствоведческий этап: посещение музея, выставки, конкурса и беседа об увиденном;
• продуктивно-художественный этап: изготовление игрушки, поделок; организация выставок и конкурсов;
• художественно-образный этап: исполнительское мастерство;
• театрализация действий на основе подобранного фольклорного материала (устного, музыкального и изобразительного);
• заключительный этап, завершающийся всеобщим ярким действием.
Приведем в качестве примерного сценарий, подготовленный и реализованный дошкольным образовательным учреждением Зеленоградского административного округа г. Москвы.
Сценарий костюмированной ярмарки ремесел «Во деревне Филимоново»
Педагог дополнительного образования Сарибекян Сусанна Исраеловна, музыкальный руководитель Бобрович Маргарита Александровна
ГОУ детский сад с этнокультурным русским компонентом образования № 2096 Зеленоградского округа г. Москвы.
Цель
Познакомить детей с народной филимо-новской игрушкой, способом ее изготовления и росписи желто-красно-зелеными полосками. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал - глину, украшения игрушки, нарядность, яркость. Создать радостное настроение от встречи с народной игрушкой, усиливая впечатление использованием фольклорных произведений, костюмов.
Оформление зала
Осенняя картина деревни: изба, колодец (крыши расписаны филимоновским орнаментом), деревья, украшенные листьями под фи-лимоновскую роспись; под деревом на скамеечке сидит дед Филимон. Вывешены таблицы с узорами и фигурками. Подготовлены стол, на котором расставлены филимоновские игрушки: петух, корова, солдат, сударыня, птичница, всадник; вертящаяся карусель с фигурками; товары для ярмарки: баранки, бусы, платочки.
Дети в филимоновских костюмах (порты и юбки из ткани в полоску) перед началом праздника рассаживаются в зале на стульчиках. В зал входят гости. Дети встают в полукруг. Исполняется приветственная песня.
«К нам гости пришли»
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли. (2 р.)
Филимонова деревня
Мастерами славится.
Приходите, гости, чаще -
Всем у нас здесь нравится!
Разыгрывается ярмарочная суета: кто-то из детей «продает» баранки, бусы, платочки. Остальные ходят, рассматривают товары.
Дети (зазывалы).
- Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
- Как у нас ли, тары-бары,
Всяки - разные товары...
- Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите!..
- Кому бусы?
- Кому баранки?
- Кому платки расписные?
- Небольшой расход,
Подходи, народ!
Появляется Мастерица, обращает внимание детей на крутящуюся «карусель» с висящими на ней нарисованными фигурками, на расставленные на столе филимоновские игрушки. Несколько детей, заинтересовавшихся яркими фигурками, подбегают к Мастерице.
Мастерица. Чудо-игрушки - разноцветные зверюшки!
Дети. Ой, а что это у вас такое интересное?
Мастерица. А разве вы не знаете, ребятки, чем наша деревня славится? Ну, да ладно, послушайте, я вам сейчас расскажу. Давным-давно жил в нашей деревне дед Филимон, который делал игрушки-свистульки. А игрушки те были не простые, а расписные. И далеко пошла слава о них. Полюбуйтесь, как вы думаете, из чего сделаны эти замечательные игрушки? (Ответы детей.) Да, правильно, из глины, потому что лесов вокруг Филимоново мало, но много оврагов, а в них разная глина: белая, красная, розовая, черная. Глина у нас мягкая, рукам послушная, лепят из нее барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Посмотрите, какие филимоновские игрушки необычные! Их трудно спутать с какими-либо другими. У всех животных сильно вытянуты шеи, так что коровы в Филимонове похожи на жирафов, а медведи - на забавных Змеев Горынычей.
Ребенок. Не желает медведь реветь - желает свистеть! (Жестом показывает на фигурку медведя.)
Мастерица. Раньше в этих краях и стар и млад со свистульками на праздник ходили и веселились. И нам пора веселиться.
Дети исполняют сценку «Небылицы со свистульками».
Уж и где же это видано, Уж и где же это слышано,
Чтобы курочка бычка принесла, Поросенок яичко снес.
Чтоб по поднебесью медведь летал, Черным хвостиком помахивал!
Свинья на ели гнездо свила, Гнездо свила, деток вывела.
Малых деток - поросяточек, Поросятки по сучкам висят.
Поросятки по сучкам висят, В небеса глядят, лететь хотят!
Небылица, небывальщина, Небывальщина да неслыхальщина!
Мастерица. А знаете, почему такие длинные шеи у зверюшек? Я вам открою секрет: филимоновская глина такая, что очень быстро сохнет. Поэтому, когда мастера сушили игрушки, на них образовывались трещины, тогда приходилось им эти трещины еще раз намазывать глиной и разглаживать пальцами. И от этого шея у фигурок становилась все длиннее.
Выходит мальчик, рассматривает фигурку петушка:
Как у наших у ворот Петух зернышки клюет, Петух зернышки клюет, К себе курочку зовет. Ку-ка-ре-ку!
Выходит девочка-курочка: Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать, А за ней цыплятки - желтые ребятки.
Исполняется песня-игра «Курочка-ря-бушечка».
Играющие по считалке выбирают «курочку», «коршуна», остальные дети - «цыплята». «Коршун» отходит в сторону, а «цыплята» становятся позади «курочки» друг за другом. «Коршун» спрашивает:
- Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На мельницу.
- Курочка-рябушечка, за чем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, кому вода?
- Ребятишкам.
- Курочка-рябушечка, ребята чьи?
- Мои. Они пить хотят, на всю улицу кричат!
«Коршун» бросается то в одну сторону, то в другую, стараясь схватить «цыпленка», стоящего в самом конце. «Курочка» загораживает «цыплят» «крыльями». А «цыплята» стараются увильнуть от «Коршуна». Игра продолжается до тех пор, пока не будут схвачены все «цыплята».
Мастерица. Ребята, а ну-ка угадайте, каких зверюшек любили лепить филимоновские мастерицы?
Стоит на стройных ножках,
Вся краса в рожках.
( Олень )
Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун. Голодная мычит, Сытая жует, Всем ребятам Молоко дает.
(Корова)
Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны, Летом в лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос.
(Медведь)
До того жирна, даже шея не видна, Лежит замарашка в щетинистой рубашке, Хвост крендельком, нос пятачком, Ничем не больна, а все в стоне она.
(Свинья)
Хитрая плутовка, Рыжая воровка.
В лесу первая краса. Догадались - кто?
(Лиса )
Исполняется песня-игра «Тень-тень-поте-тень» (поет одна группа детей). Тень-тень-потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася Лиса: «Всему свету я краса!» Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!» Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!» Похвалялись блохи: «И у нас неплохи!» Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!» Похвалялася коза: «Всем я выколю глаза!» Мастерица. Кроме зверюшек мастерицы лепили и фигурки людей. Вот, посмотрите: «Один солдат - на базар, другой -с базара».
Выходят два мальчика и показывают сценку «Фома и Ерема».
Фома. Здравствуй, брат Ерема.
Ерема. Здравствуй, брат Фома.
Фома. Куда путь держишь?
Ерема. На ярмарку иду.
Фома. На работу - так позади последних, а как на ярмарку - наперед первых. А кто же тебе про ярмарку-то сказал?
Е р е м а . Кума сказала.
Фома. А кума откуда знает?
Ерема. Кума все знает, что на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
Фома. Бывал.
Ерема. Велика?
Фома. Не мерил.
Ерема. Сильна?
Фома. Не боролся.
Ерема. А кого ты на ярмарке видел?
Фома. Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у ней узенькие, а лоб широкий.
Ерема. Это ведь медведь был.
Фома. Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Ерема. Да это же волк!
Фома. Все же ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.
Ерема. Это заяц.
Фома. Какой там заяц. Я прежде зайца видал. Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает.
Ерема. Да это ведь горностай. И байки, брат Фома, сказывать-то перестань.
Мастерица. А вот еще: «Собрались Иван да Маланья на гулянье; танцует парочка, солдат да сударочка».
Исполняется парная «Кадриль» (танцует другая группа детей).
Мастерица. Руки у филимоновских мастериц сильные, теплые и ласковые, у них и терпение есть, и глаза красивое видят. Оттого и узоры получаются такими яркими, в разноцветные полоски: красные, желтые, зеленые.
Исполняется «Номер с ленточками» (сопровождение народным наигрышем в записи).
Участвуют шесть девочек. Они делятся попарно. У каждой пары - свой цвет ленточки: желтая, зеленая, красная. Девочки сначала «рисуют» полоски, затем «рисуют» дорожку.
Мастерица (комментирует нарисованный орнамент). Как красиво получилось у наших мастериц! Что же означают эти полоски?
Дети. Это наша земля, наше полюшко.
Мастерица. А что растет на нашем полюшке? Правильно - рожь, пшеница, лен. Но это все без воды не вырастет. А ну-ка, мастерицы, в ваших узорах есть символ воды? (Показ на мольберте.)
Девочки «рисуют воду». Мастерица. А без чего же еще не вырастет урожай? Правильно, солнышко дает всему жизнь.
Девочки «рисуют солнышко». Мастерица. Солнышко - это уже более сложный узор. Есть еще другие узоры: ветвистая елочка, лучистая звездочка, яркая ягодка. Много нарядных узоров придумали филимо-новские мастерицы. (Показать на плакате, на мольберте нарисовать.)
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
Вот вроде все, что я хотела рассказать...
Ну а теперь пора нам всем сплясать!
Дети встают со стульчиков на общую пляску.
Мастерица.
Пестро, красно кругом:
Штаны на парнях полосатые,
Рубахи всех цветов.
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут!
Звучит веселый народный наигрыш, танцуют все.
Дети под пляску поют частушки: - Эй, девчонки-хохотушки, Затевайте-ка частушки, Запевайте побыстрей, Чтобы было веселей!
Ай, тари, тари, тари, Куплю Маше янтари, Останутся деньги -Куплю Маше серьги.
Ай, тари, тари, тари, Куплю Маше янтари, Останутся пятаки -Куплю Маше башмаки.
Ай, тари, тари, тари, Куплю Маше янтари, Останутся грошики -Куплю Маше ложки.
Купил милке перстенек -Милка доброй стала. Позабыл купить платок -Милка нос задрала. ■