Научная статья на тему 'Фольклорные мотивы в современных башкирских очерках'

Фольклорные мотивы в современных башкирских очерках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
255
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ОЧЕРК / ПУБЛИЦИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юнусова Фирдаус Бариевна

Статья посвящена показу использования образцов народного творчества в современных башкирских очерках. Рассматриваются очерки С. Бадретдинова, С. Имангулова, С. Поварисова, Р. Султангареева. По мнению автора, использование фольклорных мотивов в очерках делает произведение своеобразным и оригинальным, повышает их художественное достоинство и значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклорные мотивы в современных башкирских очерках»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 17 (155).

Филология. Искусствоведение. Вып. 32. С. 124-127.

Ф. Б. Юнусова

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В СОВРЕМЕННЫХ БАШКИРСКИХ ОЧЕРКАХ

Статья посвящена показу использования образцов народного творчества в современных башкирских очерках. Рассматриваются очерки С. Бадретдинова, С. Имангулова, С. Повари-сова, Р. Султангареева. По мнению автора, использование фольклорных мотивов в очерках делает произведение своеобразным и оригинальным, повышает их художественное достоинство и значение.

Ключевые слова: фольклор, народное творчество, очерк, публицистика.

Башкирское народное творчество, исключительно богатое различными жанрами (сказка, эпос, кубаир, песня, баит, пословица, сказание, загадка, причитание и т. п.), оказывает положительное влияние на формирование и дальнейшее развитие нциональной литературы. Уместно вспомнить и пророческие слова М. Горького, произнесенные на 1-м Всесоюзном съезде писателей: «Источник искусства слова - в фольклоре. Собирайте фольклор у себя, изучайте его, работайте. Он и вам и нам, и поэтам и прозаикам союза дает много материала»1. Вообще, в любую эпоху идейноэстетическое влияние фольклора в возникновении своеобразного произведения было велико, оно способствовало разнообразию стилей и совершенствованию приемов изображения духовного мира человека. Опора на традиции фольклора в литературном творчестве напрямую связана с народностью, национальным колоритом, разносторонностью и полнотой описания характеров.

В древней литературе и литературе средних веков фольклорные мотивы и образы жили в неразрывной связи с произведениями письменности. Эта традиция продолжается до сих пор. Фольклор и сегодня занимает важное место в жанрах публицистики, особенно в очерках.

В очерках писателей использование образцов народного творчества является одним из выигрышных приемов. Для примера остановимся на творчестве Салимьяна Бадретдино-ва.

Какой бы очерк автора мы не взяли, он воспринимается как целостное художественное произведение, так как в нем используются пословицы, поговорки и легенды. Обратимся к его очерку «Башкирский курай». Автор начинает его с легенды, связанной с кураем

[Курай - башкирский национальный инструмент. - Ф. Ю.].

«.. .Однажды, когда юноша, сильно устав, отдыхал в тени дерева, подложив вместо подушки камень, вместо перины - траву, послышалась ему грустная мелодия. Быстро поднявшись с места, пошел он в сторону, откуда слышалась чудная мелодия. Так поднялся он на вершину каменистого холма. И увидел там сухой стебель курая с развесистой короной на верхушке. Оказывается, это на ветру травинка-курай издает такой мелодичный звук. Юноша, сорвав курай, попробовал подуть в него, и звук тот стал еще сильнее. Юноша очень обрадовался этому. Так, стал он дуть в трубочку и скоро научился искусно играть на ней знакомые мелодии. Полегчало на душе у джигита, отпустили его грусть и тоска, гложившие его душу»2.

Опираясь на легенду, автор рассказывает и о судьбе кураиста и историю курая, т. е. фольклорные мотивы помогают автору раскрыть значение его и решающую роль в судьбе человека. Легенда в этом случае служит и для привлечения внимания читателей. Действительно, в произведении, о котором идет речь, передаваемый из поколения в поколение в качестве наследия курай спасает жизнь от трагедии представителей двух поколений.

«Это было так. Во время третьего паломничества в Мекку знаменитого кураиста с берегов Сакмара Газиза Кадергулова их судно встречается с морскими чудовищами, и Ка-дергулов должен был стать их жертвой. Однако его спутник по имени Кулбакты, сказав: “Ты - кураист, ты должен жить, жертвой буду я, а ты в память обо мне играй на курае до самого возвращения домой.” - принес себя вместо него в жертву»3.

Особенность данного очерка в том, что,

построив произведение на мотивах фольклора, автору удалось художественно осветить идейно-эстетическое содержание и достичь разнообразия композиции.

Но и в дальнейшем он не отходит от этого приема: сравнивает войска фашистской Германии с чудовищем, а солдат Советской Армии отождествляет с образом батыра. Сказочная формула «С курая капает то кровь, то мед» предстает в качестве символа этой жестокой войны. И автор также искусно вводит в очерк рассказ о том, как кураист пошел по стопам своего деда Газиза, т. е. посвятил себя искусству, а ныне стал известным кураистом, заслуженным деятелем культуры Республики Башкортостан Мухамметом Кадыргуловым. Далее автор описывает один эпизод, случившийся с Кадергуловым на войне, и приводит отрывки из записок гвардии капитана Ивана Гусарова.

«Второй год бушует вероломно начатая немецким фашизмом война. И бурзянские башкиры из Башкортостана в составе 225-й стрелковой дивизии отстояли в 1942 году Сталинград. В это время бухгалтер колхоза “Ударник” Баймакского района, талантливый музыкант-кураист Мухаммет Кадергулов был минометчиком. Его миномет был всегда в рядах наступающих и обороняющихся войск. И при любых обстоятельствах он нацеливает миномет с бухгалтерской точностью и громит врага»4.

В описании события, связанного с кураем, автор мастерски использует также прием диалога.

«- Так ты на курае играешь? - услышал он над собой и поднял голову: комбриг Юсупов из Татарстана, из Бугульмы. Мухаммет вскочил.

- Не курай это, подсолнух, товарищ подполковник. Мелодия не очень-то хорошо получается.

- А на чем хорошо получается?

- Если ничего другого нет - на трубе. Есть она в самолетах, так ведь они летают.

- Трубу найдем, Кадергулов. Только ты играй, поднимай дух бойцов.

Комбриг Абдулла Ибрагимович слово свое сдержал. Из разведки приносит он алюминиевую трубку, и с этого времени курай Кадер-гулова превращается в неразлучного друга и спутника фронтовиков...»5.

Этот эпизод, связанный с кураем, перекликается с очерком Сайфи Кудаша «На фронт».

«...Сирбаев - кавалерист, обладающий чувством юмора и не теряющийся ни при каких обстоятельствах. Когда он не смог найти курай на Украине, не растерялся и изготовил курай из медной трубки, снятой со сбитого немецкого самолета»6.

Далее для более полного раскрытия образа С. Бадретдинов включает в свое произведение народные песни. Для изображения глубины чувств и переживаний героя в повествование вводит песню, которую, тоскуя по родине, пел на войне. Вот они, эти потрясающие душу строки:

Много земель видно С вершин гор уральских.

Много мужей погибает Вдали от родины.

Падает лист на землю От сильных осенних ветров.

Тоскую я, друзья, печалюсь я Вдали от земли родной7.

Итак, на примере только одного очерка можно увидеть, как применение автором фольклорных мотивов влияет на глубину и выразительность образов. Возможно, постоянное обращение к фольклору - веление времени. Если бы это было не так, то эти очерки не оставались бы в памяти читателей и не читались бы с таким интересом.

Помимо сказок, пословиц, легенд, в очерках наблюдается и использование шежере -родословных. Например, в очерке Сулпана Имангулова «Земля родная тайн полна» речь идет о земле.

Агроном Л. Салишев во время беседы с прибывшим из Америки агрономом Питером Чикалчуком касается вопроса о земле. Патриарх земли ашкадарской Линир Салишев не соглашается со словами ученого: «В старину, оказывается, в вашем Башкортостане не только не сеяли хлеб, но и не ели.» и приводит веские доводы. Эта встреча производит сильное впечатление на Линира Ибрагимовича, он погружается в мысли о земле. Чувства и любовь героя к своей стране, народу автор пытается передать посредством легенд и шежере -родословных, которые еще более усиливают чувство гордости героя за свой народ и родину. Через свой очерк автор проводит важный тезис о том, что «.народ наш издревле хорошо знал цену земле и родине и ради них не жалел не только крови, но и жизни».

Когда герой произведения на поезде возвращается в родные края, он неспроста вспо-

126

Ф. Б. Юнусова

минает шежере рода Юрматы. Там речь идет о разделении исконных башкирских земель и

о хозяйствовании там. Башкиры занимались хлебопашеством еще в 1550-х годах. Лишь в XIX веке в результате колониальной политики России земли башкир отбираются, и власти начинают принуждать кочевой народ к оседлой жизни и хлебопашеству.

Герой погружается в думы, представляя решающие и славные периоды жизни своего народа и родной земли. Какой бы ни была история, для народа земля священна, без земли нет для него жизни. В этом отношении идейно-эстетическое значение имеет и то, что герой очерка вспоминает дошедшие до нас с IV века таинственные рунические надписи великого тюркского каганата и строки с надгробий погибшего в 30-е годы VIII века Биль-ге кагана и его брата младшего Культегина. .Народ тюркский и князья,

Послушайте мои слова!

Соберите тюркский народ И держите их в руках.

Вот о чем написал я на камне Если ошибетесь, умрете,

И об этом высек я здесь8.

Эти слова воспринимаются как завещание будущему поколению, и, как видим из нашей истории, наследники тюрков - башкирские роды остаются верны ему. Следовательно, автор не напрасно приводит в очерке сюжет легенды целиком, включает мотив шежере, рунические письмена - они, выполняя определенную художественную функцию, помогают раскрытию чувств и мыслей героя, его раздумий о земле.

Очерки, посвященные теме земли, имеют место и в творчестве Суфияна Поварисова. В своих произведениях он также использует образцы фольклора. Об этом говорит само название очерка - пословица «Краса земли в хлебе, а краса мужчин в знании». Обращаясь к жанру сказки, автор старается объяснить понятия «земля и счастье» и использует для этого весьма оригинальный прием.

Седобородый старец рассказывает поучительную историю. Вопрос о земле становится вступлением в основную часть очерка. Краткое содержание легенды таково: парень по имени Изачемянасветпоявился [мать назвала сына так за то, что тот не ценил наследство, оставшееся от отца, и растратил его. - Ф. Ю.], покинув родные края, отправляется на поиски счастья. Считая, что счастье его на небе.

он месяцами и годами лезет на скалу. Не видно там счастья. Потом, усевшись на орла, летит в небо. И вот летят они месяц, летят год. Счастье, которое ищут, так и не находится. Орел обессилел. Герой кормит орла мясом со своего бедра и икры ног. А сам, оказывается, питается кровью птицы, высасывая ее с ее загривка. Один раз, оглянувшись, орел увидел, что Изачемянасветпоявился сосет его кровь, и от обиды бросает его в большую реку со словами: “И зачем поверил я его сладким речам, разве счастье земного человека может быть на небесах, ведь это ничтожное создание смеется надо мной!”»9.

Этот отрывок легенды напоминает бает «Сак и Сук». Там отрицательный герой пьет кровь у птицы, злом отвечая на добро священной птицы, связывающей нижний и верхний миры, обрекает себя на страдания.

Изачемянасветпоявился превращается в доброго и отзывчивого человека. Люди ему даже дают имя Батыр Ильгам. И он понимает, что счастье земного человека на земле, в том, чтобы жить и помогать друг другу.

Итак, С. Поварисов в своем очерке ведет повествование, включая фольклорные мотивы, и возвращает читателя в день сегодняшний: Мы знакомимся с Героем Социалистического Труда Талгатом Лутфулловичем Рахмановым. Простой солдат, он в последние трудные годы войны был инструктором райкома в Илишевском районе, а затем секретарем райкома. Для раскрытия образа автор применяет приемы нарастания событий, описания мыслей героя, картин природы, диалоги и лирические отступления.

Опытный руководитель не любит много говорить. «У того, кто много трудится, речь должна быть краткой: землю ценить должен»,

- говорит он. Поэтому для выдвижения вперед в земледелии своего хозяйства он прилагает все силы и старания, проводит опыты, день и ночь проводит с народом (с механизаторами). И дисциплина у него жесткая. Хотя и работает он секретарем, а по сути Рахманов

- хлебороб. Об этом свидетельствует и диалог с одним из делегатов, прибывших из Куйбышева.

«Руку Рахманову пожал человек крепкого телосложения.

- Помните, как в Москве вы представились как “хлебороб”? А оказывается, вы Герой-секретарь! Это, наверное, от скромности?

Талгат Лутфуллович слегка улыбнулся.

Пристально посмотрел он на коренастого человека.

- Да, говорил так. И сейчас говорю это. Разве слово “хлебороб” не сильнее звучит, чем “секретарь”? Мне ведь звание Героя дали не за то, что секретарь, а за то, что хлеб растил! Хлеб - всему голова!»10.

Причину успехов в труде и в общественной жизни Рахманов видит и в крепкой семье. И любит повторять восточную мудрость: «Мужчина и женщина, связавшие судьбу друг с другом, становятся крыльями одной птицы. Если крепки оба крыла, птица может подняться высоко-высоко в небо. А если одно крыло ранено, птица совсем не способна летать».

В своем очерке автор изображает образ хлебороба, знающего цену земле и чувствующего дыхание ее. Он высказывает философскую, в то же время и воспитательную мысль о том, что счастье человека не на небе, а счастлив он делами своими.

Для примера возьмем также очерк Рашита Султангареева «Туман». Свое произведение автор посвятил знаменитому певцу Абдулле Султанову, уроженцу Учалинского района. Для достижения художественного мастерства в описании важного события в жизни певца он обращается к стилю сказки.

...Молодой парень на поляне пасет стадо. Распускает он стадо, садится на пригорок и поет. Поет, о чем хочет и как хочет. Поляна просторная, слушателей у него нет - пой себе без оглядки.

Так-то оно так, но все же, оказалось, были такие, кто прислушивался к песням. Однажды к пастуху подошли девушки. Они, оказывается, недалеко собирали ягоды. Много ли надо, чтобы девушка и юноша поняли друг друга, порой и мимолетного взгляда достаточно. Абдулле одна из трех девушек приглянулась. Девушки пообещали еще прийти послушать песню. И спустя некоторое время полюбившие друг друга парень и девушка поженились и зажили своей жизнью.11.

Есть в очерке и сравнения, и диалоги, и эпитеты. К примеру, картины природы автор описывает через различные сравнения.

«.Только что прошел дождь, словно природа обсыхает после теплой бани - повсюду разлился синеватый туман. На первый взгляд, это и не туман вовсе - как будто кто-то разбросал по земле мельчайшие, почти невидимые клочки синеватой ваты, затем попала она на вершины деревьев, торчащих словно зубья

огромной расчески, прилипла к низинам и не может сдвинуться»12.

Если вначале и настораживали автора широта души своего героя, простота и беспечность, потом эти мысли исчезают. Он не может скрыть своего восхищения талантливым и умным человеком с большим сердцем, всей душой преданного музыке. Его мелодии сравнивает он с мирно несущей свои воды рекой Яик. Ибо нет человека, который может с такой же любовью к родине петь песню «Урал», как Абдулла Султанов. Не восхищаясь героизмом предков, не испытав сам чувство любви, невозможно так душевно петь песни с трагическим содержанием, такие как «Туман», «Аб-драхман», «Кулуй-кантон» и «Бейеш».

Как видно из анализированных нескольких примеров, удачное использование в очерках образцов народного творчества делает произведение своеобразным и оригинальным, повышает его художественное достоинство и значение. Это, наблюдается особенно в очерках-портретах, от этого жанр творчески развивается и совершенствуется. Несомненно, здесь большую роль играют фантазия и мастерство писателя. Образцы народного творчества в жанре очерка и в дальнейшем не потеряют своего значения.

Примечания

1 Горький, М. Речь, произнесенная на 1-м Всесоюзном съезде писателей. М. : СПб, 1953. С. 129.

2 Бадретдинов, С. За жизнью - жизнь. Уфа : Башк. книж. изд-во, 1996. С. 22.

3 Там же. С. 24.

4 Там же. С. 25.

5 Там же. С. 26.

6 См. : Жанровые проблемы в башкирской литературе / отв. ред. Г. Б. Хусаинов. Уфа, 1973. С. 74.

7 Бадретдинов, С. За жизнью - жизнь. С. 26.

8 Имангулов, С. Зори Ашкадара. Уфа : Башк. книж. изд-во, 2000. С. 18.

9 Поварисов, С. Легенда о счастье. Уфа : Башк. книж. изд-во, 1983. С. 46.

10 Там же. С. 27.

11 Султангареев, Р. Судьба. Уфа : Башк. книж. изд-во, 1996. С. 264.

12 Там же. С. 259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.