КРУГЛЫЙ СТОЛ
позволяет автору создать колоритный образ экзотического танца.
Триптих Г. Г. Вдовина «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи» представляет собой одну из ярких страниц фортепианной литературы композиторов Мордовии. Наличие программы, сюитность, влияние импрессионизма, воплощение в звучности рояля звучания симфонического оркестра свидетельствуют о развитии композитором традиций классической и современной музыки. В то же время автор сохраняет связь с народным музыкаль-
ным творчеством, на что указывает использование характерных народно-песенных интонаций и метрики. Скульптурная пластичность и многоплановость художественных образов, синтез полифонического и гомофонно-гармонического письма, функциональной и красочно-колористической трактовок фортепиано, опора на традиции мордовского музыкального фольклора придают сочинению Вдовина самобытные черты, которые отличают его от произведений других композиторов нашего времени.
Поступила 28.04.2014
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. П. КИРЮКОВА (на примере цикла
«Одиннадцать фортепианных миниатюр») Е. В. ГЕРАСИМОВА,
старший преподаватель кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Цикл «Одиннадцать фортепианных миниатюр» был написан Л. П. Кирюковым в 1959 г. Как и все многочисленное музыкальное наследие композитора, это сочинение показывает, насколько широк диапазон творческих стремлений автора. В небольших по объему пьесах нашли яркое отражение традиции народной музыки. Национальный колорит им придают удачно примененные характерные для мордовской народной музыки интонации и гармонии.
Цикл отличается своей поэтичностью. Лирикой родной природы проникнута пьеса «Утро». «Весенние отзвуки» - это тонкая акварельная зарисовка, музыка которой овеяна дыханием весенней природы, неясным шелестом листвы. В отдельных тактах миниатюры слышны обороты мордовских народных песен-«веснянок» (интонации зова).
Некоторые пьесы представляют собой так называемые картинки-настроения («Элегия», «Прелюдия»). С помощью мело© Герасимова Е. В., 2014
дики, гармонии, ритмики композитор передает особенности мордовских лирических песен. Подобным образом проявляется стремление автора к развитию и индивидуальному преломлению элементов музыкального языка национального фольклора, использованию колористических свойств пентатоники.
Для миниатюр «Мордовская протяжная песня», «Мордовская свадебная песня», «Песня пряхи» характерны тональная неустойчивость и своеобразное гармоническое звучание. Элементы танца раскрыты в ярких жанровых зарисовках «Праздник в Пимбуре», «Хороводная пляска», «Кштема». Стилистической доминантой данных пьес является подголосочность как многоуровневая система многоголосия и формообразования в целом: от унисонно-гетерофонных истоков до самобытных форм гармонической и контрапунктической обработки мелодического начала. Встречающиеся дис-
Финно-угорский мир. 2014. № 2
сонансные гармонические созвучия имеют народно-инструментальную природу.
Новое преломление находит у Кирюкова жанр скерцо. Так, в пьесе «Скерцо» получили воплощение стилевые свойства мордовских коротких скорых песен с их упругостью ритма и четкой артикуляцией.
Пьеса-танец «Вальс» написана в традиционной трехчастной форме, характерной для данного жанра, при этом интонации пентатоники придают ей национальный колорит. Здесь композитор отдает предпочтение сложным формам одноголосия в его темброво-регистровой, гетерофонной интерпретации, что наблюдается и в других его сочинениях. К подобным формам относится прежде всего октавный унисон, используемый Кирюковым не в качестве временного отказа от гармонической фактуры,
что свойственно гомофонии, а, наоборот, как простейшая гетерофонная «оркестровка» мелодического материала.
Исходя из вышеизложенных наблюдений, необходимо отметить, что цикл «Одиннадцать фортепианных миниатюр» Л. П. Кирюкова отличают разноплановость и в то же время цельность. Композитор максимально разнообразил способы работы с музыкальным материалом. Ему удалось органично соединить современные музыкально-выразительные средства с широкой распевностью мордовской протяжной песни и яркой ритмической остротой традиционных инструментальных наигрышей. В некоторых пьесах нашли отражение тембровые особенности мордовской традиционной музыки, и в первую очередь черты ее своеобразного многоголосия.
Поступила 28.04.2014
МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОРДОВИИ 1970-1980-х гг.*
Л. Р. МУХАЕВА,
кандидат культурологии, доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Искусство советского периода - это один из наиболее ярких, противоречивых и сложных феноменов культурного пространства ХХ в., еще не до конца осознанного в рамках отечественной научной мысли. 19701980-е гг. в Мордовии характеризовались последовательным и поступательным развитием музыкального искусства. Об этом свидетельствует активная деятельность артистов, исполнительских коллективов, солистов-певцов, инструменталистов.
В середине 1960-х - начале 1970-х гг., получив высшее музыкальное образование, в Мордовию приехали работать му-
* Издание материала осуществлено при финансовой поддержке РГНФ. Проект N° 14-14-13008 «Музыкальная культура Мордовии: история и современность».
зыканты, чья исполнительская, а также педагогическая, научная и общественная деятельность способствовала дальнейшему росту музыкальной культуры республики: Н. И. Бояркин, Г. Г. Вдовин, М. И. Волков, Н. И. Воронина, И. С. Кобозева, Л. А. Ку-бытева, Г. Ф. Лукьянов, В. И. Строкин и др. В эти годы здесь функционировали Мордовский государственный театр музыкальной комедии (при нем действовал концертный отдел под руководством Д. И. Еремеева и была организована первая экспериментальная хореографическая студия); Мордовская государственная филармония, в состав которой входили женский фольклорный ансамбль «Келу», Государственный ансамбль песни и танца «Умарина», самодеятель-
© Мухаева Л. Р., 2014