Научная статья на тему 'Фольклорно-этнографическая экспедиция как форма исследования генезиса и трансформации традиционной культуры (об участии во всероссийском проекте «Открываем Россию заново»)'

Фольклорно-этнографическая экспедиция как форма исследования генезиса и трансформации традиционной культуры (об участии во всероссийском проекте «Открываем Россию заново») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Народно-певческий коллектив / казачья культура / репертуар / этномузыкология / фольклорно-этнографическая экспедиция / жанры / песенный стиль / сохранность традиции. / Folk singing ensemble / Cossack culture / repertoire / ethnomusicology / folklore-ethnographic expedition / genres / singing style / preservation of tradition.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлова Алевтина Анатольевна, Бурданова Галина Николаевна

Статья отражает результаты исследований традиционной музыкальной культуры Кубани в августе 2023 г., проводившихся в рамках всероссийского научно-творческого проекта «Открываем Россию заново» с целью изучения традиционной культуры кубанского казачества. В статье обосновывается актуальность проведения экспедиционной работы как формы комплексного научно-образовательного процесса, с возможностью на практике получить и закрепить знания, умения и навыки профессиональной деятельности. Рассматриваются вопросы, связанные с записью и научным анализом песенного фольклора и современного состояния традиции. Обследовано шесть населенных пунктов Краснодарского края, зафиксирован репертуар фольклорных коллективов и солистов. Результатом исследований явилась запись около 150 народных песен. В работе представлен наиболее значимый информативный материал по обследованным пунктам маршрута экспедиции, уделяется внимание бытующим жанрам и стилевым направлениям кубанской казачьей традиции — черноморской и линейной с опорой на записанный новый и на архивный материалы исследуемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Михайлова Алевтина Анатольевна, Бурданова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folklore and Ethnographic Expedition as a Form of Research of the Genesis and Transformation of Traditional Culture (about Participation in the All-Russian Project «Rediscovering Russia»)

The article describes the results of studying traditional musical culture of Kuban region in August 2023, conducted within the framework of the All-Russian scientific and creative project «Rediscovering Russia» and aimed at studying traditional culture of the Kuban Cossacks. The article substantiates the relevance of expeditionary work as a form of a comprehensive scientific and educational process, providing an opportunity to gain and consolidate professional knowledge, and put it into practice. The issues related to the recording and scientific analysis of song folklore as well as the current state of tradition were considered. Six settlements of the Krasnodar Region were surveyed, the repertoire of folklore groups and soloists was recorded. The result of the research was the recording of about 150 folk songs. The work presents the most significant informative material on the surveyed points of the expedition route, focusing on the existing genres and stylistic directions of the Kuban Cossack tradition — Black Sea and linear, based on the new recorded and archival materials of the studied region.

Текст научной работы на тему «Фольклорно-этнографическая экспедиция как форма исследования генезиса и трансформации традиционной культуры (об участии во всероссийском проекте «Открываем Россию заново»)»

DOI: 10.24412/2618-9461-2024-4-87-92

Михайлова Алевтина Анатольевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры народного пения и этно-музыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, профессор кафедры народно-певческого искусства Московского государственного института культуры

Mikhailova Alevtina Anatolyevna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Folk Singing and Ethnomusicology Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, Professor at the Folk-Singing Art Department of the Moscow State Institute of Culture

E-mail: [email protected]

Бурданова Галина Николаевна, доцент кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Burdanova Galina Nikolaevna, Associate Professor at the Folk Singing and Ethnomusicology Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНЕЗИСА И ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (ОБ УЧАСТИИ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ПРОЕКТЕ «ОТКРЫВАЕМ РОССИЮ ЗАНОВО»)

Статья отражает результаты исследований традиционной музыкальной культуры Кубани в августе 2023 г., проводившихся в рамках всероссийского научно-творческого проекта «Открываем Россию заново» с целью изучения традиционной культуры кубанского казачества. В статье обосновывается актуальность проведения экспедиционной работы как формы комплексного научно-образовательного процесса, с возможностью на практике получить и закрепить знания, умения и навыки профессиональной деятельности. Рассматриваются вопросы, связанные с записью и научным анализом песенного фольклора и современного состояния традиции. Обследовано шесть населенных пунктов Краснодарского края, зафиксирован репертуар фольклорных коллективов и солистов. Результатом исследований явилась запись около 150 народных песен. В работе представлен наиболее значимый информативный материал по обследованным пунктам маршрута экспедиции, уделяется внимание бытующим жанрам и стилевым направлениям кубанской казачьей традиции — черноморской и линейной с опорой на записанный новый и на архивный материалы исследуемого региона.

Ключевые слова: народно-певческий коллектив, казачья культура, репертуар, этномузыкология, фольклорно-этногра-фическая экспедиция, жанры, песенный стиль, сохранность традиции.

FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC EXPEDITION AS A FORM OF RESEARCH OF THE GENESIS AND TRANSFORMATION OF TRADITIONAL CULTURE (ABOUT PARTICIPATION IN THE ALL-RUSSIAN PROJECT «REDISCOVERING RUSSIA»)

The article describes the results of studying traditional musical culture of Kuban region in August 2023, conducted within the framework of the All-Russian scientific and creative project «Rediscovering Russia» and aimed at studying traditional culture ofthe Kuban Cossacks. The article substantiates the relevance of expeditionary work as a form of a comprehensive scientific and educational process, providing an opportunity to gain and consolidate professional knowledge, and put it into practice. The issues related to the recording and scientific analysis of song folklore as well as the current state of tradition were considered. Six settlements ofthe Krasnodar Region were surveyed, the repertoire of folklore groups and soloists was recorded. The result of the research was the recording of about 150 folk songs. The work presents the most significant informative material on the surveyed points of the expedition route, focusing on the existing genres and stylistic directions of the Kuban Cossack tradition — Black Sea and linear, based on the new recorded and archival materials of the studied region.

Key words: folk singing ensemble, Cossack culture, repertoire, ethnomusicology, folklore-ethnographic expedition, genres, singing style, preservation of tradition.

Сохранение нематериального культурного наследия, коим является народно-песенная традиция казаков — это важная задача, которая отражена в государственной политике страны. Система образования, вузы культуры, искусства, готовящие специалистов-этномузыколо-гов, руководителей народно-певческих коллективов во многом сегодня взяли на себя функцию изучения, сохранения и актуализации на сцене уходящих образцов живой когда-то традиции, создавая на основе этники

современное искусство, находя в нем новые, созвучные сегодняшнему дню смыслы, в которых нуждается современное общество. Фольклорно-этнографические экспедиции, выездные полевые практикумы являются важной составляющей частью комплексного научно-образовательного процесса воспитания специалистов по фольклору, где есть возможность получить и закрепить на практике комплекс знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.

В условиях современного общества наблюдается катастрофически быстрое угасание форм традиционного фольклорно-бытового музицирования, забвение песенных и инструментальных жанров. Чтобы не произошла их безвозвратная утрата, необходима плановая тотальная работа по сбору материала с последующей их систематизацией, расшифровкой и архивацией на вечное хранение для использования в учебных, творческих и научных целях. В ходе полевой работы по аудио- и видеозаписям образцов музыкальной культуры от народных исполнителей, сбору сведений по этнографии, системе представлений и верований, философии и эстетике мы имеем возможность зафиксировать в современном виде состояние традиционной культуры в контексте современных глобализационных процессов, происходящих в российских регионах [7; 8, с. 32]. В этом смысле фольклорно-этнографические экспедиции выполняют важную актуальную роль в сохранении национальных основ нашей отечественной культуры.

В настоящее время в российской образовательной системе существует серия исследовательских студенческих проектов, инициированных Министерством науки и высшего образования РФ, где одним из направлений представлено фольклорное творчество. Такова Программа поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», участниками которых могут стать студенты российских вузов в возрасте от 18 лет. Программа реализуется в НИУ «Высшая школа экономики», АНО «Россия — страна возможностей» и по программе Росмолодёжи «Больше, чем путешествие» с 2017 г.

Профессиональный конкурс «Открываем Россию заново» — это всероссийская межвузовская программа студенческих экспедиций различных тематических направлений, в рамках которой студенты предлагают и воплощают на практике свои решения по актуальным темам развития регионов России. Студенты получают возможность проявить свои профессиональные знания, навыки и компетенции, а региональные команды — получить поддержку лучших молодых специалистов страны. Изложенная на сайте цель программы — погружение студентов с помощью полевых экспедиций в изучаемую реальность для преодоления разрыва между теоретическими схемами, усваиваемыми в процессе обучения, и действительностью российской жизни. Экспедиции позволяют вовлекать студентов в научную и исследовательскую деятельность, выявлять талантливых ребят и помогать им развиваться (см.: [2]).

Изучение казачьей песенной культуры наравне с традицией Саратовского региона является приоритетным направлением в работе педагогов и студентов кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (см.: [6; 10; 11]). В связи с этим заявка на проведение экспедиции, которая была поддержана, направляла нас в полиэтнический регион, демонстрирующий уникальный пласт казачьей традиционной культуры в её звучащем живом бытовании: в августе 2023 г. педагоги и студенты кафедры народного пения

и этномузыкологии приняли участие во Всероссийском научно-исследовательском проекте «Открываем Россию заново» и осуществили фольклорно-этнографическую экспедицию «Русский фольклор в инонациональном окружении: фольклорно-этнографическая экспедиция в Краснодарский край и Республику Адыгея».

Целью данной экспедиции являлось комплексное исследование локальных традиций русской певческой культуры в полиэтнической среде: выявление, фиксация, изучение и сохранение традиционного музыкального фольклора, музыкальной этнографии Краснодарского края и Республики Адыгея — уникальных и исчезающих синкретических форм традиционного музицирования (песенных, инструментальных, хореографических жанров) в многонациональном регионе как части историко-культурного наследия. Исследуемая тема обладает значительной актуальностью не только с точки зрения сохранения культурной и национальной идентичности. На всем постсоветском пространстве практически нет многонациональных регионов, для которых проблема межкультурного диалога через поиски путей объединения в традиционных ценностях как способа взаимодействия и предотвращения межэтнических конфликтов не была бы в числе наиболее приоритетных. Это придает экспедициям важный социально значимый характер.

Проведенная нами экспедиция классифицировалась как обзорная, студенческая научно-просветительская экспедиция «по следам» собирателей, так как план ее проведения предварительно был согласован с партнером — Научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», который на протяжении многих лет активно работает в регионе.

В процессе проведения экспедиции были проведены встречи с профессиональными творческими коллективами Краснодара, Анапы и Майкопа, посещено более 10 музейных, этнографических и храмовых комплексов, в том числе таких уникальных, как Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына, Анапский археологический музей «Горгиппия», Национальный музей Республики Адыгеи в Майкопе, где сосредоточены документы и материалы по истории, этнографии, языкознанию, связанные с генезисом культур народов, проживающих на территории современной Кубани. Основное же направление работы было сконцентрировано на проведении творческих встреч и записи фольклора от более чем двадцати народных коллективов и солистов Кубанских станиц: Ленинградского района (станица Ленинградская, станица Крыловская); Белореченского района (станица Бжедуховская, хутор Кубанский Пшехского сельского поселения); Анапского района (село Юровка, станица Гостагаевская). В работе присутствовали разнообразные формы фиксации — фото, аудио- и видеозапись, а также научное описание и анализ материала: музыкальных и поэтических текстов, опросников и интервью с исполнителями, источников по истории кубанского казачества, знакомство с музейными экспонатами, документами,

рукописями и т. д.

Краснодарский край богат казачьими традициями, отличительной особенностью которых является узнаваемое, присущее данному региону пение с более или менее выраженными, в зависимости от ареала проживания, фонетическими и музыкально-стилевыми особенностями. Этот факт обусловлен историей заселения территорий, различной степенью адаптации и дальнейшей сохранностью привнесенных культурных и языковых традиций (см.: [5]). Каждая встреча с творческими коллективами являлась уникальной возможностью общения с уходящим наследием, звучащим в живом бытовании и имела свои особенности. В целом результаты этнографической экспедиции оказались весьма плодотворными. Впечатляющим и наиболее значимым итогом работы в рамках проведенного проекта необходимо отметить возникающие доверительные отношения и контакты с информантами — носителями традиции и неподдельная заинтересованность в передаче особо ценной и значимой информации — уходящих и исчезающих из памяти культурных пластов фольклора. Их душевная боль связана с утратой внутренних связей между поколениями внутри общины, села и семьи. Это позволило нам получить от участников коллективов архивные записи прошлых лет, где в составе ансамблей поют исполнители старшего поколения. Остановимся на наиболее ярких встречах с творческими коллективами, каждая из которых являлась уникальной возможностью общения с уходящим наследием, звучащим в живом бытовании и имела свои особенности.

Так, в станице Ленинградской (переименована из Уманской в 1934 г.) была проведена насильственная смена населения. В 1933 г. за поддержку белоказачьего движения станица была занесена на «чёрную доску», что привело к репрессиям и расправам: коренных жителей целенаправленно выселяли в Казахстан, на их место привозили семьи красноармейцев, о чем сохранились устные рассказы старожилов. Несмотря на социально-исторические коллизии, в станице Ленинградской, судя по архивным записям, выполненным экспедицией Центра народной культуры Кубани (29 июня 1993 г.), существовал мужской ансамбль «Казачьи напевы» (руководитель Николай Алексеевич Чувилов). Коллектив исполнял песни, бытовавшие в станице, по словам участников, еще в довоенное время. Во время интервью руководитель коллектива рассказал, что песни в репертуаре коллектива они сначала «записывали от бабушек станицы на кассеты и разучивали», что сохраняло преемственность традиции. В семейном аудиоархиве участника ансамбля И. И. Давиденко (запись Центра народной культуры Кубани, 1993 г.) представлены жанры от исторических, воинских, обрядовых до лирических, плясовых, шуточных песен. Одна из ярких и уникальных — историческая песня «Ой, Морозе, Морозенку, ой, ты, славный козаче...», посвященная военному и политическому деятелю XVII в. Станиславу-Нестору Павловичу Мрозовецкому, более известному как казачий полковник Нестор Морозенко. Запись демонстрирует

аутентичное традиционное мужское многоголосие, практически уже утраченное в настоящее время.

В процессе экспедиции мы познакомились с действующими песенными коллективами Ленинградского района — станицы Ленинградская: «Родные напевы» (руководитель Вера Кострица) и «Кубанские посиделки» (руководитель Ольга Ярошенко), которые демонстрируют образцы сохранившейся черноморской кубанской певческой традиции. Её отличительной особенностью является узнаваемое, присущее данному региону пение на ярко выраженном диалекте в виде русско-украинского наречия, что получило название «кубанская балачка». Певческий стиль ансамбля «Родные напевы» близок к кубанской традиции, связанной со стилизованным обработанным песенным фольклором, его репертуар составляют песни разных станиц, песни Кубанского казачьего хора из сборников В. Г. Захарченко. Коллективом «Кубанские посиделки» показаны как коренные станичные, так и привнесенные песни, распространенные на Кубани. Однако руководитель предпринимает попытку восстановить традиционные песни станицы Уманской.

Иная картина по сохранности в станице Бжедухов-ской, где во многом наблюдается преемственность традиции в стиле пения и репертуаре. Сравнивая архивные записи женского ансамбля «Сударушка» (старый состав, запись 1980-х гг.) и современное звучание коллектива под руководством Ю. Е. Романченко, мы наблюдаем значительную сохранность жанрового состава и певческого стиля. Помимо большого количества лирических песен, нам был продемонстрирован и фрагмент Масленичного обряда, сочетающий в себе характерные элементы — традиционное пение и театрализацию.

В хорошей степени сохранности оказалась песенная традиция, которую демонстрирует коллектив хутора Кубанский Белореченского района, расположенного в долине рек Дунайки и Пшехи. Для данной территории характерна сложная этническая картина, в целом присущая левобережной части региона. Хутор Кубанский — это один из населенных пунктов, который убедительно характеризует линейную часть традиционной культуры кубанского казачества.

Хранителями музыкального фольклора, мастерами развитой многоголосной фактуры и вокального богатства хуторской певческой традиции является фольклорный ансамбль «Кубаночка», основанный в 1977 г. Л. К. Темировой. В настоящее время хормейстер коллектива А. В. Петрова. Сами участники фольклорного коллектива «Кубаночка» уверенно говорят о том, что их предками были донские казаки, и определяют песенную традицию хутора Кубанского как сохранение и продолжение донской казачьей культуры. В коллективе сохраняется преемственность традиции — наравне со взрослым, существует детский коллектив. Обособленность проживания в хуторе, его относительная удаленность дает возможность консервации и длительной сохранности традиции.

Благодаря участию в коллективе старожил ансам-

бля — сестер Татьяны Васильевны Степановой, 1947 г. р. и Валентины Васильевны Клочковой, 1949 г. р. (в девичестве Астаховых) — нами записаны различные фольклорные жанры: исторические песни «Да-й, кто бы нам, братцы, сказал» об атамане Игнате Некрасове и «Еще поле не затмило» о событиях русско-японской войны 1904-1905 гг. и взятии города Порт-Артур, а также архаичные формы фольклора: былина (былинная песня) «Спор Сокола с Конем», трудовой обряд «Полочка», в котором обыгрывается трудовой день в поле, духовный стих «Создал Господь Небо и Землю», поздравительная щедровка «Дай здоровья, Боже, всему дому», которая исполнялась на Васильев вечер на Старый новый год в виде благопожелания хозяевам дома.

Экспедиционная работа предоставила возможность познакомить студентов с бытующими вариантами драматургии и музыкального наполнения свадебного обряда станицы Ленинградской, станицы Кры-ловской и хутора Кубанский, который фрагментарно был представлен как наиболее показательный обряд жизненного цикла, дающий представление о степени сохранности традиции, о ее значимости в жизни социума. Исследователь кубанской свадьбы С. А. Жиганова выявляет два видовых комплекса структур свадебной обрядовой музыки, принадлежащих западно-южному типу — «свадьбы-вяселле» (по Б. Б. Ефименковой), в целом соответствующих черноморскому и линейному сегменту кубанской традиционной культуры [3, с. 24], что и продемонстрировал записанный нами материал. Однако, как и характерно для поздней переселенческой кубанской фольклорной традиции, своеобразие культур практически каждого населенного пункта добавляет вариативные черты в общую картину, что связано с постепенным уходом из жизни коренного пласта носителей аутентичной традиции, знатоков свадебного обряда и музыкально-поэтических жанров. Местные свадебные обряды станиц Ленинградская, Крыловская и хутора Кубанский включены в перечень объектов нематериального культурного наследия Краснодарского края.

Подводя некоторые предварительные итоги, необходимо подчеркнуть следующее: чтобы понять ценность и значимость проведенной экспедиции, нужно сказать о несомненной удаче — записи архаичных жанров фольклора. Это фрагмент трудового обряда полевых работ, духовный стих и рождественская щедровка, былинная песня, календарно-обрядовый и свадебный фольклор, хороводные, а также образцы более позднего пласта — исторические, лирические и плясовые песни.

Говоря о сохранности традиции, необходимо отметить наличие достаточно ярко выраженных диалектных форм пения и речи: «балачка» в черноморской традиции ансамблей станиц Ленинградской, Крыловской и диалектные особенности донской речи в линейной традиции звучания ансамбля хутора Кубанский. Это проявляется в пении отдельных коллективов, где очевидна преемственность. Однако с утратой местного говора теряются и фонетические особенности, влияющие на характер звукообразования, что наблюдается

в ансамблях молодых участников.

В локальных проявлениях сохраняются устойчивые коренные признаки, характерные для казачьей песенной культуры: особое ощущение формы песни в зависимости от типа стиха, когда акценты не совпадают с логическими ударениями поэтического текста, а также от набора песенных жанров, музыкального языка и характерных средств выразительности до вокально-исполнительских приемов — специфических черт народной речи, дифтонгов, словообрывов, «подъездов»-глиссандирований снизу к основному звуку, многочисленные междометия, вставные слоги и т. д., выявляются особенности фонетического строя вокальной речи (см.: [6; 7]).

Необходимо отметить отсутствие единого певческого стиля в составе одного коллектива, что проявляется на разных художественных уровнях комплекса, составляющего традицию: фонетика, звукообразование, кинетика, понятие формы песни и т. д. У певцов молодого возраста или участников не местного происхождения заметны отличия от коренных исполнителей — носителей традиции, что объясняется разным слуховым и певческим опытом.

В целом песенная традиция в современных условиях изменилась в сторону упрощения ритмики и мелиз-матики, более прямолинейного звучания, когда звук формируется на основе усредненного говора, границы которого размыты. В архивных записях мы слышим устойчивое импровизационное начало в пении — свободное владение музыкальным языком, набором характерных мелодико-интонационных элементов, индивидуальные проявления красочности голосов, без сглаживания тембров, что присуще аутентичному коллективу. Современное пение более стилизовано, во многом напоминает стиль Кубанского хора, который в настоящее время принимается за эталон — звуковой идеал традиции.

Одной из основных сложностей по сохранности певческой традиции является замещение или полное отсутствие в станицах коренного населения, все более очевидное отсутствие социальных связей между поколениями разных возрастов и преемственности внутри семьи, внутри коллектива. Также можно привести и положительные примеры — хутора Кубанский Пшех-ского поселения (Белореченский район), где на протяжении многих лет при коллективе существует детский ансамбль, которым руководит одна из участниц взрослого коллектива. Репертуар осваивается и в детском коллективе, таким образом пополняется взрослый ансамбль. В этом примере мы видим лучший образец практической сохранности традиции.

Проведенная экспедиционная работа ориентировалась на методику собирания музыкального наследия, сложившуюся в деятельности плеяды российских фольклористов старшего поколения (см.: [1; 9; 12]). Комплексное исследование локальных традиций русской певческой культуры в полиэтническом регионе — это задача, которая получила реализацию в следующих направлениях:

— учебная функция (приобретение углубленных знаний о народном творчестве методами этнопедаго-гики — «из уст в уста», «из рук в руки», «от старшего к младшему»);

— профессиональная (приобретение навыков записи традиционного фольклора, работы в коммуникации с аутентичными исполнителями);

— научная работа (более детальное и глубокое решение новых задач и введение в научный обиход нового музыкального материала и новых знаний в области народно-музыкальной культуры ареалов);

— практикоориентированная работа (сохранение историко-культурного наследия через сценическую актуализацию традиции — подготовка концертных программ на основе собранного экспедиционного материала).

Необходимо отметить важную роль этнохудоже-ственного воспитания молодого поколения как средства «формирования национального самосознания, менталь-ности, национального кода» [4, с. 10] через воспитание эмоционального интеллекта. В целом, проведенная работа направлена на формирование интереса, эмоциональной включенности в процесс собирания и верных ценностных ориентиров в отношении традиционной культуры.

На основе записанных видеоматериалов подготовлены фото- и видеоотчеты, которые представлены в социальных сетях и используются в качестве учебных

материалов при проведении учебных занятий, лекций и докладов на конференциях по традиционной культуре. Отдельные произведения фольклора расшифрованы, выучены учебными коллективами и исполняются в концертных выступлениях, фотоотчет опубликован на официальном сайте Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Проект, участниками которого посчастливилось стать нашим студентам, наглядно показал, из чего складывается профессиональная работа ученого-этномузыколога, помог осознать, насколько студенту интересно развиваться и реализовывать себя в этом направлении, какие навыки необходимы, чтобы дальше результативно работать в этой сфере деятельности.

В заключение нужно сказать о том, что подобные экспедиции очень важны для воспитания студентов по специальности этномузыкология и руководитель творческого народно-песенного коллектива: это знакомство с живой, звучащей традицией, практика общения с народными исполнителями, получение опыта работы по записи фольклора и возможность наблюдать и фиксировать современное состояние фольклорной традиции. В перспективе студентов ждет продолжение работы по проекту «Открываем Россию заново-2024» — экспедиция в Волгоградскую область для знакомства с традиционной культурой среднедонских казаков, которая также представляет значительный интерес.

Литература

1. Браз С. Л. Фольклорно-экспедиционная практика как одна из форм воспитания руководителей народно-певческих коллективов // Фольклор. Проблема сохранения, изучения, пропаганды. М., 1988. 190 с.

2. Вышка добра. URL: https://dobrovyshka.hse.ru/#rus (дата обращения 12.10.2024).

3. Жиганова С. А., Бургарт А. А. Музыкальное наполнение свадебного обряда в хуторе Кубанском Белореченского района Краснодарского края // Культурная жизнь Юга России. 2023. № 2 (89). С. 13-25.

4. Каргин А. С., Спирина М. Ю. К вопросу теории этнохудо-жественного воспитания // Музыкально-певческий фольклор: программы обучения, сценарии, опыт: сборник материалов. Сост. А. С. Каргин. М.: ГРЦРФ. 2012. С. 10-25. 384 с.

5. Матвеев О. В. Слово о Кубанском казачестве / Шептун С. В. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар: «Советская Кубань». 1995. 494 с.

6. Михайлова А. А. Изучение и сохранение традиционной культуры казачества в научных и творческих приоритетах кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2023. № 6. 2023. С. 10-22.

7. Михайлова А. А., Никитенко О. Г. К вопросу адаптации традиционного наследия казаков верхнего Дона к современным формам вокально-инструментального исполни-

тельства // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 2. С. 122-126.

8. Михайлова А. А. К вопросу изучения народной инструментальной культуры студентами-фольклористами Саратовской государственной консерватории // Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М: РАМ им. Гнеси-ных, 2017. С. 32-40.

9. Михайлова А. А., Бутенко А. Н. Памяти А. С. Ярешко // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 2. С. 3-9.

10. Полозова И. В. Пути изучения и возрождения нематериального культурного наследия Саратовской области: фольклорная и богослужебная традиции // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 1. С. 58-61.

11. Саркисян Д. М. Динамика жанровой системы русского песенного фольклора Петровского района Саратовской области (Х1Х-ХХ1 вв.) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 1. С. 62-67.

12. Щуров В. М. Методика собирания музыкального фольклора в условиях студенческой музыкально-этнографической практики // Методы музыкально-фольклористического исследования. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 1989. С. 4-29.

References

1. Braz S. L. Folklorno-ekspeditsionnaya praktika kak odna izform vospitaniya rukovoditelej narodno-pevcheskih kollek-tivov [Folklore expeditionary practice as one of the forms oftraining leaders of folk singing groups] // Folklor. Problema sohraneniya, izucheniya, propagandy [Folklore. The problem of preservation, study, propaganda]. M., 1988. 190 p.

2. Vyshka dobra [Tower of Goodness]. URL: https://do-brovyshka.hse.ru/#rus (Accessed:12.10.2024).

3. Zhiganova S. A., Burgart A. A. Muzykal'noe napolnenie svadebnogo obryada v hutore Kubanskom Belorechenskogo rajona Krasnodarskogo kraya [Musical content of the wedding ceremony in the village of Kubansky, Belorechensky district, Krasnodar region] // Kul'urnaya zhizn Yuga Rossii [Cultural life ofthe South of Russia]. 2023. № 2 (89). P. 13-25.

4. Kargin A. S., Spirina M. Yu. K voprosu teorii etnohudozhest-vennogo vospitaniya [On the Theory of Ethno-Artistic Education] // Muzykalno-pevcheskij folklor: programmy obucheniya, scenarii, opyt: sbornik materialov [Musical and Singing Folklore: Training Programs, Scenarios, Experience: Collection of Materials]. Sost. A. S. Kargin. M.: GRCRF. 2012. P. 10-25.

5. Matveev O. V. Slovo o Kubanskom kazachestve [A word about the Kuban Cossacks] / Sheptun S. V. Iz istorii pravoslav-noj tserkvi na Kubani [From the history of the Orthodox Church in Kuban]. Krasnodar: «Sovetskaya Kuban». 1995. 494 p.

6. Mihajlova A. A. Izuchenie i sohranenie traditsionnoj kul-tury kazachestva v nauchnyh i tvorcheskih prioritetah kafedry narodnogo peniya i etnomuzykologii Saratovskoj gosudarstven-noj konservatorii imeni L. V. Sobinova [Study and preservation oftraditional Cossack culture in scientific and creative priorities of the Folk Singing and Ethnomusicology Department of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov] // PHILHAR-MONICA. International Music Journal. 2023. № 6. 2023. P. 10-22.

7. Mihajlova A. A., Nikitenko O. G. K voprosu adaptatsii trad-itsionnogo naslediya kazakov verhnego Dona k sovremennym formam vokal'no-instrumental'nogo ispolnitel'stva [On the issue of adapting the traditional heritage of the Upper Don Cossacks to modern forms of vocal and instrumental performance] //

Manuskript [Manuscript]. 2019. T. 12. № 2. P. 122-126.

8. Mihajlova A. A. K voprosu izucheniya narodnoj instrumen-tal'noj kul'tury studentami-fol'kloristami Saratovskoj gosudarst-vennoj konservatorii [On the issue of studying folk instrumental culture by folklore students of the Saratov State Conservatory] // Sohranenie nacional'nyh traditsij v narodno-instrumental'nom iskusstve: problemy i perspektivy. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Preservation of national traditions in folk instrumental art: problems and prospects. Materials of the All-Russian scientific and practical conference]. M: RAM im. Gnesins, 2017. P. 32-40.

9. Mihajlova A. A., Butenko A. N. Pamyati A. S. Yareshko [In memory of A. S. Yareshko] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of the Saratov Conservatory. Issues of Arts]. 2022. № 2. P. 3-9.

10. Polozova I. V. Puti izucheniya i vozrozhdeniya nemateri-al'nogo kul'turnogo naslediya Saratovskoj oblasti: fol'klornaya i bogosluzhebnaya tradicii [Ways to study and revive the intangible cultural heritage of the Saratov region: folklore and liturgical traditions] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2023. № 1. P. 58-61.

11. Sarkisyan D. M. Dinamika zhanrovoj sistemy russkogo pe-sennogo fol'klora Petrovskogo rajona Saratovskoj oblasti (XIX-XXI vv.) [Dynamics of the genre system of Russian song folklore of the Petrovsky district of the Saratov region (XIX-XXI centuries)] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusst-voznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2023. № 1. P. 62-67.

12. Shchurov V. M. Metodika sobiraniya muzykal'nogo fol'klora v usloviyah studencheskoj muzykal'no-etnografich-eskoj praktiki [Methods of collecting musical folklore in the context of student musical-ethnographic practice] // Metody muzykal'no-fol'kloristicheskogo issledovaniya [Methods of musical and folklore research]. M.: Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni P. I. Chajkovskogo, 1989. P. 4-29.

Информация об авторах

Алевтина Анатольевна Михайлова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры» Саратов, Россия

Information about the authors

Alevtina Anatolyevna Mikhailova

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Institute of Culture» Saratov, Russia

Галина Николаевна Бурданова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» Саратов, Россия

Galina Nikolaevna Burdanova

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» Saratov, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.