Научная статья на тему 'Фольклорная традиция как самоорганизующаяся система: к постановке проблемы'

Фольклорная традиция как самоорганизующаяся система: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / SYNERGY / ВАРИАТИВНОСТЬ / ФАЗОВЫЙ ПЕРЕХОД / PHASE TRANSITION / ФРАКТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / FRACTAL STRUCTURE / VARIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Панюков Анатолий Васильевич

Автор предпринимает попытку представить фольклорную традицию как сложноорганизованную систему, обладающую необходимыми параметрами самоорганизации. Рассматриваются такие понятия, как нелинейность эволюции системы, аттрактор, фазовый переход, фрактальная структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk tradition as a self-organizing system: The problem statement

The author attempts to present folk tradition as a complexly organized system that has the necessary parameters of self-organization. The article deals with concepts such as nonlinearity of the evolution of the system, attractor, phase transition, fractal structure.

Текст научной работы на тему «Фольклорная традиция как самоорганизующаяся система: к постановке проблемы»

1А.В. Панюков

ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ КАК САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Автор предпринимает попытку представить фольклорную традицию как сложноорганизованную систему, обладающую необходимыми параметрами самоорганизации. Рассматриваются такие понятия, как нелинейность эволюции системы, аттрактор, фазовый переход, фрактальная структура.

Ключевые слова: синергетика, вариативность, фазовый переход, фрактальная структура.

В связи с кардинальным изменением места и роли фольклора в современном мире на рубеже тысячелетий фольклористика оказалась перед объективной необходимостью переоценки своего научного багажа, уточнения предмета изучения. Эти вопросы были в центре внимания участников первого Всероссийского конгресса фольклористов, по итогам которого можно сделать два важных вывода. Очевидно, что современность не менее, чем архаика, является продуктивным полем для возникновения новых фольклорных текстов, новых традиций. Поэтому, перефразируя слова Ролана Барта о современной мифологии, можно констатировать, что фольклор вопреки всем прогнозам сохраняет свою способность быть в согласии с миром. Очевидно и то, что фольклористика явно нуждается в переосмыслении своего предмета и в фильтрации понятийного аппарата, исходя из сочетания точности и гибкости, а также использования «бритвы Оккама», то есть отказа от «преумножения сущностей». Целостная концепция фольклорной традиции должна быть объемлющей, вовлекающей в сферу своего рассмотрения не только то, что мыслится как простое, но и то, что мыслится как сложное. В этих условиях представляется полезным

© Панюков А.В., 2011

обратиться к другим наукам и попробовать хоть в какой-то степени универсализировать, сделать аналитический инструментарий общепонятным и доступным.

Одним из таких междисциплинарных направлений является синергетика, исследующая поведение сложных систем разной природы. Междисциплинарные исследования, использующие методы синергетики, позволяют по-новому оценить результаты открытий как в рамках естественнонаучного знания, так и в науках о человеке, обществе, поскольку синергетика «ищет общие принципы эволюции мира»1. В рамках синергетических исследований объектом естественнонаучного знания стали проблемы, традиционно изучаемые в гуманитарных науках2. Язык синергетики только на первый взгляд кажется непроницаемым для ученых гуманитарного профиля, так как оперирует понятиями, пришедшими из естественнонаучного цикла. Ряд идей синергетики, например, таких, как динамичная структурность, открытость, нелинейность языковой системы, уже давно разрабатывается лингвистами и служит источником интересных гипотез. Переход к новой парадигме зачастую связан с изменением угла зрения на исследуемые явления. Так, многие объекты, традиционно изучаемые в рамках цикла гуманитарных дисциплин, такие как язык, мышление, понимание, смысл, концепт, в терминах синергетики представляют собой открытые системы, существующие в нелинейной и неравновесной среде, обладающие иерархическими уровнями структурной организации3.

Самоорганизация - в самом общем понимании означает самодвижение, самоструктурирование, самодетерминацию природных, естественных систем и процессов. Сегодня уже очевидно, что процессы структурообразования и самоорганизации в самых разных по своей природе системах происходят в соответствии с небольшим числом сценариев, не зависящих от конкретной системы. Это явление имеет одну и ту же физическую сущность во всех его проявлениях на всех уровнях развития материи, включая и психосоциальный, но различается по качественным особенностям и формам проявления. Что нового дает нам теория самоорганизации в нашем понимании сложноорганизованных систем, каковой, без сомнения, является и фольклорная культура?

Представляя фольклорную культуру в виде сложноорганизо-ванной системы, состоящей из многих взаимосвязанных подуровней или подсистем, и пытаясь навести определенный порядок в наших представлениях о ней, мы невольно конструируем привычную нам модель управления: если есть система, то есть и механизмы управления этой системой, призванные сохранять порядок. И нам кажется неоспоримым тот факт, что порядок в системе фольклора

есть результат работы особых механизмов стабилизации, а само понятие «традиция» подразумевает, прежде всего, межпоколенную передачу определенных (консервативных) правил, законов организации данной культуры, которые направлены на то, чтобы сохранить ее неизменность. В идеале - вся традиционная культура как бы ориентирована на точное самовоспроизведение, однако коэффициент полезного действия, то есть «мера актуализации наследия», такой системы ограничен ее физическими параметрами (свойства памяти носителей традиции, пределы возможности устной передачи, пределы возможности сопротивляться влиянию внешнего мира и т. п.), и на отдельных участках культуры всегда могут возникнуть сдвиги, «сбои», «ошибки». Таким образом, и в фольклоре всегда есть место и традиционным и инновационным явлениям.

Исследование любого объекта или явления с позиций синергетики актуализирует его процессуальность, нестабильность и нелинейность развития. Если мгновенный срез традиции можно представить в виде широкого, но конечного списка зафиксированных артефактов, то в реальном бытовании любое фольклорное явление может рассматриваться как отдельная процессуальная стадия его эволюции. С этой точки зрения фольклорный текст как структурно-семантическое единство представляет собой временно организованный участок нелинейной среды, обладающий способностью перемещаться, перестраиваться в ней. И здесь важно понимать, что в самоорганизующейся системе «все течет и меняется» с двумя абсолютно разными скоростями и двумя разными способами. Эволюционная картина всей традиции выглядит как цепь чередований спокойных и сильно неравновесных периодов. Соответственно, система знает два динамичных состояния, которые отличаются и по длительности и по качеству.

Следуя общесистемному принципу, фольклорная традиция, как и любая неравновесная структура, однажды возникнув вследствие качественного скачка предшествующих последовательных эволюционных изменений, способна к длительному, квазиустойчивому существованию. Основные условия для сохранения такого состояния «устойчивой неравновесности»: открытость внешнему воздействию («постоянная подпитка») и автокатализ - то есть внутреннее подкрепление флуктуаций (в нашем контексте - вариативности). Состояние «устойчивой неравновесности» такой сложной системы, как фольклорная традиция, можно определить как потенциальную готовность к изменениям, к адаптации. Эта потенциальная готовность (образно говоря - пластичность) и обеспечивается фольклорной вариативностью, теми же фольклорными канонами,

которые определяют параметры варьирования. Сохраняя свою пластичность, традиция обладает устойчивостью к малым возмущениям и способна восстанавливать неизбежно возникающие на разных участках «пробелы», деформации.

Далее, под постоянным, усиливающимся воздействием внешней среды (инокультурное влияние, давление исторических событий, вмешивающихся в жизнь традиции, экономические или даже экологические изменения и многое другое) эта неравновесность начинает стремительно возрастать - вариативность выходит «из-под контроля традиции» (опять же, образно выражаясь, традиция становится сверхпластичной, и достаточно любого случайного касания, чтобы придать ей новую форму). Когда это спонтанное, хаотическое разрушение существующих правил, канонов достигает критического, порогового значения, система скачкообразно переходит в новое, опять же квазиустойчивое, состояние с новыми, зачастую совершенно неожиданными, параметрами порядка, имеющими вероятностный характер. Это явление в физике называется фазовым переходом. С точки зрения философии существование фазовых состояний и переходов обусловлено наиболее фундаментальными свойствами материи - способностью к взаимодействию, а также качественной и количественной определенностью ее форм.

Говоря о самоорганизации фольклорной культуры, трудно дать однозначное определение «фазовый переход» в буквальном физическом ключе, хотя, если мы будем говорить о кристаллизации слова или текста, всем будет понятен смысл этого образа. Здесь мы должны иметь в виду, прежде всего, физические свойства фольклорных элементов: физические свойства звука, слова, текста (протяженность во времени, в пространстве, формальная организация и т. п.). Соответственно, для языковых единиц различного уровня фазовым переходом будет являться все, что связано с переносом смысловой нагрузки с содержания на форму и наоборот: метафо-ризация, превращение слова в формулу, «текстостроительную константу», превращение фольклорного произведения в жанровый «шаблон» и т. п. - позволяющие говорить о переходе на другой уровень системы.

На уровне всей системы или подсистемы фазовый переход будет означать, что при переходе некоего порогового состояния в ней возникают отдельные островки, участки упорядоченности. Это происходит, когда все траектории системы начинают стремиться к некоторому притягивающему уровню - к аттрактору («притя-жателю»). Аттрактор (англ. attract - 'привлекать, притягивать') -множество точек или подпространство в фазовом пространстве,

к которым стремятся траектории системы. Простейшим случаем аттрактора является точка (например, точка равновесия для маятника), для сложноорганизованных систем характерны и сложно-организованные аттракторы, параметры которых зачастую не поддаются фиксации. Это так называемые странные аттракторы, среди которых выделяют аттракторы-структуры, представляющие собой сверхсложные структурные образования. Последний термин в филологическом понимании можно соотнести с понятием интертекстуальности, дающим ключи к изучению согласованности микро- и макроуровней культурного текста традиции.

Как и в других областях синергетики, применительно к фольклорной традиции мы не в состоянии заранее определить, что может стать таким «притяжателем», выводящим систему из «квазиустойчивого» состояния. Важно понимать, что в этот период перед системой возникает определенный спектр альтернативных путей развития и ее выбор непредсказуем. В ретроспективе мы можем выделить какой-то фольклорный образ, идею, сюжет, тему и т. п., -в зависимости от того, какие участки и какие уровни традиции попадали под влияние аттрактора - занявшие центральное место в фольклорном творчестве на данном этапе. Для нас здесь очевидна аналогия с ключевой для В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова концепцией замысла фольклорного произведения, определяющих замысел как некое предтекстовое состояние, из которого могут рождаться тексты4. В ходе развития меняются и сами замыслы, таким образом, происходит непрерывный творческий процесс. Однако при всей возможности сближения этих двух понятий аттрактор обладает рядом принципиально иных качеств. Прежде всего, аттрактор - это не самоцель развития традиции, а некая «квазицель», определяющая поведение системы в данный период ее жизни. Особенностью аттрактора является спонтанность, незапланирован-ность появления, он возникает как бы сам по себе, одновременно по всему полю ее возможных составляющих. Сложноорганизован-ный аттрактор втягивает в общее (квазицелевое, но согласованное) движение все подсистемы и уровни, синхронизируя их работу. С изучением геометрии такой «хаотической согласованности» связана теория фракталов.

Слово «фрактал» происходит от латинского /тасйш - 'изломанный', и указывает прежде всего на характерную для фрактала дробную размерность. Математическое понятие фрактала распространилось затем на объекты природы, общества, гуманитарной сферы5. Важнейшее свойство фрактала - самоподобие, или масштабная инвариантность - единообразие в широком диапазоне масштабов. Фрактальная структура образуется путем бесконеч-

ного повторения какой-либо исходной формы во все увеличивающемся (или уменьшающемся) масштабе по определенному алгоритму. Фрактальность в общем виде может быть определена как способность сложноорганизованной системы вне зависимости от множества случайных факторов сохранять самоподобие целого во всех его последовательно делимых частях. Несмотря на принципиальную открытость вектора такой самоорганизации, количество уровней - «масштабов» фрактального сходства в природе не так много (например: лист на дереве > ветка > дерево > лес). Фрактальное самоподобие может проявляться не только в структуре системы (форма), но и в организации различных уровней содержания. Принцип самоподобия выявляется в самых архаичных пластах творческого мышления, а также в многочисленных явлениях современного искусства. Фрактальные структуры при всем многообразии их воплощения в литературе, музыке, живописи обнаруживают единый алгоритм строения, подобны друг другу. Это обстоятельство позволяет утверждать, что фрактал является одним из ведущих архетипов творческого мышления6. Фрактальный дизайн фольклорной системы детерминирован масштабной инвариантностью ее подсистем, и, в сущности, каждый исследуемый нами фольклорный артефакт представляет собой фрагмент, обрубок общей фрактальной (фракталоподобной) структуры. Тема «фракталы в фольклоре» достойна отдельного обоснования; здесь можно отметить, что в первую очередь стоит по-новому посмотреть на такие общеизвестные явления, как повторы в фольклоре, изо-морфность макро- и микроуровней фольклорного текста, и перенести внимание с целых на дробные размерности.

Собственно для того, чтобы перевести фольклористику в си-нергетическое русло, необходимо пересмотреть наш опыт в этой области. Прежде всего, это различение частичных изменений обратимого характера (по определению К.В. Чистова, «вибраций текста») и необратимых процессов; дифференциация степеней свободы формульных и неформульных компонентов текста, проблема межуровневых зависимостей (соотношение «глубинных» и «поверхностных» структур фольклорного текста; наблюдаемая стабильность каких-то элементов на уровне более «высоком» и варьирование их на более «низком» и многое другое7. Говоря об имеющихся наработках, здесь необходимо отметить ряд программных статей И.И. Земцовского8, посвященных теме «вероятностный мир фольклора». Наряду с историчностью и системностью автор выделяет вероятностную природу фольклора как третий равноценный аспект фольклорного творчества. «Все три аспекта неразрывны, взаимообусловлены. Например, и специфика системности, и осо-

бенности эволюции фольклора связаны с его вероятностной природой. Отсюда возникает возможность предложить дефиницию фольклора с использованием этих трех понятий, важнейших для понимания его сущности, разумеется, в рамках коллективной традиционности: фольклор - историческая (то есть знающая и возникновение и угасание) система с заданной вероятностью всех системных элементов и всех системообразующих связей»9. К сожалению, «синтетическая» концепция И.И. Земцовского не получила широкой поддержки, тем не менее высказанные автором мысли о спонтанном, вероятностном характере фольклорного творчества могут быть приняты в качестве исходных и для данной модели.

Таким образом, концепция самоорганизации фольклорной традиции позволяет под другим углом зрения посмотреть на ряд важнейших проблем фольклористики, без переосмысления которых невозможно решить проблему очевидного сегодня противостояния теории и практики. Если согласно теории фольклор жив настолько, насколько он сохраняет установки на традиционность, на каноны, то в реальности - фольклор жив настолько, насколько он сохраняет способность изменяться, соответствовать духу времени. Два этих противоположных качества - повторяемость и изменчивость уживаются только в открытых, сильно неравновесных слож-ноорганизованных системах, способных к самоорганизации. Этот постулат может и должен стать исходным при обращении к изучению динамики фольклорной традиции.

Примечания

1 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных си-

стем. М.: Наука, 1994. С. 63.

2 Пригожин И., Стенгерс Н. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой.

М.: Прогресс, 1986; Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.

3 См., напр.: Залевская А.А. Синергетическая психолингвистика или психолинг-

вистическая синергетика? // Сб. науч. трудов, посвященный 50-летию проф. В.А. Пищальниковой. Бийск: БГПУ, 2000; Герман И.А., Пищальникова В.А. Введение в лингвосинергетику: Монография. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 1999; Герман И.А. Лингвосинергетика. Барнаул: Алт. акад. экономики и права, 2000.

4 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. 1п шешопаш. СПб.: Петербургское

Востоковедение, 2003. С.194.

5 Тарасенко В.В. Фрактальная логика. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 13.

6 Кирбаба Ю.В. Генезис синергетической парадигмы. (Культурологические аспек-

ты): Дис. ... канд. культурол. наук. Саратов, 2004. С. 103-112.

7 Чистов К.В. Вариативность и поэтика фольклорного текста // История, культу-

ра, фольклор и этнография славянских народов: IX Международный съезд славистов. Киев, сентябрь 1983. М.: Наука, 1983. С. 143-170.

8 Земцовский И.И. О творческой природе фольклора // Стилевые тенденции в со-

ветской музыке 1960-1970-х гг. Л.: ЛГИТМиК, 1979. С. 137-147; Он же. Введение в вероятностный мир фольклора (к проблеме этномузыковедческой методологии) // Методы изучения фольклора: Сб. научных трудов. Л.: Наука, 1983. С. 15-30; Он же. Миф - метафора - метод, или будущее фольклористики - в прошлом фольклора (к проблеме методологического эксперимента) // Горизонты культуры. СПб.: РИИИ, 1992. Вып. 1. С. 23-35.

9 Земцовский И.И. Введение в вероятностный мир фольклора. С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.