ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.011.1
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
СТУДЕНТОВ СПО
А.М. Абаев
Разработана модель развития студентов средних профессиональных образовательных организаций в физкультурно-спортивной деятельности, способствующая повышению эффективности профессиональной деятельности выпускников. Охарактеризованы структурные компоненты модели, основные пути и условия ее реализации в образовательном процессе.
Ключевые слова: студенты, профессиональные требования, физкультурно-спортивная деятельность, модель, структура, условия реализации.
Современные исследования высшего и среднего образования в соответствии с национальной доктриной образования Российской Федерации направлены на подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и мобильности [1. С. 40-45; 3. С. 3-4]. В условиях развития новых наукоемких производств и технологий внимание работодателей акцентируется на обеспечении надежности и безопасности производства. С каждым годом снижается физическая активность специалистов многих отраслей промышленности, а труд характеризуется операторской, нередко непредсказуемой деятельностью, сопровождающейся монотонностью и гиподинамией [2. С. 24-47; 9. С. 62-65]. Эти обстоятельства меняют требования к психофизической подготовке будущих специалистов, их человеческим возможностям, природным задаткам, способностям [4. С. 263-268; 6. С. 138-145].
Особая роль физической культуры в образовательном процессе будущих выпускников средних профессиональных образовательных организаций заключается в том, что она выступает ведущим фактором, аккумулирующим в себе широкие возможности функционального, физического, психического и личностного развития в целях профессионального самосовершенствования [7. С. 20-234; 10. С. 77-83]. При этом наибольшая предрасположенность к закладыванию фунда-ментальных основ физической культуры, ее осознания начинается в подростковом и юношеском возрасте в процессе учебного труда, обеспечивая готовность обучающихся вести относительно автономную жизнедеятельность в системе профессиональных и общественных отношений [2. С. 24-47; 5. С. 114-117; 6. С. 138-145]. Оттого как они относятся к культуре и, в частности к физической культуре, во многом зависит их жизненное благополучие и профессиональная успешность.
На решении данных проблем сконцентрированы требования Федерального образовательного стандарта СПО, направленные на практическую значимость формируемых компетенций, взаимосвязи образовательного процесса с профессиональной деятельностью выпускников с позиции «знать, уметь, владеть» [3. С. 3-4].
Целью настоящего исследования является система организации и развития двигательной сферы обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях средствами и методами физкультурно-спортивной деятельности как объект значимого интереса отдельного человека и общества.
Задачи исследования:
1. Разработать модель физкультурно-спортивной деятельности, способствующая успешности освоения избранной специальности.
2. Определить ее структурные компоненты, основные пути и условия реализации в образовательном процессе СПО.
На основе анализа литературных источников и собственной педагогической деятельности нами определена взаимосвязь специфических профессиональных требований с формированием личностных умений, качеств и способностей; организация управляющих воздействий, обеспечивающих интенсивную и нравственно-здоровую заинтересованность будущего выпускника среднего учебного заведения в максимально успешном освоении избранной специальности. В физкультурно-спортивной деятельности она выступает как сложнейшая психофизическая реальность в виде многомерного пространства усвоения, воспроизводства и передачи ценностей, норм, образцов поведения, культуры и реализуется в деятельности, познании и общении, во взаимодействии и под влиянием окружающей среды [5. С. 114-117; 6. С. 138-145; 8. С. 13-26; 10. С. 77-83]. Внутренний механизм модели физкультурно-спортивной деятельности проявляется через систему изменений
структурных компонентов жизнедеятельности (развитие) и уровень жизнеобеспечения (готовность). Наиболее значимыми структурными компонентами физкультурно-спортивной деятельности личности выступают мотивационный, познавательный, коммуникативный и деятельностный и их критериальные характеристики, которые диктуют особую логику моделирования и организации физкультурно-спортивной деятельности, самодеятельности в образовательном процессе СПО в целях эффективного самовоспитания и саморазвития.
Изменения, происходящие в мотивационном компоненте, обеспечивают удовлетворение потребностей, ценностных ориентиров, в соответствии с достигнутым физическим и духовным уровнем развития, что приводят к принятию и реализации их в деятельности в качестве морально-нравственных норм.
В познавательном компоненте изменения характеризуют реальный механизм интеллектуального развития личности, который проявляется в эффективности освоения предметно-практической подготовки физкультурно-спортивной деятельности.
В коммуникативном компоненте обеспечиваются наиболее благоприятные взаимоотношения в эффективном, с педагогической точки зрения выражении своего «Я» посредством мыслей, знаний, убеждений.
Деятельностный компонент раскрывает умения студента управлять своими двигательными действиями, собственным состоянием; распознавать по внешним признакам поведения, состояния другого. Владение последовательностью в освоении двигательных действий, их диагностика и коррекция способствуют увеличению объема двигательного опыта, скорости процесса обучения, обеспечивают контроль изменений в функциональном и физическом состоянии.
Эффективность реализации модели физкультурно-спортивной деятельности находится в прямой зависимости от характера изменений структурных компонентов и соответствующих им уровнях готовности, ориентированности в профессионально жизненных ситуациях, а также степени адаптации к локальной среде, в которой выпускнику образовательной организации предстоит выполнять свои профессиональные функции.
Основными условиями развития субъективности личности, ее мотивов, потребностей, способностей и умений выступают: дидактическое адаптирование содержания физического воспитания в содержательно -целевом, организационно-процессуальном и операционно-технологичес-ком плане; организация общения и взаимодействия педагогов и студентов; самообразование и самовоспитание; стимулирование самодеятельности; контроль и самоконтроль.
При этом содержание, формы и методы организации учебного процесса определяются уровнем потребностей личности, развитием
профессионально-важных качеств и умений, что, соответственно, вызывает поэтапный характер процесса обучения, необходимость создания благоприятных условий для перехода на следующий уровень развития.
Принципиальными условиями обеспечения продуктивности подготовки выступают переход к освоению различных форм физ-культурно-спортивной деятельности, которая способствует саморазвитию и самовоспитанию личности в жизнедеятельности, проявляющаяся в активных и самостоятельных поступках и поведении, целеустремленности, стрессоустойчивости, инициативности и независимости в жизненных ситуациях.
Таким образом, основным понятием предлагаемого исследования является «физкультурно-спортивная деятельность», способствующая формированию личности обучающихся СПО как уникальной и неповторимой целостности, которая формируется во всей ее конкретной данности: социального, психического, физического и духовного развития. Модель физкультурно-спортивной деятельности определяется нами как основополагающая модификация ее общей культуры в обучении, воспитании, профессиональной деятельности, в самообразовании и самосовершенствовании, общении и отдыхе.
Совокупность структурных компонентов во взаимосвязи с самовоспитанием и самосовершенствованием составляют условия для готовности личности к саморазвитию, в процессе которого, а также в результате целенаправленного педагогического воздействия происходит усиление менее развитых структурных компонентов физкультурно -спортивной деятельности, благодаря вовлечению и «тренировке» сознательных и бессознательных элементов систем личности.
Список литературы
1. Абаев А.М., Макеева В.С., Пушкина В.Н. Организация физкультурно-спортивной образовательной среды для обучающихся учреждений системы среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2017. №9. С. 40-45.
2. Габриелян, К.Г., Ермолаев Б.В. Профессионально -прикладная физическая подготовка студентов. Смена парадигмы // Теория и практика физической культуры. 2006. №12. С. 24-47.
3. Гайдуков А.Н. Интеграция профессиональных компетенций в процессе физкультурного образования студентов техникумов железно -дорожного транспорта: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Хабаровск, 2016. 24 с.
4. Кузнецова Н.А. Базовые компетенции студентов средних специальных учебных заведений // Вестник Самарского государственного университета. 2008. №7. С. 263-268.
5. Макеева В.С., Токарева К.Е. Теоретические подходы к здоровье -формирующему поведению студентов в образовательной среде физической культуры вуза // Наука и Мир. 2014. №12 (16). Т.2. С. 114-117.
6. Оплетин А.А. Обусловленность стремления студентов вуза к саморазвитию психологическими особенностями возраста юности, связанными с выстраиванием своей «Я-концепции» // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013. №2 (27). С. 138-145.
7. Оплетин А.А. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащегося (на материале физического воспитания) // Теория и практика физической культуры. 2007. №2. С. 20-23.
8. Панина Т.С., Вавилова Л.Н., Сахарова В.И. Методическое сопровождение и внедрение в образовательный процесс учреждений НПО, СПО современных высокоэффективных и передовых педагогических методик // Образование. Карьера. Общество. 2006. №4 (14). С. 13-26.
9. Профилактика здоровья работников железнодорожного транспорта средствами оздоровительной тренировки / В.С.Макеева [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. №3. С. 62-65.
10. Ямалетдинова Г.А., Макеева В.С., Пушкина В.Н. Эффективность самоуправления познавательной деятельностью студентов в процессе изучения дисциплины «Физическая культура» // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. №3. С. 77-83.
Абаев Алан Михайлович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Владикавказ, Северо-осетинский государственный университет им. Х.Л. Хетагурова
SPORT IN PROFESSIONAL SELF-IMPROVEMENT OF STUDENTS OF THE SECOND STEP OF PROFESSIONAL EDUCATION
A.M. Abayev
A model is developed for the development of students of secondary professional educational organizations in the physical culture and sporting activities, which contributes to raising the effectiveness of the professional activity of graduates. The structural components of the model, the main ways and conditions for its implementation in the educational process are characterized.
Key words: students, professional requirements, physical culture and sports activity, model, structure, conditions of realization.
Abayev Alan Mikhaylovich, doctor of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Vladikavkaz, North Ossetia State University of H.L. Khetagurov