Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНОГО ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА ТЕЛЕСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ'

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНОГО ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА ТЕЛЕСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕЛО / ТЕЛЕСНОСТЬ / СХЕМА ТЕЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартош О. В., Бартош А. А., Табаева А. С., Фалеева Н. А., Яковлев А. Н.

В статье рассматриваются особенности функционирования физкультурно-спортивной деятельности в условиях влияния внешних факторов, когда происходит трансформация ценностного понимания феномена телесности человека в системе физического воспитания. Философские, социологические аспекты телесности человека рассматривались не одно тысячелетие, находя новые теоретико-методические обоснования. Вместе с тем недостаточно раскрываются позиции смежных наук, соотносимых с теорией физической культуры, так в соотношении с глобальными проблемами человечества сегодняшнего дня, отчетливо просматриваются современные вызовы научно-технологической фазы эпохи. Информационное развитие, сопровождается ускоряющимся изменением условий жизнедеятельности людей, и приводит к драме современной цивилизации: “опасное” увеличение разрыва между уровнем технологического, экономического развития и уровнем духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бартош О. В., Бартош А. А., Табаева А. С., Фалеева Н. А., Яковлев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF VALUABLE UNDERSTANDING OF THE PHENOMENON OF CORPORATION UNDER THE INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS

The article discusses the features of the functioning of physical culture and sports activities under the influence of external factors, when there is a transformation of the value understanding of the phenomenon of human corporality in the system of physical education. Philosophical, sociological aspects of human corporeality have been considered for more than one millennium, finding new theoretical and methodological justifications. At the same time, the positions of related sciences correlated with the theory of physical culture are not sufficiently disclosed, so in relation to the global problems of humanity today, the modern challenges of the scientific and technological phase of the era are clearly visible. Information development is accompanied by an accelerating change in the living conditions of people, and leads to the drama of modern civilization: a “dangerous” increase in the gap between the level of technological, economic development and the level of spirituality.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНОГО ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА ТЕЛЕСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ»

УДК 796. 034-053. 6

О.В. БАРТОШ, доцент1

А.А. БАРТОШ

старший преподаватель

Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток, Российская Федерация

А.С. ТАБАЕВА

старший преподаватель

Н.А. ФАЛЕЕВА, доцент Департамент физического воспитания, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток, Российская Федерация

А.Н. ЯКОВЛЕВ, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта2

Н.Г. КРУЧИНСКИЙ, д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой физической реабилитации и спортивной медицины2, 2Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Статья поступила 14 апреля 2023 г.

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНОГО ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА ТЕЛЕСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ

В статье рассматриваются особенности функционирования физкультурно-спортивной деятельности в условиях влияния внешних факторов, когда происходит трансформация ценностного понимания феномена телесности человека в системе физического воспитания. Философские, социологические аспекты телесности человека рассматривались не одно тысячелетие, находя новые теоретико-методические обоснования.

Вместе с тем недостаточно раскрываются позиции смежных наук, соотносимых с теорией физической культуры, так в соотношении с глобальными проблемами человечества сегодняшнего дня, отчетливо просматриваются современные вызовы научно-технологической фазы эпохи. Информационное развитие, сопровождается ускоряющимся изменением условий жизнедеятельности людей, и приводит к драме современной цивилизации: "опасное" увеличение разрыва между уровнем технологического, экономического развития и уровнем духовности.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, студенты, система образование, тело, телесность; личность, схема тела.

BARTOSH O.V., Associate Professor1

BARTOSH A.A., Senior Lecturer, Department of Physical Culture and Sports, Pacific State Medical University, Vladivostok, Russia

TABAEVA A.S., Senior Lecturer1

FALEEVA N.A., Associate Professor1

'Department of Physical Education,

School of Arts and Humanities, FEFU, Vladivostok, Russia

YAKOVLEV A.N., PhD in Ped. Sc., Associate Professor, Acting Head Department of Physical Culture and Sports2

KRUCHYNSKY N.G., Doctor of Med. Sc., Professor, Head of Department of Physical Rehabilitation and Sports Medicine2 2Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF VALUABLE UNDERSTANDING OF THE PHENOMENON OF CORPORATION UNDER THE INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS

The article discusses the features of the functioning of physical culture and sports activities under the influence of external factors, when there is a transformation of the value understanding of the phenomenon of human corporality in the system ofphysical education. Philosophical, sociological aspects of human corporeality have been considered for more than one millennium, finding new theoretical and methodological justifications.

At the same time, the positions of related sciences correlated with the theory ofphysical culture are not sufficiently disclosed, so in relation to the global problems of humanity today, the modern challenges of the scientific and technological phase of the era are clearly visible.

Information development is accompanied by an accelerating change in the living conditions of people, and leads to the drama of modern civilization: a "dangerous" increase in the gap between the level of technological, economic development and the level of spirituality.

Keywords: physical culture and sports activities, students, education system, body, physicality; personality, body scheme.

Введение. Адаптация человеческой популяции к эпохальным вызовам современного мира усложнилась комплексом технологических, социокультурных и психологических факторов, связанных с формированием новых общественных и производственных отношений, соответствующего им мировоззрения. Фактически произошла смена системы ценностей, социальных установок, снижение качества жизни, что отразилось и на физическом состоянии населения [8].

В условиях влияния внешних факторов происходят изменения и в системе образования, которые в большей степени затрагивают интеллектуальное развитие, что сказывается в том числе и на качественных показателях физических и двигательных характеристик.

Оценка тела и трансформация ценностных ориентаций личности в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью, их сущность раскрываются в достаточно обширном количестве ранее опубликованных работ [1, с. 31-37; 3, с. 3-14; 4, 209 с.; 5, 208 с.; 6, с. 34-45; 7, с. 1117; 8, с. 58-63], но изменяющиеся внешние условия диктуют необходимость продолжения исследований в этом направлении.

С учетом изложенного выше, целью настоящего исследования явилась систематизация научных данных, отражающих оценку тела, его осознания в соотношении телесного и духовного с позиций воспитания физической культуры личности.

Предмет исследования - теоретико-методологическое обоснование процесса трансформации терминов «тело» и «телесность» в парадигме современного образования.

Психолого-педагогическое обоснование телесности - это реализация определенного модуса тела или отношение к собственному телу, контроль инстинктов и потребностей [1, 4, 6, 7, 14, 17].

Физкультурно-спортивная деятельность связана с комплексом научных дисциплин, что обусловлено интеграцией знаний, где психологические и физиологические параметры и константы должны «подвергаться» объективной оценке, на основе наследия прошлого и современного состояния физической культуры и внедрения т.н. «спортиза-ции» [9, 128 с.; 10, 321 с.; 11, 168 с.; 14, с. 2638; 15, с. 118-127].

Сфера физкультурно-спортивной деятельности - это не только медико-биологическое обеспечение развития человека, но и биомеханика физических упражнений, когда тесная взаимосвязь характеризует определенную сторону механизма ответной реакции организма с учетом анатомических, физиологических, биохимических и медицинских закономерностей [12, 128 с.; 16, 168 с.]. Следовательно, решение обозначенной выше проблемы требует комплексного подхода к исследованию социальных закономерностей физической культуры и особенностей воздействия физических упражнений на телесное и психическое развитие [15, с. 118-127; 15, с. 163-167]. Так, в подтверждение сказанному можно привести мнение И.М. Быхов-ской: «...Физическая культура как набор упражнений, средств воздействия на телесную природу человека, как инструмент ее модификации. Телесно-духовное единство, продуцируемое подлинной физической культурой и лежащее в ее основе, свидетельствует о ее высоком потенциале производства личности как целостности. Физическая культура - это в первую очередь сфера утверждения человеческого смысла телесности в пространстве социума и уже затем - формирования и применения адекватных ему средств... » [4, 209 с.; 5, 208 с.].

Теория физической культуры и спорта только в единстве с фундаментальными законами физиологии и законами развития организма сможет решить проблемы эволюционного развития человека в быстро изменяющемся мире в условиях сжатия исторического времени и несовпадения темпов их развития, ориентируясь на принцип взаимосодействия.

Системный, деятельностный, личностный, культурологический и другие концептуальные и методические подходы, апробированные многолетней научной практикой, в синергетике «не срабатывают», так как методология синергетики - адекватный научный инструмент изучения процессов [16, с. 163167].

Результаты исследований и их обсуждение.

Идейной основой системы физической культуры является гуманизм, выдержавший проверку временем в течение многих тысячелетий. Гуманизм явился рефлексией чело-

вечества на жестокость и насилие, идейной основой гуманизации и антиподом дегуманизации личности и общества, экстремальной формой проявления которой является терроризм [13].

Поэтому проблема физического и духовного оздоровления нации средствами физической культуры является в научном плане стратегией дальнейших исследований для блага своих народов.

В этой связи важнейшим факторами являются соотношения духовного и телесного, биологического и социального, чувственного и рационального, так как в разных эпохах телесное сознание отражало идеологию и социальные практики, которые находили свое воплощение в педагогической, оздоровительной, досугово-рекреативной деятельности (платформа телесной культуры человека в культурном пространстве общества) [16].

Культура тела, движения - это внешний облик, когда человеческое тело как базовая ценность человеческого бытия, приводит к отношению к своему телу, связанному со здоровьем и физическим благополучием, т. е. с полной самореализацией человека [3, с. 314].

Телесность как картина нашего сознания позволяет конструировать себя в качестве творения своей жизни и, соответственно, формировать новую телесность, новое сознание и фактически новую личность. Сегодня эта парадигма представляет неосознанный горизонт человеческого опыта, в который входят границы телесности и тела человека как диалектика внутреннего и внешнего уровней телесности, детерминированности телесной организации человека. В этом механизме живое движение - посредник между душой и телом, телесность представляет собой многогранную, креативную, ценную информационную систему, в которой происходит трансформация ценностных ориентаций. В этой связи физкультурно-спортивная деятельность позволяет влиять на «телесный негативизм», который проявляется в виде равнодушного отношения к своему физическому здоровью. Например, в современной психологии изучение Я-телесного ведется в следующих направлениях: образ тела как психологическая структура, образ тела как продукт интрацептивного восприятия, как

телесность, как топологическая структура, как высшая психическая функция [7].

На примере исследования, проведенного среди студентов ПолесГУ, показано, что 615% респондентов уделяют внимание своему физическому развитию. Примененный в анализе полученных результатов метод Фель-денкрайза позволил определить границы и проблемы сохранения личности человека в биосоциальной структуре в условиях антропологического кризиса. Так, к заключительным курсам обучения у студентов складывается мнение о дальнейшей трудовой деятельности, которое характеризуется интегральным показателем уровня профессионального самоопределения студентов. Желание работать после окончания обучения в избранной сфере деятельности.

В группе с адекватной схемой оказалось 50 испытуемых (30% всех респондентов), в группу с отрицательной схемой тела вошло 52 испытуемых, что составило 52% респондентов, а в группу с положительной схемой тела - 62 (38%). При этом следует отметить, что треть выпускников твердо определяется в своем намерении работать после окончания университета в отрасли спорта. Однако более половины студентов к выпускному курсу не определились со своей будущей работой: наблюдается снижение мотивации к работе в отрасли физической культуры и спорта с первого по 4-й курс более чем на 10% - с 60,5 до 50,2%, что оставляет богатую пищу для размышлений.

Новейшие достижения науки и техники и новый образ жизненного пространства информационного общества изменяют социальные отношения производства, потребления и коммуникации, остро ставят проблемы духовных ценностей и развития телесной организации человека. Развитие высокотехнологичной научной медицины и генетики порождает сложные философские, правовые, нравственные вопросы, касающиеся человеческой телесности.

Диалектика внутреннего и внешнего в телесности человека раскрывается во взаимодействии внешних природных, внешних культурных факторов; внутренних природных и внутренних культурных факторов.

В истории философской мысли можно выделить четыре основные модели трактовки человеческой телесности: космологическая,

теологическая, гуманистическая и техногенная [1, 4, 5, 9, 10].

Понятие «физическая деятельность» характеризует специфическую форму активности, осуществляемую посредством телесных, физических качеств человека, которая реализуется в разных деятельно-практических формах, когда телесно-физические качества человека, будучи биологически заданными, природными, приобретают соответствующее значение и на социальном уровне бытия.

Заключение. Разведение телесности и духовности влечет за собой как проблему отсутствия подлинной культуры здоровья, так и социальные проблемы, когда телесное физическое развитие оторвано от других аспектов становления личности по причине отсутствия эстетики тела и двигательной деятельности, нарушающей каноны общей культуры, что проявляется, например, в росте девиант-ного поведения.

Актуализация проблемы человеческой телесности в условиях нарастающего антропологического кризиса в современном обществе также будет способствовать перспективности профессии и востребованности кадровых ресурсов для сферы физической культуры и спорта.

В условиях жесткой конкуренции стран за мировое лидерство в спорте продолжается поиск невыявленных резервов организма человека. Необходимо вести поиск морфологических и генетических маркеров, систематизировать ценности телесности и взаимосвязь тела с объектами культуры, процессом воспитания физической культуры личности в пространстве социальных институтов.

В общепедагогическом же контексте новые представления о теле и телесности человека отражают процесс переосмысления физической культуры и спорта, что объясняется пробуждением здоровой человеческой индивидуальности.

Настоящей статьей авторы на страницах нашего журнала призывают к научной дискуссии и широкому обсуждению проблем понимания феномена телесности в быстроменяющемся мире.

Список литературы

1. Акчурин, Б. Г. Телесность как проявление

человеческого потенциала / Б. Г. Ачкурин

// Социально-гуманитарные знания. -2004. - № 2. - С. 31-37.

2. Алексеев, С. В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: Новые вызовы современности : монография / С.

B. Алексеев [и др.]. - М.: Научно-издательский центр "Теория и практика физической культуры и спорта", 2013. -780 с.

3. Буйко, Т. Н. Аксиологические основания жизненного самоопределения студента физкультурного вуза / Т. Н. Буйко // Ученые записки: сб. рец. науч. тр. / рекол.: М.Е. Кобринский (гл. ред) [и др.]. -Минск : БГУФК, 2006. - Вып. 9. - С. 3-14.

4. Быховская, И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. - М., 1997. -209 с.

5. Быховская И. М. Homo somatic: Аксиология человеческого тела: монография. - М.: Едиториал УРСС, 2000. - 208 с.

6. Визитей, Н. Н. Физическая культура личности / Н. Н. Визитей // Проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты. - Кишинев : Штиинца, 1989. - С. 34-45.

7. Виленский, М. Я. Личность студента в гуманитарном, образовательно-развивающем пространстве физической культуры / М. Я. Виленский // Тезисы докладов Всерос. научно-практ. конференции 11-13 сентября 2003 г. - М., 2003. Часть 1. - С. 1117.

8. Егоров, А. Г. Спорт и цивилизация. Круглый стол / А. Г. Егоров // Теория и практика физ. культуры.- 2004. - № 5. -

C.58-63.

9. Жаров, Л. В. Человеческая телесность: философский анализ / Л. В. Жарова. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1988. - 128 с.

10. Круткин, В. Л. Онтология человеческой телесности / В. Л. Круткин. - Ижевск : Изд-во Удмуртского ун-та, 1998. - 321 с.

11. Лубышева, Л. И. Спортизация в общеобразовательной школе ; под общ. ред. Л. И. Лубышевой. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009.- 168 с.

12. Степин, В. С. Философия и цивилизация / В. С. Степин // Философы ХХ века: материалы Респ. чтений 10, Минск, 18 нояб.

2004 г. / редкол.: Я.С. Яскевич, В.С. Вя-зовкин. - Минск: РИВШ, 2005. - С. 120128.

13. Соколова, С. Н. Феноменология безопасности современного общества / С. Н. Соколова. - Пинск : ПолесГУ, 2013. - 183 с.

14. Тищенко, П. Д. Психосоматическая проблема: Телесность человека: междисциплинарные исследования / П. Д.Тищенко.

- М.: Физическая культура, 1991. - С. 2638.

15. Калинин, А. С. Проблемы и перспективы развития науки, культуры и общества в контексте интеграции культурных дискурсов / А. С. Калинин, С. И. Копылов, В. О. Шелекета // Наука и эпоха: монография / [О. Ю.Астахова, А.К. Байменова, А. Физическая культура и спорт в системе высшего образования А.Брысина]; под общей ред. проф. О. И. Кирикова. - Воронеж: ВГПУ, 2011. Книга 4. - С. 118-127.

16. Яковлев, А. Н. Трансформации педагогических технологий физкультурно-спортивной деятельности в условиях деятельности высшей школы / А. Н. Яковлев // Устойчивое развитие: наука и практика.

- 2021. - № 1 (29): Спецвыпуск [Труды III Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы физического воспитания и студенческого спорта", 28 января 2021 г. - Государственный университет "Дубна", ФОК "Олимп"]. - С. 163-167.

17. Merleay-Ponty, M. Phenomenology of Perception / M. Merleay-Ponty. - L. : Routledge, 1968. - 492 p.

References

1. Akchurin B.G. Telesnost' kak proyavlenie chelovecheskogo potencziala [Corporeality as a manifestation of human potential]. Soczial 'no-gumanitarny e znaniya [Social and Humanitarian Knowledge]. 2004, no. 2, pp. 31-37. (In Russian)

2. Alekseev S.V., Gostev R.G., Kuramshin Yu.F., Lotonenko A.V., Lubyshev L.I., Fili-monov S.I. Fizicheskaya kul'tura i sport v Rossijskoj Federaczii: Novy'e vy'zovy' sov-remennosti [Physical culture and sport in the Russian Federation: New challenges of our time] M. Scientific publishing center "Theory and practice of physical culture and sports", 2013, 780 p. (In Russian)

3. Buyko T.N. Aksiologicheskie osnovaniya zhiznennogo samoopredeleniya studenta fizkul'turnogo vuza [Axiological foundations of life self-determination of a student of a sports university]. Uchenye zapiski [Memoirs]. Ed. M.E. Kobrinskyet.al. Minsk. BSUFK, 2006. Issue. 9, pp. 3-14. (In Russian)

4. Bykhovskaya I. M. «Chelovek telesnyj» v socziokurturnom prostranstve i vremeni (ocherki socziaFnoj i kul'turnoj antropologii) [Bodily man" in socio-cultural space and time (essays on social and cultural anthropology)]. M., 1997, 209 p. (In Russian)

5. Bykhovskaya I. M. Homo somatic: Aksiologi-ya chelovecheskogo tela [Homo somatic: Ax-iology of the human body]. M. Editorial URSS, 2000, 208 p. (In Russian)

6. Visit N.N. Fizicheskaya kul'tura lichnosti [Physical culture of personality]. Problema chelovecheskoj telesnosti: metodologicheskie, soczial'no-filosofskie, pedagogicheskie aspekty' [The problem of human corporeality: methodological, socio-philosophical, pedagogical aspects]. Kishinev. Shtiintsa, 1989, pp. 34-45. (In Russian)

7. Vilensky M.Ya. Lichnost' studenta v gumani-tarnom, obrazovatel' no-razvivayushhem prostranstve fizicheskoj kul'tury' [Personality of a student in the humanitarian, educational and developing space of physical culture]. Tezisy' dokladov Vseros. nauchno-prakt. konferenczii [Abstracts of the reports Vseros. scientific and practical. conference] September 11-13, 2003. M., 2003. Part 1, pp. 1117. (In Russian)

8. Egorov A. G. Sport i czivilizacziya. Krugly'j stol [Sport and civilization. Round table]. Te-oriya i praktika fiz. kul'tury' [Theory and practice of physical. Culture]. 2004, no. 5, pp. 58-63. (In Russian)

9. Zharov L.V. Chelovecheskaya telesnost": filosofskij analiz [Human corporeality: philosophical analysis]. Rostov na/D. Publishing house Rost. Universit., 1988, 128 p. (In Russian)

10. Krutkin V.L. Ontologiya chelovecheskoj telesnosti [Ontology of human corporality]. Izhevsk. Publishing House of the Udmurt University, 1998, 321 p. (In Russian)

11. Lubysheva L. I. Sportizacziya v obshheobra-zovatel'noj shkole [Sports in a secondary school]. Ed. L.I. Lubysheva. M . NRC "The-

ory and Practice of Physical Culture and Sports", 2009, 168 p. (In Russian)

12. Stepin V.S. Filosofiya i czivilizacziya [Philosophy and civilization]. Filosofy' XX veka [Philosophers of the XX century]. 10, Minsk, 18 Nov. 2004. Ed. Ya.S. Yaskevich, V.S. Vyazovkin. Minsk. RIVSh, 2005, pp. 120128. (In Russian)

13. Sokolova S.N. Fenomenologiya bezopasnos-ti sovremennogo obshhestva [Phenomenology of the security of modern society]. Pinsk. PolesGU, 2013, 183 p. (In Russian)

14. Tishchenko P.D. Psikhosomaticheskaya problema: Telesnost' cheloveka: mezhdiscziplinarny e issledovaniya [Psychosomatic problem: Human corporeality: interdisciplinary research]. M. Physical culture, 1991, pp. 26-38. (In Russian)

15. Kalinin A. S., Kopylov S. I., Sheleketa V. O. Problemy' i perspektivy' razvitiya nauki, kul'tury' i obshhestva v kontekste integraczii kul'turny'kh diskursov [Problems and pro-

spects for the development of science, culture and society in the context of the integration of cultural discourses]. Nauka i e'pokha [Science and Epoch] Yu.Astakhova, A.K. Baimenova, A. [Physical culture and sport in the system of higher education A. Brysina] Ed. O. I. Kirikova. Book 4. Voronezh: VSPU, 2011, pp. 118-127. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Yakovlev A.N. Transformaczii pedagog-icheskikh tekhnologij fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti v usloviyakh deyatel'nosti vy' sshej shkoly' [Scientific and methodological foundations of physical culture and sports in the educational space of higher education in the context of new ideas about sports as a world religion of our time]. Ustojchivoe razvitie: nauka i praktika [Sustainable Development: Science and Practice]. Smolensk. Branch of FGOUVPO "RGUTiS", 2009, 368 p. (In Russian)

17. Merleay-Ponty M. Phenomenology of Perception. L. Routledge, 1968, 492 p.

Received 14 April 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.