Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная активность студентов и факторы ее определяющие'

Физкультурно-спортивная активность студентов и факторы ее определяющие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверина Л. Ю., Ногаец О. А.

В статье представлены данные, полученные в ходе исследования факторов, влияющих на физкультурно-спортивную активность студентов. Выявлен уровень взаимосвязи структуры знаний и умений студентов на старших и младших курсах. Рассмотрены основания для разработки методических подходов к формированию физической культуры личности студента на базе повышения его физкультурной образованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверина Л. Ю., Ногаец О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная активность студентов и факторы ее определяющие»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37

Л.Ю. Аверина

канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «КубГУ»,

Россия, г. Краснодар E-mail: [email protected] О.А. Ногаец

канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «КубГУ»,

Россия, г. Краснодар E-mail: [email protected]

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Аннотация

В статье представлены данные, полученные в ходе исследования факторов, влияющих на физкультурно-спортивную активность студентов. Выявлен уровень взаимосвязи структуры знаний и умений студентов на старших и младших курсах. Рассмотрены основания для разработки методических подходов к формированию физической культуры личности студента на базе повышения его физкультурной образованности.

Ключевые слова

Студент, физкультурно-спортивная активность, физкультурная образованность,

физическая культура личности.

Регламентированные занятия в вузах, равно как и в других типах учебных заведений, не способствуют формированию физической культуры личности в полной мере [1, с. 5]. Этот факт подтверждается и нашими исследованиями. После окончания вуза от спортивной деятельности в организованной форме отказываются примерно 70 % выпускников вузов и более половины студентов старших курсов, где программой не предусмотрены обязательные занятия физической культурой. В тоже время практически на 1/3 возрастает контингент тех, кто вообще не имеет интереса к сфере физической культуры в силу различных обстоятельств. Такое положение во многом связано с бытовавшей вплоть до последнего времени установкой на достижение сиюминутного уровня физической подготовленности, сдачу контрольных нормативов, но не на выработку установки параллельно с этим процессом на дальнейшее физическое самосовершенствование в последующие годы жизни.

Доказано, что формирование положительной установки на физкультурно-спортивную деятельность продуктивно идет лишь в условиях, когда учитываются интересы и склонности контингента [2, с. 89]. Мы установили, что к старшим курсам отмечается падение интереса к единоборствам при сохранении на прежнем уровне интереса к спортивным играм, техническим видам спорта и резкое повышение интереса к плаванию и зимним видам спорта. Этот факт заставляет задуматься, во-первых, о необходимости совершенствования материальной базы вузов, во-вторых, о том, что следует больше внимания уделять занятиям теми видами спорта, которые доступны в последующие периоды жизни. Ведь именно в отношении таких видов физических упражнений, как видим, возрастает интерес к моменту окончания вуза.

Самоорганизация физкультурно-спортивной деятельности в вузах позволяет сегодня реализовать интересы тем студентам, кто нацелен на участие в соревнованиях, сдачу контрольных нормативов и норм ВФСК «ГТО», и в меньшей степени к тем занятиям, которые перспективны для спортивного совершенствования в последующие периоды жизни. Так, например, выявилось, что довольно часто студенты проявляют свой интерес к занятиям на тренажерных устройствах и атлетической гимнастикой. Поэтому необходима специальная работа по расширению кругозора и физкультурной грамотности студентов в этом

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

направлении.

Поддержание и развитие интереса к занятиям физическими упражнениями во многом зависит от субъективного восприятия пользы от данных занятий, а потому немаловажно было рассмотреть вопросы прекращения и возобновления занятий, то есть мотивационную их обусловленность. Разумеется, вне поля зрения не остались и факторы, препятствующие занятиям физическими упражнениями. Анализ факторов, оказывающих влияние на прекращение занятий, свидетельствует, что это, в первую очередь, факторы субъективные: вряд ли можно назвать объективным факт уменьшения свободного времени в связи с новыми интересами опрошенных. Наша позиция объясняется тем, что физкультурно образованный человек практически в любых условиях может найти не только средства и методы, но и социально оправданное время для своего физического совершенствования. К столь же субъективным факторам мы относим и изменение семейного положения. А ведь и эти факторы также имеют удельный вес в структуре причин прекращения физкультурно-спортивной активности. В числе ведущих факторов среди студентов младших курсов отмечаются снижение желания заниматься избранным видом спорта (33,3%), ненадлежащее материально-техническое оснащение (25,8 %), трудности адаптации к учебному процессу и смена места жительства (15,5%), рождение ребенка (9,2%), причем у женщин этот фактор вышел на 1-е место. Чем иным, как недостаточной физкультурной образованностью, можно объяснить этот факт? Ведь именно в этот период, с одной стороны, необходимо уделить достаточно времени оптимизации собственных физических кондиций, с другой создать условия за счет собственной физкультурной активности для привлечения в дальнейшем к активным занятиям своего ребенка.

Достаточная близость ведущих причин прекращения занятий по фактору пола и большие различия по фактору «возрастная когорта» (студенты младших и старших курсов) свидетельствуют, что очевидно можно вести работу по формированию физической культуры личности, применяя одинаковые средства и методы, как для студентов, так и для студенток. Этот вывод подтверждается и анализом причин возобновления занятий физической культурой. Здесь так же на первый план вышли чисто субъективные мотивы, к каковым, по нашему мнению, следует отнести, например, «увеличение свободного времени». Показательно, что в этом отношении значительную роль играет пример друзей, а также влияние средств массовой информации.

Анализ студенческого контингента по выявлению факторов, влияющих на сиюминутную физкультурную активность, показал, что ведущую роль играют мотивы самосовершенствования на младших курсах, причём, в первую очередь, самосовершенствования физического, тогда как на старших курсах ведущими становятся рекреационные мотивы и мотивы общения, особенно для студентов. Для студенток и младших и старших курсов, в число ведущих факторов входит и такой мотив, как «оптимизировать вес». И в отношении факторов, мешающих заниматься физкультурой и спортом, на первый план выходят также субъективные мотивы такие, как усталость после учёбы, домашняя занятость, а для студентов старших курсов - отдалённость места занятий от дома. В целом для студентов на первое место выходит фактор «занятость учёбой». Среди факторов, характерных для конкретных групп, у студентов младших курсов фактор «трудность попадания в определённую группу по конкретному виду спорта» и «необходимость подработки», у студенток - «отсутствие физкультурно-спортивных умений и навыков», а на старших курсах - «появление других увлечений и интересов» (в первую очередь, последнее касается женского контингента). Как видим, и в этом отношении ведущую роль играет физкультурная безграмотность студентов, то есть несформированность физической культуры личности. Ведь усталость после учёбы, степень работоспособности во многом зависят от общей физической подготовленности человека. Понятно поэтому, что необходима специальная педагогическая работа по выработке у студентов, коль уже это не случилось на этапе занятий физической культурой в школе, установки на рациональную двигательную активность. Стабильность факторов даёт нам основание для разработки методических подходов к формированию физической культуры личности студента на базе повышения их физкультурной образованности.

Знания и умения, приобретенные студентами в процессе регламентированных занятий, выступают в качестве базового элемента здорового образа жизни и физкультурно-спортивной активности, включая последующие возрастные периоды. Об этом свидетельствует и то, что уровень взаимосвязи структуры знаний и умений студентов и студенток на старших и младших курсах имеет довольно высокую взаимосвязь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

(коэффициент ранговой корреляции Спирмена в данном случае на уровне 0,8-0,9). Важно констатировать резкое расхождение реальных знаний и умений с теми, которые хотели бы иметь студенты. При этом фиксируется даже отрицательная связь на среднем уровне значимости студенток (коэффициент Спирмена -

0.4. и студентов (-0,1). Дифференцированный анализ реальных и вербальных умений и навыков говорит о том, что практически у всех сопоставляемых контингентов (и по фактору «пол», и по фактору «курс») имеются значительные расхождения, так, у студентов младших курсов эти структуры коррелируют на среднем уровне значимости (порядка 0,4-0,5), а на старших курсах практически полное расхождение у юношей при сравнительно высокой связи у девушек (соответственно, коэффициенты Спирмена - 0,1 и 0,9), подчеркнём, что последний факт вряд ли следует оценить положительно, поскольку именно девушки имеют низкие оценки уровня знаний и умений не достигая даже 3-х баллов из 5-и.

Таким образом, определился один из факторов, благодаря которому можно добиться физкультурно-спортивной активности студентов - формирование физической культуры личности и, в частности, физкультурной образованности студентов. При рассмотрении эффективности организованных и самостоятельных занятий выяснилось, что данные студентов свидетельствуют о возрастании интереса к занятиям физической культурой, а именно к методическим компонентам знаний и умений в области физической культуры и спорта.

Список использованной литературы

1. Аверина Л.Ю. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность как важнейшая составляющая здорового образа жизни студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 24. - С. 5-10. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56403.htm. - [22.03.2017].

2. Ногаец О.А., Голяченко А.В. К проблеме сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи // Современные тенденции развития науки и технологий.- 2017.- № 1-7.- С. 88-90.

© Аверина Л.Ю., Ногаец О.А., 2017

УДК 37.036

Аникина Н.А.

Студентка 3 курса ЛПИ филиала СФУ г. Лесосибирск, РФ

Мезенцева Е.А.

Студентка 3 курса ЛПИ филиала СФУ г. Лесосибирск, РФ

Федченко А.А

Студентка 3 курса ЛПИ филиала СФУ г. Лесосибирск, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития любознательности дошкольников посредством включения в изобразительную деятельность. Главной задачей в формировании любознательности является развитие творческих способностей, так как развитие этих качеств делает мышление гибким и оригинальным.

Ключевые слова Любознательность, изобразительная деятельность.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации [6].

Мы, считаем, что развитию любознательности дошкольников будет способствовать организация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.