ДЕКАБРЬ №12 (237) ЗНиСО 27
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКАСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И РИСКА РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ
А.А. Артеменков
PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC EVALUATION OF THE PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS AND THE RISK OF DISEASE
А.А. Artemenkov ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
Изучены соматическое здоровье и основные риски заболеваний студентов. Показано, что у девушек чаще поражается мочеполовая система, нарушается жировой обмен, существует эндокринный риск. У юношей отмечена большая вероятность изменений со стороны пищеварительной системы и водно-минерального обмена.
Ключевые слова: студенты, здоровье, функции, риск.
Studied the physical health of students and the principal risks of diseases students. It is shown that girls chesche urogenital system is affected, impaired fat metabolism, there is an endocrine risk. Young men are more likely changes in the digestive system and water-mineral metabolism.
Keywords: students, health, function, risk.
Обучение в современном вузе требует от студентов значительного интеллектуального и нервно-психического напряжения. Особенно велики умственные нагрузки в период экзаменационной сессии и контрольных испытаний. В подобных условиях функционирование организма протекает на предельных возможностях и гра-
ничит с патологией. Некоторые авторы отмечают ухудшение состояния здоровья студентов от младших курсов к старшим [5]. Удельный вес хронически больных увеличивается с 18,7 % (1-й курс) до 24,9 % (5-й курс) (р < 0,05). Уровень общей и первичной заболеваемости студентов вузов имеет тенденцию к росту.
28
ЗНиСО ДЕКАБРЬ №12 (237)
На состояние здоровья студентов оказывают негативное влияние недостаточная двигательная активность, стрессы, интеллектуальное и нервно-психическое напряжение, нарушение режима питания, учебы и отдыха [3; 4].
Оценка функционального состояния учащейся молодежи показала, что физиологическая норма-регистрируется у 20 % лиц, пограничное с нормой
— у 26 %, дезадаптация — у 31 % и предпатологии
— у 23 % [2]. Повышенный риск для здоровья учащейся молодежи диктует необходимость управления оздоровительными процессами.
Цель данной работы — изучение соматического здоровья студентов и выявление риска развития заболеваний.
Материалы и методы. В эксперименте приняли участие 74 студента Череповецкого государственного университета в возрасте 18—21 года (42 девушки и 32 юноши). Все испытуемые — жители г. Череповец, практически здоровые и занимающиеся в основной группе физического воспитания.
Оценка соматического здоровья проводилась с использованием аппаратно-программного комплекса «Диамед» в «Центре здоровья» МБУЗ «Городская поликлиника № 1» Череповца. Испытуемый в положении сидя помещал кисти рук ладонями вниз на два электрода и ставил обнаженные стопы на металлические пластины. Два электрода прибора прикреплялись повязкой на область лба. Перед проведением процедуры и после каждого обследования металлические пластины прибора обрабатывались спиртовым раствором. Параметры функционального состояния организма фиксировались в течение 3,5 мин. После процедуры проводился анализ сомато-грамм студентов с данными по основному риску, по связанным рискам и состоянию пациентов. Индивидуальные риски испытуемых суммировались, затем вычислялся процент нарушений по каждой функции и патофизиологическому состоянию. Статистический анализ групповых различий проводился по критерию Фишера.
Результаты и обсуждение. Проведенное исследование выявило определенные различия в соматическом здоровье девушек и юношей. Представлены функциональные системы организма, наиболее подверженные влиянию различ-
ных факторов среды и наиболее часто возникающие патологические процессы. Сравнительный анализ полученных данных показал, что девушки, в отличие от юношей, наиболее подвержены заболеваниям, связанным с урогенитальным трак- Д том — 50,0 и 3,1 % соответственно (р < 0,01). 3:
У юношей, напротив, чаще развиваются нару- ^ шения со стороны пищеварительной системы. Основной риск возникновения данных заболеваний составляет 68,7 %, тогда как у девушек риск возникновения нарушений пищеварительной функции достоверно ниже — 16,6 %. По нашим данным, риск заболеваний со стороны других органов и систем организма незначителен. В целом, выявленные различия согласуются с ранее полученными сведениями. Как показывают исследования, широкий спектр заболеваний студентов касается 13 систем организма [1].
Проявления признаков нарушений со стороны ведущих систем организма позволяют сделать определенные выводы о характере нарушений гомеостаза обследуемых (табл. 1). Так, отмечен достаточно высокий риск развития гиперкап-нии как у девушек, так и у юношей, что связано, по-видимому, с длительным пребыванием их в учебном заведении, нарушением микроклиматических условий в аудиториях и отсутствием должного проветривания помещений на переменах. В ходе работы также обнаружены достоверные различия в нарушении липидного обмена и снижении активности ферментов печени и поджелудочной железы. Вероятность данных нарушений у девушек и юношей составляет 28,5 и 12,5 % соответственно (р < 0,05).
Результаты обследования студентов указывают на высокий риск деформации позвоночного столба, снижение плотности костной ткани и наличие проблем с суставами у испытуемых, что, вероятно, связано с длительными статическими нагрузками на позвоночник, возникающими в ходе продолжительных 6—8-часовых учебных занятий. Кроме того, размеры мебели в студенческих аудиториях зачастую не соответствуют росту сидящих, а положение тела не отвечает гигиеническим требованиям.
Интенсивный образ жизни и напряженный умственный труд повышают вероятность раз-
Таблица 1. Количество связанных рисков заболеваний у студентов, %
Патофизиологическое состояние Девушки (п = 42) Юноши (п = 32)
Гиперкапния 76,2 65,5
Возможность нарушения липидного метаболизма, понижение активности ферментов печени и поджелудочной железы 28,5 12,5*
Риск деформации позвоночного столба, снижение плотности костей и проблемы с суставами 88,1 75,0
Вероятность нарушения гипофизарной функции, связанной с эмоциональной или психологической проблемой 71,4 31,2**
Вероятность неспецифической депрессии 80,1 53,1**
Примечание: * — р < 0,05; ** — р < 0,01 — значимые различия по критерию Фишера в сравнении с показателями у девушек.
ДЕКАБРЬ №12 (237) ЗНифО
29
Таблица 2. Вероятность нарушения функционального состояния студентов, %
Патофизиологическое состояние Девушки (n = 42) Юноши (n = 32)
Нарушение равновесия гомеостаза 92,8 68,7**
Расстройство гомеостаза, вызванное стрессом или являющееся его следствием 81,0 46,8**
Возможность тканевой гипоксии из-за уменьшения подачи кислорода с кровью 76,1 43,7**
Возможность нарушений микроциркуляции крови 14,2 6,2
Повышение базового метаболизма (ускорение обмена веществ) 69,0 31,2**
Снижение базового метаболизма 19,0 50,0**
Легкая внеклеточная дегидратация 12,0 28,1*
Нарушение регуляции воды (задержка воды и отек) 7,1 6,2
Повышение гематокрита, гиповолемия и межклеточная дегидратация 2,3 15,6*
Нарушения регуляции натрия 0,0 15,6
Хроническая усталость 4,7 3,1
Вероятность медикаментозной интоксикации 2,3 3,1
Примечание. * — р < 0,05; ** — р < 0,01 — значимые различия по критерию Фишера в сравнение с показателями у девушек.
вития у студентов гипофизарной дисфункции, связанной с эмоциональной или психологической проблемой. У девушек возможность данных нарушений составляет 71,4 %, у юношей — 31,2 % (р < 0,01). Вероятность возникновения неспецифической депрессии в процессе обучения у девушек выше, чем у юношей — 80,1 и 53,1 % соответственно (р < 0,01).
Большой объем учебных нагрузок создает определенные риски развития патофизиологических состояний у студентов (табл. 2). Полученные результаты показали наличие у девушек высокой вероятности нарушений равновесия гомеостаза и его расстройство вследствие стресса. У юношей возможность данных изменений достоверно ниже. Возможность развития тканевой гипоксии у девушек и юношей составляет 76,1 и 43,7 % (р < 0,01). Проведенное обследование выявило повышение базового метаболизма у девушек и его снижение — у юношей. В то же время, достоверная вероятность нарушений водно-минерального обмена у юношей выше, чем у девушек, которая в большей степени проявляется внеклеточной дегидратацией тканей, повышением гематокрита, гиповолемией и межклеточной дегидратацией, а также нарушением регуляции обмена натрия.
Заключение. Таким образом, в процессе исследования выявлены основные и сопутствующие риски заболеваний у студентов вуза: так, у девушек преимущественно нарушаются урогенитальные, а у юношей — пищеварительные. У девушек отмечается большая вероятность нарушения липидно-го обмена и гипофизарной функции, связанной с психоэмоциональными проблемами, существуют
большие риски нарушения гомеостаза, тканевой гипоксии и ускорения обмена веществ, а у юношей присутствует большая вероятность развития патологии со стороны водно-минерального обмена. Выявление функциональных систем, подвергающихся наибольшему риску, позволяет прогнозировать состояние здоровья учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артеменков А.А. Динамика заболеваемости студентов в процессе обучения //Здравоохранение Российской Федерации. 2012. № 1. С. 47—49.
2. Бортановский В.Н., Золотарева А.В. Оценка и прогнозирование уровня здоровья учащейся молодежи с позиции теории адаптации //Проблемы здоровья и экологии. 2004. № 2. С. 116—120.
3. Кисляк О.А. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у подростков //Качество жизни. Медицина. 2008. № 4 (27). С. 7—17.
4. Кожевникова Н.Г. Гигиенические основы формирования здорового образа жизни студентов //Гигиена и санитария. 2011. № 6. С. 48—51.
5. Резенфельд Л.Г., Батрымбетова С. А. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него //Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 4. С. 38—39.
Контактная информация:
Артеменков Алексей Александрович, тел.: 8 (8202) 51-77-38; 8 (911) 516-21-40; e-mail: [email protected]
Contai information: Artemenkov Alexej,
phone: 8 (8202) 51-77-38; 8 (911)-516-21-40; e-mail: [email protected]