УДК 612.01:373.3.172-057.874:159.922.73
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В.В. Горбунова, Д.И. Анисимова, М.А. Булычева, О.В. Сивкова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: [email protected]
В связи со значительными перестройками системы образования накопилось много вопросов, связанных с опасением родителей и педагогов за физическое и психическое благополучие детей. Исследование разных уровней адаптационного процесса в период адаптации к школьному обучению в разных типах школ позволяет ответить на часть этих вопросов. Используя адекватные методики - анализа вариабельности сердечного ритма, психометрического и социометрического анкетирования, разработанные специально для младших школьников, мы обнаружили, что большинство детей не испытывают значительных трудностей во время адаптации к школьной жизни, их адаптационные резервы достаточны и не подвергаются перенапряжению. Однако у части детей, составляющей около 10 %, психофизиологическое состояние свидетельствует о значительных энергетических и психических тратах, что позволило нам выделить их в группу риска и разработать рекомендации для предотвращения негативных последствий перенапряжения процессов адаптации.
Ключевые слова:
Напряжение адаптации, кардиоинтервалограмма, вариабельность сердечного ритма, уровни регуляции, готовность к школе.
Возраст 7 лет является одним из критических периодов возрастной периодизации в значительной степени из-за сложного и многозначного процесса перехода ребенка в новый социальный статус - ученика начальной школы [1]. Психологическая и социальная помощь без учета физиологических параметров адаптации может оказаться неэффективной, вызвать у ребенка негативные реакции, снизить его устойчивость к заболеваниям [2-4].
В то же время для качественного физиологического сопровождения адаптивного периода необходима адекватная диагностика состояния и возможностей адаптационных механизмов детей. Широко использующаяся относительно простая неинвазивная методика анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) позволяет проводить массовые обследования в школах без затрат большого количества времени [5]. При этом появляется возможность представлять объективную картину напряжения механизмов адаптации ребенка, давать учителю и родителям конкретные рекомендации по предупреждению негативных последствий дезадаптации. В комплексе с психологической и социально-педагогической характеристиками первоклассника,
Горбунова Виктория Владимировна, канд. биол. наук, доцент, доцент кафедры анатомии, физиологии и медицины естественнонаучного факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. E-mail: [email protected] Область научных интересов: психофизиологическая характеристика деятельности школьников и студентов. Анисимова Дарья Игоревна, магистрант Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. E-mail: [email protected] Область научных интересов: психофизиологическая характеристика деятельности школьников и студентов Булычева Марина Анатольевна, старший лаборант кафедры анатомии, физиологии и медицины естественнонаучного факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. E-mail: [email protected] Область научных интересов: психофизиологическая характеристика деятельности школьников и студентов Сивкова Оксана Васильевна, студентка естественнонаучного факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: [email protected] Область научных интересов: психофизиологическая характеристика деятельности школьников и студентов
физиологическая оценка его состояния позволяет индивидуализировать учебный процесс, избежать непродуктивных энергетических и психических затрат детского организма.
Цель исследования: изучение напряжения адаптационных процессов у детей с разным уровнем готовности к школьному обучению и разной социально-психологической адаптацией в первые месяцы обучения в школе.
Задачи исследования: произвести анализ физиологического, психофизиологического и социально-психологического статуса детей, начинающих обучение в начальной школе; сопоставить физиологическую и социально-психологическую адаптацию к обучению в школе; разработать рекомендации для учителей и родителей с целью предотвращения дезадаптации и сохранения оптимальной работоспособности ребенка.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 98 первоклассников двух школ г. Перми: школы «ООШ» - общеобразовательная школа - и школы «ООШС» - общеобразовательная школа со спортивным уклоном. Средний возраст - 7,67 года. Дети проходили обследование с согласия родителей во время учебного дня с 9 до 12 часов. Измерялись следующие параметры: рост (см), вес (кг), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД, мм рт. ст.). У каждого ребенка после 10-минутного отдыха производилась регистрация электрокардиограммы (ЭКГ) в I или II стандартном отведении в положении сидя в течение 2,0-2,5 мин для получения вариационного ряда кардиоинтервалов с целью статистической обработки этого ряда. Определялись показатели вариабельности сердечного ритма: средняя длительность кардиоинтервала (R-R, мс), наиболее часто встречающийся кардиоинтервал (Мо, мс), частота этого интервала (АМо, %), среднеквадратичное отклонение в ряду (SDNN, мс), вариационный размах (R-Rmax - R-Rmin, мс), коэффициент вариации (CV, у.е.), индекс напряжения (ИН или SI - стресс-индекс, у.е.). Эти данные позволяют судить о степени напряжения регуляторных механизмов в процессе адаптации к обучению.
Для определения баланса возбуждения и торможения в ЦНС осуществлялась регистрация реакции на движущийся объект (РДО, компьютерный вариант рефлексометрии), учитывалось среднее время ошибки без учета знака (Тош), время запаздывающих (Тзап) и опережающих (Топер) реакций при задании остановить на определенной метке на экране компьютера движение полоски, заполняющей ограниченное пространство [6].
В другие дни дети подвергались психологическому тестированию для выявления психометрических - готовность к обучению (Готовн.), познавательный и эмоционально-волевой компоненты готовности (ПК и ЭВК), школьная мотивация (ШМ), ситуативная и личностная тревожность (СТ и ЛТ) - и социометрических - учебная активность (УА), поведение на уроках и в перемену (ПВД у, ПВД п), отношение к учителю и одноклассникам (О/у, О/д) - показателей.
Использовались методики: измерение социально-психологической адаптации по Э.М. Александровской [2]; оценки уровня школьной мотивации по Н. Лускановой [7]; определение уровня тревожности по Ч.Д. Спилбергеру в адаптации Ю.Л. Ханина [8]. Школьная готовность определялась по методике НОЦ «Психодиагностика» Южно-Уральского университета «Диагностика готовности к обучению в школе» [9].
Обработка полученных результатов проводилась с применением пакета программ Statistica 6.0 for Windows. Использовались Т-критерий Стьюдента для связанных и несвязанных групп, критерий Манна - Уитни для несвязанных и Sign-тест для связанных ранжированных значений показателей. Различие признавалось достоверным при уровне значимости р < 0,05. Корреляционный анализ осуществлялся методом непараметрической статистической процедуры - корреляционной матрицы Спирмена, использующей ранговые значения показателей.
Результаты. Для оценки уровня напряжения адаптационных процессов и выявления адаптационного резерва у детей был рассчитан показатель ИФИ (индекс функциональных изменений) [10]. Формула для вычисления ИФИ включает антропометрические и физиометриче-ские показатели: массу тела (МТ), рост (Р), возраст (В), артериальное давление (САД и ДАД) и частоту сердечных сокращений (ЧСС).
ИФИ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009МТ - 0,009Р - 0,27.
Чем больше значение ИФИ, тем ниже адаптационные резервы организма, меньше его адаптационный потенциал. Для детей, по возрастной периодизации относящихся к разряду «второе детство» или «младший школьный возраст», значения ИФИ до 2,29 ед. приемлемы, большие величины свидетельствуют о неудовлетворительной адаптации или даже ее срыве.
Учитывая, что дети в таком состоянии могут оказаться более утомляемыми, более подверженными инфекциям, хуже усваивать изучаемый материал, мы выделили их в группу риска (ГР) и сравнили с остальными детьми - контрольная группа (КГ) - по показателям вариабельности сердечного ритма, свойствам нервных процессов, психометрическим и социометрическим параметрам. К данной группе были отнесены 12 детей, имеющих значения ИФИ от 2,29 до 2,54 ед.
Данные представлены в таблице. Обращает на себя внимание существенная разница таких показателей, как артериальное давление и частота сердечных сокращений - они выше у детей ГР. Показатели вариабельности ритма сердца (ВРС) принято делить на свидетельствующие о напряжении симпатической, парасимпатической нервной системы и напряжении центрального (надсегментарного) уровня регуляции. «Парасимпатические» показатели, такие как среднеквадратичное отклонение вариационного ряда кардиоинтервалов - SDNN, их среднее значение - R-R - у детей данной группы ниже, чем в основной части выборки, тогда как «симпатические», в частности АМо и ДП, выше. У них также выше значение интегрального показателя - индекса напряжения (ИН), что рядом авторов рассматривается как показатель напряжения центрального компонента регуляции [11].
Для более точного установления соотношения симпатического, парасимпатического и центрального уровней регуляции внутри групп и между ними было проведено сравнение ранжированных показателей, отражающих вклад каждого из компонентов в общее напряжение ре-гуляторных механизмов. В качестве параметров симпатической регуляции взята сумма рангов показателей диастолического давления (ДАД), частоты сердечных сокращений (ЧСС) и двойного произведения (ДП), отражающего энергетические траты миокарда и существенно зависящего от симпатической активности [12]. Для оценки парасимпатического вклада в регулятор-ные процессы использовались показатели: вариационный размах ряда кардиоинтервалов, среднеквадратичное отклонение этого ряда и длительность модального интервала Rmin+SDNN+Mo), представленные рангами абсолютных значений показателей. Эти параметры, по мнению большинства исследователей, отражают напряжение парасимпатического компонента регуляции [13]. Наконец, центральный компонент - сумма рангов систолического давления крови (САД), плотности распределения модального интервала в вариационном ряду кардиоинтервалов (АМо) и индекса напряжения (ИН).
Таблица 1. Физиологические и психометрические параметры в группах детей, имеющих разный адаптационный потенциал (ИФИ)
Показатель Хорошая и удовлетворительная адаптация, КГ n = 86, ИФИ от 1,4 до 2,29 ед. Неудовлетворительная адаптация, ГР n = 12, ИФИ > 2,29 ед. p
М ± m М ± m
Вес, кг 26,81 ± 0,51 30,00 ± 2,03 0,044
САД, мм рт. ст 107,43 ± 0,90 124,17 ± 3,25 0,000
ДАД, мм рт. ст 71,06 ± 0,69 78,75 ± 2,16 0,000
R-R, мс 692,75 ± 9,16 631,14 ± 25,42 0,021
SDNN, мс 65,27 ± 2,81 49,69 ± 3,81 0,045
AMo, % 32,68 ± 1,36 41,08 ± 3,49 0,032
ИН, у.е. 110,93 ± 10,62 169,95 ± 40,23 0,069
ДП, ед. 92,38 ± 1,51 121,35 ± 2,51 0,000
Тош, мс 86,22 ± 3,44 103,83 ± 7,39 0,079
О/д, ед. 4,01 ± 0,13 2,83 ± 0,51 0,003
ПВД, ед. 4,04 ± 0,10 3,33 ± 0,34 0,019
СОЦ, ед. 4,06 ± 0,11 3,25 ± 0,39 0,012
СПА, ед. 3,94 ± 0,07 3,39 ± 0,26 0,011
ЛТ, ед. 35,46 ± 0,72 31,45 ± 1,43 0,040
Симпат. рег, ед. 10,67 ± 0,35 16,50 ± 0,76 0,000
Парасимп. рег, ед. 10,08 ± 0,42 7,52 ± 0,76** 0,029
Центральная рег, ед. 7,75 ± 0,32'' 12,24 ± 099 0,000
Примечание: ** - напряжение парасимпатической регуляции меньше, чем симпатической, при р < 0,01; '' - напряжение центральной регуляции меньше, чем парасимпатической и симпатической, при р < 0,01
Для определения шага при ранжировании использовалась формула Стерджесса
N = 1 + 3,32lg(n),
где N - количество рангов, n - величина выборки [14]. В нашем случае N = 7,6, что позволило применить 8-шаговое ранжирование.
Сравнение вклада каждого из компонентов регуляции между группами однозначно свидетельствует о чрезмерном напряжении симпатической и центральной регуляции и слабости парасимпатической в группе риска, то есть у детей с неудовлетворительной адаптацией. По мнению Р.М. Баевского и Н.А. Агаджаняна [15], такое перераспределение не позволяет организму широко использовать собственные резервы, делает приспособление чрезмерно затратным как энергетически, так и психологически.
Последняя деталь подтверждается сравнением показателей психологической составляющей адаптации к школе между детьми двух групп. Все показатели - поведение на уроке и на перемене (ПВД), отношения с детьми (О/д), уровень социализации (СОЦ), социально-психологическая адаптация (СПА) - у детей с неудовлетворительной адаптацией оказались ниже, чем у основной массы первоклассников. В этой группе ниже также и личностная тревожность (ЛТ), что можно рассматривать как проявление недостаточности эмоциональной сферы.
Учитывая, что в любой ситуации организм создает функциональные системы, обеспечивающие оптимальное для достижения полезного результата соотношение многих структур и процессов, мы проанализировали корреляционные взаимоотношения параметров разных уровней регуляции у детей как КГ, так и ГР. Полученные корреляционные матрицы представлены в виде рис. 1.
Рис. 1. Корреляционные связи между показателями психометрии и социометрии с морфомет-рическими, физиометрическими и психофизиологическими параметрами у детей группы риска (ГР) и контрольной группы (КГ). Сплошная линия - позитивная связь; штрихованная линия -негативная; достоверны при уровне значимости р < 0,05
Анализ положительных и отрицательных корреляционных связей свидетельствует о том, что создание оптимального приспособительного эффекта у детей двух групп имеет как схожие, так и различающиеся тенденции. Из похожих тенденций следует отметить прежде всего факт лучшего усвоения знаний (ЗН) более крупными детьми - в той и другой группе выражена положительная корреляция массы тела (вес) и усвоения знаний, а в группе риска эта тенденция еще и акцентирована связями вес - готовность к учебе (готовн) и вес - эмоционально-
волевой компонент (ЭВК) готовности к школе. Кроме того, в этой группе со всеми данными параметрами положительно коррелирует и массо-ростовой индекс (МРИ).
Еще одна общая тенденция - связь показателя ситуативной, т. е. зависящей от обстановки, тревожности (СТ) и значений кардиоинтервалограммы, отражающих вклад в работу сердечно-сосудистой системы парасимпатического компонента регуляции - средняя величина кардио-интервала и модальный, т. е. наиболее встречающийся, интервал (Мо). Эта закономерность подтверждается и тем, что противоположный по своей сути компонент - симпатический (симпат) - в обеих группах имеет с СТ отрицательную корреляционную связь. Однако, хотя внешне проявляется как будто одинаковый эффект, его физиологическая сущность разная. Действительно, в КГ симпатическая и парасимпатическая регуляции практически уравновешены, поэтому противоположные по знаку корреляции - это тоже своеобразное уравновешивание разноуровневых свойств, физиологических и психологических, и может рассматриваться как компенсация одного качества другим, не позволяющая перейти организму к чрезмерному напряжению.
В группе риска сами по себе симпатическая и парасимпатическая регуляции различаются очень существенно, кроме того, имеется и очень значительное проявление центральной регуляции, регуляции «от головы», что позволяет нам говорить о высоком уровне напряжения регуляции, причем регуляции энергетически и психически затратной. Поэтому в данном случае неправомерно рассматривать сложившиеся отношения как компенсаторные. Скорее, имеет место «порочный круг»: более высокий уровень симпатической регуляции обеспечивает снижение парасимпатической, параллельно снижается тревожность. Однако ее снижение приводит к повышению напряжения и за счет симпатического, и за счет центрального компонентов регуляции.
Есть связи, которые свидетельствуют о противоположных тенденциях в характере адаптивных реакций детей двух групп. В частности, точность двигательных реакций, определяемая с помощью теста реакции на движущийся объект (РДО), у детей ГР связана со школьной мотивацией, социально-психологической адаптацией и эффективностью учебной деятельности (ШМ, СПА, УДэф) таким образом, что более точно выполняющие тест дети, делающие меньшую ошибку, имеют более высокий уровень школьной мотивации и лучшую социально-психологическую адап-тированность. Тогда как у детей КГ прямо противоположная связь: более высокий уровень школьной мотивации сопровождается меньшей точностью выполняемого задания. Эту связь нельзя рассматривать как парадоксальную. Во-первых, дети 7-8 лет находятся в стадии формирования уравновешенности нервной системы, и в полной мере говорить о сформировавшихся закономерностях в этой области пока рано. Главное же, на наш взгляд, то, что школьная мотивация и должна вступать в некоторое противоречие с другими видами деятельности, в частности с точностью выполнения теста, к учебной деятельности отношения не имеющего.
Подводя итог обсуждению результатов работы, дадим краткую характеристику групп.
Группа риска (ГР) действительно требует специального, причем индивидуального, внимания к организации работы каждого ребенка: более тщательного соблюдения режима, особенно переключения ребенка с одного на другой вид работы, щадящего графика, обязательной профилактики переутомления и обязательного же включения умеренной максимально организованной физической нагрузки. По оценкам параметров вариабельности сердечного ритма и показателей психо- и социометрии мы составили рекомендации для большинства детей не только ГР, но и приближающейся к этой группе по показателям еще одной группы из 11 человек. На наш взгля,д такие рекомендации могут в некоторой степени помочь сгладить возможные негативные последствия избыточной учебной нагрузки, характеризующей действующие в настоящее время программы обучения в начальной школе.
Что касается контрольной группы (КГ), то большинство детей проходят период адаптации без каких бы то ни было трудностей, их организмы успешно справляются с перераспределением активности регуляторных механизмов и выстраивают оптимальную для конкретной обстановки функциональную систему, главным содержанием которой является баланс разных видов регуляции, что приводит к высокой устойчивости по отношению к неблагоприятным явлениям и ситуациям.
Выводы
1. Большинство детей, обучающихся в первых классах «ООШ» (общеобразовательной школы) и «ООШС» (школы со спортивным уклоном) успешно адаптируются к обучению и школьным нагрузкам.
2. Для детей группы риска (ГР) характерен дисбаланс нервной регуляции, в частности преобладание симпатического и центрального компонентов над парасимпатическим, что снижает их адаптационный резерв и создает условия для нарушения нормального вхождения в ритм учебной активности.
Работа выполнена в рамках фундаментального исследовательского проекта 024-Ф «Интегральная индивидуальность школьника и ее развитие на разных ступенях образования (начального, основного, старшего) в современных социокультурных условиях». Руководитель - чл.-
корр. РАО, проф. Б.А. Вяткин
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. - М.: Владос, 2001
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988. - С. 12-27.
3. Андриенко Н.К. Семейная среда как фактор успешной адаптации ребенка к школьному обучению // Начальная школа плюс До и После. -2013. - № 12. - С.47-51.
4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
5. Баевский Р.М. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, Р.Н. Палеев // Экспресс-информация / ВНИИМИ. М., 1987. - 65 с.
6. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
7. Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М., 1995. - 155с.
8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. -Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 105 с.
9. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 32 с.
10. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 265 с.
11. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск, 2009. - 254 с.
12. Смирнов А.Д., Чурина С.К. «Двойное произведение» в диагностике состояния сердечно сосудистой системы // Физиология человека. - 1991. - Т. 17, № 3. - С. 64-66.
13. Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation and clinical use // Circulation. - 1996. - V. 93. - P. 1043-1065.
14. Елисеева И.И. Общая теория статистики: учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 255 с.
15. Агаджанян, Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - Ставрополь: СГУ, 2000. 204 с.
Поступила 10.11.2014.