ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
УДК 796 92 : 612 : 796 01 М. Р. ГИБАДУЛЛИН
З. М. КУЗНЕЦОВА И. Ш. МУТАЕВА
Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ
СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается проблема подготовки учащихся 5-6 классов на примере спортивно ориентированного физического воспитания. Изучалось влияние лыжной подготовки (в объеме 16 часов в месяц) на организм школьников 10-12 лет. Экспериментально обоснована реализация инновационной технологии спортивно ориентированного физического воспитания на примере лыжной подготовки. Показано, что занятия по лыжной подготовке ведут к умеренной акселерации физического развития, повышают функциональные резервы кардиореспираторной системы и физическую работоспособность школьников 5-6 классов.
Ключевые слова: физиологические показатели, учащиеся 5-6 классов, спортивно ориентированное физическое воспитание, физическая работоспособность, максимальное потребление кислорода.
Актуальность темы. Развитие современного лыжного спорта характеризуется значительными изменениями в подготовке занимающихся, быстрым ростом технической сложности и изменением соревновательных программ и условий проведения самих соревнований, что связано с различным риском и требует специальной психологической подготовки, особенно для юных лыжников. Одной из важнейших проблем подготовки юных лыжников является ранняя специализация с учетом мотивационно-личностной ориентации к целенаправленным занятиям лыжными гонками и воспитание любви к данному виду спорта. Воспитание любви учащихся к конкретной физкультурной деятельности должно начинаться именно с 5 — 6 классов. Это позволяет обоснованно корректировать учебно-тренировочный процесс, применяя любимую деятельность, повышающую желание заниматься и обеспечивающую надежность спортивной деятельности [1].
Сказанное актуализирует проблему поиска новых подходов и более эффективных средств и методов физической и функциональной подготовки будущей спортивной смены [2]. В настоящие время имеется много примеров спортивно ориентированного физического воспитания, тем не менее мало внимания уделено лыжной подготовке. Лыжный спорт имеет огромное оздоровительное, воспитательное и прикладное значение.
Задачей исследования было изучение физиологических показателей и функциональной подготовки у школьников 5 — 6 классов с разным уровнем двигательной активности.
Методы и организация исследования. Обследовано 80 школьников 10—12 лет. Первая группа (ЭГ) состояла из учащихся, которые занимались по программе спортивно ориентированного физического воспитания на примере лыжной подготовки (авторская программа) с объемом организованных занятий 4 часа в неделю. Во вторую группу (КГ) нами включены школьники вышеуказанной возрастной группы с объемом двигательной активности 2 часа урока физкультуры. У обследованных школьников общепринятыми методами определяли основные антропометрические показатели физического развития, функциональные и основные гемодинамические показатели в состоянии относительного покоя, в положении сидя (ЧСС, артериальное давление, УОК, МОК, МПК). С целью изучения адаптации сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам и изучения физической работоспособности проводили велоэргометрическое тестирование.
Для определения показателей центральной гемодинамики, в частности УОК, был применен реогра-фический метод [Ш. ОкыЫсвк а1, 1974], основанный на регистрации колебаний полного электрического сопротивления тканей, связанных с изменением их кровонаполнения. В наших исследованиях были использованы тетраполярная схема наложения электродов по Кубичеку (1967, 1970) в модификации Ю. П. Пушкаря [3].
Ю. П. Пушкарь (1986) считает, что источником погрешностей при определении УОК вышеуказанным методом являются индивидуальные различия строения грудной клетки обследуемых. Автор пред-
№ серий иссл-й Группы, параметры статистики АДД АДС ЧСС УОК МОК
1 КГ(Х±5) 99,63±10,52 61,63±8,04 75±9,74 52,49 ±7,76 3,92±0,63
ЭГ(Х±5) 93,13±5,02 66,25±5,52 75,63±10,87 54,86 ±10,99 3,92±0,63
1 или и 1076,78 472,5 0,27087 1,11617 1,29955
р 0,00327 0,00066 0,39360 0,13389 0,09879
Разница -6,50 4,63 0,63 2,37 0,20
% -6,52 6,99 0,83 4,32 5,10
2 КГ(Х±5) 100,58±9,73 64,38±6,11 76,23±7,58 49,88±6,35 3,79±0,52
ЭГ(Х±5) 94,88±5,94 65±6,41 68,65±6,54 56,2±10,07 4,56±4,65
1 или и 1074,0 770,0 -4,786 3,36 1,039
р 0,005 0,754 0,000004 0,00061 0,15
Разница -5,70 0,63 -7,57 6,33 0,77
% -5,67 0,97 -9,93 11,26 16,89
1-2 Прирост %; Р КГ 0,94; >0,05 4,27; >0,05 1,64; >0,05 4,97; >0,05 -3,32; >0,05
ЭГ 1,84; <0,05 -1,89; >0,05 -9,23; <0,01 -2,38; <0,05 14,04; >0,05
3 КГ(Х±5) 103,15±8,93 67,75±5,92 77,05±5,75 51,07±6,18 3,91±0,53
ЭГ(Х±5) 96,58±7,48 64,53±6,41 65,75±6,18 57,38±9,53 3,75±0,56
1 или и 1148,00 1060,5 -8,469 -50,531 -1,3
р 0,00037 0,00916 0,00000 0,0000 0,09876
Разница -6,58 -3,22 -11,30 6,31 -0,16
% -6,38 -4,75 -14,67 11 4,09
2 1 со Прирост %; Р КГ 2,49; >0,05 4,97; >0,05 -1,06; >0,05 2,33; >0,05 3,07; >0,05
ЭГ 1,02; >0,05 -0,72; >0,05 -4,22; >0,05 2,06; >0,05 -17,76; >0,05
4 КГ(Х±5) 104,85±8,92 67,41 ±7,13 78,26±5,21 52,41 ±5,83 4,08±5,54
ЭГ(Х±5) 101,25±8,45 65,15±6,58 61,13±3,66 62,28±8,7 3,77±0,52
1 или и 975,5 934,0 1594,0 6,039 1038,5
р 0,0627 0,173 0,0000001 0,000000 0,0216
Разница -3,60 -2,26 -17,13 9,86 -0,31
% 3,43 3,35 -21,89 15,83 -7,6
3-4 Прирост %; Р КГ 1,62; >0,05 -1,79; >0,05 1,55; >0,05 2,56; >0,05 4,16; >0,05
ЭГ 4,61; >0,05 0,95; >0,05 7,03; >0,01 -8,54; >0,01 0,53; >0,05
1-4 Прирост %; Р КГ 4,98; <0,05 8,57; >0,05 4,17; <0,05 -0,15; >0,05 3,92; <0,05
ЭГ 8,02; <0,01 1,66; >0,05 -1,92; <0,01 11,91; <0,01 -3,83; <0,01
Примечание. X — среднее арифметическое, 5 — стандартное отклонение, Т — критерий Стьюдента, и — критерий Манна Уитни, р — уровень значимости при а = 0,05.
лагает использовать поправочные коэффициенты, позволяющие скорректировать ошибки при определении ударного объема методом тетраполярной грудной реографии, связанные с различием объемов грудной клетки испытуемых. Коэффициент погрешности определяли индивидуально в зависимости от параметров шеи и грудной клетки обследуемых школьников [4, с. 132— 136].
Расстояние между измерительными электродами и межэлектродное расстояние (Ь) измерялось сантиметровой лентой, а с индикатора прибора записывалась величина импеданса (7).
Расчет УОК делался по следующей формуле:
УОК = кр—Лети ,
Я
где р — удельное сопротивление крови (Ом/см, постоянная величина для детей примерно 135 м/см); Ь — расстояние между электродами (см); Я — базисное сопротивление по шкале реографа (см); Ad — амплитуда дифференцированной кривой (измерялась от изоэлектрической линии до вершины положительного зубца); К — поправочный коэффициент на каждого ребенка; Ти — время изгнания крови из левого желудочка (с) (измерялось от начала анакроты дифференциальной кривой до вершины отрицательного зубца).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
№ серий иссл-й Группы, параметры статистики АДД, мм рт. ст. АДС, мм рт. ст. ЧСС, уд. мин УОК. мл МОК, л
1 КГ(Х±5) 98,38±8,87 63,75±6,67 82,2±9,23 38,83 ±7,68 3,18±0,58
ЭГ(Х±5) 79,58±6,26 59,45±4,6 85,18±10,21 30,43 ±5,26 2,57±0,39
1 или и 1516,5 1086,0 1,367 -5,711 -5,557
р 3,73 0,0034 0,0877 9,76 1,84
Разница -18,80 -4,30 2,97 -8,41 -0,61
% -19,1 -6,75 3,49 -21,66 -19,18
2 КГ(Х±5) 98,75±8,53 64,45±6,85 81,6±6,91 39,2±7,78 3,18±0,62
ЭГ(Х±5) 87,7±7,34 60,1±2,07 77,9±8,84 32,98±5,75 2,55±0,43
1 или и 1326,0 1117,0 -2,085 -4,067 -5,35
р 1,12 0,000445 0,0202 5,65 4,312
Разница -11,05 -4,35 -3,7 -6,22 -0,64
% -11,19 -6,75 -4,53 -15,87 -20,13
1-2 Прирост %; Р КГ 0,37; >0,05 1,09; >0,05 -0,73; >0,05 0,94; >0,05 0; >0,05
ЭГ 9,26; <0,01 1,08; <0,05 -8,55; <0,05 7,73; <0,01 -0,78; <0,01
3 КГ(Х±5) 102,28±8,53 66,63±6,85 80,48±6,91 39,51±7,78 3,17±0,62
ЭГ(Х±5) 92,05±6,62 60,4±2,37 74,55±7,63 33,44±5,27 2,48±0,39
1 или и 1261,00 1210,5 -3,579 -3,908 -5,585
р 9,897 2,961 0,000299 9,834 1,638
Разница -10,225 -6,225 -5,925 -6,0675 -0,692
% -10 9,34 7,36 -15,36 -21,83
2 1 со Прирост %; Р КГ 3,45; >0,05 3,27; >0,05 -1,37; >0,05 0,79; >0,05 -0,31; >0,05
ЭГ 4,73; >0,05 0,50; >0,05 -4,3; >0,05 1,38; >0,05 -2,75; >0,05
4 КГ(Х±5) 104,73±9,02 66,93±6,27 84,08±6,35 38,7 ±7,81 3,24±0,62
ЭГ(Х±5) 96,38±7,05 62,08±3,21 70,85±6,51 41,47±6,59 2,92±0,42
1 или и 1217,5 1164,0 -9,194 1,711 -2,703
р 3,108 0,0002 2,270 0,045 0,004
Разница -8,35 -4,85 -13,225 2,765 -0,318
% -7,97 7,25 15,73 6,67 9,81
3-4 Прирост %; Р КГ 2,34; >0,05 0,45; >0,05 4,28; >0,05 -2,05; >0,05 2,16; >0,05
ЭГ 4,49; <0,05 2,71; <0,05 -4,96; <0,01 19,36; >0,05 15,07; <0,05
1-4 Прирост %; Р КГ 6,06; <0,05 4,75; >0,05 4,24; <0,05 -0,34; >0,05 1,85; <0,05
ЭГ 17,43; <0,01 4,24; <0,01 -11,35; <0,01 11,04; <0,01 11,99; <0,01
Примечание. X — среднее арифметическое, 5 — стандартное отклонение, Т — критерий Стьюдента, и — критерий Манна Уитни, р —уровень значимости при а = 0,05.
Минутный объем кровенаполнения как интегральный показатель определялся математическим путем:
МОК = ЧССхУОК (л/мин).
РWC¡70 определяет общую физическую работоспособность и дает возможность судить о степени приспособления организма к нагрузке, выраженной в количестве выполненной работы (в кг/мин или Вт) [5]. Физическую работоспособность определяли с использованием велоэргометра отечественного производства типа «Ритм».
Для определения физической работоспособности (РШС170) использовать формулу для расчета:
РШС170 = Ы + (Ы2 -М,)Ц 12
где Ы2 и Ы1 — мощность первой и второй нагрузки в кгм/мин;
12 и ^ — частота сердечных сокращений в конце первой и второй нагрузок.
Результаты и их обсуждение. Для оценки изменения физического состояния школьников посредством разработанной нами экспериментальной прог-
№ серий иссл-й Группы, параметры статистики МПК РШС 170
мальчики девочки мальчики девочки
1 КГ(Х±5) 1,96±0,06 1,87±0,05 423,25±33,08 374±31,14
ЭГ(Х±5) 1,96±0,04 1,86±0,04 425,43±26,98 367,38±24,99
1 или и 0,177 1,03766 0,3222 - 1,0495
р 0,4298 0,15 0,374 0,149
Разница 0,00 -0,01 2,18 -6,63
% 0 0,53 0,51 -1,77
2 КГ(Х±5) 1,99±0,07 1,88±0,05 442,3±41,73 379,63±31,81
ЭГ(Х±5) 2,2±0,08 1,92±0,03 568±45,05 400,88±20,19
1 или и 12,502 3,654 12,947 3,567
р 0,0000 0,00023 0,0000 0,00031
Разница 0,21 0,037 125,70 21,25
% 9,55 1,93 22,13 5,3
1-2 Прирост %; Р КГ 1,51; >0,05 0,53; >0,05 4,31; >0,05 1,48; >0,05
ЭГ 10,91; <0,01 3,13; <0,01 25,1; <0,01 8,36; <0,01
3 КГ(Х±5) 2,1 ±0,09 1,93±0,05 509,13±55,73 405,5±31,81
ЭГ(Х±5) 2,26±0,05 1,94±0,04 604,88±31,33 414,13±22,39
1 или и 9,29 1,117 9,472 1,320
р 0,0000 0,134 0,0000 0,0954
Разница 0,16 0,012 95,75 8,63
% 7,08 0,62 15,83 2,08
2 1 со Прирост %; Р КГ 5,24; <0,05 2,59; <0,05 13,13; <0,05 6,38; <0,05
ЭГ 2,65; >0,05 1,03; >0,05 6,1; >0,05 3,24; >0,05
4 КГ(Х±5) 2,13 ±0,11 1,98±0,05 526,31±61,42 438,88±30,73
ЭГ(Х±5) 2,37±0,09 2,06 ±0,1 647,11±105,3 487,25±61,26
1 или и 10,479 4,44 121,5 4,46
р 0,0000 1,463 0,0000 1,336
Разница, кг 0,24 0,081 120,80 48,38
% 10,13 3,93 18,67 9,93
3-4 Прирост %; Р КГ 1,41; >0,05 2,53; >0,05 3,26; >0,05 7,61; >0,05
ЭГ 4,64; <0,01 5,83; <0,01 6,53; <0,05 15,01; <0,05
1 -4 Прирост %; Р КГ 7,98; <0,01 5,56; <0,05 19,58; <0,05 14,78; <0,01
ЭГ 17,3; <0,01 9,71; <0,01 34,26; <0,01 24,6; <0,01
Примечание. X — среднее арифметическое, 5 — стандартное отклонение,
Т — критерий Стьюдента, и — критерий Манна Уитни, р — уровень значимости при а = 0,05.
раммы использованы показатели, характеризующие функциональное состояние организма: артериальное диастолическое давление (АДД), артериальное систолическое давление (АДС), частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое, ударный объем крови (УОК), минутный объем крови (МОК).
Физиологические показатели, разница между контрольной и экспериментальной группой, приросты между этапами исследования представлены в табл. 1, 2.
В начале исследования показатели артериального систолического давления и частота сердечных сокращений во всех группах мальчиков и девочек практи-
чески одинаковы, разница между контрольными и экспериментальными группами недостоверна (1 = 0,27; 1,37 р>0,05). Такая же ситуация наблюдается у мальчиков в показателях ударного объема крови (1=1,12 при р>0,05) и минутного объема крови (1=1,3 при р>0,05).
К концу обучения в 5-м классе наблюдается достоверное различие между контрольной и экспериментальной группами у мальчиков по трем показателям: АДД (на 5,67 %; р<0,05),ЧСС (на 9,93 %; р<0,01), УОК (на 11,26 %; р<0,05), а у девочек АДД (на 11,19 % р<0,01), АДС (на 6,75 % р<0,01), ЧСС (на 4,53 % р<0,01), УОК (на 15,87 % р<0,01), МОК (на 20,13 % р<0,01).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
За один учебный год достоверный прирост наблюдается у мальчиков ЭГ по тем же трем показателям: АДД (на 1,84 %; р<0,05),ЧСС (на 9,23 %; р <0,01), УОК (на 2,38 %; р<0,05), тогда как в КГ — на 0,94 %; 1,64 % и 4,97 % соответственно (р>0,05). У девочек ЭГ исключения не отмечены, так как достоверный прирост (р>0,01) обнаружен в пяти физиологических показателях (соответственно расположению в таблице) -на 9,26 % (р<0,01); 1,08 % (р>0,05); 8,55 % (р>0,05); 7,73% (р<0,01); 0,78 % (р<0,01), тогда как в КГ прирост незначителен (-0,73-1,09 %) и недостоверен при р>0,05.
К началу обучения в 6 классе наблюдаются достоверные изменения, по всем показателям функциональной подготовленности учащихся ЭГ (р<0,05-0,01). К концу обучения в 6 классе нет достоверных изменений (р>0,05), как у мальчиков ЭГ, в показателях АДД и АДС, несмотря на то что сдвиги различны между собой - 4,61 % и 0,95 %, так и у девочек в показателях УОК (19,36 %).
За время эксперимента показатели АДД, АДС, ЧСС, УОК и МОК достоверно (р<0,01) повысились удево-чек ЭГ, что обусловлено ростом и развитием организма в процессе систематических занятий. В экспериментальной группе у мальчиков и девочек достоверный прирост от начала к концу исследования в этих показателях составил соответственно: АДД — 8,02 % и
17,43 %, АДС - 1,66 % (р>0,05) и 4,24 %, ЧСС-1,92 %
и - 11,35 %, УОК - 11,91 % и 11,04 %, МОК----3,83 %
и 11,99 %. В контрольной группе: АДД - 4,98 % и 6,06 % (р<0,05), АДС - 8,57 % и 4,75 % (р>0,05), ЧСС — 4,17% и 4,24 % (р<0,05), УОК - 0,15 % и -0,34 % (р>0,05), МОК------3,92 % и 1,85 % (р<0,05).
Как видно из полученных результатов, девочки экспериментальной группы отличаются более высокими темпами снижения показателей ЧСС — от 85,18 до 70,85 ударов в минуту. В контрольной группе девочек наблюдается, наоборот, увеличение показателя ЧСС от 82,2 до 84,08 уд/мин. У мальчиков экспериментальной группы темпы прироста показателей ЧСС не столь высоки — от 75,63 до 61,13 уд/мин. В контрольной группе этот показатель также увеличился с 75 уд/мин до 78,26 уд/мин. Различия статистически достоверны (Р<0,05-0,01).
В экспериментальных группах наблюдаются более высокие темпы прироста показателей УОК как у девочек, так и у мальчиков — 11,04 мл (от 30,43 ±5,26 мл в начале эксперимента до 41,47 ±6,59 мл в конце эксперимента) и 7,42 мл против 0,13 мл и 0,08 мл контрольной группы соответственно (Р<0,05).
В исследуемых функциональных показателях МПК и РМ0170 у мальчиков и девочек на протяжении исследования результаты обеих групп неоднородны, сдвиги широко разбросаны (0,53-25,1 %) и достоверны (р<0,01) после первого года эксперимента в экспериментальных группах, исключения составляют в контрольные группы.
Если достоверные изменения (р<0,01) в экспериментальных группах свойственны каждому году обучения (прирост по показателям мальчиков и девочек составляет 3,13-25,1 % за период обучения в 5-м классе и 4,64- 15,01 % в 6-м классе), то в контрольных достоверные изменения (р>0,05) происходят за счет значительных сдвигов в течение года и накопительного характера, свойственного периоду после летних каникул (МПК —5,24 % у мальчиков и 2,59 у девочек, при р<0,05; РШС170 — 13,13 % у мальчиков и 6,38 у девочек, при р<0,05) и в целом за двухлетний эксперимент (МПК — 7,98 % у мальчиков, при р<0,01 и 5,56 у девочек, при р<0,05; РШС170 —19,58 %, при р<0,05 у мальчиков и 14,78 у девочек, при р<0,01) (табл. 3).
Более значимый прирост в физиологических и функциональных показателях состояния здоровья представителей экспериментальной группы по сравнению с испытуемыми контрольной группы можно объяснить тем, что специфика спортивно ориентированного физического воспитания на основе лыжной подготовки подразумевает высокую плотность урока. Возможно, секрет заключается в проведении занятий на открытом воздухе, где целенаправленно применялись дыхательные упражнения, игры, общая и специальная физическая подготовка с элементами лыжной подготовки, ходьба и бег в режиме до 120 — 130 уд/мин.
У школьников, находящихся в постоянном движении с минимальными интервалами отдыха для частичного восстановления, на фоне частичной усталости улучшается общее функциональное состояние организма, повышается работоспособность всех органов и систем организма, то есть при интенсивном выполнении упражнений происходит быстрое вырабатывание систем и органов.
В качестве ускоряющего восстановительного средства использовался активный отдых, то есть переключение на другой вид деятельности.
Таким образом, занятия в рамках экспериментальной программы оказывают положительное влияние на физическое развитие и состояние здоровья школьников 5-6 классов, что обусловлено следующими факторами:
— развитием основных групп мышц и суставносвязочного аппарата средствами общей и специальной физической подготовки;
— необходимостью сохранения правильной осанки во время выполнения любого технического действия;
— акцентированной нагрузкой на мышцы спины, верхних и нижних конечностей при выполнении элементов техники и передвижений на лыжах, что способствует развитию силовых способностей;
— основной чертой данного возраста является переход от нескоординированных движений к организованным, изученным, точным по координации действиям, что связывается с нарастанием контроля со стороны центральной нервной системы, и прежде всего коры больших полушарий головного мозга. Следовательно, возраст 11- 12 лет — период совершенствования произвольных движений, и он очень важен для развития физических качеств.
У школьников 5-6 класса происходит поэтапное возрастное повышение всех размеров тела, причем это движение относительно равномерно для различных частей тела на разных возрастных периодах развития. Все это свидетельствует о том, что основные показатели развития наблюдаемых нами учащихся 5-6 классов, их физические и функциональные характеристики, а также данные физической подготовленности будут равномерно изменяться в сторону большей функциональности в соответствии с возрастными закономерностями.
Библиографический список
1. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников / В. К. Бальсевич, М. П. Шестаков // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 232-237.
2. Фонарев, Д. В. Моделирование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников : монография / Д. В. Фонарев. - Чайковский, 2009. - С. 226.
3. Пушкарь, Ю. П. Определение сердечного выброса методом тетраполярной грудной реографии и ее методические воз-
можности / Ю. П. Пушкарь, В. М. Беланов, Н. А. Елизаров // Кардиология, — 1977. — № 7. — С. 85.
4. Пушкарь, Ю. П. Возможности и перспективы развития реографических методов для изучения системы кровообращения / Ю. П. Пушкарь, В. Ф. Подгорный, Т. И. Хеймец и др. // Терапевтический архив. — 1986. — № 11. — С. 132 — 136.
5. Карпман, В. Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. — М. : Физкультура и спорт, 1974. — 94 с.
ГИБАДУЛЛИН Марат Рустамович, старший преподаватель кафедры теории и методики циклических видов.
КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям.
МУТАЕВА Ильсияр Шафиковна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики циклических видов спорта.
Адрес для переписки: 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Е. Н. Батенчука, 21.
Статья поступила в редакцию 18.02.2010 г.
© М. Р. Гибадуллин, З. М. Кузнецова, И. Ш. Мутаева
УДК 159.9+796.022.7+371.31
И. В. МАЙОРКИНА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ_______________________________________
В статье рассматривается влияние занятий спортивным ориентированием на развитие познавательных процессов, а именно, внимания и памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: внимание, память, задержка психического развития, спортивное ориентирование.
Обращение государственной политики в сторону оздоровления нации требует уделить особое внимание увеличению интереса к занятиям физической культурой детей, особенно с отклонениями в развитии.
Задержка психического развития (ЗПР) — это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов. Основой ЗПР является замедление темпа созревания лобных отделов головного мозга, которое вызывается нарушением их питания. Замедленный темп созревания приводит к частичному нарушению психического развития, без грубых органических повреждений и минимальной функциональной недостаточностью. Причиной ЗПР может стать педагогическая запущенность детей, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка. Наиболее ярко симптомы ЗПР проявляются в младшем школьном возрасте, когда ребенок осуществляет переход к сложным и опосредованным формам деятельности.
Исследователи подчеркивают, что дети с ЗПР составляют 5,8 % всех учащихся начальной школы и около 50 % среди неуспевающих младших школьников [1]. Однако при правильно организованной работе с такими детьми, они в состоянии успешно обучаться в общеобразовательной школе, но начальная школа — самый трудный этап для детей с ЗПР, и это тот временной отрезок, когда важно не опоздать, вовремя оказать помощь детям.
И. Н. Шевлякова подчеркивает, что при отсутствии коррекционной педагогической помощи различия между детьми с ЗПР и нормально развивающимися детьми с возрастом становятся все более явными, что приводит к изоляции от сверстников, различным формам «ухода», компенсации невротического и асоциального характера [2].
Недостаточная изученность вопроса об уровне умственного и физического развития детей младшего школьного возраста с ЗПР, а также отсутствие комплексных развивающих программ, диктует необходимость использования средств и методов физического воспитания, развивающих внимание и память. Таким средством является спортивное ориентирование. Психологическую структуру спортивного ориентирования составляют такие познавательные процессы, как восприятие, воображение, память, внимание, мышление. В процессе ориентирования восприятие окружающей местности протекает в форме наблюдения — сознательного, преднамеренного, планомерного, активного процесса. В ориентировании развивается воссоздающее воображение — умение представлять незнакомую местность по отвлеченным условным знакам на карте, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта [3].
При обучении спортивному ориентированию используются игровой и соревновательный методы, наиболее подходящие для данного возрастного периода. Младший школьный возраст является сензи-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ