УДК 616.1-009.86-085.831-07
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУРСОВЫХ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
И.А. Комарова
Челябинский государственный университет, г. Челябинск
Основной эффект курсовых обонятельных воздействий, применяемых в целях коррекции функциональной дизрегуляции ритма сердца у студентов -первокурсников, заключался в изменении отношений между центральным и автономным контурами регуляции ритма сердца, а также в относительной стабильности значений большинства показателей вариабельности ритма сердца в динамике измерений.
Ключевые слова: обонятельные воздействия, вариабельность сердечного ритма, психоэмоциональный стресс, вегетативный гомеостазис.
Для организации профилактической работы по сохранению здоровья студентов возникает необходимость оценки функционального состояния учащихся в динамике стрессорных состояний при разной выраженности стрессорных расстройств и разработке восстановительных мероприятий для коррекции измененных физиологических показателей. Для широкого использования в популяционных и массовых обследованиях, в частности при исследовании практически здоровых людей в процессе их рабочей, учебной деятельности, по мнению ряда авторов, наиболее пригодны методы анализа вариабельности сердечного ритма [1, 2,4]. Реакции системы кровообращения и, в частности, ее регуляторных механизмов, рассматриваются как результат адаптации организма к большому числу разнообразных факторов внешней среды [2]. Результаты массовых профилактических обследований показали, что от 50 до 80 % населения, в том числе и студенты, находятся на разных стадиях донозологических состояний [2]. При этом могут выявляться дизрегуляции ритма сердца. Выделяют четыре варианта дизрегуляций: 1. Преходящие явления опережающего включения отдельных систем регуляции (преобладание нервного или гуморального, симпатического и парасимпатического элементов). Эти явления обычно определяются как переходный процесс в системе регуляции ритма сердца. 2. Дизрегуляция с преобладанием активности парасимпатической нервной системы диагностируется в случаях нормокардии, умеренной или выраженной тахикардии, когда активация симпатического отдела вегетативной нервной системы относительно невелика. Это бывает обусловлено либо высокой экономичностью энергетических и метаболических процессов (тренированные спортсмены), либо слабостью процессов мобилизации ресурсов, снижением резервных возможностей организма (после тяжелых заболеваний, синдром перенапряжения и астенизации). 3. Дизрегуляция с преобладанием симпатической нервной системы
диагностируется в случаях нормокардии, умеренной или выраженной брадикардии, когда активность симпатического отдела вегетативной нервной системы относительно велика. Это бывает связано с наличием факторов, вызывающих чрезмерную активацию симпатической нервной системы (возбуждение подкорковых центров, раздражение спинномозговых симпатических узлов), либо с компенсаторным усилением адренергических влияний на энергообъем и метаболизм вследствие патологических изменений в организме.
4. Дизрегуляция центрального типа обусловлена возбуждением центрального контура управления, влияющим как на симпатический, так и на парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Такого рода состояния могут наблюдаться при умственном утомлении, физическом перенапряжении [2].
С учетом специфики образовательного процесса коррекция измененных физиологических показателей, оптимизация уровня психоэмоционального стресса у учащихся должны осуществляться преимущественно нелекарственными реабилитационными воздействиями, легко реализуемыми, не требующими сложного технического обеспечения и большого количества времени. Среди этих воздействий особое значение имеют обонятельные, так как обоняние имеет прямое отношение к лимбикоретикулярным структурам мозга [3], являющихся морфофункциональным субстратом эмоциональных реакций, которые претерпевают значительные изменения при психоэмоциональном стрессе [4]. Ранее были найдены индивидуальные особенности студентов, влияющие на эффект однократного обонятельного воздействия [1]. В то же время предполагается, что курсовые воздействия более эффективны, чем одноразовые [3].
В связи с вышеизложенным была определена цель настоящего исследования: определить эффективность курсовых обонятельных воздействий при
Проблемы здравоохранения
функциональной дизрегуляции ритма сердца у студентов - первокурсников.
Методика. Проспективное рандомизированное исследование проводилось на базе Научного реабилитационного центра ЮУНЦ РАМН и Челябинского государственного университета в дни практических занятий в течение семестра у сту-дентов-первокурсников различных факультетов. Всего было обследовано 275 девушек 18-19 лет (в I фазе менструального цикла). Все обследуемые были разделены на две группы: основную (125 человек) и контрольную (150 человек).
Обследование студентов проводилось в помещении реабилитационного центра высшего учебного заведения во время практического занятия три раза в течение семестра: до и после курса обонятельных воздействий в середине учебного семестра, а также через месяц после этого в конце семестра. К измерению показателей применялись стандартные требования. Для проведения сеансов обонятельного воздействия использовались эфирные масла фирмы «Арома» (Республика Крым, Украина). Сеанс обонятельного воздействия длился 10 минут с применением индивидуальных ингаляторов фирмы «Ментоклар». Курсовое воздействие включало 14 процедур [3].
Были применены следующие методики исследования. С помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард 1.2» (программа «ИСКИМ 6», разработанная ИВНМТ «Рамена», г. Рязань) [2] проводился анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) (33 показателя). Кроме того, рассчитывался интегральный показатель активности регуляторных систем (1АЯ8), отражающий общую реакцию организма на воздействие факторов окружающей среды. Запись кардиоинтервалов осуществлялась в течение трех минут. При анализе и интерпретации показателей ВСР использовались Европейско-Американские стандарты [5] и методические рекомендации, разработанные группой российских экспертов [2]. Измерение артериального давления (АД) проводили с помощью электронного автоматического тонометра ОМЯСЖ М2 Есо на левой руке в положении сидя через 10 минут после принятия этого положения, в состоянии покоя. Нами была разработана специальная анкета, в которую, в частности, входили вопросы о самочувствии студентов.
Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью программного обеспечения «БТАТКТЮА® 6,0». С учетом правил статистической обработки результатов медико-биологических исследований для проверки нулевой гипотезы применяли методы непараметрического анализа. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования у студентов была выявлена дизрегуляция ритма сердца, которая в большинст-
ве случаев объективно выражалась в высоких значениях показателей, характеризующих сверхнизкочастотную составляющую спектра вариабельности (УЫ-тх, УЬБ, УЬБ %, УЬБау), что говорит о высокой активности подкорковых нервных центров [2]. При этом значения стресс-индекса (Б1) у большей части студентов находились в пределах нормы и даже ниже ее. Наблюдаемые нами дизре-гуляторные явления у студентов явились обоснованием коррекционной цели применения курсовых обонятельных воздействий.
В основной группе после курса обонятельных воздействий (во втором измерении) было выявлено достоверное (р < 0,05) снижение значений мощности высокочастотных колебаний сердечного ритма в процентах к суммарной мощности (НБ %) с 48,00 ± 2,90 % (медиана 47,9 %) до 41,00 ± 3,18 % (медиана 38,05 %), что может говорить о подавлении активности автономного контура регуляции, за который ответственен парасимпатический отдел вегетативной нервной системы [2]. По другим показателям вариабельности сердечного ритма, а также результатам измерений артериального давления статистически значимые изменения в динамике нами не были выявлены. Все студенты основной группы после курса обонятельных воздействий отмечали субъективное улучшение самочувствия, которое выражалось в большинстве случаев в улучшении эмоционального настроя, уравновешенности поведения, нормализации сна.
В контрольной группе мы выявили достоверное увеличение (р < 0,04) значения амплитуды моды (АМо) и уменьшение (р < 0,01) значения коэффициента вариации полного массива кардиоинтервалов (СУ) ко второму измерению с 37,00 ± 1,99 % (медиана 33,8 %) до 40,00 ± 1,40 % (медиана 39,5 %) и с 7,35 ± 0,32 % (медиана 6,9 %) до 6,66 ± 0,27 % (медиана 6,2 %) соответственно, что отражает усиление стабилизирующего эффекта централизации управления ритмом сердца, который обусловлен, в основном, степенью активности симпатического отдела вегетативной нервной системы [2]. При этом мы наблюдали достоверное (р < 0,03) уменьшение ко второму измерению значения максимальной мощности спектра сверхнизкочастотного компонента вариабельности (УЬБтх) с 0,27 ± 0,04 мс2 (медиана 0,17 мс2) до 0,19 ± 0,03 мс2 (медиана 0,13 мс2), что говорит об уменьшении степени связи автономных (сегментарных) уровней регуляции кровообращения с надсегментарными, включая корковый уровень. Этот показатель характеризует психогенный и энергометаболический компоненты регуляции сердечного ритма, т.е. тесно связан с психоэмоциональным напряжением [2]. Значения доминирующего периода высокочастотного компонента спектра вариабельности сердечного ритма (НИ) в третьем измерении (4,05 ± 0,17 с) были достоверно (р < 0,03) меньше, чем в первом (4,09 ± 0,16 с) и во втором (4,10 ± 0,17 с), что говорит о подавлении активности автономного контура регуляции ритма
96
Вестник ЮУрГУ, № 19, 2008
Комарова И.А.
Физиологические аспекты курсовых обонятельных воздействий
сердца, за который ответственен парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, и указывает на смещение вегетативного баланса в сторону преобладания симпатического отдела [2].
При сравнении значений показателей ВСР у студентов основной и контрольной групп мы не выявили статистически значимых различий между результатами в первом и третьем измерениях. Проведенный анализ включал не только показатели вариабельности сердечного ритма, но и показатель активности регуляторных систем, коэффициент корреляции между частотой сердечных сокращений и частотой дыхания, показатели артериального давления. Во втором измерении мы выявили межгрупповые статистически значимые различия значений таких показателей, как УЫ-тх, мощность спектра сверхнизкочастотного компонента (У1Л7), мощность сверхнизкочастотных колебаний сердечного ритма в процентах к суммарной мощности (УЫ7 %), среднее значение мощности спектра сверхнизкочастотного компонента вариабельности (Уиау). У студентов основной группы после курсовых обонятельных воздействий средние значения и медианы этих показателей были достоверно (р < 0,05) выше, чем у студентов контрольной группы. Так, среднее значение УЫчпх (р < 0,01) в основной группе было 0,28 ± 0,04 мс2 (медиана 0,22 мс2), а в контрольной группе - 0,19 ± 0,03 мс2 (медиана 0,13 мс2); среднее значение УЫ7 (р < 0,02) в основной группе было 0,72 ±0,11 мс2 (медиана
0,49 мс2), а в контрольной группе - 0,49 ± 0,07 мс2 (медиана 0,34 мс2); среднее значение УЫ7 % (р < 0,05) в основной группе было 22,00 ± 1,99 % (медиана 21,3 %), а в контрольной группе -18,00 ± 1,53 % (медиана 16,7 %); среднее значение Уиау (р < 0,02) в основной группе было 179,00 ± ± 26,82 мс2 (медиана 123 мс ), а в контрольной группе - 122,00 ± 18,52 мс2 (медиана 84 мс2). В данном случае можно предположить, что у студентов основной группы после курсовых обонятельных воздействий было выявлено усиление влияния высших вегетативных центров на сердеч-но-сосудистый подкорковый центр [2], что, воз-
можно, учитывая значительное количество студентов с парасимпатикотонией, является проявлением работы компенсаторных механизмов. Таким образом, на основании оценки показателей вариабельности сердечного ритма был выявлен определенный эффект от применения курсовых обонятельных воздействий, но полной коррекции дизрегуляторных явлений в результате этого мы не наблюдали.
Заключение. Курсовые обонятельные воздействия приводят к стабилизации значений большинства показателей вариабельности сердечного ритма у студентов основной группы. Основной эффект курсового обонятельного воздействия заключается в изменении отношений между центральным и автономным контурами регуляции ритма сердца. У студентов контрольной группы, в отличие от студентов основной группы, в динамике наблюдается напряжение механизмов обеспечения внутрисистемного гомеостазиса, в частности в кардиореспираторной системе, усиление активности симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Литература
1. Авилов, О.В. Определение эффективности реабилитации последствий стресса у студентов с помощью анализа вариабельности сердечного ритма / О.В. Авилов // Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам / под ред. академика РАМН В. И. Покровского. - М.: Медицина, 2004. - С. 381—392.
2. Баевский, P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / P.M. Баевский, О.И. Кириллов, С.М. Клецкин. - М.: Наука, 1984.-225 с.
3. Николаевский, В. В. Ароматерапия / В. В. Николаевский. - М.: Медицина, 2000. - 336 с.
4. Судаков, К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / КВ. Судаков. — М.: НИИ НФ им. П.К. Анохина РАМН, 1998. - 266 с.
5. Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use // European Heart Journal. -1996. -№ 17.- P. 354—381.