Научная статья на тему 'Физиологические аспекты курсовых обонятельных воздействий'

Физиологические аспекты курсовых обонятельных воздействий Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ВЕГЕТАТИВНЫЙ ГОМЕОСТАЗИС / AROMATHERAPY / HEART RATE VARIABILITY / EMOTIONAL STRESS / HOMEOSTASIS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Комарова И. А.

Основной эффект курсовых обонятельных воздействий, применяемых в целях коррекции функциональной дизрегуляции ритма сердца у студентов -первокурсников, заключался в изменении отношений между центральным и автономным контурами регуляции ритма сердца, а также в относительной стабильности значений большинства показателей вариабельности ритма сердца в динамике измерений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physiological Aspects of the Course Olfactory Exposure

It's shown that aromatherapy may change neurovegetative control of heart rate, enhancing the parasympathetic influences on heart rate variability.

Текст научной работы на тему «Физиологические аспекты курсовых обонятельных воздействий»

УДК 616.1-009.86-085.831-07

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУРСОВЫХ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

И.А. Комарова

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Основной эффект курсовых обонятельных воздействий, применяемых в целях коррекции функциональной дизрегуляции ритма сердца у студентов -первокурсников, заключался в изменении отношений между центральным и автономным контурами регуляции ритма сердца, а также в относительной стабильности значений большинства показателей вариабельности ритма сердца в динамике измерений.

Ключевые слова: обонятельные воздействия, вариабельность сердечного ритма, психоэмоциональный стресс, вегетативный гомеостазис.

Для организации профилактической работы по сохранению здоровья студентов возникает необходимость оценки функционального состояния учащихся в динамике стрессорных состояний при разной выраженности стрессорных расстройств и разработке восстановительных мероприятий для коррекции измененных физиологических показателей. Для широкого использования в популяционных и массовых обследованиях, в частности при исследовании практически здоровых людей в процессе их рабочей, учебной деятельности, по мнению ряда авторов, наиболее пригодны методы анализа вариабельности сердечного ритма [1, 2,4]. Реакции системы кровообращения и, в частности, ее регуляторных механизмов, рассматриваются как результат адаптации организма к большому числу разнообразных факторов внешней среды [2]. Результаты массовых профилактических обследований показали, что от 50 до 80 % населения, в том числе и студенты, находятся на разных стадиях донозологических состояний [2]. При этом могут выявляться дизрегуляции ритма сердца. Выделяют четыре варианта дизрегуляций: 1. Преходящие явления опережающего включения отдельных систем регуляции (преобладание нервного или гуморального, симпатического и парасимпатического элементов). Эти явления обычно определяются как переходный процесс в системе регуляции ритма сердца. 2. Дизрегуляция с преобладанием активности парасимпатической нервной системы диагностируется в случаях нормокардии, умеренной или выраженной тахикардии, когда активация симпатического отдела вегетативной нервной системы относительно невелика. Это бывает обусловлено либо высокой экономичностью энергетических и метаболических процессов (тренированные спортсмены), либо слабостью процессов мобилизации ресурсов, снижением резервных возможностей организма (после тяжелых заболеваний, синдром перенапряжения и астенизации). 3. Дизрегуляция с преобладанием симпатической нервной системы

диагностируется в случаях нормокардии, умеренной или выраженной брадикардии, когда активность симпатического отдела вегетативной нервной системы относительно велика. Это бывает связано с наличием факторов, вызывающих чрезмерную активацию симпатической нервной системы (возбуждение подкорковых центров, раздражение спинномозговых симпатических узлов), либо с компенсаторным усилением адренергических влияний на энергообъем и метаболизм вследствие патологических изменений в организме.

4. Дизрегуляция центрального типа обусловлена возбуждением центрального контура управления, влияющим как на симпатический, так и на парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Такого рода состояния могут наблюдаться при умственном утомлении, физическом перенапряжении [2].

С учетом специфики образовательного процесса коррекция измененных физиологических показателей, оптимизация уровня психоэмоционального стресса у учащихся должны осуществляться преимущественно нелекарственными реабилитационными воздействиями, легко реализуемыми, не требующими сложного технического обеспечения и большого количества времени. Среди этих воздействий особое значение имеют обонятельные, так как обоняние имеет прямое отношение к лимбикоретикулярным структурам мозга [3], являющихся морфофункциональным субстратом эмоциональных реакций, которые претерпевают значительные изменения при психоэмоциональном стрессе [4]. Ранее были найдены индивидуальные особенности студентов, влияющие на эффект однократного обонятельного воздействия [1]. В то же время предполагается, что курсовые воздействия более эффективны, чем одноразовые [3].

В связи с вышеизложенным была определена цель настоящего исследования: определить эффективность курсовых обонятельных воздействий при

Проблемы здравоохранения

функциональной дизрегуляции ритма сердца у студентов - первокурсников.

Методика. Проспективное рандомизированное исследование проводилось на базе Научного реабилитационного центра ЮУНЦ РАМН и Челябинского государственного университета в дни практических занятий в течение семестра у сту-дентов-первокурсников различных факультетов. Всего было обследовано 275 девушек 18-19 лет (в I фазе менструального цикла). Все обследуемые были разделены на две группы: основную (125 человек) и контрольную (150 человек).

Обследование студентов проводилось в помещении реабилитационного центра высшего учебного заведения во время практического занятия три раза в течение семестра: до и после курса обонятельных воздействий в середине учебного семестра, а также через месяц после этого в конце семестра. К измерению показателей применялись стандартные требования. Для проведения сеансов обонятельного воздействия использовались эфирные масла фирмы «Арома» (Республика Крым, Украина). Сеанс обонятельного воздействия длился 10 минут с применением индивидуальных ингаляторов фирмы «Ментоклар». Курсовое воздействие включало 14 процедур [3].

Были применены следующие методики исследования. С помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард 1.2» (программа «ИСКИМ 6», разработанная ИВНМТ «Рамена», г. Рязань) [2] проводился анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) (33 показателя). Кроме того, рассчитывался интегральный показатель активности регуляторных систем (1АЯ8), отражающий общую реакцию организма на воздействие факторов окружающей среды. Запись кардиоинтервалов осуществлялась в течение трех минут. При анализе и интерпретации показателей ВСР использовались Европейско-Американские стандарты [5] и методические рекомендации, разработанные группой российских экспертов [2]. Измерение артериального давления (АД) проводили с помощью электронного автоматического тонометра ОМЯСЖ М2 Есо на левой руке в положении сидя через 10 минут после принятия этого положения, в состоянии покоя. Нами была разработана специальная анкета, в которую, в частности, входили вопросы о самочувствии студентов.

Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью программного обеспечения «БТАТКТЮА® 6,0». С учетом правил статистической обработки результатов медико-биологических исследований для проверки нулевой гипотезы применяли методы непараметрического анализа. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования у студентов была выявлена дизрегуляция ритма сердца, которая в большинст-

ве случаев объективно выражалась в высоких значениях показателей, характеризующих сверхнизкочастотную составляющую спектра вариабельности (УЫ-тх, УЬБ, УЬБ %, УЬБау), что говорит о высокой активности подкорковых нервных центров [2]. При этом значения стресс-индекса (Б1) у большей части студентов находились в пределах нормы и даже ниже ее. Наблюдаемые нами дизре-гуляторные явления у студентов явились обоснованием коррекционной цели применения курсовых обонятельных воздействий.

В основной группе после курса обонятельных воздействий (во втором измерении) было выявлено достоверное (р < 0,05) снижение значений мощности высокочастотных колебаний сердечного ритма в процентах к суммарной мощности (НБ %) с 48,00 ± 2,90 % (медиана 47,9 %) до 41,00 ± 3,18 % (медиана 38,05 %), что может говорить о подавлении активности автономного контура регуляции, за который ответственен парасимпатический отдел вегетативной нервной системы [2]. По другим показателям вариабельности сердечного ритма, а также результатам измерений артериального давления статистически значимые изменения в динамике нами не были выявлены. Все студенты основной группы после курса обонятельных воздействий отмечали субъективное улучшение самочувствия, которое выражалось в большинстве случаев в улучшении эмоционального настроя, уравновешенности поведения, нормализации сна.

В контрольной группе мы выявили достоверное увеличение (р < 0,04) значения амплитуды моды (АМо) и уменьшение (р < 0,01) значения коэффициента вариации полного массива кардиоинтервалов (СУ) ко второму измерению с 37,00 ± 1,99 % (медиана 33,8 %) до 40,00 ± 1,40 % (медиана 39,5 %) и с 7,35 ± 0,32 % (медиана 6,9 %) до 6,66 ± 0,27 % (медиана 6,2 %) соответственно, что отражает усиление стабилизирующего эффекта централизации управления ритмом сердца, который обусловлен, в основном, степенью активности симпатического отдела вегетативной нервной системы [2]. При этом мы наблюдали достоверное (р < 0,03) уменьшение ко второму измерению значения максимальной мощности спектра сверхнизкочастотного компонента вариабельности (УЬБтх) с 0,27 ± 0,04 мс2 (медиана 0,17 мс2) до 0,19 ± 0,03 мс2 (медиана 0,13 мс2), что говорит об уменьшении степени связи автономных (сегментарных) уровней регуляции кровообращения с надсегментарными, включая корковый уровень. Этот показатель характеризует психогенный и энергометаболический компоненты регуляции сердечного ритма, т.е. тесно связан с психоэмоциональным напряжением [2]. Значения доминирующего периода высокочастотного компонента спектра вариабельности сердечного ритма (НИ) в третьем измерении (4,05 ± 0,17 с) были достоверно (р < 0,03) меньше, чем в первом (4,09 ± 0,16 с) и во втором (4,10 ± 0,17 с), что говорит о подавлении активности автономного контура регуляции ритма

96

Вестник ЮУрГУ, № 19, 2008

Комарова И.А.

Физиологические аспекты курсовых обонятельных воздействий

сердца, за который ответственен парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, и указывает на смещение вегетативного баланса в сторону преобладания симпатического отдела [2].

При сравнении значений показателей ВСР у студентов основной и контрольной групп мы не выявили статистически значимых различий между результатами в первом и третьем измерениях. Проведенный анализ включал не только показатели вариабельности сердечного ритма, но и показатель активности регуляторных систем, коэффициент корреляции между частотой сердечных сокращений и частотой дыхания, показатели артериального давления. Во втором измерении мы выявили межгрупповые статистически значимые различия значений таких показателей, как УЫ-тх, мощность спектра сверхнизкочастотного компонента (У1Л7), мощность сверхнизкочастотных колебаний сердечного ритма в процентах к суммарной мощности (УЫ7 %), среднее значение мощности спектра сверхнизкочастотного компонента вариабельности (Уиау). У студентов основной группы после курсовых обонятельных воздействий средние значения и медианы этих показателей были достоверно (р < 0,05) выше, чем у студентов контрольной группы. Так, среднее значение УЫчпх (р < 0,01) в основной группе было 0,28 ± 0,04 мс2 (медиана 0,22 мс2), а в контрольной группе - 0,19 ± 0,03 мс2 (медиана 0,13 мс2); среднее значение УЫ7 (р < 0,02) в основной группе было 0,72 ±0,11 мс2 (медиана

0,49 мс2), а в контрольной группе - 0,49 ± 0,07 мс2 (медиана 0,34 мс2); среднее значение УЫ7 % (р < 0,05) в основной группе было 22,00 ± 1,99 % (медиана 21,3 %), а в контрольной группе -18,00 ± 1,53 % (медиана 16,7 %); среднее значение Уиау (р < 0,02) в основной группе было 179,00 ± ± 26,82 мс2 (медиана 123 мс ), а в контрольной группе - 122,00 ± 18,52 мс2 (медиана 84 мс2). В данном случае можно предположить, что у студентов основной группы после курсовых обонятельных воздействий было выявлено усиление влияния высших вегетативных центров на сердеч-но-сосудистый подкорковый центр [2], что, воз-

можно, учитывая значительное количество студентов с парасимпатикотонией, является проявлением работы компенсаторных механизмов. Таким образом, на основании оценки показателей вариабельности сердечного ритма был выявлен определенный эффект от применения курсовых обонятельных воздействий, но полной коррекции дизрегуляторных явлений в результате этого мы не наблюдали.

Заключение. Курсовые обонятельные воздействия приводят к стабилизации значений большинства показателей вариабельности сердечного ритма у студентов основной группы. Основной эффект курсового обонятельного воздействия заключается в изменении отношений между центральным и автономным контурами регуляции ритма сердца. У студентов контрольной группы, в отличие от студентов основной группы, в динамике наблюдается напряжение механизмов обеспечения внутрисистемного гомеостазиса, в частности в кардиореспираторной системе, усиление активности симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Литература

1. Авилов, О.В. Определение эффективности реабилитации последствий стресса у студентов с помощью анализа вариабельности сердечного ритма / О.В. Авилов // Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам / под ред. академика РАМН В. И. Покровского. - М.: Медицина, 2004. - С. 381—392.

2. Баевский, P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / P.M. Баевский, О.И. Кириллов, С.М. Клецкин. - М.: Наука, 1984.-225 с.

3. Николаевский, В. В. Ароматерапия / В. В. Николаевский. - М.: Медицина, 2000. - 336 с.

4. Судаков, К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / КВ. Судаков. — М.: НИИ НФ им. П.К. Анохина РАМН, 1998. - 266 с.

5. Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use // European Heart Journal. -1996. -№ 17.- P. 354—381.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.