Н.Л. Гусева, В.Г. Шилъко
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Изучены разновидности и состояние различных форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе с целью повышения их эффективности в реализации основных задач физического воспитания студенческой молодежи. Впервые рассматривается возможность внедрения в педагогическую практику технологий общественно-самодеятельных форм физического воспитания студентов (на примере туристской деятельности). Показано, что содержание технологий учебной и внеучебной форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе должно обеспечивать студентам широкий и свободный выбор ее средств, методов и видов, возможность проявления в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации.
Ключевые слова: технологии; учебные и внеучебные формы занятий; курс спортивного совершенствования; физкультурнооздоровительная и спортивно-массовая работа; общественно-самодеятельные формы физкультурных занятий; физкультурноспортивная деятельность; физическая подготовленность; физическое развитие; мотивация.
Современная социально-экономическая ситуация и состояние здоровья населения России требуют анализа теоретических положений и практического опыта в вопросах физического воспитания молодого поколения и формирования здорового образа жизни. Существующая система физкультурно-спортивной деятельности в вузе с ее учебной и внеучебной формами организации и управления, на деле лишь декларируя их единство, к сожалению, не решает в оптимальном объеме проблем физической подготовленности, состояния здоровья и формирования здорового образа жизни студентов.
По данным исследователей [1-3 и др.], активное обращение студентов к внеучебным формам физкультурно-спортивной деятельности в течение всего периода обучения в вузе в различных регионах РФ составляет примерно от 7 до 10%. Многолетние медицинские обследования студентов 1-3-х курсов Томского государственного университета, охваченных процессом физического воспитания, показали, что число респондентов, отнесенных по состоянию здоровья к числу освобожденных от занятий физической культурой, специальной медицинской группе и имеющих хронические заболевания, колеблется в разные годы от 25 до 45%. Причем этот процесс имеет тенденцию роста [3, 4 и др.].
Структура физкультурно-спортивной деятельности в вузах располагает целым комплексом направлений двигательной активности (физическое воспитание, курс спортивного совершенствования, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа во вне-учебное время, общественно-самодеятельные формы физкультурных занятий и т.д.), которые в методологическом и организационном планах способны успешно решать задачи оздоровления и физического совершенствования студентов [5].
Однако в практическом плане эффективная реализация всего комплекса средств физкультурно-спортивной деятельности в настоящее время трудно выполнима из-за целого ряда объективных и субъективных причин научно-методического, информационнообразовательного, организационного, пропагандистского, кадрового, ресурсного, правового характера. Одним из путей решения проблемы оптимизации двигательной активности студентов является совершенствование системы физического воспитания в вузе на основе комплексного использования всех форм физкультурно-спортивной деятельности [3, 5]. Для реализации этой задачи необходимы новые технологические
подходы, предполагающие построение адекватной модели физкультурно-спортивной деятельности, оптимально соответствующей требованиям студенческой молодежи в удовлетворении двигательных интересов и потребностей.
Целъ исследования - разработка и внедрение в повседневную жизнь студентов технологий учебной и вне-учебной форм физкультурно-спортивной деятельности.
Материалы и методы исследования. Исследование выполнялось на кафедре физического воспитания и спорта факультета физической культуры Томского государственного университета в период с 2005 по 2008 г. В педагогическом эксперименте принимали участие 642 студента (362 мужчины и 280 женщин в возрасте 17-25 лет) 1-3-х курсов (в течение обязательного курса физического воспитания) 22 факультетов ТГУ; использовались технологии учебной и внеучебной форм физкультурноспортивной деятельности. Были сформированы 3 группы: 2 экспериментальных и 1 контрольная.
В первую экспериментальную группу входили студенты, занимавшиеся физической культурой по разработанным программам технологий баскетбола и атлетической гимнастики.
Вторую экспериментальную группу составили студенты, занимавшиеся физическим воспитанием по разработанным авторами программам технологии общественно-самодеятельных форм занятий. Анализировалась деятельность четырех общественных физкультурноспортивных клубов ТГУ: экспедиционного клуба «Скат»; туристского клуба «Берендеи»; спелеоклуба; альпинистского клуба.
В контрольную группу вошли студенты, занимавшиеся по программе технологии общей физической подготовки (ОФП).
На основании имеющихся теоретических данных и практического опыта в реализации примерной программы по дисциплине «Физическая культура» была разработана комплексная технологическая модель физкультурноспортивной деятельности в вузе (рис. 1). В структуру модели были включены учебные программы и планы проведения академических занятий по технологиям атлетической гимнастики, баскетбола, ОФП, а также положения и технологии факультетских, университетских и других физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, положения и технологии занятий различными видами туризма в общественно-самодеятельных физкультурно-спортивных клубах ТГУ.
Рис. 1. Комплексная технологическая модель физического воспитания студентов
Двукратное ежегодное тестирование позволило оценить эффективность учебных занятий в избранных технологиях по видам спорта и двигательной активности, проанализировать результаты контрольных испытаний (показатели физической подготовленности перед началом и после окончания учебного года), а также определить уровень двигательной активности студентов в течение трехлетнего периода обучения.
Результаты исследования. Внедрение разработанной комплексной технологической модели физкультурноспортивной деятельности в повседневную жизнь студентов позволило реализовать деятельностный подход к освоению ценностей физической культуры и обеспечить реальное включение занимающихся в процесс физкультурного самообразования и самосовершенствования.
Реализация учебной формы физкультурно-спортивной деятельности в вузе осуществлялась с использованием технологий избранных видов спорта и общефизической подготовки в соответствии с требованиями примерной программы дисциплины «Физическая культура» в рамках 408 академических часов. Внеучебная деятельность студентов была представлена экспери-
ментальными технологиями спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной и общественно-самодеятельной (на примере туристской деятельности) форм физического воспитания.
После 3 лет занятий различными формами физкультурно-спортивной деятельности по программам экспериментальных технологий значительные успехи отмечены в формировании скоростно-силовых качеств (темп прироста составил от 3,6 до 6,1%), силы (от 9,6 до 24,8%) и гибкости (от 6,8 до 18,4%). Выносливость и быстрота являются более «проблемными» качествами (темп прироста от 1,2 до 4,7% и от 0,2 до 2,9% соответственно), успешное формирование которых, по нашему мнению, возможно лишь при условии вариативного подхода в распределении количественных и качественных показателей объема и интенсивности физической нагрузки в недельном цикле жизнедеятельности [6]. Значительные успехи достигнуты в развитии специальных физических качеств. Величины сдвига показателей после окончания эксперимента у студентов обеих экспериментальных групп по сравнению с исходными данными составили от 3,5 до 49,2%.
В целом применение комплексной технологической модели физкультурно-спортивной деятельности позволило добиться положительных изменений в физической подготовленности студентов. За период эксперимента в 70% показателей зафиксирован достоверный прирост результатов (р<0,05), характеризующих развитие основных физических качеств, и лишь в 3% отмечено их снижение.
У студентов, вовлеченных в различные формы физкультурно-спортивной деятельности, отмечается положительная динамика в формировании мотивационной сферы (к 3-му курсу количество мотивов возрастает в 2 и более раз), в показателях учебной деятельности [7]. Повышение посещаемости занятий по физическому воспитанию (с 65,6% в начале до 93,5% к окончанию эксперимента) свидетельствует об успешном формировании позитивных мотиваций к физкультурно-спортивной деятельности [2]. По нашим данным, до 40% студентов, принимавших участие в эксперименте, продолжали использовать в повседневной деятельности различные формы занятий физическими упражнениями и принимали активное участие в физкультурно-спортивных мероприятиях факультетского, общеуниверситетского, районного и других масштабов на 4-5-м курсах обучения.
Результаты педагогического эксперимента доказывают, что высокая эффективность учебного процесса возможна и при использовании общественно-самодеятельных форм физического воспитания студентов. Респонденты, занимавшиеся в общественно-самоде-
ятельных клубах, показали во многих тестах, характеризующих физическое развитие, лучшие результаты среди всех участников эксперимента.
Это подтверждают и результаты ежегодных тестирований уровня физической подготовленности студентов, занимающихся в этих клубах. Показатели развития таких физических качеств, как сила, выносливость, гибкость, в целом были выше, чем у их сокурсников, занимающихся по программам технологий избранных видов спорта (табл. 1-3). Это и не удивительно, поскольку программа занятий различными видами туризма наряду с физическим совершенствованием включает комплекс дополнительных мероприятий (психологические тренинги, техникотактическая подготовка, учитывающая внешние факторы, например, тип скалы, страховку, погодные условия а также состояние здоровья, умения и навыки восхождения на скалу и т.д.) [8].
Т а б л и ц а 1
Показатели силы у студентов, посещавших учебные занятия по физическому воспитанию (X ± sX)
Вид физической культуры Показатели Темп прироста показателей
1-й курс 3-й курс
(пм =66)
Баскетбол 9.7+0.5 54,1+2,3 11.0+0.7 59,3+2,5 1.3+0.3*(13.4%) 5,2+0,9*(9,6%) (пж =45)
0) 2 V м (п
Атлетическая гимнастика 10.1+0.6 51,3+2,4 12.6+0.9 60,9+2,6 2,5+0,4*(24,8%) 9,6+1,7*(18.7%) (пж =101)
(пм =48)
Туризм 10.2+0.5 11.9+0.5 1,6+0,3*(15,6%)
49,4+2,1 60,6+2,4 11,2+0,9*(22,6%) (пж =32)
(пм =128)
ОФП 10.3+0.6 11.5+0.8 1.2+0.3*(11.7%)
48,7+2,2 59,6+2,5 10,9+1.1*(22,4%) (пж =102)
Примечание. Здесь и далее в числителе указано значение показателей у мужчин; в знаменателе - у женщин; пм - число обследованных мужчин, пж - женщин. Звездочкой помечены статистически значимые (р<0,05) темпы прироста показателей.
Т а б л и ц а 2
Показатели выносливости у студентов (бег на 2600 м у мужчин и на 1800 м у женщин ), посещавших учебные занятия
по физическому воспитанию (X ± s2 )
Вид физической культуры Показатели Темп прироста показателей
1-й курс 3-й курс
Баскетбол 11.40±0.14 10.90±0.10 (пм=66) -0,50+0,06*(4,4%)
10,87±0,13 10,50±0,11 -0,37+0,10*(3,4%) (пж=45)
(пм=120)
Атлетическая гимнастика 11.79±0.13 11.50±0.11 -0,29+0,078*(2,9%)
10,67±0,11 10,54±0,06 -0,13+0,08(1,2%) (пж=101)
Туризм 11.72±0.12 11.17±0.09 (пм=48) -0,55+0,08*(4,7%)
10,77±0,13 10,39±0,08 -0,43+0,09*(3.5%) (пж=32)
ОФП 11.82±0.15 11.34±0.12 (пм=128) -0,48+0,08*(4,1%)
10,87±0,12 10,59±0,11 -0,28+0,10(2,6%) (пж=102)
Показатели гибкости у студентов, посещавших учебные занятия по физическому воспитанию (X ± s2 )
Вид физической культуры Показатели Темп прироста показателей
1-й курс 3-й курс
(пм=66)
Баскетбол 13.4+0.9 16,1±1,3 15.8+1.3 17,2+1,5 2,4±0,6*(17,9%) 1,1±0,7*(6,8%) (пж=45)
(пм=120)
Атлетическая гимнастика 13.6+1.0 15,8+0,9 16.1 + 1.2 16,9+1,0 2,5±0,7*(18,4%) 1,1 ±0,5*(7,0%) (пж=101)
(пм=48)
Туризм 13.5+2.1 15.7+2.3 2,2±0,6*(16,9%)
15,2+1,3 17,1+1,7 1,9±0,6*(12,5%) (пж=32)
(пм=128)
ОФП 13.0+2.1 15.1+2.3 2,1±1,0*(16,2%)
15,5+1,3 17,0+1,7 1,5±0,6*(9,7%) (пж=102)
Общественно-самодеятельные формы занятий в структуре комплексной модели физкультурноспортивной деятельности в вузе способствуют более эффективной реализации основных задач физического воспитания и могут быть рекомендованы для внедрения в педагогическую практику. Количественный показатель объема двигательной активности студентов, занимающихся туристской деятельностью, к окончанию эксперимента достиг 9 часов в неделю. Это соответствует уровню физиологического норматива, необходимого для поддержания процесса жизнедеятельности студентов в оптимальном состоянии.
Разработанная авторами комплексная технологическая модель физкультурно-спортивной деятельности способствовала приобщению студентов к регулярным
занятиям физическими упражнениями. Ее реализация осуществлялась с учетом физкультурно-спортивных интересов, уровня здоровья и физической подготовленности занимающихся. Формирование мотивации к регулярному участию в физкультурно-спортивной деятельности достигалось за счет применения технологий следующих учебных и внеучебных форм занятий:
1) академические занятия по обязательной дисциплине «Физическая культура»;
2) индивидуальные и групповые формы двигательной активности;
3) спортивное совершенствование;
4) массовые физкультурно-спортивные мероприятия;
5) общественно-самодеятельные формы реализации двигательной активности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов
спорта: Учеб. пособие. Томск: ТГУ, 2005. 173 с.
2. Шилько В.Г., Гусева Н.Л., Капилевич Л.В. Мотивация студентов к здоровому образу жизни через физкультурно-спортивную деятельность //
Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и учебной работы. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 213-215.
3. Радаева С.В. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий: Автореф. дис. ...
канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 24 с.
4. Потовская Е.С., Кабачкова А.В. Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи // В мире научных открытий.
2010. № 4(10). Ч. 9. С. 119-120.
5. Радаева С. В., Шилько В. Г. Обязательный курс физического воспитания студентов, реализуемый с применением учебной и внеучебной форм
занятий // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300(III). С. 76-78.
6. Потовская Е.С., Кабачкова А.В., Шилько В.Г. Формирование силовых способностей и выносливости в процессе физического воспитания
студенток // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 13-15.
7. Загревская А.И., Шилько В.Г. Технологический подход к физкультурному образованию студентов на основе модульного обучения // Вестник
Томского государственного университета. Томск, 2009. № 322. С. 197-203.
8. Капилевич Л.В.Состояние и перспективы развития туризма в Томской области // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 4(16).
С. 59-61.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 1 марта 2011 г.