Doi 10.475776/2712-7516_2020_3_48 уДК 343.828
физическое воспитание как средство исправления осужденных в местах лишения свободы
Комиссаров Евгений Леонидович
доцент, начальник кафедры, Вологодский институт права и экономики
ФСИН России, РФ, г. Вологда, e-mail: [email protected]
Воробьев Александр Николаевич
старший преподаватель, Вологодский институт права и экономики
ФСИН России, РФ, г. Вологда, e-mail: [email protected]
Реферат. В статье авторами рассматриваются особенности воспитательной работы как совокупности мероприятий, обеспечивающих нравственное, правовое воспитание осужденных, повышение их культурного уровня, сознательности и дисциплины, ставящих цель оказать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков. Одним из ведущих направлений воспитательной работы является физическое воспитание осужденных, возможности которого в системе исполнения уголовного наказания сегодня используются недостаточно продуктивно, так как специализированная система средств и методов физической культуры применительно к целям и условиям УИС, где требуется соблюдение определенного порядка и дисциплины при проведении воспитательных мероприятий, не достаточно разработана. В статье рассматриваются теоретические и прикладные проблемы организации и проведения спортивных мероприятий в рамках пенитенциарных учреждений. Особое внимание авторы уделяют вопросам пропаганды спорта среди лиц, отбывающих уголовные наказания. Исследуется опыт проведения подобных мероприятий в различных исправительных учреждениях.
Ключевые слова: физическое воспитание; пенитенциарная педагогика; спорт; самбо; воспитательные мероприятия; несовершеннолетние; осужденные; исправительные учреждения.
udc 343.828
physical education as a means of correction of convicts in places of deprivation of liberty
Komissarov Evgeny
associate professor, The Vologda Institute of Law and Economics of The Federal
Penitentiary Service, Russia, Vologda, e-mail: [email protected]
Vorobyov Alexander
senior teacher, The Vologda Institute of Law and Economics of The Federal
Penitentiary Service, Russia, Vologda, e-mail: [email protected]
Abstract. In the article, the authors consider the features of educational work as a set of measures that ensure the moral, legal education of convicts, increase their cultural level, consciousness and discipline, aiming to have a positive impact on the consciousness, behavior, views and habits of convicts, on the formation of socially useful qualities in them and skills. One of the leading areas of educational work is the physical education of convicts, the capabilities of which in the system of execution of criminal punishment are not used effectively enough today, since the specialized system of means and methods of physical culture in relation to the goals and conditions of the penal system, where a certain order and discipline is required when carrying out educational activities not sufficiently developed. The article deals with the theoretical and applied problems of organizing and conducting sports events within the framework of penitentiary institutions. The authors pay special attention to the promotion of sports among persons serving criminal sentences. The experience of conducting similar events in various correctional institutions is being investigated.
Keywords: physical education; penitentiary pedagogy; sport; sambo; educational activities; minors; convicts; correctional institutions.
Несмотря на то, что и режим отбывания наказания и иные определенные законом средства исправления не выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного, одного из основных средств исправления осужденных определяет воспитательную работу.
Закон не дает нормативного определения понятия воспитательной работы. В литературе ее определяют так: совокупность мероприятий, обеспечивающих нравственное, правовое воспитание осужденных, повышение их культурного уровня, сознательности и дисциплины, имеющих цель оказать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков.
В прошлом воспитательная (политико-воспитательная) работа в значительной степени строилась на идеологических принципах. Однако практика свидетельствует, что осужденным в период отбывания наказания должны прежде всего прививаться элементарные навыки социально полезного поведения. Поэтому ставить, как это было раньше, задачу искоренения всех антисоциальных свойств их личности в неблагоприятных для этого условиях отбывания наказания нереально и на практике невыполнимо.
Воспитательная работа лишена каких-либо карательных элементов, поскольку основывается на методах психолого-педагогического воздействия. Однако она осуществляется в рамках режима отбывания наказания, который требует соблюдения определенного порядка и дисциплины при проведении воспитательных мероприятий.
В настоящее время среди комплекса мер воспитательного воздействия свое место находит и религиозное просвещение осужденных. Воспитательная работа с осужденными регламентируется нормами права в основных чертах. Они определяют ее задачи, принципы, важнейшие направления и формы. Ограниченный объем правовой регламентации применения данного средства исправления оправдан, поскольку он предоставляет необходимые возможности в использовании методов педагогики и психологии.
В России в соответствии с Указом Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объяв-
лении в Российской Федерации Десятилетия детства» [1], 2018—2027 гг. объявлены Десятилетием детства. Данная государственная программа направлена на поддержку материнства и детства, улучшение демографической ситуации в стране. В рамках ее реализации ФСИН России был подготовлен план мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства [10], который предусматривает различные мероприятия, в том числе направленные на развитие спортивно-массовой работы, здорового образа жизни: проведение соревнований, спартакиад, конкурсов как непосредственно в каждой воспитательной колонии (далее - ВК), так и между ВК, обеспечение участия групп несовершеннолетних осужденных ВК в различных состязаниях, акциях и мероприятиях; проработку вопросов размещения игровых конструкций и детских площадок на территориях, прилегающих к учреждению, вблизи от комнат ожидания для родственников, приезжающих на свидания; совместно со спортивными клубами организацию проведения на базе ВК открытых турниров по различным видам спорта между несовершеннолетними осужденными и воспитанниками спортивных клубов (юношеских команд) и др.
Необходимо отметить, что в России за последние пять лет численность несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, снизилась в 1,6 раза [12]. Эта тенденция во многом связана с либерализацией уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних. Вместе с тем сегодня в учреждениях УИС оказываются только наиболее криминализированные и педагогически запущенные подростки, чаще всего выросшие в социально неблагополучных семьях [8, с. 8-10]. Сотрудники воспитательных колоний проводят значительную педагогическую, воспитательную и социально-психологическую работу, чтобы отвратить подростков от криминальной среды, дать им образование, востребованные на рынке труда профессии, снизить риск повторного совершения преступлений. Одним из ведущих направлений воспитательной работы является физическое воспитание осужденных.
Теория и методика физической культуры как педагогическая наука имеет много спе-
циализированных направлений. В то же время и сама педагогическая наука достаточно специализирована. Так, современная пенитенциарная педагогика рассматривается как практико-ориентированная область знаний, нацеленная на оказание социально-педагогической помощи и поддержки людям, оказавшимся по приговору суда в экстремальных условиях изоляции от общества [6].
Решая те или иные педагогические задачи, нельзя не использовать огромные потенциальные возможности средств и методов физической культуры. К сожалению, в системе исполнения уголовного наказания эти возможности сегодня используются недостаточно продуктивно. Причиной тому является неразработанность специализированной системы средств и методов физической культуры применительно к целям и условиям УИС. Ее тенденции к гуманизации исправительного процесса, особенно в отношении несовершеннолетних осужденных, в рассматриваемом контексте требуют разработки специализированной модели физического воспитания, пенитенциарной физической культуры [3].
Средства физической культуры обладают огромными потенциальными воспитательными возможностями. Основным условием их эффективного воздействия на человека является комплексность использования. В историческом развитии появлялись системы физических упражнений, образовательные и воспитательные системы, основанные на использовании комплекса средств физической культуры. Влияние средств и методов физической культуры проявляется во всех основных аспектах формирования личности: биологическом, психологическом, социальном.
Каждой личности присуща неразрывнаяя связь духовного и телесного начал, которые взаимосвязаны друг с другом так, что при воздействии на духовную составляющую человека, можно воздействовать и на его физическое состояние, и наоборот.
Так, занятия самбо развивают силу, ловкость и выносливость, позволяют решить многие проблемы со здоровьем [11, с. 3-7]; кроме того, они развивают волю, смелость и решительность, настойчивость и выдержку [4, с. 349-350]. Правильное построение занятий, соревнований и режима, соответству-
ющая требовательность со стороны тренеров, судей и коллектива спортивной секции [2], выражающаяся в том, что они поощряют правильные действия и наказывают или осуждают неправильные, позволяют развивать психологические качества самбиста, вырабатывая тем самым правильные навыки социализации и у осужденных.
В современной теории и методике физической культуры нашли глубокую научно-практическую разработку направления базовой, фоновой, лечебной, оздоровительной, реабилитационной, рекреативной, профессионально-прикладной и других видов физической культуры [9, с. 3-8]. Основываясь на накопленном богатом опыте данных исследований, учитывая специфику целей и условий уголовно-исполнительной системы, сегодня следует считать актуальной и реально возможной разработку концептуальной модели пенитенциарной физической культуры. На ее основе необходимо разработать специализированные программы физической культуры, в том числе по подготовке спортсменов самбо, создать организационные условия их освоения в рамках образовательных программ ведомственных образовательных учреждений ФСИН России и в перспективе осуществлять подготовку специалистов данного направления.
Следует отметить, что в настоящее время уже имеется определенный опыт проведения воспитательных и учебно-спортивных мероприятий в исправительных учреждениях. Проведение подобных встреч в пенитенциарных подразделениях является наглядным примером для осужденных, свидетельствующим о том, что каждый из нас способен добиваться поставленных перед собой целей, главное - идти вперед и не пасовать перед трудностями. Так, УФСИН России по Московской области было организовано мероприятие, посвященное здоровому образу жизни. Почетными гостями мероприятия стали мастер спорта международного класса, неоднократная чемпионка мира по самбо Анастасия Шинкаренко и ее тренер Валерий Нагулин, основатель и руководитель Можайской школы по самбо и дзюдо, которая является одной из сильнейших в Подмосковье по подготовке спортсменов в этих видах спорта. В ходе встречи российская спортсменка рассказала о своей спортивной карьере, от-
ветила на вопросы осужденных, а также поделилась фактами своей биографии. Тренер самбистки Валерий Александрович Нагулин с гордостью рассказал присутствующим в зале о спортивных достижениях своей воспитанницы: в копилке у спортсменки множество наград и спортивных побед, таких как Кубок мира по самбо [7].
Заслуженный мастер спорта, чемпион Европы, чемпион мира по самбо, чемпион Европы по дзюдо, участник Олимпийских игр в Пекине Руслан Гасымов участвовал в подведении итогов первого этапа V Всероссийской спартакиады среди несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях. В главном спортивном мероприятии приняли участие все воспитанники. Командные виды были представлены мини-футболом, перетягиванием каната, эстафетой. В личном первенстве выявляли сильнейшего в легкой атлетике,
шашках, шахматах, армрестлинге и других видах спорта [5].
Актуальность разработки указанных вопросов связана с тем, что результат использования физического воспитания, систем физических упражнений, видов спорта и т. д. зависит не столько от отбора наиболее эффективных средств и методов, сколько от реализации педагогических условий, воспитательных возможностей и их направленности на достижение педагогических целей.
Таким образом, педагогическая деятельность с использованием средств физической культуры имеет цель сформировать такие свойства личности, которые будут способствовать ресоциализации этой личности. Проведение воспитательных и учебно-спрортив-ных мероприятий в рамках пенитенциарной физической культуры имеет большое значение в достижении этой цели.
Список литературы:_
1. российская федерация. Президент (2012-; В. В. Путин). Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 23. - Ст. 3309.
2. российская федерация. Министерство спорта Российской Федерации. Об утверждении правил вида спорта «Самбо» : Приказ Министерства спорта от 10 октября 2016 г. № 1085. - URL: http://balashovsambo.ru/ download/vserossijskie_pravila_po_sambo_01012016.PDF. - Текст : электронный (дата обращения: 01.09.2020).
3. Авдонин, А. А. К вопросу о концептуальной модели пенитенциарной физической культуры / А. А. Авдонин // Уголовное наказание в России и за рубежом: теория и практика : Сборник материалов междунар. научно-практической конференции (Вологда, 2005). - Вологда : Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. - С. 129.
4. Гаткин, Е. Я. Все о самбо / Е. Я. Гаткин. - Москва : АСТ ; Владимир : Астрель; 2008. - 349 с.
5. Группа курсантов нижегородской академии мвд рф посетила СИзО-1 // Пресс-служба ГУФСИН России по Нижегородской области. - URL: http://fkurf.ru/news/20740.html (дата обращения: 8 мая 2018). - Текст : электронный (дата обращения: 01.09.2020).
6. Ледовских, В. С. Спортивно-массовая работа как средство физического воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ледовских Валерий Станиславович ; Санкт-Петербургский университет МВД РФ. - Санкт-Петербург, 2004. - 42 с.
7. Осужденные Можайской женской колонии встретились с мастером спорта международного класса по самбо Анастасией Шинкаренко // Пресс-служба УФСИН России по Московской области. - URL: http://50. fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=376746 (дата обращения: 8 мая 2018). - Текст : электронный (дата обращения: 01.09.2020).
8. Санташов, А. Л. Исполнение лишения свободы в отношении несовершеннолетних: вопросы законодательной техники и дифференциации : специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санташов Андрей Леонидович ; Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина. - Казань, 2006. - 24 с.
9. Сафронова, М. А. Становление тенденций развития теории физической культуры : специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сафронова Мария Александровна ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2016. - 29 с.
10. федеральная служба исполнения наказаний разработала план мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства // ФСИН России. - URL: http://фсин.рф/structure/social/desyatiletie-detstva/index.php (дата обращения: 22.06.2018). - Текст : электронный (дата обращения: 01.09.2020).
11. харлампиев, А. А. Система самбо / А. А. Харлампиев. - Москва : Гранд : Фаир пресс, 2002. - 517 с.
12. Чайка, Ю. Я. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / Ю. Я. Чайка // Генеральная Прокуратура Российской Федерации. - URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/news-1366820 (дата обращения: 22.06.2018). - Текст : электронный (дата обращения: 01.09.2020).
References:_
1. Rossiiskaya Federatsiya. Prezident (2012-; V. V. Putin). Ob ob»yavlenii v Rossiiskoi Federatsii Desyatiletiya detstva, Ukaz Prezidenta RF no. 240, 29.05.2017, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2017, no. 23, art. 3309.
2. Rossiiskaya Federatsiya. Ministry of sports of the Russian Federation. Ob utverzhdenii pravil vida sporta "Sambo", Prikaz Ministry of sports no. 1085, 10.10.2016. Available at: http://balashovsambo.ru/download/vserossijskie_pravila_ po_sambo_01012016.PDF (data obrashcheniya: 01.09.2020).
3. Avdonin A. A. K voprosu o kontseptual'noi modeli penitentsiarnoi fizicheskoi kul'tury, Ugolovnoe nakazanie v Rossii i za rubezhom: teoriya i praktika : Sbornik materialov mezhdunar. nauchno-prakticheskoi konferentsii (Vologda, 2005) [Proc. Int. Conf. "Criminal punishment in Russia and abroad: theory and practice" (Vologda, 2005)], Vologda, Vologodskii institut prava i ehkonomiki Federal'noi sluzhby ispolneniya nakazanii, 2005, p. 129.
4. Gatkin E. Ya. Vse o sambo. Moscow, AST Publ., Vladimir, Astrel' Publ., 2008, 349 p.
5. Gruppa kursantov nizhegorodskoi akademii mvd rf posetila SIZO-1, Press-sluzhba GUFSIN Rossii po Nizhegorodskoi oblasti. Available at: http://fkurf.ru/news/20740.html (data obrashcheniya: 01.09.2020).
6. Ledovskikh V. S. Sportivno-massovaya rabota kak sredstvo fizicheskogo vospitaniya osuzhdennykh v penitentsiarnykh uchrezhdeniyakh, Cand. ped. sci. diss. abstr., Saint-Petersburg, Sankt-Peterburgskii universitet MVD RF Publ., 2004, 42 p.
7. Osuzhdennye Mozhaiskoi zhenskoi kolonii vstretilis' s masterom sporta mezhdunarodnogo klassa po sambo Anastasiei Shinkarenko, Press-sluzhba UFSIN Rossii po Moskovskoi oblasti. Available at: http://50.fsin.gov.ru/news/ detail.php?ELEMENT_ID=376746 (data obrashcheniya: 01.09.2020).
8. Santashov A. L. Ispolnenie lisheniya svobody v otnoshenii nesovershennoletnikh: voprosy zakonodatel'noi tekhniki i differentsiatsii, Cand. jurid. sci. diss. abstr. Kazan, Kazanskii gosudarstvennyi universitet im. V. I. Ul'yanova-Lenina Publ., 2006, 24 p.
9. Safronova M. A. Stanovlenie tendentsii razvitiya teorii fizicheskoi kul'tury, Cand. ped. sci. diss. abstr., Natsional'nyi gosudarstvennyi universitet fizicheskoi kul'tury, sporta i zdorov'ya imeni P.F. Lesgafta, Sankt-Peterburg, 2016, 29 p.
10. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanii razrabotala plan meropriyatii do 2020 goda, provodimykh v ramkakh Desyatiletiya detstva, FSIN Rossii, Available at: http://фсин.рф/structure/social/desyatiletie-detstva/index.php (data obrashcheniya: 01.09.2020).
11. Kharlampiev A. A. Sistema sambo. Moscow, Grand Publ., Fair press Publ., 2002, 517 p.
12. Chaika Yu. Ya. Doklad General'nogo prokurora Rossiiskoi Federatsii Yu. Ya. Chaiki na zasedanii Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii, General'naya Prokuratura Rossiiskoi Federatsii. Available at: https:// genproc.gov.ru/smi/news/news-1366820 (data obrashcheniya: 01.09.2020)._i i