УДК 378.037.1:796.015.6
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ
Кандидат биологических наук, доцент С. В. Погодина, старший преподаватель Л. В. Лисконог, кандидат медицинских наук, доцент В. В. Бридко,
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым, Россия.
Контаткная информация для переписки: e-mail: [email protected]
в статье обсуждаются особенности физического состояния студентов женского и мужского пола, имеющих различный уровень тренированности. Показано, что физическое состояние нетренированных студенток имеет худшие характеристики в сравнении с их сверстниками мужского пола. выявлено, что у нетренированных студенток преобладает низкий функциональный уровень здоровья, снижены показатели функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зарегистрирован средний уровень риска развития артериальной гипертонии, снижена секреторная активность половых желез. Средний функциональный уровень здоровья определен в соотношении 9% у девушек и 22% у юношей. При тестировании уровня физической подготовленности нетренированных студентов выявлено преобладание низкого уровня аэробной выносливости в тесте Купера. При этом уровень аэробной выносливости студенток был значительно ниже в сравнении со студентами, о чем свидетельствует больший процент неудовлетворительной оценки, полученной студентками за выполнение данного теста в сравнении со студентами. У тренированных студентов физическое состояние характеризуется преобладанием выше среднего функционального уровня здоровья, наличием достаточного уровня физической работоспособности и высокой экономичностью кардиореспираторной системы, большей секреторной активностью половых желез, средним уровнем риска развития неврологических расстройств у юношей и девушек и высоким уровнем риска развития психических расстройств у девушек. Показана большая выраженность влияния
комплекса негативных факторов на различные функции организма девушек в сравнении с юношами. выявленные особенности физического состояния студентов женского и мужского пола необходимо учитывать при организации физкультурной работы со студентами женского пола в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: физическое состояние; студенты; юноши; девушки; уровень тренированности.
введение. Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья населения является одной из приоритетных задач государства, признается фактором национальной безопасности в связи с прогрессирующим снижением доли здоровых людей, в том числе студенческой молодежи [4, с 261]. Физическое состояние человека является одной из главных характеристик его здоровья. Оно характеризуется степенью готовности человека выполнять мышечные и трудовые нагрузки различного характера в данный конкретный отрезок времени. Эта готовность зависит от уровня его физических качеств, особенностей физического развития, функциональных возможностей отдельных систем организма, наличия заболеваний [1, с 56]. Эффективным средством оптимизации физического состояния являются физические упражнения [3, с 8].
За последние годы в Крыму сложилась ситуация значительного ухудшения состояния здоровья молодежи. Более двух третей молодых жителей Крыма отметили, что болели за последний год, при этом заболеваемость у женщин превышала таковую у мужчин. Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья молодежи Крыма признается низкий уровень двигательной активности в связи с малым количеством объектов спортивной инфраструктуры, функционирующих без учета
тендерных различий в интересах к спортивным занятиям [7, с. 43]. В сложившейся ситуации актуальной является организация мероприятий по оценке физического состояния студентов и коррекции его уровня средствами физической культуры и спорта с учетом тендерной специфики.
Целью работы явилась оценка физического состояния студентов женского и мужского пола с различным уровнем тренированности.
Методы исследования. На первом этапе основным методом явилось скрининговое исследование с использованием автоматизированной информационной системы (АИС) «АСКОРС» [9, с. 217], в котором приняли участие 1090 студентов женского (n=660) и мужского пола (n=430) 18-22 лет с различным двигательным режимом дня. На втором этапе осуществляли экспресс-оценку уровня здоровья по методике Г. Л. Апанасенко [1, с. 76], которая включала в себя измерения длины и массы тела, динамометрии правой кисти, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), частоты сердечных сокращений, артериального давления и расчет показателей жизненного индекса (ЖИ) и двойного произведения (ДП). Уровень физической работоспособности определяли с помощью велоэргометрического теста PWC170 и его модификации PWCAF для нетренированных студентов [2, с. 49], оценку уровня физических качеств с помощью контрольных стандартных тестов. Содержание половых гормонов - эстрадиола и тестостерона в сыворотке крови - определяли методом твердофазного иммунноферментного анализа с использованием наборов TESTOSTERON ELISA KIT, Estradiol ELISA Kit (The Calbiotech, Inc (CBI), США) [6, с. 98]. Референтные значения для эстрадиола 10-370 пг/мл, тестостерона 10,4-41,6 нмоль/л. Содержание половых гормонов изучали при исключении приема противозачаточных и анаболических препаратов. Исследования проводили после получения добровольного информированного согласия студентов. Полученные результаты обработаны статистически с применением параметрического t-критерия Стьюдента и непараметрических критериев Вилкоксона и Манна-Уитни с помощью прикладной компьютерной программы "OriginPro 8.5.1".
Результаты и обсуждение. На всех этапах онтогенетического развития двигательная активность является важнейшим средством эрготропного воздействия на организм. Адекватные возрастным периодам физиологического развития и формированию двигательного аппарата физические нагрузки, обеспечивая морфофункциональные преобразования, способствуют гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья в любом возрасте [1, с. 23]. Студенты представляют собой особую социальную группу, объединенную специфическими особенностями труда, образа жизни, которые характеризуются высокой степенью информационных нагрузок, психоэмоционального напряжения в сочетании с гипокинезией, которая является мультипатогенным фактором [5, с. 49]. В связи с этим актуальной является разработка
физкультурно-оздоровительных и коррекционных программ с учетом выявляемых факторов риска развития патологических состояний [4, с. 123]. В клинической практике для контроля факторов риска и донозологи-ческой диагностики применяется скрининг массивов населения путем анкетного опроса. Специалистами Крымского республиканского учреждения «Центр здоровья» Министерства здравоохранения Республики Крым было проведено скрининговое исследование с помощью АИС «АСКОРС» среди студентов женского и мужского пола, занимающихся физической культурой 1 раз в неделю и относящихся к основной медицинской группе (нетренированные), и у студентов, тренирующихся в спортивных секциях на уровне массовых спортивных разрядов (тренированные). Результаты скрининга свидетельствовали о среднем уровне риска неврологических и психических расстройств у нетренированных студентов мужского пола. Тогда как у нетренированных студенток выявлен средний уровень риска возникновения артериальной гипертонии (АГ), развития неврологических (НВР) и психических (ПСХ) расстройств (рис. 1). В свою очередь у тренированных студентов мужского и женского пола зарегистрирован средний уровень риска неврологических расстройств, одновременно у тренированных студенток выявлен высокий уровень риска развития психических расстройств. Далее нами была проведена экспресс-оценка состояния здоровья, которая позволила выявить группы студентов с различным функциональным уровнем здоровья. Показано, что у нетренированных студентов наблюдается преимущественно 3 функциональных уровня здоровья: низкий, ниже среднего и средний. При этом имеются существенные различия в соотношении данных уровней у студентов женского и мужского пола (рис. 2). Так, у девушек преобладает доля низкого функционального уровня здоровья, что составляет 46%, тогда как у юношей данный показатель равен 15%. У студентов мужского пола преобладает функциональный уровень здоровья, который получил оценку - ниже среднего, его доля составляет 63%, тогда как у студентов женского пола соотношение этого функционального уровня составляет 45%. Средний функциональный уровень здоровья определен в соотношении 9% у девушек и 22% у юношей. В свою очередь у тренированных студентов женского и мужского пола выявлено преобладание функционального уровня - выше среднего (соответственно 97% и 94%). При тестировании уровня физической подготовленности нетренированных студентов установлено преобладание низкого уровня аэробной выносливости в тесте Купера.
При этом уровень аэробной выносливости студенток был значительно ниже в сравнении со студентами, о чем свидетельствует больший процент неудовлетворительной оценки, полученной студентками за выполнение данного теста в сравнении со студентами.
У практически здоровых лиц факторами, определяющими физическое состояние, являются уровень физического развития, физической работоспособности,
1,2
<D
S 0,8
чЬ
S 0,6
о ' S
S 0,4
S
т
S
ц
<D
т
0,2
-0,2
5
U
I
Ь
ь
I
В
5
л:
й
2 3
I I женщины
5 6 7 8 9 Патологические синдромы
I I мужчины
10 11 12 13
среднии уровень риска
■ высокии уровень риска
Примечание: 1 - артериальная гипертония, 2 - ишемическая болезнь сердца, 3 - эндокринная система, 4 - нарушения состояния печени, 5 - желудочно-кишечный тракт, 6 - иммунная система, 7 - органы дыхания, 8 - мочевыделительная система, 9 - неврологический статус, 10 -пограничные психические состояния, 11 - угроза алкогольной зависимости, 12 - репродуктивная система, 13 - онкологические заболевания.
Рис. 1. Средние значения (М±т) регистров уровня риска возникновения патологических синдромов у нетренированных студентов
А
15%
22%
низкий уровень средний уровень ■ ниже среднего уровня IIIII низкий уровень .....средний уровень Иниже среднего уровня
Рис. 2. Соотношение (%) функционального уровня здоровья среди нетренированных студентов (А) и студенток (Б)
1
0
1
4
Б
45%
9%
функциональные возможности кислородтранспортной (сердечно-сосудистой и дыхательной) системы и возраст [1, с. 36]. При этом физическое развитие человека характеризуется определенным сочетанием антропометрических и функциональных показателей.
Исследования уровня физической работоспособности студентов показали, что нетренированные студенты в сравнении со студентами, занимающимися в спортивных секциях, имели достоверные различия в уровне физической работоспособности (соответственно у нетренированных юношей 1122,3±155,3 и тренированных 1730,8±264,08 кГ.м.мин-, р<0,05; соответственно у нетренированных девушек 443,54±54,76 и тренированных 1089,9±231,66 кГ.м.мин-, р<0,05).
Также различия зарегистрированы и в показателях, определяющих уровень физического развития, в частности: в величине показателя ДП (соответственно у нетренированных юношей 103,32±8,20 и тренированных 79,81±2,98 усл. ед., р<0,05; соответственно у нетренированных девушек 107,42±7,30 и у тренированных 81,60±3,57, р<0,05); в величине показателя ЖИ (соответственно у нетренированных юношей 56,91±2,97 и у тренированных 77,34±0,96 мл/кг, р<0,01; соответственно у нетренированных девушек 35,37±2,97 и у тренированных 65,50±5,09, р<0,001); в величине показателя длины тела у юношей (нетренированных 178,3±3,59 и тренированных 189,92±4,28, р<0,05).
Также нами были проведены исследования в от-
ношении изучения содержания половых гормонов в организме тренированных и нетренированных студентов, поскольку этот показатель отражает нарушения физиологического становления репродуктивной функции, которое связано с процессами роста и развития. Нами выявлены достоверные различия в содержании эстрадиола в организме девушек (соответственно диапазон значений в течение менструального цикла у нетренированных (п=46) от 34,8±3,56 до 89,1±4,84, пг/ мл и диапазон значений у тренированных (п=42) от 67,6±19,93, (р<0,05) до 112,5±2,25, пг/мл, (р<0,01)), и в содержании общего тестостерона в организме юношей (нетренированных (п=89) 21,26±3,6 и тренированных (п=90) 27,29±1,27 нмоль/л, р<0,05). То есть, содержание половых гормонов у нетренированных студентов женского и мужского пола имело более низкие значения в сравнении с тренированными студентами.
Таким образом, можно сделать заключение о физическом состоянии студенческой молодежи Крыма. Нетренированные студенты имеют преимущественно функциональный уровень здоровья ниже среднего, при этом у представителей женской половины студенческой молодежи значительна доля низкого функционального уровня здоровья. Риск развития неврологических и психических расстройств у студентов женского и мужского пола имеет средний уровень. Также у студенток выявлен средний уровень риска развития артериальной гипертонии и одновременно низкий уровень аэробной выносливости, что согласуется с данными литературы о взаимосвязи этого физического качества с функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы [1, с. 45; 3, с. 8]. Выявленные неблагоприятные тенденции в риске развития артериальной гипертонии у студенток, по нашему мнению, обусловлены величинами показателей физического развития и работоспособности, определяющими уровень функциональных возможностей кардиореспираторной системы, а именно низкими величинами физической работоспособности, зарегистрированными в тесте PWCAF, высокими величинами ДП и низкими величинами ЖИ. Установленная тенденция согласуется с данными литературы о большей выраженности влияния комплекса негативных факторов на различные функции женского организма в сравнении с мужчинами [8, с. 14]. Однако у нетренированных студентов аналогичные показатели также имеют нехарактерные для тренированного организма значения. Учитывая, что у девушек доля низкого функционального уровня здоровья значительно превышает таковую у юношей, данная разница и обусловливает наличие у них средней степени риска возникновения АГ. В свою очередь низкие значения содержания половых гормонов у нетренированных студентов отражают более низкую активность процессов роста и физического развития у данного контингента обследованных [6, с. 99]. Также необходимо отметить, что у тренированных студентов, несмотря на достаточный уровень тренированности и физического развития, все же выявлен
риск развития неврологических и психических расстройств. При этом у студенток степень риска психологических расстройств была выше, чем у студентов. Очевидно, что как у тренированных, так и у нетренированных студентов существуют факторы воздействия среды (эмоциональные переживания, умственные и физические нагрузки), оказывающие значительное влияние на нервные и психические функции их организма [4, с. 58]. Учитывая специфику студенческой жизни у нетренированных и тренированных студентов, это может быть связано как со сложностями в обучении, так и с психическим напряжением, характерным для условий тренировочной и соревновательной деятельности.
Выводы:
Физическое состояние нетренированных студентов характеризуется преобладанием низкого (у девушек) и ниже среднего (у юношей) функционального уровня здоровья, сниженными функциональными возможностями кардиореспираторной системы, низкой секреторной активностью половых желез, низким уровнем аэробной выносливости и наличием среднего уровня риска развития артериальной гипертонии и психических расстройств у девушек, средним уровнем риска развития неврологических расстройств у юношей.
У тренированных студентов физическое состояние характеризуется: преобладанием выше среднего функционального уровня здоровья; наличием достаточного уровня физической работоспособности и высокой экономичностью кардиореспираторной системы; увеличением длиннотных размеров тела у юношей; большей секреторной активностью половых желез; средним уровнем риска развития неврологических расстройств у юношей и девушек и высоким уровнем риска развития психических расстройств у девушек.
Физическое состояние нетренированных студенток имеет значительно худшие характеристики в сравнении с нетренированными студентами, что необходимо учитывать при организации физкультурной работы со студентами женского пола в высших учебных заведениях.
Литература.
1. Апанасенко, Г. Л. Физическое развитие детей и подростков / Апанасенко Г. Л. - К.: Здоровья, 1985. - 80 с.
2. Белоцерковский, З. Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов / З. Б. Белоцерковский. - М.: Советский спорт, 2005. - 312 с.
3. Виру, А. А. Проблемы биологического обоснования физического воспитания студентов / А. А. Виру, Э. А. Виру, Л. П. Парис, Я. П. Пярнат, Е. Ранна, М. Ю. Рейлент, С. П. Тялль // - Уч. зап. Тартуского государственного университета. - 1979. - № 497. - С. 3-11.
4. Изаак, С. И. Состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга / С. И. Изаак. - С-Пб., 2006. - 344 с.
5. Курдюков, Б. Ф. Социальные проблемы студенческой молодежи / Б. Ф. Курдюков, Н. В. Иванова, М. Б. Бойкова, Ю. Ю. Городецкая // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 2. - С. 48-51.
6. Литвин, Ю. М. Активность эндокринной системы и характеристики полового и физического развития подростков Хабаровского края / Ю. М. Литвин, Е. Д. Целых, В. К. Козлов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Естественные науки. -2011. - № 1. - С. 95-101.
7. Портрет современной молодежи Автономной Республики Крым / Отчет совета по человеческой безопасности при Председателе Верховного Совета АРК. - Симферополь: ПРООН, 2013. - 85 с.
8. Резников, А. Г. Эндокринологические аспекты стресса / Резников А. Г. // Международный эндокринологический журнал. - 2007. - № 4 (10). - С. 11-17.
9. Шеметова, Г. Н. Использование скрининговой системы АСКОРС для активного выявления заболеваний внутренних органов на амбулаторно-поликлиническом этапе / Г. Н. Шеметова, Е. И. Пшеничная, Е. В. Дудрова // Аспирантские чтения. Материалы межрегиональной конференции. - Саратов: Изд-во СГМУ. - Вып. 2, 2008. -С. 217-218.
PHYSICAL STATE OF STUDENTS DEPENDING ON FITNESS LEVEL
S. Pogodina, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, L. Liskonog, Senior Lecturer,
V. ???, Candidate of Medical Sciences, Associate professor,
Tauride National University named after V.I. Vernadsky, Simferopol , The Crimea Republic, Russia. Contact information for correspondence: [email protected]
The article discusses the features of the physical state of students, male and female, with different levels of fitness. It is shown that the physical state of untrained female students have inferior characteristics compared to their male peers. It was revealed that untrained female students have low functional level of health, reduced performance capability of the cardiovascular and respiratory systems, reduced secretory activity of the sex glands. It was also registered the average risk of developing arterial hypertension.
The average functional level of health is defined in the ratio of 9% of girls and 22% of young men. When testing the level of physical fitness of untrained students, it was revealed the predominance of low-level of aerobic endurance in the Cooper test. The level of aerobic endurance of female students was significantly lower in comparison with the male students, as evidenced by a greater percentage of unsatisfactory evaluation, female students received for the performance of this test in comparison with the male students.
The physical state of trained students is characterized by a predominance of above-average of functional level of health, a sufficient level of physical performance and high efficiency of the cardiorespiratory system, most of the secretory activity of the sex glands, the average level of risk for neurological disorders in boys and girls and the high risk of developing mental disorders in girls.
It was shown more pronounced effect of the complex of negative factors on the various functions of the body of girls compared with boys. The revealed peculiarities of the physical state of students, male and female should be considered when organizing sports work with female students at higher educational institutions.
Keywords: physical state, students, youth, women, the level of fitness.
REFERENCES:
1. Apanasenko G. L. Fizicheskoe razvitie detej i podrostkov [Physical development of children and teenagers]. Kiev, Zdorovia, 1985, 80 p.
2. BelocerkovskijZ. B. Jergometricheskie i kardiologicheskie kriterii fizicheskoj rabotosposobnosti u sportsmenov [Ergo-metric and cardiac criteria for physical performance in athletes]. Moscow, Soviet sport, 2005, 312 p.
3. Viru A. A., Viru Je.A., Paris L. P., Pjarnat Ja. P., Ranna E., Re-jlent M. Ju., et all. The problems of biological study of physical education students. Uchenye zapiski Tartuskogo gosu-darstvennogo universiteta [Scientific Notes of Tartu State University], 1979, no. 497, pp. 3-11 (in Russian).
4. Izaak S. I. State of physical development and physical fitness of the young generation of Russia and their correction technology based population monitoring. Extended abstract of Doctor's thesis. St. Petersburg, 2006, 344 p. (in Russian).
5. Kurdjukov B. F., Ivanova N. V., Bojkova M. B., Gorodeckaja Ju. Ju. Social problems of students. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2014, no. 2, pp 48 - 51 (in Russian).
6. Litvin Ju. M., Celyh E. D., Kozlov V. K. Activity of the endocrine system and the characteristics of sexual and physical development of adolescents Khabarovsk Krai. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Estestvennye nauki [ Scientific notes Trans-Baikal State University. Series: Natural Sciences.], 2011, no. 1, pp 95-101 (in Russian).
7. A portrait of modern youth the Autonomous Republic of Crimea. Otchet soveta po chelovecheskoj bezopasnosti pri Predsedatele Verhovnogo Soveta ARK [Report of council for human safety at the Chairman of the Supreme Council of ARC]. Simferopol, PROON, 2013, 85 p. (in Russian).
8. Reznikov A. G. Endocrinological aspects of stress. Mezhdun-arodnyj jendokrinologicheskijzhurnal [International Journal of Endocrinology], 2007, no. 4 (10), pp. 11-17 (in Russian).
9. Shemetova G. N., Pshenichnaja E. I., Dudrova E. V. The use of a screening system for ASKORS active detection of internal diseases at the outpatient stage. Aspirantskie chtenija. Materialy mezhregional'noj konferencii [Postgraduate reading. Proceedings of interregional conference]. Saratov, 2008, pp. 217-218 (in Russian).