ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РЕГИОНЕ АЭС
Соколова О.В., Лиходед Я. В.,
Чечель Н.М., Лиходед В.С. Запорожский национальный университет
Аннотация. В статье охарактеризована динамика показателей физического развития детей и подростков, проживающих в городе-спутнике АЭС. Показаны уровни физического развития школьников. К гармонично развитым относится более 70% школьников. Высокий процент дисгармонично развитых мальчиков отмечается в 7- и 12-летнем возрасте (27,4 и 29,6% соответственно), а дисгармонично развитых девочек - в 7 и 10 лет (около 30%), что соответствует периодам активного роста и развития их организма. Ключевые слова: физическое развитие, гармоничное, дисгармоничное, регион АЭС.
Анотація. Соколова О.В., Лиходід Я.В., Чечель Н.М., Лиходід В.С. Фізичний розвиток дітей і підлітків в регіоні АЕС. У статті охарактеризована динаміка показників фізичного розвитку дітей і підлітків, які мешкають у місті-супутнику АЕС. Показані рівні фізичного розвитку школярів. До гармонійно розвиненого ставиться більше 70% школярів. Високий відсоток дисгармонійно розвинених хлопчиків відзначається в 7- і 12-літньому віці (27,4 і 29,6% відповідно), а дисгармонійно розвинених дівчинок - в 7 і 10 років (близько 30%), що відповідає періодам активного росту й розвитку їхнього організму.
Ключові слова: фізичний розвиток, гармонічне, дисгармонійне, регіон АЕС.
Annotation. Sokolova О.У, Lihoded Y.V., Chechel N.M., Lihoded V.S. Physical development of children and teenagers in region of AES. The dynamics of indexes of physical development of children and teenagers resident in the city-satellite of AES is described in the article. The levels of physical development of schoolboys are shown. To harmoniously advanced
concerns more than 70 % of schoolboys. The high interest of disharmoniously advanced boys is marked in 7-and 12-years age (27,4 and 29,6 % accordingly). Disharmoniously advanced girls - in 7 and 10 years (about 30 %). It corresponds to the periods of active growth and development of their organism.
Keywords: physical development harmonious is
disharmonious, region of AES.
Введение.
Одним из важнейших критериев здоровья детей и подростков является уровень их физического развития - здоровый ребенок должен быть гармонично развит. При любом отклонении показателей роста и веса от нормы в ту или иную сторону возрастает вероятность хронических заболеваний, снижаются функциональные возможности организма. Чрезвычайно важным условием формирования высокого уровня здоровья является оптимальная динамика процессов роста и развития ребенка, зависящая одновременно и от генотипа индивидуума и от условий внешней среды [1-4].
Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета
Формулирование целей работы.
Цель исследования - выявить уровень физического развития детей школьного возраста, проживающих в регионе АЭС.
Результаты исследования.
Данные, представленные на рис. 1, свидетельствуют о том, что у мальчиков и девочек, проживающих в городе-спутнике АЭС, антропометрические показатели находятся в диапазоне возрастной нормы.
Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 1, к гармонично развитым относится бо-
70
60
50
40
30
20
10
О
-----1-----1-------1------1------1------1------1 I------1-----1-------1------1------1----1--------1
7 8 9 10 11 12 13 14 7 8 9 10 11 12 13 14
возрастает
Рис. 1. Возрастная динамика длины и массы тела у мальчиков (I) и девочек (II) из 30-км зоны АЭС. Примечание: заштрихованные зоны соответствуют показателям возрастной нормы.
лее 70% школьников г. Энергодара, что выше среднего показателя по стране - 60-65% и соответствует уровню физического развития украинских детей и подростков 80-х годов [4].
Дисгармоничность физического развития школьников из 30-км зоны АЭС в большей мере зависит от их веса, чем от роста (14,1% и 10,7% соответственно), поскольку длина тела более жестко генетически детерминирована. В частности, 17,2% девочек дисгармонично развиты в связи с избыточной и недостаточной массой тела.
В целом же показатели физического развития детей и подростков, проживающих в городе-спут -нике АЭС, можно оценить как благоприятные, соответствующие показателям детского населения Украины 80-х годов.
Так, высокорослость среди школьников из 30-км зоны АЭС встречается примерно с той же частотой, что и 20-30 лет тому назад. Высокорослыми являются около 5% девочек и мальчиков г. Энергодара, тогда как по данным В.И.Смоляра к таковым в 70-е годы относилось 6,5% городских школьников Украины.
Суммарная доля энергодарских школьников с избыточной и недостаточной массой тела составляет 14,1%, что существенно ниже аналогичного показателя по другим регионам Украины.
Тот факт, что среди энергодарских школьников низкорослость (6,03%) встречается чаще, чем это было в Украине в 70-80-е годы (2,2%), по нашему мнению можно рассматривать как следствие общей децелерации физического развития детского населения бывшего СССР.
Темпы акселерации в последние годы снизились в большинстве стран мира, однако, в Украине этот период совпал с экономическим кризисом, в связи с чем резко возросло число детей из семей так называемого социального риска, в которых дети недоедают и отстают в развитии. Если раньше низ-корослость наблюдалась в основном у детей алкоголиков и наркоманов, то теперь - и в малообеспеченных семьях.
По данным Украинского научного гигиенического Центра, численность школьников с дефицитом веса возросла за последнее десятилетие в 1,5 раза. В крупных городах Украины темпы акселерации школьников 7-17 лет замедлились. На несколько ки-
лограммов снизилась масса тела, наблюдается замедление (на 6-8 мес.) процесса полового созревания у девочек.
В частности, нами установлено достоверное снижение длины и массы тела у запорожских школьников на протяжении 1986-2000 гг. [5].
Быстрая и правильная оценка уровня физического развития школьника чрезвычайно важна для правильной организации индивидуальной учебновоспитательной работы, так как дети с плохими показателями развития требуют к себе большего внимания.
Известно, что среди школьников, физическое развитие которых оценивается как высокое и выше среднего, среднее и ниже среднего, низкое, число неуспевающих составляет 3,7%, 9,6%, 39,6% соответственно [6].
Как свидетельствуют данные, представленные на рис. 2, наиболее высокий процент дисгармонично развитых мальчиков отмечается в 7- и 12-летнем возрасте (27,4 и 29,6% соответственно), а дисгармонично развитых девочек - в 7 и 10 лет (около 30%), что соответствует периодам активного роста и развития их организма.
Процент низкорослых мальчиков и девочек наиболее значим в 7-11 лет (7,4-10,1%). Начиная с 12летнего возраста он резко снижается и к 14 годам составляет 1,2% у мальчиков и 2,3% - у девочек, что соответствует показателям детей из разных регионов Украины [4]. Высокорослых мальчиков и девочек больше всего в 12-летнем возрасте (12,4% и 10% соответственно), среди 14-летних школьников они составляют около 7%.
Дефицит массы тела у мальчиков в наибольшей мере выражен в 12-летнем возрасте - в это время он характерен для 12,4% обследованных. Среди девочек случаи дефицита веса учащаются к 14-летнему возрасту, достигая 16,6%.
Безусловно, нарушение оптимальных ростовесовых соотношений у детей и подростков в основном является следствием неполноценного питания и нерационального режима дня. Однако, немаловажную роль, по нашему мнению, играет чрезмерное подражание школьниц параметрам утонченных топ-моделей и кинозвезд.
К сожалению, последствия такого увлечения могут негативно сказаться здоровье будущей мате-
Таблица 1 Оценка физического развития школьников 7-14 лет г. Энергодара
Школьники п Физическое развитие, %
Г армоничное Дисгармоничное
В целом В том числе:
избыточная масса дефицит массы высокий рост низкий рост
Мальчики и девочки 407 75,19 24,81 7,64 6,47 4,67 6,03
В том числе:
Мальчики 176 76,6 23,4 6,50 5,96 4,79 6,15
Девочки 231 73,66 26,34 8,84 7,00 4,60 5,90
Ш 11 "Яи'цкас'г, . I е I
Пртшетгатт е: имтшш роит; - — - ■ дефлдлт ынис н не яд:
—■— 1Ш11К1Ш рпст ;■■■■*■■■ ШСШТОЛ мииш нелш Рис. 2. Дисгармоничность физического развития школьников из 30-км зоны АЭС (%).
ри и ее ребенка.
Дети с избыточным весом наиболее часто встречаются среди 10-летних мальчиков (11%) и 9летних девочек (14,3%).
В целом дисгармоничность физического развития у мальчиков и девочек до наступления периода полового созревания в основном определяется задержкой ростовых процессов и, соответственно, избыточной массой тела, а после его завершения -высокорослостью, дефицитом и избытком массы тела.
К сожалению, процесс физического развития детей в школе практически не контролируется. Не анализируются темпы годового прироста длины и массы тела, не осуществляется оценка биологического возраста школьников, эпизодичны консультации врача-эндокринолога в связи с резкими отклонениями ростовых и весовых показателей от нормы, не осуществляется коррекция процессов роста и развития школьников в соответствии с региональными стандартами.
Нами разработаны и представлены в виде линейных диаграмм нормативные параметры для оценки физического развития школьников, прожи-
вающих в 30-км зоне размещения АЭС [7]. Рекомендованные городской СЭС к внедрению, они используются в детских и подростковых учреждениях г. Энергодара.
Линейные диаграммы просты и удобны в работе, что является их несомненным достоинством. Следует отметить, что дети охотно пользуются диаграммами для самостоятельной оценки уровня своего физического развития.
Выводы.
Таким образом, к гармонично развитым относится более 70% школьников г. Энергодара.
Дисгармоничность физического развития школьников из 30-км зоны АЭС в большей мере зависит от их веса, чем от роста (14,1% и 10,7% соответственно).
Высокий процент дисгармонично развитых мальчиков отмечается в 7- и 12-летнем возрасте (27,4 и 29,6% соответственно), а дисгармонично развитых девочек - в 7 и 10 лет (около 30%), что соответствует периодам активного роста и развития их организма.
Перспективами последующих исследований видим в проведении мониторинга физического здоровья и создания оздоровительных технологий для
детей и подростков региона АЭС.
Литература
1. Дорожнова К. П. Оценка физического развития, как важ-
нейший раздел контроля за процессами роста и состояния здоровья отдельного ребёнка и коллектива // Гигиена и санитария. - 1996. - № 10. - С. 77-82.
2. Иванов В.И. Исследование вклада генетических и сре-довых факторов в фенотипическое разнообразие основних показателей развития детей на различных этапах постнатального онтогенеза // Генетика. - 1987. - №3.-С.528-539.
3. Кучма В.Г., Суханова Н.Н., Катечкина Н.А., Каретина С.А. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников // Гигиена и санитария. - 1996. - № 1. - С. 27-28.
4. Смоляр В.И. Гигиенические проблемы роста детей и подростков. - К.: Здоров’я, 1985. - 126 с.
5. Лиходід Я.В., Соколова О.В., Лиходід В.С. Децелерація фізичного розвитку школярів // Мат. VII Міжн. науково-практичноі конф. Одеса. 21-23 червня 2001.- С.51-52.
6. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей / Под ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. - М.: Медицина, 1986. - 496 с.
7. Лиходед Я.В., Клопов Р.В., Лиходед В.С., Здоровье детей в регионе АЭС Запорожье, 2006 - 194 с.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОД ГОТОВКИ ТУРИСТОВ В ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Соловых Т.К.
НИИ физической культуры и спорта РБ, лаборатория спортивного туризма, г. Минск
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки составляющим элементам туристской деятельности - спортивному ориентированию, спортивному туризму и туристско-прикладным многоборьям в вузе. Приводится взаимосвязь этих видов спорта. Ключевые слова: наука, спортивный туризм, спортивное ориентирование, туристско-прикладные многоборья, техника, тактика, учебная деятельность. Анотація. Солових Т. К. Наукове забезпечення підготовки туристів у техніці й тактиці спортивного орієнтування. У статті розглядаються питання підготовки складовим елементам туристської діяльності -спортивному орієнтуванню, спортивному туризму й туристсько-прикладним багатоборствам у вузі. Приводиться взаємозв’язок цих видів спорту. Ключові слова: наука, спортивний туризм, спортивне орієнтування, туристсько-прикладні багатоборства, техніка, тактика, навчальна діяльність. Annotation. Solovyh T.K. Scientific maintenance of preparation of tourists in technics and tactics of sports orientation. In article questions of preparation to making elements of tourist activity - to sports orientation, sports tourism and tourist’s applied competitions in high school are considered. The interrelation of these kinds of sports is resulted.
Key words: science, sports tourism, sports orientation, tourist’s applied multiathlon, technics, tactics, educational activity.
Введение.
“Будет понимание того, что необходимо мыслящему человеку на современном этапе, станет потребность в самовыражении, в образовании на протяжении всей жизни осознанной потребностью - будет и прогресс”,- так отзывался об образо-
вании ректор Белорусского государственного университета.
Способность к научной работе формируется у студентов в процессе учебной деятельности. При настойчивости, организованности и целеустремленности каждый студент имеет возможность получить в вузе навыки самостоятельного решения научных задач, приобрести опыт в проведении исследовательской работы.
Туристская деятельность представляет собой сложное, объединяющее в себе много направлений, явление. Спортивный туризм - не исключение. Для его анализа была разработана и опубликована структурно-функциональная модель туристской деятельности [1]. Модель включает в себя как общую структуру туристской деятельности, так и ряд видов спортивной деятельности, в той или иной мере связанных с туризмом. Спортивный туризм и альпинизм, скалолазание и спортивное ориентирование, лыжный спорт и горные лыжи, гребной слалом, велоспорт - виды спортивной деятельности, входящие в общую структуру туристской деятельности как составляющие, являются самостоятельными видами спорта. С другой стороны все эти виды объединены в одном самостоятельном виде спорта - туристско-прикладных многоборьях (ТПМ). Следует сказать, что в ТПМ присутствуют как элементы спортивного ориентирования, так и элементы туризма. Проведем анализ этих двух видов спортивно-туристской деятельности - спортивного ориентирования и ТПМ для оценки степени их включения в соревнования по ТПМ.
Туризм с ориентированием связан напрямик. Спортивное ориентирование (СО) - вид спорта, в котором участники самостоятельно с помощью компаса и спортивной карты за максимально короткое время должны отыскать на дистанции заданное число контрольных пунктов, а в зимних соревнованиях на маркированной трассе - максимально точно отметить на своей карте местоположение контрольных пунктов. Известно [2], что уже в начале XIX века немецкий педагог и просветитель Гутс-Мутс проводил со своими воспитанниками занятия по ориентированию в лесу. В “Книге туриста для сыновей отечества” он описал ряд упражнений по ориентированию. Следовательно, ориентирование на местности (именно так достаточно длительное время рождавшийся в СССР вид спорта назывался) имеет совершенно определенное происхождение - от туризма. Это вполне естественно, так как задачи ориентирования на маршруте являются первыми задачами, которые постоянно должна решать туристская группа. В то же время спортивному ориентированию для своего становления понадобился почти весь XIX век - лишь на его исходе, в мае 1897 года в Норвегии, близ Бергена спортивным обществом “ Турнфе-ренинг” были проведены первые официальные соревнования по ориентированию. На становление этого нового вида спорта, который развивался в начале своего пути исключительно в скандинавских странах, потребовалось еще почти 30 лет.