МЕДИЦИНСКИЕ «И
ФИЗИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ШКОЛЬНИКОВ
(14-16 ЛЕТ)
В. О. Францева
PHYSICAL AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CONDITION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN AGE GROUP (14 -16 YEAR-OLD)
Frantseva V. O.
The analysis of physical and social-psychological condition of the senior age group of schoolchildren has shown that the problems dealing with intellectual development and physical stress of pupils, especially girls, in educational establishments prevail.
Key words: problems, physical stress, intellectual development, schoolchildren, children, indices.
Анализ физического и социально-психического состояния старшей возрастной группы школьников показал превалирование проблем, связанных с интеллектуальным развитием и физическим напряжением у воспитанников детских учреждений, особенно девочек.
Нлючевы/е слова: проблемы!, физическое напряжение, интеллектуальное развитие, школьники, дети, показатели.
УДК 316.6:612
Актуальность. Согласно определению ВОЗ, подростки - это индивидуумы в возрасте от 10 до 19 лет. В этот период у подростков начинают формироваться вредные привычки, которые могут привести к проблемам со здоровьем в будущем [WHO, 2006]. Социальные отношения, центром которых в детстве является семья, расширяются, и важная роль начинает смещаться в круг сверстников и других взрослых людей. Роль социально-экономических преобразований в обществе и влиянии семьи в формировании личности отмечена многими авторами (2-6).
Материал и методы исследования. В работе были использованы методы: статистический, социологический, анализ клинических данных и элементы психологического тестирования. Сбор информации осуществлялся в учреждениях образования в различных типах городов и сельских местностей Ставропольского края. В качестве базовых учреждений были выбраны: ГСУО «Ставропольский социальный приют для детей и подростков», МОУ лицей № 5 (г. Ставрополь), МОУ СОШ № 34 (г. Ставрополь), Детский дом № 12 (Апанасенков-ский район), сельская школа с. Дивное. Общий объем выборочной совокупности составил 449 анкет. В исследуемую группу вошли школьники в возрасте 7-10 лет, что позволило установить особенности физического и психоэмоционального развития детей младшего школьного возраста.
Целью исследования явился анализ физического и социально-психологического
развития старшей возрастной группы школьников с учетом их принадлежности к типу учреждений.
Результаты исследования и их обсуждение. Показатель проблемности физического состояния детей старшего подросткового возраста составил 3,5 баллов (17,5% от максимально возможного уровня). Среди всех проблем, связанных с выполняемыми нагрузками, превалировали головные и прочие боли (у 45,0%), причем у каждого десятого
респондента боли имели постоянный или часто возникающий характер. Второй по значимости проблемой являлась быстрая утомляемость (у 26,0%). Причем у 6,0% детей она носила постоянный или часто повторяющийся характер. Одышку при ходьбе испытывал практически каждый шестой школьник, причем у 4,0% их них был постоянный характер. В исследуемой группе детей 2,0% испытывали сложности с самообслуживанием (табл.1).
Таблица 1
Физическое состояние подростков старшего школьного возраста 14-16 лет)
(в баллах)
Ответы Средний балл Ответили никогда, почти никогда Ответили иногда Ответили часто, почти всегда
Физическое функционирование Я испытываю одышку при ходьбе 0,65 81,01 15,19 3,80
Я быстро утомляюсь, становлюсь вя -лым 0,94 74,05 19,62 6,33
У меня болят голова, ноги, спина и др. 1,34 55,41 31,85 12,74
Я испытываю трудности в самообслуживании 0,40 89,87 8,23 1,90
Мне сложно передвигаться, действовать руками, владеть телом 0,17 98,09 1,27 0,64
Средний балл 3,50
Среди всей исследуемой группы школьников больше всех проблем с физическим напряжением испытывали девочки, что выражалось частыми болями и повышенной утомляемостью. На втором месте по про-блемности с физическим состоянием были сельские школьники. У них также превалировали боли и утомляемость, далее - городские школьники с теми же проблемами. Более адаптированными к физическим и умственным напряжениям оказались воспитанники детских учреждений. На более благоприятном уровне, чем в других группах, показатель физического состояния городских школьников. Основные проблемы у них также были связаны с болями и повышенной
утомляемостью. Меньше всего проблем в физическом функционировании было у лицеистов, что обусловлено более низким уровнем утомляемости, в то время как проблема болей для них была также существенной (табл. 2).
Анкетный опрос старшей возрастной группы школьников позволил выявить у 64,8 % наличие проблем со здоровьем. Вместе с тем уровень общей проблемности здоровья подростков достаточно низкий (5,15 % от возможного). Наибольшую проблему составляли хронические заболевания, требующие систематического лечения, наличие которых отметили 16,3 % опрошенных, 13,6 % - наличие хронических заболеваний, не
требующих систематического лечения. В общей сложности наличие хронической патологии отметили 30,0 % опрошенных. Помимо этого 11,0 % респондентов указали на случаи частых острых заболеваний и в 12,5 % - наличие аллергических проявлений (табл. 3).
Больше всего проблем со здоровьем испытывали воспитанники детских учреждений, что обусловлено наличием хронических заболеваний и инвалидности. На втором
месте по проблемности были лицеисты, среди которых отмечена наиболее высокая доля часто болеющих, страдающих анемией, аллергическими проявлениями, достаточно высокая частота хронических заболеваний и случаев инвалидности. Не намного лучше было положение в городских школах. Среди всех типов учреждений выгодно выделялись учащиеся сельских школ, среди которых отмечен минимальный уровень проблем, связанных со здоровьем (табл. 4).
Таблица 2
Физическое состояние учащихся старшего школьного возраста в гендерном разрезе и с учетом места учебы (в баллах)
Ответы Общий Лицеи Городские школы Сельские школы Детские учреждения М Ж
Я испытываю одыш- 0,65 0,47 0,69 0,68 0,71 0,43 0,89
ее в ку при ходьбе
& Я быстро утомляюсь, 0,94 0,70 1,03 1,03 0,87 0,74 1,14
« о становлюсь вялым
— У меня болят голова, 1,34 1,23 1,43 1,39 1,26 1,20 1,58
•е ноги, спина и др.
Я испытываю труд- 0,40 0,17 0,40 0,52 0,39 0,39 0,39
е Й ности в самообслужи-
с <и вании
з Мне сложно передви- 0,17 0,03 0,17 0,30 0,06 0,14 0,20
— © ние гаться, действовать руками, владеть телом
Средний балл 3,50 2,60 3,71 3,91 3,29 2,91 4,21
Таблица 3
Характеристика проблем в состоянии здоровья школьников старшего возраста (в баллах)
Заболеваемость: параметры Средний балл Отметили «да»
4 и более раз в году 0,11 11,3
Острая: Анемия 0,04 4,44
Есть фоновые Аллергия 0,12 12,4
заболевания: Другое (указать) 0,01 0.8
Есть хроническое Не требующее систематического лечения 0,27 13,6
заболевание: Требующее систематического лечения 0,49 16,3
Инвалидность, не требующая специальных вспо- 0,10 3,5
Инвалидность: могательных средств
Инвалидность, требующая применения коляски, протеза, домашнего ухода и т.д. 0,06 1.5
Средний балл 1,03 64,8
Таблица 4
Уровень проблемности со здоровьем школьников старшего возраста в образовательных учреждениях разного типа (в баллах)
Заболеваемость: Общий Городские школы Сельские школы Детские учреж -дения М Ж
Острая: Кратность заболевания 4 и более раз в году 0,11 0,15 0,12 0,12 0,06
Есть фоновые заболевания: Анемия 0,04 0,12 0,04 0,04 0,00
Аллергия 0,12 0,18 0,27 0,07 0,03
Другое (указать) 0,01 0,00 0,00 0,00 0,03
Есть хроническое заболевание: Не требующее систематического лечения 0,27 0,40 0,39 0,14 0,30
Требующее систематического лечения 0,49 0,27 0,38 0,23 1,20
Инвалидность: Инвалидность, не требующая специальных вспомогательных средств 0,10 0,12 0,09 0,05 0,21
Инвалидность, требующая применения коляски, протеза, домашнего ухода и т.д. 0,06 0,16 0,00 0,00 0,15
Средний балл 1,03 1,13 1,06 0,57 1,81
Проблемы в психоэмоциональном состоянии школьников старшего возраста были в пределах 4,55 баллов, что составило 22,7 % от максимально возможного уровня. Наиболее проблемными явились: 1) неуправляемость эмоциями (приступы раздражения, злости, агрессии), которые имели место у 42,0 % опрошенных. Причем более чем у половины из них возникали часто или почти всегда; 2) чувство подавленности (уг-
нетение, неуверенность, депрессия) испытывали 29,0 % респондентов (8,0 % - почти постоянно). Каждый четвертый ребенок испытывал чувство неудовлетворенности жизнью, в 11,0 % - почти всегда. В экстремальном эмоциональном состоянии пребывали 11,0 % школьников старшей возрастной группы, причем 5,0 % - часто или почти постоянно (табл. 5).
Таблица 5
Общая характеристика психо-эмоционального состояния старших подростков (в баллах)
Ответы Средний балл Ответили никогда, почти никогда Ответили иногда Ответили часто, почти всегда
Психо-эмоциональное функционирование Я испытываю чувство угнетения, неуверенность в себе, депрессию 1,09 70,51 21,15 8,33
Я с трудом контролирую свои эмоции, раздражаюсь и злюсь, становлюсь агрессивным 1,46 58,06 19,35 22,58
У меня нет теплых эмоциональных отношений с родителями 0,74 79,35 12,26 8,39
Я не удовлетворен своей жизнью 0,85 74,19 14,84 10,97
Я испытываю чувство обреченности, меня посещают мысли о самоубийстве 0,42 89,03 6,45 4,52
Средний балл 4,55
Практически в равной степени проблемы в психоэмоциональном состоянии отмечены у воспитанников детских учреждений и учащихся сельских школ. В той и другой группе основная часть сложностей была связана с трудностями в контроле негативных эмоций, наличием подавленности. Кроме того, у воспитанников детских учреждений отмечались неудовлетворенность жизнью и
нарушение контакта с родителями. В лучшем контакте с самим собой и окружающей действительностью были лицеисты. У них отмечены самые низкие показатели про-блемности практически по всем изучаемым параметрам. Что касается гендерных различий, то девочки по всем параметрам были менее адаптированы в психоэмоциональном плане, чем мальчики (табл. 6).
Таблица 6
Проблемы психо-эмоционального состояния подростков в разрезе гендерных групп и места обучения (в баллах)
Ответы Общий Лицеи Городские школы Сельские школы Детские учреж -дения М Ж
Психо-эмоциональное функционирование Я испытываю чувство угнетения, неуверенность в себе, депрессию 1,09 1,03 1,14 1,13 1,00 0,80 1,28
Я с трудом контролирую свои эмоции, раздражаюсь и злюсь, становлюсь агрессивным 1,46 1,23 1,49 1,46 1,65 1,23 1,61
У меня нет теплых эмоциональных отношений с родителями 0,74 0,14 0,69 0,85 1,13 0,84 0,62
Я не удовлетворен своей жизнью 0,85 0,28 0,91 0,97 1,06 0,72 0,89
Я испытываю чувство обреченности, меня посещают мысли о самоубийстве 0,42 0,13 0,54 0,61 0,19 0,35 0,50
Средний балл 4,55 2,81 4,77 5,02 5,04 3,94 4,89
Социальное функционирование старших школьников характеризуется наибольшими проблемами в установлении контакта с родителями. Ощущение неприспособленности к жизни отметили 29,2 % респондентов, трудности в общении с людьми - 29,4 %, приверженность к вредным привычкам -12,9 %, склонность к противоправным поступкам - 16,1 % (табл. 7).
Максимальные сложности в социальном функционировании отмечались у воспитанников детских учреждений. Наиболее социально адаптированную группу составили лицеисты. Показатель социальной адаптиро-ванности городских и сельских школьников
находился практически на одном уровне. Мальчики в отношении социального функционирования были более проблемны, чем девочки (табл. 8).
Имеющиеся проблемы в интеллектуальном развитии старших подростков оценивались в 5,46 баллов, что составило 27,3 % от максимально возможного уровня. Наиболее проблемным явилось отсутствие желания учиться, которое отметили практически половина опрошенных, для 21 % из них негативное отношение носило постоянный характер. Рассеянное внимание как одна из часто встречающихся проблем познавательного процесса прослеживалось у каж-
дого третьего, у 8 % из них - имело хрони- жаловались на плохое усвоение знаний, но-ческий характер. Плохую память и забывчи- вых понятий и 17,5 % - на низкий самоана-вость отметили 35 % респондентов (у 6 % - лиз и контроль (табл. 9). почти постоянно). Более 26 % опрошенных
Таблица 7
Проблемы в социальном функционировании школьников старшего возраста (в % к итогу)
Ответы Средний балл Ответили никогда, почти никогда Ответил иногда Ответили часто, почти всегда
ш ев Я чувствую свою неприспособленность к жизни в обществе, стремлюсь к уединению 0,69 80,77 13,46 5,77
8 Я испытываю трудности общения с людьми, в том числе с лицами противоположного пола 0,63 84,62 8,97 6,41
У меня конфликты с родителями, учителями 1,00 71,61 21,94 6,45
е 1 о О Я имею приверженность к курению, приему алкоголя, в т.ч. пива, пробовал наркотики, токсиканты 0,51 87,10 7,74 5,16
Я отмечаю в себе склонность к противоправным действиям 0,59 83,87 11,61 4,52
Средний балл 3,43
Таблица 8
Проблемы в социальном функционировании старших школьников разных типов учреждений (в баллах)
Ответы Общий Лицеи Городские школы Сельские школы Детские учреждения М Ж
м на « Я чувствую свою неприспособленность к жизни в обществе, стремлюсь к уединению 0,69 0,33 1,00 0,64 0,80 0,67 0,75
о Я испытываю трудности общения с людьми, в том числе с лицами противоположного пола 0,63 0,33 0,66 0,63 0,90 0,68 0,61
£ У меня конфликты с родителями, учителями 1,00 0,52 1,09 1,05 1,26 1,06 0,95
1 Я имею приверженность к курению, приему алкоголя, в т.ч. пива, пробовал наркотики, токсиканты 0,51 0,33 0,29 0,39 1,16 0,64 0,43
о О Я отмечаю в себе склонность к противоправным действиям 0,59 0,37 0,51 0,58 0,93 0,58 0,58
Средний балл 3,43 1,88 3,54 3,30 5,06 3,62 3,32
Таблица 9
Характеристика интеллектуального развития школьников старшего возраста
(в баллах и в % к итогу)
Ответы Средний балл Ответили никогда, почти никогда Ответили иногда Ответили часто, почти всегда
Способность к обучению, умственное восприятие У меня рассеянное внимание 1,16 66,45 25,66 7,89
Отмечаю у себя забывчивость, плохую память 1,14 64,47 29,61 5,92
У меня нет желания учиться 1,52 50,34 28,19 21,48
Я с трудом усваиваю новые понятия, знания 0,96 73,51 21,19 5,30
У меня низкий самоанализ и самоконтроль 0,67 82,47 14,29 3,25
Средний балл 5,46
Особую проблемность в сфере интеллектуального развития испытывали девочки. В то время как мальчики чаще не испытывали желания учиться, девочки отличались рассеянным вниманием и плохой памятью. В разрезе образовательных учреждений наиболее проблемными являлись воспитанники детских учреждений, сельских и городских школ (по убывающей). Для воспитанников детских учреждений, помимо нежелания учиться, в большей степени были характерны трудности в усвоении нового, для сель-
ских школьников, кроме отсутствия желания учиться, была характерна плохая память, для городских школьников - рассеянное внимание. Особняком в перечне образовательных учреждений выделялись учащиеся лицеев, у которых был несопоставимо низкий уровень проблемности в интеллектуальном развитии. В этой группе отмечался самый низкий показатель практически по всем параметрам (табл. 10).
Ответы Общий Лицеи Городские школы Сельские школы Детские учреждения М Ж
Способность к обучению, умственное восприятие У меня рассеянное внимание 1,16 1,03 1,24 1,11 1,33 0,99 1,25
Отмечаю у себя забывчивость, плохую память 1,14 0,93 1,17 1,25 1,07 0,91 1,21
У меня нет желания учиться 1,52 1,19 1,49 1,67 1,58 1,46 1,39
Я с трудом усваиваю новые понятия, знания 0,96 0,53 1,00 0,93 1,44 0,90 0,92
У меня низкий самоанализ и самоконтроль 0,67 0,27 0,63 0,61 1,30 0,55 0,71
Средний балл 5,46 3,95 5,52 5,58 6,73 4,81 5,49
Таблица 10
Дифференциация школьников старшего возраста по уровню интеллектуального развития в зависимости от гендерной принадлежности и места обучения
Оценивая в целом наличие проблем в развитии старших школьников по совокупности изучаемых параметров, следует отметить, что наибольший вклад в комплексный показатель нарушений развития вносят проблемы развития интеллектуальной и психоэмоциональной сфер. На среднем уровне оценивалось влияние физических нарушений и социальной адаптированности. Наи-
меньшее влияние оказывали семейные условия и заболеваемость. Причем эта закономерность не зависит ни от типа образовательного учреждения, ни от гендерной принадлежности (табл. 11). Полученные данные свидетельствуют о наибольшей проблемно-сти у воспитанников детских учреждений, особенно девочек.
Таблица 11
Интегрированный показатель личностного развития старших школьников (вклад в %)
Составляющие интегрального показателя Общий Лицеи Городские школы Сельские школы Детские учреждения М Ж
Интегральный показатель в баллах 18,38 12,97 19,37 18,83 21,58 16,80 20,34
из них вклад (в %):
физических нарушений 18,82 20,05 19,17 20,24 15,25 16,96 20,25
психо-эмоциональных нарушений 24,13 21,59 24,48 25,46 22,87 23,83 24,36
проблем социализации 18,17 14,40 18,29 16,53 23,17 20,95 16,05
проблем интеллектуального развития 28,23 29,56 28,17 28,58 26,91 29,19 27,50
условий жизни 4,48 4,63 3,83 5,56 3,14 3,91 4,93
заболеваемости 6,16 9,77 6,05 3,63 8,67 5,17 6,92
Выводы
1. Среди всех проблем, связанных с выполняемыми нагрузками, превалировали головные и прочие боли (у 45,0 %), причем у каждого десятого респондента боли имели постоянный или часто возникающий характер.
2. Наибольшая доля проблем в физическом развитии старшего возраста школьников приходится на хронические заболевания, требующие систематического лечения (16,3 %).
3. Больше всего проблем со здоровьем испытывали воспитанники детских учреждений, что обусловлено наличием хронических заболеваний и инвалидности. На втором месте - лицеисты,
которые больше страдали анемией, аллергическими проявлениями, имели высокий уровень хронических заболеваний и случаев инвалидности.
4. Практически в равной степени проблемы в психо-эмоциональном состоянии отмечены у воспитанников детских учреждений и учащихся сельских школ. В той и другой группе основная часть сложностей была связана с трудностями в контроле негативных эмоций, с наличием подавленности.
5. Социальное функционирование старших школьников характеризуется наибольшими проблемами в установлении контакта с родителями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здоровье подростков для медицинских работников. Ориентационная программа для медицинских работников: пособие для участника / ВОЗ. - Женева. 2006. - 499 с.
2. Евсюков А. А., Калининская А. А., Шарафут-динова Н. Х. Результаты интегральной оценки состояния здоровья сельского населения: информационно-методическое письмо. - Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2009. - 44 с.
3. Иванова М. А. Проблемы, поиски, решения в сфере ранней диагностики и профилактики социально значимых заболеваний в венерологии. Современные подходы к диагностике, лечению и профилактике инфекций: ППП // Научные труды международной научно-практической конференции. - Гродно, 2005. - С. 34-37.
4. Михайлова Ю. В. и соавт. Социально значимые заболевания. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактические мероприятия: руководство для врачей общей практики / под общ. ред. проф. Михайловой Ю. В. - М.: ЦНИИОИЗ, 2009. - 136 с.
5. Стародубов В. И., Татаркин А. Н., Михайлова Ю. В. и др. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества -М.; Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. - 381 с.
6. Уткина Г. Ю., Скляр М. С. Социально-медицинские характеристики семей, воспитывающих детей-инвалидов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - М.: Медицина, 2009. -№ 1. - С. 14-17.
Об авторе
Францева Виктория Олеговна, Институт последипломного и дополнительного образования ГОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения. Сфера научных интересов - изучение медико-социальных проблем молодого поколения, научное обоснование и разработка системы межведомственного взаимодействия при их решении. Ш81ау@ mail.ru