Научная статья на тему 'Физические возможности первокурсников, приступивших к занятиям футболом'

Физические возможности первокурсников, приступивших к занятиям футболом Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
первокурсники / футбол / тренировки / спорт / физическая активность / физическая подготовка / физические характеристики. / freshmen / soccer / soccer / training / sports / physical activity / physical fitness / physical characteristics.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Аленуров Е. А., Завалишина С. Ю., Волобуев А. Л., Николаев И. В.

Учитывая высокую привлекательность для молодежи футбольных тренировок, необходимо продолжать оценивать их влияние на организм студентов вузов. Цель исследования: проследить выраженность физического развития юношей-первокурсников, увлекающихся футболом. Научная новизна. Была уточнена выраженность физического развития юношей-первокурсников, посещающих секцию футбола. Практическая значимость. Учитывая, что занятия в секции футбола оказались способны, в большей степени, повышать физические возможности первокурсников, чем физическая активность только на университетских занятиях по физической культуре, их следует широко рекомендовать в студенческой среде. Материалы и метолы. Набраны 29 неспортивных юношей-первокурсников. Из их числа 14 студентов начали футбольные тренировки, а остальные 15 студентов, оставшиеся далекими от спорта, составили контроль. В начале наблюдения и через 9 его месяцев у всех студентов проводили тестирование физических возможностей. Обработка полученных данных велась с помощью t-критерия Стьюдента. Результаты исследования. На начало исследования все студенты имели низкое физическое развитие. К концу наблюдения студенты группы контроля сохранили свои результаты тестирования. У занимавшихся в футбольной секции произошло укрепление организма. У тренирующихся повысились возможности в плане подтягивания, подъемов тела, отжиманий, челночного бега и выполнения прыжков. Футбольные тренировки следует рассматривать как доступный и результативный вариант физической активности, способный повышать уровень физического развития первокурсников. В этой связи их оправдано рекомендовать для физической активизации студентов университета. Заключение. Для успешной учебы на первом курсе требуется хорошая физическая подготовка. Весьма популярны у студентов игровые виды спорта и особенно футбол. Занятия им, в большей степени, повышают физические возможности первокурсников, чем университетские занятия по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Аленуров Е. А., Завалишина С. Ю., Волобуев А. Л., Николаев И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical abilities of first-year students who started soccer activities

Given the high attractiveness of soccer training for young people, it is necessary to continue to evaluate its effects on the body of university students. Aim of the research. To trace the expression of first-year students-boys’ physical development who are passionate about soccer. Scientific novelty. The expression of physical development of first-year students-boys attending the soccer section was clarified. Practical significance. Given that soccer sectional activities have been shown to be more capable of enhancing freshmen physical abilities than physical activity in university physical education classes alone, they should be widely recommended in the student population. Materials and methods. Twenty-nine non-sporty first-year boys were recruited. Of these, 14 students started soccer training, and the remaining 15 students, who remained far from sports, constituted the control group. At the beginning of the observation and after 9 months all students were tested for physical abilities. The obtained data were processed by Student's t-Criterion. Results. At the beginning of the study all students had low physical development. By the end of the observation the students of the control group maintained their test results. Those who practiced in the soccer section strengthened their bodies. The trainees' ability to do pull-ups, body lifts, push-ups, shuttle run and jumping jacks increased. Soccer training should be considered as an accessible and effective physical activity option that can increase the level of first-year students’ physical development. In this regard, it is justified to recommend them for physical activation of university students. Conclusion. Good physical fitness is required for success in the first year of study. Games sports and especially soccer are very popular among students. It improves the physical abilities of first-year students to a greater extent than university physical education classes.

Текст научной работы на тему «Физические возможности первокурсников, приступивших к занятиям футболом»

УДК 796/799

Физические возможности первокурсников, приступивших к занятиям

футболом

Аленуров Э.А.1, Завалишина С.Ю.1*, Волобуев А.Л.2, Николаев И.В.3

1 Российский государственный социальный университет г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-3978-4215, [email protected] ORCID: 0000-0002-2425-5732, [email protected]* 2 Государственный университет землеустройства г. Москва, Россия ORCID: 0009-0003-0584-8676, [email protected] 3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

г. Москва, Россия ORCID: 0009-0002-2137-1276, [email protected]

Аннотация: Учитывая высокую привлекательность для молодежи футбольных тренировок, необходимо продолжать оценивать их влияние на организм студентов вузов. Цель исследования: проследить выраженность физического развития юношей-первокурсников, увлекающихся футболом. Научная новизна. Была уточнена выраженность физического развития юношей-первокурсников, посещающих секцию футбола. Практическая значимость. Учитывая, что занятия в секции футбола оказались способны, в большей степени, повышать физические возможности первокурсников, чем физическая активность только на университетских занятиях по физической культуре, их следует широко рекомендовать в студенческой среде. Материалы и метолы. Набраны 29 неспортивных юношей-первокурсников. Из их числа 14 студентов начали футбольные тренировки, а остальные 15 студентов, оставшиеся далекими от спорта, составили контроль. В начале наблюдения и через 9 его месяцев у всех студентов проводили тестирование физических возможностей. Обработка полученных данных велась с помощью t-критерия Стьюдента. Результаты исследования. На начало исследования все студенты имели низкое физическое развитие. К концу наблюдения студенты группы контроля сохранили свои результаты тестирования. У занимавшихся в футбольной секции произошло укрепление организма. У тренирующихся повысились возможности в плане подтягивания, подъемов тела, отжиманий, челночного бега и выполнения прыжков. Футбольные тренировки следует рассматривать как доступный и результативный вариант физической активности, способный повышать уровень физического развития первокурсников. В этой связи их оправдано рекомендовать для физической активизации студентов университета. Заключение. Для успешной учебы на первом курсе требуется хорошая физическая подготовка. Весьма популярны у студентов игровые виды спорта и особенно футбол. Занятия им, в большей степени, повышают физические возможности первокурсников, чем университетские занятия по физической культуре.

Ключевые слова: первокурсники, футбол, тренировки, спорт, физическая активность, физическая подготовка, физические характеристики.

Для цитирования: Аленуров Э.А., Завалишина С.Ю.*, Волобуев А.Л., Николаев И.В. Физические возможности первокурсников, приступивших к занятиям футболом. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .

Physical abilities of first-year students who started soccer activities

Eldar A. Alenurov1, Svetlana Yu Zavalishina1*, Alexey L. Volobuev2, Igor V. Nikolaev3

1 Russian State Social University Moscow, Russia

ORCID: 0000-0002-3978-4215, [email protected] ORCID: 0000-0002-2425-5732, [email protected]* 2State University of Land Use Planning Moscow, Russia ORCID: 0009-0003-0584-8676, [email protected] 3Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia ORCID: 0009-0002-2137-1276, [email protected]

Abstract: Given the high attractiveness of soccer training for young people, it is necessary to continue to evaluate its effects on the body of university students. Aim of the research. To trace the expression of first-year students-boys' physical development who are passionate about soccer. Scientific novelty. The expression of physical development of first-year students-boys attending the soccer section was clarified. Practical significance. Given that soccer sectional activities have been shown to be more capable of enhancing freshmen physical abilities than physical activity in university physical education classes alone, they should be widely recommended in the student population. Materials and methods. Twenty-nine non-sporty first-year boys were recruited. Of these, 14 students started soccer training, and the remaining 15 students, who remained far from sports, constituted the control group. At the beginning of the observation and after 9 months all students were tested for physical abilities. The obtained data were processed by Student's t-Criterion. Results. At the beginning of the study all students had low physical development. By the end of the observation the students of the control group maintained their test results. Those who practiced in the soccer section strengthened their bodies. The trainees' ability to do pull-ups, body lifts, push-ups, shuttle run and jumping jacks increased. Soccer training should be considered as an accessible and effective physical activity option that can increase the level of first-year students' physical development. In this regard, it is justified to recommend them for physical activation of university students. Conclusion. Good physical fitness is required for success in the first year of study. Games sports and especially soccer are very popular among students. It improves the physical abilities of first-year students to a greater extent than university physical education classes.

Keywords: freshmen, soccer, soccer, training, sports, physical activity, physical fitness, physical characteristics.

For citation: Eldar A. Alenurov, Svetlana Yu Zavalishina*, Alexey L. Volobuev, Igor V. Nikolaev. Physical abilities of first-year students who started soccer activities. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .

Введение

Состояние здоровья населения является важным маркером благополучия общества. Большое влияние на него оказывает образ жизни, формируя основы его изменений в ближайшем и отдаленном будущем и, в конечном счете, определяя возможную продолжительность жизни [1]. Основой поддержания здоровья человека признается регулярная физическая активность [2]. Свойственный и привычный для конкретного человека уровень мышечной активности, во многом, определяет базовое состояние его здоровья [3]. Наиболее реально корректировать привычную физическую активность в юности, закладывая основы для оздоровления. Наиболее

надежным инструментом к этому признается привитие молодежи любви к занятиям спортом

[4].

Реализация процесса обучения на первом курсе университета нередко сопряжено с очень длительным нахождением в одной позе - сидя, что формирует серьезный дефицит движений и ослабляет организм в отношении негативных влияниям из среды [5]. К сожалению, у добросовестных студентов университета иногда прослеживаются даже явления детренированности [6]. Наличие у первокурсников физического ослабления в сочетании с неизбежным для поступления в университет нервно-психическим стрессом значимо ослабляет защитные возможности организма [7].

Действенным и доступным вариантом преодоления всех этих негативных явлений у молодежи являются занятия спортом. Очень желательно, чтобы увлечение спортом сопровождало все обучение в университете. Это связано с тем, что регулярная физическая активность действенно обеспечивает общее укрепление организма молодежи и хорошо нивелирует негативные влияния длительного нахождения в сидячем положении в ходе обучения [8].

Весьма популярным среди молодежи вариантом физической активности является футбол. Занятия им активируют различные ткани организма. В этой связи важно продолжение оценки влияния футбольных тренировок на организм студентов вузов.

Цель исследования: проследить выраженность физического развития юношей-первокурсников, увлекающихся футболом.

Материалы и методы

Собрано 29 юношей (17-18 лет), поступивших на первый курс университета и исходно физически неразвитых, г. Москва, Россия. Они были клинически здоровы и прилежны в учебе. Из них собрали 14 человек, которые образовали группу тренирующихся и сразу после поступления дважды в неделю занимались в секции футбола не короче 1,5 часов за тренировку под контролем тренера. Остальные наблюдавшиеся 15 первокурсников составили группу контроля, т.к. не пожелали тратить свое время на регулярные спортивные нагрузки и продолжили физически неактивное существование. Занятия физической культурой в университете группа контроля посещала нерегулярно, уделяя большее внимание другим предметам и много времени проводя в сидячем положении. Применены традиционные тесты на физическое развитие. Оценка состояния юношей выполнялась в начале обучения и через девять месяцев учебы - в конце первого курса. Применен для обработки данных ^критерий Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Результаты выполнения тестирований суммированы в таблице 1.

Таблица 1

Показатели у обследованных

Параметры физических возможностей Начало исследования, M±m Завершение исследования, M±m

не тренирующиеся, п=11 тренирующиеся, п=12 не тренирующиеся, п=11 тренирующиеся, п=12

Выполнение подтягиваний, раз 2,2±0,22 2,1±0,37 2,3 ±0,26++ 5,8 ±0,42**

Отжимая от пола, раз 14,3±0,30 14,1±0,26 14,9±0,19++ 27,5±0,33**

Челночный бег 3x10, с 9,5±0,17 9,4±0,11 9,6±0,09+ 7,1±0,12**

Длина прыжка, см 108,4±1,26 110,3±1,52 109,6±1,31++ 152,6±1,26**

Поднятие корпуса за одну минуту, раз 23,1±0,48 23,4±0,36 24,2±0,32++ 37,6±0,46**

Принятые обозначения достоверности: изменений показателей * - р<0,05, ** - р<0,01; различий между конечными значениями + - р<0,05; ++ - р<0,01.

Изначальное состояние физических возможностей наблюдавшихся студентов в обоих группах было невелико и сравнимо. К моменту второго тестирования отмечены были отличия между сравниваемыми группами. Их развитие было связано с появлением позитивных изменений в тестах у представителей группы тренирующихся. В группе контроля изменений в результатах тестирования не найдено. У посещавших футбольную секцию к концу наблюдения возросли силовые характеристики: способность к подтягиваниям увеличилась в 2,8 раза, возможность к отжиманию от пола повысилась на 95,0%.

В группе занимавшихся в футбольной секции к концу наблюдения реализация челночного бега ускорилась на 32,4%. У них улучшились на 38,3% результаты выполнения прыжка. Это сопровождалось у начинающих футболистов к концу первого курса ростом числа подъемов корпуса тела до уровня выше аналогичных в контроле на 60,6%.

Заключение

Процесс обучения часто ведет у студентов-первокурсников к ослаблению уровня их тренированности в результате уделения массы времени освоению учебной программы. При этом для успешной учебы на первом курсе требуется хорошая физическая подготовка. В этой связи ощущается серьезная потребность в поиске вариантов регулярных физических тренировок на первом курсе, способных мягко преодолеть гиподинамию. Было оценено

влияние нечастых футбольных тренировок на организм юношей-первокурсников, имеющих невысокую физическую подготовку на момент поступления в вуз. Посещение секции футбола оказалось способно, в большей степени, повышать физические возможности первокурсников, чем физическая активность только на университетских занятиях по физической культуре.

Список литературы

Аленуров Э.А., В.И.Шарагин, А.Д.Калинин, И.И.Файзуллина. Влияние регулярных занятий мини-футболом на общую физическую подготовленность студентов университета. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023; 3(217) : 8-12.

1. Карпов В. Ю., Медведев И.Н., Шарагин В.И., Разживин О.А. Динамика общей физической подготовленности студентов-первокурсников при регулярных занятиях физической культурой. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021; 8(198): 118123.

2. Медведев И.Н., Махов А.С. Особенности темперамента юношей, регулярно занимающихся футболом и гимнастикой. Теория и практика физической культуры. 2022; 6: 68.

3. Махов А.С., Медведев И.Н. Функциональные изменения в организме юношей с сенсоневральной тугоухостью в результате регулярных футбольных тренировок. Теория и практика физической культуры. 2022; 5: 48.

4. Морозов Д.Г., Медведев И.Н., Сибгатулина Ф.Р., Светличкина А.А. Динамика физического развития студентов-первокурсников, начавших посещать секцию общей физической подготовки. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024; 6(232): 8588.

5. Болдов А.С., Медведев И.Н., Куманцова Е.С., Вершкова О.И. Динамика физического развития студентов-первокурсников средствами общей физической подготовки. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2024; 4: 68-70.

6. Варфоломеев Д.Л., Махов А.С., Медведев И.Н. Темперамент юношей, регулярно занимающихся футболом и спортивной ходьбой. Теория и практика физической культуры. 2024; 3: 74.

7. Карпов В.Ю., Медведев И.Н., Рязанцев А.А., Селиверстова А.С. Функциональные особенности дыхательной системы у юных футболистов. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022; 5(207): 200-205.

References

1. Alenurov E.A., Sharagin V.I., Kalinin A.D., Fayzullina I.I. Influence of regular minifootball lessons on the general physical fitness of university students. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2023; 3(217): 8-12. [In Russ.].

2. Karpov V.Yu., Medvedev I.N., Saragin V.I., Razjivin O.A. Dynamics of first-grade

students' general physical preparedness during regular physical education classes. Uchenye zapiski

universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; 8(198): 118-123. [In Russ.].

3. Medvedev I.N., Makhov A.S. Peculiarities of the temperament of young men regularly participated in football and gymnastics. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2022; 6: 68 [In Russ., In Engl.].

4. Makhov A.S., Medvedev I.N. Functional changes in the body of young men with sensorineural hearing loss as a result of regular football training. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2022; 5: 48 [In Russ., In Engl.].

5. Morozov D.G., Medvedev I.N., Sibgatulina F.R., Svetlichkina A.A. Dynamics of physical development of freshmen students who started attending the general physical training section. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2024; 6(232): 85-88. [In Russ.].

6. Boldov A.S., Medvedev I.N., Kumantsova E.S., Vershkova O.I. Dynamics of physical

development of first-year students by means of general physical training. Physical culture: upbringing, education, training. 2024; 4: 68-70 [In Russ.].

7. Varfolomeev D.L., Makhov A.S., Medvedev I.N. Temperament of youth regularly participated in football and walking. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2024; 3: 74. [In Russ., In Engl.].

8. Karpov V.Yu., Medvedev I.N., Ryazantsev A.A., Seliverstova A.S. Functional features of the respiratory system at young football players. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; 5(207) : 200-205. [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 04.11.2024

Аленуров Эльдар Асафович, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, 129226, Россия, г.Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, [email protected]

Завалишина Светлана Юрьевна - доктор биологических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, 129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, E-mail: [email protected]

Волобуев Алексей Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет землеустройства, 105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, д.15, E-mail: aleksey0201@mail. ru

Николаев Игорь Валерьевич, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2, Email: ivnikolaev@fa. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.