тельной системы, нервной системы и органов чувств
Отношение к здоровью включает в себя субъективную оценку или самооценку человеком своего психического и физического состояния. Каждый второй студент контрольной группы (48,0%) оценил свое здоровье как « хорошее», 30,0% считали свое здоровье как « удовлетворительное». Всего 13,0% респондентов считает, что состояние здоровья отличное. Тогда как 65,7% студентов экспериментальной группы оценили свое здоровье как «хорошее», 20,5% считают свое здоровье отличным.
ВЫВОДЫ
Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости внедрения специальной учебно-воспитательной программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья студентов, приоритетное место в структуре которой должно занимать формирование здорового образа жизни, осознание студентами важности сохранения и укрепления своего здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмерова, С.Г. Современные подходы к формированию здоровья учащихся методами и средствами гигиенического воспитания : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Ахмерова С.Г. - Уфа, 2010. - 35 с.
2. Бирюкова, Н.А. Здоровьесберегающая технология в общеобразовательных учреждениях / Н.А. Бирюкова // Гигиена и санитария. - 2006. - № 1. - С. 23-26.
3. Ишмухаметов, И.Б. Особенности формирования здоровья будущих педагогов в современных условиях / И.Б. Ишмухаметов // Медицина труда и промышленная экология. - 2012. -№ 1. - С. 29-33.
REFERENCES
1. Akhmerova, S.G. (2010), Modern approaches to formation of health ofpupils by methods and means of hygienic education, dissertation, Ufa.
2. Biryukova, N. A. (2006), "Health saving technology in general education establishments", Hygiene and sanitation, No. 1, pp. 23-26.
3. Ishmukhametov, I.B. (2012), "Features of formation of health of future teachers in modern conditions", Medicine of work and industrial ecology, No. 1, pp. 29-33.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2015.
УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Эдуард Николаевич Калдариков, кандидат педагогических наук, Калмыцкий государственный университет (КалмГУ), Элиста
Аннотация
Нами анализировалась физкультурно-спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся общеобразовательных организаций Республики Калмыкия в процессе урочных и внеурочных форм занятий. Анализ содержания учебных программ по физическому воспитанию школьников показал, что наибольшие доли физических упражнений из национальных видов спорта в вариативной части составляли такие величины: средней школьный возраст - 34,5%, старший школьный возраст - 42,4%.
На уроках физической культуры общеобразовательных организаций использовались следующие физические упражнения из национальных видов спорта: элементы танцевальных движений, подвижные игры, национальная борьба «Бек ноолдан», альчики, метание аркана, метание копья. По данным нашего опроса интерес у обучающихся в Республике Калмыкия к физическим упражнениям национальных видов спорта существенно повышается. К сожалению, учителя физической куль-
туры общеобразовательных организаций не готовы продуктивно использовать такие упражнения на уроках физической культуры. В настоящее время имеются большие резервы для повышения интереса обучающихся к урокам физической культуры за счет целенаправленного включения упражнений из национальных видов спорта.
Ключевые слова: обучающиеся, физические упражнения, национальные виды спорта, Республика Калмыкия, физическая подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p46-49
PHYSICAL EXERCISES OF NATIONAL SPORTS IN THE COURSE OF
PREPARATION OF THE TRAINED IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA
Eduard Nikolaevich Kaldarikov, the candidate of pedagogical sciences, Kalmyk State University, Elista
Annotation
We have analyzed the physical culture and sports, and sports and recreational activities of the pupils at secondary schools in Republic of Kalmykia during the study process and extracurricular time. Analysis of the content of training programs for physical education of the students showed that the proportion for the national sports exercises in the variable part had such values: middle school age - 34.5%, the senior school age - 42.4%. At physical training lessons of the secondary educational institutions the following exercises relating to the national sports have been applied: the elements of dance movements, outdoor games, national struggle «Beck nooldan», alchiki, lasso throwing, javelin throwing. According to our survey, the interest to the exercises relating to the national sports significantly increased among the studied in the Republic of Kalmykia. Unfortunately, the teachers of physical education in the secondary educational institutions are not ready to use such exercises for planning the physical training lessons. Currently, there are great possibilities to enhance the students' interest in the physical education due to purposeful inclusion of the national sports exercises.
Keywords: students, exercises, national sports, Republic of Kalmykia, physical training.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время у обучающихся средних общеобразовательных организаций Республики Калмыкия снижается интерес к физкультурно-спортивной деятельности [1, 2]. Специалисты по-разному пытаются ликвидировать кризисное состояние в этой деятельности: одни ученые [3] предлагают использовать поиск наиболее эффективных средств в подготовке занимающихся, другие [4, 5] считают важным реализовать набор средств с учетом региональных и культурологических условий.
Нерешенность многих вопросов физкультурно-спортивной деятельности школьников, противоречивость взглядов специалистов направляют наше исследование на поиск рационального содержания физкультурно-спортивной деятельности с использованием упражнений из национальных видов спорта.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие 478 обучающихся в возрасте 11-17 лет общеобразовательных организаций Республики Калмыкия, обследование проводилось в период сентябрь-ноябрь 2014 года. В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, метод анкетирования, методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами проанализирована физкультурно-спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся общеобразовательных организаций Республики Калмыкия в процессе урочных и внеурочных форм занятий. Анализ содержания учебных программ по физическому воспитанию обучающихся общеобразовательных организаций Республики Калмыкия свидетельствует о том, что доли физических упражне-
ний из национальных видов спорта в вариативной части составляли такие величины: средней школьный возраст - 34,5%, старший школьный возраст - 42,4%.
На уроках физической культуры средних общеобразовательных организаций использовались следующие физические упражнения из национальных видов спорта: элементы танцевальных движений, подвижные игры, национальная борьба «Бек ноолдан», альчики, метание аркана, метание копья. По мере увеличения возраста обучающихся традиционное содержание уроков физической культуры становится для них менее привлекательным. Вместе с тем, по данным нашего опроса, существенно повышается интерес у школьников Республики Калмыкия к физическим упражнениям из национальных видов спорта. К сожалению, учителя физической культуры общеобразовательных организаций пока не готовы продуктивно их использовать на уроках физической культуры.
Такой низкий уровень подготовленности учителей физической культуры затрудняет продвижение физических упражнений из национальных видов спорта в содержание национально-регионального компонента учебной программы по физическому воспитанию обучающихся общеобразовательных организаций Республики Калмыкия.
Нами оценивались знания у школьников о возможностях использования физических упражнений из национальных видов спорта в своей физкультурно-спортивной деятельности. Ответы респондентов эксперты (преподаватели Калмыцкого государственного университета) оценивали так: «отлично» (возраст 11-15 лет - 6,7%, возраст 16-17 лет -8,3%), «хорошо» (возраст 11-15 лет - 17,1%, возраст 16-17 лет - 19,4%), «удовлетворительно» (возраст 11-15 лет - 55,4%, возраст 16-17 лет - 53,3%). Нами выявлено достаточно большая доля школьников (возраст 11-15 лет - 20,8%, возраст 16-17 лет - 19,0%), которые ничего не знали о таких физических упражнениях, не могли сказать о развертывании национальных спортивных традиций.
Данные результаты свидетельствовали о том, что, с одной стороны, отмечался в основном низкий уровень знаний о физических упражнениях из национальных видов спорта, а с другой стороны, прослеживалось повышение данного показателя по мере обучения в общеобразовательной организации. Опрос показал, что многие обучающиеся (возраст 11-15 лет - 55,4%, возраст 16-17 лет - 61,1%) принимали участие в соревнованиях по национальным видам спорта. По нашим данным, в общеобразовательных организациях Республики Калмыкия соревнования по национальным видам спорта в основном проводились только 1-3 раза в год. Большинство обучающихся, участвующих в соревнованиях по национальным видам спорта, назвали свои результаты, но оценить их не смогли. Данные школьники проявили желание участвовать в подобных мероприятиях в будущем. Только отдельные респонденты указали, что участвовали в Джагарниаде, однако они не завоевали призовые места в этих соревнованиях. Данные респонденты твердо намерены участвовать в ней в дальнейшем, стремиться к победе, активно тренироваться в спортивных секциях по национальным видам спорта.
По мере увеличения возраста обучающихся традиционное содержание уроков физической культуры становится для них менее привлекательным. Вместе с тем, школьникам Республики Калмыкия интересны упражнения из национальных видов спорта, но, к сожалению, педагоги не готовы продуктивно использовать эти средства в процессе учебной деятельности. Учителя физической культуры Республики Калмыкия используют только отдельные элементы или двигательные действия из национальных видов спорта. Такое решение рассматриваемой проблемы не позволяет системно представить данный материал в национально-региональном компоненте учебной программы по физическому воспитанию обучающихся общеобразовательных организаций Республики Калмыкия.
ВЫВОД
В настоящее время имеются большие резервы для повышения интереса обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности в процессе урочных и внеурочных форм
занятий за счет целенаправленного включения упражнений национальных видов спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлыков, В. Д. Методика физического воспитания школьников Республики Калмыкия на основе мониторинга их физического развития и физической подготовленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурлыков В. Д. - Волгоград, 2006. - 24 с.
2. Калдариков, Э.Н. Перспективные направления развития физической культуры и спорта в Республике Калмыкия / Э.Н. Калдариков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 10 (92). - С. 65-69.
3. Кудинова, В.А. Модели управления качеством физкультурно-спортивной деятельности в субъектах Российской федерации (на примере Волгоградской области) / В.А. Кудинова. -Волгоград : Из-во Волгоград. гос. сельхоз. академия, 2012. - 255 с.
4. Филиппов, Н. Н. Модель организации физкультурно-оздоровительной работы с населением в Республике Беларусь в новых социально-экономических условиях / Н.Н. Филиппов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4-6. - С. 55-57.
5. Шевригин, В.К. Современные тенденции в развитии физической культуры и спорта в Белгородской области / В.К. Шевригин, Ф.И. Собянин // Физическая культура в ХХ1 веке: состояние и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород : Логия, 2004. - С. 63-67.
REFERENCES
1. Burlykov, V.D. (2006), Methods ofphysical education in schools of the Republic of Kalmykia on the basis of monitoring of their physical development and physical preparedness, dissertation, Volgograd.
2. Kaldarikov, E.N. (2012), "Perspective directions of development of physical culture and sports in the Republic of Kalmykia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 65-69.
3. Kudinova, V.A. (2012), Models of quality management of sports and sports activities in the Russian Federation (on the example of the Volgograd region), publishing house "VGSKHA", Volgograd.
4. Filippov, N.N. (2004), "Model of organizing sports and recreation activities with the population of the Republic of Belarus in the new socio-economic conditions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4-6, pp. 55-57.
5. Shevrigin, V.K. and Sobyanin, F.I. (2004), "Modern trends in the development of physical culture and sports in the Belgorod region", Physical culture in the twenty-first century: status and prospects of development, material Intern. scientific and practical. conf., publishing house "Logia", Belgorod, pp. 63-67.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.03.2015.
УДК 796.011
ФАКТОРНАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ
7-8 ЛЕТ
Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией,
Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва
Аннотация
В работе определены факторы, характеризующие структуру физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 7-8 лет во всем доступном диапазоне нагрузок. К ним относятся общая работоспособность (фактор I), анаэробная гликолитическая работоспособность (фактор II); аэробная емкость (фактор III); аэробная мощность (фактор IV); анаэробная алак-татная работоспособность (фактор V). На этой основе выделены группы гомогенных тестов, предназначенных для оценки различных аспектов физической работоспособности и двигательной под-