Научная статья на тему 'Физические качества человека и необходимость их совершенствования'

Физические качества человека и необходимость их совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30570
1947
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физические качества человека и необходимость их совершенствования»

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

С.Н. Шуткин, доцент, к.п.н., В.В. Ипполитов, Н.А. Недосекин, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Физическое развитие человека характеризуется уровнем развития силы, быстроты, выносливости, которые являются взаимосвязанными сторонами двигательной функции. Тренируя одно из качеств, мы не можем не оказать влияния на развитие других. Исходя из этого, можно говорить лишь о преимущественном воздействии на то или иное качество.

Сила - одно из наиболее важных двигательных качеств человека. Измерителями силы являются показатели максимального мышечного напряжения. Сила мышц зависит от размеров их физиологического поперечника и морфологической структуры мышечной ткани. Величина мышечного напряжения обусловливается характером нервных воздействий на мышцу. Большую роль в проявлении силовых качеств играет волевой фактор.

Для оценки силовых возможностей человека существует два вида показателей. Первый вид - показатели, характеризующие абсолютную силу (способность к проявлению максимальных мышечных напряжений). Второй вид -показатели, характеризующие относительную силу, величину которой определяют путем пересчета абсолютных показателей мышечной силы на один килограмм веса тела.

Сила человека проявляется в различных режимах работы мышц:

в статическом (изометрическом) режиме - длина мышц не изменяется;

в динамическом режиме - длина мышц изменяется;

в изокинетическом режиме - длина мышц изменяется при постоянном моменте силы.

Для развития силы применяют упражнения с повышенным сопротивлением, которые делятся на упражнения с внешним отягощением и упражнения с отягощением весом собственного тела.

В качестве внешнего сопротивления используют вес предметов (штангу, гири, гантели, мешки с песком и т. п.), сопротивление упругих предметов (резиновые и пружинные амортизаторы), противодействие партнера.

Существуют три основных методики развития силы: преодоление непредельных отягощений до отказа; преодоление околопредельного и предельного сопротивления (в динамическом и статическом режиме): преодоление сопротивлении с максимально возможной скоростью

Первый вариант применяется для развития силовой выносливости.

Второй вариант - для развития собственно силовых способностей.

Третий вариант - для развития скоростно-силовой выносливости.

Быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в кратчайший отрезок времени. Эта способность обусловливается степенью развития скоростных качеств.

Скоростные качества определяются: по времени двигательной реакции; быстроте выполнения отдельных движений; по частоте движений в единицу времени.

Основным методом тренировки быстроты движений является повторное выполнение движений с предельной скоростью.

Тренировку скоростных качеств лучше всего включать в начало основной части занятий.

Выносливость. Способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности называется выносливостью. Выносливость разделяют на общую и специальную.

Общая выносливость - составная часть всестороннего физического развития любого человека - результат положительных изменений в центральной нервной системе, сердечнососудистой и дыхательной системах.

Общая выносливость приобретается посредством почти всех физических упражнений. Наилучшие средства для приобретения общей выносливости - это длительный бег, ходьба на лыжах. Во время такой длительной работы в значительной мере улучшается работоспособность сердечнососудистой и дыхательной систем. Общая выносливость, обусловливая общую работоспособность человека и уровень его здоровья, служит прочной основой для повышения уровня физической подготовленности военнослужащих.

Специальная выносливость определяется специфической

подготовленностью всех органов и систем человека, значительно более высоким уровнем его физиологических и психических возможностей применительно к виду его основной деятельности. В каждом виде деятельности специальная выносливость неодинакова и имеет свои особенности в методике развития. Основой развития специальной выносливости является общая выносливость.

Ловкость. Способность точно управлять своим телом в пространстве и во времени называется ловкостью. Понятие ловкость включает в себя способность к овладению новыми координационно сложными формами движений и умение рационально применять их в различных, неожиданно изменяющихся условиях.

Процесс развития ловкости основывается на обогащении занимающихся новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Развитие ловкости связано с совершенствованием способности точно и целесообразно применять навыки и в соответствии с требованиями меняющейся обстановки быстро и рационально перестраивать их. Ощутимое воздействие на развитие ловкости могут оказать упражнения, содержащие новые элементы.

Процесс развития ловкости включает в себя три ступени.

1 ступень - характеризуется пространственной точностью движений, выполняемых в относительно медленном темпе.

2 ступень - характеризуется выполнением быстрых движений.

3 ступень - характеризуется способностью быстро выполнять точные движения во внезапно меняющейся обстановке.

Одним из лучших средств развития первых двух ступеней ловкости являются гимнастические и акробатические упражнения. Наиболее действенным средством развития третьей ступени ловкости являются подвижные и спортивные игры.

Список использованной литературы

1. Акулова Л.Н. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной адаптации курсантов к образовательному процессу силовых ведомств России / Л.Н. Акулова, Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 13-18.

2. Ашкинази С.М. К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожаной службы МЧС России / С.М. Ашкинази, Р.М. Шипилов, Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (131). - С. 18-22.

3. Кузнецов Б.В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, Г.Р. Гостев //Культура физическая и здоровье.

- 2012. - № 6 (42). - С. 53-56.

4. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации / Б.В. Кузнецов.

- Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - 28с.

5. Усков В.М. Воспитание психологической устойчивости у курсантов и слушателей учебных заведений МЧС в условиях воздействиях воздействия психотравмирующих факторов / В.М. Усков, Б.В. Кузнецов, И.В. Теслинов, Е.В. Маркова // Материалы XVIII Междунар. науч.-практич. конф. «Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств». -Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. - Т.2. - С. 377-381.

6. Усков В.М. Физическое воспитание в общекультурной и профессиональной подготовке курсантов высших образовательных учреждений МЧС России / В.М. Усков, Б.В. Кузнецов, Н.Г. Сапожникова // Материалы XVII Междунар. науч.-практич. конф. «Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств». - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2015.

- С. 165-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.