Научная статья на тему 'Физическая реабилитация студентов с патологией дыхательной системы в регионе экологического неблагополучия'

Физическая реабилитация студентов с патологией дыхательной системы в регионе экологического неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
373
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов Игорь Анатольевич, Бисалиев Рафаэль Валерьевич, Жмыхова Алевтина Юрьевна

Ухудшение состояния здоровья студентов негативно сказывается на эффективности процесса обучения в вузе и приобретении профессиональных навыков. Изменения показателей здоровья напрямую связаны со сложной экологической обстановкой. Астраханская область является регионом экологического неблагополучия, поэтому проведение профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий среди студентов с эколого-детерминированной патологией дыхательной системы является актуальным. Был разработан и проведен эксперимент в группе студентов с хронической бронхолегочной патологией. На занятиях использовалась психомузыкотерапия в сочетании с дыхательной гимнастикой. Разработанная программа физической реабилитации способствует улучшению вентиляционной функции легких, обеспечивает оздоровление и повышение физической подготовленности и работоспособности студентов, повышает адаптационный потенциал личности. Библиогр. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL REHABILITATION OF STUDENTS WITH PATHOLOGY OF RESPIRATORY SYSTEM IN THE REGION WITH ECOLOGICAL TROUBLES

Deterioration of state of students' health has a negative effect on the efficiency of training process in a college, and on mastering their professional skills. Changes of health parameters are directly connected with difficult ecological conditions. The Astrakhan region is considered as a region with ecological troubles, therefore carrying out preventive and medical-rehabilitation actions among students with ecological-determined pathology of respiratory system is rather actual. The experiment in a group of students with chronic bronchopulmonary pathology has been developed and led. During the classes psychological treatment by music in combination with respiratory gymnastics has been used. The developed program of physical rehabilitation promotes improvement of ventilation function of lungs, provides recovery and increase of physical readiness and students' capacity for work, and also raises adaptable potential of a person.

Текст научной работы на тему «Физическая реабилитация студентов с патологией дыхательной системы в регионе экологического неблагополучия»

УДК 616.24-008.4:615.8-052.63

И. А. Кузнецов, Р. В. Бисалиев*, А. Ю. Жмыхова

Астраханский государственный технический университет Астраханский государственный университет

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РЕГИОНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Введение

Среди многих острых проблем современных вузов особенно актуально укрепление физического и психического здоровья студентов [1]. Социально-экономические преобразования, стрессовые ситуации, высокий уровень психофизических нагрузок - все это факторы снижения иммунологической реактивности, стремительного роста соматических и нервно-психических заболеваний среди студенчества [2, 3]. Изменения показателей здоровья напрямую связаны со сложной экологической обстановкой [4]. Астраханская область является регионом экологического неблагополучия. В городах с повышенной антропогенной нагрузкой наблюдаются высокие концентрации вредных примесей в атмосферном воздухе, что сопровождается ростом числа заболеваний респираторного тракта. Исследования с использованием данных о загрязнении и заболеваемости за 22 года показали, что среди веществ, загрязняющих атмосферу, взвешенные частицы могут быть охарактеризованы как факторы, способствующие возникновению патологии системы органов дыхания [5]. Только от болезней простудного характера потери учебного времени у студентов составили около 70 % всех потерь времени, связанных с заболеваниями [6]. Ухудшение состояния здоровья студентов негативно сказывается на эффективности процесса обучения в высшем учебном заведении и приобретении профессиональных навыков [1].

Студенты - это наиболее динамичная общественная группа, которая находится на этапе формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптируется к факторам социального и природного окружения и вместе с тем подвержена высокому риску нарушений в состоянии здоровья [7].

Необходим особый анализ состояния здоровья студентов вузов, поскольку растущий уровень заболеваемости отражается на их двигательной активности, работоспособности и успеваемости [8]. Данная проблема включает в себя совокупность взаимосвязанных аспектов, характеризующих различные направления, в частности организацию профессиональной деятельности, занятий физкультурой и спортом, питания, досуга, медицинского обслуживания и т. д. Одной из составляющих является организация физической реабилитации студенческой молодежи [9]. Исследователи, занимающиеся изучением здоровья студенческой молодежи, выделяют две основные причины, способствующие росту заболеваемости.

1. Социальные изменения в жизни студентов. Было установлено, что переход к новым социальным условиям вызывает вначале активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно на начальных курсах обучения. Кроме того, новые условия формируют новый образ жизни, нормы поведения и привычки студентов (гиподинамия, нерациональное питание, хроническое недосыпание, употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ и т. д.), которые также отрицательно влияют на их здоровье.

2. Низкий уровень здоровья еще в детском возрасте.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье подрастающего поколения, следует рассматривать ухудшение социально-экономических показателей, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации в стране. Наиболее подверженной влиянию данных факторов является система дыхания, которая немедленно реагирует на различные неблагоприятные климатические и экологические факторы среды, неадекватную двигательную активность [10]. Неуклонно увеличивается число школьников и студентов, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу по физическому воспитанию. Например, в 2000 г. их число достигало 1 млн 300 тыс., что на 24 % больше, чем в 1995 г. (проект Концепции развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 г.). Показатель заболеваемости в различных вузах страны колеблется

от 650,1 до 750,8 на тысячу студентов в год. В структуре заболеваемости на первом месте стоят бронхолегочные заболевания - 59,8-76 %.

Следует также подчеркнуть, что на протяжении уже не одного десятилетия отклонения в дыхательной системе занимают ведущие позиции в структуре заболеваемости россиян, особенно подрастающего поколения.

Выход из создавшегося положения возможен лишь при комплексном решении задач физического, нравственного и духовного воспитания молодежи, прежде всего студенческой [11]. Оно должно предусматривать рациональное сочетание новых подходов к учебному процессу по дисциплине «Физическая культура» и новых восстановительных технологий. Так, важную роль в укреплении и сохранении здоровья студентов с заболеваниями органов дыхания должна играть физическая реабилитация, являющаяся мощным фактором оздоровительного воздействия на организм. Она способствует достижению ремиссии заболевания, восстановлению функции внешнего дыхания, улучшению физической подготовленности, работоспособности, а следовательно, и успеваемости студентов. Несмотря на значительное количество работ, посвященных реабилитации студенческой молодежи [10, 11], этот вопрос остается изученным недостаточно глубоко. В настоящее время еще мало исследований, посвященных наращиванию мощности нагрузок для лиц, имеющих хроническую бронхолегочную патологию [10]. Практически отсутствуют работы и методики с необходимыми (в каждом конкретном случае) физическими нагрузками для студентов с данной патологией.

Таким образом, разработка и обоснование программы реабилитации студентов с патологией дыхательной системы с использованием средств физической культуры являются актуальными.

По результатам ежегодных врачебно-медицинских комиссий поликлиник, одним из наиболее часто встречающихся заболеваний у студентов, занимающихся на кафедре «Физическое воспитание» Астраханского государственного технического университета (АГТУ), является патология органов дыхания, а именно хронические неспецифические заболевания легких (ХНЗЛ). В нашем случае это хронический бронхит и бронхиальная астма, т. к. студентов с такими диагнозами сравнительно больше.

Хронический бронхит - диффузное прогрессирующее поражение бронхов. Он необязательно является следствием острого бронхита; чаще всего он связан с постоянными раздражающими факторами внешней среды: табачным дымом, газами, пылью, резкими колебаниями температуры воздуха и его влажности.

Основным проявлением хронического бронхита является почти постоянный или часто повторяющийся кашель с мокротой. В начале заболевания кашель обычно возникает по утрам сразу же или вскоре после пробуждения и сопровождается отделением небольшого количества мокроты. Кашель усиливается в холодное и сырое время года, а в теплые и сухие летние дни может полностью прекратиться.

Позднее появляется одышка, которая вначале возникает при физических нагрузках или при обострении болезни, а затем и в состоянии покоя. Это признак дыхательной недостаточности.

Хронический бронхит может привести и к развитию бронхиальной астмы - вследствие повышенной чувствительности к микрофлоре и продуктам белкового распада.

Бронхиальная астма - тяжелое хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, преимущественно аллергической природы. Для него характерны приступы удушья, возникающие в результате спазма, отека и повышенного образования мокроты в бронхах. Приступ провоцируется обычно каким-нибудь аллергеном - бытовой пылью, цветочной пыльцой, шерстью животных, различными пищевыми продуктами и др. Вообще провоцирующим фактором может быть что угодно: резкое изменение температуры или влажности окружающего воздуха, сильный стресс, физическая нагрузка, любая инфекция дыхательных путей.

Одним из эффективных методов немедикаментозного лечения данных заболеваний является лечебная физкультура, включающая в себя и дыхательную гимнастику.

На кафедре «Физическое воспитание» постоянно ведется поиск новых методов, позволяющих успешно восстанавливать физическое здоровье студентов. Здоровье населения - это состояние полного социально-биологического (физического) и психического благополучия при уравновешенности процессов жизнедеятельности с природными и социальными характеристиками территорий [12]. Так как одной из основных задач кафедры является профилактика и оздо-

ровление студентов средствами физической культуры, наше исследование ограничилось двумя составляющими здоровья: физической и психической.

Цель исследования: изучить влияние комплекса дыхательных упражнений в сочетании с сеансами психомузыкотерапии на эффективность профилактических и реабилитационных мероприятий, проводимых в группах студентов с ХНЗЛ.

Объект исследования. В эксперименте участвовало 28 человек - студенты младших курсов АГТУ. 75 % составляли юноши (21 чел.) в возрасте 17-19 лет и 25 % - девушки (7 чел.) в возрасте 17-19 лет. Обе группы занимались одновременно. Под наблюдением также была контрольная группа студентов с ХНЗЛ, занимающихся только лечебной гимнастикой - 25 чел. (20 юношей и 5 девушек). Обработка результатов проведена согласно руководствам по использованию статистических методов в медицинских и биологических исследованиях [13].

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве эксперимента на занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) были введены сеансы психомузыкотерапии. Данные сеансы мы проводили в группе больных студентов с диагнозами хронический бронхит и бронхиальная астма (период заболеваний - вне обострения).

По итогам анализа психотравмирующих факторов у студентов с ХНЗЛ мы установили, что в зависимости от состояния имеются и психоэмоциональные особенности. Так, студенты с дисдинамическими проявлениями обычно мало тревожны, экстравертированы, страх и опасение за исход заболевания не выражены, они не уверены в себе, обычно конфликтны, агрессивны, их беспокоит чувство вины. У студентов с дизритмическими проявлениями сильно выражена тревожность, они дезадаптированы, интравертированы, выражен страх за здоровье.

Перед каждым сеансом психомузыкотерапии для студентов обеих групп в обязательном порядке проводился комплекс физических упражнений, разработанный на нашей кафедре. Приводим его ниже.

Примерный комплекс физических упражнений при хроническом бронхите, бронхиальной астме

1. Дыхательные упражнения при спокойной ходьбе: на 1 шаг - вдох, на 2 шага - выдох, затем на 2 шага - вдох, на 4 шага - выдох.

2. Бег трусцой в течение 3-5 минут. Дыхание: на 3 шага - вдох, на 4 шага - выдох.

3. Исходное положение (ИП): стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, приподнимаясь на носках (вдох), свободно наклониться вперед, уронив руки (выдох).

4. ИП: сидя на скамейке, ноги вытянуты, руки согнуты в локтях. Наклониться назад (вдох), затем медленно наклониться вперед (выдох), руками достать носки ног.

5. ИП: основная стойка. Вытянуть руки перед собой, встать на носки и потянуться (вдох), присесть на «корточки» (продолжительный выдох, сопровождаемый звуками «шшшааа», «жжжуууу», «шшшууу», «жжжааа»).

6. ИП: стоя, ноги шире плеч, в поднятых руках мяч. Наклониться вперед, опустить мяч на пол и с силой прокатить его назад между ногами, выдохнув со звуком «уууххх».

7. ИП: сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки опущены. Поднять ноги, подтянуть согнутые колени к груди, спину согнуть, голову опустить (выдох). Вернуться в ИП (вдох).

8. Упражнение выполняется со студентом-партнером. ИП: лежа на животе, ногами зацепиться за низкую перекладину, кистями выпрямленных рук упереться в пол. Сделать глубокий вдох, затем продолжительный выдох. Во время выдоха партнер поколачивает ребром ладони по реберной части грудной клетки и по спине.

9. ИП: лежа, руками упершись в пол возле груди. Из этого положения с энергичным выдохом перейти в упор присев.

10. ИП: то же. Упражнение «крокодил». Студент-партнер берет студента за голени, и тот ходит на руках. Начать с 5-7 шагов; постепенно довести пройденное расстояние до 20-30 метров.

11. ИП: основная стойка. Поднять руки рывком вверх, одновременно отставив левую ногу назад на вытянутый носок (вдох). Вернуться в ИП (выдох). То же повторить отставив правую ногу.

12. Спокойная ходьба, сопровождаемая дыхательными упражнениями.

13. ИП: стоя, ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны (вдох), рывком обнять себя за плечи (энергичный выдох).

Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании различных критериев. На наших сеансах мы использовали музыкальную коллекцию «Шедевры инструментальной музыки»-2003-Ьа8ег dance.

Каждый сеанс был построен следующим образом:

1. Перед началом и после него всем студентам измеряется артериальное давление и подсчитывается пульс и частота сердечных сокращений.

2. Студенты усаживаются на коврик или скамейку, принимают удобное положение, закрывают глаза. На магнитофоне включается запись с определенным музыкальным произведением.

3. Далее осуществляется суггестивное воздействие, основной целью которого является достижение у обследуемых физической и психологической релаксации. Для достижения данного состояния мы использовали определенные формулы внушения: «Сядьте удобно, расслабьтесь, забудьте на несколько минут о своих проблемах, у вас все хорошо, вас ничто не беспокоит. Представьте, что при вдохе в вас входит положительная энергия, которая благотворно влияет на ваш организм, а при выдохе выходит отрицательная энергия, которая выводит из организма все ваши болезни, после сеанса вам будет намного лучше и т. п.».

4. Задается определенный ритм дыхательных упражнений. Например, на два счета делается глубокий вдох через нос, на три счета - глубокий выдох через рот и так в течение всего сеанса.

5. В конце сеанса врач говорит: «Сеанс закончен» и музыка выключается.

Данные сеансы проводились в конце каждого занятия ЛФК (после специального комплекса физических упражнений), длительность - пять минут. Периодичность занятий составляла три раза в неделю, продолжительность два месяца. Сеансы психомузыкотерапии проводились в осенне-весенний периоды для профилактики обострения данных заболеваний.

Нами были получены следующие результаты. В период проведения эксперимента и в последующие три месяца обострений ХНЗЛ не зарегистрировано в 95 % случаев. В ходе психологического консультирования обследуемые отмечали у себя снижение тревожности, раздражительности, позитивные изменения в общении. В контрольной группе обострения ХНЗЛ наблюдались в 45 % случаев, со стороны психологических показателей изменений не было.

Заключение

На основании полученных результатов, безусловно, предварительных и требующих дальнейшего эмпирического подтверждения, можно сделать следующие выводы:

1. Роль психомузыкотерапии в реабилитации больных студентов с ХНЗЛ не следует недооценивать.

2. Использование психомузыкотерапевтических сеансов для реабилитации больных студентов с ХНЗЛ, занимающихся в группе ЛФК, оказалось эффективным в сравнении с контрольной группой.

3. Разработанная программа физической реабилитации студентов с ХНЗЛ способствует улучшению вентиляционной функции легких, обеспечивает оздоровление и повышение физической подготовленности и работоспособности студентов.

4. Сеансы психомузыкотерапии оказывают физиологический (гипотензивный) и эмоционально стабилизирующий эффекты, результатом которых является повышение адаптивного потенциала личности.

Таким образом, применение комплекса дыхательных упражнений в сочетании с сеансами психомузыкотерапии у больных студентов с ХНЗЛ повышает эффективность реабилитационных мероприятий. Эксперимент показал высокую результативность, что выражалось в ускорении адаптации к физическим нагрузкам, улучшении вентиляционной функции легких и повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Вместе с тем считаем необходимым продолжение исследований эффективности психомузыкального тренинга на здоровье человека.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Артюхова Т. Ю. О некоторых составляющих психологического здоровья студентов // Проблемы психического здоровья молодежи в XXI веке: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2003. -С. 117-120.

2. Калинкина О. Б., Мельников В. А. Проблема здоровья студентов Самарского государственного медицинского университета // Проблемы психического здоровья молодежи в XXI веке: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2003. - С. 123-124.

3. Состояние иммунитета у студентов / М. Н. Поберезкин, Т. В. Корчагина, А. А. Гречихина,

О. П. Назина // Проблемы психического здоровья молодежи в XXI веке: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2003. - С. 108-110.

4. Дудина А. Е., Сариев Д. Б., Яранов Д. А. Доклиническая характеристика гингивита в условиях сочетанного воздействия ксенобиотиков и йоддефицита окружающей среды // Достижения фундаментальных наук в решении актуальных проблем медицины: Материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Астрахань - Волгоград - Москва, 2006. - С. 300-301.

5. Сенотрусова С. В. Оценка вклада атмосферных загрязнителей в возникновении заболеваний дыхательной системы // Новые медицинские технологии в охране здоровья здоровых, в диагностике, лечении и реабилитации больных: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф.. - Пенза, 2004. - С. 50-52.

6. Состояние здоровья студентов при дополнительной витаминизации в условиях экологического неблагополучия / В. М. Калинин и др. // Новые медицинские технологии в охране здоровья здоровых, в диагностике, лечении и реабилитации больных: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2004. - С. 27-29.

7. Косолапов А. Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов. - Владивосток, 2003. - 155 с.

8. Здоровье студентов: Моногр. / Под ред. Н. А. Агаджаняна. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 199 с.

9. Коваленко Т. Г. Применение проблемно-модульной технологии обучения и рейтинга в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем: Моногр. - Волгоград: Изд-во ВГУ, 1999. - 176 с.

10. Сизоненко К. Н. Физическая реабилитация студентов с болезнями органов дыхания, обучающихся в вузах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 23 с.

11. Романенко С. А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., - 2006. - 20 с.

12. Бабушкина Н. П. Оценка влияния факторов природно-социальной среды на здоровье населения // Новые медицинские технологии в охране здоровья здоровых, в диагностике, лечении и реабилитации больных: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2004. - С. 5-6.

13. Сергиенко В. И., Бондарева И. Б. Математическая статистика в клинических исследованиях. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. - 256 с.

Получено 25.12.2006

PHYSICAL REHABILITATION OF STUDENTS WITH PATHOLOGY OF RESPIRATORY SYSTEM IN THE REGION WITH ECOLOGICAL TROUBLES

I. А. Kuznetsov, R. V. Bisaliev, A. Yu. Zhmykhova

Deterioration of state of students' health has a negative effect on the efficiency of training process in a college, and on mastering their professional skills. Changes of health parameters are directly connected with difficult ecological conditions. The Astrakhan region is considered as a region with ecological troubles, therefore carrying out preventive and medical-rehabilitation actions among students with ecological-determined pathology of respiratory system is rather actual. The experiment in a group of students with chronic bronchopulmonary pathology has been developed and led. During the classes psychological treatment by music in combination with respiratory gymnastics has been used. The developed program of physical rehabilitation promotes improvement of ventilation function of lungs, provides recovery and increase of physical readiness and students' capacity for work, and also raises adaptable potential of a person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.