УДК [616-053.5-071.3:612-053.5](470.1 1)
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ГОРОДА СЕВЕРОДВИНСКА
©2008 г. И. А. Колесникова, *Л. И. Меньшикова, **В. Н. Олин
Северодвинская городская детская клиническая больница, г. Северодвинск
*Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск **Севмашвтуз, г. Северодвинск
Актуальность объективной оценки состояния здоровья школьников в настоящее время не вызывает сомнений. Результаты многолетних научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост распространенности функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, частоты острой и обострения хронической патологии у детей происходит в период получения систематического образования — при обучении в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования. Это связано как с изменяющимися в этот период условиями воспитания, так и с тем, что на возрастном отрезке от 3 до 17 лет включительно организм ребенка интенсивно растет и развивается, с этим возрастом совпадает большинство критических периодов развития [1].
В литературе встречаются многочисленные примеры исследования показателей здоровья различных возрастных групп учащихся школьного возраста, начиная с первого класса и завершая подростковым периодом. Интерпретация показателей комплексной оценки состояния здоровья проводится в соответствии с возрастно-половыми отличиями на всех этапах обучения в школе. Отмечено, что показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения от младших классов к старшим [2]. Большей частью это связано с влиянием так называемых «школьных факторов», самым значимым из которых является снижение двигательной активности.
Физическая подготовленность школьников, обусловленная направленной двигательной активностью, является необходимым условием гармоничного развития личности и одним из наиболее объективных критериев оценки состояния здоровья [1]. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что во время обучения школьники находятся без движения до 80,0 % дневного времени. Снижение двигательной активности влечет за собой нарушение опорно-двигательного аппарата и изменение показателей физического развития и физической подготовленности [5].
Цель нашего исследования — оценить состояние здоровья и физическую подготовленность выпускников общеобразовательных школ города Северодвинска, выявить особенности их отношения к двигательной активности и непосредственно к занятиям физической культурой в школе.
Материалы и методы
Проведен анализ физического развития [4] и физической подготовленности 300 учащихся одиннадцатых классов г. Северодвинска (138 мальчиков и 162 девочки). Проведено анкетирование 200 подростков по вопросам отношения к собственному здоровью и физической актив-
Физическое развитие и физическая подготовленность являются наиболее объективными критериями оценки состояния здоровья детей и подростков. Проведенное исследование состояния здоровья 300 подростков позволило выявить особенности отношения подростков к двигательной активности, определить основные тенденции в динамике показателей физического развития мальчиков и девочек. Подтверждена необходимость принятия комплексных мер, направленных на борьбу с недостаточной двигательной активностью школьников.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, двигательная активность, состояние здоровья подростков.
Экология детства
Экология человека 2008.12
ности. Оценку физической подготовленности проводили с помощью специальных тестов на проверку скоростно-силовых, силовых качеств, на координацию и гибкость [3]. Силовые качества оценивали по результатам подтягивания из виса на высокой перекладине (мальчики) и на низкой перекладине (девочки), скоростно-силовые
— при подъеме туловища в сед за 30 секунд и с помощью прыжка в длину с места. Оценку координационных способностей проводили по результатам челночного бега 3 х 10 м, гибкости — по наклону туловища вперед из положения сидя. Математическая обработка проведена с использованием статистической программы SPSS for Windows (версия 11.5) с использованием непараметрического критерия х2. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез принимали за 0,05.
Результаты и обсуждение
По силовым качествам у мальчиков достоверно чаще встречается высокий уровень физической подготовленности (р < 0,001), а по среднему уровню девочки опережают мальчиков (р < 0,001). Низкие результаты показали 36,6 % подростков (110 человек). Скоростно-силовые качества по результатам прыжка в длину с места у 69,3 % обследованных (208 человек) расценены как средние, у 21,7 % (65 человек) как низкие и всего у 9,0 % (27 человек) как высокие, достоверных половых различий при этом не выявлено. При оценке подъема туловища в сед мальчики опережают девочек по высокому уровню подготовленности (р < 0,001), а низкий уровень достоверно чаще отмечен у девочек (р < 0,01).
В упражнениях на координацию движений девочки опережают мальчиков по высоким показателям (р < 0,001), а низкие значения у девочек отмечены достоверно реже (р < 0,001). В упражнениях на гибкость у девочек достоверно чаще отмечены средние результаты (р < 0,001) и достоверно реже — низкие (р < 0,001).
Общая физическая подготовленность у 2,7 % выпускников (8 человек) является высокой, у 72,7 % (218 человек) средней, а у 24,6 % (74 человека)
— низкой. Высокий уровень общей физической подготовленности у девочек не отмечен, а у мальчиков составил 5,8 % (8 человек) (р < 0,01). Количество девочек со средним уровнем подготовленности превышает число мальчиков (р < 0,01), а по низкому уровню достоверных различий между мальчиками и девочками нет (табл. 1).
Общая физическая подготовленность учащихся 11 классов
Уровень физи- Мальчики Девочки Всего
ческой подго- n=138 n= 162 n= 300
товленности Абс. % Абс. % Абс. %
Высокий 8** 5,8 0 0,0 8 2,7
Средний 90** 65,2 128 79,0 218 72,7
Низкий 40 29,0 34 21,0 74 24,6
Итого 138 100 162 100 300 100
Примечание. Достоверность различий при сравнении мальчиков и девочек: ** - p < 0,01.
Среднее, выше и ниже среднего физическое развитие имеют 89,0 % выпускников. Девочки имеют физическое развитие выше среднего достоверно реже (р < 0,01), а ниже среднего — достоверно чаще (р < 0,05) по сравнению с мальчиками. Высокое физическое развитие также достоверно реже встретилось у девочек (р < 0,05), а низкое — чаще (р < 0,05), чем у мальчиков. Атипично низкое физическое развитие у мальчиков не выявлено, а у девочек встретилось в 2,3 % случаев (р < 0,05). Имеют гармоничное физическое развитие 83,4 % выпускников, 16,6 % — дисгармоничное.
При проведении комплексной оценки состояния здоровья первую группу здоровья имеют 3,0 % подростков, вторую — 62,0 %, третью — 34,2 %, четвертую — 0,8 % обследованных. Занимаются физической культурой в основной группе 63,8 % всех подростков, в подготовительной — 35,2 %, а в специальной — 1,0 %.
Из 200 участвовавших в анкетировании выпускников школ девочки составили 100 человек (50,0 %), мальчики — 100 человек (50,0 %). Считают свое здоровье удовлетворительным 150 респондентов (75,0 %). Из всех участвовавших в анкетировании девочек 83 (41,5 %) оценили свое здоровье как удовлетворительное, что на 16 человек больше по сравнению с мальчиками (р < 0,01). Хорошим признают свое здоровье 15,5 % подростков (31 человек), плохим — 17 человек (8,5 %) и очень плохим — 2 человека (1,5 %).
Не состоят на диспансерном учете 49,0 % всех подростков, девочек на 16 человек больше, чем мальчиков (р < 0,01). Наблюдаются у одного врача 68 респондентов (34,0 %) (17,5 % мальчиков и 16,5 % девочек), а у нескольких врачей-специалистов — 17,0 % выпускников (34 человека), причем девочек в 3,3 раза больше по сравнению с мальчиками (р < 0,001). Улучшение в состоянии здоровья за время обучения в школе отметили всего 10,5 % выпускников, 46,0 % опрошенных считают, что их здоровье осталось без изменений, а 43,5 % указали на ухудшение состояния здоровья. Ограничения в выборе профессии, связанные со здоровьем, имеют 75 выпускников (37,5 %), а 125 (62,5 %) считают, что указанных ограничений не имеют.
занятия физической культурой считают полезными для здоровья 179 (89,5 %) респондентов, 95 мальчиков и 84 девочки, достоверно чаще мальчики (р < 0,05). Отрицают пользу физической культуры 10,5 % опрошенных, достоверно чаще это девочки (р < 0,05). При этом охотно посещают уроки физической культуры только 124 (62,0 %) подростка (33,0 % мальчиков и 29,0 % девочек). Занимаются спортом 115 (57,5 %) выпускников (30,5 % мальчиков и 27,0 % девочек), не занимаются — 56 (28,0 %). Не считают необходимым заниматься спортом 10,5 % подростков (21 человек), не могут по состоянию здоровья 8 (4,0 %), мальчиков и девочек поровну.
Изучение показателей физической подготовленности учащихся одиннадцатых классов выявило преимущество мальчиков в силовых и скоростно-силовых качествах, а девочек — в упражнениях на координацию и гибкость. общий уровень физической подготовленности выпускников можно охарактеризовать как средний. Собственная оценка здоровья у выпускников школ достаточно высокая, однако 43,5 % опрошенных отметили ухудшение здоровья за время обучения в школе. Признавая пользу уроков физической культуры, только 62,0 % выпускников посещают их охотно. Положительным моментом является то, что активно занимаются спортом 57,5 % опрошенных и только 10,5 % выпускников не считают это необходимым.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что существующая система организации уроков физической культуры в школе не дает ожидаемых результатов по оптимизации двигательного режима подростков, особенно девочек, и не позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении. Необходимо изменить подходы к физическому воспитанию в сторону адекватного увеличения физической активности подростков, что способно оптимизировать функционирование всех систем организма и привести к улучшению умственной деятельности.
Ухудшение состояния здоровья выпускников в определенной мере связано с недостатками в организации и осуществлении контроля за ростом и развитием детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях. Для успешной реализации поставленных задач важно прежде всего изменить существующую систему подходов к комплексной оценке состояния здоровья школьников. необходимо тщательно изучать показатели физической подготовленности и функционального состояния организма подростка, чтобы индивидуализировать средства и методы, направленные на борьбу с негативными влияниями среды и выявить приоритетные задачи по организации и проведению адекватной профилактической, оздоровительной и коррекционной работы среди учащихся общеобразовательных учреждений.
Список литературы
1. Баранов А. А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах / А. А. Баранов. - М., 2004. - С. 118-149.
2. Кучма В. Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей / В. Р. Кучма. — М., 2005. — С. 94-106.
3. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. X. Ланда. - М., 2004. - С. 34-82.
4. Макарова В. И. Основные морфофункциональ-ные константы здорового ребенка / В. И. Макарова, В. А. Плаксин. - Архангельск, 2005. - С. 51-56.
5. Физиология роста и развития детей и подростков / под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. - М., 2005. - С. 159-188.
PHYSICAL FITNESS IN COMPLEX ASSESSMENT OF HEALTH STATE OF SEVERODVINSK SECONDARY SCHOOLS GRADUATES
I. A. Kolesnikova, *L. I. Menshikova, **V. N. Olin
Severodvinsk City Children's Clinical Hospital, Severodvinsk
*Northern State Medical university, Arkhangelsk **Technical College, Severodvinsk
Physical development and physical training are the most important criteria of estimation of children's and teenagers' state of health. Researches, carried out into the state of health of 300 teenagers, showed peculiarities of teenagers' attitude towards physical activity, to determine the main tendencies for dynamic of indices of the children's physical development. It was confirmed that a large number of various measures must be taken aimed at struggle against insufficient physical activity of schoolchildren.
Key words: physical development, physical training, physical activity.
Контактная информация:
Колесникова Ирина Алексеевна - врач-педиатр, заведующая школьным отделением Северодвинской городской детской клинической больницы
Тел. (8184) 52-74-12; e-mail: [email protected]
Статья поступила 10.04.2008 г.