УДК 796.8
Физическая подготовка легкоатлетов-многоборцев с применением средств функционального тренинга
Сушинцева А.Э.1*, Бацина О.Н.2, Сушинцев П.С.3
Спортивная школа «Юность» г. Лысьева, Россия ORCID: 0009-0003-5742-1279, [email protected]* 2Чайковская государственная академия физической культуры и спорта
г. Чайковский, Россия o. batsina 72@mail. т 3 Спортивная школа г. Лысьева, Россия sushintcev88pavel@rambler. т
Аннотация: В статье рассмотрены основные результаты исследования, целью которого являлось теоретическое обоснование, апробация и оценка эффективности методики общей физической подготовки легкоатлетов-многоборцев 15-17 лет с применением средств функционального тренинга. В основу экспериментальной методики положено применение средств функционального тренинга в целях повышения эффективности физической подготовленности легкоатлетов-многоборцев. Функциональные тренировки строятся с использованием адаптационного подхода при планировании нагрузок, учитывающего рациональное сочетание объема и интенсивности. Определено, что подбор средств функционального тренинга при составлении комплексов необходимо осуществлять с учетом ведущих мышечных групп, участвующих в выполнении двигательных действий. В содержании учебно-тренировочного занятия, целесообразно выделять блоки: силовой, функциональный и блок выносливости. Научная новизна заключается в выявлении положительного влияния методики общей физической подготовки с применением средств функционального тренинга на физическую подготовленность легкоатлетов-многоборцев 15-17 лет. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения разработанной методики в деятельности спортивных организаций и организаций дополнительного образования, реализующих программы спортивной подготовки по легкой атлетике. Материалы и методы исследования: Исследование проводилось на базе спортивной школы г. Лысьва Пермского края, с участием легкоатлетов-многоборцев 15-17 лет, проходящих подготовку на учебно-тренировочном этапе (этап углубленной специализации) четвертого года. Уровень физической подготовленности спортсменов определялся с помощью контрольных испытаний (тестов), представленных в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «Легкая атлетика» в дисциплине «Многоборье». Результаты. Применение разработанной методики общей физической подготовки легкоатлетов-многоборцев 15-17 лет, обусловило положительную динамику результатов тестов в экспериментальной группе (р<0,05): в беге на 60 и 400 м, прыжках (в т.ч. тройном) в длину с места, броске набивного мяча, жиме штанги. Авторами составлены практические рекомендации по применению средств функционального тренинга в учебно-тренировочном процессе легкоатлетов-многоборцев. Заключение. Сравнительные результаты в тестах, оценивающих физическую подготовленность легкоатлетов-многоборцев, свидетельствуют об эффективности разработанной методики общей физической подготовки с применением средств функционального тренинга.
Ключевые слова: легкоатлеты-многоборцы, общая физическая подготовка, физические качества, функциональный тренинг, адаптационный подход.
Для цитирования: Сушинцева А.Э.*, Бацина О.Н., Сушинцев П.С. Физическая подготовка легкоатлетов-многоборцев с применением средств функционального тренинга. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .
Physical training of multi-sport athletes using functional training tools
Anna E. Sushintseva1*, Olga N. Batsina2, Pavel S. Sushintsev3
1 Sport School "Youth" Lysyeva, Russia
ORCID: 0009-0003-5742-1279, [email protected]* 2 Tchaikovsky State Academy of Physical Education and Sports Tchaikovsky, Russia [email protected] 3 Sport School Lysyeva, Russia [email protected]
Abstract: The article considers the main results of the study, the purpose of which was to theoretically substantiate, test and evaluate the effectiveness of the methodology for general physical training of all-round athletes aged 15-17 using functional training tools. The experimental methodology is based on the use of functional training tools in order to increase the all-around athletes' physical fitness effectiveness. Functional training is based on an adaptive approach to load planning, taking into account the rational combination of volume and intensity. It is determined that the selection of functional training tools in the sets preparation must be carried out taking into account the leading muscle groups involved in performing motor actions. In the content of the training session, it is advisable to allocate blocks: strength, functional and endurance blocks. The scientific novelty lies in the identification of the general physical training methodology positive effect using functional training tools on the 15-17-year-old all-round athletes' physical fitness. The practical significance of the conducted research lies in the possibility to apply the developed methodology in the activities of sports organizations and organizations of additional education implementing athletic training programs in athletics. Materials and methods: The study was conducted in the sports school of Lysva, Perm Reagon, with the participation of all-round athletes aged 15-17 years who are undergoing training at the training stage (advanced specialization stage) of the fourth year. The athletes' physical fitness level was determined through control tests (tests) presented in the Federal Standard of Sports Training for the sport "Athletics" in the discipline "All-around". Results. The application of the developed methodology for general physical training of all-around athletes aged 15-17, led to positive dynamics of test results in the experimental group (p<0.05): in 60 m and 400 m running, standing long jumps (including triple), stuffed ball throwing, bench press. The authors compiled practical recommendations on the use of functional training tools in the multi-sport athletes' training process. Conclusion. Comparative results in tests evaluating the multi-sport athletes' physical fitness indicate the effectiveness of the developed methodology for general physical training through functional training tools.
Keywords: all-round athletes, general physical fitness, physical qualities, functional training, adaptive approach.
For citation: Anna E. Sushintseva*, Olga N. Basina, Pavel S. Sushintsev. Physical training of multi-sport athletes using functional training tools. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .
Введение
Лёгкая атлетика является Олимпийским видом спорта, объединяющим различные дисциплины. Одним из сложнейших видов современной лёгкой атлетики является многоборье, включающее в себя большое количество физически и технически сложных дисциплин. Десятиборцев отличает то, что им приходится выступать не в одном, а сразу в нескольких видах программы поочередно, что предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов и требует универсального подхода [3, 4].
Основу комплексной подготовки легкоатлетов-многоборцев составляет физическая подготовка. Она является базисом для эффективного формирования специальной подготовки спортсмена. На этапе углубленной специализации необходимо уделять внимание тренировке в «связках» видов, входящих в состав программы соревнований [7, 8].
Современные методы тренировки позволяют совершенствовать отдельные качества, но развитие одних качеств не должно отрицательно сказываться на выступлении в многоборье в целом. Необходим поиск инновационных средств и методов, при использовании которых в условиях дефицита времени, спортсмен будет выступать на оптимальном уровне во всех дисциплинах многоборья [6].
Одной из таких новаций является функциональный тренинг. К числу положительных его характеристик можно отнести использование обширного арсенала средств, подбор оптимальных режимов тренировки для решения конкретных учебно-тренировочных задач. Однако, применение функционального тренинга в системе подготовки легкоатлетов-многоборцев этапа углубленной специализации, должно строиться с учетом организационно-методических принципов [9].
Целью данного исследования являлась экспериментальная проверка методики общей физической подготовки легкоатлетов-многоборцев 15-17 лет с применением средств функционального тренинга.
Материалы и методы
Исследование проводилось в условиях спортивной школы г. Лысьва Пермского края, Россия с участием легкоатлетов-многоборцев 15-17 лет, проходящих подготовку на учебно-тренировочном этапе (этап углубленной специализации) четвертого года. Спортсмены были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 8 человек в каждой.
Уровень физической подготовленности оценивался с помощью контрольных испытаний (тестов), представленных в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «Легкая атлетика» (дисциплина «Многоборье»), утвержденном приказом
Минспорта России от 16 ноября 2022г. №996: бег на 60 м (с низкого старта), тройной прыжок в длину с места (в яму с песком), бросок набивного мяча 3 кг снизу-вперед, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, жим штанги лежа (повторный максимум). Согласно стандарта, ведущими физическими качествами, обеспечивающими достижение высоких результатов в многоборье, являются скоростные, скоростно-силовые и силовые качества [10].
Федеральный стандарт не предусматривает в дисциплине «Многоборье» нормативов для оценки такого качества, как скоростная выносливость. Однако, для многоборца, при прохождении дистанций в беге на 1500 м, она является одним из ведущих качеств. Поэтому для оценки скоростной выносливости был применен тест в виде бега на 400 м с высокого старта. По мнению В.А. Саватенкова и В.С. Якимовича (2016), результат данного теста можно использовать для прогнозирования соревновательной скорости в беге на 1500.
Результаты и обсуждение
Легкоатлет-многоборец - это универсальный спортсмен, который должен быть функционально подготовлен, обладать высокой двигательной активностью, скоростно-силовыми качествами, быть вынослив и психологически устойчив. В дни соревнований, на фоне длительной аэробной нагрузки, переходя от вида к виду, в работу включается огромное количество различных мышечных волокон. Из этого следует, что общей физической подготовке легкоатлета-многоборца необходимо уделять не меньше внимания, чем технике и тактике [5].
Эксперимент проходил в зимнем макроцикле подготовки в подготовительный период (общеподготовительный и специально-подготовительный этапы) и включал четыре мезоцикла Экспериментальная программа включала в себя 16 часов недельной нагрузки, 3,5 из которых, в подготовительный период, составляла общая физическая подготовка.
Функциональный тренинг является одной из инновационных методик, способных максимизировать общую физическую подготовку многоборцев. Основной принцип функционального тренинга - принцип адаптации к нагрузкам, которые определяют проявление функциональной силы, гибкости, стабильности, равновесия и координации [2].
Р. Анискин (2018) в книге «Инженеры тела» описал применение адаптационного подхода к тренировкам по общей физической подготовке. Данный подход рассматривается с позиции теории функциональных систем, описанной российским физиологом, академиком медицинских наук П.К. Анохиным. Спортсмен-многоборец, владеющий в совершенстве техникой выполнения каждого вида, не всегда может предвидеть условия соревновательной деятельности (уровень конкуренции, особенности покрытия, погодные
условия и т.п.). Формирование универсальной функциональной системы легкоатлетов-многоборцев для состязаний в условиях напряженных соревновательных дней является основой для успешного выступления и демонстрации оптимального результата.
Р. Анискин (2018) выделяет три составляющие адаптационного подхода к тренировочным занятиям: объем работы (распределение работы по минутам); интенсивность (организация работы на уровне анаэробного порога или чуть ниже); рациональное сочетание объема и интенсивности. При данном подходе к тренировочному процессу, автор отмечает следующие преимущества:
- объем нагрузок, доступный в формате адаптационного цикла, больше, чем в условиях высокоинтенсивного тренинга, следовательно, потенциал для развития выше;
- общее время тренировки сердечно-сосудистой системы в адаптационном цикле значительно больше;
- равномерный темп работы, характерный для адаптационных тренировок, позволяет больше внимания уделить технике выполнения упражнения, чем при высокоинтенсивных тренировках;
- равномерное распределение нагрузки в виде повторений в минуту» позволяет точно регулировать интенсивность работы, в отличие от попыток регулировать нагрузку, опираясь на субъективные ощущения усталости.
В адаптационном подходе тренировочные занятия по общей физической подготовке делятся на три блока: силовой, функциональный и блок выносливости. В силовой блок были включены движения из тяжелой атлетики. Его цель - максимально развить физическую силу или максимально проявить ее в конкретном движении. Блок выносливости отличался набором упражнений, различающихся как по длительности, так и по содержанию. Функциональный блок направлен на тренировку мышц кора и способность выполнять упражнения повышенной координационной сложности [1, 2].
Экспериментальная группа спортсменов один раз в неделю занималась по разработанной нами методике по общей физической подготовке с применением средств функционального тренинга, в то время как контрольная группа продолжала подготовку по типовой программе. Занятия в экспериментальной группе проводились один раз в неделю по 90 минут в условиях легкоатлетического манежа.
Функциональные тренировки включали в себя подготовительную часть (разминочный бег и общеразвивающие упражнения), основную часть продолжительностью 60 мин, включающую комплекс упражнений функционального тренинга и заключительную часть (упражнения на растяжку).
Основными методами выступали круговой и интервальный. Количество упражнений в комплексе от 2 до 6, количество серий от 1 до 6, интервал отдыха между сериями 1-2 мин. Высокоинтенсивный метод «Табата» предусматривал восьмикратное выполнение упражнений в максимальном режиме в течение 20 с, при интервалах отдыха 10с. Отдых между сериями 1-2 мин.
Тренировочные занятия по общей физической подготовке были направлены на развитие основных физических качеств в многоборье (скоростные, скоростно-силовые, силовые, скоростная выносливость). При подборе упражнений для комплексов учитывались ведущие мышечные группы, участвующие в выполнении двигательных действий многоборцев. За период эксперимента разработано и внедрено 4 комплекса упражнений основной части учебно-тренировочных занятий (Таблица 1).
Таблица 1
Описание комплексов упражнений, включенных в учебно-тренировочные занятия по _общей физической подготовке легкоатлетов-многоборцев 15-17 лет_
Содержание комплексов Силовой блок Функциональный блок Блок выносливости Дополнительная работа
Комплекс 1 Каждую 6 раундов: 10 раундов: Табата:
минуту в - 1-ая минута: - 1-ая минута: взятие - сит-ап
течение 10 прыжок в длину с штанги на грудь (50%
минут: места 3 раза; от 1ПМ) 3 раза;
- жим штанги лежа (50% от 1 ПМ) 10 раз - 2-ая минута: прыжки на тумбу 60см 5 раз. - 2-ая минута: берпи 5 раз; - 3-я минута: бег трусцой
Комплекс 2 Каждую 6 раундов: 10 раундов: Табата:
минуту в - 1-ая минута: - 1-ая минута: рывок - скручивания
течение 10 минут: прыжки через барьеры с 2-х ног 5 штанги (50% от 1ПМ);
- жим штанги раз; - 2-ая минута:
лежа (60% от 1 - 2-ая минута: 3-ой воздушные
ПМ) 5 раз прыжок в длину через барьеры 3 раза приседания 10 раз; - 3-я минута: Wall walk
Комплекс 3 5 раундов 6 раундов: 8 раундов: Табата:
через 2 - 1-ая минута: 3-ой - 1-ая минута: - V-складка
минуты прыжок 3 раза подтягивание до
отдыха: - 2-ая минута: груди 5 раз;
- жим штанги лежа (80% от 1 прыжок в глубину 3 раза - 2-ая минута: махи гири 15 раз
ПМ) 5 раз - 3-я минута: выпады 10 раз - 4-ая минута: ПНКП
Комплекс 4 5 раундов через 2 минуты 6 раундов: - 1-ая минута: броски медбола из 8 раундов: - 1-ая минута: жимовой швунг (50% Табата (чередовать): -ситап
отдыха: приседа 5 раз; от 1 ПМ) 6 раз; - V-складка
- жим штанги - 2-ая минута: - 2-ая минута:
лежа (90% от 1 прыжки на тумбу отжимания 15 раз;
ПМ) 2 раза 60см 5 раз - 3-я минута: трастер (40% от 1 ПМ) 6 раз; - 4-ая минута: берпи 5 раз
Примечание: ПМ - повторный максимум, ПНКП - поднятие ног к перекладине
После проведения эксперимента нами была проведена проверка эффективности разработанной методики общей физической подготовки легкоатлетов-многоборцев 15-17 лет с применением средств функционального тренинга. Определялась достоверность различий между результатами, полученными в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента.
Для характеристики выборок применяли расчёт среднего арифметического значения, так как данные подчинялись закону нормального распределения (гипотезу, о чём проверяли по критерию Шапиро-Уилки), достоверными считались различия на 5% - ном уровне значимости. Результаты исследований представлены в таблице 3.
Таблица 2
Сравнение показателей физической подготовленности легкоатлетов-многоборцев _КГ и ЭГ до и после эксперимента___
Показатели До эксперимента (Х±а) После эксперимента (Х±а) А А% прироста P
Бег на 60 м (с низкого старта), с КГ 7,93±0,1 7,86±0,1 -0,07 -0,9 >0,05
ЭГ 7,9±0,1 7,6±0,1 -0,3 -3,8 <0,05
p >0,05 <0,05
Тройной прыжок в длину с места (в яму с песком), м КГ 6±0,2 6,2±0,2 0,2 3,3 >0,05
ЭГ 6,1±0,2 6,6±0,2 0,5 8,2 <0,05
p >0,05 <0,05
Бросок набивного мяча 3 кг снизу-вперед, м КГ 12±1,8 14±1,9 2 16,7 >0,05
ЭГ 11±1,7 16±1,4 5 45,5 <0,05
p >0,05 <0,05
Прыжок в длину с места, см КГ 228±10 239±12 11 4,8 >0,05
ЭГ 230±14,1 263±14,6 33 14,3 <0,05
p >0,05 <0,05
Жим штанги лежа (1ПМ), кг КГ 70±10,7 76±10,6 6 8,6 >0,05
ЭГ 69±12,4 92±10,7 23 33,3 <0,05
p >0,05 <0,05
Бег на 400 м (с высокого старта), с КГ 60,29±1,4 58,93±2,1 -1,36 -2,3 <0,05
ЭГ 60,44±1,7 57,61±0,9 -2,83 -4,7 <0,05
p >0,05 >0,05
Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; р -
достоверность различий между группами, Х - среднее арифметическое значение, а -стандартное отклонение, ПМ - повторный максимум
В результате анализа данных, полученных в двух группах до эксперимента, во всех
тестах не обнаружено существенных различий. Данный факт свидетельствует о том, что до начала эксперимента группы были однородны.
Гипотезу о разности между связанными выборками проверяли по W-критерию Вилкоксона. Как видно из таблицы 2, результаты контрольной группы до и после эксперимента не имеют существенных различий в таких тестах как бег на 60 м, тройной прыжок, бросок набивного мяча, прыжок в длину с места, жим штанги. Лишь в беге на 400 м у испытуемых контрольной группы наблюдаются существенные различия результатов начала и конца эксперимента. По данным тестирования экспериментальной группы в результате внедрения экспериментальной методики по всем шести тестам наблюдаются достоверно существенные различия. Полученные данные говорят о том, что у испытуемых экспериментальной группы произошла положительная динамика в уровне физической подготовленности. Различия достоверные на уровне значимости р<0,05.
Различия между двумя несвязанными выборками определяли с помощью Ц-критерия Манна Уитни. В результате анализа данных, полученных в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента, во всех тестах не обнаружено существенных различий. Данный факт свидетельствует о том, что до начала эксперимента группы были однородны. Результаты тестирования после эксперимента показывают, что по пяти показателям из шести (бег на 60 м, тройной прыжок в длину с места, бросок набивного мяча 3 кг снизу вперед, прыжок в длину с места, жим штанги лежа) наблюдаются достоверно существенные различия в результатах двух групп.
Средний результат в беге на 60 метров с низкого старта в контрольной группе до эксперимента был равен 7,93 с, а после эксперимента улучшился на 0,9 %. Однако наблюдаемые различия являются несущественными (р >0,05). В экспериментальной группе средний результат после эксперимента улучшился на 3,8 %, что говорит о существенных различиях (р <0,05).
Динамика результатов контрольной группы в тройном прыжке в длину с места носит положительных характер, прирост составил 3,3 %, однако различия считаются несущественными (р >0,05). У испытуемых экспериментальной группы, под воздействием разработанной нами методики, прирост в этом же тесте составил 8,2 %, различия статистически достоверные (р <0,05).
Результат броска набивного мяча в контрольной группе улучшился на 2 м, что составило 16,7 %. Данные различия считаются несущественными (р >0,05). В экспериментальной группе среднее значение с 11 м выросло до 16 м, прирост составил 45,5 %, что говорит о существенных различиях (р <0,05).
Средний результат в прыжке в длину с места в контрольной группе улучшился на 4,8 %. Однако наблюдаемые различия являются несущественными (р >0,05). В экспериментальной группе средний результат после эксперимента улучшился на 14,3 %, наблюдаемое различие является статистически достоверным (р <0,05).
В жиме штанги результат испытуемых контрольной группы улучшился от 70 до 76 кг, динамика носит положительных характер, но различия в результатах несущественные (р >0,05). У испытуемых экспериментальной группы средний результат в жиме вырос на 33,3 % (от 69 до 92 кг). Наблюдаемое различие является существенным (р <0,05).
Результаты бега на 400 м в обеих группах на конец эксперимента улучшились, в контрольной группе прирост составил 2,3 %, а в экспериментально - 4,7 %. И в той, и в другой группах различия считаются существенными (р <0,05). Однако, различие в результатах двух групп на конец эксперимента не является существенным (р >0,05). Данный факт можно объяснить тем, что результаты в беге на средние дистанции требуют более длительной подготовки и специализации.
Таким образом, сравнительные результаты проведенных тестирований доказывают эффективность разработанной методики общей физической подготовки с применением средств функционального тренинга.
Заключение
Подготовка десятиборца на этапе углубленной специализации проходит как взаимосвязанный процесс тренировки в «связках» видов, входящих в состав программы. Благодаря разнообразию комплексных упражнений, а также возможностью использования дополнительных снарядов, функциональные тренировки позволяют задействовать большое количество мышечных групп, улучшая практически все физические качества, что немаловажно в подготовке легкоатлетов-многоборцев.
Методика применения средств функционального тренинга в общей физической подготовке легкоатлетов-многоборцев 15-17 лет должна быть основана на адаптационном подходе к учебно-тренировочному процессу, практическое применение которого подробно описывает Р. Анискина (2018). При составлении комплексов необходимо использовались разнообразные вариации упражнений функционального тренинга, направленных на развитие физических качеств испытуемых с учетом ведущих мышечных групп, участвующих в выполнении двигательных действий. С целью структурирования занятий объем работы основной части целесообразно делить на блоки - силовой, функциональный и блок выносливости.
Список литературы
1. Анискин Р. Адаптационный подход в общей физической подготовке. URL: https://vk.com/wall-58697807_9055.
2. Анискин Р. Инженеры тела. Москва: Ridero. 2018: 118.
3. Артемьева С.А., Лутковский В.Е. Физическая подготовка и результативность соревновательной деятельности легкоатлетов-многоборцев с учетом их генетических особенностей. Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2022; 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-podgotovka-i-rezultativnost-sorevnovatelnoy-deyatelnosti-legkoatletov-mnogobortsev-s-uchetom-ih-geneticheskih.
4. Купчинов Р.И. Управление многолетней подготовкой спортсменов-многоборцев: дис. ... докт. пед. наук. Минск. 1998: 386.
5. Лущик И.В. Легкая атлетика (многоборье). Физическая культура. Все для учителя! 2015; 10(46): 1-8. URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_16_46_12991.pdf.
6. Немцев О.Б. Структура соревновательного результата у десятиборцев разной квалификации. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018; 6(160): 135-139.
7. Нестерова И.А. Моделирование учебно-тренировочного процесса юных многоборцев - лёгкоатлетов на этапе начальной специализации: методическая разработка. Псков. 2016. URL: https://unostpskov.ucoz.ru/metodich/metod_razrabotka_modelirovanie_ut_processa_junykh_.pdf
8. Романов И.В. Совершенствование методики тренировки десятиборцев 15-16 лет. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020; 4: 85-96.
9. Саватенков В.А., Якимович В.С. Проблема прогнозирования соревновательной скорости в беге на выносливость. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016; 6(136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-prognozirovaniya-sorevnovatelnoy-skorosti-v-bege-na-vynoslivost.
10. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «лёгкая атлетика» утверждён приказом Минспорта России от 16 ноября 2022 года №996. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405865809/.
References
1. Aniskin R. Adaptacionnyjpodhod v obchej fizicheskojpodgotovke [Adaptive approach in general physical training]. URL: https://vk.com/wall-58697807_9055 [In Russ.]
2. Aniskin R. Inzhenery tela [Engineers of the body]. Moscow: Ridero. 2018: 118 [In
Russ.]
3. Artemyeva S.A., Lutkovskiy V.E. Physical training and effectiveness of competitive activity of multi-athlete athletes, taking into account their genetic characteristics. Izvesiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2022; 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-podgotovka-i-rezultativnost-sorevnovatelnoy-deyatelnosti-legkoatletov-mnogobortsev-s-uchetom-ih-geneticheskih [In Russ.].
4. Kupchinov R.I. Management of long-term training of all-around athletes. Doctor's thesis. Minsk. 1998: 386.
5. Luschik I.V. Athletics (all-around). Fizicheskaya kul'tura. Vse dlya uchitelya! 2015; 10(46): 1-8. URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_16_46_12991.pdf [In Russ.].
6. Nemtsev O.B. The structure of the competitive result in decathletes of different qualifications. Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta. 2018; 6(160): 135-139 [In Russ.].
7. Nesterova I.A. Modelirovanie uchebno-trenirovochnogo processa yunnyh mnogobortsev - legkoatletov nae tape nachal'noj specializacii: metodicheskaya razrabotka [Modeling of the educational and training process of young all-around athletes at the stage of initial specialization: methodological development]. Pskov. 2016. URL: https://unostpskov.ucoz.ru/metodich/metod_razrabotka_modelirovanie_ut_processa_junykh_.pdf [In Russ.].
8. Romanov I.V. Improving the training methods of decathletes aged 15-16. Izvesiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2020; 4: 85-96 [In Russ.].
9. Savatenkov V.A., Yakimovich V.S. The problem of predicting competitive speed in endurance running. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016; 6(136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problema-prognozirovaniya-sorevnovatelnoy-skorosti-v-bege-na-vynoslivost [In Russ.].
10. The Federal standard of sports training in the sport of athletics was approved by Order No. 996 of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated November 16, 2022. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405865809.
Статья поступила в редакцию: 07.11.2024
Сушинцева Анна Эдуардовна - заместитель директора, Спортивная школа «Юность», 618900, Россия, г. Лысьва, ул. Делегатская, дом 41, e-mail: [email protected] Бацина Ольга Николаевна -кандидат педагогических наук, доцент, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 617764, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: [email protected]
Сушинцев Павел Сергеевич — тренер-преподаватель, Спортивная школа, 618902, Россия, г. Лысьва, ул. Ленина, дом 2А, e-mail: [email protected]