Научная статья на тему 'Физическая культура как учебная дисциплина и образ жизни в представлениях современных студентов'

Физическая культура как учебная дисциплина и образ жизни в представлениях современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2375
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСТВО / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ФИЗКУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / PHYSICAL CULTURE / SPORT / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENTS / MOTIVATION / VALUES / PHYSICAL CULTURE AS A CURRICULUM SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрынин Игорь Михайлович, Нархов Дмитрий Юрьевич, Нархова Елена Николаевна, Русова Полина Викторовна

Анализируются компоненты физической культуры как составной части культуры и как учебной дисциплины в связи с ценностными ориентациями, образом жизни студентов и перспективами, мотивами и ограничениями продолжения самостоятельных занятий физкультурой и спортом после окончания вуза. Цель исследования выявить место здоровья и физической культуры в системе ценностей современного студента, выявить связи между отдельными элементами их физической культуры и сопоставить с мнением самих студентов. Основной метод анкетирование студентов УрФУ по квотной выборке ( N =600), основание для квоты направление подготовки в вузе. В результате получены новые данные об отношении студентов к физической культуре, их прогностические оценки в отношении валеологического поведения. Зафиксирован разрыв между вербальными констатациями установок на здоровый образ жизни и реальным валеологическим поведением студентов, выявлены факторы, влияющие на продолжение занятий студентов физкультурой после окончания университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрынин Игорь Михайлович, Нархов Дмитрий Юрьевич, Нархова Елена Николаевна, Русова Полина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS THE CURRICULUM SUBJECT AND THE WAY OF LIFE AS SEEN BY MODERN STUDENTS

In this paper, we examine the components of physical culture as an integral part of culture and as a discipline in connection with students’ value orientations and lifestyles as well as their prospects, motivation and constraints for continuing sports activities and physical exercise after graduation. The aim of our research was to identify the place of health and physical education in the system of values of the modern student, to identify the relationship between the individual elements of physical culture and to compare them with the opinion of the students. We have conducted a questionnaire survey of Ural Federal University students with the quota sample ( N = 600), the basis for the quota being the area of studies. As a result of the survey, some new data have been obtained about the students'' attitude to physical education as well as their predictive assessments of healthy behaviour. One of our important findings is the gap between the students'' verbal statements concerning their attitude to healthy lifestyle and their actual behaviour. We have also identified some factors affecting the students'' decision to continue sports activities and physical exercise after graduation.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как учебная дисциплина и образ жизни в представлениях современных студентов»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 2 (42), с. 159-167 159

УДК 316.75-057.875

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

© 2016 г. И.М. Добрынин, Д.Ю. Нархов, Е.Н. Нархова, П.В. Русова

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

[email protected]

Статьн поступила в рв-акцбю 15.01.2016 Статьн нрббнта к публикации 26.04.2016

Анализируются компоненты физической культуры как составной части культуры и как учебной дисциплины в связи с ценностными ориентациями, образом жизни студентов и перспективами, мотивами и ограничениями продолжения самостоятельных занятий физкультурой и спортом после окончания вуза. Цель исследования - выявить место здоровья и физической культуры в системе ценностей современного студента, выявить связи между отдельными элементами их физической культуры и сопоставить с мнением самих студентов. Основной метод - анкетирование студентов УрФУ по квотной выборке (N=600), основание для квоты - направление подготовки в вузе. В результате получены новые данные об отношении студентов к физической культуре, их прогностические оценки в отношении валеологического поведения. Зафиксирован разрыв между вербальными констатациями установок на здоровый образ жизни и реальным валеологическим поведением студентов, выявлены факторы, влияющие на продолжение занятий студентов физкультурой после окончания университета.

Клюиввыв слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, студенчество, мотивация, ценности, физкультура как учебная дисциплина.

Проблематика роли физической культуры в жизни современного российского социума в последние годы получила широкое освещение и в научной литературе, и в публичных обращениях политических лидеров, и в нормативно-правовых актах государства. Такое внимание к ней отражает смену представлений о здоровье -от понимания его как абстрактного блага к особому ресурсу, который необходимо сохранять, развивать и правильно реализовывать в интересах как его конкретного носителя - индивида, так и больших социальных групп и общества в целом. Физическая и валеологическая культура в данном случае выступают как условие и механизм формирования особого состояния общества - здорового образа жизни, или самосохранительного поведения. Возросло и аксиологическое значение здоровья [1], особенно в связи с тем, что произошло общественное осознание опасности потери здоровья молодым поколением. На государственном уровне встала и во многом успешно решается задача формирования в молодежной среде установок здорового образа жизни. Однако недостаточность предпринимаемых государством усилий оставляет проблему актуальной, что фиксируется, в частности, Стратегией [2] и Федеральной целевой программой [3] развития физической культуры и спорта на период до 2020 г.

Общественное здоровье, как и тесно связанное с ним понятие физической культуры, мно-

гомерно. Его содержание по-разному определяется в педагогике, государственной молодежной политике и социологии. Наше исследование опирается на концепцию Л.М. Дробижевой, которая определяла здоровье как «интегрированный показатель биологических, социально-культурных и экономических процессов в обществе» [4, с. 35]. Под здоровым образом жизни, вслед за В.А. Бароненко и Л.А. Рапопортом, мы будем понимать такие формы и способы жизнедеятельности, которые «укрепляют и совершенствуют адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма» и тем самым обеспечивают «успешное выполнение социальных и профессиональных функций» [5, с. 68]. Тем самым мы фиксируем ан-тропоцентристский подход к пониманию физической культуры, предполагающий при ее изучении необходимость учета как объективных, так и субъективных факторов. Одновременно мы основываемся на представлении о физической культуре: а) как составной части культуры, направленной на повышение уровня здоровья, всестороннее укрепление физических способностей общества (и его отдельных групп), продуктивную реализацию этого ресурса в социальной практике, б) как особой деятельности, вытекающей из функций физической культуры, и в) как процессе, в ходе которого от поколения к поколению передаются ценности, правила,

нормы и образцы физической культуры. В качестве такой деятельности и процесса выступает учебная дисциплина «Физическая культура», призванная укреплять и развивать здоровье современных школьников и студентов. Несмотря на то, что практика и реализация этой дисциплины и ее научного исследования весьма солидна, необходимость продолжения ее изучения социологическими методами остается очевидной хотя бы потому, что как на федеральном, так и на региональном уровне фиксируются, как минимум, два возрастных рубежа, на которых происходит резкое сокращение численности систематически занимающихся физкультурой и спортом: при окончании школьного курса и при завершении профессионального образования [6, с. 78].

Итак, какое же место в системе ценностей студента занимает здоровье и физическая культура? Какова роль физкультуры как учебной дисциплины в формировании культуры здорового образа жизни студентов? Каким образом связаны между собой отдельные элементы физической культуры? Что думают об этом сами студенты? Какие управленческие решения можно принять, чтобы за время обучения заложить такой фундамент здорового образа жизни у молодежи, который позволил бы ей продолжить самостоятельные и систематические занятия физкультурой и спортом и после окончания учебного заведения?

Объектом исследования не случайно были выбраны студенты Уральского федерального университета. Во-первых, это крупнейший вуз региона, реализующий до 85% направлений профессиональной подготовки, необходимых Свердловской области, а потому определяющий перспективы пополнения ее кадрового потенциала. В настоящее время УрФУ - это 110 направлений бакалавриата и специалитета и 75 направлений магистратуры [7]. Это же можно сказать и о численности обучающихся в нем студентов и слушателей: в 2014/15 учебном году она составляла более 55 тысяч, в том числе более 24 тысяч студентов дневной формы обучения.

Во-вторых, УрФУ обладает крупнейшей среди региональных вузов базой для реализации физ-культурно-спортивной деятельности. Она включает учебное подразделение - институт, имеющий в своей структуре два департамента и девять кафедр, обеспечивающие все ее направления: научное (Центр науки и инноваций, лаборатория спортивных и оздоровительных технологий, Межрегиональный научно-методический центр по работе с молодежью), спортивное (физкультурно-оздоровительный комплекс «Бассейн УрФУ», Центр спортивной подготовки студенческих спортивных команд, отделы развития и физ-

культурно-массовой и спортивной работы со студентами; материальная база включает закрытый легкоатлетический манеж, футбольные поля с искусственным газоном, систему игровых залов и тренировочных площадок, позволяющих принимать соревнования международного масштаба) и образовательное (пять «практических» кафедр, обеспечивающих реализацию дисциплины «Физическая культура» для всего университета по игровым и циклическим видам спорта, спортивным видам единоборств, другим спортивным дисциплинам (см. табл. 1), и четыре «теоретических» кафедры: теории физической культуры, управления в сфере физической культуры и спорта, сервиса и туризма, организации работы с молодежью). Функциональные связи подразделений представлены на сайте института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ [8].

Институтом в разных видах ведется подготовка в сфере физической культуры и спорта около 14.3 тыс. студентов, разработка теоретических проблем физической культуры и спорта, на собственной экспериментальной базе осуществляется прикладная научно-исследовательская деятельность, сопровождается подготовка и участие в соревнованиях всех уровней, включая Олимпиады, тридцати трех сборных команд, в которых задействовано более 600 студентов.

Кроме института, в структуре УрФУ есть центр спортивно-массовой и оздоровительной работы (ЦСМиОР) при проректоре по социальной и воспитательной работе вуза, в компетенцию которого входит координация самостоятельных занятий физкультурой студентов в клубах, студгородке, в институтах (рис. 1).

Среди важнейших направлений работы этого центра необходимо отметить Универсиаду УрФУ, которая проводится среди студентов всех институтов по 17 индивидуальным и командным видам спорта (армспорт, аэробика, бадминтон, баскетбол, бокс, волейбол, гандбол, дзюдо, легкая атлетика, лыжи, мини-футбол, настольный теннис, пауэрлифтинг, плавание, скалолазание, спортивное ориентирование, шахматы) [10], сетевой проект «Игра», объединивший более 100 команд [11], студенческие старты «Готов к труду и обороне!», «Фитнес УрФУ» и др.

Созданная в УрФУ система управления физ-культурно-спортивной работой покрывает в организационном плане все социальное пространство вуза и предоставляет студенту максимум возможностей для занятия физкультурой и спортом, как в рамках обязательной учебной дисциплины, так и в виде самостоятельных занятий. У других вузов Екатеринбурга и всей

Рис. 1. Организация спортивно-массовой работы в ЦСМиОР [9]

Свердловской области этот потенциал меньше, и именно поэтому нам представляется возможным использование его в качестве модели, наиболее приближенной к идеальной.

Вместе с тем физическая культура является учебной дисциплиной менее чем для каждого второго студента-очника (таблица 1).

Сегодня ее посещают бакалавры первого-третьего годов обучения и специалисты перво-го-четвертого годов обучения. Для магистрантов, аспирантов (по новому закону «Об образовании» также попадающих в разряд обучающихся) и студентов-заочников учебные планы занятий физкультурой не предусматривают.

Данные таблицы 1 наглядно показывают, каким образом коррелируют желание студентов заниматься тем или иным видом спорта в качестве учебной дисциплины и возможности университета обеспечить занятия. Как видим, при максимально развитой спортивной инфраструктуре возникает серьезная зона напряженности, в основе которой - ограниченные возможности вуза, как в пропускной способности спортивных сооружений, так и в обеспечении тренерами и преподавателями. Так, наиболее популярные и среди населения Свердловской области в целом, и среди его студенческой части [11; 12] виды - футбол и волейбол - по численности занимающихся существенно уступают гандболу, легкой атлетике. В большей степени удовлетворенными мо-

гут чувствовать себя студенты - поклонники баскетбола. Неудовлетворенными остаются те, кто хотел выбрать плавание, но не смог в силу ограниченных возможностей бассейна.

Но, кроме того, мы должны обратить внимание на то, что больше половины обучающихся могут заниматься физкультурой лишь самостоятельно, что, с одной стороны, актуализирует задачу выбора форм и технологий вовлечения их в физкультурно-спортивную деятельность, с другой стороны, ставит вопрос о том, как должны быть сформированы их здоровье-сберегающие компетенции в тот период, пока они посещают учебные занятия, чтобы эта группа осталась активной в отношении физкультуры и после того, как перейдет на старшие курсы и уровни, и после того, как закончит обучение в вузе.

Исходя из этих данных, нами была рассчитана квотная целевая выборка анкетного опроса. В основание квотирования были положены направления подготовки основной образовательной программы, осваиваемые студентами, которые были объединены в четыре равные группы: 1) инженерно-техническое;

2) естественно-науч-ное и физико-

математическое; 3) социальное и гуманитарное; 4) экономическое и управленческое. Студенты опрашивались непосредственно на спортивных объектах во время учебных занятий по физ-

Таблица 1

Численность студентов, занимающихся физическои культурой в качестве учебной дисциплины, по состоянию на май 2015 г.

Общая статистика

Общий контингент 14266

В том числе:

Кафедра физвоспитания (основная медицинская группа) 5100

Прочие кафедры (основная медицинская группа) 7194

Специальная группа, включая освобожденных студентов 1972

Статистика по кафедрам

СИТ СВЕ ИВС ЦВС ОФК

Скалолазание 230 Бокс 402 Футбол 372 Легкая атлетика 858 Осво-бож-денные 204

Аэробика 448 Дзюдо 446 Гандбол 887 Гимнастика 396

Спортивное ориентирование 145 Тяжелая атлетика 462 Баскетбол 744 Общая физическая подготовка 708

Тайский бокс 159 Волейбол 324 Плавание 201

Каратэ 18 Пулевая стрельба 21

823 1487 2333 2184

'Источник: Буркова А.М., зам. директора ИФКСиМП по учебной работе; Добрынин И.М., зав. кафедрой физ-воспитания ИФКСиМП. Аналитическая записка. Текущий архив ИФКСиМП УрФУ.

СИТ - кафедра сервиса и туризма; СВЕ - кафедра спортивных видов единоборств; ИВС - кафедра игровых видов спорта; ЦВС - кафедра циклических видов спорта; ОФК - кафедра оздоровительной физической культуры.

культуре, время проведения опроса - май 2015 г., всего опрошено 600 человек. В число респондентов включались студенты, занимающиеся физкультурой как в рамках учебной дисциплины, так и самостоятельно.

Данные обработаны с помощью программы Vortex 10.0, вероятность ошибки находится в пределах от ±0.9% до ±4.0%, поэтому данные в таблицах и диаграммах приводятся с округлением до целых чисел.

Структура ценностных ориентаций студентов в 2015 г. не претерпела существенных изменений. Как и во многих ранее проведенных исследованиях (см. [12]), здоровье как ценность входит в первую тройку вместе с семьей и возможностями реализовать свои способности (табл. 2).

Примечательно, что красота и физическое совершенство - важнейший показатель физической культуры - оказались в рейтинговом ряду на десятом месте. Уже на этом уровне наблюдается разрыв между вербальными констатациями и реальным валеологическим поведением. Мы полагаем, что этот разрыв будет сохраняться и даже нарастать после того, как студенты окончат университет. Еще большее расхождение наблюдается при анализе ответов о том, считают ли студенты себя здоровыми (табл. 3) и что для них означает физическая культура как образ жизни (табл. 4).

Для студентов оценка состояния своего здоровья является одним из важных элементов си-

стемы ценностей (число не задумывавшихся об этом крайне мало), а устремленность к семейным ценностям (особенно у девушек) в этой системе остается на лидирующих позициях. Почти каждый четвертый ощущает себя абсолютно здоровым, и столько же видят реальные проблемы со своим здоровьем, фиксируя тем самым и физическую ограниченность в достижении этих установок. Особенно тревожными видятся ответы студентов естественно-научных и физико-математических направлений подготовки, но это может быть связано как с реальным положением дел, так и с присущей этой группе склонностью к более критичным оценкам.

Одновременно понимание, что быть здоровым - сейчас один из развивающихся молодежных трендов, демонстрируют менее трети респондентов, что свидетельствует о недостаточной результативности мер воспитательного характера. Отметим, что студенты предложили десять дополнений, которые группируются в три блока: «ради хорошего самочувствия», «удовольствие от занятий» и «не быть беспомощным», что логично укладывается в смысложизненные картины современного студенчества.

Оказывается, что сегодня проблема воспитания валеологической культуры остается, как и для предыдущих поколений, актуальной. Из всех респондентов считают свое поведение са-мосохранительным даже менее половины, и осознают, что сами себе наносят вред, 7% опрошенных. Весьма показательны оценки сту-

Таблица 2

Представления студентов о наиболее значимых ценностях _(до трех вариантов ответов)"_

Варианты ответов Выборка, %

1 Возможность реализовать свои способности 44

2 Семья, мои родители 42

3 Здоровье 34

4 Семья, мои дети 31

5 Интересная, творческая работа 22

6 Общение с друзьями 18

7 Получить от жизни как можно больше удовольствий 16

8 Самостоятельность, независимость, свобода 15

9 Деньги, богатство 12

10 Красота и физическое совершенство 12

11 Образование, профессионализм 11

12 Иметь свое дело, заниматься бизнесом, коммерцией 7

13 Власть 6

14 Признание окружающих, престиж 6

15 Личная безопасность 5

16 Общение с природой 5

17 Удовлетворенность в интимной жизни 5

*Здесь и далее число пропусков 1 из 600 (0.2% опрошенных).

Таблица 3

Самооценка здоровья студентов, обучающихся по разным направлениям, %_

Направление получаемого образования

Вариант ответа Инженерно-техническое Естественнонаучное и физико-математическое Социальное и гуманитарное Экономическое и управленческое Выборка

Да, здоров 30 13 19 28 23

Скорее здоров, чем нет 49 59 52 53 53

Скорее не здоров 17 22 23 17 20

Нет, не здоров 3 5 4 2 3

Никогда не задумывался об этом 1 1 2 1 1

Таблица 4

Отношение студентов к физической культуре как образу жизни, %_

Вариант ответа Пол Выборка

Мужской Женский

Физическая подготовка к конкретной трудовой деятельности 19 15 17

Быть здоровым, с хорошей фигурой сейчас модно 31 25 28

Здоровый образ жизни ради будущих детей 39 49 45

Свой вариант 11 11 11

дентами своего поведения в отношении здоровья в связи с их планами о занятиях физкультурой и спортом после окончания вуза (табл. 5). Эти индикаторы тесно связаны между собой: среди тех, кто равнодушен к своему здоровью, меньше планирующих заниматься физкульту-

рой. И, напротив, среди тех, кто планирует продолжить занятия спортом вне стен университета, больше всего полагающих, что они ведут здоровый образ жизни. Очевидно, что усилия воспитательной деятельности должны быть сосредоточены на группе студентов, считающих

свое поведение нейтральным, не определивших продолжить занятия, также велико - каждый

Таблица 5

Самооценка поведения в отношении здоровья в зависимости от планов заниматься физкультурой и спортом после окончания вуза, %

Будете ли вы заниматься физкультурой и спортом после окончания вуза Выборка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариант ответа Конечно, да Наверное, да Не знаю, еще подумаю Наверное, нет Точно нет

Самосохранительное 63 40 28 17 8 46

Нейтральное 32 55 60 67 83 48

Саморазрушительное 4 5 13 15 8 7

12 3 4

■ Конечно, да У Наверное, да У Не знаю, еще подумаю У Наверное, нет Ы Точно нет

Рис. 2. Распределение ответов респондентов о перспективах занятия физкультурой по окончании вуза в зависимости от их отношения к физкультуре как учебной дисциплине, % от группы (1. Необходимая вузовская дисциплина для каждого студента, в том числе и с ограниченными по состоянию здоровья возможностями. 2. Полезная дополнительная дисциплина: ее должны изучать только те, кому она интересна. 3. Ненужная вузовская дисциплина, которую можно убрать из программы обучения. 4. Необходимая вузовская дисциплина для каждого студента, в том числе и с ограниченными по состоянию здоровья возможностями)

свое отношение к физкультуре или склонных к четвертый респондент.

тому, чтобы бросить спорт.

Мнение студентов о физкультуре как учебной дисциплине тесно коррелирует с их прогнозами относительно дальнейших занятий физкультурой после окончания вуза (рис. 2).

Признавая необходимость и полезность физкультуры как учебной дисциплины, студенты демонстрируют готовность заниматься ею и дальше. Вызывает озабоченность достаточно высокая численность тех, кто полагает, что эту дисциплину можно убрать из учебных планов, -7% опрошенных, и именно среди них более всего тех, кто не планирует заниматься спортом и в дальнейшем. Но и в группе признающих полезность физкультуры, число тех, кто не планирует

Особо выделим и результаты опроса, касающиеся мнения студентов о своих однокурсниках, имеющих ограничения по здоровью. Отсутствие ответов в этом сегменте фиксирует проблемы в университетской культуре, которые сосредоточены в области преодоления социальных стереотипов по отношению к распространению паралимпийского спорта, превращения его в массовое явление, вовлечения студентов, имеющих ограничения по медицинским показаниям, в физкультуру и спорт и организации соответствующей базы и технологий. И если у организаторов учебного процесса эти проблемы деятельно рефлексируются, то студенты явно недооценивают возможности физкультуры и спорта для этой категории, тем более что в спе-

циальную группу попал каждый седьмой в ге- воплощен в выпускную работу на тему «Не-неральной совокупности. формальные молодежные объединения как ре-

Габлица 6

Связь привлекательных сторон физкультуры как вузовской дисциплины _и планов респондентов заниматься ею после окончания вуза, %

Привлекательные факторы для занятий физкультурой Конечно, да Наверное, да Не знаю, еще подумаю Наверное, нет Точно нет Выборка

Другой возможности заняться физкультурой у меня нет 26 49 51 65 50 41

Высокий уровень работы тренеров, преподавателей 28 16 25 13 25 22

Современная материально-техническая база, хорошие спортзалы и сооружения 18 21 8 0 0 16

Возможность сравнить себя с однокурсниками, оценить свои возможности 15 9 11 13 8 12

Свой вариант 16 6 6 9 17 11

В том числе:

Просто надо; сдать зачет без проблем 2 2 0 4 0 2

Дополнительная физическая нагрузка, возможность самосовершенствования 6 2 0 0 0 3

Ничего не привлекает 2 1 4 4 17 2

На планы студентов заниматься физкультурой после вуза оказывают существенное влияние как привлекательные, так и раздражающие факторы учебного процесса. В ходе опроса студентам были предложены полузакрытые поливариантные вопросы (табл. 6, 7). Кроме приведенных в таблицах, в ряду привлекательных факторов названы возможность занятий на свежем воздухе, смена привычной деятельности и конкретные виды спорта, но они в ранговом ряду занимают последние места. В ряд раздражающих факторов, не влияющих на общую картину, студенты добавили плохие погодные условия и удаленность спортивных объектов от места учебы или проживания.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что, с одной стороны, УрФУ, располагая солидной физкультурно-спортивной базой, не смог предоставить ее для самостоятельных занятий большинству студентов. И здесь речь идет о нереализованном ресурсном потенциале вуза и именно о большинстве студентов, поскольку опыт федерального университета в организации спортивной работы со студентами является неоднократно признанным на самом высоком уровне. Отчасти это объясняет высокую востребованность таких нестандартных проектов, как «Фитнес УрФУ» [13], который самостоятельно реализован в 2014/15 учебном году студенткой бакалавриата кафедры «Организация работы с молодежью» Н.Ф. Поповой,

сурс формирования ценностей здорового образа жизни в вузе» и привлек к самостоятельным занятиям физкультурой за это время около 850 студентов (стоит сравнить эти цифры с данными таблицы 1). Очевидным становится значительный вклад преподавателей и тренеров в формирование валеологической культуры студента.

Основными раздражителями, демотивирую-щими большинство студентов, выступают:

- со стороны вуза - не соответствующие ожиданиям студентов условия проведения занятий и состояние материально-технической базы;

- со стороны самих студентов - низкий уровень физической подготовки, не позволяющий выдерживать задаваемые физические нагрузки (а это - проблематика школьного возраста!). При этом первый фактор менее значим для респондентов, собирающихся продолжать заниматься физкультурой. Видимо, сейчас задача должна ставиться таким образом: как сбалансировать нагрузки во время занятий, чтобы «не отбить желание» студентов в дальнейшем, а в ближайшем будущем задача модернизации технической базы выйдет на первое место.

Обратим внимание и на проблему взаимоотношений тренерско-преподавательского состава и студентов: на нее указал каждый пятый студент университета, и не менее половины этой группы, скорее всего, прекратят занятия физкультурой. Впрочем, эта проблема требует отдельного исследования в зависимости от типов

взаимодействия между студентами и препода- Студенты университета, которые регулярно

Таблица 7

Связь раздражающих факторов физкультуры и планов респондентов _заниматься ею после окончания вуза, % от группы ___

Раздражающие факторы в занятиях физкультурой Конечно, да Наверное, да Не знаю, еще подумаю Наверное, нет Точно нет Выборка

Плохие условия проведения и бедная материально-техническая база 32 32 15 28 25 30

Тяжело выдерживаю физические нагрузки, задаваемые на занятиях 18 31 37 41 50 29

Неуважительное отношение к студентам со стороны преподавателей и персонала спортивных сооружений 14 16 33 26 25 19

Ничего не раздражает 25 10 9 7 0 16

Низкий уровень преподавания 4 3 5 9 0 4

Просто у меня нет силы воли, чтобы заниматься физкультурой 0 2 0 0 0 1

Свой вариант 12 9 0 0 0 7

В том числе:

Организация учебного процесса 5 3 0 0 0 2

Мне это неинтересно 1 2 0 0 0 1

Рис. 3. Распределение ответов респондентов о самостоятельных занятиях физкультурой в зависимости от намерений продолжить их после вуза, % от группы (1. Конечно, регулярно посещаю спортивную секцию, спортивный клуб, фитнес-зал. 2. Занимаюсь время от времени, когда чувствую потребность. 3. Уделяю минимум времени своей физической подготовке. 4. Раньше занимался, а сейчас бросил. 5. Раньше не занимался и сейчас не занимаюсь)

вателями, соотношения мотивированных и де-мотивированных на реализацию, спортивный результат или процесс и т. д.

Стоит указать на тесную связь самостоятельных занятий физкультурой и дальнейших планов студентов (рис. 3).

или хотя бы время от времени самостоятельно занимаются физкультурой и спортом, будут продолжать занятия и после вуза. Среди тех, кто уделяет физической подготовке минимум времени, больше всего не решивших, будет ли он заниматься физкультурой в дальнейшем. Наконец, те, кто не вовлечен во внеучебную

физкультуру, не планирует ею заниматься и после вуза. С одной стороны, мы можем говорить об уровне уже сформированных у студентов здоровьесберегающих компетенций, с другой - напрашивается вывод о необходимости новых подходов к физкультуре, сочетающих в себе преимущества как учебной, так и самостоятельной деятельности. В качестве новой исследовательской задачи можно обозначить изучение группы студентов, не занимавшихся физкультурой до поступления в вуз, и их физкуль-турно-спортивных траекторий.

Список литературы

1. Белова О.Р., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Нархов Д.Ю. Валеологическая и физическая культура: теоретико-методологический анализ // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. Т. 113. № 2. С. 123-131.

2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.07.2015).

3. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.07.2015).

4. Дробижева Л.М. Ценности здоровья и культура нездоровья в России // Безопасность Евразии. 2004. № 1. С. 33-43.

5. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2012. 336 с.

6. Отношение жителей Свердловской области к физической культуре и спорту: итоги социологического мониторинга / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. 324 с.

7. УрФУ подготовился к кризису. В этом году поменяется всё: число специальностей, количество студентов и критерии их отбора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ura.ru/news/1052210939 (дата обращения: 05.05.2015).

8. Оргструктура института физической культуры, спорта и молодежной политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://212.193.82.98:8088/struc-ture.php?id=4a4fc17b-e957-4547-a6a9-31a9b5d33dac (дата обращения: 05.06.2015).

9. Центр спортивно-массовой и оздоровительной работы. Структура [Электронный ресурс] / УрФУ [Сайт]. Режим доступа: http://urfu.ru/ru/about/ units/centr-sportivno-massovoi-i-ozdorovitelnoi-raboty/ (дата обращения: 01.06.2015).

10. Универсиада УрФУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://urfu.ru/ru/activity/sports/massovyi-sport/umversiacla/ (дата обращения: 01.06.2015).

11. Проект «Игра» в Уральском федеральном [Электронный ресурс] // ВКонтакте [Социальная сеть]. Режим доступа: https://vk.com/gameurfu (дата обращения: 10.06.2015).

12. Студент-2012: Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2011 - январь 2012 гг.) / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 332 с.

13. Фитнес УрФУ. Открытая группа // Социальная сеть «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/fitnessurfu (дата обращения: 01.07.2015).

PHYSICAL CULTURE AS THE CURRICULUM SUBJECT AND THE WAY OF LIFE AS SEEN

BY MODERN STUDENTS

I.M. Dobrynin, D. Yu. Narkhov, E.N. Narkhova, P. V. Rusova

Ural Federal University

In this paper, we examine the components of physical culture as an integral part of culture and as a discipline in connection with students' value orientations and lifestyles as well as their prospects, motivation and constraints for continuing sports activities and physical exercise after graduation. The aim of our research was to identify the place of health and physical education in the system of values of the modern student, to identify the relationship between the individual elements of physical culture and to compare them with the opinion of the students. We have conducted a questionnaire survey of Ural Federal University students with the quota sample (N = 600), the basis for the quota being the area of studies. As a result of the survey, some new data have been obtained about the students' attitude to physical education as well as their predictive assessments of healthy behaviour. One of our important findings is the gap between the students' verbal statements concerning their attitude to healthy lifestyle and their actual behaviour. We have also identified some factors affecting the students' decision to continue sports activities and physical exercise after graduation.

Keywords: physical culture, sport, healthy lifestyle, students, motivation, values, physical culture as a curriculum subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.