ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ
ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
А.В. Буриков, канд. биол. наук, доцент
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (Россия, г. Ярославль)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос отношения к собственному здоровью, физическое развитие и физическую подготовленность как составной части подготовки курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил к выполнению военно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, физическая подготовленность, военно-профессиональная деятельность.
Реализация проблемы формирования мотивационно-позитивного отношение курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил к избранной военно-профессиональной деятельности способствует повышению их устойчивость к психоэмоциональным перегрузкам, возникающим в условиях выполнения военно-профессиональной деятельности, как в мирное, так и в военное время является очень актуальной. Предлагаемая нами методика самоорганизации и физического самосовершенствования подготовки курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил способствует расширению сферы интересов и мотивов каждой личности, улучшению психофизиологического микроклимата и стабилизации в воинских коллективах и, в целом, выполнению военно-профессиональной деятельности и задач, поставленных в процессе несения ими боевого дежурства.
Общеизвестно, что эффективность физической подготовки определяется по степени ее переноса на успешность учебно-боевой и боевой деятельности, динамике показателей функционального состояния и физической подготовленности курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил, доступности учебного материала за счёт выбора рациональных, простых методов, средств и возможного упрощения содержания разделов физической подготовки.
Определяя факторы, влияющие на эффективность учебно-тренировочного процесса физической подготовки курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил, необходимо выделить основные из них:
- правильную периодизацию процесса физической подготовки и рациональное распределение бюджета временя с учётом этапов военно-профессиональной деятельности;
- применение различных нагрузок умеренной, большой субмаксимальной или максимальной мощности, исходя из характера учебно-боевой деятельности и уровня физической подготовленности курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил;
- целенаправленное использование различных средств, методов в интересах развития профессионально важных качеств;
- моделирование различных сторон физической подготовки;
- мотивацию и степень физкультур-но-спортивной активности курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил [1, с. 68].
Планирование физической подготовки курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил необходимо строить с учетом специфики этапов их дальнейшей военно-профессиональной деятельности и рационального распределения бюджета времени, выделенного на физическую подготовку, принимая во внимание целесообразность суммированного эффекта нескольких тренировочных занятий
таким образом, чтобы предъявить к организму наиболее жесткие требования и получить интегральный подъем его функциональных возможностей в период последующего периода отдыха, то есть, необходима рациональная система чередований учебно-тренировочного процесса и отдыха, чтобы основные занятия проводились на фоне восстановления физической работоспособности относительно тех упражнений, которые включены в данное занятие.
Следовательно, теоретически допускается возможность использования разнообразных физических нагрузок умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности. Это положение, на наш взгляд, может иметь большое значение при построении физической подготовки офицеров с целью значительного повышения уровня развития основных физических качеств, ее эффективности в борьбе с воздействием неблагоприятных факторов, возникающих при несении боевого дежурства, повышению уровня их психологической устойчивости к нестандартным стрессовым ситуациям.
При этом высокий уровень разносторонней физической подготовки и, как следствие, психологической устойчивости выступает как важный фактор боеспособности. Это в первую очередь связано с тем, что используя средства и методы физической подготовки можно избирательно и эффективно влиять на развитие целого комплекса профессионально важных качеств, повышать устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, повышать психологическую устойчивость, компенсировать отрицательные функциональные сдвиги [2, с. 175].
Вместе с тем, для обоснования методики применения функционально-дифференцированного подхода к процессу физической подготовки курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил большое значение имеет выявление факторов, определяющих эффективность этого процесса.
Основными факторами, определяющими высокую эффективность процесса физической подготовки курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил, основанного на применении функционально-дифференцированного подхода, являются:
- высокий индивидуальный уровень физической подготовленности и функционального состояния офицеров;
- рациональный подбор физической нагрузки, исходя из уровня физической подготовленности курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил;
- степень физкультурно-спортивной активности курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил;
- мотивация к систематическим занятиям физической подготовкой и спортом;
- высокий индивидуальный уровень образованности курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил в вопросах проведения самостоятельной физической тренировки;
- ориентация каждого курсанта высшего военного вуза на здоровый образ жизни;
- умелое сочетание всех форм физической подготовки.
Непременным условием обоснования различных вариантов использования функционально-дифференцированного подхода к процессу физической подготовки, является изучение физкультурной активности занимающихся курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил и детерминируемой ее мотивации в области физкультурно-спортивной деятельности.
Анализ физкультурной активности курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил дает возможность определить необходимую степень самостоятельности выполнения ими физических упражнений на боевых постах, а исследование мотивации как определенным образом ие-
рархаризированной структуры мотивов, побуждающих и обусловливающих отношение курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил к самостоятельной физической тренировке, позволяет выявить их физкультурно-спортивные наклонности и интересы, установить конкретные пути вовлечения военнослужащих воздушно-космических сил в занятия различными видами самостоя-
цессе несения боевого дежурства, осуществить ее оптимальную индивидуализацию.
Результаты нашего исследования данные позволяют сформулировать и обосновать педагогическую технологию применения функционально-
дифференцированного подхода к процессу физической подготовки курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил.
тельной физической тренировки в про-
Библиографический список
1. Борисов А.В., Елькин Ю.Г. Развитие и формирование профессионально важных качеств военных специалистов полевых узлов связи// Международный научно-исследовательский журнал. Research journal of International Studies XVII, 2013. С. 6869.
2. Буриков А.В., Елькин Ю.Г. Педагогическая технология формирования навыков здоровье сберегающего поведения курсантов военно-учебных заведений // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №1 (7). - С. 172-176.
PHYSICAL CULTURE - AS A COMPONENT PART OF PREPARATION OF
MILITARY SPECIALISTS
A.V. Burikov, candidate of biological sciences, associate professor Yaroslavl higher military air defense school (Russia, Yaroslavl)
Abstract. The article deals with the question of attitude to one's own health, physical development and physical readiness as an integral part of the training of cadets of the higher military educational institution of the aerospace forces to carry out military professional activities.
Keywords: healthy way of life, physical culture, physical readiness, militaryprofessional activity.