Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Философия. Социология. Культурология
УДК 008 А. Ю. Питерова, Е. А. Тетерина
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье рассматривается физическая культура - один из важных элементов организационно -функционального строения культуры. Приводится анализ определений данного явления, а также основных признаков физической культуры. Показана взаимосвязь физического и социального развития человека.
Ключевые слова: физическая культура, культура общества, культура личности, трудовая деятельность, человеческое тело, физическое развитие.
A. Yu. Piterova, E. A. Teterina
PHYSICAL CULTURE AS AN ELEMENT OF THE SOCIETY CULTURE
Abstract. The article considers physical culture as one of the most important elements of the organizational and functional structure of culture. Authors analyse definitions of this phenomenon and main features of physical culture. Moreover the article shows the relationship of the physical and social development of a person.
Key words: physical culture, society culture, personality culture, work activity, human body, physical development.
Неотъемлемой составляющей культуры общества, наряду с материальной и духовной ее частью, является физическая культура. Она непосредственно примыкает к материальной культуре, обеспечивая производство и воспроизводство самого человека. Представляя собой также общественное явление, физическая культура отражает многие аспекты социальной реальности и, таким образом, все глубже внедряется в человеческую жизнь.
Изучением физической культуры занимаются многие исследователи, как теоретики, так и практики. Тем не менее сложность формирования целостной теории физической культуры объясняется тем, что она является предметом изучения многих научных дисциплин, каждая из которых имеет свою точку зрения на данный феномен, использует свой понятийнокатегориальный аппарат, свои методы исследования и интер-
Питерова А. Ю., Тетерина Е. А., 2013
1
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Философия. Социология. Культурология
претирует получаемые результаты с позиций своей конкретной науки. К тому же прикладные исследования явно опережают развитие научных знаний, что также затрудняет создание какой-либо целостной ее теории [ 1].
Человек является целостным существом, сочетающим в себе синтез биологического и социального, телесного и духовного, организма и личности. На этом основании могут быть выделены три блока дисциплин, изучающих человека: естественно-
научные (медико-биологические), общественные (социальные) и гуманитарные [2]. В разрезе естественных наук обращается внимание на организм человека (его анатомию, физиологию и т.д.). В фундаментальных общественных науках (история, социология, философия экономика, политика и др.) человек рассматривается как представитель конкретного социума, изучаются формы, виды и динамика взаимоотношений между людьми, взаимоотношения людей с социальными институтами. Предметом изучения гуманитарных наук (психология, педагогика, религия и др.) является духовный мир человека, общественное и личное сознание, процесс его формирования под влиянием окружающего мира. Но при этом такое деление наук о человеке условно, поскольку оно не учитывает науки, находящиеся «на стыке» перечисленных блоков (социальная медицина, социальная гигиена, социальная психология, философия и др.).
Таким образом, многообразие наук, изучающих человека, несколько затрудняет восприятие и понимание многих явлений и процессов, и только при использовании системного подхода возможно сформулировать объективное определение такого сложного явления, как физическая культура. Это позволит не только обеспечить потребности существования личности и общества, но и создаст условия для их развития [3].
На основании вышесказанного целесообразно привести некоторые определения понятия «физическая культура» и сравнить их. Так, Б. А. Ашмарин рассматривает физическую культуру как часть общей культуры личности и общества, представляющую собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей [4]. По мнению В. И. Ильинича, физическая культура - это часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности [5]. В. П. Лукьянов представляет физическую культуру как элемент
Питерова А. Ю, Тетерина Е. А., 2013
2
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Философия. Социология. Культурология
культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая деятельная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма [6]. В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: физическая культура -часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики [7].
Перечисленные определения подчеркивают сложный состав и важную роль физической культуры в формировании способностей человека. Кроме того, все они сходятся в том, что физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества.
Для сферы физической культуры характерны определенные признаки, присущие только ей, которые можно объединить в три группы:
1) активная двигательная деятельность человека, организованная только таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось совершенствование природных свойств организма, повышалась физическая работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством решения этих задач являются физические упражнения;
2) положительные изменения в физическом состоянии человека: повышение его работоспособности, уровня развития функциональных свойств организма, количества и качества освоенных жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений, улучшение показателей здоровья. Результатом полноценного использования физической культуры является достижение людьми физического совершенства;
3) комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека. К таким ценностям следует отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, материально-технические условия и др. [8].
В контексте физической культуры ее условием, с одной стороны, и результатом, с другой стороны, является человеческое тело. Процесс подготовки человеческого тела к трудовой деятельности требовал долгого времени и начинался с раннего детства. Важнейшим средством этой подготовки служила игра,
Питерова А. Ю, Тетерина Е. А., 2013
3
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Философия. Социология. Культурология
формирующая у детей необходимые физические, интеллектуальные, психологические и социальные качества. Развитие человеческого тела было также необходимо и для символической деятельности (совершение различных обрядов и ритуалов). На ранних этапах человеческой истории обряд являлся синкретическим действием, т.е. требовал совершения определенной физической активности, которая имела магический смысл. Для участия в обряде человеческое тело необходимо было подготовить, при этом способами подготовки могло быть как изменение естественных форм тела, так и нанесение ритуальных узоров и татуировок. Таким образом, игры и ритуалы дополняли природное состояние человеческого тела культурным, создавая при этом физическую культуру [9, с. 142].
Физическая культура представляет собой формирование социального человека и его двигательных возможностей. Развитие физической культуры связано с врожденными свойствами человека, которые, естественно, отличаются у разных людей. Но при этом не менее важно обучение различным двигательным действиям, которое поддерживает, изменяет и развивает врожденные свойства, формируя физические качества человека -координацию движений, силу и выносливость. Они развиваются в ходе тренировок, которые необходимы не только спортсменам, но и любому человеку, поскольку готовят его тело ко всем видам труда, совершаемым в обществе. В идеальном случае физически подготовленный человек должен сохранять творческое долголетие, поддерживать физические параметры своего тела, уметь защитить себя физически и психологически. В этом заключаются прямые цели физической культуры.
Но существуют также и альтернативные цели, воспитывающие другие качества человека (волю, этические и эстетические чувства), без которых не было бы гармонично развитой личности. Так, воля развивается в связи с преодолением определенных трудностей, которые неизбежно встречаются в процессе физической переподготовки. Участие в различных играх и соревнованиях требует соблюдения правил, честности по отношению к партнерам и соперникам, что, в свою очередь, воспитывает необходимые моральные качества. Одновременно развивается и эстетическое чувство, умение наслаждаться гармонично развитым телом, получать удовольствие от спортивных игр и зрелищ в качестве участника и зрителя [9, с. 143-144]. При этом важно, чтобы все указанные качества и стороны человеческой личности развивались динамично и равномерно. Пренебрежение
Питерова А. Ю, Тетерина Е. А., 2013
4
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Философия. Социология. Культурология
какой-либо стороной сведет всю подготовку к нулю и не позволит сформировать гармонично развитую личность.
Таким образом, физическая культура представляет собой особую разновидность культурной деятельности, а ее результаты, несомненно, полезны как для личности, так и для общества в целом. Поэтому сложно переоценить воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение физической культуры во многих сферах человеческой жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Леонтюк А. М. Физическая культура как средство социализации человека. - СПб. : ИЦ СПбГМТУ, 2008. - 360 с.
2. Коган Л. Н. Социология в системе наук о человеке и обществе // Гуманитарий : ежегодник. - СПб., 1995. - № 1. - С. 59-72.
3. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. - Л.,
1991.
4. Ашмарин Б. А., Виноградов Ю. А., Вяткина З. Н. Педагогика физической культуры : учеб. - М. : Просвещение, 1999.
5. Ильинич В. И. Физическая культура студента : учеб. - М. : Гардарики, 2001. - 448 с.
6. Лукъянов В. П. Физическая культура: Основы знаний : учеб. пособие. - Ставрополь, 2001. - 345 с.
7. Большая советская энциклопедия : в 30 т. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978. - Т. 24.
8. Еркомайшвили И. В. Основы теории физической культуры : курс лекций. - Екатеринбург : УГТУ, 2004. - 192 с.
9. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие для вузов. - М. : Юнити-Дана, 2004. - 365 с.
Referenses
1. Leontyuk А. M. Fizicheskaya kul'tura kak sredstvo sotsializa-tsii cheloveka. - SPb. : ITS SPbGMTU, 2008. - 360 s.
2. Kogan L. N. Sotsiologiya v sisteme nauk o cheloveke i ob-shhestve // Gumanitarij : ezhegodnik. - SPb., 1995. - № 1. - S. 59-72.
3. Kagan M. S. Sistemnyj podkhod i gumanitarnoe znanie. - L.,
1991.
4. Аshmarin B. А., Vinogradov YU. А., Vyatkina Z. N. Pedagogika fizicheskoj kul'tury : ucheb. - M. : Prosveshhenie, 1999.
5. Il'inich V. I. Fizicheskaya kul'tura studenta : ucheb. - M. : Gar-dariki, 2001. - 448 s.
6. Luk”yanov V. P. Fizicheskaya kul'tura: Osnovy znanij : ucheb. posobie. - Stavropol', 2001. - 345 s.
Питерова А. Ю, Тетерина Е. А., 2013
5
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Философия. Социология. Культурология
7. Bol'shaya sovetskaya ehntsiklopediya : v 30 t. - M. : Sovetskaya ehntsiklopediya, 1969-1978. - T. 24.
8. Erkomajshvili I. V. Osnovy teorii fizicheskoj kul'tury : kurs lek-tsij. - Ekaterinburg : UGTU, 2004. - 192 s.
9. Sadokhin А. P., Grushevitskaya T. G. Kul'turologiya. Teoriya kul'tury : ucheb. posobie dlya vuzov. - M. : YUniti-Dana, 2004. - 365 s.
Информация об авторах
Питерова Анна Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет, г. Пенза, e-mail: [email protected].
Тетерина Евгения Александровна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет, г. Пенза, e-mail: [email protected].
Authors
Piterova Anna Yurevna - Candidate of History, associate professor, Communicational Management department, Penza State University, Penza, e-mail: [email protected].
Teterina Evgeniya Alexandrovna - Candidate of History, associate professor, Communicational Management department, Penza State University, Penza, e-mail: [email protected]
Питерова А. Ю., Тетерина Е. А., 2013
6