ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК/UDC 796.077-056.266
Поступила в редакцию 20.12.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор С.А. Гильманов1 Доктор педагогических наук, доцент В.А. Мищенко1 Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Кукуев2 Кандидат психологических наук, доцент В.А. Лобова1
1 Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск
2 Тюменский государственный университет, Тюмень
PERSONALITY PROGRESS AND SOCIAL ADAPTATION FACILITATING PHYSICAL ACTIVATION MODEL FOR DISABLED UNIVERSITY STUDENTS
Dr. Hab., Professor S.A. Gilmanov1 Dr. Hab., Associate Professor V.A. Mishchenko1 PhD, Associate Professor E.A. Kukuev2 PhD, Associate Professor V.A. Lobova1
1Yugra State University, Khanty-Mansiysk 2 Tyumen State University, Tyumen
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
Аннотация
Цель исследования - научное обоснование модели физической активности, направленной на социализацию и личностное развитие студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился теоретический анализ источников, описывающих практики организации физической активности (ФА) студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с точки зрения характера и вида физической активности (проанализировано 127 источников: учебных пособий, монографий, статей). Также проводился качественный анализ данных нестандар-тизированного наблюдения над физической активностью студентов с ОВЗ Тюменского и Югорского государственных университетов: лица с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) различной нозологии и тяжести, частичная глухота и слепота и др. На основе полученных данных осуществлялось моделирование видов ФА, основанное на спецификации целей ФА. Результаты исследования и выводы. Авторами предлагается модель системы физической активности, основанной на спецификации целей ФА. В модели выделяются три вида ФА: общая, понимаемая как двигательная активность, служащая сохранению и укреплению физического здоровья; социализационная - система движений, направленных на достижение общественно значимой цели, достигаемой по определенным социально нормированным правилам (спорт, социальные акции и др.); творческая -система движений, обеспечивающая получение творческого оригинального продукта в определенных видах искусства (музыка, танцы), техническом творчестве, усовершенствовании бытовых изделий. Модель ФА активности предполагает, в частности, временное перемещение студентов с ОВЗ в другие образовательные учреждения в рамках академической мобильности (спортивные сборы, соревнования и др.).
Ключевые слова: физическая активность, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, академическая мобильность.
Abstract
Objective of the study was to theoretically substantiate a new personality progress and social adaptation facilitating physical activation model for disabled university students.
Methods and structure of the study. We have theoretically analyzed for the purposes of the study 127 sources describing the physical activity practices for students with disabilities and health limitations classified by the physical activity models and types including textbooks, monographs and study reports. We also made a qualitative analysis of the on-standardized observations of the disabled students' physical activity at Tyumen and Yugra State Universities, with the sample including people with cerebral palsy, musculoskeletal system disorders of different diagnoses and severity classes, people with visual and auditory system impairments, etc. Based on the above data and analyses, we designed the new physical activity model customizable for the special physical activity service goals.
Results and discussion. We designed the new progress and social adaptation facilitating physical activation model with special goals that includes the general, socializing and creative physical activity classes, with the general physical activity interpreted as the motor activity geared to protect and improve health; socializing physical activity as the movement system focused on socially important goal(s) achievable in compliance with the relevant social rules or standards; and creative physical activity as the movement system geared to generate a creative original product in some arts (music, dances), technologies, household service domain etc. The new progress and social adaptation facilitating physical activation model implies, among other things, the disabled students' engagement in special field training, competitive and other events at other educational institutions for the academic mobility encouragement purposes.
Keywords: physical activity, disabled students, inclusive education, academic mobility.
CL
■
с
га
^
О (U .с H
Введение. Физической активности людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью уделяется значительное внимание в законодательстве страны, педаго-
гических и психологических исследованиях, в практике организаций различной направленности, в деятельности общественных организаций [2, 4, 6 и др.]. Физическая активность
по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - «какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует расхода энергии». ВОЗ разработаны необходимые уровни физической активности по отношению к возрастным периодам жизни человека, приняты «Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья» [3].
Мы считаем, что если специфицировать это предельно широкое понятие, то физическая активность (ФА) студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного образования может служить одним из важных средств социализации и личностного развития, включая и поддержку академической мобильности.
Цель исследования - научное обоснование модели физической активности, направленной на социализацию и личностное развитие студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился теоретический анализ источников, описывающих практики организации физической активности студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с точки зрения характера и вида физической активности (проанализировано 127 источников: учебных пособий, монографий, статей). Также проводился качественный анализ данных нестандартизированного наблюдения над физической активностью студентов с ОВЗ Тюменского и Югорского государственных университетов: лица с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) различной нозологии и тяжести, частичная глухота и слепота и др. На основе полученных данных осуществлялось моделирование видов ФА, основанное на спецификации целей ФА.
Результаты исследования и их обсуждение. В основу модели положен подход к физической активности, который осуществляется на основании спецификации целей такой активности, когда движения тела, производимые мышцами, составляют определенную систему в организации жизнедеятельности студентов с ОВЗ. В модели выделяются три вида ФА: общая, социализационная, творческая.
Общая ФА - традиционно в духе подхода ВОЗ. понимаемая как двигательная активность, служащая сохранению и укреплению физического здоровья и обеспечиваемая системой упражнений восстановительной, лечебной, адаптивной физкультуры. Цель ФА здесь - движение ради собственного здоровья.
Под социализационной ФА мы понимаем систему движений, направленных на достижение общественно значимой цели, достигаемой по определенным социально нормированным правилам. Социальными практиками, в которых реализуется такая ФА, являются спорт, а также социальные акции разного рода - игры, конкурсы и пр. Цели такой ФА - реализация аффилиационных мотивов, достижение определенного места в системе социальных отношений (в группе, общности, сообществе), повышение самоуважения, самопринятия. Именно этот вид ФА более всего анализируется в литературе, на нем делается акцент и в правовом регулировании. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает обязанность образовательных учреждений организовывать «занятия с использованием средств адаптивной физической культурыи адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся». Отметим, что движения в этом виде ФА не просто осмысливаются человеком - они осознанно изучаются, усовершенствуются, тренируются, а значит, для
студентов с ОВЗ играют роль одного из способов личностного развития.
Наконец, творческая ФА - система движений, обеспечивающая получение творческого оригинального продукта в определенных видах искусства (музыка, танцы), техническом творчестве, усовершенствовании бытовых изделий различного вида. Здесь ФА обусловлена не социально задаваемой, а определенной самим человеком целью, каждый раз требующей решения задач на выбор (а иногда и на самостоятельное конструирование) движений, их порядок на выделение требуемых характеристик системы движений. Личностное саморазвитие, полноценное проживание достойной человека жизни, самореализация - существенные следствия творческой ФА. Творчество - сторона культуры, через которую можно и изменять отношение общества к людям с ОВЗ. Не случайно специалисты говорят о том, что вовлечение органов культуры, средств искусства в работу по изменению отношения к инвалидам в обществе дает возможность «преодолеть замшелые стереотипы не только в отношении занятий инвалидов спортом, но и их трудоустройства, приобретения специальности и т. д.» [7, с. 81].
Важно отметить и то, что при спецификации видов ФА возрастает и социокультурная значимость результатов: при общей ФА восстанавливается, сохраняется и укрепляется здоровье отдельных членов общества, при социализационной ФА реализуются социальные практики, поддерживающие сплоченность и гуманность в обществе, при творческой ФА обогащается не только личность, но и сама культура.
В частности, в исследованиях эмпирически доказано, что «нарушения двигательной активности студентов отрицательно сказываются на их психологическом самочувствии, в результате чего происходит ухудшение адаптации в студенческую среду» [1, с. 128]. Также продемонстрировано в рамках формирующего эксперимента, что тренировка на тренажерах с биологической обратной связью (БОС) для улучшения и формирования новых двигательных навыков позволяет повышать двигательную активность студентов с ОВЗ и, как следствие, приводит к более активной и успешной физической и социальной адаптации студентов [1, с. 134].
Характер модели изложенному подходу придает нацеленность на единство всех видов ФА для саморазвития личности студентов с ОВЗ: общая ФА становится поддержкой для социализационной и творческой, социализационная ФА смыкается с общей и проникает в творческую как средство, творческая ФА придает смысл общей и социализационной через эстетизацию движений, поиск новых способов совершенствования движений, повышения осмысленности жизни.
Реализация такой модели требует комплексного взаимодействия различных специалистов - медиков, спортивных тренеров, педагогов, психологов, администраторов и др. Модель может воплощаться в жизнь на уровне образовательных организаций, становясь частью программ сопровождения инклюзивного образования, содержанием деятельности создаваемых в образовательных организациях структур и подразделений, поддерживающих процесс образования студентов с ОВЗ.
Одним из следствий реализации модели ФА как осознанной активности по саморазвитию студентов с ОВЗ может стать повышение их академической и профессиональной мобильности. Для того чтобы студент с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью был готов к мобильности, необходимы не только устойчивость к смене обстановки, способность осваивать знания и умения в непривычной обстановке, знание иностранных языков и др., но и определен-
№4 • 2021 Апрель | Арп!
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с I—
ная вооруженность способами ФА. а система таких способов расширяет арсенал психофизиологических, социальных, личностных ресурсов при реализации мобильности.
Академическая мобильность может выступать как форма, объединяющая все три вида ФА. Она фасилитирует развитие ФА, выступая детерминантой активного развития общей, социализационной и творческой составляющих. Действительно, сам факт временного перемещения студента с инвалидностью в другое образовательное учреждение или место проведения спортивных сборов, соревнований и т. д. актуализирует внутренние ресурсы для осуществления соответствующей двигательной активности (общая). При этом академическая мобильность всегда сопряжена с активизацией новых социальных контактов, что требует от студента с инвалидностью системы движений, направленных на достижение общественно значимой цели, достигаемой по определенным социально нормированным правилам (социализационная). И, конечно, любая образовательная ситуация, связанная с академической мобильностью предусматривает продуктивность, которая, несомненно, связана с получением оригинального продукта (творческая).
Интегрирующим усилия специалистов по развитию ФА студентов с ОВЗ и инвалидностью средством может стать индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение, осуществляющееся не как система мероприятий и направлений деятельности с заранее спланированными результатами, а как фасилитация процесса саморазвития на основе ФА: фасилитация не требует строгой постановки целей, она «стимулирует процессы прогрессивных изменений, но не может породить заданный, запрограммированный результат. Она просто стимулирует, раскрепощает внутренние процессы, освобождая от жестких рамок» [5, с. 37].
Вывод. Выделение трех видов ФА позволяет не только поддерживать физические ресурсы студентов с ОВЗ при преодолении пространственно-средовых барьеров, поддержки здоровья и работоспособности, но и стимулировать полноценную социализацию, а главное - запустить механизмы саморазвития через систему ФА как систему целенаправленных и осознанных физических движений, ориентированных на социальные достижения и создание творческих продуктов.
Полная реализация такой модели в современных условиях весьма затруднительна в силу ведомственной разоб-щенностии организационной неготовности управленческих структур, методической непроработанности сотрудничества специалистов разных профессий, сложившихся социальных стереотипов и других причин.
Однако ориентация на предложенную модель при преподавании ряда дисциплин, организации спортивной и внеу-чебной деятельности студентов, планировании деятельности специализированных структур, направленных на работу со студентами с ОВЗ, может, по нашему мнению, принести определенную пользу.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00373 А «Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования».
Литература
1. Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации : материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов, г. Томск, 20 апреля 2017 г. / под ред. канд. биол. наук А.В. Ка-
бачковой. - Томск: STT, 2017. - 340 с. Эл. ресурс. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_29166595_74120004.pdf (дата обращения 15.07.2019).
2. Бобровский Е.А. Адаптивный спорт и физическая культура как метод реабилитации инвалидов / Е.А. Бобровский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
- 2017. - № 4-2. - С. 456-459.
3. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. Эл. ресурс. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/hand le/10665/44399/9789244599976_rus.pdf;jsessionid=D1E7CDCF EFAFE7BF15E52C3BCB0B5BCF?sequence=3 (дата обращения 15.07.2019).
4. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: Хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. - М.: МГППУ, 2015. - 334 с.
5. Леонтьев Д.А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования / Д.А. Леонтьев, Л.А. Александрова, А.А. Лебедева.
- М.: Смысл, 2017. - 79 с.
6. Логвинова Я.В. Адаптивная физическая культура как способ повышения социальной активности инвалидов / Я.В. Логвинова, А.А.Слепухина, Е.Ф. Проскурина // Вестник современных исследований. - 2018. - № 11.1 (26). - С. 108-110.
7. Царик А.В. Физическая культура и спорт среди инвалидов: социальная значимость, состояние, актуальные проблемы и пути их решения / А.В. Царик // Вестник Российского Международного олимпийского университета. - 2014. - № 4. С. 72-83.
References
1. Kabachkova A.V. [ed.] Aktualnye problemy fizicheskoy kultury, sporta, turizma i rekreatsii [Actual problems of physical education, sports, tourism and recreation]. Proc. V national research-practical conference of students and postgraduates with international participation studentov i aspirantov, Tomsk, April 20 2017. Tomsk: STT publ., 2017. 340 p. [Electronic resource]. Available at: https:// elibrary.ru/download/elibrary_29166595_74120004.pdf (data obrascheniya 15.07.2019).
2. Bobrovskiy E.A. Adaptivny sport i fizicheskaya kultura kak metod reabilitatsii invalidov [Adaptive sports and physical education in rehabilitation for disabled people]. International Journal of Applied and Basic Research. 2017. No. 4-2. pp. 456-459.
3. Globalnye rekomendatsii po fizicheskoy aktivnosti dlya zdorovya [Global Recommendations for Physical Activity for Health] [Electronic resource]. Available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10 665/44399/9789244599976_rus.pdf;jsessionid=D1E7CDCFEFAFE7 BF15E52C3BCB0B5BCF?sequence=3 (date of access: 15.07.2019).
4. Ismontas B.B. [ed.] Inklyuzivnoe obrazovanie studentov s invalidnostyu i OVZ s primeneniem elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatelnykh tekhnologiy [Inclusive Education of Students with Disabilities and Health Limitations Using E-Learning, Distance Learning Technologies]. Reader for higher education teachers working with students with disabilities and health limitations. Moscow: MSPPU publ., 2015. 334 p.
5. Leontiev D.A., Aleksandrova L.A., Lebedeva A.A. Razvitie lichnosti i psikhologicheskaya podderzhka uchashchikhsya s OVZ v usloviyakh inklyuzivnogo professionalnogo obrazovaniya [Personal development and mental conditioning for students with disabilities in inclusive professional education]. Moscow: Smysl publ., 2017. 79 p.
6. Logvinova Y.V., Slepukhina A.A., Proskurina E.F. Adaptivnaya fizicheskaya kultura kak sposob povysheniya sotsialnoy aktivnosti invalidov [Adaptive physical education to increase social activity of people with disabilities]. Vestnik sovremennykh issledovaniy. 2018. No. 11.1 (26). pp. 108-110.
7. Tsarik A.V. Fizicheskaya kultura i sport sredi invalidov: sotsialnaya znachimost, sostoyanie, aktualnye problemy i puti ikh resheniya [Physical education and sports for the disabled: social significance, condition, current problems and solutions]. Vestnik Rossiyskogo Mezhdunarodnogo olimpiyskogo universiteta. 2014. No. 4. pp. 7283.