Научная статья на тему 'Фитные начертания в ненотированных Триодях (по материалам сербских и болгарских рукописей XII-XIII вв. )'

Фитные начертания в ненотированных Триодях (по материалам сербских и болгарских рукописей XII-XIII вв. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
175
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тутолмина С. Н.

В статье рассмотрены фитные начертания в частично нотированных южнославянских (двух болгарских и одной сербской) Триодях XII XIII вв. Местоположение фит в стихирах данных Триодей сопоставлено с фитами из древнерусских нотированных Триодей и Стихирарей. Результаты сравнительного анализа показывают близость сербской и древнерусской певческих традиций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fitnye writings in unnoted triody (based on serbian and bulgarian manuscripts of the 12th and 13th centuries)

The article centers on the fi tnye writings in the partially noted Southern Slavic Triody of the 12th and 13th centuries. Comparative analysis reveals the similarity of Serbian and Old Russian church singing traditions.

Текст научной работы на тему «Фитные начертания в ненотированных Триодях (по материалам сербских и болгарских рукописей XII-XIII вв. )»

Вестник ПСТГУ

II: «Музыкальное искусство христианского мира». 2008. Вып. 1 (2). С. 15-30

ФИТНЫЕ НАЧЕРТАНИЯ В НЕНОТИРОВАННЫХ ТРИОДЯХ

(по материалам сербских и болгарских РУКОПИСЕЙ Х11—Х111 ВВ.)

Тутолмина С. Н.

(МАПО, Санкт-Петербург)

В статье рассмотрены фитные начертания в частично нотированных южнославянских (двух болгарских и одной сербской) Триодях XII — XIII вв. Местоположение фит в стихирах данных Триодей сопоставлено с фитами из древнерусских нотированных Триодей и Стихирарей. Результаты сравнительного анализа показывают близость сербской и древнерусской певческих традиций.

Триоди ненотированные, как и другие богослужебные книги без нотных знаков, обычно рассматриваются как материал для чисто филологических исследований. Действительно, в ненотированных Триодях, особенно в древнейших списках, представлено большое разнообразие текстовых разночтений и поэтических редакций песнопений. Это связано с различными переводами с греческих оригиналов, с целенаправленным редактированием книг и с местными особенностями славянского языка1.

Изучение ненотированных рукописей с исторической и филологической точки зрения продолжается в исследовании их с точки зрения музыкальной. Обращение музыковедов к этому материалу весьма важно по следующим причинам. Во-первых, особенности славянского языка, безусловно, повлияли на музыкальную редакцию песнопений при переложении их с греческих прототипов. Приспособление византийских мелодий к славянским текстам привело к рождению знаменного распева и новой знаменной нотации. Во-вторых, исследование ненотированных Триодей необходимо для того, чтобы определить соотношение между нотированной и ненотированной рукописными традициями с точки зрения церковного Устава, так как сопоставление разных Триодей обнаруживает множество несоответствий в последованиях богослужений и в исполнении песнопений. В-третьих, многие ненотированные Триоди содержат фрагменты нотации, как правило, в виде фитных начертаний («фитонотации»), как в известных Шафариковой2 и Орбельской3 Триодях, а иногда даже в виде целых

1 В сохранившихся ненотированных Триодях представлены все основные изводы славянского языка — древнерусский, сербский и болгарский, а в древнерусских списках выявляются особенности местных наречий — в основном, новгородского, в одной Триоди — киевского.

2 РНБ, Е п. I. 74.

3 102.

нотированных песнопений, как в «Триоди Моисея Киянина»4. Наконец, существует мнение, сформулированное, в частности, Н. В. Заболотной, что именно не-нотированные Триоди в основном использовались за богослужением, тогда как нотированные книги были прежде всего «справочным подспорьем для певчих»5. Таким образом, ненотированные Триоди тоже могут быть отнесены к разряду книг, весьма значимых с точки зрения древнерусского богослужебного пения.

Фитные начертания зафиксированы во многих ненотированных Триодях Х11—Х111 вв. Текст песнопений в ненотированных кодексах написан таким образом, что нотная строка в нем изначально не предполагалась (об этом можно судить по тесному расположению текстовых строк и по сокращению слов под титлами). Тем более важны для исследователей фрагменты нотации, включенные в текст избранных песнопений. Фиты в рассмотренных кодексах представлены как одним знаком фиты без «конвоя» (т. е. без сопутствующих певческих знаков), так и комплексным начертанием — фитой с «конвоем». В первом случае знак фиты служит лишь для обозначения местоположения в песнопении мелиз-матического фрагмента. Во втором случае указывается и мелодическое содержание фитного распева.

Фитные начертания в древнерусских Триодях уже изучались некоторыми исследователями. Так, Н. В. Заболотная рассматривает фитную нотацию в рукописях Студийской эпохи, выявляя особенности расположения фит в песнопениях, их вариантность и подвижность в Стихирарях и Триодях (на примере сравнительного анализа триодных стихир)6. Фитные начертания в Орбельской Триоди изучены болгарским исследователем С. Кожухаровым7. Влияние южнославянских памятников на древнерусскую фитную нотацию выявлено Е. В. Плетневой на материале Октоихов Изборных и Шестодневов Служебных XIII — XV вв8.

Мы обратились к изучению фитных начертаний в процессе исследования ненотированных Триодей южнославяской традиции. В качестве наиболее репрезентативных списков были выбраны две болгарские Триоди — Шафарикова (Еп. I. 74) и Орбельская (Е п. I. 102) — и сербская Триодь (Е п. I. 68).

Шафарикова Триодь в Сводном каталоге славяно-русских рукописных книг датируется второй четвертью XIII в.9, однако И. А. Карабинов считает ее древ-

4 РГАДА, Ф. 381. № 137. Л. 225 об., 226, 233 об. См. об этом: Заболотная Н.В. Триодь Моисея Киянина в аспекте историко-типологического изучения древнерусских рукописей // Musica art et scientia: Материалы научной конференции. Киев, 1997. С. 100—109.

5 См.: Заболотная Н. В. О соотношении певческих книг эпохи Студийского устава: Триоди, Постные Стихирари и богослужебные певческие сборники // X ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского института: Материалы 2000 г. М., 2000. С. 517. Это мнение подтверждается и современной церковно-певческой практикой.

6 Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI — XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001. С. 108—113; 190—196; 206—213.

7 Кожухаров С. Нотни начертания в Орбелския Триод — средно-български книжовен па-метник от XIII в. // Бълшарски език. София, 1974. Т. 24. Кн. 4. С. 324-343.

8 Плетнева Е. В. Нотация в песнопениях древнерусских Октоихов Изборных и Шестодневов Служебных (XIII-XV вв.) // XIII Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского института: Материалы 2003 г. М., 2003. С. 443-451.

9 СК. № 222.

нейшей среди всех сохранившихся славянских Триодей и относит к XII в.10. Название рукописи дано по имени ее владельца П. Шафарика. Кодекс содержит 151 лист: начало, конец и некоторые листы из середины рукописи утрачены. Триодь открывается 7-й песнью канона на утрене в Субботу Сыропустной седмицы и обрывается каноном на утрене в Неделю Пятидесятницы.

Орбельская Триодь названа по месту своего происхождения из села Орбе-ле (церковь Преображения). Датируется второй половиной XIII в.11. Включает 241 лист. Текст написан в два столбца. Содержит службы Постной и Цветной Триоди, обрывается в начале службы в Неделю Святых Отец.

Сербская Триодь датируется первой половиной 13 в.12 Включает 208 листов. Триодь начинается с окончания службы в понедельник 3-й седмицы Великого поста и завершается субботней службой 7-й седмицы по Пасхе (т. е. в канун Недели Пятидесятницы). Особенности поэтического текста рукописи свидетельствуют о ее сербском происхождении, одна из которых — замена буквы «я» на «е»: «Нед[еля] Месопустьна», «Въ Пе[то]к Велик», «Не помолимсе фарисеискы братие».

В каждом из трех кодексов фитные начертания представлены особым образом. В Шафариковой и Орбельской Триодях фиты сопровождаются знаками, которые, скорее всего, не являются певческими, что будет пояснено нами далее. В сербской Триоди фитные начертания представлены в большом многообразии и встречаются как с «конвоем», так и (реже) без него. Сочетания знака фиты с другими знаками весьма необычны и совершенно отличны от фитных начертаний, встречающихся в нотированных кодексах.

Рассмотрим особенности написания и употребления фит в каждом из выделенных кодексов более подробно.

В тексте Шафариковой Триоди фитные начертания однотипны. Каждый знак фиты окружен с двух сторон двойными «палочками», которые из-за своей разнонаправленности справа от фиты могут быть названы оксиями, а слева от фиты — вариями.

Пример 1. Шафарикова Триодь. РНБ, Р.п. I. 74. (Среднеболг., 12 в. или 1-я пол. 13 в.)

Единообразие этих фит свидетельствует о том, что они, скорее всего, указывают наличие мелизматических вставок, но не раскрывают их мелодическое содержание.

Фиты в Орбельской Триоди представлены в редких случаях одним знаком фиты (без «конвоя»). В большинстве же случаев встречается знак фиты с последующими за ним «палочками», которые похожи на знаки палеовизантийской

10 Карабинов И. А. Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. С. ГУ—УГ.

11 СК. № 414.

12 СК. № 221.

нотации — оксию и дипли, но, скорее всего, вовсе не являются певческими знаками, а лишь указывают наличие мелизматического фрагмента.

Оксии и дипли над текстом могут быть выписаны подряд (три или четыре) или сгруппированы по две, реже — по три. Но во всех случаях они выписаны после знака фиты и никогда не предваряют его.

Пример 2. Орбельская Триодь. РНБ, Р.п.1.102. (Среднеболг., 2-я пол.13 в.)

Варианты подтекстовки мелизматических вставок так же весьма однообразны (полный перечень приведен в таблице)13. Любопытно, что соответствующий гласный звук подтекстовки тоже повторяется (как правило, трижды). Например: Темььь, темжеее, онььь, онжеее, с ними жеее, о дивное чюдооо, о какооо, ооодеваяи небо, се бооо.

Исходя из единообразия всех фит в этой Триоди, можно предположить, что, как и в Шафариковой Триоди, это не начертания, а просто указание наличия фитных распевов.

Стефан Кожухаров выявляет в нотации Орбельской Триоди девять основных фитных комплексов с участием двух стабильных элементов (оксии и двойной оксии — дипли) в различном последовании14. Исследователь также выяснил, что эти знаки связаны, за исключением одного кондака, с самогласными стихирами и обозначают внутрислоговой распев.

В отличие от болгарских Триодей, фиты в сербской Триоди15 представлены в огромном многообразии и, безусловно, имеют певческое значение, хотя принцип их написания такой же, как и в Шафариковой Триоди (в них используются те же двойные оксии и варии, окружающие знак фиты). В редких случаях встречается знак фиты без "конвоя". В большинстве же ситуаций знак фиты представлен в окружении других знаков, которые похожи на невмы византийской нотации (оксия, вария, дуо кендима, параклитик, исон). Эти начертания принципиально отличны от начертаний фит в древнерусских нотированных рукописях и, возможно, принадлежат к византийской традиции.

Пример 3. Сербская Триодь. РНБ, Р.п. I. 68. (1-я пол. 13 в.)

Г ж л, № Ж V" "я: Ж

Варианты комбинаций этих знаков и их размещения вокруг знака фиты весьма разнообразны, что позволяет судить о скрытом в их содержании распеве,

13 См.: Приложение к данной статье.

14 Кожухаров С. Указ. соч. С. 326.

15 Е п. I. 68.

а также требует специального изучения этих начертаний и их систематизации (в виде словаря)16.

Общее количество фит сербской Триоди значительно превышает число фит в болгарских Триодях. Если в Орбельской Триоди нами было выявлено всего 34 фиты в 30 песнопениях, а в Шафариковой — 40 фит в 24 песнопениях, то в сербской обнаружено 134 фиты в 67 стихирах и еще 5 фит в тропарях канонов (Недели Ваий и Пасхи). Следует отметить, что во всех кодексах почти все фиты зафиксированы в песнопениях Цветной части Триоди, начиная с Лазаревой субботы до Недели Пятидесятницы, что может быть объяснено большей торжественностью служб Страстной Седмицы и пасхального богослужебного периода17.

Выявленные в ненотированных Триодях фиты были сопоставлены с параллельными местами из нотированных Триодей. К сожалению, мы не располагаем ни сербскими, ни болгарскими нотированными Триодями, поэтому для сравнительного анализа пришлось использовать только древнерусские (северорусские) нотированные Триоди18, что привело к весьма неожиданным результатам.

О совпадении начертаний фит говорить не приходится, так как во всех рассмотренных ненотированных Триодях изображения фит отличны от фитных начертаний нотированных списков. Поэтому мы анализировали только местоположения фит в песнопениях. При этом были учтены расхождения в переводах поэтического текста и различные варианты подтекстовки. В результате в некоторых песнопениях было обнаружено полное совпадение местоположений фит, в других совпадение было частичным, наконец, нередко наблюдалось и полное несоответствие в употреблении фит. Результаты сопоставительного анализа приведены в сводной таблице в Приложении, где указаны текстовые строки с фитами, инципиты песнопений, в которых они зафиксированы, и рукописные источники — ненотированные и нотированные Триоди. При этом фиты в нено-тированных кодексах мы отмечаем отдельно, а нотированные источники объединяем в одну графу, так как между ними нет принципиальных различий в местоположениях фит. Более того, они очень устойчивы и, как правило, совпадают с греческими прототипами.

Как видно из таблицы, случаи полного совпадения фит из ненотирован-ных Триодей с нотированными списками чаще встречаются в сербской Триоди. В Орбельской они весьма редки и возможны только в песнопениях с одной фитой. Например, в стихире Недели Ваий «Слава тебе Христе въ вышнихъ»

16 Примеры фитных начертаний в сербской Триоди опубликованы также Е. В. Плетневой. (см.: Плетнева Е. В. Указ.соч. С. 450).

17 В последованиях великопостного периода выявлено всего 6 фит в Орбельской Триоди и 8 фит в сербской Триоди. Правда, в Шафариковой Триоди на постную часть приходится половина всех фит (21 из 40), но это объясняется утратами многих листов кодекса, а также значительными трудностями в прочтении текста. Возможно, некоторые знаки фиты в Шафариковой Триоди были нами пропущены из-за потемнений и затертости листов рукописи.

18 Для сравнительного анализа были использованы стихиры из нотированных Триодей (ГИМ. Син. 319 и Воскр.27) и из Стихирарей Триодных (РНБ. Соф. 85, Соф. 96; а также известный Хиландарский Стихирарь Chil. 307, опубликованный в ММВ, Vol. 5a. Copenhagen, 1957).

в нотированном списке19 используется одна фита на слове «темь». В Орбельской Триоди в параллельном месте отмечена фита на слове «темжеее»20.

Пример 4. Стихира в Неделю Ваий "Слава Тебе Христе въ вышнихъ"

L-&-.,:

Нотир. Тр. (Соф. 85, л.75) темь

■ff-nm

Орбельская Тр. (л. 152 об.) темжеее

В другой стихире Недели Ваий «Прежде шести день Пасхы» можно говорить о совпадении единственной фиты лишь в сербской Триоди, учитывая разные варианты переводов. В нотированном списке фита помещена на слове «тебе» в заключительных строках песнопения: «учитель глаголетъ у тебе сътворю пасху съ ученикы моими»21. В сербской Триоди фита смещена на предыдущее слово «ти» из-за более пространного перевода: «учитель глаголеть ти у тебе хощу сьтворити пасху сь ученики своими»22.

Пример 5. Стихира в Неделю Ваий "Прежде шести день Пасхы"

Соф. 85 (л. 77): Учитель глаголетъ у тебе сътворю Пасху съ ученикы моими

Г

Серб.Тр. (л. 81 об.): Учитель глаголетъ та у тебе хощу сътворити Пасху съ ученики своими

В Орбельской Триоди единственная фита отмечена совершенно в другом месте (в середине песнопения) на слове «он же».

Если в нотированную версию песнопения включено несколько фит, то в сербской Триоди в этом песнопении может быть отмечено столько же фит, а в Орбельской или Шафариковой — только одна или две. Так, например, в стихире Преполовению «Христе Цесарю» в нотированном списке23 содержится 5 фит, из которых только две зафиксированы в Орбельской Триоди — на словах «онааа» и «бесмертьнооо»24.

19 Соф. 85. Л. 75.

20 F. п. I. 102. Л. 152 об.

21 Соф. 85. Л. 77.

22 F. п. I. 68. Л. 81 об.

23 ММВ, 5а. Л. 91 v.

24 F. п. I. 102. Л. 230 об.

Пример 6. Стихира Преполовению Пятидесятницы "Христе Цесарю"

Нотир. Тр. (Хил. 307, л. 91 об.): нъ она. питие безсъмьртыго.со

#//// -9-1И п

Орбел. Тр. (л. 230 об.): н^ чнада. питие безсм(е)ртное. ол^иу

В последнем случае гласную «о» можно трактовать двояко: как окончание слова «бессмертьно» или как междометие к следующему словосочетанию «о вер-ныя напаяеши». Такая же неясность наблюдается и в нотированных Триодях.

Весьма интересна стихира Фоминой Недели «Дверемъ затвореннымъ при-иде Христе» (6-го гласа). В нотированную версию данного песнопения включены 5 фитных распевов25, одинаковых по начертанию и, наверное, по распеву. Размещение их в тексте стихиры таково, что они выявляют текст как бы второго уровня: «Тогда Фома. глаголаше бо. вижу ребро. вижу язву. вижу како не бе яко духъ, но яко плоть и кости».

Пример 7. Стихира Фоминой Недели «Двьрьмъ затвореномъ прииде Христе къ ученикомъ»

Соф.96 (л. 107 об.)

•т

Тъгда Фома, г

Глаголаше бо.

"1 Л

Вижю ребро, и "т

Вижю язву. №

Вижю како.(не бе яко духъ)

Серб, (л. 132 об.) Шафар.(л.135) Орбел.(л.213 об.)

тогда Фома.

Л;

г(лаго)лаше бо ребра

VI

язву

г

г(лаго)лаше бо

Я'

ребра

-&-н и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г(лаго)лаше бо о о

25 Соф. 96. Л. 107 об.

Пример 8. Стихира в Великую Среду «Егда грешница принесе миро» (глас 1)"

Соф. 85, л. 86 об. - 87; Воскр. 27, л. 17. Серб. (К п. I. 68.), л. 93; Шафар. (Р. п. I. 74), л. 120 об.; Орбел. (Р. п. I. 102), л. 163.

Егда грешьница принесе миро. Г Егда грешница принесе миро.

тъгда ученикъ съвещавааше съ безаконьникы. тогда ученикь советь твореше сь безаконьными.

1 1/1 1/" 1 и-О О- и 1 си же. радоваашеся възливающи мъногоценьно. 4- она же радовашесе изливаюши многоценьное миро.

сь же. тъщаашеся предати бесценьнааго. & он же тьщашесе предати бесценьнаго.

1-1- 1 \ 0- КУ ->•> си Владыку познавааше. она же Владыку познаваше / помазавше.

V1 и/ ^ \/ и О- V [/¿У^п а сь отъ Владыкы разлучаашеся. онь же Владыку разлучашесе / отлучашеся.

о" 1 и 1 у\ ^ си свобожаашеся. (она свобождашеся.)

(• 1- ^ 1/0 1. V- 1/0 Г) пОо а Июда рабъ бывааше врагу. (а) (И)юда греху рабъ бываше (врагу).

О- \ зъло есть леность. люто уныние бываше / зло есть леность.

ц/ 1. \ = 1 = велие покаяние. (и) вели(ко)е покаяние.

£ ц, 1, и »Т-Р-« егоже ми даруй Съпасе. е(го)же (ми) даруй Спасе.

1 1 Р^Ч ^ ^ + пострадавыи насъ ради и съпаси ны. пострадавы за ны (Господи слава тебе) и спаси насъ.

' В левой части приведен текст стихиры по котированным древнерусским спискам Триоди. В правой части текст выписан по сербской Триоди; текстовые разночтения и варианты фит приведены по Шафариковой (жирным курсивом) и Орбельской (обычным курсивом) болгарским Триодям, при этом фиты из болгарских Триодей пришлось выписать под словами подтекстовки. Совпадения местоположений фит в котированных и ненотированных списках отмечены подчеркиванием.

В примере 7 показано, что в сербской Триоди из пяти фит зафиксированы только четыре26, причем с разными начертаниями, в Шафариковой — две27, в Орбельской только одна фита (на слове «глаголаше бооо»)28.

26 Е п. I. 68. Л. 132 об.

27 Е. п. I. 74. Л. 135.

28 Е. п. I. 102. Л. 213 об.

В стихире Великой Среды «Егда грешница принесе миро» в сербской Триоди зафиксировано три фиты29, совпадающих с нотированными списками30. В Орбельской Триоди отмечено две фиты, одна из которых (на слове «он же») совпадает по своему местоположению с нотированной версией, вторая помещена в другой строке (на слове «онь»)31. Любопытно, что в Орбельской Триоди фитами отмечены местоимения, относящиеся к Иуде, а в Шафариковой Триоди фиты помещены на словах «она же» — имеется в виду кающаяся грешница.

В болгарских Триодях нередки ситуации и полного несовпадения фит с нотированными Триодями, когда фиты в разных списках одного и того же песнопения использованы на разных словах или фиты в ненотированной Триоди отмечены в тех песнопениях, которые в нотированных Триодях представлены вовсе без фит.

Ярким примером первой ситуации является стихира Крестопоклонной Недели «Зрящи Тя тварь вся». Во всех нотированных списках в распев этой стихиры включено 7 фит32. В Орбельской Триоди указана только одна фита в строке «о велие чюдо»33, не совпадающей ни с одной из семи фитных фрагментов нотиро-ванной версии.

Вторую ситуацию можно наблюдать в стихирах Фоминой Недели «По осми дни вьстания» и «Дверемь затвореномь» (1-го гласа). В Орбельской Триоди в каждой из стихир указано по одной фите на словах «он же» (в 1-й стихире) и «тем же» (во 2-й стихире)34. Нотированные списки этих песнопений фит не со-держат35.

Встречаются подобные ситуации и в сербской Триоди. Так, в стихире понедельника 4-й седмицы Великого поста «Изрядьнь путь възнесения Спасе» отмечена фита на слове «темже», отсутствующая в нотированных Триодях. Но такие примеры в данной Триоди очень редки.

Обобщая наблюдения по всем рассмотренным Триодям, можно выделить следующие типы соотношения фит в нотированных и ненотированных Триодях:

1) полное совпадение местоположений фит;

2) частичное совпадение фит (одна-две из нескольких);

3) перемещение фит на соседние слова;

4) использование фит в других строках;

5) включение фит в песнопения, вовсе не содержащие фит в нотированных списках.

Следует подчеркнуть, что в ненотированных Триодях фиты отмечены лишь в избранных песнопениях. При этом в каждой из рассмотренных Триодей репертуар песнопений с фитами различен, хотя есть и пересечения. Фиты Ша-фариковой Триоди чаще совпадают с местоположением фит сербской Триоди.

29 Е п. Г. 68. Л. 93.

30 Соф. 85. Л.86 об. - 87.

31 Е. п. Г. 102. Л. 163.

32 См., например, Соф. 85. Л. 44 или Соф. 96. Л. 42 об.

33 Е. п. Г. 102. Л. 80 об.

34 Л. 213.

35 Соф. 96. Л. 106 об.; Там же. 85. Л. 145-145 об.

Фиты Орбельской Триоди редко совпадают с другими списками. Сербская Триодь выделяется среди прочих, так как фиты в ней имеют особые начертания и значительно превышают в количественном отношении обе болгарские Триоди.

По местоположению фит в песнопениях можно сделать вывод, что сербская Триодь весьма близко соприкасается с древнерусскими нотированными Триодями, тогда как болгарские Орбельская и Шафарикова Триодь содержат отличную музыкальную редакцию песнопений, насколько об этом можно судить по фитным фрагментам. Отметим, что и на уровне редакций поэтического текста сербская Триодь, несмотря на местные языковые особенности, гораздо ближе к древнерусским Триодям.

Сделанные наблюдения и выводы являются предварительными из-за слишком небольшого числа рассмотренных источников. Возможно, что более полное представление о родстве традиций можно будет получить посредством обращения к южнославянским нотированным певческим книгам.

Приложение

Местоположение фит в стихирах Триодей

Южнославянские ненотированные Триоди: сербская (Е п. I. 68), Орбельская (Е п. I. 102) и Шафарикова (Е п. I. 74) представлены по отдельности в графах: Серб., Орб. и Шаф. Древнерусские нотированные Триоди (Син. 319 и Воскр. 27) и Стихирари (Соф. 85 и Соф. 96) объединены в одну графу: Нотир. Знаками «+» и «—» отмечено наличие или отсутствие фитного начертания на указанных словах, но не во всем песнопении. Косой чертой (/) отмечено отсутствие песнопения в данной рукописи (часто из-за утраты листов). В графе инципитов песнопений в скобках указаны текстовые разночтения между рукописями. В графе подтекстовок в скобках указаны соседние с фитным распевом слова.

Раздел Песнопение с а л ■_ Текст Серб. б. р о Шаф. Нотир.

Нед. Мыт.и Фар. Не помолимся фарисеискы 1 ибо / + / -

Чт. сыропуст. Въсия вьздрьжание благолепия 3 с ними же / + / -

Нед. сыропуст. Изгнанъ бысть Адамъ 6 гл(агола)ше - - + -

Нед. сыропуст. Изгнанъ бысть Адамъ 6 увы мне - - + +

Нед. сыропуст. Изгнанъ бысть Адамъ 6 раю - - + -

Нед. сыропуст. Приди чуждемудръная душе моя 2 (нагло) бе - - + /

Нед. сыропуст. Приди чуждемудръная душе моя 2 (вижъ) бо - - + /

Нед. сыропуст. Приди чуждемудръная душе моя 2 имея - - + /

Нед. сыропуст. Приди чуждемудръная душе моя 2 шествия - - + /

Раздел Песнопение с а л ■_ Текст Серб. б. р о Шаф. Нотир.

Нед. сыропуст. Приди чуждемудръная душе моя 2 (во)пияше - - + /

Нед.Православия Благодать вьсия истинна 2 се бо / + - -

Нед.Православия Отъ нечестия къ б(ла)гочестию 2 иконъ - - + +

Нед.Православия Отъ нечестия къ б(ла)гочестию 2 молитвами - - + +

Пн. 3 нед. В. П. Отьче благий все ми дасть 2 темь (тем же) + - + +

Ср. 3 нед. В. П. Въ чьсти сыновъства 2 но (обращъся) - - + +

Ср. 3 нед. В. П. Несп(а)съно (Блудно) расточихъ 4 темже - - + -

Нед. Крестопокл. Грядете вернии животворящему древу поклънимъся 2 вернии - - + -

Нед. Крестопокл. Грядете вернии животворящему древу поклънимъся 2 Богу - - + +

Нед. Крестопокл. Грядете вернии животворящему древу поклънимъся 2 гл( агол)яще - - + -

Нед. Крестопокл. Грядете вернии животворящему древу поклънимъся 2 (помилуи) насъ - - + +

Нед. Крестопокл. Зрящи (Видящи) Тя тварь въсе (вся) 5 въсе - - + +

Нед. Крестопокл. Зрящи (Видящи) Тя тварь все 5 чюдо - + - -

Нед. Крестопокл. Възвести очима на небо 8 Боже + - + +

Нед. Крестопокл. Възвести очима на небо 8 яко + - - -

Пн. 4 нед. В. П. Изредьнь путь възнесения 6 темже + - + -

Пн. 4 нед. В. П. Велеречивыи фарисеи омразися 8 темже - - + +

Вт. 4 нед. В. П. Величаваго фарисея непьщева-ниемь 8 ового + - + +

Ср. 4 нед. В. П. Поста течение преполовльше 8 видети + - - +

Ср. 4 нед. В. П. Днесь Владыка твари и Господе славы 8 ооодеваяи - + - -

Чт. 4 нед. В. П. Вздревнуимь вернии 7 темже + - - +

Ср. 5 нед. В. П. Высокые мысли остави душе моя 3 темже + - - +

Ср. 5 нед. В. П. Веселитеся небеса и радуися земле 8 (о дивное) чюдо - + - /

Сб. Лазарева Господь грядыи на гробъ 6 егоже + - - -

Сб. Лазарева Господи глас Ти раздруши 6 вся (возможна) + - - +

Сб. Лазарева Господи глас Ти раздруши 6 оцещение + - - +

Сб. Лазарева Предста гробу Лазареву 8 предста + - - +

Сб. Лазарева Лазаре мертваго вь Вифании 8 (стене) адъ + - - +

Сб. Лазарева Лазаре мертваго вь Вифании 8 (велие) чюдо + - - +

Сб. Лазарева Въскрсения животь 1 (уверае) насъ + - - +

Сб. Лазарева Лазаре мрьтваго четвредневнаго 1 темже + - - +

Сб. Лазарева Божество Твое (днесь) Христе 1 (смеривь) себе + - - +

Сб. Лазарева Божество Твое (днесь) Христе 1 темже + + - -

Раздел Песнопение с а л ■_ Текст Серб. б. р о Шаф. Нотир.

Нед. Цветная Слава Ти Христе въ вышнихъ 6 темже + + - +

Нед. Цветная Обьщее вьскресение 4 (на жребяти) осли + - - /

Нед. Цветная Обьщее вьскресение 4 темже + - - /

Нед. Цветная Обьщее вьскресение 4 осанна + - - /

Нед. Цветная Радуисе и веселисе граде Сионе 8 имеяи + - - +

Нед. Цветная Придемь и мы днесь 6 вьседь + - - +

Нед. Цветная Прежде шести день Пасхы 6 он же - + - -

Нед. Цветная Прежде шести день Пасхы 6 (глаголеть) ти + - - +

Пн. Вел. Господь гредыи на муку вольную 1 сь нимь + - - /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пн. Вел. Господи сврьшена мудрьствовати 5 вамь + - - +

Вт. Вел. Придете вси верны делаим усрь-дно 6 (другы) же - + - -

Ср. Вел. Егда грешница принесе миро 1 миро + - - +

Ср. Вел. Егда грешница принесе миро 1 она (же) + + + +

Ср. Вел. Егда грешница принесе миро 1 он же + - - +

Ср. Вел. Егда грешница принесе миро 1 она же - - + -

Ср. Вел. Егда грешница принесе миро 1 онь (же) - + - -

Ср. Вел. Погружена грехъми многыми 6 виждь (2) - - + -

Ср. Вел. Помраченая прегрешении 6 сии - - + -

Ср. Вел. Помраченая прегрешении 6 съижее - - + -

Ср. Вел. Вълекома древле низькровно 6 обретъ (2) - - + /

Ср. Вел. Днесь Х(ристо)съ грядетъ в домъ 6 виждь - - + +

Ср. Вел. Простьре блудьница сети (власы) Судии 6 преступьномь + - - -

Ср. Вел. Простьре блудьница сети (власы) Судии 6 ова - - + -

Ср. Вел. Простьре блудьница сети (власы) Судии 6 овъ - - + -

Ср. Вел. Приде жена смрьдящи 6 о како - + - -

Чт. Вел. Стекается убо сборъ юдеискъ 2 о (безаконие) - + - -

Чт. Вел. Уне ти бы было Иудо 6 (тебе) ради (2) + - - +

Чт. Вел. Уне ти бы было Иудо 6 грешнице + - - +

Чт. Вел. Чедо(Ищадие)ехыдново въистину Июдо 6 о (разуме) + - - +

Чт. Вел. Июда Господи безаконьны 2 (изрекъ) цену + - - +

Чт. Вел. Июда рабь лукавы 2 последоваше + - - -

Чт. Вел. Егоже проповеда Исаие 2 приемлеть + - - -

Чт. Вел. Таиньствующу Ти Господи 2 друзи + - - +

Чт. Вел. Таиньствующу Ти Господи 2 о мне + - - +

Раздел Песнопение с а л ■_ Текст \о о. е о \о . О Шаф. Нотир.

Чт. Вел. Таиньствующу Ти Господи 2 вь мне + - - +

Чт. Вел. Днесь Июда нищелюбия мещеть лице 8 о (сребролюбия) + - - +

Чт. Вел. Да никтоже о вернии 8 никтоже + - - +

Чт. Вел. Да никтоже о вернии 8 васъ + - - +

Чт. Вел. Да никтоже о вернии 8 (онь) бо + - - -

Чт. Вел. Петрь сумняшеся умыти нозе 1 о (великими) + - / +

Чт. Вел. Днесь неиздреченьны естествомь 8 (рече) имь + - / -

Пт. Вел. Вся тварь растаяшесе сь стра-хомь 1 и земли + - / +

Пт. Вел. Людие неверни безаконьни 6 почто (2) + - / +

Пт. Вел. Людие неверни безаконьни 6 велие + - / +

Пт. Вел. Людие неверни безаконьни 6 чюдо + - / +

Пт. Вел. Людие неверни безаконьни 6 вьзвизаетьсе + - / +

Пт. Вел. Се вьньзаетьсе трьсть обличения 8 страждеи + - / -

Пт. Вел. Днесь видящи Тя непорочная Дева 2 темь + + / /

Пт. Вел. Днесь видящи Тя непорочная Дева 2 темь (же) + + / /

Пт. Вел. Днесь Владыка и Господь предстоит 6 о (владычно) + + / +

Пт. Вел. (Часы) Днесь церковная завеса 8 завеса + - / +

Пт. Вел. (Часы) Днесь церковная завеса 8 (солнце) криеть + - / +

Пт. Вел. (Часы) Страха ради юдеиска 8 въпияше + - / +

Пт. Вел. (Часы) Страха ради юдеиска 8 съхранити + - / +

Пт. Вел. (Часы) Прежде честнаго Ти креста 8 (таковое) бо + - / +

Пт. Вел. (Часы) Влекомь къ кресту 6 (хощете) мене + - / +

Пт. Вел. (Часы) Ужасъ бе видети 7 и землю + - / +

Пт. Вел. (Часы) Ужасъ бе видети 7 с нимиже + - / +

Пт. Вел. (Часы) Егда на кресте 2 прогневахъ + - / +

Пт. Вел. (Часы) Егда на кресте 2 (прежде) мене + - / +

Пт. Вел. (Часы) Егда на кресте 2 ныне + - / +

Пт. Вел. (Часы) Егда на кресте 2 въздасте + - / +

Пт. Вел. (Часы) Егда на кресте 2 огньнь + - / +

Пт. Вел. (Часы) Егда на кресте 2 облакъ + - / -

Пт. Вел. (Часы) Егда на кресте 2 оцемь + - / +

Пт. Вел. Днесь церковна опона 8 опона + - - /

Пт. Вел. Днесь церковна опона 8 луча (солнце) - - + /

Пт. Вел. Царь н(е)б(е)сныи 8 темже / / + /

Раздел Песнопение Глас Текст Серб. б. р о Шаф. Нотир.

Пт. Вел. Грядете (Придете) христолюбивии людие 8 не (постави) - + / +

Сб. Вел. Днесь сьдрьжить гробь 2 камнь + - / +

Сб. Вел. Днесь сьдрьжить гробь 2 слава + - / +

Сб. Вел. Чьто се видимое удивление 2 Боже + - / +

Сб. Вел. Придете видимь животъ нашь 2 вьзлегъ + - / +

Сб. Вел. Придете видимь животъ нашь 2 (давы) себе + - / +

Сб. Вел. Тебе одеющагося 5 вьсприемь + - / +

Сб. Вел. Тебе одеющагося 5 (увы) мьне + - / +

Сб. Вел. Тебе одеющагося 5 (любьзныи) Исусе + - / +

Сб. Вел. Тебе одеющагося 5 но се - + / -

Сб. Вел. Тебе одеющагося 5 како - + / -

Сб. Вел. О неизглаголаньнаго (Днесь су-ботнаго) Ти таиньства 2 Еньмануил бо + + / +

Сб. Вел. О неизглаголаньнаго Ти таиньс-тва 2 (адовы) двери + - / +

Сб. Вел. О неиздреченьнаго Ти таиньства 2 показа се + - / +

Сб. Вел. О неиздреченьнаго Ти таиньства 2 тело (затвори) + - / +

Сб. Вел. Къде женихъ въдваряетьсе 2 Боже + - / +

Сб. Вел. Что видимое чюдо 2 Боже + - / +

Пасха Воскресения день плодъ сътво-римъ 1 да нась + - / -

Нед. Фом. По осми дни вьстания 1 он же - + / -

Нед. Фом. Дверемь затвореномь ученикомь сьбраномь 1 темже - + / -

Нед. Фом. Фома гл(аголе)мыи близнець 1 он же - + - -

Нед. Фом. Дверемь затвореномь приде Христосъ 6 Фома + - - +

Нед. Фом. Дверемь затвореномь приде Христосъ 6 глаголаше (бо) + + + +

Нед. Фом. Дверемь затвореномь приде Христосъ 6 ребра + - + +

Нед. Фом. Дверемь затвореномь приде Христосъ 6 язву + - - +

Нед. Фом. Прикоснисе Фомо къ ребру рукою 8 верьнь + - - +

Нед. Миронос. Мироносице жены на гробь твои пришьд 6 кто + - + +

Нед. Миронос. Мироносице жены на гробь твои пришьд 6 украде + - - +

Нед. Миронос. Мироносице жены на гробь твои пришьд 6 о како + + + +

Раздел Песнопение Глас Текст Серб. б. р о Шаф. Нотир.

Нед. Миронос. Пришьдьше на гробъ Магдалыни 1 Магдалыни + - - +

Нед. Миронос. Пришьдьше на гробъ Магдалыни 1 (яко) мльнии + - - +

Нед. Расслабл. В притворе соломони 8 он же (рече) - + - -

Нед. Расслабл. Вьзиде Исусь въ Иерусалимъ 5 нь врачь + - - +

Нед. Расслабл. При овчи купели 5 аз же - - + -

Нед. Расслабл. При овчи купели 5 к нему - - + -

Рассл./Преполов. Пентикости гредущи вь дни преполовения 1 вь неже + - - +

Преполовение Вь преполовеление праздника учащу Ти 8 о како - + - -

Преполовение Вь преполовление праздника Паскы 8 ходеи + - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преполовение Егда вь преполовление праздника 6 жеждеи (жа-жаи) + - + +

Преполовение Господи прежде честнаго Ти креста 4 како + + / /

Преполовение Днесь повелевыи праздникы 4 (вь церкви) стое + - / +

Преполовение Вь церковь приде мудрость Божия 4 жеждеи (жа-жаи) + - / +

Преполовение Вь церковь приде мудрость Божия 4 оле благостына + - / -

Нед. Самар. На источникь приде источникь чюдеси 1 изъ рая + - - +

Нед. Самар. На источникь приде источникь чюдеси 1 (приде) убо + - - +

Нед. Самар. Сьбезначелныи и сьестьствень сынъ 2 она же + + + /

Нед. Самар. Сьбезначелныи и сьестьствень сынъ 2 она же - + + /

Нед. Самар. При источници Ияковли 6 Ияковли + - / +

Нед. Самар. При источници Ияковли 6 о чюдо + + / -

Нед. Самар. При источници Ияковли 6 (воды) просе + - / +

Нед. Самар. Источникь живоначелни 6 си же + - / +

Нед. Самар. Христе Цесарю 6 но она / + / +

Нед. Слеп. Г(оспо)ди гредущу Ти вь путь 5 рекъ + - - +

Нед. Слеп. Слепу рождьшуся 2 (вьпрашата) Ти + - - -

Нед. Слеп. Приде Иисусъ вь церковь 2 страшьни же + - - -

Нед. Слеп. Приде Иисусъ вь церковь 2 (глаголаху) Ему + - - +

Нед. Слеп. Приде Иисусъ вь церковь 2 он же - + - -

Вознесение Егда приде Христе на гору Еле-оньску 4 съ радостию + - - +

Раздел Песнопение Глас Текст \о о. U о \о . о Шаф. Нотир.

Вознесение Егда приде Христе на гору Еле-оньску 4 и земла + - - +

Вознесение Егда възнесесе вь славе Христе Боже 4 ученицы же + - - +

Вознесение Съшьдьше естьство Адамово 4 судити + - / /

Вознесение Рече всечьская сконьчавае 2 о друзи + - / +

Вознесение Господи апостоли яко видеша Тя 6 о Владыко + - / +

Вознесение Вьзносещутисе Христе на гору 2 (силы) зреще + - / -

Вознесение Вьзносещутисе Христе на гору 2 (кто сь) есть + - / +

Вознесение Вьзносещутисе Христе на гору 2 вьскую + - / +

Вознесение Възиде Христе къ Безначальному 1 силы + - / +

Вознесение Ядръ Отечьскихъ не отлучьсе 6 с нимиже + - - +

Вознесение Днесь небесные силы 6 диветьсе + - / /

Вознесение Днесь небесные силы 6 с нимиже + + / /

Нед. Св. Отец Таиные днесь духовьные трубы 6 песнь + - - +

Пятидесятница Неразумеюще языци Господи 6 мы же + - + +

Пятидесятница Ныне вь знамение всемь языци 3 темь + - / +

Пятидесятница Ныне утешительныи Духъ 3 темь + - / +

Пятидесятница Ныне облькошесе вь дрьжаву 3 темь + - / +

Пятидесятница Ныне облькошесе вь дрьжаву 3 просто + - / +

Fitnye writings in unnoted Triody (based on Serbian and Bulgarian manuscripts of the 12th and 13th centuries)

By S. Tutolmina

The article centers on the fitnye writings in the partially noted Southern Slavic Triody of the 12th and 13th centuries. Comparative analysis reveals the similarity of Serbian and Old Russian church singing traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.