Научная статья на тему 'Фитнес-технологии: классификационный подход'

Фитнес-технологии: классификационный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2937
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / СТРЕТЧИНГ-ГИМНАСТИКА / СПОРТИВНОТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РОК-Н-РОЛЛ / КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / РЕЖИМЫ ФИТНЕС-НАГРУЗОК / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЗОНЫ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ТРУДНОСТИ / ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ / FITNESS TECHNOLOGY / STRETCHING-EXERCISES / SPORTS AND DANCE ROCK-N-ROLL / CREATIVE GYMNASTICS / RHYTHMIC GYMNASTICS / MODES FITNESS LOADS / PHYSICAL TRAINING / FUNCTIONAL SYSTEM / THE ZONES OF RELATIVE DIFFICULTY / POWER SUPPLY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилов Олег Петрович, Борисова Вера Валерьевна, Шестакова Татьяна Алексеевна, Руднева Лидия Викторовна

В статье с позиций системного подхода рассматривается проблема оздоровления, физического и психомоторного развития дошкольников и младших школьников. Систематизированы многовариантные физкультурно-спортивные средства и на основании комплексного физиолого-педагогического анализа, с учетом возрастных морфофункциональных особенностей контингента, представлена классификация интегрированных инновационных средств фитнес-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панфилов Олег Петрович, Борисова Вера Валерьевна, Шестакова Татьяна Алексеевна, Руднева Лидия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS TECHNOLOGY: CLASSIFICATION APPROACH

In the article on the system approach is considered the problem of rehabilitation, physical and psychomotor development of preschool children and Junior schoolchildren. Systematized multiple physical culture and sports, and on the basis of complex physiological and pedagogical analysis, taking into account age of morphological characteristics of the cohort, presents a classification of integrated innovative tools fitness-technologies.

Текст научной работы на тему «Фитнес-технологии: классификационный подход»

УДК 796.012.65

ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ: КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

О.П. Панфилов, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова, Л.В. Руднева

В статье с позиций системного подхода рассматривается проблема оздоровления, физического и психомоторного развития дошкольников и младших школьников. Систематизированы многовариантные физкультурно-спортивные средства и на основании комплексного физиолого-педагогического анализа, с учетом возрастных морфофункциональных особенностей контингента, представлена классификация интегрированных инновационных средств - фитнес-технологий.

Ключевые слова: фитнес-технологии, стретчинг-гимнастика, спортивнотанцевальный рок-н-ролл, креативная гимнастика, ритмическая гимнастика, режимы фитнес-нагрузок, двигательная подготовленность, функциональная система, зоны относительной трудности, энергообеспечение.

Основными факторами, негативно влияющими на состояние здоровья детей, являются нервно-психические перегрузки, связанные с учебной деятельностью, использованием компьютерных технологий и низкий уровень психологических знаний межличностного общения детей, учащихся и учителей. Примером этому служит учебный процесс образовательных учреждений с углубленным изучением предметов, где интенсификация занятий, педагогические инновации, режим учебной деятельности осуществляются без достаточного физиолого-гигиенического обоснования.

В «Рефлексах головного мозга» великий Сеченов отразил мысль о материализации психических процессов, единстве психофизического,

физиологического и интеллектуального. Однако сегодня интеграционная роль центральной нервной системы (ЦНС) в этих процессах выпадает из поля зрения педагогов. Не просматривается четкой связи и

преемственности средств физического воспитания в системе

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ШКОЛА, когда закладывается фундамент здоровья и здорового образа жизни.

Существующее в образовательных учреждениях классическое физическое воспитание не обеспечивает необходимого уровня физического развития и здоровья в соответствии с требованиями, которые предъявляются сегодня в разных сферах человеческой деятельности (Горелов А.А., Лотоненко А.В., 2011). Это одна из основных причин, не позволяющих создать личностно-ориентированной основы эффективного дифференцированного применения упражнений физической культуры в режиме образовательных учреждений. В то же время научные данные последнего времени (Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В., 2002; Сайкина Е.Г., 2009; Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В., 2010) свидетельствуют о высоком, прежде всего, оздоровительном эффекте интегрированных инновационных средств, вошедших в физкультурно-спортивную область под общим названием фитнес.

Модернизация образовательного процесса, по нашему мнению, должна быть радикальной: только в этом случае может быть разрешено сложившееся противоречие между застывшими в своем развитии средствами и методами физической культуры, недооценкой ее роли в жизни человека и общества, с одной стороны, и объективной необходимостью создания и осуществления адекватной двигательной активности с использованием средств фитнес-технологий в дошкольное образовательное учреждение и начальной школе, - с другой. В этом нам видится актуальность настоящего исследования.

Цель нашего исследования: на основе существующих

классификаций в системе физического воспитания и спорта (Фарфель В.С., Коц Я.М., Солодков А.С., Сологуб Е.Б.), современных представлений в этой сфере человеческой культуры (Безруких М.М., Бальсевич В.К., Сонькин В.Д.), материалов научно-практической деятельности (Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В., 2002; Сайкина Е.Г., 2009)

систематизировать средства фитнеса и представить их в виде физиологически обоснованной классификации для использования в образовательных учреждениях, а также в процессе подготовки специалиста по физической культуре и спорту.

В зависимости от объема активной мышечной массы, обеспечивающей выполнение упражнений, мы вслед за Я.М. Коцем (1986) классифицируем их на локальные (упражнения, в которых участвует менее трети всей мышечной массы), региональные (упражнения, в осуществлении которых принимает участие от 30 % до 50 % мышечной

массы тела) и глобальные (когда в реализации упражнения участвует более 50 % активной мышечной массы). Учитывая многовариантность упражнений в фитнесе, возрастные морфофункциональные особенности контингента, на который они рассчитаны, исходной для нашей классификации стала единица интегративной деятельности -функциональная система (Анохин П.К.), включающая в свою структуру подсистемы. Данный подход, исходя из принципа целостности (Павлов И.П), позволяет высказать суждение, что в упражнении любой сложности участвует организм в целом, однако основная нагрузка ложится на подсистемы, его реализующие. Поэтому в соответствии с особенностями упражнений, мозаикой включаемых при этом мышечных групп, дополним в нашу классификацию: локально-региональные,

регионально-глобальные и локально-глобальные группы упражнений. Определяющими в предлагаемой классификации, учитывая возраст контингента, являются наиболее характерные и выраженные для каждого вида двигательной деятельности критерии:

- биомеханические: по структуре движения - циклические,

ациклические, сложно-технические и т. п.

- интенсивность: дифференцирующие упражнения по зонам

относительной аэробной, анаэробной, аэробно-анаэробной мощности;

- ведущее физическое качество и тип моторной деятельности: упражнения на силу, быстроту, ловкость, на выносливость, сложнокоординационные и скоростно-силовые;

- критерии функционального обеспечения: выделяющие

упражнения по степени участия физиологических систем и объема мышечной массы;

- энергетического обеспечения: по преобладающим источникам энергообеспечения (аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные) и по уровню энерготрат.

Собственные исследования, обширный литературный материал позволяют структурировать инновационные средства физической культуры, технологии фитнеса в соответствии с морфофункциональным статусом детей и психофизиологически обосновать занятия по группам на этапах первого и второго детства. При этом соблюдаются свойственные возрасту общие и специфические педагогические принципы (преемственность, доступность, систематичность, последовательность, системность, интегративность, проблемность, принцип сенсорных и психомышечных коррекций и др.), учитываются онтокинезиологические (Бальсевич В.К., 2000) возможности ребенка. Общая примерная схема последовательного поэтапного использования фитнес-технологий в соответствии с морфофункциональным и психомоторным развитием детей приведена в табл. 1.

Таблица 1

Этапы реализации фитнес-технологий в связи с возрастным созреванием ЦНС и психомоторных механизмов

Возрастные периоды 1 этап - возраст 4,5-6,0 лет 2 этап - возраст 6,5-7,5 лет 3 этап - возраст 7,5-8,5лет 4 этап - возраст 8,0-11 лет

1 2 3 4 5

\ Характеристика дозревания ЦНС \ и психо-\ моторных \ функций Рекомендуемая \ разновидность \ фитнеса \ Начало формирования интегративных механизмов, обеспечивающих: целевые движения-акты бега; предметных действий; усложненные интегративные формы двигательной адаптации. Расширение словарного состава звуковой речи, развитие рече-двига-тельного аппарата Формирование интегративных механизмов. Миелинезация нервно-мышечных волокон: - координации движений за счет зрительных связей; - формирования механизмов кольцевого регулирования, их осмысление; - игровая деятельность. Развитие и формирование связной речи Развитие механизмов регуляция движений за счет формирования проприоцеп-тивных и зрительных связей. Расширение формирования механизмов кольцевого регулирования: гимнастика, акробатика и др. Развитие и расширение грамматического строя речи Переход к доминирующей роли проприоцептив-ной регуляции движений. Точность моторных команд. Расширение представления о схеме тела. Развитие логически связной речи и грамматического строя речи

Стретч- гимнастика Основные элементы базового пассивного и активного стрет-чинга мышц преимущественно верхних и нижних конечностей. Избирательно мышц туловища Базовый и общий стретчинг: преимущественно локального, локально-регионального характера с переходом на стретчинг мышц туловища и конечностей Общий стрет-чинг: регионального и регионально-общего плана. Общий стрет-чинг мышц туловища и конечностей Вариативный + базовый стрет-чинг общего плана: локальнорегионального и общего характера (мышц туловища, спины, живота, конечностей

Хореография Основные позиции: - рук и ног; - сочетания движений конечностей с движением туловища; - выборочно движения свободной пластики; - музыкальные игры Расширение состава: - упражнений сочетанного движения конечностей, свободной пластики; - основы танце -вальных упражнений и связок, танцев, музыкальной грамоты; - музыкальные игры Разучивание связок и танцев: - упражнений, шагов; - народных, спортивнобальных танцев: польки, галопа, вальсовых движений; - музыкальные игры Расширение основно го состава: - танцевальных упражнений и связок; - на основе освоенного материала; - вариативное совершенствование музыкальных игр

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5

Ритмическая гимнастика и спортивнотанцевальный рок-н-ролл Адаптивно- музыкальный ритмо-фитнес: - игро-музыкаль-ные упражнения для усвоения элементарного чувства ритма; - музыкальноигровые упражнения в построении движений Танцевальный ритмо-фитнес: - танцевальноритмические разновидности элементов под музыку; переест-роения; - ритмические рисунки (связки); - музыкальноподвижные игры. Элементы спор- тивно-танцев рок-н-ролла Адаптивно-ком- бинационый фитнес: - выполнение упражнений в разном темпе и музыкальных размерах; - комбинированные упражнения в партере парами. Комбинации упражнений в образно-двигательных действиях Креативный ритмо-фитнес: - тактирование под музыкально-ритм-е рисунки: - дыхательная образная, образ-но-имитацион-ная гимнастика; - основы хореографии; - креативные комплексы спортивнотанцевального рок-н-ролла.

Адаптивно- гармонический комплекс Темп* музыкальных ритмов -в основном, Адаптированные комбинации из изученных танцевальных шагов и связок Темп музыкальных р итмо в -медленно-повышенный и средний Адаптивногармонические танцевальные связки и комбинации Темп музыкальных ритмов - в основном, средний и выше среднего Адаптивно-ритмопластические комплексы импровизации Темп музыкальных ритмов, в основном, выше среднего и средний

*ТЕМП - максимум принят для детей 6,0-7,0 лет: от 80 до 110 тактов/мин.

Разновидность и многогранность упражнений фитнеса классифицируются в соответствии с возрастным созреванием детей (функциональных и психомоторных механизмов), сложностью выполняемых движений, поступательным усложнением элементов, связок, композиций в процессе их обучения от первого к четвертому этапу.

Для регулирования и дифференциации физической активности выделено несколько зон относительной трудности (мощности), включающих виды фитнеса, различающихся между собой по степени технической сложности и биодинамической нагрузке (табл.2).

Таблица 2

Возрастное соотношение интенсивности нагрузки в фитнес-упражнениях первой категории трудности

Возрастные группы Малая Малая повышенная Средняя Большая Субмакси- мальная Макси- мальная

Первая ++++ +++ +++

Вторая ++ +++ ++++ ++

Третья + ++ +++ ++++ ++

Четвертая ++ ++ ++++ +++ ++

Как видно, интенсивность выполняемых упражнений одной и той же категории трудности сдвигается в сторону увеличения в соответствии с взрослением детей.

Определяющими в предлагаемой классификации являются наиболее характерные и выраженные для каждого вида двигательной деятельности критерии: по структуре движения (биомеханические); по интенсивности (зоны относительной мощности); по ведущим физическим качествам и типу моторной деятельности. Существенное значение имеет непосредственное участие физиологических систем, объем мышечной массы, преобладающих источников энергообеспечения и уровня энерготрат. Все это позволяет судить о воздействии, которое оказывают на занимающегося те или иные виды фитнес-упражнений.

Именно по степени физиологических сдвигов (систематизировав разные виды фитнеса), стало возможным обосновать классификацию упражнений для детей, объединив все многообразие упражнений в относительно небольшое число групп. Однако, если говорить о режиме, о контроле за состоянием ребенка, то непременным критерием нагрузки на организм остаются показатели сердечно-сосудистой системы (табл. 3).

Таблица 3

Рекомендуемые режимы фитнес-нагрузок по показателям кардиореспираторной системы для детей 6-11 лет

Показатели Аэробные нагрузки Смешанные нагрузки Преобладание аэробных нагрузок Максимальные нагрузки

ЧСС, уд/мин. 116-136 Зоны поддерживания и восстановления организма, навыков и функций 140-156 Зоны пороговых нагрузок: развитие необходимых качеств, интегративных механизмов и функциональных систем 160-176 Критические зоны интенсивности: развитие функций обеспечения двигательной деятельности 176 и более Зоны максимальных нагрузок: расширение диапазона возможностей

ЧД / мин. 24-28 32-40 38-44 42-50

УО2 (% МПК) 20-50 60-70 80-100 100

Преобладающий возрастной этап Первый-второй Второй-третий Третий- четвёртый Четвёртый

Продолжительность нагрузки 15-25 мин. 12-30 мин. 1,5-3 мин. 3-15 сек.

Интенсивность от максимальной нагрузки, % 20-50 56-80 90-100 до 105

Обозначения: ЧСС - частота сердечных сокращений; УО2 - объем потребления кислорода (в %

от макс.); ЧД - частота дыхания/мин.

К обучению наиболее сложным элементам, связкам, композициям фитнеса: хореографии, ритмической и креативной гимнастики, спортивнотанцевальному рок-н-роллу можно приступать после того, как будут освоены их базовые элементы.

У детей развитие и воспитание креативности, навыков и умений, мозаики проявления этих качеств формируются поэтапно и органично вписываются в соответствующие разделы классификации всех разновидностей фитнеса. Как показывают опыт и данные исследований, наиболее результативно проходят занятия при поэтапном последовательном включении (в соответствии с возрастными особенностями детей) средств фитнеса и соблюдении основных и специальных педагогических принципов.

На первом этапе (для первой возрастной группы) педагогом решаются задачи по адаптации детей к создаваемой в соответствии с условиями среды и возрастом, адекватной креативной атмосфере и формированию навыков, содержащих элементы театральной педагогики как естественного компонента творческой технологии и выразительности текущих сюжетных и ролевых эпизодов. Воспитание таких навыков по времени совпадает с началом обучения детей базовым элементам стретчинга, хореографии и ритмической гимнастики.

Второй этап (в основном для второй возрастной группы) определяется как адаптированный тренинг разновидностей названых элементов и некоторых программ «креативной гимнастики». Он совпадает с освоением базовых форм, простейших связок стретчинга, хореографии и отдельных (простейших) элементов спортивно-танцевального рок-н-ролла.

Третий этап (третья возрастная группа) большей частью относится к основному разделу обучения в названных разновидностях фитнеса (исключение составляет спортивно-танцевальный рок-н-ролл) и носит во многом адаптивно-творческий характер при активной роли педагога, принимающего участие в эмоциональной, рефлексивной, эстетической и других проявлениях, связанных с креативным содержанием воспитания.

Четвертый этап (для детей третьей-четвертой возрастных групп) определен нами как креативно-адаптированный, основанный на вариативности и импровизации связок и комбинаций ритмопластических и других видов фитнеса. Здесь процессуальная сторона основывается большей частью на самостоятельно принимаемых решениях, импровизации и артистизме. Однако при ненавязчивом, но уверенном участии педагога.

Представленный материал отражает не только последовательность обучения детей музыкально-ритмическим технологиям, но и одновременно актуализирует подготовку специалиста. Создаваемые технологии обозначенного направления формируются в русле обогащенного развития учащихся, в которых предусматривается насыщенное образовательное

содержание, адекватное познавательным интересам детей. В программе предусматривается широкое взаимодействие обучающихся детей с различными сферами культуры: музыкой, хореографией, танцами,

драматургией. При этом делается акцент на создание индивидуальных условий для полного раскрытия возрастных психофизических, духовных и интеллектуальных способностей.

Именно на подготовку специалиста, владеющего современными методиками, технологиями и компетенциями, должна быть направлена модернизация физкультурного образования. Практический опыт и проводимые нами исследования по выявлению эффективности используемых инновационных физкультурно-спортивных средств и фитнес-технологий в образовательных учреждениях позволили сформулировать ряд новых положений, имеющих существенное значение для решения задач по данной проблеме.

Список литературы

1. Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие / под ред. проф. О.П. Панфилова. М.: ВЛАДОС, 2010. 389 с.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: учеб. пособие. М.: Академия, 2009. 480 с.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры, 1995. 190 с.

4. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: ФиС, 1986. 226 с.

5. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики. М.: Федерация аэробики России. 2002. 216 с.

6. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис. ...канд. пед. наук. СПб, 2009.

7. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. М: Терра-спорт, 2001. 520 с.

8. Физкультурно-оздоровительные технологии: монография / под ред. А.А. Горелова, А.В. Лотоненко. М: Изд-во «Еврошкола», 2011. 300 с.

Панфилов Олег Петрович, д-р биол. наук, проф., профессор, РаШ1оу30@,таИ ги, Россия, г. Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., доцент, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., доцент, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Руднева Лидия Викторовна, канд. пед. наук, доц., доцент, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

O.P. Panfilov, V. V.Borisova, T.A. Shestakova, L. V. Rudneva

In the article on the system approach is considered the problem of rehabilitation, physical and psychomotor development of preschool children and Junior schoolchildren. Systematized multiple physical culture and sports, and on the basis of complex physiological and pedagogical analysis, taking into account age of morphological characteristics of the cohort, presents a classification of integrated innovative tools - fitness-technologies.

Keywords: fitness technology, stretching-exercises, sports and dance rock-n-roll, creative gymnastics, rhythmic gymnastics, modes fitness loads, physical training, functional system, the zones of relative difficulty, power supply.

Panfilov Oleg Petrovich, doctor of biological sciences, Professor, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Borisova Vera Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Russia, Tula, Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy,

Shestakova Tatyana Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Russia, Tula, Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy,

Rudneva Lydia Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Russia, Tula, Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy

Получено 14.02.2013 г.

УДК 796.01

МОНИТОРИНГОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Э.М. Попов, Н.С. Березин

Рассмотрены подходы к созданию мониторинговой модели управления физическим воспитанием и разработке содержательных аспектов мониторинга физической подготовленности студента.

Ключевые слова: мониторинг, физическое воспитание, информационные технологии

На современном этапе особое значение приобретает системный подход к организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов с учетом уровня развития их основных адаптационных характеристик, в том числе и физических кондиций, а также адаптации современных информационных технологий к условиям вуза с коррекцией организационно-методических подходов в разработке структуры мониторинга [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.