Научная статья на тему 'ФИНТЕХ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ'

ФИНТЕХ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ФИНТЕХ / РЕГИОН / СИСТЕМЫ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонец В. Г.

Цель. Составить программу исследований в направлении будущих изысканий в сфере цифровой трансформации систем финансовых услуг в регионе с помощью прорывных финтех-инноваций новых участников рынка, которые бросают вызов позициям основных финансовых организаций. Структура/методология/подход. На основе обобщения управленческих проблем, связанных с цифровой трансформацией систем финансовых услуг, разработана программа по научным и управленческим направлениям исследований (НИ), которые сопоставлены с управленческими задачами и их агрегацией на макро-, мезо-и микроуровнях. Для достижения поставленной цели в процессе исследования использованы методы теоретического обобщения и сравнения, общенаучные методы анализа, синтеза. Результат ы. Связывая эмпирически полученные управленческие задачи с существующей литературой, мы определяем программу исследований, которая обеспечивает не только научные, но и управленческие направления исследований (НИ), связанные с финтехом. Перспективные научные исследования связаны со сложностью систем цифровых финансовых услуг (микроуровень), координированием совместного создания ценности с финтехом (мезоуровень) и развитием эластичных инфраструктур, моделей и рынков (макроуровень). Практические последствия. Результаты исследования предоставляют менеджерам финтех-компаний, банковских структур и политикам регионов необходимую основу для сравнительного анализа собственного опыта, связанного с финтехом, что помогает направлять будущие инвестиции и нормативно-правовую базу в этой области, а также расширять предыдущую исследовательскую работу. Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в разработке программы по научным и управленческим направлениям исследований (НИ) финансовых технологий, что способствует обсуждению роли информационных и коммуникационных технологий в обслуживании в целом и цифровой трансформации финансовых услуг в частности. Практическая значимость исследования состоит в том, что с учетом ключевых вопросов, связанных с индивидуальными управленческими проблемами финансовых технологий в регионе, представлена временная матрица перспектив развития региональных финансовых технологий на примере Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антонец В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINTECH: RESEARCH DIRECTIONS TO STUDY THE DIGITAL TRANSFORMATION OF FINANCIAL SERVICE SYSTEMS IN REGION

The purpose of this article is to set out a research program in the digital transformation of financial services systems in region through fintech breakthrough innovations from new market entrants that challenge the position of major financial institutions. Based on the generalization of managerial problems associated with the digital transformation of financial services systems, a program has been developed on scientific and managerial areas of research (SR), which are compared with managerial tasks and their aggregation at the macro-, meso- and micro levels. financial services (micro level), coordinating value cocreation with fintech (meso level), and developing elastic infrastructures, models and markets (macro level). This empirical study contributes to the discussion of the role of information and communication technologies in services in general and the digital transformation of financial services in particular. Taking into account the key research questions related to individual management problems of financial technologies in the region, a temporary matrix of prospects for the development of regional financial technologies is presented on the example of the Donetsk People's Republic.

Текст научной работы на тему «ФИНТЕХ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ»

search (SR), which are compared with managerial tasks and their aggregation at the macro-, meso- and micro levels. financial services (micro level), coordinating value co-creation with fintech (meso level), and developing elastic infrastructures, models and markets (macro level). This empirical study contributes to the discussion of the role of information and communication technologies in services in general and the digital transformation of financial services in particular. Taking into account the key research questions related to individual management problems of financial technologies in the region, a temporary matrix ofprospects for the development of regional financial technologies is presented on the example of the Donetsk People's Republic.

Keywords: digital transformation, fintech, region, financial services systems, financial infrastructure.

Введение

Финтех - новое явление, связанное с цифровой трансформацией финансовых услуг. Тем не менее на сегодняшний день недоступны фактические рекомендации о том, как можно продвигать исследования услуг, связанные с финтехом как с теоретической, так и с управленческой точки зрения. В данной статье сделана попытка решить эту проблему и представить поле 18 направлений научных исследований для развития теории и практики финансовых технологий.

Глобальный финансовый кризис 2008 года значительно снизил доверие клиентов к финансовым услугам и способствовал росту финансовых технологий или фин-тех-предприятий [1]. Предложения финтех бросают вызов нынешнему положению основного банковского обслуживания [2] и варьируются от однорангового (P2P) кредитования [3] до криптовалюты [4] или приложения технологии блокчейн, которые исключают посредников в процессах финансовых услуг [5] и представляют собой рынок объемом 5 млрд долларов только в США [6].

Материалы и методы

Цифровая трансформация финансовых услуг и связанный с этим рост финтеха возможны благодаря информационно-

коммуникационным технологиям (ИКТ). Это повышает доступность ресурсов в сервисных системах, а также их возможность передачи, что приводит к новым технологическим процессам совместного создания стоимости [7]. Учитывая недавние технологические достижения, всеобъемлющее влияние ИКТ на финансовые услуги и более широкое его изучение представляют собой ключевой приоритет в исследовании финансовых услуг [8]. Существующие достижения в данном направлении подверглись критике за то, что они «не смогли дать представление о появляющихся инновациях в области цифровых услуг» в целом, а также понимание финтеха как нового контекста услуг в частности [9]. Этот пробел в знаниях частично связан с тем, что ИКТ исследования в сфере услуг традиционно проводились в отдельных дисциплинах, и это еще больше усугубляется растущей скоростью появления новых прорывных технологий. Следовательно, актуальные для руководства идеи о том, как управлять финтехом, на сегодняшний день недоступны. На этом фоне можно утверждать, что финтех представляет собой уникальную возможность для исследований в области услуг, чтобы внести новые знания о цифровой трансформации финансовых услуг в целом и помочь решить связанные с этим управленческие и социальные проблемы. Кроме того, исследование услуг, посвященное финтеху и цифровому преобразованию систем финансовых услуг, дает уникальную возможность углубить теоретическое понимание роли ИКТ в обслуживании в более широком смысле. Однако фактические рекомендации о том, как проводить теоретические, управленческие и социально значимые исследования услуг, связанных с финтехом, например посредством систематически определяемых исследовательских приоритетов, на сегодняшний день недоступны. Данная работа направлена на устранение этого пробела в знаниях путем определения программы исследований услуг, направленных на изучение цифровой трансформации финансовых услуг.

Результаты

Концептуализация финтеха как нового контекста для науки о финансовых услугах и технологиях развивалась на протяжении десятилетий [10]. Начиная с 1950-х годов банкоматы были введены, чтобы заменить людей-кассиров и обеспечить самообслуживание клиентов в банковской сфере. Кредитные карты в конечном итоге были направлены на устранение необходимости носить с собой наличные деньги, в то время как повсеместное подключение к интернету в конце 1990-х годов привело к круглосуточному онлайн-банкингу, что сделало посещения физических отделений устаревшими для многих клиентов. При этом вычислительный риск управления, аналитика больших данных или электронная торговля акциями были введены для повышения эффективности и результативности сервисных операций.

Последствия глобального финансового кризиса и доступность новых технологий, от криптовалют до блокчейна [11], вызвали новый интерес к финтеху - широкому пересечению информационных технологий и финансов - в нескольких академических кругах, таких как: исследование информационных систем, финансы, маркетинг и промышленный менеджмент.

Тем не менее исследования, непосредственно изучающие роль и влияние новых финансовых технологий на системы обслуживания, отсутствуют, поскольку в большинстве публикаций предпринимались попытки более широкого изучения инноваций в финансовых услугах. Например, Фрейм и Уайт [12] определяют инновации в сфере финансовых услуг, проводя различие между новыми продуктами и услугами, новыми производственными процессами, а также новыми организационными формами. Лернер и Туфано [13] связывают инновации в сфере финансовых услуг с созданием и распространением новых финансовых инструментов, технологий, институтов и рынков, в то время как другие подчеркивали функциональные [14] или исторические [15] направления инноваций в финансовых услугах.

Следовательно, нет четкого и единогласно принятого определения того, что

влечет за собой финтех. Это представляет собой ключевую проблему для исследования услуг, поскольку недвусмысленные определения и четкие концептуальные исследовательские конструкты являются необходимым условием для направления будущей теоретической и эмпирической работы.

Стоит отметить, что финтех - это не новая концепция. Его эволюция происходила в три этапа:

- финтех 1.0 (1866-1967 гг.) - характеризовался появлением телеграфа и современного транспорта, формированием инфраструктуры для финансовой глобализации в мире;

- финтех 2.0 (1967-2008 гг.) - характеризовался введением платежных карт, банкомата и банковских терминалов в массовое обращение; с 1967 по 1987 г. финансовые услуги переходят с аналоговой эры в цифровую;

- финтех 3.0 (2008 г. - настоящее время) - в отличие от предыдущих этапов характерно появление компаний, предоставляющих финансовые услуги (преимущественно банковские) с помощью интернета и мобильных приложений. Учитывая кризис доверия потребителей к классическим финансовым учреждениям, вызванный мировым финансовым кризисом и банкротством крупных банков, финтех-компании получают широкое распространение на денежно-кредитном рынке.

В рамках нашего исследования необходимо прежде всего определиться с терминологическим содержанием основного понятия «финансовые технологии» («финтех»). Во-первых, финтех рассматривается в рамках теории финансов и тесно связан с понятиями финансовых услуг, финансовой системы, финансовой инклюзии, финансовых институтов, финансовой стабильности, финансовых транзакций и цифровых финансов. Во-вторых, финтех является составной частью исследований, посвященных анализу цифровой экономики, характеризующейся категориями цифровой трансформации, е-коммерции, индустрии 4.0, бизнес-моделей, экосистем и цифрового банкинга. В-третьих, финтех тесно свя-

зан с темой использования современных информационно-цифровых технологий, среди которых главными являются блок-чейн, криптовалюты, интернет-вещи, Р2Р-сети, смарт-контракты, искусственный интеллект. Обобщение научных работ свидетельствует о наличии двух подходов к определению категории «финтех» - технологического и институционального.

Подавляющее большинство исследователей рассматривают финтех в контексте используемых технологий (инновационных), что способствует цифровой трансформации финансовой сферы.

Анализ вышеприведенных определений свидетельствует о том, что финтех воспринимается как комбинация различных цифровых технологий, представленных в форме программного обеспечения, которые могут быть использованы для со-

здания новой или существенно улучшенной инновационной услуги или бизнес-модели для применения в сфере предоставление финансовых услуг. Причем финтех может применяться как традиционными финансовыми учреждениями для трансформации собственных бизнес-процессов, так и нефинансовыми компаниями в рамках работы финтех-стартапов или технологических компаний.

Необходимо очертить аналитическую основу для теоретического обоснования и структурирования направлений исследования в сфере финтеха, а также выделить связь между эмпирическими данными (т. е. управленческими проблемами, относящимися к финтеху) и существующей литературой. Представленная структура (рис. 1) объединяет три уровня - макро-, мезо- и микро-.

Макро

Эластичная инфраструктура, модели и рынки Финансовая инфраструктура, модели и рынки

Страхование

Банковское дело

Кредитный союз

Платежное решение

Пенсионный план

Мезо

Микро

Организация совместного создания ценности Финтех для совместного создания ценности

Блокчейн Облачная ч, платформа

Искусственный интеллект

Управление системой обслуживания

Участники

* *

Сервисная фирма А

Сервисная фирма В

Сервисная фирма С

Рисунок 1 - Аналитическая основа для изучения систем цифровых финансовых услуг в регионе

Во-первых, на микроуровне мы рассматриваем способы использования финансовых технологий в качестве инстру-

мента управления сложностью системы обслуживания. Все сервисные системы представляют собой сложные конфигура-

ции людей, информации, организаций и технологий, которые вместе создают ценность. Это особенно актуально для финансовых услуг и финансовых технологий, где процессы совместного создания ценности с помощью новых технологий формируют новый опыт клиентов, объединяя цифровые, физические и социальные сферы. Проблема сложности системы становится особенно актуальной, поскольку действующие участники отрасли, такие как банки или страховые компании, стремятся улучшить свои ценностные предложения с помощью технологий, которые, в свою очередь, могут еще больше усложнить задачи. Например, известный в отрасли ANZ Bank (Австралия) отреагировал на появление новых финтех-платформ, позволяющих миллениалам стать инвесторами в недвижимость на микроуровне (например, путем покупки небольшого процента существующего физического жилья), приобретая этих новых участников рынка в попытке снизить интенсивность своей конкурентной среды. Другие технологические достижения, используемые для управления сложностью системы, включают сбор данных для эффективного принятия решений

[16] или автоматическую оценку кредитоспособности потенциального клиента, мощностей или автоматизированной покупки и продажи запасов.

Во-вторых, на мезоуровне мы исследуем организацию совместного создания ценности через призму конфигурации ресурсов. Роль организаторов сервисов (обычно людей) можно отличить от практики формирования сервисов, которая может выполняться с помощью технологий

[17]. Таким образом, концепция организации услуг напоминает сетевое формирование, которое определяется как процесс сборки и управления межорганизационной сетью для достижения коллективной цели, где легитимность различных ролей устанавливается только после ее принятия другими членами сети. Поскольку действующие лица в сфере финансовых услуг стремятся улучшить свои ценностные предложения с помощью финтеха, вопросы координации процессов совместного создания

ценности с клиентами и между ними становятся актуальными. Это особенно верно, поскольку новые финтех-решения, такие как криптовалюты или финансовое программное обеспечение для планирования, появляются в контексте В2С, тогда как краудфандинг, роботы или автоматическое обнаружение мошенничества появляются в контексте В2В. Таким образом, организация сервисов отвечает на возросшую сложность сервисных операций, облегчая интеграцию ресурсов и тем самым поощряя совместное творчество между другими взаимозависимыми участниками.

В-третьих, на макроуровне мы рассматриваем потребность в гибкой инфраструктуре и рыночных условиях, которые облегчают и поддерживают финтех, особенно их появление в инкубаторах и стар-тапах. Эластичность описывает степень взаимозависимости, взаимозаменяемости и гибкости отношений между субъектами и ресурсами в рамках систем обслуживания. Эластичность представляет собой критическую способность, когда управление сервисными экосистемами, целью которых является оптимизация экосистемы в целом, а не оптимизация отдельных процессов и подсистем. Таким образом, финтех-платформы, основанные на интеллектуальных устройствах, гибридных вычислениях и адаптивных, автономных и интеллектуальных системах, можно рассматривать как среду для совместного создания ценности, где традиционные границы между компьютерами, людьми и вещами становятся все более размытыми. Эластичность можно рассматривать с точки зрения трех основных параметров: эластичность ресурсов, эластичность затрат и эластичность качества. Эластичность ресурсов касается процессов, используемых для распределения человеческих и вычислительных ресурсов для достижения желаемых потребностей. Эластичность затрат касается компромисса между затратами и эффективностью. Эластичность качества касается решений, которые способствуют эффективности экосистемы с учетом имеющихся ресурсов.

Далее мы применим нашу аналитическую основу к управленческим задачам, связанным с финтехом и цифровым преобразованием финансовых услуг. Сравнивая эти управленческие проблемы с возникающими приоритетами исследования услуг можно определить тенденции исследова-

ний услуг, направленных на решение ключевых проблем, связанных с финтехом. В таблице 1 представлен обзор направлений исследований (НИ) для улучшения ценностного предложения действующих в отрасли субъектов.

Таблица 1 - Направления исследований (НИ), сопоставленные с управленческими задачами _и агрегацией на макро-, мезо- и микроуровнях_

Управленческий вызов Уровни агрегации

Управление системой цифровых финансовых услуг в регионе Организация совместного создания ценности с финтехом Разработка гибкой инфраструктуры в регионе, моделей и рынков

Улучшение ценностного предложения действующих в регионе компаний с помощью финтеха НИ 1: понимание клиентов с помощью доступных финансовых данных НИ 2: понимание открытых данных для совместного создания ценности НИ 3: понимание меняющейся роли традиционных финансовых посредников

Правление операциями платформы P2P финтеха НИ 4: интеграция муль-типлатформенных сервисов НИ 5: совершенствование организации платформ НИ 6: изучение платформ и рынков в конкретных странах

Разработка новых фин-тех-решений B2C НИ 7: управление качеством цифровых финансовых услуг НИ 8: понимание новых конфигураций ресурсов, создающих ценность НИ 9: понимание гибридных бизнес-моделей финтеха

Управление распространением криптовалют НИ 10: содействие совместному созданию ценности без посредников НИ 11: понимание совместного создания стоимости с криптовалютами НИ 12: криптовалюта как эластичная инфраструктура финансовых услуг

Регулирование финтеха для ограничения или содействия инновациям в регионе НИ 13: регулирование процессов совместного создания ценности без посредников НИ 14: регулирование финансовых организаций в регионе НИ 15: управление дерегулированием финансовых систем

Управление финтех-инкубаторами и старта-пами в регионе НИ 16: разработка кли-ентоориентированных финтех-сервисов НИ 17: проектирование сообществ практиков в регионе НИ 18: разработка систем поддержки малого и среднего бизнеса

Отраслевые действующие лица, такие как банки, страховые компании или кредитные союзы, пытаются изменить свои традиционные финансовые услуги с помощью технологий в ответ на новые прорывные предложения финтеха. Однако высокая скорость технического прогресса и устоявшиеся организационные структуры усложняют эту задачу, тем самым открывая широкие возможности для исследований.

НИ 1: понимание клиентов с помощью доступных финансовых данных. Огромные объемы и различные виды данных собираются от отдельных клиентов и

становятся ключевой переменной в цифровых системах финансовых услуг. Распространение большого объема информации привело к появлению финансовых услуг, в которых использование данных и искусственный интеллект открывают значительные новые возможности для создания ценности, например страхование на основе данных и автоматическая торговля. Тем не менее, несмотря на широкое применение на практике, научное понимание расширенного значения финансовых услуг в значительной степени ограничено. Предыдущие исследования, связанные с

использованием данных о клиентах, в основном были сосредоточены на выявлении поведенческих моделей или рекомендуемых товаров, при этом мало или совсем не уделялось внимания активному пониманию финансовых предпочтений, потребностей потребителей и общему финансовому благополучию. Такое понимание потребует интеграции данных об опыте предоставления финансовых услуг и структурах расходов. Будущие исследования, связанные с финансовым благополучием клиентов, могли бы выиграть от понимания других контекстов услуг, таких как гостиничный бизнес и здравоохранение, которые, как правило, подразумевают человеческое благополучие, а не мотивы прибыли организации. Таким образом, возникают новые вопросы, связанные с этическими последствиями анализа данных, которые до сих пор не были должным образом рассмотрены в исследованиях услуг.

НИ 2: понимание открытых данных для совместного создания ценности. Неопределенности, возникающие в результате новых взаимодействий вещей, сетевых элементов, облачных ресурсов, а также людей, создают проблемы для сложных систем обслуживания финтеха. Чтобы улучшить управление в этом контексте, был введен декларативный язык политики, чтобы упростить разработку правил для контроля неопределенности. Ключевым требованием для реализации этой возможности является соглашение о стандартах открытых данных, лежащих в основе инициатив открытого банкинга, которые предоставят финансовым учреждениям доступ к еще большему количеству источников данных о клиентах. Тем не менее как для финтех-платформ, так и для действующих компаний ограниченные и недоступные данные являются ключевым препятствием для разработки новых предложений, инноваций в сфере услуг и новых подходов к совместному созданию ценности. Помимо вопроса о доступе, необходимы будущие исследования для разработки общепринятой онтологии формата данных финтеха, чтобы обеспечить беспрепятственную передачу информации

между людьми и вещами через институциональные и национальные границы. Технологии блокчейна, по-видимому, обеспечивают очень многообещающее направление исследований в этом отношении, поскольку технология предоставляет возможность обеспечить целостность данных, ограничивая при этом личную заинтересованность и возможность сдерживания институционального и государственного вмешательства.

НИ 3: понимание меняющейся роли традиционных финансовых посредников. Необходимо управлять надежностью, безопасностью и конфиденциальностью взаимодействия внутри систем, поскольку роли и границы финансовых посредников меняются в связи с развитием технологий. Необходимость управления финансовой безопасностью и рисками может привести к неэффективным операциям обслуживания и ненужным транзакционным издержкам, хотя новые технологии, такие как блокчейн, могут их уменьшить. Технология тем самым повышает эффективность систем обслуживания, обеспечивая прямое и безопасное взаимодействие между его участниками за счет устранения традиционных посредников. Блокчейн может существенно снизить сложность и неэффективность систем обслуживания и резко изменить ландшафт финтех-услуг. Однако в новом контексте совместного создания ценности Р2Р, обеспечиваемого блокчейном, возникает важный ключевой вопрос: какое место в будущем финтеха занимает традиционная фирма, предоставляющая финансовые услуги, и традиционный аккредитованный посредник? Традиционно в несвязанных сетях с централизованными посредниками (например банками) клиенты зависели от экономической деятельности и роли фирм. Таким образом, улучшение деятельности фирм имеет большое значение для повышения эффективности и конкурентных преимуществ. Однако, по мере того как финтех способствует появлению подключенных децентрализованных систем обслуживания, преимущества такой операционной зависимости уменьшаются, что поднимает вопрос о том, как действующие лица могут способ-

ствовать совместному созданию стоимости без операций.

Новые финансовые услуги P2P направлены на то, чтобы лучше связать экономические субъекты. Современные платформы P2P финтеха реализуют ценностные предложения, начиная от кредитования и заканчивая инвестициями в недвижимость, страхованием, и в более широком смысле связаны с экономикой совместного использования. Это порождает ряд новых проблем и возможностей для исследований.

НИ 4: интеграция мультиплатфор-менных сервисов. Управление операциями сервисных систем требует от пользователей понимания потребностей множества заинтересованных сторон, даже если их потребности трудно смоделировать и изучить. Сложность систем цифровых финансовых услуг, в частности, отражается на физических, информационных и межличностных взаимодействиях между людьми, организациями и технологиями. В этом отношении интеграция ресурсов и обмен ресурсами не всегда ограничиваются одной платформой, а требуют эффективной интеграции нескольких физических и виртуальных платформ, которые в совокупности образуют форму экосистемы взаимодействия. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить и понять роль различных архетипов платформ и, в частности, совместно созданную ценность как отдельный результат в сложных экосистемах услуг. В конечном счете такая работа может помочь улучшить процессы проектирования услуг, а также расширить понимание процессов совместного создания ценности с помощью технологий, в то время когда организации без какого-либо банковского прошлого (например Apple) переходят в сферу финансовых услуг.

НИ 5: совершенствование организации платформ. Совместное создание ценности в системах цифровых финансовых услуг в контексте P2P характеризуется многоуровневым, многоагентным и междисциплинарным характером таких взаимодействий. Кроме того, любая деятельность по совместному созданию ценности между субъектами, использующими плат-

формы Р2Р, должна быть организована фирмой или владельцем платформы. В этом контексте бизнес-маркетинг и организационные исследования обычно относятся к организационным заинтересованным сторонам (ведущим фирмам, центральным фирмам и т.д.) при обсуждении организационной деятельности.

Исследования по организации преднамеренно созданных сетей (например платформ финтеха) предполагают, что фирма способна целенаправленно влиять и управлять взаимодействиями внутри сети, то есть организовывать совместное создание ценности взаимодействиями других участников посредством преднамеренной деятельности.

НИ 6: изучение платформ и рынков в конкретных странах. Финансовые услуги по своей сути зависят от контекста. Основным фактором, влияющим на существующие и будущие ценностные предложения, является нормативно-правовая и культурная среда, в которой предоставляется услуга. Поэтому необходимо проводить сравнения между странами и углубленные тематические исследования в различных культурных и нормативных средах. Такие исследования могут помочь правительствам управлять процессами изменений, разрабатывать новые нормативно-правовые базы и обеспечивать успешный выход на зарубежные рынки. Например, разработка правил для криптовалют и искусственного интеллекта является важным и противоречивым вопросом, поскольку отдельные страны приняли совершенно разные подходы. Например, некоторые европейские страны открыты для криптовалют, правительство Южной Кореи занимает консервативную позицию.

Новые финансовые услуги в контексте В2С включают, например, решения для мобильных платежей или услуги по пенсионному планированию. Конкуренция с традиционными игроками является сложной для новых участников рынка не только из-за большого их числа, но и из-за инертности клиентов. Этот управленческий набор задач представляет собой перспективное направление исследования услуг.

НИ 7: управление качеством и опытом цифровых финансовых услуг. Поиск способов улучшить качество обслуживания и качество обслуживания клиентов остается одним из важнейших приоритетов исследований в сфере услуг, особенно в области финансовых услуг, где было показано, что восприятие качества влияет на имидж. В различных исследованиях рассматривались вопросы качества нескольких видов услуг, как правило, путем сравнения ожиданий клиентов с восприятием результатов и реальным опытом. Однако, несмотря на быстро меняющийся контекст систем цифровых финансовых услуг, информация, связанная с качеством цифровых финансовых услуг, основана либо на финтехе, либо на традиционных услугах, улучшенных с помощью технологий, что встречается редко. Например, необходимы дополнительные исследования для изучения восприятия клиентами новых технологий, таких как криптовалюта. Это же касается и приложений финтеха в электронной коммерции, таких как решения для мобильных платежей.

НИ 8: понимание новых конфигураций ресурсов, создающих ценность. Существует необходимость будущих исследований, чтобы понять, как субъекты финансового рынка уравновешивают свои личные интересы с потребностями других субъектов и, что важно, как они используют ресурсы, предоставляемые экосистемой цифровых финансовых услуг. Примерами субъектов могут быть традиционные банки, стартапы, государственные учреждения, корпоративные клиенты и индивидуальные потребители [18]. Примеры ресурсов могут включать в себя большие наборы финансовых данных из различных источников, системы сбора и управления данными, искусственный интеллект для данных, аналитика и создание сервисного контента, телекоммуникационные сети и прикладные системы для доставки сервисного контента. Другой важный вопрос, который необходимо понять, заключается в том, как многочисленные формы и механизмы конфигурации возникают и используются. Таким образом, будущие исследования услуг должны учи-

тывать, как платформы финтеха способствуют удовлетворенности клиентов и их вовлечению в совместное создание стоимости с использованием новых доступных финансовых данных, тем самым способствуя операционной эффективности и производительности компаний, предоставляющих финансовые услуги.

НИ 9: понимание гибридных бизнес-моделей. Системы цифровых финансовых услуг представляют собой киберфизиче-ские системы. Были попытки подчеркнуть необходимость выйти за рамки представления о человеческих вычислениях, когда люди придумывают и управляют машинами для управления результатами. В то время как люди определяют правила и нормы в подключенных финтех-системах сегодня, в будущем различные уровни взаимодействия между участниками, а также правила и законы их взаимодействия, вероятно, будут управляться и контролироваться машинами, таким образом реализуя новую и неожиданную ценность. В этом смысле финтех позволяет создавать новые ценностные предложения за счет гибкой реконфигурации существующих ресурсов. В конечном итоге мы ожидаем, что это приведет к появлению новых бизнес-моделей, которые будут использовать не только традиционные участники рынка, но и стартапы финтеха на существующих и совершенно новых рынках финансовых услуг. Например, в то время как банки традиционно сосредотачивались на предоставлении кредитов, сберегательных счетов или ипотечных кредитов, сборы за обработку транзакций выросли и стали составлять все более важную часть их модели доходов. Необходимы дальнейшие исследования для изучения новых бизнес-моделей, которые в меньшей степени зависят от транзакционных издержек, поскольку маловероятно, что они останутся в сфере финансовых услуг в будущем. Также существуют возможности для новых социально ориентированных бизнес-моделей, в которых новые технологии используются в качестве инструментов для большей демократизации финансовых услуг.

НИ 10: содействие совместному созданию стоимости без посредников. Традиционные финансовые услуги, такие как страхование, банки или кредитные союзы, работали в ранее беспрецедентной рыночной среде. Однако эволюция финтеха ставит под сомнение их нынешнюю роль как посредника. Сегодня криптовалюты и блокчейн-технологии могут сделать банки, страховые компании и кредитные союзы как институциональные посредники устаревшими и вообще убрать их с рынка. Биткоин - самая известная криптовалюта сегодня. Его изобретатель Сатоши Нака-мото стремился бросить вызов финансовым учреждениям, заявив о необходимости электронной платежной системы, основанной на криптографическом доказательстве, а не на доверии, позволяющей любым двум желающим сторонам совершать сделки друг с другом напрямую без необходимости присутствия третьего лица. Криптовалюты и технологии блокчейн обеспечивают прямое и безопасное взаимодействие между коллегами в системах финансовых услуг, что меняет контекст взаимодействий по созданию ценности, роли участников в них, их восприятие этих процессов (т.е. взаимодействие с брендом) и тем самым предоставляет широкие возможности для исследования услуг для переоценки основополагающих предпосылок совместного создания ценности путем изучения моделей интеграции ресурсов и обмена ресурсами в системах обслуживания. В этом контексте существуют новые возможности для исследования рынков Р2Р для криптовалют или пересечения краудфандинга - предшественника систем без посредников - и криптовалют.

НИ 11: понимание совместного создания стоимости с криптовалютами. Несмотря на недавний рост популярности биткоина, важный вопрос о том, как участники совместно создают стоимость в сервисных системах с поддержкой крипто-валюты, остается без ответа. Ранние работы Бека и Мюллер-Блоха (МиПег-В1оЛ, 2017) предоставили информацию на основе тематического исследования о действующих в отрасли компаниях, но роль кли-

ентов как создателей ценности в системах обслуживания с поддержкой криптовалюты на сегодняшний день остается совершенно неизученной областью. Это фундаментальная проблема, поскольку понимание ролей клиентов считается необходимой предпосылкой при попытке более широко изучить процессы цифровой трансформации. Будущие исследования могли бы ответить на этот вопрос, используя логику доминирования услуг (например, Vargo and Lusch, 2008), которая дает объяснение факторов, определяющих совместное создание ценности для клиентов в финансовых услугах, связанных с крипто-валютами, которые минимизируют и изменяют роль традиционных посредников. Будущие исследования должны в равной степени изучить трансформационные факторы криптовалют для платформ Fintech и действующих в отрасли компаний. Потенциальные области интересов включают разработку новых ценностных предложений, инноваций в сфере услуг или вызовов, с которыми действующие лица отрасли сталкиваются в связи с криптовалютами (Tana et al., 2019). В этом контексте ключевой вопрос для исследования будет заключаться в том, как криптовалюты влияют на посредническую роль, которую в настоящее время выполняют многие поставщики финансовых услуг. Будет важно понять, представляют ли новые услуги с поддержкой криптовалюты достаточную замену для сохранения текущих позиций на рынке или же необходимы совершенно новые ценностные предложения.

НИ 12: криптовалюты как эластичная инфраструктура финансовых услуг. Физические валюты, выпущенные правительствами или другими политическими правителями, обеспечивали экономический обмен на протяжении тысячелетий. Появление криптовалют изменило эту парадигму, устранив необходимость в любом правительстве или другом централизованном посреднике, выступающем в качестве гаранта доверия и стабильности. Таким образом, для нового контекста будущих цифровых финансовых услуг критически важным является получение знаний о том, как крипто-

валюты функционируют в качестве эластичной инфраструктуры финансовых услуг. Во-первых, в будущих исследованиях может быть рассмотрено, как криптова-люты преодолевают ограничения физических и цифровых валют. Здесь будущие исследования должны быть направлены на предоставление управленческой информации, связанной с внедрением, использованием и возможным преобразованием систем финансовых услуг. Это включает в себя ответы на вопросы, начиная от доверия к криптовалютам, вариантов использования, их масштабов экономического обмена и заканчивая разработкой новых сервисных инноваций, которые способствуют эластичности ресурсов, затрат и качества.

Направления исследований по регулированию Fintech и управлению инновациями. Финансовые правила различаются в разных странах, особенно в том, что касается новых технологий. Все финансовые учреждения должны иметь возможность справляться с определенной степенью неопределенности в рамках местной или глобальной нормативно-правовой базы. Однако разработка соответствующих правил финтеха является сложной задачей, особенно потому, что регулирующие органы, как правило, не поспевают за технологическими разработками. Этот регулятивный вакуум затрудняет внедрение инноваций и обеспечение рыночных показателей. Поэтому необходимы дальнейшие исследования для решения этой проблемы.

НИ 13: регулирование процессов совместного создания ценности без посредников. Регулирование особенно необходимо в сфере финансовых услуг из-за ее важности для экономики. Любое регулирование в первую очередь зависит от конкретного контекста страны. Однако все финансовые правила неизбежно являются неполными и должны изменяться всякий раз, когда появляются новые технологии и парадигмы. В частности, наши выводы показывают, что действующие правила неадекватно учитывают последние технологические достижения, связанные с финтехом. Таким образом, любые усилия по инновациям в сфере услуг сдерживаются медленными темпами измене-

ний в законодательстве. Это требует, чтобы фирмы, предоставляющие финансовые услуги, и стартапы придерживались устаревших правил, основанных на исторических представлениях о финансовых рынках и обмене. Поэтому необходимы новые правила для предотвращения непредвиденных проблем и содействия инновациям в сфере финансовых услуг. Поэтому изучение и разработка правил, связанных с финтехом, должны быть ключевым приоритетом для исследования услуг.

НИ 14: регулирование финансовых организаций в регионе. Стоимость использования знаний и ресурсов увеличивается по мере роста систем обслуживания. Следовательно, необходимы более эффективные процессы для обеспечения открытости и прозрачности при обмене информацией, а также при управлении согласованностью и координацией участников системы. Такая координация может быть облегчена через институциональные процессы и официальные соглашения, однако в некоторых случаях может потребоваться вмешательство регулирующих органов. Это особенно верно, когда стимулы одних участников диаметрально противоположны потребностям других (т.е. интерес к прибыли банков против финансового благополучия клиентов). И хотя значительное внимание уделялось чрезмерному регулированию традиционных финансовых учреждений по отношению к новым фин-тех-стартапам, необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять как необходимость регулирования финтех-платформ, так и то, как регулирование облегчает и препятствует ценности, а также инновациям в сфере финансовых услуг.

НИ 15: управление дерегулированием систем финансовых услуг. Проектирование и управление сложными сервисными системами финтеха требуют новых моделей управления, поскольку роли компьютеров, людей и вещей изменчивы и теперь могут лучше отражать особенности и возможности различных элементов сети. На этом фоне сами технологии могут привести к дальнейшему дерегулированию рынков финансовых услуг, поскольку спо-

собность технологий регулировать сложное взаимодействие между субъектами снижает потребность в регулятивном вмешательстве со стороны государственных органов. Ключевой задачей будущих исследований цифровых финансовых услуг является продвижение разработки правил работы и безопасности сервисных систем финтеха, чтобы гарантировать, что они не подвержены манипулированию правилами и регуляторными достижениями, которые диаметрально противоположны демократизации финансовых услуг.

Направления исследований для управления финтех-инкубаторами и стартапа-ми. Финтех-стартапы работают в быстро меняющемся контексте. Однако неопределенность возникает из-за быстрого развития новых технологий и консервативного развития правил. Это больше влияет на новых участников рынка, чем на действующих в отрасли. Необходимы новые подходы для стимулирования инкубации и поддержки финтех-стартапов, особенно с учетом уникальных условий разных стран и регионов.

НИ 16: разработка клиентоориентиро-ванных финтех-сервисов. Распространение новых финтех-предприятий, направленных на улучшение благосостояния людей, иллюстрирует потенциал и необходимость формирования новых систем услуг. Это делается путем принятия ориентированной на человека точки зрения для понимания клиентов, контекста и социальных практик, а также взаимодействия с клиентами и опыта. Однако отсутствуют новые знания о дизайне услуг, связанных с финтехом. Уникальная природа дизайна услуг изучалась в конкретных контекстах услуг, таких как услуги с интенсивным использованием информации, услуги с поддержкой ИТ, интеллектуальные системы обслуживания, услуги, ориентированные на получение опыта, или профилактические услуги. И хотя все эти исследования могут служить отправной точкой при разработке цифровых финансовых услуг, определенные проблемы, связанные с финтехом, такие как новые бизнес-модели, неудачные финтех-предприятия, потребительская ценность или лояльность клиентов, заслуживают дальней-

шего изучения, особенно в том, что касается разработки нового клиентского опыта.

НИ 17: проектирование сообществ практиков в регионе. Финтех-компании, такие как PayPal и Finastra, уже разработали новые ценностные предложения и усовершенствовали существующие финансовые услуги с помощью технологий. Кроме того, появляются новые стартапы, такие как Lendingclub.com, которые продолжают развивать финансовые услуги. Тем не менее выживание и рост стартапов в сфере финтеха сложнее, чем когда-либо, из-за неопределенностей, связанных с технологиями, и чрезмерно консервативного подхода регулирующих органов. При столкновении с этой постоянно растущей сложностью координации необходимость сотрудничества фирм и клиентов при разработке и продвижении инновационных финансовых услуг станет более важной. Одной из коллективных основ может быть формирование сообществ практиков. Предыдущие исследования корпоративных и потребительских сетей показывают, что создание таких сетей может снизить сложность согласования и способствовать к инновациям. Будущие исследования, посвященные изучению сетей в контексте цифровых финансовых услуг, могут способствовать лучшему пониманию совместного создания ценности, но, что более важно, развитию целых новых систем финансовых услуг.

НИ 18: разработка систем поддержки малого и среднего бизнеса. Инновации финтеха, появившиеся в последние годы, в основном были созданы стартапами и новыми участниками рынка. Чтобы продвигать инновационные результаты, связанные с финансовыми услугами для общества в более широком смысле, необходимы будущие исследования, чтобы лучше понять конкретные потребности финтех-стартапов, движущие силы эффективной инкубации для этих новых услуг и рыночные условия, которые приводят к росту. Например, можно исследовать системы государственной поддержки малых и средних финтех-предприятий. Учитывая экономический аспект, правительства играют важную роль в управлении финансовой отраслью и в обеспечении условий, которые одновременно поощряют и защи-

щают начинающие фирмы, стремящиеся В таблице 2 обобщены основные во-

закрепиться на устоявшихся рынках или да- просы исследования, связанные с исполь-

же создать новые рынки, как это имеет ме- зованием финансовых технологий.

сто во многих странах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 - Ключевые вопросы исследования, связанные с индивидуальными

управленческими проблемами финансовых технологий в регионе

Управленческие проблемы Ключевые вопросы исследования

Улучшение ценностного предложения действующих в отрасли компаний с помощью финтеха Как и в какой степени ценностные предложения действующих компаний, таких как страховые компании, банки или кредитные союзы, меняются в ответ на финтех? Как их можно улучшить, чтобы сохранить конкурентоспособность? Как можно использовать аналитику данных для понимания финансовых предпочтений, потребностей и благополучия клиентов? Как эти идеи могут быть преобразованы в сервисные инновации и новый опыт обслуживания? Какая онтология данных полезна для финтеха и новых подходов к совместному творчеству сегодня? Как традиционные посредники в сфере финансовых услуг должны реагировать на новые децентрализованные блокчейн-решения?

Управление операциями P2P Fintech Как платформы P2P Fintech развиваются и облегчают совместное создание ценности? Как управлять этими процессами? Как компании могут эффективно интегрировать несколько физических и виртуальных платформ в экосистемы взаимодействия для обмена ресурсами и совместного создания ценности? Каковы последствия политики финтеха в различных культурных и нормативных средах для операционной эффективности?

Разработка новых финтех-решений B2C Каким образом финтех-решения для мобильных платежей, управления активами или пенсионного планирования должны улучшать качество обслуживания? Как мы можем измерять и управлять качеством новых цифровых финансовых услуг, таких как электронная коммерция и платежи на основе ИИ? Как акторы (например банки и отдельные потребители) реконфигурируют ресурсы (например большие финансовые данные и ИИ), предоставляемые системами цифровых финансовых услуг? Как развиваются новые бизнес-модели на основе фин-теха в отношении транзакционных издержек и социальной интеграции? Как их следует развивать для демократизации финансовых услуг?

Управление распространением криптовалют Как развиваются разные криптовалюты? Как следует управлять их распространением? Развиваются ли модели интеграции ресурсов и обмена ресурсами с криптовалютами, которые больше не полагаются на посредников? Как крипто-валюты бросают вызов ролям традиционных посредников, таких как страховые компании, банки или кредитные союзы? Какова роль клиентов как со-создателей стоимости в сервисных системах с поддержкой криптовалюты? Как необходимо разрабатывать новые ценностные предложения и инновации в сфере услуг в контексте криптовалют? Преодолевают ли криптовалюты ограничения физических и цифровых валют и функционируют ли они как действительно эластичная инфраструктура финансовых услуг, бросая вызов правительствам или другим политическим правителям, которые ранее обеспечивали экономический обмен? Если да, то как эти процессы возникают и воплощаются?

Регулирование финтеха для ограничения или содействия инновациям Должны ли, как и в какой степени правительства регулировать финтех? Как регулирование может предотвратить неожиданные проблемы, одновременно способствуя инновациям в сфере финансовых услуг? Как правительствам следует регулировать использование новых технологий (например аналитики данных) действующими финансовыми структурами? Должны ли правительства регулировать технологии, которые могли бы демократизировать системы финансовых услуг?

Управление фин-тех-инкубаторами и стартапами Как финтех-стартапы растут и разрушают рынки финансовых услуг? Как фирмы могут разрабатывать ориентированные на клиента услуги финтеха? Как мы можем использовать и развивать общественные сети цифровых финансовых услуг, чтобы продвигать инновации? Каковы конкретные потребности финтех-стартапов и как

правительства должны поддерживать фиитех для продвижения инновационных результатов, связанных с финансовыми услугами для общества в целом?_

В настоящее время разные правительства пытаются использовать разные стратегии и пути для инкубации малых и средних финтех-предприятий и инноваций в финансовой отрасли регионов. Тематические исследования по этим проектам смогут заполнить текущий пробел в исследованиях путем разработки эталонных моделей для определения ключевых факторов успеха для инкубации и инноваций в регионах.

Обсуждение

На данном этапе развития Донецкой Народной Республики финансовая система продолжает формироваться, определяя перспективные направления и задачи для по-

вышения эффективности финансовых отношений. Острой проблемой является выявление регионального потенциала, применение эффективных финансовых инструментов и финансовых технологий для использования такого потенциала, максимизация экономического эффекта и соответствие региональным социально-экономическим потребностям, что, как ожидается, приведет к устойчивому развитию региона.

Таким образом, можно представить обобщающую временную матрицу перспектив развития финансовых технологий в Донецкой Народной Республике на период 2023-2026 гг. (табл. 3).

Таблица 3 - Временная матрица перспектив развития финансовых технологий

в Донецкой Народной Республике на период 2023-2026 гг.

2023-2024 2024-2025 2025-2026

Определение и постановка проблемы финансовой грамотЩ ности среди населения региона Формирование институциональных основ развития финансовых технологий Создание правовых условий для поддержки развития фи-Ш нансовых технологий Обсуждение и первые шаги.— использования финансовых технологий Появление спроса на персо- щ нальный финансовый менеджмент Продвижение онлайн-уроков ) финансовой грамотности среди учебных заведений по различным информационным каналам Предоставление консультаци-к онных услуг по организации у стартап-проектов Адаптация законодательства к / потребностям финансовых С технологий в регионе \ Постепенное развитие рынка ' финтеха в регионе С ^ Привлечение международных^ финтех-компаний в сфере финансового менеджмента Открытие отдельных организа- _кций, которые проводят повыше - у ние финансовой грамотности Создание единого контактного _кцентра, осуществляющего кон- ¡^льтации стартап-проектов и заинтересованных лиц по вопросам регламентации деятельности, связанной с применением финансовых технологий Обеспечение информационной -/безопасности финансовых технологий для всех субъектов отношений в регионе Реализация финтех-стартапов в регионе Появление финтех-компаний в сфере финансового менеджмента в регионе

Реализация стратегии формирования финансового механизма регионального развития основана на комплексном подходе и должна учитывать финансовые воз-

можности территории, предусматривать альтернативное развитие финансовой системы в зависимости от уровня финансового механизма, чтобы удовлетворить по-

требности и гарантировать гармоничное развитие всех регионов.

Заключение

Таким образом, связывая наши эмпирически полученные управленческие задачи с существующей литературой, мы определяем программу исследований, которая обеспечивает не только научные, но и управленческие направления исследований (НИ), связанные с финтехом. В частности, в программе рассматриваются ключевые вопросы, в том числе сложность систем цифровых финансовых услуг (микроуровень), координация совместного создания стоимости с финтехом (мезоуровень) и разработка эластичной инфраструктуры, моделей и рынков (макроуровень) на трех различных уровнях абстракции. Таким образом, мы предоставляем менеджерам и политикам регионов необходимую основу для сравнительного анализа собственного опыта, связанного с финтехом, что помогает направлять будущие инвестиции и нормативно-правовую базу в этой области, а также расширять предыдущую исследовательскую работу.

Финтех представляет собой новую область интереса для науки об услугах. Тем не менее дисциплинарная разрозненность, неоднозначные определения, теоретическая работа и разрыв между текущими исследованиями, связанными с финтехом и управленческой практикой, привели к вакууму знаний. Несмотря на сложность, мы рассматриваем эту ситуацию как уникальную возможность для исследования услуг, чтобы внести свой вклад в общественное понимание действительно прорывного технологического явления, а также в развитие теоретических знаний в региональной финансовой сфере. Настоящая работа направлена на решение уникальной задачи стимулирования теоретических и управленческих релевантных исследований путем принятия исследовательской философии, основанной на использовании финте-ха в регионе. Таким образом, мы воспринимаем наше исследование не как конец, а скорее как отправную точку для нового направления исследований, которое расширяет знания о финансовых технологиях

и цифровой трансформации систем финансовых услуг в регионе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Muzellec L., Ronteau S. and Lambkin M. Two-sided internet platforms: a business model lifecycle perspective // Industrial Marketing Management. - 2017. - Vol. 45. -№ 4. - Р. 139-150.

2. Zhang B., Baeck P., Ziegler T., Bone J. and Garvey K. The 2015 UK alternative finance industry report. - 2016. - Available at: www.jbs.cam.ac.uk/fileadmin/user_ upload/research/centres/alternative-finance/ downloads/2015-uk-alternative-finance-industry-report.pdf

3. Pena M.V.T., Breidbach C.F. and Turpin A. Self-organizing service ecosystems: exploring a new concept for service science // Proceedings of the Australasian Conference on Information Systems. - Sydney, 2018, December 3-5.

4. Филиппов Д.И. Финансовые инновации в условиях развития цифровой экономики // Креативная экономика. - 2019. -Т. 13. - № 8 - С. 135-145.

5. Булыга Р.П., Сафонова И.В. Технология блокчейн как инструмент повышения информационной прозрачности экосистемы бизнеса // Учет. Анализ. Аудит = Accounting. Analysis. Auditing. - 2021. - № 8 (4):6-17. - DOI: 10.26794/2408-9303 -2021 -8-4-6-17.

6. Zavolokina L., Dolata M. and Schwabe G. Fintech - what's in a name? // 37th International Conference on Information Systems. - Dublin, 2016, December 11-14.

7. Семеног А.Ю., Кривич Я.М., Ци-рулик С.В. FinTech-услуги: сущность, роль и значение для экономики страны // Вестник Одесского Национального университета. Серия: Экономика. - 2018. - Т. 23. -Вып. 2. - С. 100-105.

8. Седых И.А. Рынок инновационных финансовых технологий и сервисов / Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Институт «Центр развития», 2019. - 76 с.

9. Breidbach C.F., Brodie R.J. Engagement platforms in the sharing economy: conceptual foundations and research directions // Journal of Service

Theory and Practice. - 2017. - Vol. 27. -№ 4. - Р. 761-777.

10. Arner D.W., Barberis J. and Buckley R.P. The evolution of Fintech: a new postcrisis paradigm // Georgetown Journal of International Law. - 2016. - Vol. 47. - № 4. -Р. 1345-1393.

11. Nofer M., Gomber P., Hinz O., Schiereck D. Blockchain // Business & Information Systems Engineering. - 2017. -Vol. 59. - № 3. - Р. 183-187.

12. Frame W.S., White L.J. Technological change, financial innovation, and diffusion in banking // The Oxford Handbook of Banking / A.N. Berger, P. Molyneux, J.O.S. Wilson (Eds). - Oxford: Oxford University Press, 2014. - Р. 271.

13. Lerner J., Tufano P. The consequences of financial innovation: a counterfac-tual research agenda // Annual Review of Financial Economics. - 2011. - Vol. 3. - № 1. -Р. 41-85.

14. Быканова Н.И., Гордя Д.В. Фин-тех-инновации в сфере Р2Р-кредитования // Доклады ТСХА: сб. статей. - Вып. 292. -Часть III / Коллектив авторов ; Российский гос. аграрный ун-т ; МСХА им. К.А. Тимирязева. - М.: Издательство РГАУ - МСХА, 2020. - С. 587-590.

15. Никонов А.А., Стельмашонок Е.В. Анализ внедрения современных цифровых технологий в финансовой сфере // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2018. - Т. 11. - № 4. -С. 111-119. - DOI: 10.18721/JE.11408.

16. Lim C., Maglio P.P. Data-driven understanding of smart service systems through text mining // Service Science. -2018. - Vol. 10. - № 2. - Р. 154-180.

17. Breidbach C.F., Davern M., Shanks G., Asadi-Someh I. On the ethical implications of big data in service systems // Handbook of Service Science / P.P. Maglio, C.A. Kieliszewski, J. Spohrer (Eds). - 2019. - Vol. 2. - Springer, New York, NY. - Р. 661-675.

18. Lee I., Shin Y.J. Fintech: ecosystem, business models, investment decisions, and challenges // Business Horizons. -2018. - Vol. 61. - № 1. - Р. 35-46.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Muzellec L., Ronteau S. and Lambkin M. Two-sided internet platforms: a business model lifecycle perspective // Industrial Marketing Management. - 2017. - Vol. 45. -№ 4. - P. 139-150.

2. Zhang B., Baeck P., Ziegler T., Bone J. and Garvey K. The 2015 UK alternative finance industry report. - 2016. - Available at: www.jbs.cam.ac.uk/fileadmin/user_ upload/research/centres/alternative-finance/ downloads/2015-uk-alternative-finance-industry-report.pdf

3. Pena M.V.T., Breidbach C.F. and Turpin A. Self-organizing service ecosystems: exploring a new concept for service science // Proceedings of the Australasian Conference on Information Systems. - Sydney, 2018, December 3-5.

4. Filippov D.I. Financial innovations in the context of the development of the digital economy // Creative Economy. - 2019. -Vol. 13. - № 8 - P. 135-145.

5. Bulyga R.P., Safonova I.V. Block-chain technology as a tool for increasing the information transparency of the business ecosystem // Accounting. Analysis. Audit = Accounting. analysis. auditing. - 2021. -№ 8(4):6-17. - DOI: 10.26794/2408-93032021-8-4-6-17.

6. Zavolokina L., Dolata M. and Schwabe G. Fintech - what's in a name? // 37th International Conference on Information Systems. - Dublin, 2016, December 11-14.

7. Semenog A.Yu., Krivich Ya.M., Tsir-ulik S.V. FinTech services: essence, role and significance for the country's economy // Bulletin of the Odessa National University. Series: Economy. - 2018. - Vol. 23. - Issue 2. -P. 100-105.

8. Sedykh I.A. Market of innovative financial technologies and services / National Research University Higher School of Economics. Institute "Center for Development". -2019. - 76 p.

9. Breidbach C.F., Brodie R.J. Engagement platforms in the sharing economy: conceptual foundations and research directions // Journal of Service Theory and Practice. - 2017. - Vol. 27. -№ 4. - P. 761-777.

10. Arner D.W., Barberis J. and Buckley R.P. The evolution of Fintech: a new postcrisis paradigm // Georgetown Journal of International Law. - 2016. - Vol. 47. - № 4. -P. 1345-1393.

11. Nofer M., Gomber P., Hinz O., Schiereck D. Blockchain // Business & Information Systems Engineering. - 2017. -Vol. 59. - № 3. - P. 183-187.

12. Frame W.S., White L.J. Technological change, financial innovation, and diffusion in banking // The Oxford Handbook of Banking / A.N. Berger, P. Molyneux, J.O.S. Wilson (Eds). - Oxford: Oxford University Press, 2014. - P. 271.

13. Lerner J., Tufano P. The consequences of financial innovation: a counterfac-tual research agenda // Annual Review of Financial Economics. - 2011. - Vol. 3. - № 1. -P. 41-85.

14. Bykanova N.I., Gordya D.V Fintech innovations in the field of P2P lending // TSHA Reports: Collection of articles. -Issue 292. - Part III / Team of authors; Rus-

sian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev. - M.: Publishing house of RGAU - MSHA, 2020. - S. 587-590.

15. Nikonov A.A., Stelmashonok E.V. Analysis of the introduction of modern digital technologies in the financial sector // St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economic sciences. - 2018. - Vol. 11. -№ 4. - S. 111-119. - DOI: 10.18721/JE.11408.

16. Lim C., Maglio P.P. Data-driven understanding of smart service systems through text mining // Service Science. -2018. - Vol. 10. - № 2. - P. 154-180.

17.Breidbach C.F., Davern M., Shanks G., Asadi-Someh I. On the ethical implications of big data in service systems // Handbook of Service Science / P.P. Maglio, C.A. Kieliszewski, J. Spohrer (Eds). - 2019. - Vol. 2. - Springer, New York, NY. - P. 661-675.

18. Lee I., Shin Y.J. Fintech: ecosystem, business models, investment decisions, and challenges // Business Horizons. -2018. - Vol. 61. - № 1. - P. 35-46.

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

DOI 10.54220finis.1991-0525.2022.76.3.004

Сафариева Д.Р.,

магистрант программы «Финансовый мониторинг и финансовые рынки», кафедра финансового мониторинга и финансовых рынков РГЭУ (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected] Иванченко И.С.,

д.э.н., профессор кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков РГЭУ (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ РИСКООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ ДЛЯ АКЦИЙ РОССИЙСКИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

JEL classification: G17, G11

Аннотация

Цель. Эффективный процесс принятия инвестиционных решений предполагает анализ источников доходности и факторов риска потенциальных инвестиций, поэтому в условиях динамично меняющейся рыночной конъюнктуры изучение рискооб-разующих факторов всегда остается актуальным. Целью представленной работы является исследование влияния отраслевых и региональных эффектов на доходность финансовых активов на примере российских энергетических компаний.

Структура/методы/подход. В статье проведен анализ научных работ, связанных с изучением взаимосвязи между динамикой цен финансовых активов и различными экономическими переменными, на них влияющими. Основу методологического аппарата текущего исследования составляет корреляционно-регрессионный анализ, который позволил построить эко-нометрические факторные модели ценообразования активов в соответствии с классической финансовой теорией. Пред-

лагается подход к расширению рыночной модели, позволяющий учесть влияние отраслевых и региональных рисков.

Результаты. В рамках исследования было продемонстрировано, как включение дополнительных риск-факторов позволяет улучшить объяснительную силу факторной модели. Была выявлена преобладающая роль региональной принадлежности при декомпозиции риска акций российских энергетических компаний.

Практические последствия. Полученные результаты могут быть использованы портфельными управляющими и частными инвесотрами в системе показателей при анализе источников вола-тильности финансовых активов, а также способны помочь в достижении эффективной диверсификации и контроле риска инвестиционных вложений в процессе формирования и управления портфелем ценных бумаг.

Оригинальность/значение. Научная значимость исследования заключается в более глубоком понимании факторов риска, влияющих на доходность финансовых активов. С практической точки зрения приведенная работа позволяет воспроизвести аналогичные расчеты для других акций в процессе принятия инвестиционных решений.

Ключевые слова: инвестиции, рынок акций, факторная модель, регрессионный анализ, энергетические компании.

D.R. Safarieva, I.S. Ivanchenko

ANALYSIS OF SECTORAL AND REGIONAL RISK FACTORS FOR EQUITIES OF RUSSIAN ENERGY COMPANIES

An effective investment decision-making process involves the analysis of sources of profitability and risk factors for potential investments. In a dynamically changing market environment, the study of risk factors always remains relevant. The purpose of the paper is to investigate the impact of industrial and regional effects on the equity returns based on the example of Russian energy companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.