Финансовая политика
ФИНАНСЫ в ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
семьи и государства
Известно, что наше государство уже сегодня имеет определенные проблемы в области демографии. Эти проблемы могут исследоваться и объясняться с различных точек зрения. Чаще всего их объясняют факторами культуры. Однако представляется возможным выдвинуть гипотезу о том, что определенное влияние на демографическую политику семьи оказывают и финансовые факторы. При этом государство при проведении своей системной демографической политики не должно упускать и ее финансовые аспекты, использовать финансовое планирование.
Для разработки методических подходов к оценке влияния финансовых факторов и планирования на демографическую политику семьи и государства необходимо выполнить следующее:
— исследовать сущность и роли финансов семьи и гражданина;
— разработать методы финансового планирования при осуществлении демографической политики семьи и государства.
Финансовый метод распределения охватывает различные уровни управления экономикой, а сам распределительный процесс характеризуется сложностью и многогранностью [1, с. 23].
Финансы граждан и семьи — важный элемент децентрализованных финансов, их роль в обществе становится все значительнее и важнее [2, с. 123]:
1) для обеспечения социальной стабильности общества;
2) для формирования классовой структуры общества;
3) как источник пополнения бюджета (во всем мире в бюджетах растет доля подоходного налога с физических лиц);
4) как источник инвестиций в развитие экономики страны;
В.В. ГЛУЩЕНКО, доктор технических наук, доцент
и.и. глущенко,
кандидат экономических наук, доцент
5) как источник финансирования внутреннего долга правительства;
6) для формирования страхового фонда страховщиков и др.
Финансы граждан объективно необходимы как инструмент разрешения противоречий между возможностью получения доходов в различные периоды жизни гражданина, случайным характером экономических результатов в период активной деятельности и потребностью в создании семьи, воспитании детей, в обеспечении стабильности, в улучшении социального положения.
Представляется возможным назвать финансами граждан и семьи распределительные и перераспределительные отношения в денежной форме по поводу вынужденного понижения, сохранения, приобретения более высокого социального статуса, решения задач текущего и перспективных этапов жизненных циклов семьи и гражданина. При этом происходит перераспределение собственности между физическими лицами, их взаимодействие с бюджетом, инвестиционная и эмиссионная деятельность, участие в залоге, франчайзинге, страховании, а также перераспределение средств, направляемых на удовлетворение его личных потребностей, и др.
Финансы граждан и семьи рассматриваются с двух точек зрения:
во-первых, как одно из наиболее существенных объективных экономических явлений и одна из важнейших элементов системы экономических отношений;
во-вторых, как субъективный стоимостной инструмент ресурсного денежного обеспечения технологий жизнедеятельности людей.
Как экономическая категория финансы граждан и семьи выражают отношения между субъектами общества и социально-экономических
финансы и кредит
25
отношений по поводу формирования и использования денежных фондов определенной категории экономических субъектов — физических лиц. При этом в структуре финансов граждан можно выделить пять групп денежных отношений:
первая группа — охватывает перераспределительные денежные отношения по этапам жизненного цикла индивида;
вторая группа — связана с перераспределительными денежными отношениями внутри семьи;
третья группа включает отношения граждан с юридическими лицами — производственными, финансово-кредитными и другими организациями по поводу формирования и использования денежных ресурсов;
четвертая группа может включать перераспределительные денежные отношения граждан и семьи с бюджетами всех уровней (федеральным, региональным, местным) и внебюджетными фондами (пенсионным, социального страхования, обязательного медицинского страхования);
пятая группа включает перераспределительные денежные отношения граждан и семьи с нерезидентами (иностранными физическими и юридическими лицами).
Первая и вторая группы включают разнообразные денежные отношения по поводу формирования и использования денежных фондов граждан на нужды первичного коллектива — семьи, в целях обеспечения ее существования и физиологического воспроизводства человека. Основными социально-экономическими задачами, которые решаются в рамках этих групп отношений, являются:
—денежное обеспечение содержания нетрудоспособных членов семьи (дети, пожилые люди, члены семьи, не обладающие трудоспособностью);
— финансирование социально-экономического становления и развития подрастающего поколения;
— накопления и портфельные инвестиции как форма самострахования и необходимое условие денежного обеспечения реализации социальных потребностей граждан или семьи или отдельных ее членов, а также в целях их передачи следующим поколениям членов семьи по наследству;
— реальные инвестиции как средство создания инфраструктуры жизнедеятельности семьи (квартиры, дачи и т. п.) в дальнейшем в целях их передачи следующим поколениям членов семьи по наследству.
В рамках третьей группы денежных отношений имеют место:
во-первых, доходы семьи, т. е. поступления в ее денежные фонды из таких источников денежных ресурсов, как заработная плата, прибыль, дивиденды, проценты, займы и другие источники;
во-вторых, расходы семьи на текущее потребление и инвестиции в капиталы негосударственных юридических лиц (доли капитала) — имущество организации, которое по завершении кругооборота приносит доход (для коммерческих организаций). Инвестиции в некоммерческие организации направлены на то, чтобы обеспечить удовлетворение социальных и личных бытовых потребностей.
Инвестиции в капиталы негосударственных юридических лиц имеют важное значение для понимания роли и места финансов граждан и семьи, их социально-экономического значения.
Именно в результате таких инвестиций создается исходная экономическая база юридических лиц негосударственного сектора, закладывается экономическая основа деятельности финансов предприятий (организаций). При этом могут образовываться некоммерческие и коммерческие организации. Коммерческие организации могут создаваться (согласно ГК РФ) в таких организационно-правовых формах, как полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, акционерные (закрытые и открытые) общества, кооперативы.
В четвертую группу отношений финансов граждан и семьи (денежные отношения с бюджетами и внебюджетными фондами) входят платежи налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды, а также получение средств из бюджетов и внебюджетных фондов в виде возмещений, пособий, пенсий и др. Необходимо заметить, что доля налога на доходы физических лиц в бюджетах различных стран растет.
В пятую группу включают денежные отношения с нерезидентами страны проживания, которая может охватывать: денежную помощь членам семьи — нерезидентам; расходы на содержание собственности за рубежом; платежи за туризм, отдых, лечение за рубежом; получение пособий и грантов от международных гуманитарных организаций; получение доходов от иностранных инвестиций и др.
Цель финансов граждан и семьи — это то финансовое состояние семьи, на достижение которого в будущем направлено денежное перераспределение в семье. В качестве частных целей финансов граждан могут рассматриваться:
— денежное обеспечение текущей жизнедеятельности граждан;
— приобретение или сохранение социального статуса или уровня потребления;
— удовлетворение как отдельной из потребностей, так и множества потребностей в их совокупности и др.
Необходимость в перераспределительных денежных отношениях возникает в связи с тем, что гражданин проходит этапы взросления, активной деятельности, а затем наступают преклонные годы, в которые его способность обеспечивать необходимые для жизни доходы, как правило, снижается.
Граждане создают семьи. В маркетинге известно, что семья проходит следующие этапы: семья без детей; полная семья на 1 -й стадии развития (маленькие дети); полная семья на 2-й стадии развития (взрослые дети); «пустое гнездо (1-я стадия)» — пожилые супруги без детей; «пустое гнездо (2-я стадия)» — вдовствующие одинокие граждане [3].
На каждом из этапов жизни гражданин и семья имеют различные возможности для получения доходов. Одновременно на каждом из этапов они имеют свои потребности, решают соответствующие этим этапам задачи и удовлетворяют свои потребности различными способами. Различны и риски, которым на различных этапах жизни подвергаются люди как отдельные индивидуумы, как члены семьи, как граждане конкретной страны. Поэтому отличается по характеру и объему возможный ущерб при реализации этих рисков.
Роль финансов граждан состоит в том, что они позволяют обеспечить стабильность потребления и сохранить принадлежность к определенному общественному классу при случайном колебании доходов.
Известно определение общественного класса как сравнительно стабильной группы людей в рамках общества, которые располагаются в иерархическом порядке и характеризуются наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
Доходы гражданина зависят от принадлежности к определенному классу, от уровня жизни и этапа жизненного цикла, от состояния здоровья, трудоспособности, конъюнктуры на рынке труда и в бизнесе, от рыночных возможностей и угроз, рисковой ситуации в практической деятельности и многого другого.
Принадлежность к определенному общественному классу обязывает индивидуум вести присущий данному классу образ жизни. Для обеспечения возможности практически следовать ценностным представлениям и схемам поведения, удовлет-
ворять свои интересы и потребности необходим определенный уровень денежных доходов.
Стабильность потребления может обеспечиваться путем создания гражданином фондов денежных средств и их перераспределения. Финансовое перераспределение для гражданина может проводиться между направлениями его деятельности и/или для удовлетворения личных интересов и может носить как постоянный, так и временный характер. В последнем случае (временного перераспределения) излишки средств, образующиеся в благоприятные годы, могут распределяться и направляться на конкретные инвестиции с последующим их перераспределением в менее благоприятные годы. При финансовом распределении в рамках семьи к этому добавляется перераспределение денежных средств между членами семьи на различных этапах жизни. При этом трудоспособные и работающие члены семьи являются источниками финансовых ресурсов, от которых эти ресурсы перераспределяются к нетрудоспособным или временно не работающим членам семьи.
Важную роль в обеспечении социально-экономической стабильности семьи играет страхование уровня жизни, имущественное страхование, страхование ответственности граждан, страхование коммерческих рисков (рисков неполучения дохода гражданами—ин-дивидуальными предпринимателями).
Финансы граждан и семьи могут иметь фондовую и нефондовую форму Фондовая форма финансов граждан и семьи предполагает создание специализированных фондов денежных средств (на обучение детей, на отдых, на лечение и т. п.). Преимущества фондовой формы финансов, в том числе финансов граждан и семьи, известны: упрощение оценки достаточности денежных ресурсов для реализации намеченных планов; простота контроля за целевыми и целесообразными расходованием средств. Недостаток этой формы — снижение гибкости использования имеющихся денежных ресурсов в соответствии со складывающейся социальной или бытовой ситуацией. Нефондовая форма финансов граждан и семьи не предполагает создания специализированных фондов денежных средств, обеспечивает более гибкое их использование, но затрудняет оценки достаточности располагаемых ресурсов, а также эффективного и целевого их использования.
Граждане могут создавать денежные сбережения в виде банковских вкладов, денежные и натуральные фонды самострахования (натуральные фонды к финансам не относятся), использовать инвестиции в ценные бумаги, антиквариат, недвижимость и др.
финансы и кредит
27
Известны теоретические разработки, исследующие взаимосвязь доходов, потребления, накопления, инвестиционной деятельности граждан (физических лиц) с налоговой системой [4, 5].
Первоосновой финансовой деятельности граждан может быть названо распределение дохода граждан на налоговые платежи, фонды потребления, накопления, страхования, самострахования (резервный фонд).
Фонд налоговых платежей создается в связи с тем, что в законодательстве РФ закреплена обязанность каждого при наличии объекта налогообложения платить налоги.
Фонд потребления расходуется на денежное обеспечение текущей жизнедеятельности гражданина или семьи. Выделяют потребительские фонды текущего и длительного потребления. Потребительские фонды текущего потребления расходуются на оплату за жилье, питание и т. п. и объединяют расходы на оплату полученных работ, услуг и приобретение объектов со сроком полезного использования до года. Потребительские фонды длительного потребления расходуются на покупку недвижимости, предметов длительного пользования, культурных и других ценностей, используемых собственниками более одного года.
Фонд накопления может быть разделен на фонды инвестиций в создание рабочей силы, недвижимость, предметы долговременного пользования, банковские сберегательные сертификаты, ценные бумаги, сберегательные виды страхования.
Инвестиционный фонд рабочей силы создается для денежного обеспечения процесса формирования специфического свойства человека — рабочей силы, понимаемой как его способность создавать жизненные блага. Процесс функционирования этого фонда включает два процесса: формирования необходимого объема денежных ресурсов; целесообразного и эффективного расходования этих ресурсов.
Возможны инвестиции в создание натурального хозяйства, его основные (сооружения, технику, многолетние насаждения и другое со сроком использования больше одного года) и оборотные производственные фонды (семена, удобрения, корм скоту и т. п.).
Страховые фонды служат для обеспечения непрерывности жизнедеятельности гражданина и семьи, защиты от снижения уровня потребления по причинам, которые являются страховыми случаями в договоре страхования.
Резервный фонд или фонд самострахования предназначен для покрытия внезапно возникшей
потребности в расходах, в том числе и в случае возникновения непредвиденных убытков.
Эти фонды могут пополняться за счет заработной платы или предпринимательского дохода членов семьи, дивидендов от инвестиций, сберегательного страхования, залога, дарения, получения наследства, гонораров и авторских вознаграждений, получения пособий, пенсий от государства, страховых возмещений по результатам произошедших страховых случаев и др.
По степени определенности и регулярности расходов и доходов финансовые отношения граждан и семьи могут быть разделены на определенные (детерминируемые, планируемые), случайные (связанные с возможными доходами или расходами, например вследствие действия случайных, в частности погодных, факторов) и неопределенные (связанные с возможными убытками от действий разумных конкурентов). Степень определенности финансовых отношений влияет на способы управления ими, и в частности на возможность их планирования и прогнозирования.
В финансах граждан и семьи выделяют также количественный и качественный аспекты. Качественный аспект отражает многообразие финансовых связей с другими субъектами социально-экономической действительности, а также финансовых методов управления и инструментов, которые используются в финансовой деятельности граждан и семьи.
Количественный аспект отражает, прежде всего, величину распределяемых и перераспределяемых денежных фондов. С количественной точки зрения принято выделять в финансах граждан и семьи следующие градации:
— минимальные, т. е. соответствующие минимальному прожиточному минимуму индивида или семьи;
— средние, которые соответствуют понятию среднего класса;
— крупные — в абсолютном разрезе исчисляемые миллионами в национальной денежной единице или резервных валютах и в относительном разрезе в десятки раз превосходящие средние объемы распределяемых и перераспределяемых финансовых ресурсов; сверхкрупные, которые в относительном разрезе в сотни и более раз превосходят средние объемы распределяемых и перераспределяемых финансовых ресурсов и в абсолютном разрезе исчисляемые сотнями миллионов и миллиардами в ведущих резервных валютах.
Между количественным и качественным аспектами финансов граждан и семьи имеет место определенная взаимосвязь, а именно, чем больше
количественная характеристика этих финансов, тем более разнообразен их качественный аспект, в частности их денежные отношения с другими субъектами социально-экономической деятельности, методы и инструменты управления этими отношениями.
Функции финансов граждан и семьи, как и финансов, следующие [1, с. 23—25]:
—распределительная—заключается в распределении доходов гражданина или семьи между текущим потреблением, накоплениями и инвестициями;
— перераспределительная — состоит в перераспределении денежных ресурсов между членами семьи, направлениями ее развития, а также временными интервалами жизненного цикла гражданина и семьи;
— контрольная — состоит в обеспечении строгого соблюдения финансового законодательства и оценке целесообразности и эффективности расходования финансовых ресурсов семьи.
Ролями, т. е. эффектом, результатом выполнения этих функций финансами граждан и семьи можно назвать:
— демографическое воспроизводство в государстве;
— воспроизводство рабочей силы определенного качества;
— содержание нетрудоспособных или утративших трудоспособность;
— обеспечение устойчивости и развития социальной структуры общества;
— инвестиции в социально-экономическое развитие государства.
Финансовой политикой граждан и семьи можно назвать совокупность мероприятий и управленческих воздействий на располагаемые денежные ресурсы в процессе достижения социально-экономических целей семьи.
Структурно финансовая политика может быть представлена в виде двух составляющих элементов: доходной и расходной политики. При другом подходе в финансовой политике гражданина и семьи можно выделить: семейную политику перераспределения средств между членами семьи; семейную политику перераспределения средств между удовлетворяемыми потребностями; семейную политику перераспределения средств во времени; семейную инвестиционную политику и др.
Семейная политика доходов заключается в разработке мероприятий, позволяющих получать для удовлетворения потребностей семьи доходы определенного денежного уровня на основе продажи собственной рабочей силы, предприниматель-
ской деятельности или путем ведения натурального хозяйства и т. п.
Одной из проблем современной России является доминирование в доходах семьи заработной платы (около 95 %). Это понижает финансовую устойчивость семьи, снижает уровень ее социально-экономической защищенности, что, вероятно, может негативно сказаться на демографическом поведении семей, опасающихся потерять единственный источник дохода в процессе продолжающихся реформ и структурной перестройки экономики, в ходе которой число высокооплачиваемых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности сокращается, а растет число мест, занятых низкооплачиваемым неквалифицированным трудом. Для других социальных государств Европы характерно, что заработная плата в структуре доходов семей имеет долю порядка 50 %, а другие 50 % доходов семьи составляют социальные трансферты (средства, поступающие из бюджетов в порядке перераспределения: пенсии, пособия, дотации и др.) и выплаты по ценным бумагам (дивиденды и проценты) и страховые выплаты от добровольного сберегательного страхования. Это повышает устойчивость доходов семьи, положительно влияет на финансовую устойчивость семьи в целом, создает определенную уверенность в завтрашнем дне.
Для России важной социально-экономической, финансовой (сегодня в рамках обязательного социального страхования отсутствует эквивалентность страховых взносов работодателей реальным выплатам заработной платы) и налоговой (вследствие недополучения государством налогов) задачей остается «легализация доходов» значительной части населения, снижения доли теневых доходов. На ход решения этих задач отрицательно влияют прямые нарушения Трудового, Гражданского, Налогового и Административного кодексов: заработная плата в конвертах или на основе применения «серых схем», использование вместо трудовых договоров (контрактов) псевдостраховых или псевдоюридических договоров оказания услуг в целях минимизации обязательных страховых платежей и сумм отплаты за отпуск, а также незарегистрированная предпринимательская деятельность, криминализация экономики, коррупция бюрократического аппарата и др.
Семейная политика расходов может состоять в мероприятиях по распределению затрат на накопление и потребление, на текущие затраты и затраты длительного потребления, затраты между видами инвестиций, а также в мероприятиях по перераспределению денежных ресурсов между членами се-
мьи и др. В зарубежной практике расходы граждан и семьи принято делить на личные налоги, личное потребление и личные сбережения. Известно, что подразделяют все расходы граждан на следующие категории: потребительские; социально-обязательные (принудительные); инвестиционные и пр. При этом необходимо заметить, что в рамках такой классификации сразу имеются два принципа или фактора классификации, а именно — добровольность и цель расходов, что с классификационной точки зрения некорректно. Поэтому предлагается классифицировать расходы граждан и семьи на основе следующих принципов или факторов:
— законодательная обязательность (добровольные и принудительные);
— период получения эффекта (текущие — до года и длительного пользования);
— цель расходов (поддержание жизнедеятельности, инвестиции, страхование, обеспечение качества рабочей силы и др.).
Потребительские расходы — это расходы на поддержание и воспроизводство человека как физиологического организма, на развитие и достижение определенного профессионального и социального статуса человеком как социальным индивидом.
Обязательные или принудительные расходы индивидуум обязан совершать в силу действия определенных законодательных норм: налоги на доходы и имущество, алименты на содержание нетрудоспособных членов семьи и т. п.
Важным инструментом и элементом финансовой семейной политики является завещание и передача денежных накоплений и имущества по наследству.
Семейная политика инвестиций направлена на выбор объектов и методов инвестирования денежных средств, сосредоточенных в фонде накопления. Инвестиции в наиболее общем виде — это вложение денежных средств на относительно продолжительный период в целях получения дохода или иной выгоды.
Могут быть выделены элементы финансовой политики в отношении каждого из видов субъектов, с которыми у семьи возникают денежные отношения, имеющие безэквивалентную составляющую, в частности отсрочку платежа, уплату членских взносов в общественные организации или пожертвования и сопровождающиеся односторонним, безвозмездным и безвозвратным движением денег. В качестве субъектов, с которыми у гражданина или семьи могут возникать такого рода безэквивалентные денежные отношения, могут быть:
— банки (практикующие льготные кредиты или вклады для определенных категорий клиентов);
— продавцы или покупатели недвижимости и предметов длительного пользования (в случае отсрочки платежа);
— образовательные и медицинские учреждения;
— благотворительные фонды, религиозные конфессии (пожервования);
— политические партии и общественные организации (членские взносы и пожертвования) и др.
Финансовым механизмом граждан и семьи можно назвать совокупность методов и способов, используемых в процессе финансового перераспределения.
Финансовое управление в рамках финансов граждан и семьи может быть разделено на следующие финансовые составляющие: целеполагание; маркетинг; менеджмент.
Финансовое целеполагание заключается в разработке финансовых целей (идеального финансового состояния в будущем) семьи.
Финансовый маркетинг состоит в выборе или синтезе методов и /или инструментов достижения поставленных финансовых целей семьи в будущем.
Финансовый менеджмент гражданина или семьи включает: финансовое планирование; организацию финансов гражданина или семьи; мотивацию финансов семьи и гражданина; финансовый контроль.
Известно, что субъекты финансовой деятельности разрабатывают свои финансовые планы, устанавливают контрольные цифры [1, с. 165].
Разработка финансовых планов гражданина или семьи — один из элементов финансового управления, который позволяет снизить финансовые риски, поставить управление этими финансами на научную основу.
В качестве форм финансового планирования гражданина или семьи могут рассматриваться, в частности, бюджеты и сметы, определение контрольных цифр и семейных финансовых нормативов.
Бюджеты могут разрабатываться как на определенный календарный период (неделю, месяц, квартал, год, пятилетку), так и на определенный этап жизненного цикла семьи.
Например, может быть разработан бюджет семьи на этап от момента появления до начала собственной трудовой деятельности детей (демографический бюджет семьи). В доходную часть такого бюджета следует включить все планируемые доходы семьи за соответствующий период (от момента рождения до начала собственной трудовой деятельности
ребенка) с учетом неизбежных при этом перерывов в работе матери, а также среднестатистических перерывов при возможной в связи со спецификой рыночной экономики (структурная перестройка) перемене места работы отцом ребенка.
В расходную часть такого бюджета следует включить все затраты на текущие расходы родителей (их жизнеобеспечение), а также на физическое содержание (питание, одежда, жилье), воспитание ребенка (детский садик, школа) и получение ребенком профессионального или высшего образования.
Этот бюджет может оказаться в одном из трех состояний: баланса (равенства доходов и затрат); профицита (превышения доходов над расходами); дефицита (превышения расходов над доходами). В случае баланса семья подтверждает свою финансовую способность вырастить ребенка с сохранением социального статуса родителей. В случае профицита семья может принимать решение о рождении второго, третьего ребенка. В случае дефицита такого (назовем его демографическим) бюджета семья должна, по возможности, заблаговременно искать источники покрытия возникшего дефицита, который может отразиться не только на уровне потребления, на числе рожденных и выращенных в семье детей, но и самом факте существования семьи. Понятно, что внезапный дефицит демографического бюджета в какой-то период времени может быть причиной распада семьи. В качестве возможных источников покрытия дефицита демографического бюджета семьи могут рассматриваться: государственные пособия; помощь благотворительных организаций; помощь родственников (чаще всего бабушек и дедушек); государственный кредит и др.
Представляется возможным рекомендовать в структуре государственного кредита такое направление, как выделение государственного демографического кредита — кредит, выдаваемый государством за счет бюджетных средств на нужды рождения и воспитания ребенка, для стабилизации семьи от распада при временном дефиците денежных ресурсов, связанного с рождением ребенка и снижением доходов семьи по причине занятости женщины по уходу за ребенком.
Такое демографическое бюджетирование может оказаться полезным не только для семьи, но и для государственных органов, занимающихся разработкой и реализацией государственной демографической политики. Думается, что для планирования демографической политики государства его соответствующие органы должны:
— рассчитать нормативный социальный демографический бюджет для каждой из социальных групп населения;
— оценить долю семей с дефицитом демографического бюджета;
— оценить средний, а лучше — максимальный размер государственной дотации (или пособия) для покрытия такого дефицита;
— определить необходимый объем бюджетных ассигнований на эти цели;
— исходя из этих соображений назначить размер и продолжительность выплат (назовем их демографическими) пособий.
Для планирования финансирования отдельных мероприятий гражданина и семьи представляется рекомендовать разрабатывать сметы расходов и доходов, основанные на реальных статистических данных, с включением в расходную часть видов расходов, которые не только были в прошлом, но и будут обязательны в будущем вследствие развития человеческих потребностей, ускорения научно-технического прогресса и с учетом влияния глобализации.
При планировании количественного аспекта финансов гражданина и семьи предлагаются контрольные цифры доходов и расходов за определенный период или на конкретную дату.
Таким образом, все это дает основание назвать финансы граждан и семьи ресурсной и научной основой демографической политики на уровнях семьи и государства, подтверждает пользу от разработки «демографических бюджетов», рассматривает направления и методы покрытия дефицита демографического бюджета.
литература
1. Финансы / В. М. Родионова и др. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 432 с.
2. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Финансы. Финансовые политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. — Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. - 416 с.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. — М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс. Плюс, 1995. — 702 с.
4. Марцинкевич В. Инвестиции в человека: экономическая наука и российская экономика. — М.: Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 9. — С. 29 — 40.
5. Глущенко В.В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. — Железнодорожный. ООО НПЦ «Крылья», 2006 — 232 с.