Научная статья на тему 'Финансовый рынок Азербайджана: состояние, проблемы, перспективы'

Финансовый рынок Азербайджана: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1369
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / СТРАХОВОЙ РЫНОК / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА АЗЕРБАЙДЖАНА / FINANCIAL SYSTEM / BANKING SECTOR / INSURANCE MARKET / STOCK MARKET / BANKING SYSTEM OF AZERBAIJAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зейналов Видади Зейнал Оглы

В статье приведен обзор состояния, проблем и перспектив финансового сектора Азербайджана. Дается характеристика современного состояния банковского, страхового секторов и рынка ценных бумаг Азербайджана. Предложены направления оздоровления финансового рынка в республике, определены его приоритеты, принципы, способы реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial market of Azerbaijan: state, problems and prospects

The article provides an overview of the status, problems and prospects of the financial sector of Azerbaijan. The article describes the contemporary state of the banking and insurance sector and securities market in Azerbaijan. The directions to improve the financial market in the country identified its priorities, principles, methods of implementation.

Текст научной работы на тему «Финансовый рынок Азербайджана: состояние, проблемы, перспективы»

В.З. ЗЕЙНАЛОВ

Видади Зейнал оглы ЗЕЙНАЛОВ — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Азербайджанского государственного экономического университета, докторант кафедры финансов СПбГЭУ.

В 1982 г. окончил Азербайджанский государственный экономический университет.

Автор свыше 100 научных и учебно-методических работ.

Сфера научных интересов — финансовая политика, антикризисное регулирование, финансовый рынок.

-Ф- -Ф- -Ф-

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК АЗЕРБАЙДЖАНА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Введение

Динамичное развитие страны требует ускорения системного реформирования финансового сектора, в том числе внедрения новых финансовых технологий, расширения перечня финансовых услуг, более широкого привлечения хозяйствующих субъектов к услугам финансовой системы.

В результате широкомасштабных, фундаментальных реформ, проводимых в экономике страны, удалось добиться ощутимых результатов в области финансовой системы. Финансовая система играет исключительную роль в становлении экономики, диверсифицированной на базе растущей экономической мощи и финансовых возможностей, и в направлении средств на капитализацию не нефтяного сектора. Банковская система является важным элементом финансовой системы Азербайджана. Сегодня банки по объему активов и капитала, региональному охвату намного опережают других финансовых посредников.

Современное состояние банковского сектора Азербайджана

Несмотря на глобальный банковский кризис, банковский сектор Азербайджана в последние годы растет существенными темпами. По состоянию на 1 января 2012 г. в целом по банковскому сектору уровень достаточности капитала (отношения собственного капитала по активам) составил 16,3 % (минимальный уровень по методике Базеля — 8 %. Центральным банком Азербайджана (ЦБА) установлен уровень 12 %). Он характеризует надежную обеспеченность активов банка его собственным капиталом.

Таблица 1

Макроэкономические характеристики банковского сектора Азербайджана

Показатель, характеризующий роль банковского сектора в экономике 01.01.08 01.01.09 01.01.10 01.01.11 01.01.12

Отношение банковских активов к ВВП, % 21,3 25 27 34 39

Отношение ссудного портфеля к ВВП, % 13,3 17,4 21.8 24,3 28

Отношение депозитов клиентов к ВВП, % 4,5 5 5 8 14

Сост. по: данные Центрального банка Азербайджана.

В республике работают 42 банка, в том числе один государственный — Международный банк Азербайджана (МБА). По состоянию на 1 января 2012 г. в капитале 23 азербайджанских банков присутствовали иностранные инвестиции. Число банков с участием иностранного капитала в их уставном

ГРНТИ 06.73.55 ©В.З. Зейналов, 2013

При подготовке статьи были использованы материалы Центрального банка Азербайджана.

фонде возросло с 13 единиц в 2000 г. до 23 в 2012 г. Причем в этом году отмечается рост числа кредитных организаций, которые увеличили долю иностранного капитала и вошли в группу от 20 до 50 %. В 7 банках их уровень равнялся 50-100 %, в 14 — менее 50 %, а 2 банка являются филиалами иностранных банков. В Азербайджане также действуют 5 представительств иностранных банков.

Важным условием повышения надежности и эффективной деятельности банков является увеличение уровня их капитализации. Наличие солидного собственного капитала создает и укрепляет доверие клиентов к банку. Капитал банка должен быть достаточно велик, чтобы удовлетворить, с учетом привлеченных ресурсов, потребности клиентов в кредитах и в то же время гарантировать сохранность их средств. Одним из путей капитализации банковского сектора является установление требований к размеру уставного капитала. Центральный банк повысил минимальный размер уставного капитала вновь создаваемого банка до 10 млн манатов (это намного выше требования, предъявляемого к российским кредитным организациям — 5 млн евро). Более современным методом повышения капитализации азербайджанских банков является банковское IPO (Innal Public Offering). Выход банков на рынок IPO позволяет обеспечить до 60 % роста капитала банковской системы. Проблема, однако, состоит в том, что подавляющее большинство банков не рассматривают рынок ценных бумаг как механизм привлечения ресурсов.

Вместе с тем на практике еще ни одного первичного размещения не произошло. Азербайджанские банки (МБА, Капиталбанк и Банк «Стандарт»), планировавшие его на конец 2007 — начало 2008 г., перенесли IPO на более поздние сроки, столкнувшись с разнообразными проблемами организационного и правового свойства, а также из-за кризисных явлений на мировом финансовом рынке.

Однако последствия глобального кризиса и сокращение розничных операций не помешали банкам Азербайджана в 2010 г. увеличить сеть обслуживания клиентов на 3,9 %. К 1 января 2011 г. общая сеть обслуживания клиентов банков страны составляла 764 точки продаж (филиалы или отделения) против 735 пунктов годом ранее.

Принимая во внимание посткризисный период, в 2013 г. Центробанк Азербайджана намерен усилить свою деятельность в направлении обеспечения финансовой стабильности в банковском секторе. Для этого планируется реализовать следующие цели: сохранение адекватности капитала, сохранение оптимального уровня ликвидности, проведение реструктуризации.

Сегодня вопрос формирования политики резервирования банковских активов на основе новой контрциклической философии после последнего глобального экономического кризиса стал еще более актуальным. Традиционно банки склонны в своей деятельности к проциклическому поведению, что во время кризиса приводит к отсутствию необходимого портфеля резервирования. Развитие контрциклического подхода обусловливается осмотрительным поведением в период экономического роста и устойчивостью во время кризиса. Принимая это во внимание, ЦБА намерен применять механизмы контрциклического и динамичного резервирования.

С целью обеспечения управления капиталом, ликвидностью и кредитными рисками на безопасном уровне ЦБА планирует реализацию следующих мероприятий. С 2012 г. будут внедряться нормативы «левередж» (инструмент, связывающий рост активов с ростом капитала) с целью придания им дополнительного толчка для капитализации, применения консервативного подхода к параметрам качества капитала, рекомендованного в рамках Базеля III, с целью формирования капитала за счет более стабильных источников. А также начнется внедрение инструментов управления краткосрочной ликвидностью и усиление внутреннего институционального потенциала устойчивости к финансовым рискам.

Оказание розничных банковских услуг населению становится перспективной сферой деятельности банков, особенно за пределами столицы, в регионах, где рынок освоен слабо, а потенциал платежеспособности населения растет. Розничные банковские услуги — один из наиболее выгодных для банков видов бизнеса. Привлекательность розничных услуг обусловлена тем, что корпоративные клиенты уже охвачены банковскими услугами. К тому же и конкуренция в этом сегменте рынка сложилась достаточно жесткая. Депозитные операции с населением способствуют постоянному притоку ресурсов, а его кредитование обеспечивает банку достаточно высокий уровень доходов и диверсификацию кредитных рисков за счет дифференциации кредитных услуг по срокам и клиентам.

Банковская система Азербайджана характеризуется высокой концентрацией в верхнем сегменте, в котором 5 крупнейших банков контролируют 61 % всех активов банковской системы. Совокупные банковские активы Азербайджана составляют порядка 60 % банковских активов Южного Кавказа.

Системообразующую роль в азербайджанском банковском секторе по-прежнему играет банк с государственным контролем — Международный банк Азербайджана. Согласно статистическим данным, на начало 2010 г. на долю МБА приходилось 43,5 % активов, 42,0 — кредитного портфеля, 42,9 — депозитов, 40,0 — прибыли, 31,5 — совокупного капитала, 43 % — банковских карт [1, с. 32]. На протяжении длительного периода МБА достойно представляет Азербайджан на международной арене. В настоящее время банк проводит все расчетные операции с использованием корреспондентской сети, состоящей из 62 банков 28 стран мира. Одновременно МБА начал активно работать в странах, от которых во многом зависит эффективность внешнеэкономической деятельности Азербайджана. Международный банк Азербайджана — один из первых банков бывших республик СССР, реализующий стратегию регионального развития на российском финансово-экономическом пространстве. Банк расширяет свое присутствие и в других постсоветских странах. В частности, уже почти три года функционирует дочерний банк в Грузии. Планируется работа и в других странах Содружества — Украине, Беларуси, Казахстане. МБА активизирует свою деятельность на мировых финансовых рынках, в первую очередь в финансовых центрах региональных союзов, а также по привлечению международных финансовых институтов в республику. Сегодня офисы банка активно функционируют на различных континентах мира — в Европе (Лондон, Франкфурт-на-Майне, Люксембург), Америке (Нью-Йорк), Азии (Дубай). Несмотря на глобальный кризис, МБА удалось привлечь дополнительные средства из-за рубежа. Только с начала 2009 г. с крупнейшими банками мира заключены соглашения о синдицированных кредитах на общую сумму 270,5 млн долл. Так, в августе 2009 г. при участии 10 банков разных стран мира было подписано соглашение о синдицированном кредите на сумму более 60 млн долл. В роли уполномоченных организаторов синдикации выступили лидеры международного банковского бизнеса: Citibank, Raiffeisen Zentralbank и др. Наряду с этим привлечены средства Royal Bank of Scotland, Amsterdam Trade Bank, Credit Suise, FBME Bank на общую сумму в 195 млн долл., на регулярной основе доступны месячные депозиты из швейцарского банка BCPG (до 24 млн долл.) и Citibank (до 17,5 млн долл.). При сложившемся из-за глобального финансового кризиса дефиците свободных средств на международных финансовых рынках это служит доказательством доверия и высокого интереса к МБА со стороны иностранных инвесторов. В то же время банк своевременно осуществляет возврат взятых им внешних займов, что в современных условиях является крайне важным моментом. Только в 2008-2009 гг. общая сумма погашений составила свыше 1,0 млрд долл.

Таблица 2

Долевая структура активов, кредитов и депозитов 5 крупнейших банков Азербайджана

(на 1 января 2010 г., %)

Банки Активы Депозиты Кредит

МБА 44 25 49

Капиталбанк 4,5 5 4

Банк «Стандарт» 4,5 8,5 4

Халгбанк 4,3 12 6

Техникабанк 4 6,3 4,2

Доля 5 банков в банковском секторе 61 56,8 67,2

Ист.: Banklar vs biznes. 2010. 1(32).

Так, по состоянию на 1 января 2012 г. общий объем кредитов, выданных банками нефинансовому сектору экономики, составил 9698,8 млн манатов. За год объем кредитов, выданных банками нефинансовым предприятиям, увеличился на 8 %. В структуре кредитного портфеля банковского сектора 73,6 % составляют корпоративные кредиты и 26,4 % — кредиты физическим лицам. В структуре кредитного портфеля удельный вес промышленного и энергетического сектора составляет 25 %, кредиты в сферу торговли — 22,3 %, в строительный сектор — 7 %.

В качестве индикатора роли банковского сектора можно использовать отношение банковского кредита, выраженное как доля ВВП. Банки, прогнозируя данную тенденцию, переориентируют стратегии своего развития на наращивание кредитования в других сегментах рынка — кредитах физическим лицам и предприятиям малого и среднего бизнеса. По итогам 2012 г. на долю кредитов населению уже приходится 25 % всех активов банковского сектора.

Таблица 3

Отношение банковского кредита / ВВП, %

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2010

8,5 9,3 11,6 11,6 13 17,4 18 25

В целом финансовое состояние азербайджанских банков остается устойчивым и демонстрирует положительную динамику. Уровень развития банковского сектора является одним из индикаторов, определяющих развитость экономики страны в целом. Прошедший 2011 г. был достаточно удачным для банковской системы Азербайджана. По итогам 1 января 2012 г. суммарная прибыль банков страны составила 160,8 млн манатов. За год суммарная чистая прибыль увеличилась на 17,5 %.

Таблица 4

Рентабельность активов и капитала банковского сектора Азербайджана (на 01.01.2012 г., %)

Рентабельность активов, ROA Рентабельность капитала, ROE

1,1 8

Банковский сектор Азербайджана в 2012 г. характеризовался стабильностью и умеренным развитием, исключая уход с рынка двух банков. 42 игрока банковского сектора Азербайджана подводили свои финансовые показатели к требованиям Базель-III, пока Центральный банк Азербайджана не объявил о своем решении увеличить минимальный размер совокупного капитала банков с 10 до 50 млн манатов (решение вступает в силу с 1 января 2014 г.).

Многие банки уже приступили к реализации стратегий по соответствию новому требованию к капиталу и постепенному осуществлению капитализации. Некоторые из них делают это путем размещения акций на фондовом рынке, другие используют потенциал уже имеющихся акционеров, третьи ведут переговоры по объединению.

Новое требование, наряду с укреплением позиции по капиталу азербайджанских банков, способствует повышению капитала и эффективности финансового посредничества, в результате чего будут еще более усилены устойчивость банковской системы и финансовая стабильность.

В этом году был сохранен интерес международных финансовых институтов и зарубежных банков к азербайджанскому банковскому рынку. Из-за повышения инвестиционной привлекательности банковского рынка Азербайджана в ЦБА продолжают поступать обращения от желающих инвестировать в банковскую систему страны. Так, твердые намерения приобрести банк в Азербайджане изъявил турецкий is Bankasi. В свою очередь Азербайджан в этом году стал акционером ECOBANK. Банк развития и торговли Организации экономического сотрудничества был основан Ираном, Пакистаном и Турцией в 2005 г. и в настоящее время состоит из 10 членов, включая Азербайджан.

Еще одним событием стало понижение Центробанком с 10 декабря 2012 г. учетной ставки с 5,25 до 5 % в рамках сохранения стабильности цен и финансовой стабильности. Такой шаг ЦБА облегчает для коммерческих банков пополнение ресурсов и, тем самым, поощряет кредитную экспансию. В свою очередь это приведет к уменьшению в следующем году кредитных ставок: чем ниже ставка, тем ниже стоимость кредитов коммерческих банков, а низкая стоимость займов увеличивает рост экономики.

Следующий год станет знаменательным для банковского сектора Азербайджана и в плане внедрения исламского банкинга. Подтвержденный спрос в Азербайджане как со стороны корпоративных, так и физических лиц на продукты и услуги исламского банкинга ускорит создание соответствующей законодательной базы.

Азербайджан активно расширяет сотрудничество с Исламским банком развития (IDB) для внедрения в систему исламского банка в Азербайджане. Пока в стране учреждена одна совместная компания с IDB — Caspian International Investment Company (Азербайджанская инвестиционная компания — 25 % и IDB — 75 %), которая имеет две цели — обеспечение притока инвестиций в Азербайджан и выход азербайджанских компаний на международный рынок. Она также имеет возможность вложения инвестиций в предприятия не нефтяного сектора, занимающиеся традиционным финансировани-

ем, за исключением финансирования не отвечающих исламским принципам проектов (производство спиртных напитков и мяса свинины), банковское и страховое дело.

Структурное подразделение ИБР — Исламская корпорация развития частного сектора — уже учредила в Азербайджане две структуры, работающие по исламским принципам: лизинговую компанию Ansar Leasing с капиталом в 5 млн долл. и Каспийскую международную инвестиционную компанию (40 млн долл.).

Сегодня многие азербайджанские банки уже рассматривают возможность внедрения исламской системы банкинга, поскольку для банков это означает, в первую очередь, открытие доступа к новым источникам финансирования, создание новой обширной клиентской базы, а также получение преимуществ по сравнению с банками, не использующими подобную систему. Что касается инвестиционного потенциала, то исламские банки уже давно показали миру свои возможности, поэтому привлечение такого объема инвестиций в банковский сектор Азербайджана с последующим вливанием его в развитие экономики страны, конечно, является одним из важнейших стимулов как для правительства, так и для банков страны.

Несмотря на явное повышение интереса, доктор экономических наук Азербайджана, Турции и России, профессор 3. Мамедов считает, что вопрос внедрения исламского банкинга нужно тщательно и всесторонне изучить. По его мнению, для появления в стране исламского банкинга необходимо решить два вопроса. «Во-первых, это создание соответствующей законодательной базы, во-вторых, — подготовка кадров, формирование системы образования в этой сфере. Второй момент немаловажен, иначе может сложиться ненормальная ситуация, когда в исламском банкинге будут задействованы непрофессионалы, что недопустимо» [2].

Мы считаем, что исламское финансирование имеет хорошие перспективы и благоприятную атмосферу для развития на местном рынке. Население страны, состоящее на 98 % из этнических мусульман, является основным фактором для развития исламского финансирования в Азербайджане.

Полагаем, у Азербайджана есть хорошие возможности стать центром исламского финансирования в Центральной Азии. Страна может последовать опыту Бахрейна, который является центром исламского финансирования, но при этом представляет собой маленькую страну с достаточным объемом природных ресурсов.

Рынок ценных бумаг Азербайджана

За последние 10 лет в Азербайджане был создан рынок ценных бумаг, где за короткое время появилось значительное количество различных видов ценных бумаг: акции приватизированных государственных предприятий и вновь возникших акционерных обществ, государственные и корпоративные облигации, векселя, фьючерсные и опционные контракты.

Несмотря на то, что на фондовом рынке страны внедрены также акции и долговые инструменты, инвестиционные фондовые паи на рынке ценных бумаг все еще отсутствуют. Поэтому, в первую очередь, необходимо их внедрение, с другой стороны, инвестиционные фонды способны институционализировать инвестиционные возможности на рынке, т. е. посредством привлечения мелких инвестиций фонды будут превращаться в крупных институциональных инвесторов.

Бакинская фондовая биржа — главная фондовая биржа страны. Имеет торговый зал в 30 рабочих мест, технически позволяющих проводить торги по ценным бумагам любого вида; обладает также депозитарием, рассчитанным на содержание ценных бумаг, выпущенных в документарной и бездокументарной форме. Учредителями Бакинской биржи стали 16 крупнейших банков Азербайджана, две финансовые компании и Стамбульская фондовая биржа.

По итогам 2011 г. суммарный оборот БФБ по всем инструментам составил 8,4 млрд манатов (10,7 млрд долл.).

Межбанковский денежный рынок обеспечивает перераспределение денежных средств между банками в форме межбанковских депозитов и кредитов на короткие сроки для реализации активных операций, регулирования балансов, выполнения требований регулирующих органов, и в частности ЦБА. На данном сегменте ЦБА предоставляет кредиты коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

При подготовке статьи были использованы материалы Государственного комитета по ценным бумагам Азербайджана. Взнос каждого из них — 60 тыс. азербайджанских манатов. Уставной фонд биржи составил 1,2 млн манатов.

Сейчас самое время для дальнейшего развития рынка капитала в Азербайджане. Необходимо создавать инфраструктуру, обеспечивать эффективность фондового рынка, увеличивать потенциал участников финансового рынка, расширять количество инструментов, применяемых на финансовом рынке, а также развивать механизм коллективных инвестиций. Это возможно через создание инвестиционных фондов, что приведет к институциональным изменениям на фондовом рынке страны и углублению рынка.

Сегодня на рынке проводятся операции с государственными и корпоративными ценными бумагами, но доля первых превышает 80 %. Хотя в последние годы удельный вес государственных бумаг на фондовом рынке снизился с 90 до 80 %, вместе с тем преимущественная часть операций на рынке проходит с ценными бумагами госсектора.

В Азербайджане, несмотря на то, что пройдены крупные этапы приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено, и одной из проблем при таком перераспределении является переход крупных промышленных предприятий к модели публичной компании.

До 2013 г. в стране ожидается принятие нового Закона «О рынке ценных бумаг», отвечающего передовому международному опыту, планируются создание оптимальной системы выпуска и регистрации ценных бумаг и внедрение системы международной нумерации ценных бумаг (коды КЕЧ).

В целях обеспечения усовершенствования рынка ценных бумаг Президент Азербайджана 16 мая 2011 г. подписал распоряжение об утверждении Государственной программы «Развитие рынка ценных бумаг в Азербайджанской Республике в 2011-2020 годах». Развитие рынка ценных бумаг будет проводиться по 6 направлениям:

1) совершенствование организационной и операционной инфраструктуры рынка капитала;

2) стимулирование спроса на рынке ценных бумаг;

3) расширение спектра предложений финансовых инструментов на рынке ценных бумаг;

4) усиление регулятивного потенциала;

5) применение и расширение мер, нацеленных на просвещение и обучение;

6) совершенствование законодательства.

Перед Министерством финансов поставлена задача до 2015 г. осуществить меры по развитию опыта финансовой отчетности частных и государственных предприятий, обеспечению применения стандартов международной и национальной финансовой отчетности.

Страховой рынок Азербайджана

Страхование является важным элементом государственной политики. Последние 3 года, наряду с Законом «О страховой деятельности», важным событием является принятие новой редакции главы 50 Гражданского кодекса, посвященной вопросам страхования. За это время, во-первых, произошли большие изменения в системе корпоративного управления страховых компаний. Сегодня все страховые компании стали акционерными обществами открытого типа. В них сформированы все необходимые руководящие органы, включая совет директоров, правление, ревизионную комиссию, Службу внутреннего аудита и т. д. В целом, в компаниях создана система управления, которая отвечает интересам всех заинтересованных сторон — акционеров, сотрудников, клиентов. Кроме того, при выдаче кредитов по государственной ипотечной программе, по программе поддержки малого и среднего предпринимательства наличие страховки является одним из условий. В политике коммерческих, в первую очередь кредитных, организаций роль страхования также постоянно растет. В частности, при выдаче кредита на покупку автомобиля, недвижимости, бытовой техники, мебели и прочего обязательно требуется наличие страхования залогового имущества или же страхования жизни и трудоспособности заемщика. Это свидетельство того, что страхование уже сегодня является частью государственной политики и корпоративной политики кредитных организаций. Вопрос в том, чтобы страхование из сферы государственной и корпоративной политики перешло и в частную политику отдельных людей в целях защиты их имущественных интересов.

Сегодня в обществе больше говорится о страховании, нежели в период до 2008 г., и это свидетельствует о том, что развитие законодательной базы, в том числе, положительно повлияло на развитие страхования и повышение уровня страховой грамотности в обществе. Отмена лимита участия иностранного капитала в азербайджанских страховых компаниях позволила улучшить инвестиционную

Использованы материалы Государственной службы страхового надзора при Министерстве финансов Азербайджана.

привлекательность страхового рынка. Ярким подтверждением тому является приход французской компании AXA на рынок страхования страны.

До 2008 г. к азербайджанскому страховому рынку был большой интерес, и некоторые зарубежные компании уже вели предварительные переговоры. Но в связи с мировым финансовым кризисом у многих крупных компаний возникли определенные проблемы, которые заставили их отложить свои инвестиционные планы на будущее.

Полагаем, что в ближайшие два-три года произойдет рост интереса к страховому рынку Азербайджана со стороны крупных международных компаний. Не так давно в стране появился первый иностранный игрок — 100 %-ная «дочка» американской Chartis.

Приход ведущих международных страховщиков на страховой рынок Азербайджана, безусловно, окажет положительное влияние на его развитие. Самое главное, что приносят эти компании, это их опыт, накопленный за многие годы работы в десятках стран мира. Что касается уровня конкуренции, то он, конечно, повысится.

Страховой рынок Азербайджана в 2012 г. продемонстрировал два основных тренда — сногсшибательный рост премий и феноменальную концентрацию бизнеса.

Так, в 2012 г. средний размер премий на одну компанию вырос с 5,763 до 12,232 млн манатов, а выплат — с 1,993 до 3,352 млн манатов. Впервые азербайджанской страховой компании удалось собрать более 46 млн манатов премии. Впервые же выплаты одной страховой компании превысили 22 млн манатов.

Фактически страховой рынок Азербайджана формируют 10 компаний. По итогам 2012 г. лидирующая десятка обеспечила 75,13 % суммарной страховой премии, в том числе лидирующая пятерка— 52,6 %. При этом страховая компания Pasha Insurance, безусловный лидер, сформировала 13,63 % страхового рынка.

Как сказано в сообщении Государственной службы страхового надзора при Министерстве финансов Азербайджана, по итогам 2012 г. все 10 страховых компаний-лидеров преодолели отметку в 13 млн манатов по объему премии, 4 компании — 34, а лидер — 46 млн манатов. При этом за год общий объем премий всех 28 действующих в стране компаний составил 342,519 млн манатов при выплатах на 93,860 млн манатов. Лидерами рынка за 2012 г. стали компании: Pasha Insurance (46,687 млн манатов), AzSigorta (39,797), Ateshgah Sigorta (37,812), Azersigorta (34,562), Standard Insurance (21,314), AXA MBASK (17,697), Ateshgah Heyat (15,757), Международная страховая компания (14,780), PASHA Heyat (14,696) и A-Group (13,944 млн манатов). Также к ведущей десятке примыкают Xalq Sigorta (12,583 млн манатов) и AtaSigorta (10,640 млн манатов). Лидерами по объему выплат стали компании Pasha Insurance (22,871 млн манатов), Azersigorta (11,771), Ateshgah Sigorta (9,429), Международная страховая компания (6,432), A-Qroup (6,060), AXA MBASK (5,867), Standard Insurance (5,337), Ateshgah Heyat (3,719), AtaSigorta (2,608) и Baki Sigorta (2,497 млн манатов).

Министерство финансов Азербайджана определило приоритеты развития страхового рынка республики на ближайшие годы:

1) полное использование потенциала страхования в секторе АПК;

2) расширение применения электронных услуг в сфере страхования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) ускорение развития страхования жизни;

4) повышение уровня страхования в сфере строительства.

Министерство финансов Азербайджана намерено продолжить надзор за выполнением требований по капитализации действующими в стране страховыми компаниями в рамках страхового законодательства. Согласно утвержденным минимальным требованиям к капиталу страховых компаний к 1 января 2010 г. капитал страховых компаний должен быть доведен до 2 млн манатов, перестраховочных компаний — 4 млн манатов, к 1 января 2011 г. —3,5 и 7 млн манатов, к 1 января 2012 г. — до 5 и 10 млн манатов соответственно.

Основной целью введения нового графика капитализации компаний является обеспечение финансовой стабильности и платежеспособности страховщиков и перестраховщиков, защита интересов страхователей. Такая необходимость появилась в связи с повышением страховых премий на период 2007-2008 гг. на рынке страхования, а также повышения рисков в связи с обязательствами страховщиков и перестраховщиков.

Выводы и предложения

Среди макроэкономических задач, которые придется решать азербайджанской финансовой системе для того, чтобы перейти на новый уровень развития, основными видятся следующие:

• становление азербайджанского финансового сектора как эффективного механизма поддержки роста экономики через долгосрочное кредитование и инвестиционную поддержку предприятий реального сектора экономики;

• более современным методом повышения капитализации азербайджанских банков является банковское IPO. Выход банков на рынок IPO позволяет обеспечить до 60 % роста капитала банковской системы. Проблема, однако, состоит в том, что подавляющее большинство банков не рассматривают рынок ценных бумаг как механизм привлечения ресурсов;

• одними из главных условий повышения конкуренции в банковском секторе являются полная реализация функции сектора как финансового посредника и повышение качества финансово-банковских услуг;

• сохранение финансового азербайджанского сектора под контролем национального капитала;

• создание и развитие финансовой инфраструктуры;

• усиление механизмов надзора, регулирования и стимулирования финансового рынка;

• разработка новых и совершенствование имеющихся законодательных и нормативных актов в сфере финансовой деятельности;

• полная либерализация валютного законодательства с одновременным ужесточением контроля, усилением борьбы с отмыванием денег и отменой границ при перемещении «чистых» капиталов;

• поэтапное становление маната как конвертируемой валюты, хотя бы в региональном масштабе;

• продолжение реструктуризации финансовой системы ускоренными темпами.

Итак, целенаправленная и консервативная политика в отношении государственных расходов, своевременные финансовые меры государства оградили финансовую систему страны от необходимости привлечения кредитов международных финансовых институтов, что еще раз подтвердило устойчивость национальной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаджиев Дж.Ф. Международный банк Азербайджана: устойчивое развитие в условиях мировой финансовой нестабильности // Научно-практическая конференция «Глобальный финансовый кризис и антикризисная политика в системе государственного управления: мировой опыт и азербайджанская модель», 4 июня 2010 г. / Академия государственного управления при президенте Азербайджана; науч. ред. З.Ф. Мамедов. Баку, 2010. С. 32.

2. Мамедов З.Ф. В Азербайджане необходимо создание специализированных банков по отдельным отраслям экономики// 1пе\У5.аг. 2010. 14 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.