УДК 336.1
финансовый потенциал России: негативные тенденции
Фролова виктория борисовна
канд. экон. наук, профессор кафедры «Финансовый менеджмент» Финансового университета E-mail: [email protected]
панкова ольга чиколаевча
бакалавр Финансового университета E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме сохранения финансового потенциала государства в кризисный период. Предметом исследования стали воздействие санкций, снижение цен на нефть, рост курса валют и иные факторы, приводящие к уменьшению финансового потенциала всего государства в целом, и причины их возникновения. Цель работы - установить причины ослабления финансового потенциала государства и их последствия, определить пути стабилизации. Сделан вывод о том, что основа финансового потенциала государства - это реально сбалансированный бюджет, доходная часть которого формируется не только преимущественно за счет нефтегазовых доходов, а расходная часть не ограничивает социальную политику, стимулирует подъем и развитие сельского хозяйства и реального сектора экономики. Вносится предложение проводить прямое инвестирование в развитие импортозамещения, развивать систему льготного кредитования, ориентированного на финансовый результат, активно диверсифицировать доходную часть бюджета, рационально использовать средства профицита бюджета.
Ключевые слова: финансовый потенциал; цены на нефть; курс валют; расходы бюджета; доходы бюджета.
Negative Trends in the Financial Capacity of Russia
VICTORIA B. FROLOVA
PhD (Economics), Professor of the Financial Management Chair, the Financial University E-mail: [email protected]
OLGA N. PANKOVA
Bachelor of Finance University E-mail: [email protected]
The paper focuses on the preservation of the financial capacity of the state during the crisis. The subject of research is the impact of sanctions, the decline in oil prices, the raise in exchange rates and other factors that lead to a reduction in financial capacity of the state as a whole. The research examines the factors, their origins and the effects they have on the financial capacity. The purpose of work is to reveal the causes of financial capacity weakening and its aftermath as well as identify ways to stabilize the situation. It is concluded that the basis of the financial capacity of the state is a realistic balanced budget which is formed not mainly of receipts from oil and gas industries. Moreover, budget expenditures allow to implement an efficient social policy; stimulate development of agriculture and the real economy. The authors suggest to invest directly in development of import substitution; provide a system of preferential credits offered on the basis of financial results; diversify the revenues and use efficiently funds from budget surplus.
Keywords: financial capacity; oil prices; currency exchange rates; budget expenditures; budget revenues.
состав финансового потенциала
Как известно, финансовый потенциал лежит в основе разработки любых сводных программ и прогнозов развития. От его динамики и величины в значительной степени зависит не только общий уровень развития территории, но и возможность
государственного финансового регулирования социально-экономических процессов посредством финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти страны.
Изменения, происходящие в российской экономике в последние месяцы, оказали негативное влияние как на финансовый потенциал
государства в целом, так и на его отдельные элементы (рис. 1).
На протяжении последнего времени в российской экономике преобладала тенденция развития нефте- и газодобычи, частично металлургической промышленности на фоне ослабления других сфер экономической деятельности. Финансовый потенциал государства находился практически в полной зависимости от добычи и продажи природно-сы-рьевых ресурсов. Поскольку доходы государства мало диверсифицированы, удар по «слабому месту» — ценам на нефть оказался наиболее чувствительным.
Финансовый потенциал, определяемый соотношением возможных государственных доходов и требуемых государственных расходов, подвержен негативным тенденциям развития под влиянием изменяющихся условий внешней и внутренней среды.
Блияние санкций на финансовый потенциал
На современном этапе развития экономики финансовый потенциал государства находится под влиянием негативных факторов, в первую очередь вызванных принятием политических и экономических санкций в отношении России, которая, по мнению ряда правительств, при-частна к дестабилизации ситуации в Украине, в том числе в отношении ВТБ, Сбербанка, Внешэкономбанка, Роснефти, Транснефти, Ростеха и других организаций, что потребовало обращения государства к своим внутренним резервам. Возникла необходимость определения состояния финансового потенциала на современном этапе и факторов, способных повлиять на него в дальнейшем.
Первые введенные в марте санкции против России не оказали существенного влияния на экономику. Это были адресные ограничения, которые привели лишь к некоторому снижению инвестиционного климата в стране. Но постепенно с ухудшением ситуации ключевые государственные компании, работающие в финансовом, оборонном и нефтегазовом секторах, потеряли доступ к долгосрочному рынку капитала в Европе.
Как и все санкции, помимо прямого влияния, они ухудшают экономические отношения между Западом и Россией. Все это замедляет экономический рост, так как компании вынуждены сокращать инвестиционные программы, что
Состав финансового потенциала государства Элементы финансового потенциала
• Финансовый потенциал регионов; • финансовый потенциал хозяйствующих субъектов; • финансовый потенциал населения • Налоговый потенциал; • бюджетный потенциал; • денежно-кредитный потенциал; • инвестиционный потенциал; • институциональный потенциал; • социальный потенциал
Рис. 1. Состав финансового потенциала России
означает более медленное развитие бизнеса, замедление потребительской активности и потерю рабочих мест.
Санкции привели к увеличению ставки рефинансирования Банка России, что повлияло на стоимость кредитов, предоставляемых банками, и привело к снижению активности в инновационной деятельности. В то же время санкции затронули некоторые аспекты операционной деятельности банков и других организаций, но в целом пока не оказали, по мнению авторов, существенного влияния на экономику государства: по прогнозам, ожидаемые потери от санкций составят не более 40 млрд долл. США. Гораздо большее влияние на экономику России оказало резкое снижение цен на нефть.
Влияние снижения цены на нефть на российскую экономику
Изменение цен на нефть зависит от сложившейся политической и экономической ситуации в мире. Самые резкие скачки ее стоимости происходили в 1998 г., когда азиатский финансовый кризис привел к падению цены на нефть: в июне этого года — до 10,77 долл. США за баррель, а затем, после непродолжительного периода стабилизации, в ноябре — до 10 долл. США за нефть марки Brent. Отметим, что падение цены на нефть стало одной из причин объявления дефолта в России 17 августа 1998 г. (рис. 2)
С 2002 г. начался продолжительный и практически непрерывный рост цен на нефть, что объяснялось военными действиями в Ираке, сокращением нефтедобычи в Мексике, Великобритании и Индонезии, ростом потребления нефти в странах Персидского залива, урбанизацией Китая. 29 февраля 2008 г. цена на нефть марки Brent впервые в истории превысила рубеж в 100 долл. США за баррель. Но в конце того же года мировой финансовый кризис обвалил цены на нефть почти до 34 долл. США
122
100
?з/ 70,5533 декабрь 2014
56
34
2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 2. динамика цен на нефть
2013
2014
за баррель. Однако период спада цен на нефть вновь не продлился слишком долго, и с середины 2009 г. цены на нефть начали расти. Так продолжалось до августа 2014 г., когда в связи с рядом факторов цены начали падать [2]. По сравнению с июнем к декабрю 2014 г. цена на нефть снизились на 30%. Падение цен на нефть обусловлено влиянием широкого спектра негативных факторов, в том числе в результате:
• действий членов ОПЕК (переизбыток предложения, стремление устранить конкуренцию);
• спада экономики (отсутствие тренда устойчивого развития экономики, замедление роста экономики Китая) и, как следствие, снижение энергопотребления в ряде стран;
• роста добычи нефти, в том числе сланцевой в США и Канаде, наращивание объектов нефтедобычи в Ливии, увеличение потока нелегальной нефти;
• ожидаемого выхода Ирана из режима санкций.
В.В. Путин считает основной причиной финансового кризиса замедление темпов роста мировой экономики и, как следствие, снижение энергопотребления в целом ряде стран. Кроме того, как отметил Президент Российской Федерации, стратегические и коммерческие запасы нефти в развитых странах находятся на уровне исторических максимумов [3].
Другая точка зрения — цена на нефть снизилась из-за сговора США и Саудовской Аравии в целях дестабилизации России. Но многие эксперты отмечают, что падение цен невыгодно США: собственные разработки теряют рентабельность, а низкая цена выгодна Китаю и Индии.
Блияние цен на нефть на бюджет Российской Федерации в 2015 г.
Минфин России постоянно меняет прогнозы по поводу того, как будет складываться ситуация в экономике. Очевидно, что притока средств в Фонд национального благосостояния (далее — ФНБ) не будет. Более того, цена на нефть может оказаться гораздо ниже планируемой, и тогда государству придется искать дополнительные источники доходов. Так, А.Л. Кудрин считает, что механизм, который сложился в период его работы на посту министра финансов РФ, обеспечивает исполнение бюджета независимо от цены на нефть. Он призвал использовать Стабилизационный фонд и отметил, что, возможно, придется пересмотреть часть социальных выплат, если инфляция окажется выше прогнозной [2]. В соответствии с оценкой Э.С. Набиуллиной инфляция составит в 2014 г. около 10%, что связано как с действием внешнеторговых ограничений и специфических факторов на рынках продовольственных товаров (цены на которых по итогам года добавят около 2,3% к общему уровню инфляции), так и со значительным ослаблением рубля (его вклад составит 2,6 процентных пункта). По оценкам Банка России, влияние этих факторов продолжится в I квартале 2015 г., что может привести к закреплению повышенных инфляционных ожиданий и распространению инфляционного давления на рынки товаров и услуг, которые непосредственно не связаны с импортом и санкциями [4].
Согласно прогнозам ряда специалистов безубыточный бюджет возможен при 96 долл. США, при снижении цены за нефть до 60 долл. США наступит рецессия.
Таблица 1
Фонд национального благосостояния
Дата Объем ФНБ, млрд долл. США Объем ФНБ, млрд руб. Объем ФНБ в процентах к ВВП
01.01.2012 86,79 2794,43 5,0
01.01.2013 88,59 2690,63 4,3
01.01.2014 88,63 2900,64 4,3
01.05.2014 87,62 3127,94 4,4
01.08.2014 86,46 3088,79 4,3
01.09.2014 85,31 3150,50 4,4
01.10.2014 83,20 3276,79 4,6
01.11.2014 81, 74 3547,02 5,0
01.12.2014 79,97 3944,12 5,5
Источник: Минфин России [6]
Таблица 2
Резервный фонд
Дата Объем Резервного фонда, млрд долл. США Объем Резервного фонда, млрд руб. Объем Резервного фонда в процентах к ВВП
01.01.2012 25,21 811,52 1,4
01.01.2013 62,08 1885,68 3,0
01.01.2014 87,38 2859,72 4,3
01.05.2014 87,94 3139,42 4,4
01.08.2014 86,63 3095,21 4,3
01.09.2014 91,72 3387,34 4,3
01.10.2014 90,00 3544,83 5,0
01.11.2014 89,55 3885,87 5,4
01.12.2014 88,94 4386,91 6,1
Источник: Минфин России [7].
Банку России было поручено разработать шоковый сценарий с запланированными действиями, которые помогут ограничить последствия финансового кризиса, если цена на нефть опустится до 60 долл. США за баррель, в то же время аналитики Bloomberg прогнозируют падение цен на нефть в 2015 г. до 40 долл. США за баррель. Глава Счетной палаты Т.А. Голикова считает, что бюджет 2015 г. потеряет от ослабления рубля и нефти около 331 млрд руб. [5].
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния
1 февраля 2008 г. Минфин России принял решение о разделении Стабилизационного фонда на Резервный фонд и ФНБ. Сложившаяся динамика на мировых финансовых рынках отрицательно влияет на оба этих фонда, постепенно уменьшая средства фондов в долларовом эквиваленте (табл. 1, 2).
В октябре 2014 г. министр финансов РФ А.Г. Си-луанов обратился к депутатам Государственной
Таблица 3
Планируемая динамика статей расхода бюджета
Статья 2014 г., млрд руб. 2015 г., млрд руб. Изменение
Увеличение
Социальная политика 3488, 1 3930,4 +442.3
Национальная оборона 2474, 6 2998, 7 +524,1
Национальная экономика 2057,5 2696 +638,5
Снижение
Расходы на здравоохранение 535,7 421,4 -114,3
Расходы на образование 649,8 611,2 -38,6
Источник: составлено авторами по данным Федеральных законов от 02.12.2013 № 349- ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.» и от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».
Думы за разрешением на использование средств Резервного фонда. Он отметил, что, возможно, понадобится до 500 млрд руб., если ситуация останется на прежнем уровне [8]. В Государственной Думе же считают, что необходимо пересмотреть государственные программы, особенно на предмет эффективности, так как некоторые затраты, например на содержание государственного аппарата, весьма значительны.
Причины проблем, с которыми столкнулась россия, кроются в ее экономике и зависимости от сырьевых доходов и импорта из других стран
Что же касается ФНБ, ситуация с ним складывается сложнее. Эксперты посчитали, что накопленные Россией средства за 10 лет могут быть израсходованы всего на год. Уже сейчас ряд российских нефтяных компаний претендует на средства из этого Фонда. Так, «Роснефть» запросила рекордную сумму в 2 трлн руб., которые планируются направить на финансирование уже утвержденных Минэнерго России шельфовых проектов в Восточной Сибири [9]. Возможно, данная инвестиционная программа и важна для России в долгосрочной перспективе, но Минфин России не может так разом потратить половину накопленных средств. Не
отстают в запросах государственных средств и другие компании.
Кроме того, Минфин России дал гарантию на то, что 40% общей суммы (1,2 трлн руб.) будет сохранено.
Расходы бюджета
Очевидно, что из-за сложившейся политической ситуации Россия не может уменьшить расходы на оборону и безопасность. Необходимо искать иные пути. Во внесенном в Государственную Думу проекте на 2016-2017 гг. расходы бюджета сокращены на 2% при условии, что не возникнут чрезвычайные обстоятельства. В 2015 г. такое снижение пока не предусмотрено, но Минфин России предполагает возможное уменьшение расходов на 10%, что высвободит около 1,5 трлн руб. при дальнейшем снижении цен на нефть, росте инфляции и санкциях со стороны США и стран Западной Европы. Приоритетными направлениями расходов бюджетных средств в 2015 г. будут социальная политика, национальная оборона, национальная экономика (табл. 3).
Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству РФ за счет снижения неэффективных затрат обеспечить в 2015-2017 гг. ежегодное сокращение расходов федерального бюджета не менее чем на 5% в реальном выражении.
Правительство РФ предполагает, что снижение расходов по государственным программам будет производиться точечно и в резком сокращении необходимость не возникает. Некоторые программы,
например на развитие сельского хозяйства, напротив, получат дополнительное финансирование.
сбалансированность бюджета: перспективы
Очевидно, что такие меры, как возможное повышение налогов или уменьшение социальных расходов, откладывают решение вопроса о реальной сбалансированности бюджета. Кажется, что мы теряем время, за которое могли бы сформировать стимулы для увеличения доходной части бюджета, а следовательно, и для обеспечения устойчивого роста «социальных расходов» и уменьшения налогов, введения налоговых каникул, которые так необходимы малому и среднему бизнесу. Причины проблем, с которыми столкнулась Россия, кроются в ее экономике и зависимости от сырьевых доходов и импорта из других стран. Для преодоления этих проблем необходимо применение внутренних стимулов с целью повышения эффективности экономики, принципиальное изменение модели экономического развития, сокращение прямого участия государства в экономике и поощрение частной инициативы, активизация инвестиций в импортозамещении, развитие сельского хозяйства, применение новых технологий, направление средств профицита бюджета не только на поддержание банковского и нефтегазового сектора, но и в реальный сектор экономики, а также разработка системы льготного кредитования, ориентированного на финансовый результат. В условиях частичной экономической изоляции именно эти направления становятся приоритетными для восстановления, поддержания, а в дальнейшем и для роста финансового потенциала как государства в целом, так и его составляющих.
литература
1. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/47023 (дата обращения: 21.11.2014).
2. URL: http://lenta.ru/news/2014/09/30/budget (дата обращения: 07.11.2014).
3. Цены на нефть и структура нефтяного рынка: прошлое, настоящее, будущее /под ред. В.В. Бушуева и Н.К. Куричева приложение к журналу «Мировой рынок нефти и газа». М.: Энергия, 2013. 13 с.
4. URL: http://rusnewsinfo.ru/ekonomika/63777-dokument-dnya-elvira-nabiullina-o-kurse-rublya.html (дата обращения: 12.12.2014).
5. URL: http://news.mail.ru/politics/20406463 (дата обращения: 09.12.2012).
6. URL: http://minfin.ru/ru/nationalwealthfund/ statistics/volume/index.php?id_4=6412
7. URL: http://minfin.ru/ru/reservefund/statistics/ volume/index.php?id_4=5796
8. URL: http://www.fontanka.ru/2014/10/28/095 (дата обращения: 07.11.2014).
9. URL: http://www.rg.ru/2014/10/24/fond-site. html (дата обращения: 07.11.2014).
10. URL: http://top.rbc.ru/economics/24/10/2014/ 544a51dccbb20f0eacf16ec8 (дата обращения: 07.11.2014).
11. URL: http://top.rbc.ru/economics/11/07/2014/ 935991.shtml.
12. Послание Президента Федеральному Собранию URL: http://kremlin.ru/transcripts/47173
References
1. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/47023 (date of treatment: 21.11.2014).
2. URL: http://lenta.ru/news/2014/09/30/budget (date of treatment: 07.11.2014).
3. Oil prices and the structure of the oil market: the past, present and future. Ed. Bushueva V.V. and Kuricheva N. K. — Supplement to the journal «World oil and gas market» [Ceny na neft' i struktura neftjanogo rynka: proshloe, nastojashhee, budushhee /pod red. V.V. Bushueva i N.K. Kuricheva — prilozhenie k zhurnalu Mirovoj rynok nefti i gaza]. Moscow, Energy, 13 p.
4. URL: http://rusnewsinfo.ru/ekonomika/63777-dokument-dnya-elvira-nabiullina-o-kurse-rublya.html (date of of treatment: 12.12.2014).
5. URL: http://news.mail.ru/politics/20406463/ (date of treatment: 09.12.2012).
6. URL: http://minfin.ru/ru/nationalwealthfund/ statistics/volume/index.php?id_4=6412.
7. URL: http://minfin.ru/ru/reservefund/ statistics/volume/index.php?id_4=5796.
8. URL: http://www.fontanka.ru/2014/10/28/095/ (date of treatment: 07.11.2014).
9. URL: http://www.rg.ru/2014/10/24/fond-site. html (date of treatment: 07.11.2014).
10. URL: http://top.rbc.ru/economics/24/10/2 014/544a51dccbb20f0eacf16ec8 (date of of treatment: 07.11.2014).
11. URL: http://top.rbc.ru/economics/11/07/2014/ 935991.shtml.
12. Address to the Federal Assembly [Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniju]. URL: http://kremlin.ru/transcripts/47173.