www.volsu.ru
ФИНАНСЫ. БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ
DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2020.4.10
UDC 336.13 Submitted: 21.10.2020
LBC 65.261.3 Accepted: 11.11.2020
FINANCIAL MONITORING IN THE BUDGET SPHERE: ESSENCE AND DIRECTIONS OF IMPROVEMENT
Svetlana N. Belova
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the development of financial monitoring in the public sector. The purpose of this work is to study the essence of the concept of financial monitoring in the budget sphere, and to propose measures to improve it. To achieve this goal, the author reveals the methodological support of financial management in the budget sphere through the study of financial indicators used by public sector organizations in the organization of accounting and budget reporting taking into account the stages of the budget process and the most common budget risks. The concept of "financial monitoring" is considered in various aspects, and the author's concept of financial monitoring in the budget sphere in broad and narrow senses is given. Due to the lack of a legal definition of financial monitoring in the budget sphere and the lack of scientific approaches, an attempt is made to study the issues of its essence as a scientific category. Based on the analysis of financial monitoring in the budget sphere for 2019 (on the example of the Ministry of Internal Affairs of Russia), the directions for improving the studied sphere are proposed with their systematization by stages of the budget process taking into account the risk-oriented approach. The article considers the contents of the financial monitoring in the public sector expressed in the observation, analysis and evaluation, timely response to ongoing subjects of financial monitoring activity in terms of the execution of budget authority, including: income forming (administration), distribution (redistribution) and use of financial, material and other public resources; assessment of the effectiveness of management decisions being made and have already been made regarding financial management, completeness, reliability and timeliness of accounting and budget reporting; prevention of violations in the budget sphere. The most important goals of financial monitoring in the budget sphere are emphasized: continuous systematic monitoring of the implementation of decisions on the administration of revenues and execution of budget expenditures, timely correction of existing problems in financial management in the budget sphere and development of proposals for their optimization within a single socio-economic system by applying a risk-based approach. The research shows that an effective system of financial monitoring in the budget sphere as one of the types of financial control is a guarantee of increasing the efficiency of budget revenue generation, use (distribution and / or redistribution) of public finances, ensuring transparency of the budget process at all stages of its implementation, as well as preventing corruption and other abuses in the budget sphere. The results of the research can be used by specialists in the field of financial management in the budget sphere in practical activities, as well as in the educational activities of higher education institutions - in the theoretical part.
Key words: financial monitoring in the public sector, budget, budget revenues and expenditures, financial
g control, financial management, risk-based approach.
<N
^ Citation. Belova S.N. Financial Monitoring in the Budget Sphere: Essence and Directions of Improvement.
O Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of Volgograd State University.
« Economics], 2020, vol. 22, no. 4, pp. 110-121. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2020A10
§
<D
w
©
УДК 336.13 ББК 65.261.3
Дата поступления статьи: 21.10.2020 Дата принятия статьи: 11.11.2020
ФИНАНСОВЫМ МОНИТОРИНГ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ: СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Светлана Николаевна Белова
Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена развитию финансового мониторинга в бюджетной сфере. Целью работы является изучение сущности понятия финансового мониторинга в бюджетной сфере, предлагаются мероприятия по его совершенствованию. Для достижения цели раскрывается методическое обеспечение финансового менеджмента в бюджетной сфере посредством исследования финансовых показателей (индикаторов), применяемых учреждениями государственного сектора при организации бухгалтерского учета и бюджетной отчетности, с учетом этапов бюджетного процесса и наиболее часто встречающихся бюджетных рисков. Рассматривается понятие «финансовый мониторинг» в различных аспектах, дается авторское видение финансового мониторинга в бюджетной сфере в широком и узком смыслах. Ввиду отсутствия легального нормативно-правового определения финансового мониторинга в бюджетной сфере, недостаточности научных подходов предпринята попытка исследования вопросов его сущности как научной категории. На основе проведенного анализа финансового мониторинга в бюджетной сфере за 2019 г. (на примере МВД России) предложены направления совершенствования исследуемой сферы с их систематизацией по этапам (стадиям) бюджетного процесса с учетом риск-ориентированного подхода. Рассматривается содержание финансового мониторинга в бюджетной сфере, выражающееся в наблюдении, анализе и оценке, своевременном реагировании на осуществляемую субъектами финансового мониторинга деятельность в части исполнения бюджетных полномочий, в том числе: по формированию (администрированию) доходов, распределению (перераспределению) и использованию финансовых, материальных и иных государственных ресурсов; оценке результативности принимаемых и уже принятых управленческих решений, касающихся управления финансами, полноты, достоверности и своевременности отражения бухгалтерского учета и бюджетной отчетности; предотвращению нарушений в бюджетной сфере. Подчеркиваются наиболее важные цели финансового мониторинга в бюджетной сфере, заключающиеся в непрерывном систематическом наблюдении за выполнением решений по администрированию доходов и исполнению расходов бюджетов, своевременной корректировке существующих проблем в управлении финансами в бюджетной сфере и выработке предложений по их оптимизации в рамках отдельно взятой социально-экономической системы путем применения риск-ориентированного подхода. Проведенное исследование свидетельствует, что наличие эффективной системы финансового мониторинга в бюджетной сфере как одного их видов финансового контроля является гарантом повышения эффективности формирования доходов бюджетов, использования (распределения и/или перераспределения) государственных финансов, обеспечения гласности и прозрачности исполнения бюджетного процесса на всех стадиях его осуществления, а также предотвращения коррупции и других злоупотреблений в бюджетной сфере. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области управления финансами в бюджетной сфере - в практической деятельности, а также в образовательной деятельности организаций высшего образования - в теоретической части.
Ключевые слова: финансовый мониторинг в бюджетной сфере, бюджет, доходы и расходы бюджета, финансовый контроль, управление финансами, риск-ориентированный подход.
Цитирование. Белова С. Н. Финансовый мониторинг в бюджетной сфере: сущность и направления совершенствования // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2020. - Т. 22, № 4. - С. 110-121. - DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2020.4.10
Финансовый мониторинг в бюджетной сфере является относительно новым инструментом государственного финансового контроля, практика применения которого в России составляет около двадцати лет. Актуальность
Введение
исследования сущности финансового мониторинга в бюджетной сфере и направлений его совершенствования не вызывает сомнения, что подтверждается изменениями бюджетного законодательства в области финансового контроля, а также повышенным интересом ученых-теоретиков и специалистов-практиков
в части разработки методологии анализа выполнения процедур по формированию и исполнению бюджета. В настоящее время все еще имеется достаточно большой объем проблем, касающихся неэффективного использования средств федерального бюджета, вопросов администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджетов, что подтверждается существованием обзоров и аналитических материалов проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора.
В связи с этим возникает необходимость совершенствования мер по повышению эффективности одного из видов финансового контроля - финансового мониторинга в бюджетной сфере (в том числе в организациях и учреждениях системы МВД России) через изучение его сущности.
Основная часть
Финансовый мониторинг является относительно новым понятием, как в мировой, так и в отечественной практике реализации государственного финансового контроля [Едроно-ва, 2016б, с. 43].
В.А. Новиков в толковом словаре терминов рыночной экономики определяет «мониторинг» (monitoring) как средства и методы контроля и наблюдения за ходом каких-либо процессов или коммерческой деятельности предприятия, осуществляемые предпринимателем с целью стабилизации параметров производства [Новиков, 1994, с. 106].
В другом словаре мониторинг (от лат. «monitor» - напоминающий, надзирающий) понимается как непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составляющая часть управления [Райзберг, 1999, с. 199].
В настоящее время опубликован ряд работ по исследованию финансового мониторинга в различных сферах: налоговой [Мигачева, 2016; Мирошник, 2019]; банковской безопасности [Алексеева, 2010]; в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Едронова, 2016а]; финансовой безопасности [Прошунин, 2016] и др.
Одним из первых научных трудов в области исследования сущности и функций фи-
нансового мониторинга, его методологических основ является работа Л.Л. Фитуни «Финансовый мониторинг», представляющая собой, по сути, первое пособие, предназначенное для уполномоченных структур, осуществляющих государственный финансовый контроль. В данной работе были впервые рассмотрены методологические аспекты осуществления контроля в рамках противодействия отмыванию денежных средств и незаконному их обороту [Фитуни, 2002].
Также одной из первых методологических работ в области исследования проблем финансового мониторинга является монография О.Н. Горбуновой «Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России». Вместе с тем в данном труде сущность финансового мониторинга не исследуется, в работе проведена правовая оценка инструментов финансового контроля, где финансовый мониторинг рассматривается как его составная часть [Горбунова, 2003].
Поскольку в современных условиях легализация (отмывание) преступных доходов стала масштабной угрозой экономической безопасности для большинства государств мира, большое количество работ посвящено финансовому мониторингу в данной криминальной сфере [Зубков и др., 2007; 2008; Прошунин, 2010; Шашкова, 2013].
Первыми полноценными исследованиями сущности и функциональности финансового мониторинга в части борьбы с отмыванием доходов стали научные работы «Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма» [Зубков и др., 2007] и «Международная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма» [Зубков и др., 2008]. В этих научных трудах представлены результаты анализа международной системы противодействия отмыванию доходов, полученных в результате преступной деятельности, а также финансированию терроризма. В работе 2008 г. выявлены основные тенденции становления международных институтов системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, а также охарактеризованы основные источники международного права в данной сфере.
Проблема борьбы с отмыванием доходов, полученных в результате противоправной деятельности, и финансированием терроризма, продолжившая формирование системы финансового мониторинга, также достаточно широко была рассмотрена в монографии А.В. Шаш-ковой «Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан» [Шашкова, 2013]. В 2014 г. работа в данном направлении была изложена в коллективной монографии «Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах - членах ЕвразЭс» [Актуальные вопросы ... , 2014].
Под сущностью финансового мониторинга в сфере финансовой безопасности М.М. Прошунин понимает результативность использования государственных средств, которая характеризуется сравнительным анализом соответствия фактических показателей деятельности проверяемого учреждения запланированным, а с учетом двойственности бюджетных средств также должна определяться с двух сторон: производственной (экономической) и социальной. Автор в этой связи предлагает: прогнозировать все обстоятельства с минимальными отклонениями от установленных (плановых), осуществлять контроль эффективности принимаемых решений с точки зрения экономической или социальной выгоды на современном этапе и в перспективе, даже если эти решения принимаются в рамках действующего законодательства [Прошу-нин, 2016, с. 135].
Более широкое представление бюджетного мониторинга дает в своей работе Т.В. Сорокина, которая определяет его как систематически осуществляемые исследования, проводимые с целью информационного содействия бюджетному менеджменту. При этом осуществляется непрерывный сбор сведений о бюджетных процессах в регионе, анализируется и оценивается структура полученной информации. Нельзя не согласиться с мнением исследователя о том, что бюджетный мониторинг является значительной составной частью целостной системы мониторинга качества управления государственными и муниципальными финансами [Сорокина, 2011, с. 31-35].
Тем не менее в данных научных работах проблемы и методология осуществления непосредственно финансового мониторинга в общей системе мер государственного финансового контроля, в том числе в бюджетной сфере, рассмотрены не в полной мере. При наличии исследований ученых о сущности финансового мониторинга [Прошунин, 2010; 2016; Мирошник, 2019] все еще остаются недостаточно изученными вопросы сущности и методологии финансового мониторинга в учреждениях и организациях государственного сектора.
Поскольку нормативно-правовое определение финансового мониторинга, в том числе в бюджетной сфере, отсутствует, оно зачастую отождествляется с понятием «мониторинг качества финансового менеджмента», определение которого имеется в новом приказе Минфина России [Приказ от 18.06.2020 № 112н ...]. Мониторинг качества финансового менеджмента в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов бюджетов и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета осуществляется Минфином России посредством анализа и оценки итогов выполнения бюджетных процедур (формирования, утверждения и исполнения бюджета). При этом учитывается еще ряд процедур финансового обеспечения в учреждениях и организациях государственного сектора, например организация бухгалтерского учета и бюджетной отчетности, управление финансовыми и нефинансовыми активами, осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и другие бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, мониторинг качества финансового менеджмента является одним из бюджетных полномочий Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Целями данного вида мониторинга являются формирование выводов и предложений по нарушениям, выявленным в процессе осуществления оценки и анализа бюджетных процедур, устранение
несовершенства бюджетного законодательства Российской Федерации.
Вследствие этого актуальным является изучение основных подходов, предпринимаемых российскими и зарубежными авторами при исследовании понятия, функций и методологии финансового мониторинга в целях совершенствования его последующей правоприменительной практики [Едронова, 2016а]. Отметим, что исследование данного понятия осуществляется на стыке экономики и юриспруденции (в рамках финансового права), что позволяет рассмотреть различные аспекты реализации инструментов финансового мониторинга и выработать более эффективные правовые нормы его регулирования в бюджетной сфере.
На наш взгляд, самый значительный вклад в исследование теоретических аспектов финансового мониторинга принадлежит отечественному ученому М.М. Прошунину, опубликовавшему более десяти фундаментальных научных работ по данному направлению, в том числе предложено определение понятия «финансовый мониторинг», охарактеризована его социально-экономическая роль, представлены основные принципы и особенности государственного регулирования, исследованы методологические и нормативные аспекты финансового мониторинга [Прошу-нин, 2010; 2016].
В представленных научных работах, на наш взгляд, достаточно ярко прослеживается авторская позиция, характеризующая содержание понятия «финансовый мониторинг», определяющая его предмет, метод, основные принципы и функций. Например, Л.Л. Фитуни отождествляет финансовый мониторинг со своего рода финансовой разведкой [Фитуни, 2002]. Экономическая составляющая прослеживается в определении финансового мониторинга как «слежении рублем за успешным развитием государства» [Горбунова, 2003, с. 40-41]. В.А. Зубков и С.К. Осипов определяют финансовый мониторинг как составляющую их трех компонентов: предупреждение легализации доходов, полученных преступным путем, выявление и пресечение легализации доходов, полученных преступным путем, а также осуществление в данном направлении международного сотрудничества [Зубков и др., 2007].
М.М. Прошунин также объясняет сущность финансового мониторинга с точки зрения предлагаемых мероприятий по борьбе с отмыванием полученных в результате преступной деятельности доходов [Прошунин, 2010].
Анализируя представленные определения, можно отметить, что каждый из авторов ограничивается определением сущности финансового мониторинга не как отдельной научной и правовой категории, а скорее, рассматривают его как вид деятельности, являющейся важным элементом современного механизма государственного финансового контроля.
Согласимся с мнением О.П. Торшининой о том, что финансовый мониторинг целесообразно рассматривать в качестве научной категории, представляющей одно из направлений современного финансового права [Торши-нина, 2015].
Исследование понятийных и методических аспектов финансового мониторинга также представлено в трудах зарубежных ученых. Так, например, доктор права Н. Райдер в работе «Финансовая война с терроризмом: обзор контртеррористических стратегий финансирования с 2001 г.» осуществляет оценку используемых мер в борьбе с терроризмом на примере работы представительств США, Великобритании, Австралии [Ryder, 2015].
Интерес представляет исследование Д. Демиста «Технология борьбы с отмыванием денег: теория систем и риск-ориентированный подход», в котором изучается значение информационных систем в борьбе с финансовыми преступлениями и финансированием терроризма, анализируются полученные результаты научной работы по отмыванию финансов на основе теорий систем, важная роль отводится риск-ориентированному подходу [Demits, 2010].
Риск-ориентированный подход с определением перечня отраслевых (ведомственных) бюджетных рисков очень актуален в подразделениях и организациях системы МВД России в связи с вступлением в силу с 1 июля 2020 г. Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего
финансового контроля и внутреннего финансового аудита», который предусматривает утверждение федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и ведомственных стандартов [Федеральный закон от 26.06.2019 № 199-ФЗ ...].
На основе вышеизложенного сущность финансового мониторинга в бюджетной сфере в широком смысле можно определить как совокупность регламентированных организационно-экономических и правовых отношений между уполномоченными участниками бюджетного процесса, проводимых посредством анализа, оценки и обобщения сведений (показателей) по эффективному исполнению бюджетных полномочий, в том числе бюджетных процедур (операций, действий), формированию доходной и исполнению расходной части бюджетов, управлению активами, осуществлению государственных закупок, а также предупреждению нарушений бюджетного законодательства и минимизации бюджетных рисков.
В узком смысле под финансовым мониторингом в бюджетной сфере предлагает-
ся понимать один из видов государственного финансового контроля по анализу, оценке и обобщению полученной информации в части осуществления каждого бюджетного полномочия (юридически значимого документа и/или совершения операций и действий, направленных на выполнение бюджетного полномочия).
Подобный подход к объяснению понятия финансового мониторинга в бюджетной сфере позволяет производить анализ результатов выполнения главными администраторами бюджетных процедур по формированию и исполнению федерального бюджета, осуществлению бухгалтерского учета и бюджетной отчетности, управлению активами и других операций, проводимых в целях исполнения бюджетных полномочий.
Для разработки мер по совершенствованию финансового мониторинга в бюджетной сфере проведен его анализ за 2019 г. (на примере МВД России) по трем направлениям: управления доходами и расходами бюджета, ведения бюджетного учета и составления отчетности (см. таблицу).
№ п/п Наименование показателя Баллы
1 Общий показатель управления доходами бюджета, в том числе: 67,65
1.1 Управление просроченной дебиторской задолженностью по платежам в бюджет 47,0
1.2 Доля возвратов (возмещений) из федерального бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм 93,0
1.3 Доля уточненных невыясненных поступлений 77,0
1.4 Доходы (платежи), ошибочно принятые к зачету в федеральный бюджет 95,0
1.5 Качество управления просроченной дебиторской задолженностью по платежам в бюджет информация отсутствует
2 Общий показатель управления расходами бюджета, в том числе: 74,91
2.1 Обеспечение выполнения функций казенных учреждений 75,0
2.2 Социальное обеспечение и иные выплаты населению 76,0
2.3 Расходы бюджета на капитальные вложения в объекты государственной собственности 52,0
2.4 Расходы бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов 93,0
2.5 Расходы бюджета на исполнение судебных актов 40,0
3 Общий показатель ведения учета и составления бюджетной отчетности 98,33
3.1 Нарушение порядка формирования и представления сводной, консолидированной бюджетной отчетности 100,0
3.2 Нарушение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств 100,0
3.3 Степень достоверности бюджетной отчетности 100,0
3.4 Подготовка и внедрение управленческого учета 100,0
3.5 Качество ведомственного контроля бюджетной отчетности 67,0
Таблица
Сравнительный анализ финансового мониторинга за 2019 г. (на примере МВД России)
Примечание. Составлено автором по: [Официальный сайт Минфина России].
Проведенный анализ финансового мониторинга за 2019 г. по МВД России показал следующее.
Первое направление «Общий показатель управления доходами бюджета» получило оценку 67,65 баллов, в том числе основными негативно расцененными показателями явились: в части управления просроченной дебиторской задолженностью по платежам в бюджет - недовыполнение прогноза поступлений доходов на текущий финансовый год для администратора доходов федерального бюджета (47,0 баллов); в отношении доли уточненных невыясненных поступлений - показатель, отражающий качество администрирования доходов федерального бюджета в текущем финансовом году и плановом периоде (77,0 баллов).
Рассмотрим снижающие показатели по второму направлению - «Общий показатель управления расходами бюджета», общий балл- 74,91.
1. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений - востребованность бюджетных ассигнований, показатель, который характеризует качество планирования главным администратором бюджетных ассигнований (14,0 баллов); равномерность кассовых расходов бюджета, характеризующий равномерность исполнения расходов федерального бюджета в текущем финансовом году, а также качество ведомственного контроля за равномерностью исполнения расходов (8,0 баллов).
2. Социальное обеспечение и иные выплаты населению - востребованность бюджетных ассигнований, показатель, характеризующий качество планирования главным администратором бюджетных ассигнований (9,0 баллов).
3. Расходы бюджета на капитальные вложения в объекты государственной собственности - востребованность бюджетных ассигнований, показатель, характеризующий качество планирования главным администратором бюджетных ассигнований на капитальные вложения в объекты государственной собственности (15,0 баллов); равномерность кассовых расходов бюджета (3 балла).
4. Расходы бюджета на исполнение судебных актов - иски по денежным обязательствам получателей средств федерального
бюджета (в денежном выражении), показатель характеризует работу казенных учреждений, подведомственных главному администратору, в области правовой защиты при предъявлении исков о взыскании с казенных учреждений, подведомственных главному администратору, по принятым ими как получателями бюджетных средств денежным обязательствам (34,0 баллов).
По третьему анализируемому направлению «Общий показатель ведения учета и составления бюджетной отчетности» (98,33 балла) выявлен один показатель, негативно влияющий на общую оценку - это качество ведомственного контроля бюджетной отчетности, осуществляемого главным администратором в отношении отчетности подведомственных участников бюджетного процесса (67,0 баллов).
На основе проведенного анализа предлагается систематизировать перечень мероприятий по совершенствованию финансового мониторинга, необходимых для более эффективного осуществления бюджетного процесса, в зависимости от его этапов и с учетом наиболее часто встречающихся бюджетных рисков.
1. Этап составления, утверждения и ведения бюджетных смет, свода бюджетных смет, в том числе в государственной информационной интегрированной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет»):
1.1. Наблюдение за наличием обоснования (расчетов) плановых сметных показателей, а также установленных документов для составления бюджетной сметы, отклонением этих показателей относительно текущего (очередного) финансового года на плановый период (в том числе в подсистеме бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет»).
1.2. Анализ возможного завышения (занижения) доходной и расходной частей бюджетной сметы (в том числе необоснованного их включения в бюджетную смету), своевременная корректировка показателей, осуществляемая с целью качественного исполнения прогноза доходов и снижения доли невыясненных поступлений, повышения качества плани-
рования главным администратором бюджетных ассигнований и равномерности кассовых расходов бюджета, в том числе на капитальные вложения в объекты государственной собственности и социальное обеспечение сотрудникам (работникам).
1.3. Наблюдение и своевременная корректировка соответствия показателей бюджетной сметы объему доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
2. Этап исполнения бюджетной сметы:
2.1. Мониторинг требований законодательства при планировании, осуществлении закупок и своевременное внесение изменений в ведомственные нормативные правовые акты и нормативные акты экономического субъекта.
2.2. Анализ и своевременная корректировка исполнения бюджетных средств в пределах утвержденных сметных назначений.
2.3. Наблюдение и своевременная корректировка целевого расходования бюджетных ассигнований, в том числе используемых материальных ценностей, полученных в централизованном порядке.
2.4. Разработка мер по снижению нарушений при осуществлении капитального строительства, капитального и текущего ремонтов, в том числе в части ведомственного контроля за равномерностью исполнения расходов на капитальные вложения в объекты государственной собственности.
3. Этап принятия и исполнения бюджетных обязательств:
3.1. Мониторинг и своевременная корректировка закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд с целью исключения приобретения не включенных в план-график закупок.
3.2. Анализ и своевременная корректировка закупки имущества с учетом утвержденных базовых нормативных затрат (предельных цен).
3.3. Мониторинг установленных нормативными правовыми актами и ведомственными решениями (в том числе в МВД России) сроков размещения закупок в рамках государственного оборонного заказа.
3.4. Наблюдение и своевременная корректировка достоверного отражения в Единой информационной системе результатов отдельных этапов исполнения контрактов, информации о
поставленном товаре, выполненной работе, а также об изменении контракта в ходе его исполнения, о ненадлежащем исполнении контракта и примененных мерах ответственности.
3.5. Мониторинг и своевременная корректировка авансирования, недопущение превышения его размера над размером обеспечения исполнения государственного контракта либо фактов необоснованного авансирования.
3.6. Наблюдение и своевременная корректировка приемки и оплаты товаров, работ, услуг, исключая случаи не соответствующих фактов приемки установленным условиям государственных контрактов.
4. Этап осуществления начислений, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью учета поступлений и администрируемых доходов бюджетов (доходная часть бюджета):
4.1. Наблюдение за своевременным начислением, отражением на счетах бухгалтерского учета и в бюджетной отчетности адми-нистрируемых доходов бюджетов, а также формирования в ГИИС «Электронный бюджет» достоверных обоснований прогнозов поступлений доходов.
4. 2. Наблюдение за своевременным взысканием средств при расчете неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
4.3. Мониторинг порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе по передаче части бюджетных полномочий.
4.4. Факторный анализ прогнозов поступления доходов в федеральный бюджет на очередной финансовый год: в сравнении с предыдущим годом; в сравнении с показателями, учтенными при формировании федерального закона о федеральном бюджете; в сравнении с показателями, учтенными при формировании основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
5. Этап ведения бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной
в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций:
5.1. Наблюдение за своевременным отражением информации в регистрах бюджетного учета, подтвержденной данными первичных учетных документов, с целью исключения мнимого факта хозяйственной жизни.
5.2. Анализ и исполнение требований, предъявляемых к проведению инвентаризации имущества с целью исключения несоответствия фактического наличия материальных ценностей данным бюджетного учета.
5.3. Мониторинг нарушений порядка учета и списания имущества.
5.4. Сверка и своевременная корректировка (до момента сдачи годовой бюджетной отчетности) первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, бюджетной отчетности в течение установленных сроков их хранения, в том числе с данными, содержащимися в Главной книге.
6. Составление и представление сводной бюджетной отчетности и бюджетной отчетности подведомственных организаций и учреждений.
6.1. Анализ соответствия бюджетной отчетности регистрам бюджетного учета (в том числе с учетом существенности, количества ошибок, внесения изменений в уже сданную отчетность).
6.2. Мониторинг общих требований к бюджетной отчетности экономического субъекта, в том числе к ее составу, оценка качества ведомственного контроля бюджетной отчетности, осуществляемого главным администратором в отношении отчетности подведомственных участников бюджетного процесса.
6.3. Анализ нарушений законодательно установленных требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской отчетности: непредставления или представления с существенными нарушениями сроков бюджетной отчетности, либо неоднократного представления отчетности с ошибками (например, в органы федерального казначейства или вышестоящему учреждению), либо представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности, неисполнения порядка составления и представления отчета об исполнении федерального бюджета.
6.4. Своевременный анализ предыдущих актов проверки финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Заключение
Предложенное разделение финансового мониторинга на этапы бюджетного процесса с выявлением бюджетных рисков позволит повысить управление государственными финансами, что подтверждается предложенным авторским определением сущности финансового мониторинга в бюджетной сфере как совокупности организационно-экономических отношений между уполномоченными органами государственной власти и субъектами, которые осуществляют контрольные, расчетные и иные виды денежных операций, в отношении наблюдения их правомерности и предупреждения нарушений финансового законодательства в части эффективного формирования доходной части и исполнения расходной части бюджетов. При этом перспективным направлением совершенствования финансового мониторинга в бюджетной сфере как одного из видов государственного финансового контроля является дальнейшее проведение научных исследований в части отраслевого риск-ориентированного подхода при формировании ведомственных стандартов государственного финансового контроля.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах - членах ЕврАзЭс : монография / К. Г. Сорокин [и др.] ; отв. ред. В. Е. По-номаренко, К. Г. Сорокин. - М. : Юстицин-форм, 2014. - 230 с. Алексеева, Д. Г. Теоретические основы банковской безопасности (российский и зарубежный опыт) : монография. - М. : Анкил, 2010. - 279 с. Горбунова, О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России : монография / О. Н. Горбунова. - М. : Профобразование, 2003. - 160 с. Едронова, В. Н. Развитие системы финансового мониторинга в Российской Федерации / В. Н. Едронова // Национальные интересы:
приоритеты и безопасность. - 2016а. - J№ 5. -С. 4-17.
Едронова, В. Н. Финансовый мониторинг как категория научного исследования / В. Н. Едронова // Финансы и кредит. - 20166. - № 14. -С. 43-57.
Зубков, В. А. Международная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма : монография / В. А. Зубков, С. К. Осипов. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 416 с.
Зубков, В. А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию терроризма : монография / В. А. Зубков, С. К. Осипов. - М. : Спецкнига, 2007. - 752 с.
Мигачева, Е. В. Налоговый мониторинг как способ обеспечения финансовой безопасности / Е. В. Мигачева // Финансовое право. -2016.- № 1. - С. 30-33.
Мирошник, С. В. Правовые основы налогового мониторинга / С. В. Мирошник // Налоги. -2019. - № 5. - С. 22-25.
Новиков, В. А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. - М. : Наука, 1994. - 233 с.
Официальный сайт Минфина России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// https:// minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 23.10.2020). -Загл. с экрана.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18 июня 2020 г. № 112н «Об утверждении Порядка проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Прошунин, М. М. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : монография / М. М. Прошунин. - М., 2010. - 392 с.
Прошунин, М. М. Финансовый мониторинг как обязательное условие обеспечения финансовой безопасности государства / М. М. Про-шунин // Вестник РУДН. Серия 134. Юридические науки. - 2016. - № 3. - С. 133-144.
Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 2- е изд., исправ. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
Сорокина, Т. В. Мониторинг качества бюджетного процесса в регионе (на примере Иркутской области) / Т. В. Сорокина // Известия Байкальского государственного университета. -2011.- № 3. - С. 31-35.
Торшинина, О. П. Теоретические аспекты финансового мониторинга / О. П. Торшинина // Гло-
бальные проблемы экономики и финансов : сб. тез. науч. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. - Москва ; Прага ; Вена, 2015. - Т. 2. -С. 21-24.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Фитуни, Л. Л. Финансовый мониторинг : учеб.-ме-тод. пособие / Л. Л. Фитуни. - М. : МНЭПУ, 2002. - 552 с.
Шашкова, А. В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан : монография / А. В. Шашкова. - М. : МГИМО-Универси-тет, 2013. - 168 с.
Demits, D. Technology and Anti-Money Laundering: A Systems Theory and Risk-Based Approach / D. Demits. - Edward Elgar Publishing Ltd., 2010. - 192 p.
Ryder, N. The Financial War on Terror: A Review of Counter-Terrorist Financing Strategies Since 2001 / N. Ryder. - UK, Routledge, 2015. - 222 p.
REFERENCES
Sorokin K.G., et al. Aktual'nye voprosy razvitiya nacional 'nyh sistem protivodejstviya legalizacii prestupnyh dohodov i finansirovaniyu terrorizma v gosudarstvah -chlenah EvrAzEs: monografiya [Topical Issues of Development of National Systems for Countering Money Laundering and Terrorist Financing in the EurAsEC Member States. Monograph]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2014. 230 p.
Alekseeva D.G. Teoreticheskie osnovy bankovskoj bezopasnosti (rossijskij i zarubezhnyj opyt): monografiya [Theoretical Foundations of Banking Security (Russian and Foreign Experience). Monograph]. Moscow, Ankil Publ., 2010. 279 p.
Gorbunova O.N. Finansovoe pravo i finansovyj monitoring v sovremennoj Rossii: monografiya [Financial Law and Financial Monitoring in Modern Russia. Monograph]. Moscow, Profobrazovanie Publ., 2003. 160 p.
Edronova V. N. Razvitie sistemy finansovogo monitoringa v Rossijskoj Federacii [Development of the Financial Monitoring System in the Russian Federation]. Nacional'nye interesy: prioritety i
bezopasnost [National Interests: Priorities and Security], 2016a, no. 5, pp. 4-17.
Edronova VN. Finansovyj monitoring kak kategoriya nauchnogo issledovaniya [Financial Monitoring as a Category of Scientific Research]. Finansy i kredit [Finance and Credit], 2016b, no. 14, pp. 43-57.
Zubkov V. A., Osipov S.K. Mezhdunarodnaya sistema protivodejstviya otmyvaniyu deneg i finansirovaniyu terrorizma: monografiya [International System for Countering Money Laundering and the Financing of Terrorism. Monograph]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2008. 416 p.
Zubkov V.A., Osipov S.K. Rossijskaya Federaciya v mezhdunarodnoj sisteme protivodejstviya legalizacii (otmyvaniya) prestupnyh dohodov i finansirovaniyu terrorizma: monografiya [The Russian Federation in the International System for Countering the Legalization (Laundering) of Criminal Proceeds and the Financing of Terrorism. Monograph]. Moscow, Spetskniga Publ., 2007. 752 p.
Migacheva E.V. Nalogovyj monitoring kak sposob obespecheniya finansovoj bezopasnosti [Tax Monitoring as a Way to Ensure Financial Security]. Finansovoeparvo, 2016, no. 1, pp. 30-33.
Miroshnik S.V. Pravovye osnovy nalogovogo monitoringa [Legal Basis of Tax Monitoring]. Nalogi, 2019, no. 5, pp. 22-25.
Novikov V.A. Tolkovyj slovar': terminy rynochnoj ekonomiki [Explanatory Dictionary: The Terms of Market Economy]. Moscow, Nauka Publ., 1994. 233 p.
Ofitsialnyy sayt Minfina Rossii [Official Website of the Ministry of Finance of the Russian Federation]. URL: http:// https://minfin.gov.ru/ ru/ (accessed 23 October 2020).
Prikaz Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii ot 18 iyunya 2020 g. H 112n «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya Ministerstvom finansov Rossiyskoy Federatsii monitoringa kachestva finansovogo menedzhmenta» [Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation no. 112n of June 18, 2020 "On Approval of the Procedure for Monitoring the Quality of Financial Management by the Ministry of Finance of the Russian Federation"]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlyus".
Proshunin M.M. Finansovyj monitoring v sisteme protivodejstviya legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma: monografiya [Financial Monitoring in the System for Countering the Legalization (Laundering) of Proceeds From Crime and the Financing of Terrorism. Monograph]. Moscow, 2010. 392 p.
Proshunin M.M. Finansovyj monitoring kak obyazatel'noe uslovie obespechenie finansovoj bezopasnosti gosudarstva [Financial Monitoring as a Prerequisite for Ensuring the Financial Security of the State]. Vestnik RUDN. Seriya 134. Yuridicheskie nauki [RUDN Journal of Law], 2016, no. 3, pp. 133-144.
Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremennyj ekonomicheskij slovar' [The Dictionary of Modern Economics]. Moscow, INFRA-M Publ., 1999. 479 p.
Sorokina T.V. Monitoring kachestva byudzhetnogo processa v regione (na primere Irkutskoj oblasti) [Monitoring the Quality of the Budget Process in the Region (On the Example of the Irkutsk Region)]. Izvestiya Bajkal 'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Baikal State University], 2011, no. 3, pp. 31-35.
Torshinina O.P. Teoreticheskie aspekty finansovogo monitoringa [Theoretical Aspects of Financial Monitoring]. Globalnye problemy ekonomiki i finansov: sb. tez. nauch. tr. IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Global Problems of Economics and Finance. Collection of Abstracts of Scientific Papers of the IV International Scientific and Practical Conference]. Moscow, Prague, Vienna, 2015, vol. 2, pp. 21-24.
Federal'nyj zakon ot 26 iyulya 2019 g. H 199-FZ «O vnesenii izmenenij v Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovaniya gosudarstvennogo (municipal 'nogo) finansovogo kontrolya, vnutrennego finansovogo kontrolya i vnutrennego finansovogo audita» [Federal Law no. 199-FZ of July 26, 2019 "On Amendments to the Budget Code of the Russian Federation in Terms of Improving State (Municipal) Financial Control, Internal Financial Control and Internal Financial Audit"]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlyus".
Fituni L.L. Finansovyj monitoring: ucheb.-metod. posobie [Financial Monitoring: Training Manual]. Moscow, MNEPU, 2002. 552 p.
Shashkova A.V. Bor 'ba s legalizaciej nezakonnyh dohodov v kontekste soblyudeniya konstitucionnyh prav grazhdan: monografiya [Combating the Legalization of Illegal Income in the Context of Respect for the Constitutional Rights of Citizens. Monograph]. Moscow, MGIMO-Universitet, 2013. 168 p.
Demits D. Technology and Anti-Money Laundering: A Systems Theory and Risk-Based Approach. Edward Elgar Publishing Ltd, 2010. 192 p.
Ryder N. The Financial War on Terror: A Review of Counter-Terrorist Financing Strategies Since 2001. UK, Routledge, 2015. 222 p.
Information About the Author
Svetlana N. Belova, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of Organization of Financial, Economic, Material, Technical and Medical Support, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Zoi i Aleksandra Kosmodemyanskikh St, 8, 125171 Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3306-9405
Информация об авторе
Светлана Николаевна Белова, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, Академия управления МВД России, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8, 125171 г. Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3306-9405