Финансы ЖКХ
Удк 658.14/.17
финансовый механизм жилищно-коммунального хозяйства: элементы, методы и инструменты
И. В. ЯКОВЛЕВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов предприятий Е-mail: [email protected] Оренбургский государственный университет
В статье отмечается, что в современныхусловиях, сложившихся на рынке жилищно-коммунальных услуг вследствие финансового кризиса, главной целью предприятий ЖКХ является сохранение объемов производства при остром дефиците источников финансирования. В силу социально-экономической значимости отрасли, заключающейся в формировании соответствующего качества жизни и культуры быта населения, решение проблемы становления финансового механизма развития ЖКХ весьма актуально и требует научного обоснования. Представлена структура финансового механизмажилищ-но-коммунальногохозяйства, приведен его поэлементный состав с обоснованием методов и инструментов организации финансовых отношений.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, финансовый механизм, принципы, элементы, методы.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших сфер современной социально-экономической системы, в которой формируются важные параметры качества жизни населения и экономического потенциала территориальных подсистем государства, во многом определяющие инвестиционную привлекательность последних. Однако долгие годы реформирования российского ЖКХ не привели к повышению эффективности его функционирования. В нем не завершено формирование рыночных отношений, остается неэффективной система управления, при-
знаком чего служит неудовлетворительное финансовое положение отрасли, порождаемое высокими производственными затратами, отсутствием серьезных стимулов для снижения издержек и внедрения принципов конкурентного рынка. Неприемлемо высокий уровень физического и морального износа инженерной инфраструктуры влечет за собой непроизводительные потери энергии, воды и других видов материальных ресурсов, рост претензий потребителей к качеству получаемых услуг, параметры которых все больше отстают от потребностей современного цивилизованного общества. Такая ситуация входит в противоречие с объективными причинами увеличения цен на жилищно-коммунальные услуги, что происходит на фоне социальных проблем, вызываемых опережением темпа роста издержек содержания жилищно-коммунального хозяйства над увеличением общих доходов большинства категорий населения страны.
Со значительными препятствиями сталкивается реализация предложенного обществу направления формирования конкурентной среды в сфере ЖКХ как важнейшего инструмента снижения общественных издержек и повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Несмотря на объективно присущие этому сектору экономики преимущества объекта инвестиций, именно это направление реформ не вызывает существенного интереса со стороны частных инвесторов, без
включения которых в процесс формирования нового финансового механизма не представляется возможной институциональная перестройка этого сектора экономики.
Рассматривая поэлементный состав финансового механизма, следует отметить, что в экономической литературе существуют различные точки зрения на его структуру: методы организации финансовых отношений, используемые формы и инструменты [1]. В научной литературе сущность финансового механизма рассматривается с двух позиций:
— как продукт деятельности государства;
— как объективная категория.
С точки зрения автора, финансовый механизм является системой, представляемой как взаимодействие его структурных элементов.
В состав финансового механизма разные исследователи включают различные совокупности элементов. Так, по мнению И. Т. Балабанова, финансовый механизм содержит:
— финансовые методы;
— финансовые рычаги;
— правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Он представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов государственного управления. Нормативное обеспечение образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и т. п. Информационное обеспечение состоит из разного рода и вида финансовой информации, к которой относятся финансовая и статистическая отчетность, осведомление о тарифах, различные другие сведения. Наличие надежной деловой информации позволяет быстрее принимать финансовые решения, влиять на правильность таких решений, что естественно приведет к получению прибыли [2].
Экономист В. М. Родионова выделяет качественные элементы финансового механизма—формы, методы и виды организации финансовых отношений, а также количественные параметры каждого элемента — ставки налогов, нормы амортизации, объемы денежных средств. Она также определяет его как совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения
[5]. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство [3]. С. В. Федулова считает, что финансовый механизм обеспечивает осуществление распределительных и перераспределительных финансовых отношений, образование доходов и накоплений, создание и использование фондов денежных средств [6]. Н. В. Колчина под финансовым механизмом понимает формы и методы управления финансами предприятия с целью достижения максимальной прибыли и выделяет следующие его элементы: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами [4]. Рассмотренные позиции позволяют уточнить содержание и структуру финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства.
В отличие от представленных трактовок финансового механизма в целом выделим его особенности для исследуемой сферы.
Во-первых, он должен создавать условия для улучшения среды жизнедеятельности населения.
Во-вторых, способствовать повышению качества жилищного фонда.
В-третьих, обеспечивать качество жилищно-коммунального обслуживания населения.
При построении финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства ограничимся такими критериями, как цель и принципы деятельности организаций. Многие экономисты в основу финансового механизма закладывают такую цель, как создание благоприятных условий для социального развития общества, т. е. удовлетворения интересов и потребностей населения. В современных рыночных условиях цель формирования финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства должна заключаться в обеспечении эффективного функционирования процесса оказания услуг этого комплекса.
Общим требованием является соблюдение принципов организации финансов. Также, учитывая различные точки зрения ученых на количество и содержание принципов, рассмотрим некоторые из них — особо важные для жилищно-коммунального хозяйства.
Принцип хозяйственной самостоятельности частично имеет место при построении финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства,
так как в коммунальной сфере тарифы регулируются органами власти субъектов РФ, а в жилищной сфере цены на содержание и ремонт жилья устанавливаются самостоятельно ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющими организациями.
Принцип самоокупаемости является основополагающим при построении финансового механизма ЖКХ, так как при сопоставлении полученного дохода с расходами предприятия в первую очередь должны обеспечивать свою самоокупаемость. В противном случае финансово-хозяйственная деятельность не имеет экономического смысла. Приведение платежей населения до полного возмещения стоимости услуг способствует реализации этого принципа в полной мере.
Принцип софинансирования играет важную роль при построении финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства ввиду того, что привлечение бюджетных и внебюджетных источников на финансирование воспроизводственных процессов обусловлено ограниченными возможностями самих предприятий осуществлять модернизацию, реконструкцию и замену объектов сферы ЖКХ.
Принцип заинтересованности в результатах (мотивации) деятельности вытекает из самоокупаемости, так как безубыточность деятельности предприятий способствует повышению интереса работников к улучшению результатов производства.
Принцип формирования финансовых резервов необходим в целях обеспечения непрерывности производства товаров (оказания услуг) на предприятиях жилищно-коммунального комплекса.
Принцип координированности, в частности, методов и инструментов финансового механизма ЖКХ направлен на обеспечение эффективности развития деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса. Координация обеспечивает соответствие сложности финансового механизма составу и структуре регулируемых финансовых отношений.
Принцип хозяйственного расчета осуществляется в интересах всего общества, повышения его благосостояния. Однако в такой формулировке содержится противоречие поставленной цели построения финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства.
Принцип самофинансирования не соответствует специфике деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так как собственные средства занимают незначительную долю в структуре источников финансирования, а заемные средства они получают только под гарантии мест-
ных органов власти. Поэтому он не используется для построения финансового механизма ЖКХ.
Обобщая приведенные суждения, можно сделать вывод, что под финансовым механизмом жилищно-коммунального хозяйства следует понимать систему методов и инструментов аккумуляции и использования финансовых ресурсов, нацеленную на повышение качества предоставляемых услуг и реализацию функций управляющих организаций, производителей, инвесторов и государственных регуляторов деятельности этого сектора экономики.
Рассмотрим структуру финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства (см. рисунок).
В состав элементов финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства включаются:
— финансовое регулирование;
— источники финансового обеспечения;
— финансовое планирование.
Финансовые методы представляют способ воздействия финансовых взаимоотношений государства и поставщиков услуг на процесс обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами. Что же касается конкуренции в этой сфере, то внутри системы поставки услуг складываются рыночные отношения, связанные с соизмерением затрат и результатов с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование собственных средств.
К финансовым инструментам относятся: тарифы на коммунальные услуги, цены на жилищные услуги, расходы, доходы, денежные потоки.
Следует отметить, что отдельные экономисты подразделяют финансовые инструменты на прямые и косвенные. В качестве прямых выделяют целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий, хозяйственные договоры. Косвенными финансовыми инструментами являются налоги, льготные кредиты, тарифы, льготы по оплате услуг, субсидии и ряд других.
Определенную роль играют и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требований и условий. Они необходимы для организации разработки и реализации прогнозов, планов и программ, заключения договоров на выполнение работ, проведения налоговой и финансово-кредитной политики в сфере ЖКХ.
Рассмотрим элементы финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства во взаимоувязке с некоторыми методами и инструментами.
Во-первых, финансовое регулирование является приоритетной составляющей государственного
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ЖКХ |
ЭЛЕМЕНТЫ
ре
а®
ига
МЕТОДЫ
Тарифная политика в коммунальной сфере
ИНСТРУМЕНТЫ
Тарифы на коммунальные услуги
ПРИНЦИПЫ
Самоокупаемости
Полигика ценообразования в сфере содержания —► Цена на жилищные услуги
жилья
Бюджетные
средства
1
Финансирование Ь Внебюджетные
1 | „ средства
Кредитование 1 „ 1
Частные средства
1
Инвестирование 1 '
I- Государственно-
частное
партнерство
Прогнозирование к Финансовая политика
Технико-экономическое обоснование
—► Нормы, нормативы, ставки
Бюджетирование Расходы, доходы, денежные потоки
Софинансирования
Создания финансовых резервов
Мотивации деятельности
Структура финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства
регулирования, основные параметры которого отражаются в балансе финансовых ресурсов, финансовом плане-прогнозе по бюджетным показателям и бюджетном плане.
Государственное регулирование по формам подразделяется на:
— непосредственное (прямое) регулирование, воздействуя прямо (непосредственно) на субъект
регулирования. Оно осуществляется с помощью взимания налогов, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины;
— косвенное регулирование предполагает опосредованное воздействие на объект регулирования через другие объекты и субъекты (например, возмещение банкам процентной ставки за кредит предприятиям жилищно-коммунального комплекса).
Методами регулирования в системе финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства, на взгляд автора, являются тарифная политика и ценообразование на жилищные услуги.
Тарифная политика в сфере ЖКХ осуществляется по следующим направлениям:
а) тарифное регулирование:
— в рамках предельного индекса, установленного Федеральной службой по тарифам, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
— установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
— установление тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение;
— установление надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
б) утверждение предельных показателей оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг:
— установление предельного уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг по субъектам РФ;
— установление порога для субсидирования граждан — максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Что касается ценовой политики в сфере обслуживания жилья, то размер платы за содержание и ремонт определяется составом и периодичностью данных работ и услуг и устанавливается собственниками помещений на общем собрании с учетом предложений управляющей организации либо органами управления ТСЖ (ЖСК) исходя из принятой сметы доходов и расходов на год. В случаях, если собственники не определили способ управления многоквартирным домом, не приняли решение о размере платы либо принятое собственниками решение не было реализовано, размер платы за содержание и ремонт устанавливают органы местного самоуправления. В полномочия органов местного самоуправления входит также установление размера данного платежа для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Примерный перечень работ, связанных с содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в приложениях 1—3 к Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме. Рекомендуемый перечень обязательных и дополнительных услуг для проведения открытых конкурсов по выбору управляющих организаций определен также в постановлении Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».
Во-вторых, источники финансового обеспечения. Применительно к расходам, которые осуществляются в жилищно-коммунальной сфере, систематизировав многообразие методов осуществления расходной политики государства и организаций, выделим три основных метода: финансирование, кредитование и инвестирование.
Финансирование предполагает полное или частичное покрытие издержек субъекта (финансовая помощь муниципальным предприятиям и др.). В зависимости от объекта финансирование подразделяется на:
— финансирование для физических лиц;
— финансирование для юридических лиц.
Финансирование всегда носит целевой характер,
но в зависимости от выбранной цели подразделяется на сметное, долевое и проектное. При сметном финансировании целью выделения финансовых ресурсов является функционирование учреждения, деятельность которого направлена на бесперебойное предоставление определенных услуг населению или хозяйствующим субъектам на бесплатной основе или по утвержденным тарифам. Размер финансирования определяется посредством калькуляции затрат с использованием установленных нормативов. Долевое финансирование предполагает частичное покрытие издержек хозяйствующего субъекта при наличии совместной, четко оговоренной цели (например, субсидирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, создание объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств бюджетов разного уровня, для физических лиц — выплата жилищных субсидий и т. д.). Проектное финансирование предполагает выделение финансовых средств хозяйствующему субъекту (государственному или негосударственному), покрывающих все издержки, но только на реализацию определенных мероприятий (реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»).
Кредитование предполагает выделение финансовых ресурсов на основе возвратности и платности субъектам—участникам предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг: коммерческие кредиты населению на выполнение работ в жилищной сфере (осуществление капитального ремонта, установка индивидуальных или общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов); коммерческие и государственные кредиты организациям жилищно-коммунального комплекса; использование государством заемных средств населения и юридических лиц на развитие коммунальной инфраструктуры.
В качестве эффективного механизма развития банковского кредитования организаций ЖКХ целесообразно создавать в субъектах отраслевые гарантийные фонды ЖКХ. Подобная практика существует во многих регионах России, только касательно предприятий малого и среднего бизнеса, независимо от вида экономической деятельности. Особенность ЖКХ в этом плане — значительное количество предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в сфере управления и обслуживания жилья, которые в силу отсутствия достаточного опыта, финансовых ресурсов, залогового обеспечения и наличия значительного риска (износ жилищного фонда и коммунальных объектов, хронические неплатежи населения, непроработанность договорных отношений) не могут позволить себе кредитование в коммерческих банках. Банки просто отказывают таким заявителям в кредитах. В связи с этим гарантирование залогового обеспечения со стороны государства и возможность частичной компенсации процентной ставки в рамках региональных гарантийных фондов жилищно-коммунального хозяйства способствовало бы значительному притоку кредитных ресурсов в эту сферу.
Инвестирование предполагает вложение финансовых ресурсов в создание объектов недвижимости или приобретение имущественных прав. В данном случае выделение средств ограничивается этапом формирования уставного капитала без дальнейшего покрытия текущих расходов (инвестирование модернизации и строительства коммунальной инфраструктуры посредством государственно-частного партнерства, покупка акций предприятия и т. д.).
В-третьих, финансовое планирование организаций жилищно-коммунальной сферы — процесс разработки системы финансовых планов и нормативных показателей по обеспечению хозяйствующего субъекта необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде. Среди
всего многообразия методов финансового планирования наиболее часто в сфере ЖКХ используются прогнозирование, технико-экономическое обоснование и бюджетирование.
Современная ситуация в российском ЖКХ является результатом его запоздалой трансформации в условиях завершения перехода экономики страны к новой для нее рыночной модели хозяйственных отношений. Торможение начала реформ было обусловлено принадлежностью жилищно-коммунального сектора к системе жизнеобеспечения населения страны и его исключительной сложностью как организационно и технологически взаимосвязанного комплекса видов деятельности.
Изменения претерпевает финансовый механизм жилищно-коммунального хозяйства, занявший приоритетное место среди инструментов развития сектора и требующий упорядочения своей организации на основе внедрения принципов, соответствующих новым условиям хозяйствования. Обновление институционального устройства жилищно-коммунального хозяйства потребовало акцентировать внимание на возможности адаптации к отечественным условиям зарубежного опыта проведения реформ в направлении финансового оздоровления производителей услуг, формирования системы коммуникаций между производителями и потребителями как инструмента повышения качества и результативности деятельности, создания стимулов для привлечения частных инвестиций в целях эффективного развития этого сектора экономики.
Указанные особенности регулирования финансовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства служат убедительными аргументами в пользу предложения рассматривать финансовый механизм ее развития в качестве целостного системного явления, включающего в себя не только узкую сферу перераспределения финансовых ресурсов, но и всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Список литературы
1. Болдырева И. А. Направления структурного изменения финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг // Финансы и кредит. 2007. № 36.
2. Балабанов А. И. , Балабанов И. Т. Финансы. СПб.: Питер. 2004.
3. Дробозина Л. А. Финансы. М.: ЮНИТИ. 2000.
4. Колчина Н. В. Финансы предприятий. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008.
5. Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 2001.
6. Федулова С. В. Финансы. М.: КНОРУС. 2005.