Научная статья на тему 'Финансовый механизм формирования инновационной политики в регионе'

Финансовый механизм формирования инновационной политики в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATIVE PROJECTS / LEGAL ADJUSTING OF INNOVATIVE PROCESSES / SOCIAL-ECONOMIC POLICY OF THE STATE / REGIONAL FINANCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ипатова А. П.

В статье подчеркивается, что исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов, и потому региональная финансовая политика, не ограничиваясь вопросами интенсификации производства в регионе, должна связывать мероприятия, проводимые в рамках государственной научно-технической политики с мероприятиями, проводимыми в рамках общей социально-экономической политики государства. Одним из ведущих инструментов государства в системе прямого государственного регулирования является финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MODEL OF INNOVATION POLICY IN THE REGION

The outstanding prerogative of the state is the legal regulation of innovative processes. That is why regional financial policy, concentrating not only on intensification of production in a region, should link measures, conducted within the framework of public scientific and technical policy with measures, conducted within the framework of general social -economic policy of the state. Financing of NIOKR and innovative projects by means of budgetary resources is one of the leading instruments of the state within the system of direct government control.

Текст научной работы на тему «Финансовый механизм формирования инновационной политики в регионе»

♦

доходы от капитального использования средств и 162 руб. являются изъятием накопленного капитала.

Делением на будущую стоимость финансовых средств будущих стоимостей затрат погашения, капитализируемых средств и эффекта финансирования найдем затратность, действенность и результативность финансовых средств:

3 =

'■ЛтіГ'

бсЗП 439 831

ДфС =

бсФС 979 742 бсКС 539 911

= 0,449 = 44,9%;

бсФС 979 742

= 0,551= 55,1%;

дпс =

бсКС

бсПС

= 1 = 100%;

Р =

ЭФ 100 080

= 0,185 = 18,5%

бсПС 539 911 На 1 000 руб. привлеченных финансовых средств приходится 815 руб. затрат погашения, 1 000 руб. капитализируемых средств и 185 руб. прибыли финансирования.

Рассчитаем далее значения показателей экономичности, действенности и результативности затрат погашения:

Э =

'—'гэтт

бсПС 539 911

бсЗП 439 831

= 1,228 = 122,1

Д3П =

бсКС 539 911

бсЗП 439 831

= 122,8%;

= ^Ф_ = 100080 = 0 2 = 10,2%.

ФС бсФС 979 742 Из 1 000 руб. финансовых средств 449 руб. используются для покрытия затрат погашения, 55І руб. становятся капитальными средствами, пополняющими доходно используемый накопленный капитал. В результате получается 102 руб. прибыли финансирования.

Разделив последовательно на будущую стоимость финансовых средств будущие стоимости затрат погашения и капитализируемых средств, а также эффекта финансирования, определим затратность, действенность и результативность привлеченных средств.

3 = бсШ = 439 831 = 0 5 = 81,5%;

ПС бсПС 539 911

= ^Ф_ = Ш0 080 = =

ЗП бсЗП 439 831 На 1 000 руб. затрат погашения приходится по 1 228 руб. привлеченных средств, 1 228 руб. капитализируемых средств и 228 руб. прибыли финансирования.

Вычислим затратность и результативность капитально используемых средств:

3=

'-V г-

бсЗП = 439 831 бсКС = 539 911

= 0,815 = 81,5%;

РКС = _^ = 100 080 = 0,185 = 18,5%.

КС бсКС 539 911

На 1 000 руб. капитализируемых средств приходится 815 руб. затрат погашения и 185 руб. прибыли финансирования.

Минимальная доходность капитального использования средств дебитором, при которой проект сохраняет приемлемость для реализации, равна процентной ставке:

кшш = Я = 10% .

Предложенная система показателей полно и объективно характеризует качественную определенность эффективности проекта финансирования займом, погашаемым потоком платежей.

1. Иванов Г.М. Финансово-инвестиционный менеджмент: теория и инструменты / под ред. проф. М.В. Попова. Саратов: СГСЭУ 2006.

УДК 336.14

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

Финансовый механизм реализации региональной инновационной политики представляет собой совокупность видов, форм, методов и инструментов финансового обеспечения источниками финансирования, финансового регулирования и организации финансовых отношений в инновационной сфере и деятельности, осуществляемой региональными органами власти и частным бизнесом региона.

При разработке стратегии формирования инновационных финансовых ресурсов РИС обычно выделяют следующие основные формы финансирования: самофинансирование, кредитное финансирование, лизинговое финансирование, комбинированное финансирование, косвенное бюджетное финансирование через систему налоговых льгот, прямое финансирование через создание региональных инновационных инкубаторов, проектное финансирование крупных инновационных проектов.

Выделяют следующие виды инновационной деятельности: фундаментальные исследования, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. От того, какая стадия инновационного процесса в промышленном предприятии или научно-исследовательской организа-

А.П. Ипатова,

аспирантка кафедры финансов, СГСЭУ

ции попадает в тот или иной вид исследований или разработок, должны зависеть размеры государственных субсидий и дотаций, виды и размеры льгот по налогообложению.

Основным источником финансирования фундаментальных исследований должны выступать непосредственно само государство, региональные органы власти, и его затраты на этот вид работ должны постоянно увеличиваться, ведь проведение таких исследований не может представлять практического интереса для предпринимателя-бизнесмена по самой сути характеристики этого вида инновационной деятельности. Прекращение государственного стимулирования и финансирования этих исследований по причине неполучения положительного результата в заранее оговоренные сроки может остановить поступательное развитие не только научного знания, но и все инновационное развитие экономики. Резкое сокращение объемов финансирования фундаментальных исследований часто приводит к потере квалификации специалистов, распаду передовых научных школ, миграции исследователей. Необходимость стабильной государственной поддержки развития данной сферы исследований определяется и ее тесной связью с общим и специальным образованием.

Особенности финансовой политики в сфере инноваций связаны с тем, что, во-первых, приоритет в ее формировании принадлежит государству, а во-вторых, сложно провести четкую границу между стадиями цикла «наука - производство». В противном случае может произойти нарушение в процессе функционирования финансового механизма инновационной деятельности. Поэтому государственную и корпоративную финансовую политику в инновационной сфере правильнее рассматривать как неразрывную систему. В то же время основным проводником финансовой политики в инновационной сфере являются все же государственные органы власти, у которых сосредоточена законодательная инициатива, причем оперативные функции как раз аккумулируются в руках регионов. Поэтому основным звеном в проведении научно-технической политики государства должна стать эффективная региональная финансовая политика стимулирования инноваций, целью которой является организация и совершенствование финансового взаимодействия субъектов РИС.

Задачи правительства по формированию региональной финансовой политики оказываются гораздо шире, чем только стимулирование увеличения потока нововведений, с помощью которых научные открытия превращаются в социальные и экономические изменения. По мнению зарубежных исследователей, в данный комплекс задач должно входить также предотвращение отрицательных последствий широкого распространения нововведений на занятость, окружающую среду ресурсы и т.п. Речь идет об увязке региональной финансовой политики с общегосударственной политикой решения целого комплекса социально-экономических проблем. Такая постановка наиболее правильна, ибо нет никакого смысла стимулировать те нововведения, которые, принося локальный эффект для отдельной отрасли производства, способны вызвать глобальные отрицательные последствия для общества или экономики в целом.

Иными словами, региональная финансовая политика, не ограничиваясь пределами интенсификации производства в регионе, должна стать средством осуществления более широкого круга преобразований обществе, те. должна связывать мероприятия, проводимые в рамках государственной научно-технической политики, с мероприятиями, проводимыми в рамках общей социально-экономической политики государства. В силу этого региональную финансовую политику следует одновременно считать составляющей и научнотехнической политики региона, и общей политики государства.

В узком смысле региональную финансовую политику можно представить как составную часть региональной научно-технической политики, в которой основное внимание уделяется финансовому воздействию региональных органов власти на процессы производственного освоения новшеств (тиражирования) и их реализацию.

Согласно пакету документов, входящих в «Основы политики России в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» (далее - «Основы»), определяющими мерами государственного стимулирования инновационной деятельности являются: финансирование за счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальных разработок; направление ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» на фундаментальные исследования и обеспечение научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения; обеспечение эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу; целевое выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетных ресурсов на реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, критических технологий федерального значения; поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, а также для вовлечения в хозяйственный оборот научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетов всех уровней; стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов.

Федеральный приоритет перехода на инновационный путь развития отечественной экономики должен стать приоритетом и для региональных и муниципальных органов власти, осуществляющих поддержку инновационной деятельности. Однако несмотря на имею-

щуюся нормативно-правовую базу, основанную на ряде региональных законов, инновационная деятельность в регионах находится в начальной стадии. Сегодня необходимо всеми мерами государственного влияния добиться увеличения валового регионального продукта и благосостояния населения на основе роста производства и реализации конкурентоспособности высокотехнологической продукции, содержащей долю добавленной стоимости за счет интеллектуальной составляющей.

Настало время разработать концепцию инновационной политики для регионов, в результате реализации которой возможно существенно повысить удельный вес организаций, осуществляющих разработку и использование инноваций, долю инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, производительность труда, а также долю высокотехнологичных товаров в экспорте региона. Для разработки этого документа потребуется совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности. Механизмом инновационной политики могут служить экономические регуляторы и финансовые инструменты государственной поддержки. Полагаем, что именно региональное законодательство должно быть направлено на стимулирование инновационной деятельности.

На первом этапе создания нормативной правовой базы региональной инновационной деятельности в регионах разработаны и приняты законы об инновационной деятельности. При их подготовке использовался опыт инновационной деятельности развитых стран, прежде всего - входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития.

На втором этапе активизации инновационной политики следует предусмотреть создание условий, стимулирующих инновационную деятельность в регионе, прежде всего - льготную арендную плату за использование производственных площадей малыми и средними инновационными предприятиями, уменьшить ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, если выручка от реализации инновационной деятельности составляет более установленного процента от выручки предприятия, и др.

Создание подобных законов позволит решить ряд задач, связанных с инвестированием финансовых средств и улучшением механизма кредитования инновационных проектов, формированием инновационноинвестиционного рынка для инвесторов и кредиторов, реализацией средних и крупных наукоемких проектов. Необходимость корректировки законодательства определяется в зависимости от экономических условий для венчурного инвестирования со стороны разных субъектов бизнеса, причем изменения могут быть внесены по инициативе этих структур.

Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт не превышает 10%, и при этом сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания.

Развитие малого предпринимательства (и прежде всего инновационного) должно быть не только федеральным приоритетом, но и приоритетом и для регио-

нальных и муниципальных органов власти субъектов Российской Федерации. Основные усилия государственной политики поддержки малого предпринимательства следует направить на совершенствование нормативной правовой базы и разработку действенных финансовокредитных механизмов его поддержки.

Цель региональной политики поддержки малого предпринимательства - создание благоприятных условий для его развития, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социальноэкономический эффект, присущий инновационной экономике.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании конкурсных механизмов в распределении бюджетных средств.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации инновационной политики. Закон должен определить стратегию, принципы и порядок формирования государственной инновационной политики; место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике; множественность источников финансирования, принципы управления инновационной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на государственном и региональном уровнях в сфере инноваций; отразить правовые основы регулирования международного научно-инновационного сотрудничества.

Важным элементом региональной инновационной политики является региональная инновационная программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития экономики региона. Отбор программ должен осуществляться на основе из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики при существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, принципиальной новизне и взаимосвязанности проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

К основным направлениям финансовой поддержки инновационных процессов в регионе в рамках регио-

♦------------------------------------------------

нальной инновационной политики следует отнести: ориентацию на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада; сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности; содействие развитию инновационной деятельности в регионах, международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства.

Для реализации социально ориентированной инновационной политики следует выделять главные приоритеты финансовой и экономической стабилизации, а также ведущие направления развития экономики на основе инновационной стратегии. При этом важно до-

стичь стабильности и бесперебойности финансово-кредитной системы, ускорить ее реорганизацию.

Регионы, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая научной базой, ежегодно производят малый объем наукоемкой продукции. Разработка региональной стратегии инновационного развития является на сегодняшний день первоочередной задачей. Концепция инновационного развития региона должна основываться на внутреннем потенциале и поддерживаться на всех уровнях власти и в первую очередь через эффективно построенный финансовый механизм РИС, через максимальную отдачу от форм, методов и инструментов финансового механизма управления инновациями.

УДК 368

НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОТОКОВ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И СТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИЙ

Н.Н. Калашникова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Бала-ковский институт экономики и бизнеса (филиал СГСЭУ)

Учитывая важность оценки качества формирования инвестиционного портфеля страховщика, предполагающего достаточность объема средств, необходимых для исполнения страховых обязательств, и введения критериев эффективности инвестиций страховой компании, обеспечивающих достижение требуемого уровня их доходности, возникает проблема совершенствования организации контроля инвестиционных операций.

В системе управления доходами страховых компаний анализ должен выполнять связующую роль между учетом текущих процессов страховой и инвестиционной деятельности, их контролем и планированием, образуя комплекс показателей, на котором базируется оценка финансового состояния страховщика. В качестве объекта инвестиционного анализа, проводимого страховыми организациями, выступают, во-первых, структура и состояние пассивов и активов; во-вторых, состояние и тенденции развития финансового рынка и рынка недвижимости как инвестиционного поля страховых вложений.

На начальной стадии проведения инвестиционного анализа (в ходе процесса планирования и контроля) осуществляется отбор тех инвестиций, которые могут обеспечить желаемый экономический результат. При этом инвестиционная политика страховой компании должна согласовываться с направлениями производственной политики, поскольку ключевой задачей финансово-экономического анализа в этой системе является отображение многочисленных взаимосвязей между протекающими процессами для выработки единой стратегии, все элементы которой без противоречий усиливают друг друга. Таким образом, организация инвестиционного анализа не ограничивается лишь оценкой самого инвестиционного проекта как такового, поскольку его необходимо рассматривать в контексте всей хозяйственной системы страховой компании.

Что касается непосредственно содержания финансово-экономического анализа инвестиционной деятельности страховщика, то оно целиком зависит от целей, стоящих перед ней, т.е. различия в поставлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.