Финансовым кризис и развитие спутниковом связи в странах азии
Известная аналитическая компания Рг^&БыШуап в официальном печатном органе Совета по развитию спутниковой связи в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АРБСС) опубликовала статью своего ведущего аналитика Абу Ханифа, посвященную развитию спутниковой связи в странах азиатского региона в условиях мирового финансового кризиса
течение 2008 г. использова-
|ние спутниковых транспондеров большинством азиатских операторов оставалось довольно интенсивным вопреки ситуации, имевшей место в 2006 и 2007 гг., когда отмечался избыток неиспользованных ресурсов спутниковых ретрансляторов. Когда глобальный экономический кризис стал проявляться и в азиатском регионе, такие услуги, как Рау-TV и HDTV, ставшие уже привычными для регионального пользователя, а также новая спутниковая инфраструктура, появившаяся в регионе к этому времени, помогли отрасли выстоять в трудных экономических условиях. Космическая отрасль региона продолжала развиваться благодаря тому, что Китай предоставлял свои спутники связи Венесуэле и Пакистану, а также благодаря внедрению новых приложений, которые стимулируют операторов продолжать активную экспансию своих традиционных сервисов.
Недавно сингапурский оператор Singapore Telecommunications (Sing
с с с.
Tel) ввел в эксплуатацию три новых системных решения, предназначенных для морского флота: систему слежения SingTel Al Trac, систему дистанционного обслуживания бортового оборудования Collaborative Networking и сеть мониторинга и управления оконечным спутниковым оборудованием iMonitor VSAT network. Достигнув в 2006 г. коэффициента использования транспондера 35%, в условиях снижения спроса на услуги операторы ищут возможности уменьшения издержек на аренду спутниковых каналов и трактов.
Таиландская компания Thaicom предполагает в ближайшее время вернуть утраченные позиции на рынке и обеспечить значительный прирост прибыли от эксплуатации ресурсов основного национального спутника связи IPSTAR. Сообщалось, что в 2008 г. эта компания понесла убытки в размере 21 млн долл. США. Thaicom рассматривает возможность сокращения эксплуатационных затрат и не торопится выводить на орбиту новые спутники в связи
с текущей экономической ситуацией и с учетом того, что ее попытки проникнуть на рынки Китая и Индии не оправдали надежд.
В то же время Австралия, Япония и Южная Корея увеличивают количество ТВ-программ в стандарте HDTV, передаваемых через национальные платформы DTH. Ожидается, что к 2011 г. 60% всех спутниковых транспондеров, арендуемых для обслуживания азиатского региона, будут транслировать только видеопрограммы и приложения. Запуски азиатских спутников связи и вещания, которые имели место в последние годы, также указывают на важность технологии DTH юк основного источника доходов региональных спутниковых операторов. Обычно 6 из 25 региональных спутников связи конфигурируются для предоставления услуг непосредственного телевизионного вещания (DTH). И несмотря на то что число пользователей растет не так значительно, как наращивается пропускная способность спутников, тем не менее рост спроса на нее, по мнению специалистов Frost&Sullivan, дело времени.
Компания Antrix Corp. Ltd. является коммерческим отделением Индийской организации по космическим исследованием (ISRO), обслуживающей юг Азиатского региона. Уже в разгар кризиса она неожиданно испытала дефицит частотного ресурса в Ku-диапазоне. В связи с этим компания заявила об аренде транспондера Ku-диапазона спутника MEASAT-3 для организации DTH-платформ и обслуживания индийского рынка. По мнению специалистов, это должно обернуться 4—6процентным приростом пользователей непосредственного телевизионного вещания до конца 2009 г.
Однако в 2008 г. обанкротился мобильный ТВ-бизнес японской компании Mobile Broadcasting Corp. B то же время усиленно рекламируемая в Южной Корее услуга мобильного телевидения продолжает бороться за существование. Первая, полностью цифровая служба мобильного телевидения, работающая через спутник, была пущена в эксплуатацию совместно Японией и Южной Кореей еще три года назад. И тем не менее даже сегодня мобильное ТВ в регионе все еще переживает период крикливой рекламы, поскольку продолжает рассматриваться как весьма перспективный рынок, который уже сделал нужные выводы из ошибок начального периода своего развития.
Китай, Индия и Япония уже опубликовали свои космические программы. Китай в 2008 г. осуществил выход человека в космос, а к
Ноябрь-декабрь 2009 г.
(І
2015 г. планирует высадку человека на Луну. Китайская компания Shenzen Aerospace Spacesat Co. Ltd. планирует выводить на орбиту от четырех до пяти спутников ежегодно, предназначенных для навигации, связи и исследования космического пространства. Этот этап развития региональной спутниковой отрасли, который должен сыграть большую роль в технологическом развитии региона, напоминает космическую гонку 1960-х годов между США и СССР. Достижения участников новой космической гонки для современного уровня мировой космонавтики могут оказаться малозначимыми, однако их значение для долгосрочной перспективы огромно.
Персонал частных и государственных предприятий в странах азиатского региона становится более мобильным и чаще прибегает к использованию услуг спутниковой связи для обмена информацией со своими коллегами, находящимися на удаленных производственных площадках и объектах. Внедрение в этих странах услуг двухстороннего видео, передачи больших файлов данных и других важных для бизнеса услуг связи и мультимедиа позволит в ближайшие несколько лет привлечь новые инвестиции в регион.
Государственная политика некоторых стран региона в отношении использования спутниковой связи для доступа в Интернет сельских пользователей наталкивается на противодействие со стороны операторов наземных сетей связи, в частности, операторов, внедряющих технологию WiMAX, которая усиленно рекламируется как наиболее эффективная технология для преодоления «цифрового разрыва». Несмотря на то что уже найдены гибридные решения, использующие WiMAX и спутниковую связь, снижение цен на передачу данных по ВОЛС вынуждает использовать спутники в основном для связи с географически удаленными районами.
Между тем низкий коэффициент использования азиатских спутниковых транспондеров в последние 2—3 года должен был подвигнуть операторов к объединению в альянсы, прежде чем принимать решение об освоении новой пропускной способности спутниковых транспондеров. Однако этого не происходило и, более того, появился еще больший избыток емкости спутниковых систем после недавнего запуска компанией Protostar Ltd. спутника Indostar II/Protostar II, заменившего индийский аппарат Indostar I. Новый спутник должен обеспечивать доступ в Интернет,
Век Качества N° 6
передачу данных, телефонную связь, видео и мультимедийный сервис для Индонезии, Филиппин и Тайваня. Насколько хорошо будут использоваться ресурсы пропускной способности спутника Indostar II/Protostar II, покажет ближайшее время. Продолжает активно развивать свои системы спутниковой связи Япония. Производственный концерн Lockheed Martin получил многомиллионный контракт от японской корпорации SKY Perfect JSAT на разработку спутника JSAT 13, который должен быть выведен на орбиту в 2013 г. Так, что японские операторы спутниковой связи практически не ощущают проблем, связанных с недозагрузкой спутниковых транспондеров.
В то же время некоторые операторские компании, такие как Asia Sat, начали прибегать к аренде спут-
Спутник indostorii/Protostorii готовится для замены аппарата indostori
никовых каналов и трактов у других операторов, поскольку им не хватает ресурсов своих собственных спутников. В частности, у Asia Sat оказался полностью загруженным аппарат ABS-1. Развитие бизнеса компании Asia Sat за счет аренды дополнительных ресурсов пропускной способности предполагается продолжать вплоть до запуска спутника ABS-2.
Поскольку пользователи инфо-коммуникационных и вещательных технологий становятся, так сказать, технологическими агностиками, интересуясь только самым высокоскоростным и надежным сервисом, то спутниковые технологии оказались в роли обеспечивающих дополнительным ресурсным сервисом по отношению к другим средствам связи в гибридных сетях, расширяющим возможности наземных сетей. В результате произошел сдвиг в страте-
гии развития спутниковой отрасли от наращивания объемов традиционных услуг спутниковой связи и вещания к внедрению новых спутниковых приложений.
Для Азиатско-Тихоокеанского региона наступило время цифрового кино, а количество цифровых кинотеатров в регионе достигло 30 тысяч. Это крупнейший рынок для спутникового бизнеса, который может предоставить сети цифровых кинотеатров. Сегодня любой цифровой кинотеатр за сумму порядка 5 тыс. долл. США может обеспечить демонстрацию живого контента из любого места на земном шаре, событийные программы в записи, архивные видеоматериалы, видеозаписи и даже 3D-контент. Технологии трехмерного изображения, то есть стереокино и стереотелевидение, известны уже давно. Однако прямые передачи 3DTV-веща-ния, например концертов певицы Мадонны, стали возможны только в 2008 г. Хотя 3DTV-вещание находится пока на весьма ранней стадии развития, тем не менее компания GDC в сотрудничестве с компанией RealD уже осуществляет передачи 3D-фильмов на территории КНР, Гон-Конга, Тайваня, Таиланда, Индонезии и Сингапура.
Другими региональными разработками в области цифрового кино являются сеть местного сельского телевидения (RDSN) и инициативы компании Hoyts по цифровому видео для пользователей Австралии и Новой Зеландии. Между тем эффективность системы обеспечения контентом цифрового кинематографа через спутники связи не получила своего подтверждения в Индии и Китае. Однако особенности демографии стран Азиатско-Тихоокеанского региона, многоязыковый характер населения, различия в государственном устройстве стран и в культуре народов, а также в географическом положении могут оказаться теми факторами, которые обеспечат успех любым проектам в области цифрового кино.
Другим видеоприложением, обеспечиваемым с помощью систем спутниковой связи, которое широко внедряется в регионе, является цифровая система информирования, оповещения и указания, используемая в общественных местах, магазинах, на транспорте и т.д. Ожидается, что спрос на данную услугу со стороны бизнеса будет расти в течение ближайшего времени. Владельцы предприятий розничной торговли рассчитывают значительно повысить активность массового покупателя за счет оснащения сво-
их магазинов системами видеооповещения и видеорекламы. Компания Harris Corp. сообщила, что совместно с компанией McDonald начала реализовывать пилотную программу, которая должна ввести на фирменных пунктах быстрого питания уникальный брендовый телевизионный канал на базе спутниковой системы Harris Digital Signage ™.
Kpoмe указанного выше приложения спутниковой связи, обеспечение услуг «видео по запросу» также рассматривается в регионе как одно из наиболее перспективных приложений спутниковой связи и вещания. В своих исследованиях региональных рынков компания Strategy Analitics показала, что пользователи рассматривают службу «видео по запросу» как наиболее перспективную из всех услуг телевизионного вещания. Такие региональные операторы спутниковой связи, как компания Astro, начали эксплуатацию своих служб «видео по запросу» еще в 2007 году.
Все большую популярность в странах Азиатско-Тихоокеанского региона приобретает служба широкополосной связи на борту самолета. Эта тенденция стала заметной после успешного внедрения спутниковой услуги широкополосной связи на воздушных судах ряда региональных авиакомпаний. Интерес авиакомпаний к услуге широкополосной связи проявляется пока достаточно осторожно, поскольку еще памятна неудача компании «Боинг» на этом же поприще в 2006 г. В частности, австралийская компания Qantas предлагает своим пассажирам широкополосный доступ в наземные мобильные и стационарные сети с борта самолетов Airbus A380 и Boeing-400s. «Малазийские авиалинии» стала первой авиакомпанией в Азиатском регионе, обеспечивающей че-
рез оператора Aeromobile работу мобильных телефонов на борту своих самолетов. Пассажиры этой компании могут также принимать и посылать текстовые сообщения, пользоваться электронной почтой через систему GPRS. Малазийская авиакомпания для организации вышеуказанных услуг связи использует каналы
и тракты спутника Swift64 компании Inmarsat.
Поскольку в Азиатском регионе в 2009 г. складывалась исключительно высокая конкуренция в отрасли спутниковой связи и вещания, то следует ожидать появления новых национальных и региональных операторов. Несмотря на глобальный экономический кризис, спутниковая отрасль имеет все возможности благополучно перенести его последствия и выйти из него такой же сильной, как и до кризиса, или даже еще более развитой. Такие важные услуги спутниковой отрасли, как вещание и связь, не должны сильно пострадать от текущего экономического спада, а многие новые приложения спутниковых технологий, которые находятся в стадии разработки, должны дать отрасли дополнительный мощный импульс для развития.
Несмотря на опасения, что глобальная экономика может оказаться
Новый самолет Airbos A380 компании Qont
в состоянии долговременного спада, государственные регулирующие органы, бизнесмены и аналитики региональных рынков услуг связи и вещания солидарны в том, что спутниковый сектор мировой экономики является наиболее невосприимчивым к экономическим неурядицам за исключением процессов обесценивания акционерного капитала участников рынка. По оценкам, около 1 трлн долл. в акциях и 15 трлн в инвестициях потеряно отраслью за время кризиса. Операторы спутниковых систем связи и вещания ощутят финансовые трудности, когда начнут заменять свои спутники, даже не прибегая к расширению предлагаемых услуг. И тем не менее при любой экономической неопределенности, крепкий в финансовом отношении оператор, у которого нет больших долгов, будет иметь хорошие перспективы на рынке. J
По материалам APSCC Newsletter
СОБЫТИЯ I Новости компаний
В Петербурге наметили тенденции развития российского телекома
Завершился III Международный форум «Интерком - 2009. Инфоком-муникации будущего», который с 10 по 1 1 декабря проходил в отеле «Sokos Hotel Olympic Garden» в Санкт-Петербурге. Более 100 делегатов в течение двух дней обсуждали тенденции и перспективы современных рынков связи и различные направления развития российского телекома. Генеральным спонсором форума в этом году стал национальный оператор связи «Ростелеком».
Целью III Международного форума «Интерком-2009» стало развитие телекоммуникационного рынка России через внедрение технологических и мар-
с с с
кетинговых разработок ведущих российских и зарубежных компаний в области телекоммуникаций и высоких технологий.
В Форуме приняли участие топ-менеджеры крупнейших компаний отрасли телекоммуникаций: «Ростелеком»,
«МТС», «Вымпелком», «Скай Линк», «МТТ», «Комстар», «МегаФон», «РТКомм», «Эрикссон», «Х5 Retail
Group», «Северо-Западный Телеком» и другие. Форум «Интерком-2009» удивил не только составом участников, но и интересной, насыщенной программой.
III Международный форум «Интерком-2009» определил основные факторы конкурентной борьбы на рынке потребительских услуг, а также прояснил ситуацию на российском рынке телекоммуникаций: снижение прибыли в результате кризиса и роста конкуренции не привело к его стагнации. Наоборот, разработка новых предложений и ввод инновационных сервисов только активизировались - и в 2010 году рынок ожидает новую волну борьбы за клиента. J
Подробнее о форуме: www.agequal.ru, www.konfer.ru
Ноябрь-декабрь 2009 г.
(І