Научная статья на тему 'Финансовый кризис, его причины и пути выхода'

Финансовый кризис, его причины и пути выхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИР / ФИНАНСЫ / КРИЗИС / ДОЛГИ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / РЕГИОН / ВАЛЮТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый кризис, его причины и пути выхода»

финансовый кризис, его причины и пути выхода

А.Н. КОНДРАТЬЕВ, кандидат экономических наук, старший преподаватель Курская государственная сельскохозяйственная академия

В разгар финансового кризиса самое время подумать о его причинах, путях выхода и способах его избежания в дальнейшем.

Когда возникает кризис? Когда кто-то делает что-то неправильно. Если, например, человек будет больше тратить, чем он зарабатывает, и жить в долг, то через какое-то время он придет к кризису. Так и финансовая система. Мировой финансовый кризис зародился в США. Оттуда и исходят его основные причины. Что же США делали неправильно?

Многие эксперты, да и сами чиновники в США, говорят о том, что Соединенные Штаты выпустили много ценных бумаг, не покрытых обеспечением. И когда этот рынок ценных бумаг рухнул, то и произошел финансовый кризис. Однако фундаментальной причиной обрушения американского финансового рынка является то, что США стали тратить гораздо больше средств на военные нужды. Если в 1997 — 1999 гг. США ежегодно тратили на военные нужды порядка 250 — 280 млрд долл., то с приходом Дж. Буша к власти военные расходы США выросли сначала до 400 млрд долл., а потом и вовсе приблизились к 700 млрд долл. [1,4]. В 2 раза выросли расходы ЦРУ — с 25 до 52 млрд долл. в год (см. таблицу).

При этом рост военных расходов не был обеспечен доходами бюджета США. Эти деньги руководство США брало в долг, выпуская необеспеченные государственные облигации, имеющие высший в мире рейтинг надежности. Нехитрая арифметика позволяет сделать выводы о том, что каждый год только на военные и разведывательные

расходы США тратило на 300 — 400 млрд долл. больше, чем при Администрации Б. Клинтона. Война, развязанная в Ираке, имела своей целью получение иракской нефти, которая впоследствии должна была и окупить военные расходы США.

Только за четыре года правления Буша совокупный дефицит бюджета США составил сумму в 2 трлн долл. Действительно, если посмотреть на динамику государственного долга США, то если в 2000 г. он составлял порядка 5 трлн долл., то в 2008 г. уже превышал 10 трлн долл. [6].

Однако, как известно, долги нужно отдавать. И американское руководство задействовало в этом не налоговый механизм, а финансово-кредитный. То есть не стало увеличивать налогов, так как здесь нужно обоснование для налогоплательщиков. Руководство США «напрягло» для этого ФРС. Та, в свою очередь, банки. А банки — наиболее крупный свой актив — ипотечные кредиты. Результатом стало повышение банками ставки по ипотечным кредитам. Тем самым, плательщиком американского внешнего долга должны были стать заемщики по ипотечным кредитам. Необходимо отметить, что использование финансово-кредитного механизма для возврата долгов в данном случае было гораздо более простым вариантом, чем налоговый механизм, так как банки связаны с заемщиками кредитным договором, в котором сказано, что ставка банковского процента может меняться.

Однако американские заемщики ипотечных кредитов не смогли или не захотели платить повышенных банковских процентов. Американские

динамика расходов США на военные нужды и разведку, млрд долл.

Показатель 1997 г. 2002 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Военный бюджет 276 474 478 421 411 440 481

Расходы на войну в Ираке и Афганистане - - 120 120 130 120 145

Расходы ЦРУ 26,6 30 32 36 38 40 50

Всего... 302,6 504 630 577 579 600 676

финансы и кредит

11

граждане начали отдавать дома, купленные по ипотеке [5].

Как результат, начали разоряться ипотечные банки, рухнули американские ипотечные ценные бумаги, начался финансовый кризис.

Таким образом, причинами кризиса были:

1) дорогостоящие войны США в Афганистане и Ираке;

2) финансирование этих войн не за счет доходов бюджета США, а за счет долговых ценных бумаг.

Что же произошло дальше? Почему так резко упали цены на сырьевые ресурсы?

Причинами этого является то, что цены на многие ресурсы определяются зачастую не напрямую между продавцом и покупателем ресурса, а на бирже путем биржевых спекуляций. Для этого на бирже продаются и покупаются не металл, нефть или другой ресурс, а ценные бумаги (в том числе и фьючерсы). До финансового кризиса многие, назовем их фондовые инвесторы, то есть те, кто вкладывает деньги исключительно для получения еще больших денег, вложили свои средства в эти ценные бумаги и непосредственно участвовали в биржевой игре. Как результат, цены на ресурсы выросли до невероятных прежде величин. Однако обрушение американского фондового рынка привело к тому, что фондовые инвесторы увели свои капиталы из фондового обращения. В итоге резко упали цены на нефть, металл и другие ресурсы.

Однако стали расти цены на золото, потом вырос курс японской йены, евро по отношению к доллару. Движение капиталов фондовых инвесторов можно отследить по резкому росту курса того или иного актива, валюты [2]. С начала финансового кризиса фондовые инвесторы не могут найти приложения своим средствам — бросают их из одних активов в другие, резко повышая их стоимость. Отметим, что к такому капиталу относятся не только средства частных инвесторов. К ним относится и банковский капитал, и даже государственные инвестиционные фонды некоторых стран.

Капитал должен найти свое вложение, а инвесторы — вектор работы. Только после этого рынок инвестиций и инвесторы начнут «спокойно» работать, улягутся мировые колебания цен на ресурсы, падения или рост курсов валют.

В настоящее время таким вложением средств может стать Россия и ее новые инвестиционные проекты.

Вектором для крупных инвестиций и инвесторов может стать крупная по территории и населению

страна, способная осуществлять глобальные экономические проекты. К крупным инвестициям относятся инвестиции в несколько сотен миллиардов долларов или даже в триллионы долларов США.

Таким образом, «вектором для крупных инвестиций» не может быть даже страна с самой развитой банковской системой, какой является Швейцария. Или же страна с самыми крупными банками, такая как Япония. Швейцария в конечном счете, даже если и привлечет эти средства, то должна будет их куда-то разместить. Разместить в реальные экономические или финансовые проекты. Сама Швейцария таких проектов осуществить не сможет. Таким образом, Швейцария будет только финансовым посредником, она не сможет сама обеспечить отдачи от этих вложений. У Японии несколько иная ситуация. Это высокоразвитая страна, которая ориентирована на товарный импорт автомобилей и высоких технологий. Таким образом, если у Японии не будет зарубежных покупателей, то и не будет средств отдавать впоследствии финансовые обязательства. Причем Япония существенно зависит в получении ресурсов от других стран — без металла и других ресурсов машины не сделаешь.

Страна, привлекающая крупные финансовые инвестиции, должна обеспечить этот привлеченный финансовый капитал прибылью за счет своих собственных усилий и ресурсов. Это является самой надежной гарантией платежа по долговым обязательствам. Поэтому такой страной может быть США, Россия, Китай, Бразилия или Индия. Эти страны имеют большую территорию, существенные ресурсы и опыт осуществления глобальных экономических проектов. Они могут, получив значительные финансовые ресурсы, самостоятельно вложить их в свою экономику, получить дополнительный доход и рассчитаться самостоятельно по своим долгам.

Если проанализировать работу руководства США до кризиса по вопросу вложения средств, то можно отметить, что американское руководство, получив в свое распоряжение крупные финансовые ресурсы, вложило их в войну в Ираке с целью получения доступа к нефти. Таким образом, несмотря на рост высоких технологий, развитие машиностроения и других современных отраслей, важнейшими в мире все еще являются ресурсы (нефть, газ, металлы и т. д.). Именно эти активы, ресурсы являются настолько привлекательными, что из-за них идут войны. Именно эти ресурсы определяют во многом экономический потенциал, а часто и благосостояние страны.

В России есть все ресурсы, которые могут обеспечить инвесторам гарантии возврата их капиталов. Более того, России не нужно воевать, как США, за минерально-сырьевые ресурсы. В России есть множество проектов, которые можно назвать новыми инвестиционными проектами. Например, освоение Арктики или развитие атомной энергетики. Как известно, Арктика богата минерально-сырьевыми ресурсами. Как бы плохо ни звучала идея освоения Арктики, «выкачивания недр» из своей страны, однако рано или поздно Арктику будут осваивать. Если это будет не Россия, значит, будут другие страны. Всем это понятно. Подтверждением этого является то, что в 2006 г. руководство США начало разрабатывать нефтяные месторождения в в национальном арктическом заповеднике на Аляске [3]. Это происходило, несмотря на протесты экологических организаций. Другой вопрос в том, что осваивать Арктику можно цивилизованно, не нанося ущерба ее экологии, не увеличивая резко продаж минерально-сырьевых ресурсов за рубежи России. При этом Россия имеет юридические права на значительную часть Арктики. Но сможет ли наша страна реализовать эти права фактически — зависит от финансирования и организованной работы. Опыт такой работы у России есть, есть и инфраструктура газовых и нефтедобывающих компаний.

Также у России есть множество отраслей, предприятий и проектов, которые можно финансировать за счет привлеченных инвестиций. Проблема современного мирового финансового кризиса для России заключается в том, что страна по-прежнему сильно зависит от экспорта энергоресурсов. Нет сильного внутреннего спроса, который мог бы поддержать динамику экономики страны. Именно развитию внутренней экономики и внутреннего спроса в России необходимо уделить внимание, что позволит снизить зависимость экономики России от отрицательных изменений мировых финансовых конъюнктур.

Для привлечения «блуждающих» в настоящее время капиталов в стране необходимо создание института долгосрочных государственных ценных бумаг. В эти ценные бумаги могут вложить средства отечественные и иностранные инвесторы. Отметим, что такого рода инвестиции являются более приемлемыми для государства, чем прямые инвестиции, так как Россия берет на себя только финансовые обязательства, а не допускает к своим минерально-сырьевым ресурсам иностранных инвесторов.

Какими будут эти ценные бумаги, на какой срок и под какие проценты они будут размещаться — это вопрос более детального исследования мирового рынка долгосрочных ценных бумаг, анализа опыта развития американских государственных облигаций. Можно сказать, что средства, привлеченные по государственным долгосрочным обязательствам, будут гораздо дешевле, чем кредиты российских компаний и банков или международные кредиты. Вполне возможно, что ставка по долгосрочным долговым ценным бумагам будет составлять 2 — 5 % годовых. Общий объем привлеченных инвестиций может составить 0,5 — 3 трлн долл. Важно другое — в мире есть экономические предпосылки развития новых крупных государственных рынков долгосрочных ценных бумаг, а в России есть условия формирования и развития такого финансового рынка.

Еще один немаловажный аспект необходимо отметить. Сейчас широко обсуждается вопрос о формировании новых региональных валют. Российские власти высказывают мнение о возможности российского рубля стать одной из таких валют. Но даже ближайшее рассмотрение этого вопроса говорит о том, что формирование в России рынка государственных долгосрочных ценных бумаг и региональной валюты являются задачами, которые необходимо решать совместно.

Формирование и развитие рубля как региональной резервной валюты потребует перевода иностранных партнеров на расчет за российские ресурсы в российских рублях, а не в долларах США или евро, как это происходит сейчас. Иначе, какая же это региональная резервная валюта? Это приведет к снижению поступлений иностранной валюты в Россию. Валютные резервы страны уменьшатся. Их нужно будет формировать по-иному, не за счет экспортной валютной выручки. Именно привлечение средств с помощью долгосрочных ценных бумаг будет замещением недостающих валютных резервов.

Рассматривая вопрос о развитии рынка долгосрочных ценных бумаг, нельзя не отметить, что это долговые ценные бумаги, поэтому они приведут к росту государственного долга России. Во-первых, необходимо понимать, что этот вопрос нельзя будет оставить без внимания через 5, 10 или 20 лет. Этой системой, рынком долгосрочных ценных бумаг необходимо заниматься постоянно. Во-вторых, должен быть проработан механизм возврата средств инвесторам, обеспечения прироста капитала, вложения средств в экономические проекты

в России. В противном случае Россия получит только долговые ценные бумаги на суммы, которые сопоставимы с ее годовыми бюджетами. И по этим долгам нужно будет платить.

Необходимо отметить еще один позитивный момент, к которому может привести развитие в России рынка долгосрочных ценных бумаг. Как результат, Россия может занять серьезное место в мире в качестве страны с финансовой специализацией. Если сейчас страна имеет в основном энергетическую, даже нефтегазовую, специализацию, то рынок долгосрочных ценных бумаг может стать важной отраслью, важной составляющей экономики страны. Здесь можно привести аналогию с Японией. Несмотря на то, что Япония специализируется на высокотехнологичном производстве и автомобильной промышленности, страна имеет развитую банковскую систему, крупнейшие в мире банки, которые приносят ей значительную прибыль.

Поэтому первоначальной задачей должно стать обеспечение финансовой системы России необходимыми средствами путем организации рынка долгосрочных долговых ценных бумаг, эмитированных как в отечественной, так и в иностранной

валюте. На следующем этапе можно рассматривать

вопрос о российском рубле в качестве региональной резервной валюты.

список литературы

1. Брэдли Грэм. Военные расходы вызывают тревогу // Washington Post. Url:http://www.lenta. ru/articles/2004/03/08/warbudget.

2. Динамика курсов валют, драгоценных металлов. Сайт Банка России. Url:http://www.cbr.ru.

3. Сенат США разрешил добычу нефти в Национальном арктическом заповеднике на Аляске // Url:http://www.lenta.ru/news/2006/02/06/budget.

4. Военные амбиции Буша увеличат бюджетный дефицит США еще на 59 млрд долл. Url: http: // www. lenta. ru/economy/ 2005/01/26/deficit.

5. Официальный обзор экономики и бюджета США. Url:http://www.cbo.gov/doc.cfm?index= 5773&type=0&sequence=3.

6. Госдепартамент США: треть мировых расходов на оборону приходится на США. Url:http:// www.press.try.md/view. php?id=4016&iddb=Bus iness.

14

финансы и кредит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.