ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
FINANCIAL ANALYSIS AS A BASIS FOR MAKING MANAGEMENT DECISIONS Kyrylenko V.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Kyrylenko Vladyslavа Valerievna - Master's Degree, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND INFORMATION TECHNOLOGY, FACULTY OF ECONOMICS AND INFORMATION TECHNOLOGY, MOSCOW INNOVATIVE UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: this article discusses the importance of financial analysis for management decision-making. The types and main features of management analysis, the main indicators of business activity, profitability offinancial and economic activity of the enterprise, as well as methods of financial analysis are given. The importance of the main stages of business activity, the role of management in the management decision-making process, the influence of numerous factors on management decisions. The main differences between internal and external financial analysis are described. Measures to improve the financial condition of the enterprise are proposed.
Keywords: financial analysis, management decisions, methods of financial analysis, management decision-making, financial condition, management analysis, economic situation of the enterprise, financial management, assets, liquidity, profitability management, solvency of the company, financial activity of the company, forecast reporting.
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Кириленко В.В. (Российская Федерация)
Кириленко Владислава Валериевна - магистр, кафедра экономики и информационных технологий, факультет экономики и информационных технологий, Московский инновационный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассмотрено значение финансового анализа для принятия управленческих решений. Приведены виды и основные особенности управленческого анализа, основные показатели деловой активности, рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также методы финансового анализа. Раскрыто значение основных этапов деловой активности, роль менеджмента в процессе принятия управленческих решений, влияние многочисленных факторов на управленческие решения. Описаны основные различия между внутренним и внешним финансовым анализом. Предложены меры по улучшению финансового состояния предприятия.
Ключевые слова: финансовый анализ, управленческие решения, методы финансового анализа, принятия управленческих решений, финансовое состояние, управленческий анализ, экономическое положение предприятия, финансовый менеджмент, активы, ликвидность, управление рентабельностью, платежеспособность компании, финансовая деятельность компании, прогнозная отчетность.
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники анализируют финансовые отчеты для того, чтобы повысить доходность капитала и обеспечить стабильность положения фирмы.
Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты с целью минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения[1].
Благодаря тому, что актуальность финансового анализа лишь растет, сегодня в мире существует очень много самых различных методик его проведения, при этом развитие таких методов не прекращается ни на минуту, а если посмотреть на ситуацию в целом, то происходит постоянное их усовершенствование, что позитивно влияет на итоговый результат данной аналитики.
Во время ведения своего бизнеса руководителям постоянно приходиться принимать ряд управленческих решений, от многих из них зависит не только успешность и эффективность компании, но и ее существование в целом. Принятие таких решений как инвестирование или распределение активов невозможно без проведения финансового анализа. Определение успешности своей компании, ее возможностей в текущем и будущих периодах просто напросто невозможно без проведения финансового анализа и определения финансового состояния организации. Хорошее финансовое положение характеризуется эффективным использованием ресурсов, удачным соотношением оборотных активов и пассивов в балансе и способностью предприятия в сроки и в полной мере погашать свои обязательства за счет внутренних средств. Плохое финансовое состояние ставит под угрозу существование компании и характеризует ее как неэффективно использующую имеющиеся средства, ресурсы и неготовую исполнять свои обязательства. Конечной точкой неудовлетворительного финансового положения является банкротство, невозможность компании погашать свои обязательства за счет имеющихся активов.
В данном контексте, процесс принятия управленческих решений нельзя определить как науку, это больше искусство, умение принимать решения, мыслить, основываясь на результатах аналитических процедур. Результаты финансового анализа - это материальная основа управленческих решений, принятие которых основывается на аналитических данных, на опыте, логике, интеллекте и личных симпатиях лиц принимающих решения. Все это подтверждает то, что финансовый анализ в современных условиях является инструментом принятия успешных управленческих решений и становится элементом управления. Финансовый анализ необходим, прежде всего, не только собственникам и администрации организации для принятия верных управленческих решений, но и:
1) инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценных бумаг предприятия. Им необходима информация о том, насколько адекватен получаемый ими доход, степени рискованности сделанных инвестиций; должны ли они продавать, покупать или продолжать держать свою долю в активах субъекта; будет ли способен данный субъект удовлетворить их ожидания в отношении выплачиваемых дивидендов;
2) кредиторам, которые должны выдать при необходимости кредиты предприятию и быть уверенными, что их кредиты вернут вместе с процентами, раньше, чем предприятие обанкротится;
3) поставщикам необходима информация о способности юридического лица вовремя погасить кредиторскую задолженность;
4) покупателям, которые заинтересованы в том, насколько долго юридическое лицо сможет продолжать свою деятельность, чем выше зависимость покупателя от предприятия, тем больше он заинтересован в его финансовой стабильности;
5) работникам, которые заинтересованы в стабильности и рентабельности деятельности субъекта для оценки своих перспектив занятости, перспектив получения различных финансовых и других льгот и выплат субъекта;
6
6) аудиторам, которым необходимо проверить отчетность и хозяйственную деятельность предприятия и дать соответствующие рекомендации по ведению бухгалтерского учета;
7) руководителям маркетинговых и рекламных отделов, которые на основе этой информации создают стратегию продвижения товара на рынки;
8) государственным органам, которые заинтересованы в информации, необходимой для разработки экономической политики в отношении субъектов, включая налоговые меры, а также для сбора статистических данных[2].
Принятие обоснованных, оптимальных управленческих решений невозможно без предварительного проведения всестороннего, глубокого экономического анализа деятельности организации.
Результаты проведенного экономического анализа используются для установления обоснованных плановых заданий. Показатели бизнес -планов устанавливаются исходя из фактически достигнутых показателей, проанализированных с точки зрения возможностей их улучшения. Это же относится и к нормированию. Нормы и нормативы определяются на основании ранее действовавших, проанализированных с точки зрения возможностей их оптимизации. Например, нормы расходования материалов на изготовление продукции должны устанавливаться с учетом необходимости их снижения без ущерба качеству и конкурентоспособности продукции. Следовательно, анализ хозяйственной деятельности способствует установлению обоснованных величин плановых показателей и различных нормативов [3].
Экономический анализ содействует повышению эффективности деятельности организаций, наиболее рациональному и эффективному использованию основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устранению излишних издержек и потерь, и, следовательно, проведению в жизнь режима экономии. Непреложным законом хозяйствования является достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Важнейшую роль в этом играет экономический анализ, позволяющий путем устранения причин излишних затрат минимизировать себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, максимизировать величину получаемой прибыли.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность.
Особенностями управленческого анализа являются:
- ориентация результатов анализа для своего руководства;
- использование всех источников информации для анализа;
- отсутствие регламентации анализа со стороны;
- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны[4].
Ключевым вопросом для понимания сущности и результативности финансового анализа является концепция бизнеса как потока решений для развертывания ресурсов (капиталов) с целью получения прибыли. Получение прибыли является конечной целью хозяйственной деятельности предприятия не только потому, что в результате этого улучшается экономическое положение предприятия, но главное - получение достаточной прибыли необходимо для сохранения экономической жизнеспособности предприятия, сохранения возможности дальнейших вложений капитала[5].
Независимо от того, в какой сфере деятельности осуществляется бизнес (торговля, сервис, производство), конечная цель не меняется. Она сводится к тому, что первоначальный капитал в форме денежных средств через определенное время развертывается в экономически выгодную величину (производственный капитал) для возмещения этих средств и получения достаточной прибыли.
7
Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:
- решения по вложению капитала (ресурсов);
- операции, проводимые с помощью этих ресурсов;
- определение структуры финансирования бизнеса.
Своевременное и качественное обеспечение этих направлений финансовых решений является сущностью финансового анализа, рассматриваемого как единое целое, независимо от того, внешний он или внутренний.
Финансовый анализ позволяет ответить на многие вопросы относительно движения средств в фирме, качества управления ими и положения на рынке, которое приобретает фирма в результате своей деятельности.
В том случае, если анализ ликвидности вызывает сомнения в способности компании создать необходимые наличные средства, кредитор концентрирует внимание на платежеспособности фирмы. Платежеспособность - это относительное превышение стоимости активов над стоимостью обязательств (пассивов).
Принято выделять два вида анализа: внутренний и внешний. Основных различий между ними два:
1. Широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения.
2. Степень формализуемости аналитических процедур и алгоритмов.
Основными характеристиками имущественного положения коммерческой
организации являются:
- сумма хозяйственных средств, находящихся в ее распоряжении (чаще всего под ней понимают валюту, т.е. итог баланса, хотя в рыночных условиях и тем более в условиях инфляции эта оценка совершенно не совпадает с рыночной стоимость организации);
- доля внеоборотных активов в валюте баланса;
- доля активной части основных средств, коэффициент износа.
Основные показатели деловой активности:
- соотношение темпов роста активов, выручки и прибыли;
- показатели оборачиваемости;
- фондоотдача;
- производительность труда;
- продолжительность операционного и финансового цикла.
Рентабельность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации характеризуется показателями:
- прибыль;
- рентабельность продукции;
- рентабельность авансированного капитала;
- рентабельность собственного каптала.
Показатели положения на рынке ценных бумаг:
- рыночная стоимость коммерческой организации;
- доход на акцию;
- общая доходность акций (облигаций);
- капитализированная доходность акций (облигаций) [4,6].
Управленческие решения, принимаемые на базе рассмотрения финансовой отчетности, находятся в зависимости от многочисленных факторов, таких как: отраслевой принадлежности компании; условий кредитования и стоимости заемных источников; выработавшейся структуры источников и рациональности их размещения в активах; масштабности инвестиционных проектов; оборачиваемости и рентабельности; организации денежного оборота и т.д.
В процессе работы менеджменту фирмы требуется принимать решения, каковые оказывают воздействие на разные стороны финансовой деятельности компании. Рассмотрим воздействие результатов анализа финансовой отчетности на прием
8
решений в отношении ликвидности, структуры баланса, управления рентабельностью, оптимизации учетной политики и прогнозной отчетности[9].
Целевая структура капитала - внутренний финансовый норматив, в соответствии с коим формируется отношение собственного и заемного капитала для любой конкретной компании. Она складывается с учетом совокупного действия всех внутренних условий и внешней среды бизнеса компании, ее целевых установок в отношении возможностей развития бизнеса.
Решения относительно структуры баланса обязаны быть ориентированы на исключение диспропорций в темпах роста отдельных элементов активов и пассивов, в соотношении заемных и собственных источников, с одной стороны, и мобильных и иммобилизованных средств с иной стороны. Диспропорции имеют все шансы привести к недостаточной обеспеченности своими оборотными средствами и снижению уровня ликвидности. Отсутствие собственных оборотных средств, чистого оборотного капитала (их отрицательные значения) рискованно для компании и с той точки зрения, что при необходимости срочного возврата задолженности понадобится вынужденная реализация активов либо компания будет вынуждена объявить дефолт по своим обязательствам.
В своих действиях по управлению финансовой структурой капитала финансовому менеджменту компании следует учитывать также общепризнанное правило, которому должны следовать предприятия любых типов при формировании целевой структуры капитала: владельцы предприятий предпочитают разумный рост доли заемных средств, а кредиторы отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, что снижает риски кредиторов[7].
Решения в области ликвидности подразумевают принятие конкретных решений в отношении отдельных групп (видов) оборотных активов. Рост уровня ликвидности оборотных активов, снижение части низколиквидных их видов играют главную роль в увеличении платежеспособности компании. При принятии решений в отношении материальных оборотных активов необходимо отметить:
• активы, принимающие участие в производственном процессе, недостаток которых может привести к проблемам в основной деятельности (к остановкам производственного процесса, снижению объемов производства продукции и срывам поставок контрагентам и т.д.);
• активы, реализация которых проблематична (неликвиды). По возможности следует избавиться от этой части активов по минимальным ценам;
• активы, которые могут быть реализованы без ущерба для основной деятельности (излишние, сверхнормативные). Реализация этой части материальных оборотных активов является основным резервом повышения ликвидности, мобилизации дополнительных денежных средств и оплаты кредиторской задолженности.
Дебиторская задолженность представляет собой практическую иммобилизацию средств компании в оборот (в оборот других фирм), однако в тот же момент является естественным следствием системы ведения взаиморасчетов меж поставщиками и потребителями. Главные задачи в данной части управленческих решений содержатся в контроле за возвратом средств и ускорении инкассации дебиторской задолженности[7,8].
При принятии управленческих решений в отношении ликвидности баланса и платежеспособности компании нужно оценить величину и структуру краткосрочных обязательств. Нарастание их особенно опасно, в случае если при этом замечается существенное увеличение доли наиболее дорогих источников, в том числе просроченных долгов по налогам и сборам. В подобной ситуации надлежит осуществлять мероприятия по высвобождению из оборотных активов всех возможных средств путем их оптимизации и оплачивать наиболее срочные (просроченные), а потом и более дорогостоящие обязательства[9].
Оценивая ликвидность баланса, финансовый менеджер должен учитывать, что высокий уровень коэффициента текущей ликвидности означает лишь формальное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами и характеризует только теоретическую возможность рассчитаться по обязательствам. Будет ли иметь место этот расчет фактически, зависит от оптимизации операционного цикла и рациональной организации денежного оборота.
Управление рентабельностью обычно считается предметом особенного внимания менеджмента компании. Бесспорно, что анализ и разработка управленческих решений в данной части исключительно важны для убыточных компаний, если требуется раскрытие причин убыточности и обоснование вероятных резервов по ее ликвидации либо минимизации. Оптимальность пропорций в распределении чистой прибыли обязательно должна учитываться при разработке дивидендной политики, представляющей собой серьезный элемент финансового менеджмента не только в акционерных обществах, но и в фирмах других организационно-правовых форм. Непозволительно превышение использования прибыли над полученной ее величиной, так как это даст такое же отрицательное влияние на финансовое положение, как и убытки в убыточных компаниях[8].
Составление прогнозной отчетности является важным и востребованным в современных условиях вопросом, который должен решаться в рамках анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности. Практическое значение прогнозирования показателей отчетности заключается в следующем:
• Руководители имеют возможность заранее оценить, насколько базовые показатели прогнозной отчетности соответствуют поставленным на том или ином этапе задачам, оценить возможность роста компании, скоординировать долгосрочные и краткосрочные цели его развития, стратегию и тактику действий.
• Лица, принимающие управленческие решения, заранее получают информацию о возможной в планируемом периоде величине доходов, расходов, денежных потоков, активов и источников финансирования.
Также составление прогнозной отчетности позволяет:
1. На основе прогноза выручки и финансовых результатов (прогнозного отчета о прибылях и убытках) оценить устойчивость получения доходов и прибыли в основной деятельности и зависимость будущих финансовых результатов от прочей деятельности, определить возможную величину чистой прибыли как источника пополнения собственного капитала и выплаты дивидендов.
2. На основе плана денежных потоков (прогнозного отчета о движении денежных средств) определить размеры и периоды появления кассовых разрывов и рассмотреть варианты их преодоления.
3. На основе прогнозного баланса оценить складывающуюся в прогнозном периоде сбалансированность активов и пассивов.
4. Оценить уровень и динамику показателей финансовой устойчивости и платежеспособности в прогнозном периоде.
Управленческие решения, принимаемые на основании рассмотрения и оценки прогнозной отчетности, позволяют создать порядок мероприятий по улучшению работы и заложить их в бизнес-план компании[8].
Оптимизация решений в части бухгалтерской учетной политики непосредственно связана с действиями финансового менеджера как в отношении структуры баланса, так и финансовых результатов. От решения данного вопроса непосредственно находится в зависимости обоснование налоговой учетной политики и разработка оптимальных налоговых схем в рамках действующего законодательства[10].
Список литературы /References
1. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1994. 80 с.
2. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб.пособие. Мн.: Выш.шк., 1997. 266 с.
3. Планирование на предприятии: Учеб. пособие для вузов / А.И. Ильин.- 4-е изд., стер. -Минск : Новое знание, 2003. 635 с. (Эконом. образование).
4. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: От бухгалтерского учета к экономическому: Учебно-практическое пособие / А.В. Грачёв. Минск: Финпресс, 2002. 208с.
5. «Экономика предприятия». Юркова Т.И. , Юрков С.В. Издательство «Электронные учебники». М. 2009. 305 с.
6. Анализ финансового состояния предприятия. Ковалев А.И., Привалов В.П. Издательство «ЦЭМ». М. 2000.
7. Герасименко А.Д. Финансовый анализ как инструмента принятия управленческого решения, НОУ ВПО, 2010
8. Зонова А.В. Как принимать управленческие решения на основе анализа финансовой отчетности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusconsult.ru/common/news/news_1604.html (дата обращения 28.03.2014).
9. Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И., Конотопов М.Н., Орехов С.А., Башкатова Ю.И., Морева Е.Л., Орлова Л.Н. Теория менеджмента. Москва, 2013.
10. Бебрис А.О., Решетько Н.И. Формирование механизмов развития предпринимательских структур в условиях конкуренции. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 17. С. 113-118.