УДК 658.14
Сацук Татьяна Павловна
доктор экономических наук, профессор Сибирский федеральный университет [email protected]
ФИНАНСОВЫЕ ЦЕЛИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
В настоящей работе рассматриваются целевые модели деятельности предприятий в зависимости от стадии жизненного цикла сферы бизнеса, в которой работает компания. Обоснована необходимость реализации концепции максимизации стоимости компании, как финансовой цели корпорации в системе стратегического управления.
Ключевые слова: финансовое управление, финансовые цели, ключевые показатели, целевая модель деятельности компании.
Финансовое управление компанией как процесс включает в себя координацию, инструментальное, методическое и информационное обеспечение управления организацией в процессе привлечения финансовых ресурсов и распределения их между теми или иными направлениями использования. Цель финансового управления является производной от целей компании. Финансовые цели и результаты выступают ключевыми критериями оценки будущей и, соответственно, текущей деятельности предприятия. Приоритетность той или иной цели по-разному трактуется в зависимости от этапа жизненного цикла компании, особенностей рынка, условий макроэкономического окружения и внутренних возможностей фирмы.
Стадии жизненного цикла сферы бизнеса, в которой работает компания, в теории стратегии предлагается различать по видам стратегического развития - от агрессивного роста доли данного бизнеса на рынке до консолидации или ухода с рынка и ликвидации. Если компания находится на стадии роста, то предлагаемые услуги обладают существенным потенциалом роста. Для того чтобы капитализировать этот потенциал, необходимо привлечь значительные ресурсы с целью развития и продвижения новых продуктов и услуг, инвестировать в инфраструктуру и расширение сети. На этом этапе развития денежный поток может иметь отрицательные значения, а рентабельность инвестиций быть низкой. Инвестиции в будущее развитие могут превышать те доходы, которые организации получают от ограниченной пока базы реализации продукции или услуг. Общая финансовая цель на этой стадии развития бизнеса может состоять в процентном росте дохода и объемов продаж в целевом сегменте при сохранении адекватного уровня затрат и расходов на продажу и организации новых сегментов рынка.
На стадии устойчивого состояния бизнеса или зрелости компании она все еще нуждается в инвестировании и реинвестировании, но обязана демонстрировать превосходную рентабельность инвестиций. Предполагается, что компания не только сохраняет существующую долю рынка, но с каждым годом увеличивает ее. Инвестиционные
проекты, в отличие от долгосрочных вложений на первой стадии развития бизнеса, по большей части направлены на ликвидацию узких мест и постоянное совершенствование бизнеса.
Многие компании на этом этапе развития ставят перед собой традиционные финансовые цели, связанные с ростом прибыльности бизнеса, используя в качестве ключевых финансовых показателей доходность инвестированного капитала, доход от основной деятельности и рост объема продаж. Инвестиционные проекты оцениваются или стандартно: показателем дисконтированного денежного потока и анализом капитального бюджета, или применяют новые финансовые параметры, например создание добавленной стоимости и стоимости для акционеров. Это критерии оценки достижения классической финансовой цели - максимальной доходности инвестированного в бизнес капитала.
Основные показатели реализации данных финансовых целей корпорации общеизвестны:
- чистая прибыль (Net profit);
- экономическая прибыль (Economic profit);
- инвестированный капитал (Return on investment);
- рентабельность акционерного капитала (Return on equity);
- прибыль на акцию (Earning per share);
- чистая текущая стоимость (Net Present Value);
- экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added);
- внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return);
- индекс рентабельности инвестиций (Profitability Index).
Историческое изменение цели управления финансами в соответствии с эволюцией целевой модели деятельности компании представлено в таблице 1.
Применение прибыли в качестве индикатора деятельности предполагает управление счетом прибылей и убытков и слабо отражает фактические объемы и сроки возникновения денежных потоков. Показатель не дает возможности судить о платежеспособности предприятия и его потребности в финансировании.
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014
© Сацук Т.П., 2014
Финансовые цели и ключевые показатели в системе стратегического управления предприятием
Таблица 1
Эволюция главной цели управления финансами в соответствии с эволюцией главной цели компании
Целевая модель деятельности компании Главная цель финансового управления
Максимизация прибыли Управление прибылью компании, максимизация прибыли
Минимизация транзакционных издержек Управление «чистыми» транзакционными издержками компании и их минимизация
Максимизации объема продаж Управление продажами с целью максимизации выручки компании и, как следствие, максимизация прибыли, реализация миссии компании
Максимизация темпов роста компании Управление операционной прибылью компании, её максимизация и распределение
Обеспечение конкурентных преимуществ Управление операционной прибылью, максимизация прибыли и минимизация затрат
Максимизации добавленной стоимости Управление финансовыми результатами деятельности компании, реализация инвестиционной политики
Максимизации рыночной стоимости компании Стремление к максимизации благосостояния собственников компании в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации её рыночной стоимости.
По мнению автора, главной финансовой целью корпорации в системе стратегического управления является концепция максимизации стоимости компании, реализуемая через стоимостный подход в управлении (Value Based Management - VBM), так как стоимость служит наиболее полным показателем результатов деятельности корпорации. Стоимость предприятия - более совершенный показатель, ведь он в равной степени аккумулирует как стоимость, созданную прошлым трудом, так и стоимость, созданную настоящим трудом.
Концепция, основанная на управлении стоимостью - VBM (Value Based Management), - появилась в середине 1980-х годов в США. В 1990-х этот метод пришел в Европу и Азию, а несколько лет назад новую философию управления стали использовать и крупные российские компании, которые хотели соответствовать требованиям западного инвестора.
Концепция VBM опирается на следующие базовые принципы корпоративных финансов:
- целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния акционеров, т. е. рыночной стоимости компании;
- стоимость компании определяется денежными потоками, которые она сможет генерировать в будущем, дисконтированными по ставке доходности, учитывающей совокупные риски активов компании и риски финансирования.
Причины, по которым повышенный интерес к VBM проявляют российские компании, можно разбить на три группы:
- растущая динамичность внешней бизнес-среды, сложность организации, резкий рост роли интеллектуальных ресурсов как факторов успеха в конкурентной борьбе;
- усиление конкуренции, что ведет к необходимости удовлетворять интересы всех заинтересованных лиц в деятельности компании: как постав-
щиков, государственных органов, так и персонал компании;
- рост сложности во взаимоотношениях собственников и менеджеров, смещение фактического контроля над компанией от собственника к наемным управленцам.
Финансовое управление на основе управления стоимостью компании позволяет обеспечить максимизацию благосостояния собственников, повысить инвестиционную привлекательность организации и создать приток внутренних и внешних источников финансирования. Данный вывод подтверждается практикой внедрения \ГБМ в передовых корпорациях мира. По мнению автора, исходя из этой целевой установки, должны формироваться ключевые показатели стратегии финансового управления компанией.
При этом выбор показателя и модели оценки стоимости сам по себе первостепенного значения не имеет. При всей важности соответствия конкретного инструментария особенностям организации отдача от практического внедрения концепции целеориентированного управления финансами организации обусловлена не столько выбором определенной системы показателей, сколько умением эффективно использовать те возможности, которые эта система предоставляет.
В экономической литературе довольно часто звучит критика традиционных финансовых показателей для принятия управленческих решений, информационным источником которых является система бухгалтерского учёта и финансовой отчётности [2; 3]. Эта критика направлена на ретроспективный (исторический) характер этих показателей, что значительно уменьшает их ценность для принятия стратегических управленческих решений.
Разрыв между балансовой и рыночной стоимостью предприятия увеличивается в последние годы, при этом точная корреляция между этими
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Lià- № 3, 2014
95
оценками невозможна, так как балансовая стоимость исторична по своей природе, а рыночная -перспективна, направлена в будущее. Увеличение «разрыва» между рыночной и балансовой стоимостями объясняется увеличением роли нематериальных активов, таких как интеллектуальный капитал. Отсутствие методологии справедливой оценки нематериальных активов и их представления в финансовой отчетности - основная причина ориентации компаний на современные модели управления финансами.
Базовый принцип разработки показателей заключается в сжатии отдельных информационных данных для отражения свойств объектов, явлений и их взаимосвязей. Однако в связи с этим возникает риск утери важных деталей описываемой ситуации, а также невозможности выявления причин произошедших изменений. Противодействие данному риску достигается за счет расширения исходных показателей с помощью математических операций и процедур, позволяющих получить модель, состоящую из двух или более частных показателей.
Таким образом, получают систему показателей, имеющую иерархическую структуру, в которой показатель верхнего уровня постепенно раскладывается на показатели нижнего уровня, оказывающие влияние на ключевой показатель [1, с. 148].
Таким образом, использование системы ключевых показателей на предприятии способствует качественному улучшению стратегических и оперативных решений на всех уровнях реализации целевой концепции управления стоимостью.
Библиографический список
1. Сацук Т.П. Ключевые показатели результативности в системе финансового контроллинга // Российское предпринимательство. - 2009. -№ 8 (1). - С. 147-152.
2. Томпсон А.А. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент, искусство разработки и реализации стратегии. - М. : Юнити, 1998. - 556 с.
3. Modigliani F., Miller М. Dividend policy, growth and the valuation of shares // Journal of business. - 1961.
УДК 330
Магрупова Зульфия Мазгаровна
доктор экономических наук
Кубко Владислав Владимирович
Череповецкий государственный университет
vkubko @inbox. ги
РОЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫМИ ПРОТЕСТАМИ
Приведён обзор понятий риска и неопределенности, выявлены причины социально-рисковых отношений, рассмотрены модели Альтмана по прогнозированию рисков, предложена модификация формулы Кобба-Дугласа с учётов рисков социальных протестов. В данной статье авторы рассматривают работу предприятий в рыночных условиях и влияние на их деятельность рисков социальных протестов работников предприятия. Данные риски проявляются в таких негативных явлениях как низкая производительность труда, текучесть кадров, конфликтность коллектива, что приводит к снижению прибыли и росту затрат. В статье рассматриваются социально-рисковые и социально-трудовые отношения, предлагается классификация социально-рисковых отношений в сфере риска.
Ключевые слова: предпринимательские риски, методы анализа и измерения неопределенности и риска, нематериальные инвестиции в труд, предупреждение и разрешение трудовых протестов.
Риск - это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это обусловливает возможность существования нескольких определений риска с разных точек зрения.
Вместе с тем актуальность введения в оборот экономической науки категории «хозяйственный риск» продиктована необходимостью сознательного и полноценного использования этого понятия как инструмента регулирования микроэкономических отношений при принятии хозяйственных решений в деятельности предприятия в условиях рынка. Анализ экономической литературы, посвященной проблеме риска [1-5], показывает, что среди исследователей нет единого мнения относительно определения «предпринимательский риск». Это объясняется многоаспектностью этого явления.
В «Словаре-справочнике предпринимателя» понятие «риск предпринимателя» определяется как возможность неудач, убытков в предпринимательской деятельности, которые при неосмотрительности могут повлечь нежелательные последствия, ущерб [14].
В Современном экономическом словаре риск определяется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами [10].
В. Шахов отмечает, что риск - это гипотетическая возможность наступления ущерба [13]. Б. Райзберг в книге «Предпринимательство и риск» определяет риск как величину возможного убытка [9]. Л. Миэринь отмечает, что «риск пред-
96
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014
© Магрупова З.М., Кубко В.В., 2014