Зарубежный опыт
УДК 336.711
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ США
О. В. СМИРНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
E-mail: smirnova-tgu@yandex. ru Тверской филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
В статье раскрыто формирование и использование прибыли федеральной резервной системы США с момента ее создания. Представлены расчеты рентабельности активов, собственных средств и квазисобственных средств, а также других показателей, характеризующих финансово-экономическое состояние федеральной резервной системы в разные годы.
Ключевые слова: финансовые результаты деятельности, прибыль, рентабельность, деньги, ФРС США.
Федеральная резервная система (ФРС) США -государственное агентство, состоящее из 12 региональных федеральных резервных банков, расположенных в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Ричмонде, Атланте, Чикаго, Сент-Луисе, Миннеаполисе, Канзас-Сити, Далласе, Сан-Франциско, и выполняющее функции национального центрального банка США. Федеральная резервная система была основана конгрессом США в 1913 г. для обеспечения финансовой стабильности страны. Несмотря на то, что региональные федеральные резервные банки находятся в частной собственности банков - членов ФРС, права собственников ограничены и связаны главным образом с возможностью получения дохода на оплаченный капитал, а также в случае необходимости получения финансовых ре-
сурсов со стороны федерального резервного банка. Также банки - члены ФРС имеют право выбирать шесть управляющих в совет управляющих, состоящий из девяти человек, по определенному алгоритму, установленному федеральным законом.
На ФРС США возложено выполнение следующих обязанностей1:
- проведение денежно-кредитной политики для достижения максимальной занятости в экономике, обеспечения стабильности цен и низких процентных ставок;
- надзор и регулирование банковских учреждений для обеспечения надежности банковской системы страны и защиты вкладчиков;
- поддержание стабильности финансовой системы;
- предоставление финансовых услуг депозитным учреждениям, правительству США и иностранным официальным организациям. Капитал каждого регионального федерального
резервного банка, разделенный на акции номинальной стоимостью по 100 долл. каждая, формируется за счет подписки банков - членов ФРС региона базирования данного банка. Номинальная стоимость каждого банка - члена ФРС в капитале
1 The Federal Reserve System: Purposes and Functions. Washington, D. C.: Board of Governors of the Federal Reserve System, 2005.
регионального федерального резервного банка должна составлять 3 % его собственных средств (капитал банка - члена ФРС плюс сформированные накопления). По мере изменения данной величины, а также количества банков - членов ФРС изменяется и капитал резервного банка. Акции федерального резервного банка не могут свободно продаваться на рынке и, таким образом, не имеют рыночной стоимости, а только номинальную. По акциям федеральные резервные банки вне зависимости от полученной прибыли выплачивают дивиденды из расчета 6 % годовых.
Следует обратить внимание на то, что выпуск казначейством США долговых бумаг рассматривается как государственный долг правительства США, а выпуск долговых обязательств ФРС США не входит в объем этого государственного долга. Долговым обязательствам ФРС США противопоставляются ее активы и, таким образом, можно считать, что долговые обязательства обеспечены активами. Долговые обязательства казначейства США не считаются чем-либо обеспеченными, кроме будущего потока налоговых доходов федерального бюджета США.
Федеральная резервная система США выступает одним из крупных держателей долговых обязательств правительства США, позволяя тем самым ему увеличивать свой долг и сдерживать от роста
Основные статьи консолиди на начало года в 19
процентную ставку по этим обязательствам. Рост процентной ставки по долговым обязательствам правительства США привел бы к эффекту снежного кома: рост процентной ставки потребовал бы привлечения больших средств на покрытие дефицита федерального бюджета, а это приводило бы к еще большему росту процентной ставки и т. д. В итоге правительство США оказалось неплатежеспособным по государственному долгу.
На начало 2013 г. активы ФРС США составляли 2,9 трлн долл., или 22 % от активов всех коммерческих банков. Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. привел к необходимости поддержки финансовой системы. В США ФРС приобрела проблемные ипотечные бумаги за счет размещения на рынке собственных обязательств, что привело к росту валюты баланса ФРС в 2,5 раза: с 925 млрд долл. (на начало 2008 г.) до 2,3 трлн долл. (на начало 2009 г.). При этом динамика предложения денег со стороны ФРС не имела скачков, а увеличивалась постепенно (табл. 1).
За 16 лет (1997-2013 гг.) деньги, выпущенные ФРС, увеличились в 2,6 раза (с 427 млрд до 1,1 трлн долл.), однако за тот же период номинальный ВВП вырос в 2 раза. В целом темпы роста денег ФРС в долгосрочной перспективе носили стабильный характер и соответствовали сумме роста экономики и инфляции (с учетом циклической составляющей).
Таблица 1
)ванного баланса ФРС США -2013 гг., млн долл.
Год Активы Деньги Собственные средства
Капитал Накопление Другие счета капитала Итого
1997 481 140 426 522 4 602 4 496 - 9 098
1998 517 847 457 469 5 433 5 220 - 10 653
1999 533 434 489 345 5 960 5 952 - 11 912
2000 639 857 588 939 6 442 6 432 - 12 874
2001 607 871 562 879 6 997 6 188 267 13 452
2002 663 141 611 879 7 374 7 283 186 14 843
2003 732 048 654 272 8 380 8 380 - 16 760
2004 772 444 689 757 8 847 8 847 - 17 694
2005 817 267 718 481 11 846 10 820 109 22 775
2006 854 566 756 534 13 542 12 905 604 27 051
2007 878 524 781 347 15 328 15 029 248 30 605
2008 925 701 791 684 18 446 18 302 407 37 155
2009 2 265 904 853 168 21 076 21 076 - 42 152
2010 2 238 499 884 449 25 651 25 166 1 330 52 147
2011 2 438 972 940 305 26 524 26 524 - 53 048
2012 2 920 069 1 032 534 26 900 26 900 - 53 800
2013 2 918 753 1 126 861 27 360 27 360 - 54 720
Источник: Federal Reserve Statistical Release H. 4.1. Factors Affecting Reserve Balances. URL: http://www. federalreserve. gov/ releases/h41/.
Таблица 2
Относительные показатели консолидированного баланса ФРС США в 1997-2013 гг., %
Год Доля собственных средств в пассивах Доля выпущенных денег в пассивах Деньги ФРС к ВВП Финансовый рычаг Активы к ВВП Собственные средства к ВВП Прибыль к ВВП
1997 1,9 88,6 5,2 52,9 5,8 0,01 0,04
1998 2,1 88,3 5,2 48,6 5,9 0,01 0,04
1999 2,2 91,7 5,3 44,8 5,7 0,01 0,04
2000 2,0 92,0 5,9 49,7 6,5 0,01 0,04
2001 2,2 92,6 5,5 45,2 5,9 0,01 0,03
2002 2,2 92,3 5,8 44,7 6,3 0,01 0,03
2003 2,3 89,4 5,9 43,7 6,6 0,02 0,02
2004 2,3 89,3 5,8 43,7 6,5 0,01 0,02
2005 2,8 87,9 5,7 35,9 6,5 0,02 0,02
2006 3,2 88,5 5,7 31,6 6,4 0,02 0,03
2007 3,5 88,9 5,6 28,7 6,3 0,02 0,03
2008 4,0 85,5 5,6 24,9 6,5 0,03 0,03
2009 1,9 37,7 6,2 53,8 16,3 0,03 0,04
2010 2,3 39,5 6,1 42,9 15,5 0,04 0,06
2011 2,2 38,6 6,3 46,0 16,3 0,04 -
2012 1,8 35,4 6,6 54,3 18,6 0,03 -
2013 1,9 38,6 6,8 53,3 17,7 0,03 -
В среднем 2,4 74,4 5,8 43,8 9,4 0,02 0,03
Источник: Federal Reserve Statistical Release H. 4.1. Factors j releases/h41/.
В итоге доля денег ФРС по отношению к ВВП (за период с начала 1997 г. по начало 2012 г.) находилась в диапазоне от 5,2 до 6,8 % при среднем значении 5,8 % (табл. 2). Некоторое повышение (на 7-14 %) этой доли с 2009 г. отражает рост спроса на доллары США в связи с общей нестабильностью мировой экономики, так как инвестиции в американскую экономику до сих пор рассматриваются в качестве наименее рискованных видов вложения капитала.
Американская валюта в современном мире выполняет двойственную роль - выступает как национальные деньги США и как мировые деньги. Такая двойственная роль получила название парадокса (дилеммы) Триффина2, суть которого состоит в том, что выполнение валютой функций мировых денег приводит к дефициту платежного баланса страны. Эмиссия мировой валюты национальным центральным банком должна обеспечивать потребность не только национальной экономики, но и всей мировой экономики в целом, что придает определенную специфику денежно-кредитной политике страны.
До 2009 г. основным источником формирования финансовых ресурсов ФРС являлись выпущенные деньги, их доля составляла от 85 до 93 %, а общая доля активов ФРС составляла 6-6,5 % к ВВП США.
2 Триффин Роберт (1911-1993 гг.) - американский экономист, профессор Йельского университета.
ecting Reserve Balances. URL: http://www. federalreserve. gov/
Включение ФРС в спасение финансовой системы страны (а через это и мировой экономики в целом) привело к росту величины его пассивов и активов, в результате чего доля активов ФРС в ВВП США увеличилась до 17-19 %, а доля выпущенных денег в источниках финансирования ФРС снизилась до 35-40%.
Доля собственных средств в источниках финансирования ФРС (за период с начала 1997 г. по начало 2013 г.) составляла в среднем 2,4 %, чему соответствует среднее значение финансового рычага, равное 43,8. На начало 2013 г. собственные средства ФРС составляли 54,72 млрд долл. и увеличиваются за счет части капитализации прибыли, из которой около 50 % поступает на увеличение капитала, еще 50 % - на увеличение других счетов собственных средств. Доля собственных средств в ВВП является незначительной и в среднем составляет 0,02 %, а доля прибыли 0,03 %.
Значение отдельных региональных федеральных резервных банков в ФРС не одинаково. Наиболее крупным из них является федеральный резервный банк Нью-Йорка, величина активов которого составляет 1/2 от всех активов ФРС, а доля выпущенных денег в обращение и доля собственных средств в ФРС - 1/3. Для сравнения: доли в совокупных активах ФРС федеральных
резервных банков Сент-Луиса и Миннеаполиса составляют соответственно 1,6 и 1 %. В абсолютном выражении активы федерального резервного банка Миннеаполиса составляют 29,5 млрд долл., в то время как активы федерального резервного банка Нью-Йорка - 1,6 трлн долл. (на 02.01.2013). Доли же собственных средств данных банков в совокупных собственных средствах и того меньше - 0,8 и 0,4 % соответственно (табл. 3 и 4).
За 97 лет (1914-2010 гг.) операционные доходы ФРС в текущих ценах составили 928,3 млрд долл., операционные расходы - 74 млрд руб., а сальдо прочих доходов и расходов составило - 3,1 млрд долл. Совокупная прибыль ФРС в текущих ценах составила 857,4 млрд долл., из которой 811 млрд долл. (94,6 %) перечислено казначейству США, 13,9 млрд долл. (1,6 %) - выплаты по дивидендам, 32,5 млрд долл. (3,8 %) - оставлены в распоряжении ФРС (табл. 5).
Таблица 3
Основные статьи баланса региональных федеральных резервных банков США
на 02.01.2013, млн долл.
Федеральный резервный банк Активы Золото Денежная масса Капитал Накопления
Бостон 85 821 408 41 436 1 345 1 345
Нью-Йорк 1 553 981 3 824 384 503 8 745 8 745
Филадельфия 83 676 437 43 448 2 116 2 116
Кливленд 74 445 515 52 674 2 134 2 134
Ричмонд 180 628 890 91 950 5 746 5 746
Атланта 209 420 1 337 149 879 1 559 1 559
Чикаго 150 224 839 82 970 781 781
Сент-Луис 47 019 313 33 591 228 228
Миннеаполис 29 500 192 19 254 115 115
Канзас-Сити 54 783 315 29 687 227 227
Даллас 117 778 725 67 573 434 434
Сан-Франциско 331 459 1 242 129 896 3 880 3 880
Итого... 2 918 753 11 037 1126 861 27 360 27 360
Источник: Federal Reserve Statistical Release H. 4.1. Factors Affecting Reserve Balances. URL: http://www. federalreserve. gov/ releases/h41/.
Таблица 4
Доля отдельных статей баланса региональных федеральных резервных банков США
в общем его итоге на 02.01.2013, млн долл.
Федеральный резервный банк Доля денежной массы банка в его активах Доля собственных средств банка в его активах Финансовый рычаг Доля активов банка в совокупных активах ФРС Доля денежной массы, выпущенной в обращение, в общем объеме денежной массы ФРС Доля собственных средств банка в общей величине собственных средств ФРС Доля золота, находящегося в собственности банка, по отношению к объему золота, находящегося у ФРС
Бостон 48 3,1 64 2,9 3,7 5,0 3,7
Нью-Йорк 25 1,1 178 53,2 34,1 32,0 34,6
Филадельфия 52 5,1 40 2,9 3,9 7,7 4,0
Кливленд 71 5,7 35 2,6 4,7 7,8 4,7
Ричмонд 51 6,4 31 6,2 8,2 21,0 8,1
Атланта 72 1,5 134 7,2 13,3 5,7 12,1
Чикаго 55 1,0 192 5,1 7,4 3,0 7,6
Сент-Луис 71 1,0 206 1,6 3,0 0,8 2,8
Миннеаполис 65 0,8 257 1,0 1,7 0,4 1,7
Канзас-Сити 54 0,8 241 1,9 2,6 0,8 2,9
Даллас 57 0,7 271 4,0 6,0 1,6 6,6
Сан-Франциско 39 2,3 85 11,4 11,5 14,2 11,3
Источник: Federal Reserve Statistical Release H. 4.1. Factors Affecting Reserve Balances. URL: http://www. federalreserve. gov/ releases/h41/.
Таблица 5
Формирование и использование прибыли ФРС США в 1914-2010 гг., тыс. долл.
Год Формирование прибыли Прибыль Распределение прибыли*
Операционные доходы Операционные расходы Сальдо прочих доходов/ расходов Дивиденды Казначейству США Накопление
1914-1915 2 173 2 018 -296 -141 217 0 0
1916 5 218 2 082 -385 2 751 1 743 0 0
1917 16 128 4 922 -1 625 9 581 6 804 1 134 1 134
1918 67 584 10 577 -4 292 52 715 5 541 0 48 334
1919 102 381 18 745 -5 268 78 368 5 012 2 704 70 652
1920 181 297 27 549 -4 454 149 294 5 654 60 725 82 916
1921 122 866 33 722 -7 056 82 088 6 120 59 974 15 993
1922 50 499 28 837 -5 165 16 497 6 307 10 851 -660
1923 50 709 29 062 -8 936 12 711 6 553 3 613 2 546
1924 38 340 27 768 -6 854 3 718 6 682 114 -3 078
1925 41 801 26 819 -5 532 9 450 6 916 59 2 474
1926 47 600 24 914 -6 074 16 612 7 329 818 8 464
1927 43 024 24 894 -5 081 13 049 7 755 250 5 044
1928 64 053 25 401 -6 530 32 122 8 458 2 585 21 079
1929 70 955 25 810 -8 743 36 402 9 584 4 283 22 536
1930 36 424 25 358 -3 079 7 987 10 269 17 -2 298
1931 29 701 24 843 -1 887 2 971 10 030 0 -7 058
1932 50 019 24 457 -3 248 22 314 9 282 2 011 11 021
1933 49 487 25 918 -15 612 7 957 8 874 0 -917
1934 48 903 26 844 -6 828 15 231 8 782 0 6 510
1935 42 752 28 695 -4 620 9 437 8 505 298 607
1936 37 901 26 016 -3 372 8 513 7 830 227 353
1937 41 233 25 295 -5 136 10 802 7 941 177 2 616
1938 36 261 25 557 -1 123 9 581 8 019 120 1 862
1939 38 501 25 669 -587 12 245 8 110 25 4 534
1940 43 538 25 951 8 273 25 860 8 215 82 17 617
1941 41 380 28 536 -3 707 9 137 8 430 141 571
1942 52 663 32 051 -8 140 12 472 8 669 198 3 554
1943 69 306 35 794 16 016 49 528 8 911 245 40 327
1944 104 392 39 659 -6 294 58 439 9 500 327 48 410
1945 142 210 41 666 -7 881 92 663 10 183 248 81 970
1946 150 385 50 493 -7 368 92 524 10 962 67 81 467
1947 158 656 58 191 -5 229 95 236 11 523 75 320 8 366
1948 304 161 64 280 -42 748 197 133 11 920 166 690 18 523
1949 316 537 67 931 -21 669 226 937 12 329 193 146 21 462
1950 275 839 69 822 25 544 231 561 13 083 196 629 21 849
1951 394 656 83 793 -13 804 297 059 13 865 254 874 28 321
1952 456 060 92 051 -11 059 352 950 14 682 291 935 46 334
1953 513 037 98 493 -16 081 398 463 15 558 342 568 40 337
1954 438 486 99 068 -10 799 328 619 16 442 276 289 35 888
1955 412 488 101 159 -9 166 302 163 17 712 251 741 32 710
1956 595 649 110 240 -10 966 474 443 18 905 401 556 53 983
1957 763 348 117 932 -21 023 624 393 20 081 542 708 61 604
1958 742 068 125 831 -11 766 604 471 21 197 524 059 59 215
1959 886 226 131 848 85 392 839 770 22 722 910 650 -93 601
1960 1 103 385 139 894 9 886 973 377 23 948 896 816 42 613
1961 941 648 148 254 -9 539 783 855 25 570 687 393 70 892
1962 1 048 508 161 451 -14 741 872 316 27 412 799 366 45 538
1963 1 151 120 169 638 -17 021 964 461 28 912 879 685 55 864
1964 1 343 747 171 511 -25 159 1 147 077 30 782 1 582 119 -465 823
60
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА
Окончание табл. 5
Год Формирование прибыли Прибыль Распределение прибыли*
Операционные доходы Операционные расходы Сальдо прочих доходов/ расходов Дивиденды Казначейству США Накопление
1965 1 559 484 172 111 -31 157 1 356 216 32 352 1 296 810 27 054
1966 1 908 500 178 212 -28 193 1 702 095 33 696 1 649 455 18 944
1967 2 190 404 190 561 -27 466 1 972 377 35 027 1 907 498 29 851
1968 2 764 446 207 678 -26 152 2 530 616 36 959 2 463 629 30 027
1969 3 373 361 237 828 -37 704 3 097 829 39 237 3 019 161 39 432
1970 3 877 218 276 572 -33 360 3 567 286 41 137 3 493 571 32 580
1971 3 733 370 319 608 36 689 3 450 451 43 488 3 356 560 40 403
1972 3 792 335 347 917 -116 305 3 328 113 46 184 3 231 268 50 661
1973 5 016 769 417 879 -158 891 4439 999 49 140 4 340 680 51 178
1974 6 280 091 476 235 -149 794 5 654 062 52 580 5 549 999 51 483
1975 6 257 937 514 359 -273 077 5 470 501 54 610 5 382 064 33 828
1976 6 623 220 558 129 -83 336 5 981 755 57 351 5 870 463 53 940
1977 6 891 317 568 851 -279 407 6 043 059 60 182 5 937 148 45 728
1978 8 455 309 592 558 -746 504 7 116 247 63 280 7 005 779 47 268
1979 10 310 148 625 168 -270 069 9414911 67 194 9 278 576 69 141
1980 12 802 319 718 033 -250 741 11 833 545 70 355 11 706 370 56 821
1981 15 505 350 814 190 -518 966 14 172 194 74 574 14 023 723 76 897
1982 16 517 385 926 034 -229 087 15 362 264 79 352 15 204 591 78 320
1983 16 068 362 1 023 678 -624 052 14 420 632 85 152 14 228 816 106 663
1984 18 068 821 1 102 444 -657 665 16 308 712 92 620 16 054 095 161 996
1985 18 131 983 1 127 744 1 050 507 18 054 746 103 029 17 796 464 155 253
1986 17 464 528 1 156 868 1 697 775 18 005 435 109 588 17 803 895 91 954
1987 17 633 012 1 146 911 1 544 049 18 030 150 117 499 17 738 880 173 771
1988 19 526 431 1 205 960 -765 566 17 554 905 125 616 17 364 319 64 971
1989 22 249 276 1 332 161 989 989 21 907 104 129 885 21 646 417 130 802
1990 23 476 604 1 349 726 1 802 569 23 929 447 140 758 23 608 398 180 292
1991 22 553 002 1 429 322 34 782 21 158 462 152 553 20 777 552 228 356
1992 20 235 028 1 474 531 -1 412 144 17 348 353 171 763 16 774 477 402 114
1993 18 914 251 1 657 800 -726 681 16 529 770 195 422 15 986 765 347 583
1994 20 910 742 1 795 328 1 848 809 20 964 223 212 090 20 470 011 282 122
1995 25 395 148 1 818 416 326 237 23 902 969 230 527 23 389 367 283 075
1996 25 164 303 1 947 861 -2 241 875 20 974 567 255 884 20 083 340 635 343
1997 26 917 213 1 976 453 -3 150 431 21 790 329 299 652 20 658 972 831 705
1998 28 149 477 1 833 436 1 319 484 27 635 525 343 014 26 560 936 731 575
1999 29 346 836 1 852 162 -1 232 306 26 262 368 373 579 25 409 736 479 053
2000 33 963 992 1 971 688 -2 123 932 29 868 372 409 614 25 343 892 4 114865
2001 31 870 721 2 084 708 -1 751 028 28 034 985 428 183 27 089 222 517 580
2002 26 760 113 2 227 078 1 514 649 26 047 684 483 596 24 495 490 1 068 598
2003 23 792 725 2 462 658 1 675 963 23 006 030 517 705 22 021 528 466 796
2004 23 539 942 2 238 705 141 755 21 442 992 582 402 18 078 003 2 782 587
2005 30 729 357 2 889 544 -4 319 732 23 520 081 780 863 21 467 545 1 271 672
2006 38 410 427 3 263 844 -951 822 34 194 761 871 255 29 051 678 4 271 828
2007 42 576 025 3 510 206 -349 533 38 716 286 922 353 34 598 401 3 125 533
2008 41 045 582 4 870 374 -670 843 35 504 365 1 189 626 31 688 688 2 626 053
2009 54 463 121 5 978 795 4 938 573 53 422 899 1 428 202 47 430 237 3 564 460
2010 79 300 937 6 270 420 8704 111 81 734 628 1 582 785 79 268 124 883 724
Итого... 928 275 307 73 977 051 -3 143 206 857 441462 13 931 743 811 02 7 368 32 466 466
Источник: 97th Annual Report 2010 Board of Governors of the Federal Reserve System Washington, D. C. June, 2011.
* Сумма статей распределения прибыли в итоге может не давать прибыли из-за невключения менее значимых статей.
По итогам пяти лет (1914, 1915, 1930, 1931, 1933 гг.) сумма дивидендных выплат превышала сумму полученной прибыли. По расчетам автора, величина совокупной прибыли в ценах 2010 г., полученной ФРС США за 1914-2010 гг., составляет 1,5 трлн долл. Фактически же с учетом возможной переоценки золотых запасов эта величина будет еще больше на 400-450 млрд долл. (при условии отражения их в составе счета прибылей и убытков).
В 2010 г. ФРС получила прибыли 81,7 млрд долл. (0,6 % ВВП), из которой 79,3 млрд долл. (97 %) было направлено казначейству США, 1,6 млрд долл. (1,9) - на выплату дивидендов, 0,9 млрд долл. (1,1 %) оставлены в распоряжении ФРС. Получаемая федеральными резервными банками прибыль не облагается корпоративным налогом.
Выплаты дивидендов производились за все годы существования ФРС, а выплаты казначейству США -за все годы, кроме шести лет (1914, 1915, 1918, 1931, 1933, 1934 гг.). Использование накоплений ФРС производила семь раз, последнее - в 1964 г.
Доля дивидендов в прибыли ФРС США имела тенденцию к сокращению, и с 1943 г. она стала меньше (причем существенно) половины получаемой прибыли, а с 1966 г. эта доля не превосходила 2 % (табл. 6).
Начиная с 1947 г. наибольшая доля прибыли ФРС стала перечисляться казначейству США, а за
Таблица 6 Структура использования прибыли ФРС США в 1914-2010 гг., °%
Год Дивиденды Платежи казначейству США Накопление
1914-1915 -153,9 0 0
1916 63,4 0 0
1917 71,0 11,8 11,8
1918 10,5 0 91,7
1919 6,4 3,5 90,2
1920 3,8 40,7 55,5
1921 7,5 73,1 19,5
1922 38,2 65,8 -4,0
1923 51,6 28,4 20,0
1924 179,7 3,1 -82,8
1925 73,2 0,6 26,2
1926 44,1 4,9 51,0
1927 59,4 1,9 38,7
1928 26,3 8,0 65,6
1929 26,3 11,8 61,9
1930 128,6 0,2 -28,8
1931 337,6 0,0 -237,6
1932 41,6 9,0 49,4
1933 111,5 0,0 -11,5
1934 57,7 0,0 42,7
Продолжение табл. 6
Год Дивиденды Платежи казна- Накопле-
чейству США ние
1935 90,1 3,2 6,4
1936 92,0 2,7 4,1
1937 73,5 1,6 24,2
1938 83,7 1,3 19,4
1939 66,2 0,2 37,0
1940 31,8 0,3 68,1
1941 92,3 1,5 6,2
1942 69,5 1,6 28,5
1943 18,0 0,5 81,4
1944 16,3 0,6 82,8
1945 11,0 0,3 88,5
1946 11,8 0,1 88,0
1947 12,1 79,1 8,8
1948 6,0 84,6 9,4
1949 5,4 85,1 9,5
1950 5,6 84,9 9,4
1951 4,7 85,8 9,5
1952 4,2 82,7 13,1
1953 3,9 86,0 10,1
1954 5,0 84,1 10,9
1955 5,9 83,3 10,8
1956 4,0 84,6 11,4
1957 3,2 86,9 9,9
1958 3,5 86,7 9,8
1959 2,7 108,4 -11,1
1960 2,5 92,1 4,4
1961 3,3 87,7 9,0
1962 3,1 91,6 5,2
1963 3,0 91,2 5,8
1964 2,7 137,9 -40,6
1965 2,4 95,6 2,0
1966 2,0 96,9 1,1
1967 1,8 96,7 1,5
1968 1,5 97,4 1,2
1969 1,3 97,5 1,3
1970 1,2 97,9 0,9
1971 1,3 97,3 1,2
1972 1,4 97,1 1,5
1973 1,1 97,8 1,2
1974 0,9 98,2 0,9
1975 1,0 98,4 0,6
1976 1,0 98,1 0,9
1977 1,0 98,2 0,8
1978 0,9 98,4 0,7
1979 0,7 98,6 0,7
1980 0,6 98,9 0,5
1981 0,5 99,0 0,5
1982 0,5 99,0 0,5
1983 0,6 98,7 0,7
1984 0,6 98,4 1,0
1985 0,6 98,6 0,9
1986 0,6 98,9 0,5
1987 0,7 98,4 1,0
Окончание табл. 6
Год Дивиденды Платежи казна- Накопле-
чейству США ние
1988 0,7 98,9 0,4
1989 0,6 98,8 0,6
1990 0,6 98,7 0,8
1991 0,7 98,2 1,1
1992 1,0 96,7 2,3
1993 1,2 96,7 2,1
1994 1,0 97,6 1,3
1995 1,0 97,9 1,2
1996 1,2 95,8 3,0
1997 1,4 94,8 3,8
1998 1,2 96,1 2,6
1999 1,4 96,8 1,8
2000 1,4 84,9 13,8
2001 1,5 96,6 1,8
2002 1,9 94,0 4,1
2003 2,3 95,7 2,0
2004 2,7 84,3 13,0
2005 3,3 91,3 5,4
2006 2,5 85,0 12,5
2007 2,4 89,4 8,1
2008 3,4 89,3 7,4
2009 2,7 88,8 6,7
2010 1,9 97,0 1,1
Таблица 7
Показатели рентабельности ФРС США в 1997-2010 гг., %
Год Рентабельность активов Рентабельность собственных средств Рентабельность квазисобственных средств
1997 7,1 372,7 7,3
1998 7,7 406,2 8,5
1999 6,7 324,6 7,4
2000 7,2 323,1 7,7
2001 5,5 271,4 5,8
2002 5,2 234,7 5,5
2003 4,1 184,9 4,4
2004 3,4 149,3 3,7
2005 3,5 151,0 3,8
2006 4,6 165,0 5,1
2007 4,8 152,3 5,3
2008 4,2 120,1 4,5
2009 5,8 143,3 6,4
2010 3,6 193,9 9,1
В среднем 5,2 228,0 5,5
Источник: 97th Annual Report 2010 Board of Governors of the Federal Reserve System Washington, D. C. June, 2011; Federal Reserve Statistical Release H. 4.1. Factors Affecting Reserve Balances. URL: http://www. federalreserve. gov/releases/h41/.
* Сумма статей распределения прибыли в итоге может не давать прибыли из-за невключения менее значимых статей.
1959 и 1964 гг. такие перечисления составили 108,4 и 137,9 % от прибыли соответственно. За все время существования ФРС (до 2010 г. включительно) казначейству США было перечислено 95 % (811 млрд долл.) полученной прибыли, или 1,4 трлн долл. прибыли в ценах 2010 г.
Исходя из созданного финансового механизма распределения прибыли в ФРС США, сумму выплат прибыли казначейству США можно представить следующим образом:
Выплата прибыли казначейству США = = Прибыль - 0,12 х Совокупный капитал
федеральных резервных банков США. Или следующим образом: Выплата прибыли казначейству США = = Прибыль - 0,0036 х Совокупный капитал
банков - членов ФРС. Совокупное чистое накопление прибыли (до 2010 г. включительно), оставшейся в распоряжении ФРС, составило около 32,5 млрд долл.
Источник: Federal Reserve Statistical Release H. 4.1. Factors Affecting Reserve Balances. URL: http://www. federalreserve. gov/releases/h41/.
Рентабельность активов ФРС в 1997-2010 гг. находилась в диапазоне от 3,4 % (2004 г.) до 7,7 % (1998 г.), при среднем значении 5,2 %. Рентабельность собственных средств в среднем составляла 228 % и находилась в диапазоне от 120,1 % (2008 г.) до 406,2 % (1998 г.). За тот же период рентабельность собственных средств Центрального банка Российской Федерации в среднем составляла 20-25 %3. Столь сверхвысокое значение рентабельности собственных средств объясняется тем, что ФРС как совокупность эмиссионных банков получает сеньораж, который практически полностью перечисляется казначейству США, а также значительным показателем финансового рычага. Рентабельность квазисобственных средств4 за тот же период в среднем составила 5,5 % (табл. 7).
3 97th Annual Report 2010 Board of Governors of the Federal Reserve System Washington, D. C. June, 2011. Federal Reserve Statistical Release H. 4.1 (January 3, 2013). FactorsAffecting Reserve Balances. URL: http://www.federalreserve.gov/releases/h41/.
4 Под квазисобственными средствами применительно к эмиссионным банкам автор понимает сумму собственных средств и выпущенных денег в обращение. Это связано с тем, что для эмиссионных банков выпущенные деньги в обращение, с одной стороны, хотя и рассматриваются как обязательства, но с другой стороны, не требуют погашения, так как являются законными платежными средствами и образуют долгосрочный источник финансовых ресурсов.
Можно сделать выводы о том, что основная масса прибыли, получаемая ФРС США, подлежит перечислению казначейству США и рассматривается скорее как достояние общества в целом, а не отдельных частных институтов. Низкая капитализация прибыли приводит к высокому значению финансового рычага и обусловливает сверхвысокую рентабельность собственных средств, составляющую сотни процентов годовых. Однако высокое значение финансового рычага у ФРС США как эмиссионного института рассматривается как допустимое, так как это не приводит к повышению финансового риска, что оказывается характерным для иных финансовых или коммерческих институтов.
Список литературы
1. Смирнова О. В. О влиянии денежно-кредитной политики на величину прибыли Банка России // Финансы и кредит. 2012. № 42. С. 13-18.
2. Смирнова О. В. Сеньораж: механизмы формирования и методы расчета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 40. С. 24-29.
3. Смирнова О. В. Статистические закономерности формирования прибыли Банка России // Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 8-17.
4. Сухарев А. Н. Механизм образования прибыли центральных банков // Финансы и кредит. 2011. 23. С. 15-21.
5. Сухарев А. Н. От политики государственного долга к политике государственного сбережения // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2009. № 4. С. 70-73.
64
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ