Научная статья на тему 'Финансовые регуляторы в управлении государственным внутренним долгом'

Финансовые регуляторы в управлении государственным внутренним долгом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые регуляторы в управлении государственным внутренним долгом»

12112Ю - 2Н4

•инднсы

ФИНАНСОВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ

Т.В. ГРИЦЮК, кандидат экономически* наук,

доцент кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит"

Государственный униеерситет управления

Согласно данным Минфина, по состоянию на 1 января 2003 г. внутренний долг РФ составлял\$21,4 млрд или 680,3 млрд руб., увеличившись, таким образом, с начала 2000 г. на 17,7 %. Расходы на погашение государственного внутреннего долга составляли в 2003 г. 138,4 млрд руб., что на 0,3% ниже уровня платежей 2002 г.

Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» (ст. 102) по долговым обязательствам Российской Федерации установлен в сумме 988,1 млрд руб. В структуре государственного внутреннего долга на 1 января 2004 г. основную долю (81,7 %) занимают обязательства, оформленные облигациями федерального займа, 5,3 % обязательств оформлено в государственные краткосрочные бескупонные облигации.

Предусмотренный в законопроекте верхний предел государственного внутреннего долга определяет возможность значительного прироста государственных внутренних долговых обязательств в сумме 173 млрд руб. по сравнению с их объемом на конец 2003 г., достигшим, по отчету Правительства РФ, уровня 815,1 млрд руб.

Динамика государственного внутреннего долга определяется Программой государственных внутренних заимствований на 2004 г., которая предусматривает необходимость сохранения тенденции превышения заимствований на внутреннем рынке над погашением рублевых обязательств в целях финансирования расходов федерального бюджета на погашение не только внутреннего, но и внешнего государственно-

го долга. Так, в Программе государственных внутренних заимствований Российской Фе-дервации на 2004 г. планируется привлечение средств по государственным ценным бумагам в размере 258,92 млрд руб. (2003 г. - 162,6 млрд руб.) и погашения в размере 118,27 млрд руб. (2003 г. — 112,9 млрд руб.). Чистое привлечение по государственным ценным бумагам должно составить 140,65 млрд руб. (2003 г. — 49,7 млрд руб.)(таблица).

Правительством РФ в 2004 г. предусмотрено предоставление гарантии для привлечения на внутреннем рынке кредитных ресурсов в целях поддержки малого предпринимательства в сумме до 3 млрд руб., а также на финансирование строительства крупных окупаемых объектов транспортной инфраструктуры в сумме до 3 млрд руб. в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга РФ.

Основной прирост государственных внутренних обязательств в 2003 г. обеспечивался в секторе облигаций федеральных займов с амортизацией долга — 67 млрд руб., при привлечении государственных заимствований — в объеме 58,4 млрд руб. Объем государственного долга, оформленного государственными краткосрочными облигациями, за 2003 г. увеличился на 10,8 млрд руб., при привлечении средств — в объеме 49,8 млрд руб. Заметно возрос в 2003 г. объем государственного внутреннего долга по облигациям государственных нерыночных займов (15 млрд руб.) и государственным сберегательным облигациям (10 млрд руб.), при привлечении заимствований соответственно 15 млрд руб. и 9,5 млрд руб. Увеличился также объем государственных гарантий — с 6,6 млрд руб. до 11,7 млрд руб. На 2004 г. аналогичный показатель запланирован в объеме

ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

15

12 11211 - 2114

ФИНАНСЫ

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2004 г.1

Показатель Сумма (тыс. руб)

Внутренние заимствования (привлечение/погашение) 108 371 138,0

Государственные ценные бумаги 140 648 591,4

Привлечение средств 258 919 183,7

Погашение основной суммы задолженности 118 270 592,3

Иные долговые обязательства 32 277 453,4

Привлечение средств -

Погашение основной суммы задолженности 32 277 453,4

В том числе:

Предварительная компенсация сбережений 25 000 000

Погашение государственных долговых товарных обязательств 1 500 000

Погашение векселей Министерства финансов РФ 3 877 453,4

Исполнение прочих государственных долговых обязательств 1 900 000

Кроме того:

Предоставление гарантий РФ 57 774 000

В том числе:

Для развития ипотечного жилищного кредитования по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» 4 500 000

По страхованию военных и связанных с ними рисков ответственности автоперевозчиков перед третьими лицами 30 000 000

Для поддержки экспорта промышленной продукции 12 688 000

По заимствованиям ЗАО «Росэксимбанк» 1 586 000

По государственной поддержке создания национальной системы подвижной (мобильной) спутниковой связи «Садко» 3 000 000

Для привлечения на внутреннем рынке кредитных ресурсов в целях финансирования поддержки малого предпринимательства 3 000 000

Для привлечения на внутреннем рынке кредитных ресурсов на финансирование строительства крупных окупаемых объектов транспортной инфраструктуры 3 000 000

57,77 млрд руб. Планируемый уровень доходности по краткосрочным облигациям в 2003 г. составил 13 - 14,5 %, по среднесрочным и долгосрочным инструментам — на уровне 15 —17 % (рисунок).

В 2004 г. предусмотрено финансирование расходов, связанных с погашением Правительством РФ государственных долговых товарных обязательств за счет средств федерального бюджета в сумме 1 500 млн руб.

Предусмотрено также погашение в 2004 г. Министерством финансов РФ через сберегательный банк облигаций целевых беспроцентный займов 1990 г. и целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1991 — 1993 гг., оставшихся не погашенными на 1 января 2004 г.

В целом приоритет государственных внутренних заимствований над внешними в целях рефинансирования государственного долга в сложившихся условиях представляется оправданным. В 2004 г. государственные заимствования на внутреннем рынке долговых обяза-

1 Приложение 25 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год».

тельств могут быть более дешевыми и не повлекут чрезмерных рисков федерального бюджета по увеличению текущих долговых платежей и объемов обязательств, в том числе в связи с непредсказуемыми колебаниями курсов мировых иностранных валют. Анализ показывает, что рынок государственного внутреннего долга фактически способен выполнять функции аккумулирования источников бюджетного дефицита, стабилизации денежного оборота и инструмента регулирования ликвидности банковской системы. Вместе с тем он пока не стал действенным инструментом поддержки экономического роста и инвестиционной активности.

По мнению Правительства РФ, последние годы на рынке государственного внутреннего долга происходили позитивные перемены: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг.

В настоящее время происходит активизация деятельности эмитента; этому способствуют как перечисленные выше факторы, так и

ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

1211281-2114

•МАНСЫ

140

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Государственный внутренний долг РФ

2006 Год

погашение обязательств, выпущенных в ходе новации, предсказуемость валютного и денежно-кредитного рынка.

Таким образом, благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов.

По прогнозу Минфина России, к 1 января 2005 г. объем государственного внутреннего долга России составит $25,7 млрд к 2004 г., $29,5 млрд - к 2005 г., $34,4 млрд - к 2006 г.

За период 2000 — 2003 гг. значительно улучшились качественные характеристики рынка: снижен уровень доходности по государственным облигациям. Это отвечает интересам и инвесторов, и бюджета. Инвесторы получают умеренный, соответствующий невысоким рискам доход (2-3 % в реальном исчислении), что мотивирует увеличение их участия в рынке госдолга. Удлинение средних сроков обращения государственных ценных бумаг (до 1,3 года) и снижение доходности инструментов позволили достичь существенной экономии процентных расходов и направить сэкономленные средства на финансирование непроцентных расходов бюджета; стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положи-

тельно воспринята инвесторами. Значительно увеличилась ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям. При этом основной оборот на рынке приходился на длинные инструменты;

• увеличился объем торгуемого долга на 60 %, его капитализация превысила номинал долга;

• в 2003 г. государственные внутренние заимствования заместили часть внешних займов без существенного увеличения процентных расходов; сектора корпоративных и субфедеральных обязательств получили индикаторы как по стоимости денег, так и по длине размещаемых инструментов. Инструменты, размещаемые на этом рынке, существенно удлиняются, а стоимость их обслуживания уменьшается;

переоформление обязательств, в том числе в рыночные, позволило Банку России в 2002-2003 гг. возобновить операции на открытом рынке.

Использование портфеля Банка России фактически позволяет разделить сферы ответственности на рынке ГКО-ОФЗ: за финансирование бюджетных расходов отвечает Минфин России, операциями на открытом рынке Банк России регулирует денежное предложение.

Процентная политика на рынке государственного внутреннего долга в настоящее время напрямую связана с изменениями в денежной сфере. Заявлено, что основной целью денежно-кредитной политики является сдерживание инфляции, а не сдерживание укрепления рубля, в результате повышается привлекательность инвестиций в рублевые активы. В этой ситуации большой объем свободных средств на рынке способствует резкому росту цен государственных обязательств.

Следует учитывать, что избыточное снижение доходности на внутреннем рынке отрицательно сказалось бы на привлекательности российских государственных ценных бумаг.

ДАЙДЖЕСТ-ЫШСЫ

17

1211211-2114

ФИНАНСЫ

В этой связи необходимо увеличить объемы предложения государственных ценных бумаг (прежде всего долгосрочных) до достижения соответствия спроса и предложения при достаточно привлекательных ценах для заемщика и инвестора и одновременном уменьшении внешнего долга, его рефинансировании за счет дополнительных заимствований на внутреннем рынке. Сложившаяся ситуация будет использована и для резкого увеличения средней длины государственных обязательств.

В рамках политики управления государственным внутренним долгом Правительство РФ приступило к использованию государственных гарантий как способа стимулирования инвестиционной активности в отдельных отраслях экономики. Приоритет в этой области предоставлен развитию ипотечного жилищного кредитования, призванного способствовать становлению рынка ипотечных потребительских кредитов, развитию строительной отрасли.

С использованием механизма гарантирования обязательств субъектов экономики решаются и иные задачи, требующие участия государства: обеспечение закупочных интервенций на зерновом рынке, гарантии при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков по военным и связанным с ними рискам, страхование политических рисков при кредитовании экспорта и др.

При этом следует иметь в виду, что государственные гарантии учитываются в составе государственного долга и влияют на его финансирование.

Суммируя изложенное, можно утверждать, что результатом проведения в последнее десятилетие «странной» государственной политики в области управления внешним долгом явилось образование так называемого «кризисного» периода для российской экономики.

В итоге в период с 2002 по 2008 гг. расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга составляют ежегодно $14 — $18 млрд. При этом основная часть выплат приходится на новый российский долг (еврооблигации и платежи международным финансовым организациям — $8-10 млрд ежегодно), а эти долги нельзя реструктурировать.

В ближайшие 6 лет России предстоит выплатить более $100 млрд. В результате будет погашено примерно 40 % суммы основного долга, т.е. $50 млрд, примерно такую же сумму составят платежи по обслуживанию

внешнего долга. Столь высокие процентные платежи по кредитам характеризуют в действительности те невыгодные для России условия на которых эти кредиты предоставлялись — до 15 % годовых в валюте. Сегодня кредиты предоставляются России под 9-10 % годовых в валюте, заметим, что для других стран Большой Восьмерки ставки кредитования составляют 3-5 %.

«Кризисный» период усугубляется еще и тем, что в нем присутствуют так называемые «пики» платежей, приходящиеся на 2003, 2005, 2008 гг.

На 2003 г. пришелся первый и при этом самый крупный пик платежей по внешнему долгу - $17,5 млрд. Это примерно 30 % от расходов федерального бюджета, т. е. 7 % годового ВВП России, или 25 % национальных сбережений.

Более того, платежи в 2003 г. в основном концентрировались в пределах двух-трех месяцев, что существенно затрудняло процесс управления денежной наличностью и кассовое исполнение федерального бюджета.

Несмотря на заверения Правительства РФ в том, что оно полностью контролирует ситуацию, проблемы с государственным долгом 2003 г. практически своевременно решены, основные противоречия, связанные с управлением этим долгом, остались. В этих условиях, действия Правительства РФ должны быть сосредоточены на следующих направлениях1'.

проведение структурных реформ в экономике;

создание единой системы управления государственным внутренним и внешним долгом;

постепенное замещение внешнего долга внутренним;

ликвидация неравномерностей платежей по госдолгу;

повышение инвестиционного суверенного рейтинга России;

создание унифицированной системы учета государственных долговых обязательств; урегулирование госдолга бывшего СССР.

2 Селивестров ВПодпорина ИИгудин А. и др. Формирование бюджетных и других финансовых ресурсов региональной политики для выравнивания региональной асимметрии // Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Вып.2. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.

18

ДАЙДЖЕСТ-ННАНСЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.